Меню

Приказ о руководстве педагогической практикой

Оренбургский государственный университет

Порядок организации и проведения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, педагогической практики аспирантов

от 26.12.2014 № 97-р

Скачать (pdf, 1,2 МБ)

1 Общие положения

1.1 Порядок организации и проведения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, педагогической практики аспирантов (далее — Порядок) регулирует вопросы организации и прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, педагогической практики (далее — педагогическая практика) аспирантами всех направлений и профилей подготовки кадров высшей квалификации и форм обучения в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Оренбургский государственный университет» (далее — университет), обучающимися по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

1.2 Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.2013 г. № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», Уставом университета, Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением о кафедре университета, федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее — ФГОС ВО).

1.3 Педагогическая практика аспирантов является обязательной составной частью основной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-педагогической подготовке аспирантов на базах педагогической практики.

1.4 Целью педагогической практики является освоение основ педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях, овладение педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий и подготовки учебно-методических материалов по дисциплинам кафедр, к которым прикреплены аспиранты.

1.5 Основными задачами педагогической практики являются:

  • приобретение опыта педагогической работы в условиях университета;
  • развитие основных профессионально-значимых компетенций;
  • формирование умений и навыков организации учебного процесса и анализа его результатов;
  • освоение основных образовательных технологий;
  • актуализация опыта самообразования и профессионального развития.

2 Содержание педагогической практики

2.1 В соответствии с требованиями к организации практики, содержащимися во ФГОС ВО, Уставом университета, а также настоящим Порядком кафедра общей и профессиональной педагогики разрабатывает программу педагогической практики с учетом специфики направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

2.2 Программа и объем педагогической практики определяются ФГОС ВО с учетом рабочих учебных планов по направлениям подготовки аспирантуры.

2.2.1 Программа педагогической практики — это нормативно-методический документ, определяющий содержание практико-ориентированного обучения аспирантов в условиях реальной профессиональной деятельности, соответствующей профилю его подготовки.

2.2.2 Педагогическая практика предусматривает следующие обязательные виды деятельности:

  • учебная аудиторная работа (проведение лекций, семинарских и практических занятий со студентами по дисциплинам профильной кафедры, предусмотренным программами высшего и среднего профессионального образования);
  • учебная внеаудиторная работа (проведение индивидуальных консультаций по учебным дисциплинам, проверка домашних заданий, рефератов, контрольных заданий студентов очной формы обучения, проверка и рецензирование контрольных работ студентов заочной формы обучения);
  • посещение лекционных, семинарских и практических занятий, проводимых преподавателями профильной кафедры;
  • теоретическая работа (ознакомление с федеральными государственными образовательными стандартами, учебными и рабочими учебными планами, учебно-методическими комплексами по дисциплинам соответствующей кафедры, изучение методических материалов по осуществлению контроля качества знаний студентов [положений, инструкций и т. д.]);
  • самостоятельная учебно-методическая работа под контролем научного руководителя (подготовка к лекционным, семинарским и практическим занятиям, включающая составление письменных планов-конспектов; при возможности предоставления аспиранту такой формы практики — составление тестовых заданий для контроля знаний студентов, контрольных заданий, заданий для самостоятельной работы студентов, подготовка презентаций и т. д.).

2.3 Объем учебной аудиторной работы определяется рабочей программой педагогической практики для аспирантов, обучающихся по основной образовательной программе подготовки научно-педагогических кадров по соответствующему направлению.

3 Организация педагогической практики

3.1 Педагогическая практика может проводиться в структурных подразделениях университета или других образовательных организациях высшего образования (далее — образовательная организация).

Аспиранты заочной формы обучения имеют право проходить педагогическую практику по месту работы в образовательных организациях с последующим предоставлением необходимой отчетной документации.

3.2 Педагогическая практика в других образовательных организациях осуществляется на основе договоров о базах практики между университетом и образовательной организацией (приложение А).

3.3 При наличии мотивированных аргументов допускается прохождение педагогической практики в образовательных организациях других субъектов Российской Федерации или стран СНГ.

3.4 Для всех аспирантов прохождение педагогической практики является обязательным. По результатам освоения программы педагогической практики обучающиеся представляют на выпускающую кафедру и кафедру общей и профессиональной педагогики письменный отчет с последующей аттестацией.

3.5 Сроки проведения педагогической практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса на соответствующий учебный год. Сроки устанавливаются с учетом теоретической подготовленности аспирантов и возможностей учебно-производственной базы университета и баз практики.

3.6 Педагогическая практика может осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением.

3.7 Регистрация договоров на проведение педагогической практики осуществляется отделом докторантуры и аспирантуры.

3.8 Отдел докторантуры и аспирантуры по согласованию с заведующим кафедрой общей и профессиональной педагогики:

  • назначает в качестве научных руководителей практики опытных профессоров или доцентов, хорошо знающих данную профессиональную сферу;
  • не позднее чем за месяц до начала педагогической практики распределяет аспирантов по местам практики, готовит и подписывает у проректора по учебной работе приказы о направлении аспирантов на педагогическую практику и назначении научных руководителей практики от университета;
  • обеспечивает образовательные организации, где аспиранты проходят педагогическую практику, а также самих практикантов программами педагогической практики;
  • осуществляет строгий контроль за ходом педагогической практики непосредственно в образовательных организациях, соблюдением ее сроков и содержанием.

