Меню

Спор сенсуалистов и рационалистов кратко

Оглавление:

Отличительные особенности философии нового времени

Философия нового времени. Спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк) и рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейбниц). Проблема истины в философии. Русская философия об исторической самобытности России. Петр Яковлевич Чаадаев о судьбе России.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Основные черты философии Нового времени. Общая характеристика эпохи и философии Нового времени. Основные представители: Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Томас Гоббс, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Барух (Бенедикт) Спиноза, Джон Локк. Французское просвещение 18 в.

лекция [19,4 K], добавлен 15.02.2009

Исторические условия и особенности развития философии Нового времени, социально-экономические перемены. Материализм в Англии в XVII в. и проблема метода. Философы эпохи научной революции (XVII век) — Ф.Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Паскаль, Б. Спиноза.

контрольная работа [78,3 K], добавлен 14.03.2009

Проблемы и направления философии Нового времени. Рационализм и его представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Фр. Бэкон — родоначальник эмпиризма. Учение о происхождении государства Т. Гоббса. Философия эпохи Просвещения: специфика и направления.

презентация [329,9 K], добавлен 11.01.2015

Изучение европейской философии XVII века, условно называемой «философией Нового времени»,ее основные идейные факторы. Характеристика наиболее выдающих представителей философии данного периода: Томас Гоббс, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Джон Локк и пр.

реферат [41,1 K], добавлен 25.12.2010

Особенности новоевропейской философии, хронологические рамки Нового времени. Научная революция и философские основания. Проблема метода и субстанции в философии Нового времени. Немецкая классическая философия. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса.

реферат [44,9 K], добавлен 17.02.2010

Предмет, задачи, основные проблемы философии Нового времени. Учение о методе познания, эмпиризм и рационализм. Историко-философское становление научной методологии в период Нового времени. Декарт и Бэкон как представители рационализма и эмпиризма.

реферат [78,9 K], добавлен 27.03.2011

Эмпиризм философии Нового времени. Ее основные социально-политические концепции. Основоположник рационалистического направления. Проблема социальной справедливости. Сходство и различия теорий Гоббса и Локка по вопросам о государстве и правах личности.

контрольная работа [25,2 K], добавлен 08.12.2014

Важнейшие отличительные черты философии Нового времени по сравнению со схоластикой; новаторство, поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки. Рационализм Декарта; Ф. Бэкон о природе человеческих заблуждений.

реферат [16,5 K], добавлен 22.12.2009

Западная философия Нового времени. Период формирования систем в философии Бэкона и Декарта. Стремление к систематизации, количественный рост и усиливающаяся дифференциация познания. Индуктивный метод Ф. Бэкона. Рационализм и дуализм Р. Декарта.

реферат [33,5 K], добавлен 16.05.2013

Социально-исторические и научные предпосылки философии. Задача и метод философии согласно Ф. Бэкону. Учение об «идолах» или призраках познания. Основные пути познания. Продукт чувственного познания согласно Т. Гоббсу. Учение о государстве (Р. Декарт).

презентация [686,9 K], добавлен 12.07.2012

38. Спор рационалистов и сенсуалистов по вопросам теории познания

АНТИЧНОСТЬСпецифика постановки проблем теории познания в античной философии состоит в том, что мыслители, рассуждая о познании, исходят из положения о том, что знание не может не быть едино с тем, знанием о чем оно является, то есть оно не может не быть своеобразной копией предмета.

Платон, например, сравнивает воспринимающего субъекта с воском, а предмет его восприятия (объект) – с печатью, которая отпечатывается в воске. Субъектуотказывается в активности в ходе познания, в умении воссоздать объект в его полноте. Античная философия не противопоставляет принципиально объект и субъект, как это сделали философы Нового времени. Даже Платон нечетко выражает различие между миром идей, миром физическим. Объяснение этому философия видит в задачах самой философии периода Античности. Главная ее цель состояла в построении картины мира, а теория познания должна была обеспечить доказательство включености человека в эту картину.

Иной подход — в европейской философии ХVII-ХVIII вв. Теория познания в этот период находилась под сильнейшим воздействием естествознания (прежде всего физики), непосредствено соприкасалась с ним. Задача теории познания заключалась в отыскании абсолютно достоверного знания, которое было бы исходным пунктом, а вместе с тем, предельным основанием всей совокупности знаний.Выбор разных путей решения разделил философов на рационалистов и эмпириков.

Эмпиризм (сенсуализм) – чувственый опыт может быть единственым источником познания. Основателями эмпиризма считают английских философов ХVII в. Т. Гоббса, Дж. Локка. Сильнейшая сторона эмпириков состояла в том, что они ориентировались на детальный анализ чувственого познания. В развитии эмпиризма существовали материалистические и идеалистические разновидности. Материалистический эмпиризм, представленый Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, К. Гельвецием, др. исходил из установки: «Все что недоступно чувствам, недостижимо, для ума. » (Гельвеций).

Крупными представителями сенсуализма был Дж. Локк. Локк предпринял попытку вывести из чувственого опыта все содержание человеческого сознания, допускал, что уму присуща спонтаная сила, не зависящая от опыта. Он рассматривает шаги познания следующим образом: «Чувства сперва вводят единичные идеи, заполняют ими пустое место, по мере того, как разум постепено осваивается с некоторыми из них, они помещаются в памяти, получают имена. Затем, подвигаясь вперед, разум абстрагирует их, постепено научается употреблению общих имен».

Эмпирики были убеждеными сторониками уникальности, неповторимости человеческого внутренего опыта. Сознание человека сравнивалось с «чистой доской», заполняемой знанием. Но с этих позиций возникает вопрос о том, откуда берется начальное знание? Решение приводит зачастую к признанию «врожденых идей», против чего целенаправлено боролись Локк, многие другие философы.

Чаще всего «врожденые идеи» искали рационалисты.

Попытка применить методы науки к решению философских проблем диктует рационалистам понятие «врожденых идей», независимых от опыта (из которых, может быть выведено все знание) — по аналогии с геометрическими аксиомами.

Наличие «врожденых» идей признается эмпириками, с той лишь разницей, что они отождествляются со своеобразными атомами, даными человеку в его ощущениях, взаимодействие которых порождает все остальные познавательные образования.

Рационализм пытался решать вопрос: как знание, полученое в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, характер. В противоположность сенсуализму рационализм утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает его источником, вместе с тем, критерием истиности. Так, например, к основному тезису эмпириков «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» Лейбниц добавляет: «кроме самого разума», то есть способности разума постигать не только частное, случайное (чем ограничивается чувственое познание), но, всеобщее, необходимое.

Рационализм оказался в затруднительном положении в области познания. Принижение рационализмом роли чувственых восприятийвлекло за собою отрыв мышленияот реального объекта познания. Так как духовная, материальная субстанция не имеют между собою ничего общего, то они не могут воздействовать друг на друга. Значит, материальный мир – это не причина наших представлений о нем, а лишь повод для непосредственого воздействия на душу со стороны бога, который действует на мыслящую субстанцию всякий раз, когда мы познаем какой-нибудь предмет.

Проблема первичных и вторичных качеств затрагивается в теории познания Нового времени как продолжение античной теории Демокрита-Эпикура.

Для античных философов, первичные, вторичные качества были образами реально существующих предметов, но для философов Нового времени образами действительности могли быть только первичные качества.

Вместе с тем для эмпириков, безгранично доверяющих чувственому знанию, ясно, что, первичные и вторичные качества непосредствено даны познающему субъекту в чувственом опыте.

Но в таком случае возникает вопрос: если одни, другие качества одинаково даны в чувственом опыте, то почему первичные качества выражают истиный образ объекта, а вторичные представляют лишь взаимодействие субъекта, объекта? Ведь чувственый опыт неотделим от взаимодействия человека, познаваемого предмета. Слабости теории «первичных», «вторичных» качеств были использованы Д. Юмом, Дж. Беркли, указавшим весьма точно, что с позиций механистического материализма невозможно четко разграничить субъективные и объективные качества.

Идеи философии Нового времени

Философия Нового времени: отличительные особенности. Спор сенсуалистов (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистов (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Проблема истины в философии. Русская философия об исторической самобытности России. Чаадаев о судьбе нашей Родины.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Философия нового времени. Спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк) и рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейбниц). Проблема истины в философии. Русская философия об исторической самобытности России. Петр Яковлевич Чаадаев о судьбе России.

контрольная работа [47,6 K], добавлен 25.09.2010

Основные черты философии Нового времени. Общая характеристика эпохи и философии Нового времени. Основные представители: Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Томас Гоббс, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Барух (Бенедикт) Спиноза, Джон Локк. Французское просвещение 18 в.