3.9 Образовательные организации, являющиеся базами практики:

  • организуют и проводят педагогическую практику в соответствии с договорами, настоящим Порядком и программами педагогической практики;
  • представляют аспирантам-практикантам по мере возможности в соответствии с программой педагогической практики рабочие места, обеспечивающие наибольшую эффективность прохождения педагогической практики;
  • создают необходимые условия для получения аспирантами в период прохождения педагогической практики профессионально-ориентированных знаний, умений и навыков;
  • соблюдают согласованные с университетом календарные графики прохождения педагогической практики;
  • назначают квалифицированных специалистов для руководства педагогической практикой в подразделениях образовательных организаций;
  • предоставляют аспирантам-практикантам возможность пользоваться лабораториями, кабинетами, мастерскими, чертежами и чертежными принадлежностями, технической, научной и другой документацией, имеющейся учебной, научной, технической и другой профессионально-ориентированной литературой и библиотекой базы практики;
  • обеспечивают аспирантам условия безопасной работы, проводят обязательные инструктажи по охране труда и технике безопасности, в том числе вводный и на рабочем месте, с оформлением установленной документации. В необходимых случаях проводят обучение аспирантов-практикантов безопасным методам работы;
  • несут полную ответственность за несчастные случаи с аспирантами, проходящими педагогическую практику в образовательных организациях. Все несчастные случаи, происшедшие на предприятии, в образовательных организациях с аспирантами во время прохождения педагогической практики, расследуют комиссии совместно с руководителем практики от университета и учитывают в образовательных организациях в соответствии с действующим Положением о расследовании и учете несчастных случаев;
  • обеспечивают и контролируют соблюдение аспирантами-практикантами правил внутреннего трудового распорядка, установленных в образовательных организациях;
  • могут налагать, в случае необходимости, приказом руководителя образовательной организации дисциплинарные взыскания на аспирантов-практикантов, нарушающих правила внутреннего трудового распорядка, и сообщать об этом в отдел докторантуры и аспирантуры и ректору университета;
  • оказывают помощь в подборе материалов для выпускных квалификационных работ;
  • дают оценку итогам педагогической практики аспирантов.

3.10 Обязанности научного руководителя практики, заведующего кафедрой, заведующего отделом докторантуры и аспирантуры.

3.10.1 Научный руководитель практики:

  • осуществляет непосредственное руководство педагогической практикой аспирантов на соответствующей кафедре;
  • подбирает дисциплину, учебную группу в качестве базы для проведения педагогической практики, согласовывая с соответствующими факультетами, знакомит аспиранта с планом учебной работы;
  • совместно с аспирантом составляет индивидуальный календарно-тематический план работы, дает согласие на допуск аспиранта к педагогической практике;
  • обеспечивает четкую организацию, планирование и учет результатов педагогической практики аспирантов;
  • готовит индивидуальные задания для прохождения аспирантами педагогической практики;
  • проводит консультации, оказывает методическую помощь аспирантам при выполнении ими индивидуальных заданий;
  • осуществляет контроль за прохождением педагогической практики аспирантами, соблюдением ее сроков и содержания и принимает меры по устранению выявленных недостатков;
  • посещает учебные занятия, проводимые аспирантами;
  • проводит открытые занятия;
  • участвует в анализе и оценке отчетной документации аспиранта, готовит отзыв о прохождении им педагогической практики, дает рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональных педагогических умений аспиранта;
  • участвует в обсуждении вопросов организации педагогической практики на заседаниях кафедры и вносит предложения по ее совершенствованию.

3.10.2 Заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики совместно с заведующими выпускающих кафедр:

  • организуют совместно с отделом докторантуры и аспирантуры проведение педагогической практики аспирантов на кафедрах;
  • обеспечивают необходимые условия для проведения педагогической практики по дисциплинам соответствующей кафедры;
  • проводят совещания с преподавателями кафедры по вопросам организации и проведения педагогической практики аспирантов;
  • посещают выборочно занятия, проводимые аспирантами в рамках прохождения педагогической практики;
  • организуют заседание кафедры по вопросам прохождения аспирантами педагогической практики и контролируют своевременную передачу отчетной документации в отдел докторантуры и аспирантуры.

3.11 Ответственность за проведение педагогической практики в образовательных организациях возлагается приказом руководителя организации на одного из высококвалифицированных работников этой организации.

3.12 Руководитель педагогической практики аспирантов от образовательной организации, осуществляющий общее руководство педагогической практикой:

  • совместно с научным руководителем практики от университета организует и контролирует организацию педагогической практики аспирантов в соответствии с настоящим Порядком, программой и утвержденными графиками прохождения педагогической практики;
  • обеспечивает качественное проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности;
  • организует совместно с руководителем практики от университета чтение лекций, проведение семинаров и консультаций ведущими специалистами по перспективным направлениям развития соответствующей профессиональной сферы, проводит экскурсию внутри образовательной организации;
  • контролирует соблюдение практикантами дисциплины труда и трудового распорядка и сообщает в университет обо всех случаях нарушения аспирантами правил внутреннего трудового распорядка и наложенных на них дисциплинарных взысканий;
  • осуществляет учет работы аспирантов-практикантов;
  • отчитывается перед руководством образовательной организации за проведение педагогической практики.

3.13 Аспирант при прохождении педагогической практики обязан:

  • полностью выполнять задания, предусмотренные программой педагогической практики;
  • соблюдать действующие в образовательной организации правила внутреннего трудового распорядка;
  • изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности, санитарно-гигиенические нормативы и правила;
  • участвовать в рационализаторской и изобретательской работе;
  • нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;
  • представить своевременно научному руководителю практики письменный отчет о выполнении всех заданий и сдать зачет по педагогической практике.
Читайте так же:  Налог на добычу физических лиц

3.14 Для аспирантов продолжительность рабочего времени при прохождении педагогической практики в образовательных организациях составляет не более 40 часов в неделю.

4 Подведение итогов педагогической практики

4.1 В качестве основной формы и вида отчетности устанавливается письменный отчет о педагогической практике. Форма, примерное содержание и структура письменных отчетов определяется кафедрой общей и профессиональной педагогики. Форма контроля прохождения педагогической практики — зачет или дифференцированный зачет (устанавливается учебным планом и программой педагогической практики с учетом требований ФГОС ВО). Оценка по педагогической практике или зачет приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости аспирантов.

4.2 По окончании педагогической практики аспирант-практикант составляет письменный отчет и сдает его научному руководителю практики от университета.

Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной аспирантом работе в период педагогической практики.

4.3 По окончании педагогической практики аспирант не позднее тридцати дней после завершения практики сдает зачет комиссии, назначенной заведующим кафедрой. В состав комиссии входят заведующий кафедрой, научный руководитель практики от университета, научный руководитель аспиранта и, по возможности, руководитель практики от образовательной организации.

При оценке итогов работы аспиранта принимается во внимание характеристика, данная ему руководителем практики от образовательной организации.

4.4 Итоги педагогической практики аспирантов обсуждаются в обязательном порядке на заседаниях ученых советов факультетов (институтов).

4.5 Аспиранты, не выполнившие программу педагогической практики по уважительной причине, направляются на педагогическую практику повторно, в свободное от учебы время.

4.6 Аспиранты, не выполнившие программу педагогической практики без уважительных причин или получившие неудовлетворительную оценку, отчисляются из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета, настоящим Порядком и иными локальными актами университета.

5 Материальное обеспечение педагогической практики

5.1 При наличии вакантных должностей в образовательных организациях с аспирантами, проходящими педагогическую практику, могут заключаться срочные трудовые договоры.

5.2 Оплата труда аспирантов в период педагогической практики при выполнении ими трудовых функций осуществляется в порядке, предусмотренном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с договорами, заключенными университетом с образовательными организациями различных организационно-правовых форм. В период прохождения педагогической практики за аспирантами-стипендиатами, независимо от получения ими заработной платы по месту прохождения педагогической практики, сохраняется право на получение стипендии.

Отчет о педагогической практике

11 декабря 2012 .

С 10 по 30 ноября 2012 студенты 4 курса специальности «Живопись» проходили педагогическую практику в ДХШ г.Иванова и г.Кохмы. Под руководством наших студентов-практикантов дети выполнили работы по живописи, рисунку, композиции на разные темы.

Группа учащихся ДХШ г. Иванова совместно с Денисовой Натальей нарисовали «Натюрморт в технике мягкого материала» и написали «Натюрморт из предметов быта в теплой и холодной гамме»:

Циркова Оля научила детей создавать в технике гуаши «Осенний натюрморт в теплой гамме» и композицию «Силуэт на фоне окна»:

Работу по рисунку на тему «Портрет литературного героя» и композицию на тему «Иллюстрация к басне И.А. Крылова» учащиеся ДШИ г. Кохма выполнили под руководством Марии Калининой:

Корнева Александра и учащиеся ДШИ г. Кохма нарисовали композицию на тему «Сказки русских писателей» по мотивам произведения А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», а также – «Декоративный натюрморт»:

На фото: Корнева Александра объясняет детям особенности и методы работы над декоративным натюрмортом

Печенкина Мария научила Учащихся ДХШ г. Иванова рисовать фигуру человека. Были выполнены: работа по рисунку «Наброски фигуры человека» и работа по живописи «Этюд фигуры человека»:

Мария Пестова провела урок декоративной композиции на тему «Эскиз игрушки». На этом уроке дети выполнили эскиз игрушки на бумаге и в материале:

На уроке по рисунку дети нарисовали гипсовую розетку:

На следующем фото: Мария Пестова с группой учащихся ДХШ г.Иваново:

По результатам педагогической практики 5 декабря 2012г. на первом этаже Ивановского художественного училища им. М.И.Малютина была открыта выставка лучших работ, выполненных учащимися ДХШ г.Иванова и ДШИ г.Кохмы под руководством студентов училища:

Материал на тему:
Приказ о назначении наставником педагогической практики 01.02.2016

Приказ о назначении наставником педагогической практики 01.02.2016

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказом определена наставником молодого специалиста.

Приказом определена наставником молодого специалиста.

Приказ о назначении наставников молодых специалистов.

Приказ МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ «Средняя школа № 8»)О назначении наставниками молодых сп.

Приказ о руководстве педагогической практикой

Утверждено
решением Ученого совета факультета
(протокол № 3 от 15 марта 2013 г.)

Положение о педагогической практике аспирантов
юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

1. Общие положения

1.1. Положение о педагогической практике (далее — Положение) аспирантов на юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова регламентирует порядок и формы прохождения педагогической практики аспирантами очной и заочной форм обучения.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) и Рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (22.06.2011 г. ИБ-733/12), согласно которым практика (педагогическая) предусмотрена как один из компонентов основной образовательной программы подготовки аспирантов.

1.3.Педагогическая практика (далее — практика) в системе послевузовского образования является компонентом профессиональной подготовки к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении.