лекция [19,4 K], добавлен 15.02.2009

Исторические условия и особенности развития философии Нового времени, социально-экономические перемены. Материализм в Англии в XVII в. и проблема метода. Философы эпохи научной революции (XVII век) — Ф.Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Паскаль, Б. Спиноза.

контрольная работа [78,3 K], добавлен 14.03.2009

Проблемы и направления философии Нового времени. Рационализм и его представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Фр. Бэкон — родоначальник эмпиризма. Учение о происхождении государства Т. Гоббса. Философия эпохи Просвещения: специфика и направления.

презентация [329,9 K], добавлен 11.01.2015

Изучение европейской философии XVII века, условно называемой «философией Нового времени»,ее основные идейные факторы. Характеристика наиболее выдающих представителей философии данного периода: Томас Гоббс, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Джон Локк и пр.

реферат [41,1 K], добавлен 25.12.2010

Особенности новоевропейской философии, хронологические рамки Нового времени. Научная революция и философские основания. Проблема метода и субстанции в философии Нового времени. Немецкая классическая философия. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса.

Читайте так же:  Договор предоставления услуг на безвозмездной основе

реферат [44,9 K], добавлен 17.02.2010

Предмет, задачи, основные проблемы философии Нового времени. Учение о методе познания, эмпиризм и рационализм. Историко-философское становление научной методологии в период Нового времени. Декарт и Бэкон как представители рационализма и эмпиризма.

реферат [78,9 K], добавлен 27.03.2011

Эмпиризм философии Нового времени. Ее основные социально-политические концепции. Основоположник рационалистического направления. Проблема социальной справедливости. Сходство и различия теорий Гоббса и Локка по вопросам о государстве и правах личности.

контрольная работа [25,2 K], добавлен 08.12.2014

Специфические признаки и отличительные черты философии Возрождения, древнегреческого и средневекового учения. Яркие представители и основополагающие идеи философии Нового времени и Просвещения. Проблема бытия и истины в истории философии и юриспруденции.

контрольная работа [27,5 K], добавлен 25.07.2010

Важнейшие отличительные черты философии Нового времени по сравнению со схоластикой; новаторство, поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки. Рационализм Декарта; Ф. Бэкон о природе человеческих заблуждений.

реферат [16,5 K], добавлен 22.12.2009

Отличительные особенности философии нового времени (стр. 1 из 7)

1. Философия нового времени: отличительные особенности. Спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк) и рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейбниц)

2. Проблема истины в философии

3. Русская философия об исторической самобытности России. П.Я. Чаадаев о судьбе России

Список используемой литературы

1. Философия нового времени: отличительные особенности. Спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк) и рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейбниц)

Важнейшая отличительная черта философии Нового времени по сравнению со схоластикой — это новаторство. Следует особо подчеркнуть, что первые философы Нового времени были учениками неосхоластов. Однако они со всей силой своего ума, и души стремились пересмотреть, проверить на истинность и прочность унаследованные знания. Критика «идолов» у Ф. Бэкона и метод сомнения Р. Декарта в этом смысле не просто интеллектуальные изобретения, а особенности эпох: пересматривалось старое знание, для нового звания отыскивались прочные рациональные основания. Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, — другая черта философии Нового времени.

Один из самых известных философов нового времени — рационалист Рене Декарт. Методология Декарта заключается в том, что науки и философии должны быть объединены в единую систему. Их единство мыслитель уподобляет мощному древу, корни которого — метафизика, ствол — физика а ветви — механика, медицина, этика. Метафизика (или первая философия) есть фундамент систематического познания; этикой оно увенчивается. Таков общий архитектонический проект здания науки и философии, предложенный Декартом. Истоки и задачи методического сомнения, обоснованного Декартом, состоят в следующем. Все знания, в том числе и те, относительно истинности которых имеется давнее и прочное согласие (что в особенности относится к математическим истинам) подлежат проверке сомнением. Причём теологические суждения о Боге и религии не составляют исключения. Согласно Декарту, надо — по крайней мере, временно — оставить в стороне суждения о тех предметах и целокупностях, в существовании которых хотя бы кто-то на земле может сомневаться, прибегая к тем или иным рациональным доводам и основаниям. Смысл методического сомнения Декарта: Сомнение не должно быть самоцельным и беспредельным. Его результатом должна стать ясная и очевидная первоистина, особое высказывание: в нём пойдет речь о чём-то таком, в существовании чего уже никак нельзя усомниться. Сомнение, разъясняет Декарт, надо сделать решительным, последовательным и универсальным. Его цель — отнюдь не частные, второстепенные по значению знания. В итоге сомнения и — парадоксальным образом, несмотря на сомнение, — должны выстроиться, причём в строго обоснованной последовательности, несомненные, общезначимые принципы знаний о природе и человеке. Метафизическая система Декарта представляет собой учение о мире, как единстве двух субстанции: протяжённой и мыслящей, что является основой дуализма. К вопросу о существовании материального мира Декарт переходит, углубляя идеи, полученные из внешней реальности. Что существование материального мира возможно, следует из факта, что он является объектом геометрических доказательств, основанных на идее протяжённости (extensa), тем более, что сознание не вторит а хранит его. К тому же в нас проявляется способность, не сводимая к разуму, — способность воображения и чувства.