1.4. Организатором педагогической практики является кафедра, за которой закреплена подготовка аспирантов по соответствующей научной специальности.

1.5. Руководителем педагогической практики аспиранта является научный руководитель.

2. Задачи педагогической практики

2.1. В процессе прохождения педагогической практики аспиранты должны овладеть основами научно-методической и учебно-методической работы: навыками структурирования и психологически грамотного преобразования научного знания в учебный материал, систематизации учебных и воспитательных задач; методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями.

2.2. В ходе практической деятельности по ведению учебных занятий должны быть сформированы умения постановки учебно-воспитательных целей, выбора типа, вида занятия, использования различных форм организации учебной деятельности студентов; диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности.

2.3. В ходе посещения занятий преподавателей соответствующих дисциплин аспиранты должны ознакомиться с различными способами структурирования и предъявления учебного материала, способами активизации учебной деятельности, особенностями профессиональной риторики, с различными способами и приемами оценки учебной деятельности, со спецификой взаимодействия в системе «студент-преподаватель».

3. Организационные основы педагогической практики

3.1. Общий объем аудиторных академических часов педагогической практики одного аспиранта составляет не более 24 часов в одном учебном семестре.

3.2. Педагогическую практику аспирант проходит после успешной сдачи кандидатского минимума по специальности, утверждения научным руководителем и заведующим кафедрой индивидуального плана прохождения педагогической практики аспиранта.

3.3. Обеспечение базы для прохождения аспирантом педагогической практики, общее руководство педагогической практикой и научно-методическое консультирование осуществляется научным руководителем аспиранта Научный руководитель аспиранта обязан регулярно контролировать ведение занятий аспирантом и уровень подготовки академической группы по соответствующей дисциплине.

3.4. За прохождение педагогической практики аспиранту выставляется зачет по итогам: проведенных занятий; по представлению отзыва руководителя практики и отчетной документации, подготовленной аспирантом.

3.5. Кафедра заблаговременно информирует учебный отдел о проведении семинарских занятий аспирантом, указывая фамилию, имя, отчество аспиранта и его научного руководителя, контактные данные аспиранта, учебную дисциплину, по которой будут вестись занятия аспирантом, объем этих занятий в академических часах, даты проведения занятий аспирантом.

4. Содержание педагогической практики

4.1. Для успешного прохождения педагогической практики аспирант должен выполнить следующий минимальный объем учебной нагрузки:

— разработать индивидуальную учебную программу прохождения педагогической практики;

-изучить опыт преподавания ведущих преподавателей факультета в ходе посещения учебных семинарских и лекционных занятий по научной дисциплине, смежным наукам;

— разработать содержание учебных семинарских занятий по предмету;

— провести не менее трех семинарских занятий по предмету;

— совместно с научным руководителем участвовать в принятии зачетов и экзаменов по предмету;

— на основе анализа собственного опыта преподавательской деятельности сформировать предложения по стимулированию творческой активности студентов.

4.2. Аспирант вправе проводить внутрисеместровую аттестацию, принимать зачеты и экзамены по предмету только совместно с руководителем педагогической практики. Аспирант, который самостоятельно провел в академической группе более 12 часов занятий, обязан присутствовать на зачете или экзамене у данной группы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова»

новости / события

Педагогическая практика

В соответствии с положением «Проведение педагогической практики аспирантов» (СК-ПРП-47.03-16) и учебными планами по направленностям образовательных программ, аспирантам всех форм и основ второго курса обучения необходимо оформить и предоставить на последнее заседание базовой кафедры по направлению образовательной программы пакет отчетной документации о прохождении педагогической практики до 7 сентября 2018 года (точную дату заседания необходимо уточнить самостоятельно)!

Описание процедуры проведение педагогической практики

Педагогическая практика в системе подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре является компонентом профессиональной подготовки к педагогической деятельности и регламентируется в соответствии с положением «Проведение педагогической практики аспирантов» (СК-ПРП-47.03-16).

Она представляет собой вид практической деятельности аспирантов, включающий в себя преподавание специальных дисциплин, организацию учебной деятельности студентов, научно-методическую работу по предмету, получение умений и навыков в работе преподавателя.

Организатором педагогической практики является базовая кафедра, по соответствующему направлению образовательной программы.

Руководителем педагогической практики аспиранта является научный руководитель.

Цель и задачи педагогической практики

Целью педагогической практики является изучение основ педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях, овладение педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам профиля соответствующего направлению обучения.

В процессе прохождения педагогической практики аспиранты должны овладеть:

– основами научно-методической и учебно-методической работы;

– навыками структурирования и психологически грамотного преобразования научного знания в учебный материал;

– систематизации учебных и воспитательных задач;

– методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, устного и письменного изложения предметного материала;

– разнообразными образовательными технологиями.

В ходе практической деятельности по ведению учебных занятий должны быть сформированы умения постановки учебно-воспитательных целей, выбора типа, вида занятия, использования различных форм организации учебной деятельности студентов; диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности.

В ходе посещения занятий преподавателей соответствующих дисциплин, аспиранты должны познакомиться с различными способами структурирования и предъявления учебного материала, способами активизации учебной деятельности, особенностями профессиональной риторики, с различными способами и приемами оценки учебной деятельности в высшей школе, со спецификой взаимодействия в системе «студент-преподаватель».

Читайте так же:  Налог и налогооблажение

Основная задача педагогической практики — показать результаты комплексной психолого-педагогической, социально-экономической и информационно-технологической готовности аспиранта к педагогической деятельности.

Организационные основы педагогической практики

Общий объем и сроки педагогической практики устанавливаются согласно учебного плана по направленности подготовки, утверждаются научным руководителем и заведующим базовой кафедры по направлению.

Обеспечение базы и условий для прохождения практики возлагается на заведующего базовой кафедрой по направлению, а непосредственное руководство, научно-методическое консультирование и контроль выполнения плана практики аспиранта осуществляется его научным руководителем.

Решением базовой кафедры по направлению аспиранты распределяются по местам прохождения практики (с указанием кафедры или профильной организации).

Направление на практику оформляется приказом ректора, с указанием кафедры или профильной организации.

Перед началом практики заведующий аспирантурой проводит организационное собрание, на котором информирует аспирантов об основных требованиях, нормативных положениях и формах отчетности по педагогической практике.

Аспирантом, совместно с научным руководителем, разрабатывается индивидуальный план практики, который после утверждения заведующим кафедрой по направлению прилагается к индивидуальному плану аспиранта.

Содержание педагогической практики

Педагогическая практика аспирантов предусматривает следующее:

– знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в БГТУ им. В.Г. Шухова;

– изучение опыта педагогической деятельности ведущего профессорско-преподавательского состава института в ходе посещения учебных занятий по научной дисциплине и смежным наукам в рамках направления подготовки в аспирантуре;

– индивидуальное планирование и разработка содержания учебных занятий, методическая работа по предмету;

– проведение учебных занятий по учебной дисциплине (семинаров, практических и лабораторных занятий, чтение лекций) в присутствии научного руководителя или преподавателя, осуществляющего учебный процесс по данной дисциплине;

– участие в разработке методических материалов по преподаваемому предмету;

– индивидуальная работа со студентами, руководство научными студенческими исследованиями, руководство производственной практикой студентов;

– участие в проверке курсовых работ (проектов), расчетно-графических заданий и др. видах работ.

Права и обязанности аспиранта при прохождении практики

Практикант обязан выполнить индивидуальные задания, предусмотренные программой педагогической практики.

Практикант обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка университета, распоряжения администрации и руководителей практики.

Аспирант обязан соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности.

Аспирант имеет право по всем вопросам, возникающим в процессе прохождения практики, обращаться к руководителю практики, пользоваться учебно-методическими пособиями, вносить предложения по усовершенствованию организации практики.

Аспирант во время прохождения практики по предварительному соглашению имеет право на посещение учебных занятий ведущих преподавателей университета с целью изучения их методики преподавания и знакомства с передовым педагогическим опытом.

В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, аспирант может быть отстранен от прохождения педагогической практики.

Аспирант, отстраненный от прохождения практики или работа которого на практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план и имеющим академическую задолженность. По представлению руководителя педпрактики и решению заведующего кафедрой ему может назначаться повторное ее прохождение.

После завершения практики аспирант должен предоставить на базовую кафедру по направлению отчетную документацию не позднее завершения сроков аттестации за второй год обучения.

Аспиранты, ведущие занятия по трудовым договорам в системе высшего профессионального образования, могут зачесть в счет практики соответствующую часть своей учебной нагрузки на основании заявления (Приложение 1).

Обязанности руководителя практики

Общее руководство и контроль за прохождением аспирантами педагогической практики возлагается на начальника отдела аспирантуры, который:

– проводит работу с заведующими кафедрами по направлению и научными руководителями по вопросам организации, проведения практики и подведения ее итогов;

– знакомит аспирантов с Положением, формой и содержанием отчетной документации;

– имеет право посещать занятия практикантов и принимает участие в их обсуждении.

Непосредственное руководство практикантом и контроль за выполнение им плана практики осуществляется его научным руководителем, который:

– составляет рабочий график (план) проведения практики;

– разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;

– участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ в организации (подбирает виды учебной нагрузки и учебную группу в качестве базы для проведения педагогической практики, согласовывает индивидуальный план практики);

– осуществляет контроль за сроком проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, отраженным в индивидуальном плане практики;

– оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий (в планировании и организации учебного процесса, проводит открытые занятия, контролирует работу практиканта, посещает его занятия, принимает меры по устранению недостатков в организации практики, обеспечивает учет результатов практики;

– оценивает результаты прохождения практики обучающимися, дает заключительный отзыв об итогах прохождения практики.

Отчетная документация по педагогической практике

По завершении практики аспирант представляет заведующему базовой кафедрой по направлению следующую документацию:

– отчет о прохождении практики, в котором отражаются все виды учебной нагрузки и методической работы аспиранта (Приложение 2);

– отзыв научного руководителя о прохождении практики, в котором характеризуется выполнение аспирантом учебной нагрузки и методической части программы практики, педагогические умения и способности к педагогической деятельности, уровень подготовки аспиранта (Приложение 3).

Результаты прохождения практики рассматриваются на заседании базовой кафедры по направлению и оцениваются дифференцированным зачетом, который фиксируется в зачетной ведомости.

После заседания кафедры отчетная документация остается на базовой кафедре, а в отдел аспирантуры передаются результаты, в срок не более трех дней после завершения отчета.

Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите всё предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.
Затем укажите, какое слово или цифру нужно исправить.

Приказ о руководстве педагогической практикой

Об организации педагогической практики аспирантов

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. № 814, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре)», Инструктивным письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июня 2011 г. № ИБ-733/12 «О формировании основных образовательных программ послевузовского профессионального образования», Положением об отделе аспирантуры и докторантуры Российской академии адвокатуры и нотариата (далее – Академия), иными локальными нормативными актами Академии.