Против декартовой концепции врожденности ясных мыслей выступил англичанин Джон Локк. Он, как и Декарт, придерживался концепции разумного человека. По Локку, нужно четко и ясно показать, каким образом человек приходит к своим идеям. Декарт же не объясняет этого, а просто утверждает, что нам присущи очевидные в своей истинности идеи.

Локк рассуждает так: самое первое, что получает человек — это ощущения. Благодаря ощущениям у человека появляются простые идеи внешнего опыта, фиксируемые в суждениях типа: данный предмет такого-то цвета, такой-то длины. Но есть еще сложные идеи, а именно: идеи объектов; идеи отношений; идеи-понятия (общие понятия).

Примером идеи объекта является, например, идея данного, конкретного человека. Такая идея получается в результате простого сложения первоначальных идей, непосредственно вызываемых ощущениями.

Примером идеи отношений является идея материнства, получаемая в результате сравнения, сопоставления идеи родителя и ребенка.

Примером общего понятия является понятие «человек». Чтобы получить понятие «человек», надо собрать все идеи об отдельных людях, неодинаковые простые идеи отбросить (это и означает, что мы от них абстрагируемся), тогда оставшиеся идеи и составят понятие «человек». В определении понятия «человек» указываются лишь идеи, присущие каждому человеку.

Локк — сенсуалист, т.е. он считает, что всякое знание можно за счет описанных выше операций вычленить из ощущений, чувств. Образно говоря, до обращения к ощущениям ум человека есть чистая доска, никаких отпечатков, никаких следов.

Спор об идеях тянется через всю историю развития философии, нам еще предстоит не раз к нему вернуться. Если сенсуалисты (Бэкон, Гоббс, Локк) выводят знание из чувств, то рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) подчеркивают приоритеты мышления.

Если Декарт является представителем рационализма в новой философии и выдвигает в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума, то английский философ Фрэнсис Бэкон — родоначальник другого направления, а именно эмпиризма, требующего исходить из опыта. Чтобы получить истинное знание о природе, необходимо, по мнению Бэкона, в корне изменить научные методы исследования. В средние века, да и в античности, наука, говорит Бэкон, пользовалась главным образом дедуктивным методомс помощью которого мысль движется от общих очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Такой метод, по Бэкону, не является результативным, он мало подходит для познания природы. Всякое познание и всякое изобретение должно опираться на опыт, т.е. должно двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного.

Достигнуть такого истинного, объективного знания человеку, по мнению философов XVII в., не легко; человек подвержен заблуждениям, источником которых являются особенности самого познающего субъекта. Если не найти средств для устранения этих субъективных помех, которые Ф. Бэкон называл «идолами», или «призраками», и освобождение от которых составляет предмет критической работы философа и ученого. «Идолы» — это различного рода предрассудки, или предрасположения, которыми обременено сознание человека. Телеологическое рассмотрение природы было в XVII в. главным препятствием на пути нового естествознания, а потому и оказывалось предметом наиболее острой критики со стороны ведущих мыслителей этой эпохи. Наука должна открывать механическую причинность природы, а потому ставить природе не вопрос «для чего?», а вопрос «почему?».

Бенедикт Спиноза — знаменитый философ из Голландии родился в семье еврейского купца. За свои смелые взгляды был отлучён от синагоги. Спасаясь от преследований фанатиков, жил в деревне, зарабатывал на жизнь шлифованием линз. Создал собственную мощную систему, придерживался монистических взглядов. Основные произведения: «Богословско-политический трактат», «Этика». Умер в городе Рейнсбурге (Голландия).