1.2. Педагогическая практика аспирантов является составной частью (разделом) реализуемых в Академии основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре по специальностям научных работников отрасли 12.00.00 Юридические науки.

1.3. Педагогическая практика аспирантов представляет собой вид практической деятельности аспирантов по осуществлению учебно-воспитательного процесса в высшей школе, включающий в себя преподавание специальных дисциплин, организацию учебной деятельности студентов, научно-методическую работу и направленный на овладение ими системой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной преподавательской работы.

1.4. Организация педагогической практики направлена на выполнение государственных требований к уровню подготовки аспирантов и обеспечение непрерывности и последовательности овладения аспирантами навыками педагогической деятельности.

1.5. Положение определяет цель, задачи, порядок проведения педагогической практики аспирантов, обязанности руководителей практики, права и обязанности аспиранта во время прохождения практики.

1.6. Содержание и форма прохождения педагогической практики определяются разработанной на основании федеральных государственных требований и с учетом настоящего Положения программой практики для аспирантов, обучающихся по образовательной программе послевузовского профессионального образования по соответствующей специальности научных работников.

2. Цель и задачи педагогической практики

2.1. Целью педагогической практики является формирование у аспирантов профессиональной компетентности будущего преподавателя высшей школы.

2.2. Основными задачами педагогической практики являются:

— формирование у аспирантов целостного представления о педагогической деятельности в высшем учебном заведении, в частности, содержании учебной, учебно-методической и научно-методической работы, формах организации учебного процесса и методиках преподавания юриспруденции, применения прогрессивных образовательных технологий в процессе обучения студентов;

— овладение методами преподавания юридических дисциплин в высшем учебном заведении, а также практическими умениями и навыками структурирования и психологически грамотного преобразования научного знания в учебный материал, постановки и систематизации учебных и воспитательных целей и задач, устного и письменного изложения предметного материала, проведения отдельных видов учебных занятий, осуществления контроля знаний студентов, подготовки учебно-методических материалов по дисциплинам учебного плана;

— профессионально-педагогическая ориентация аспирантов и развитие у них индивидуально-личностных и профессиональных качеств преподавателя высшей школы, навыков профессиональной риторики;

— приобретение навыков построения эффективных форм общения со студентами в системе «студент-преподаватель» и профессорско-преподавательским коллективом;

— приобретение практического опыта педагогической работы в высшем учебном заведении;

— приобщение аспирантов к образовательным задачам, решаемым в Академии, вовлечение аспирантов в научно-педагогическую деятельность профильной кафедры;

— укрепление у аспирантов мотивации к педагогической работе в высших учебных заведениях;

— реализация возможности сочетания педагогической деятельности с научно-исследовательской работой, способствующего углубленному пониманию аспирантами проблематики и содержания изучаемой специальности юридической науки;

— комплексная оценка результатов психолого-педагогической, социальной, информационно-технологической подготовки аспиранта к самостоятельной и эффективной научно-педагогической деятельности.

3. Порядок и сроки проведения педагогической практики

3.1. Педагогическая практика проводится в ходе аспирантской подготовки в рамках освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования по соответствующей специальности научных работников.

3.2. Продолжительность прохождения педагогической практики устанавливается в соответствии с учебными планами подготовки аспирантов.

3.3. Сроки прохождения педагогической практики устанавливаются в соответствии с учебными планами подготовки аспирантов, вносятся в индивидуальные планы аспирантов и утверждаются приказом ректора Академии.

3.4. Общий объем (трудоемкость) педагогической практики составляет 3 зачетные единицы (108 академических часов).

3.5. Продолжительность рабочей недели и рабочего дня аспиранта при прохождении практики определяются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и с учетом допустимого максимального объема учебной нагрузки аспиранта 54 академических часов в неделю, включающих все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

3.6. Допуск к прохождению педагогической практики осуществляется приказом ректора Академии на основании представленных аспирантом в отдел аспирантуры и докторантуры следующих документов:

— заявления аспиранта о допуске к прохождению практики на имя ректора Академии;

— индивидуального календарно-тематического плана работы.

3.7. Индивидуальный календарно-тематический план работы составляется аспирантом совместно с научным руководителем и утверждается на заседании профильной кафедры.

3.8. Аспирант допускается к прохождению педагогической практики только при наличии приказа ректора Академии и индивидуального календарно-тематического плана.

3.9. Аспирантам, осуществляющим в Академии или иных высших учебных заведениях преподавательскую деятельность по трудовым договорам или договорам возмездного оказания услуг, а также имеющим стаж педагогической работы в высших учебных заведениях, педагогическая практика может быть зачтена приказом ректора Академии по итогам представления соответствующих подтверждающих документов и необходимой отчетной документации.

Читайте так же:  Как проверить адвоката по реестру

3.10. Приказ ректора Академии о зачете практики готовится отделом аспирантуры и докторантуры на основании следующих представленных аспирантом документов:

— заявления аспиранта о зачете практики на имя ректора Академии;

— копии трудовой книжки или справки из отдела кадров высшего учебного заведения с указанием должности, структурного подразделения (кафедры), ставки, периода работы;

— письменного отчета о педагогической деятельности с указанием видов и объема учебной работы;

— справки-характеристики учебной деятельности за подписью заведующего (заместителя заведующего) кафедрой соответствующего ВУЗа;

— выписки из протокола заседания профильной кафедры Академии о возможности зачета педагогической практики.

3.11. Педагогическая практика проводится на факультетах подготовки специалистов для судебной системы Академии по дисциплинам профильных кафедр Академии, реализующих программу послевузовского профессионального образования по соответствующей научной специальности.

3.12. Аспиранты заочной формы обучения имеют право проходить педагогическую практику по месту работы в высших учебных заведениях с последующим предоставлением необходимой отчетной документации.

3.13. Руководство педагогической практикой аспиранта возлагается на его научного руководителя.

3.14. Педагогическая практика предусматривает следующие обязательные виды деятельности:

— учебная аудиторная работа (проведение лекций, семинарских и практических занятий со студентами по дисциплинам профильной кафедры, предусмотренными программами высшего и среднего профессионального образования);

— учебная внеаудиторная работа (проведение индивидуальных консультаций по учебным дисциплинам, проверка домашних заданий, рефератов, контрольных заданий студентов очной формы обучения, проверка и рецензирование контрольных работ студентов заочной формы обучения);

— посещение лекционных, семинарских и практических занятий, проводимых преподавателями профильной кафедры;

— теоретическая работа (ознакомление с федеральными государственными образовательными стандартами, учебными и рабочими учебными планами, учебно-методическими комплексами по дисциплинам соответствующей кафедры, изучение методических материалов по осуществлению контроля качества знаний студентов (положений, инструкций и т.д.);

— самостоятельная учебно-методическая работа под контролем научного руководителя (подготовка к лекционным, семинарским и практическим занятиям, включающая составление письменных планов-конспектов; при возможности предоставления аспиранту такой формы практики – составление тестовых заданий для контроля знаний студентов, контрольных заданий, заданий для самостоятельной работы студентов, подготовка презентаций и т.д.).

3.15. Объем учебной аудиторной работы определяется программой педагогической практики для аспирантов, обучающихся по программе послевузовского профессионального образования по соответствующей специальности научных работников.

3.16. Доля лекционных занятий в объеме учебной аудиторной работы определяется для каждого аспиранта индивидуально.

3.17. Конкретное содержание педагогической практики аспиранта определяется заведующим (заместителем заведующего) кафедрой и научным руководителем в зависимости от индивидуального уровня педагогической и научной подготовки, плана работы над диссертационным исследованием.

3.18. Для всех видов деятельности при прохождении педагогической практики устанавливается академический час продолжительностью 45 минут.

3.19. При планировании педагогической практики аспиранта и учете выполненной работы следует руководствоваться утвержденными приказом ректора Нормами времени для расчета объема учебной работы, выполняемой профессорско-преподавательским составом Академии и Нормами времени для расчета объема учебно-методической и научно-исследовательской работы, выполняемой профессорско-преподавательским составом Академии.

3.20. При прохождении педагогической практики аспирант осуществляет педагогическую деятельность под руководством научного руководителя и получает от него консультации.

3.21. Присутствие научного руководителя на учебных занятиях, проводимых аспирантом, является обязательным.

3.22. В период прохождения педагогической практики аспиранты подчиняются правилам внутреннего распорядка Академии.

3.23. Перенос сроков прохождения педагогической практики по состоянию здоровья осуществляется приказом ректора Академии на основании личного заявления аспиранта на имя ректора, согласованного с заведующим (заместителем заведующего) кафедрой и научным руководителем, и соответствующего медицинского заключения.

4. Форма контроля и отчетности по педагогической практике

4.1. Формой отчетности по итогам прохождения педагогической практики является представленная аспирантом не позднее 10 дней после окончания практики следующая документация:

— индивидуальный календарно-тематический план работы;

— письменный отчет о прохождении практики, включающий сведения о выполненной аспирантом работе, приобретенных умениях и навыках, перечень проведенных учебных занятий с указанием даты и времени их проведения, курса и номера группы, тем занятий;

— план-конспект одного из проведенных аспирантом учебных занятий и его самоанализ, включающий анализ цели, структуры, организации и содержания занятия, методики его проведения, анализ работы студентов на занятии, анализ способов контроля и оценки знаний студентов;

— копии подготовленных аспирантом учебно-методических материалов или их фрагментов;

— отзыв научного руководителя, содержащий оценку выполненной аспирантом работы.

4.2. По итогам прохождения педагогической практики аспирант отчитывается на заседании профильной кафедры, дату и время проведения которого устанавливает заведующий (заместитель заведующего) кафедрой.

4.3. Процедура отчета состоит из доклада аспиранта о проделанной работе в период практики (не более 5 минут), ответов на вопросы по существу доклада, анализа отчетной документации и отзыва научного руководителя.

4.4. Критериями оценки результатов практики являются:

— мнение научного руководителя об уровне подготовленности аспиранта;

— степень выполнения программы практики;

— содержание и качество представленной аспирантом отчетной документации;

— уровень знаний, показанный при защите практики на заседании кафедры.

4.5. Формой контроля по педагогической практике является зачет. Решением кафедры прохождение практики оценивается как «зачет» или «незачет». Оценка «зачет» вносится в индивидуальный план аспиранта, оценка «незачет» в индивидуальный план не вносится.

4.6. Зачет по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при ежегодной аттестации аспиранта.

4.7. Выписка из протокола заседания кафедры с указанием оценки «зачет» или «незачет» представляется в отдел аспирантуры и докторантуры на каждого аспиранта отдельно не позднее 10 дней после проведения заседания и подшивается в личное дело аспиранта вместе с письменным отчетом аспиранта о прохождении практики.

5. Обязанности научного руководителя, заведующего (заместителя заведующего) кафедрой, заведующего аспирантурой и докторантурой

5.1. Научный руководитель:

— осуществляет непосредственное руководство педагогической практикой аспирантов на соответствующей кафедре;

— подбирает дисциплину, учебную группу в качестве базы для проведения педагогической практики, согласовывая с соответствующими факультетами подготовки специалистов для судебной системы Академии, знакомит аспиранта с планом учебной работы;

— совместно с аспирантом составляет индивидуальный календарно-тематический план работы, дает согласие на допуск аспиранта к педагогической практике;

— обеспечивает четкую организацию, планирование и учет результатов педагогической практики аспирантов;

— готовит индивидуальные задания для прохождения аспирантами педагогической практики;

— проводит консультации, оказывает методическую помощь аспирантам при выполнении ими индивидуальных заданий;

— осуществляет контроль за прохождением педагогической практики аспирантами, соблюдением ее сроков и содержания и принимает меры по устранению выявленных недостатков;

— посещает учебные занятия, проводимые аспирантами;

— проводит открытые занятия;

— участвует в анализе и оценке отчетной документации аспиранта, готовит отзыв о прохождении им педагогической практики, дает рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональных педагогических умений аспиранта;

— участвует в обсуждении вопросов организации практики на заседаниях кафедры и вносит предложения по ее совершенствованию.

5.2. Заведующий (заместитель заведующего) кафедрой:

— организует совместно с отделом аспирантуры и докторантуры проведение педагогической практики аспирантов на кафедре;

— обеспечивает необходимые условия для проведения педагогической практики по дисциплинам соответствующей кафедры;

— проводит совещания с преподавателями кафедры по вопросам организации и проведения педагогической практики аспирантов;

— посещает выборочно занятия, проводимые аспирантами в рамках прохождения педагогической практики;

— организует проведение заседаний кафедры по вопросам прохождения аспирантами педагогической практики и контролирует своевременную передачу выписок из протоколов заседаний кафедры в отдел аспирантуры и докторантуры.

5.3. Заведующий аспирантурой и докторантурой:

— совместно с заведующими профильными кафедрами организует проведение педагогической практики аспирантов;

— организует подготовку работниками отдела аспирантуры и докторантуры приказов по вопросам прохождения практики (о допуске к прохождению практики, зачете практики) и осуществляет контроль их исполнения;

— знакомит аспирантов с Положением об организации педагогической практики аспирантов, программой практики по соответствующей научной специальности, формой и содержанием отчетной документации;

— консультирует преподавателей кафедр и аспирантов по вопросам педагогической практики;

— докладывает об итогах проведения педагогической практики аспирантов на заседаниях Ученого совета Академии.

6. Права и обязанности аспиранта

6.1. Аспирант вправе:

— обращаться по всем вопросам прохождения педагогической практики к заведующему профильной кафедрой, научному руководителю, начальнику отдела аспирантуры и докторантуры;

— пользоваться необходимой учебной и учебно-методической литературой, нормативной документацией, имеющимися на соответствующей кафедре;

— посещать по предварительному соглашению учебные занятия, проводимые ведущими преподавателями профильной кафедры с целью изучения методики преподавания и знакомства с передовым педагогическим опытом.

6.2. Аспирант обязан:

— составить совместно с научным руководителем индивидуальный календарно-тематический план работы;

— до начала практики представить в отдел аспирантуры и докторантуры заявление о допуске к прохождению практики на имя ректора Академии по установленной форме и рассмотренный на заседании кафедры индивидуальный календарно-тематический план для подготовки приказа ректора о допуске к прохождению практики;

— осуществлять подготовку к каждому запланированному индивидуальным календарно-тематическим планом работы учебному занятию и обеспечивать высокое качество их проведения;

— выполнить все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики;

— выполнять правила внутреннего распорядка и техники безопасности Академии;

— представить на кафедру в течение установленного срока после завершения практики отчетную документацию.

Читайте так же:

  • Журавленко учебное пособие А.л журавлева социальная психология учебное пособие Социальная психология. Под ред. Журавлева А.Л. Содержание учебного пособия базируется на микросоциальном подходе к анализу социально-психологических явлений, поэтому основной вектор изложения материала строится от социальной […]
  • Налоговая декларация по налогу на имущество организации за 2019 год Налог на имущество: декларация за 2018 год Декларация по налогу на имущество (бланк) Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected] была утверждена форма декларации по налогу на имущество 2018. Впервые все плательщики налога на имущество отчитывались по ней за 2017 год. По ней же в ее […]
  • Правильный трудовой договор образец Трудовой договор с работником Упростите работу с документами! Онлайн-сервис для автоматического заполнения документов Узнать больше >> Автоматическое заполнение типовых форм документов Печать документов с изображением подписи и печати Фирменные бланки с вашим логотипом и […]
  • Декларация 3 ндфл договор дарения Декларация 3 ндфл договор дарения Процесс нашего взаимодействия 1. Вы звоните или пишите мне на E - mail [email protected] и сообщаете суть дела или оставляете свой контактный телефон по которому вам можно перезвонить 2. Узнаете по телефону или по электронной почте о документах […]
  • Договор клиента с самим собой Договор с самим собой Пересматривая свои документы, нашёл вот такой интересный договор с самим собой, подписанный мною 9 лет назад: My Personal Commitment Это было за 3 месяца до старта LifeIdea.org. Мне кажется подписывание договора оказало большое влияние на мои дальнейшие решения и […]