Метафизику Спинозы можно определить как — целостное учение, долженствующее философски представить единство мира и разработана она была в его трактате «Этика». «Этика» включает в себя широко понимаемую философскую метафизику, повествующую о природе, субстанции, Боге, о человеке — его теле и душе, чувствах и разуме, а также и о собственно этико-нравственных проблемах. Но к этике в узком смысле она не сводится. Для понимания этой работы Спинозы, как, впрочем, и ряда других его произведений, следует учесть, как именно развертывается в них философствование. Философское учение, рассматривающее многообразие явлений мира с точки зрения единой основы (субстанции) всего существующего — монизм утверждает, что основой всего сущего является одно начало — субстанция. Иными словами, дуализму Декарта или всякому иному возможному дуализму Спиноза решительно противопоставляет тезис об одной-единственной, притом абсолютной божественной субстанции — природе, что и является основанием монизма.

Учение о человеке, как считает Спиноза, должно помочь людям открыть такую «человеческую природу», которая свойственна всем людям. К выполнению благородной цели, «а именно к тому, чтобы мы пришли к высшему человеческому совершенству», Спиноза и стремится направить все науки, начиная от механики, медицины и кончая моральной философией и учением о воспитании детей. Для этого необходимы не только науки. Следует, согласно Спинозе «образовать такое общество, какое желательно, чтобы как можно более многие, как можно легче и вернее пришли к этому». Итак, у Спинозы философия благодаря учению о человеке концентрируется вокруг блага человека, его нравственного обновления и тесно связывается с изменением общества на гуманистических началах.

По мнению Спинозы существует три рода познания: первый род познания — чувственный. Второй род познания — это познание рациональное. «Основы разума (ratio) составляют понятия».

Оно и есть дело ratio (разума) и intellectus (интеллекта, разума в высшем значении слова). Образцами такого познания, т.е. оперирования истинными, адекватными понятиями, Спиноза по примеру Декарта считает математику и логику.

И все же интуиция, третий род познания, ставится ещё выше чисто рационального познания.

Философы Нового времени подвергали критике мифологические представления, называя их «мнением» в противоположность «знанию», так и теперь идет критика средневекового, — а нередко и возрожденческого сознания, а потому так остро вновь стоит проблема предрассудков и заблуждений.

Учебное пособие для студентов преподаватель Дронова Л. А. Волгодонск 2011

Тема 1.2 Философия Нового времени и новейшего времени

— Спор сенсуалистов и рационалистов в новое время. Декарт Рене. — Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма. — Немецкая классическая философия. И. Кант, Г. Гегель. — Немецкий материализм Л. Фейербаха и К. Маркса. — Западноевропейская постклассическая философия XIX – начала XX вв. — Русская философия XIX – XX вв. а) спор славянофилов и западников об историческом пути России. б) Религиозная философия B.C. Соловьева (общая характеристика и основные понятия). в) философские взгляды Н. Бердяева. — Современная философия (неопозитивизм, экзистенциализм, структурализм и постструктурализм).

Новое время – это время веры в целесообразность, смысл общественного развития, исторического процесса, в объективный закономерный характер общественного развития, подчиненного логической схеме. Основа целесообразности и целенаправленности – это разум.

Основные проблемы философии Нового времени:

— связь человеческого сознания с социокультурной средой;

— соучастие человеческого сознания в изменениях исторического процесса;

— автономизация философии истории как особой области знания.

Читайте так же:  Петухова 67 нотариус

Философы этого периода отождествляли себя с просвещенными классами просвещенной Европы. Социальные низы являлись пассивным объектом воздействия философов.

— выяснение, а затем объяснение людям их естественной способности к познанию, а, следовательно, и к покорению природы

— выработка методов познания общих оснований познавательного процесса

— ликвидация невежества и абскурантизма (враждебного отношения к науке)

В экономике этого времени большое распространение получило мануфактурное производство и связанное с ним разделение промышленного труда; всё больше и больше люди стали применять машины. В политической сфере складывались новые представления о правах и свободах человека, о правовом государстве, стали разрабатываться методы претворения этих идей в жизнь. В сфере культуры на первый план стало выдвигаться научное знание. В естествознании и математике были сделаны выдающиеся открытия, подготовившие научно-техническую революцию. Философия же стояла в авангарде всех этих изменений. Она предвещала, стимулировала и обобщала их.

Новаторство — важнейшая отличительная черта философии Нового времени по сравнению со схоластикой. Но следует особо подчеркнуть, что первые философы Нового времени были учениками неосхоластов. Однако они со всей силой своего ума, и души стремились пересмотреть, проверить на истинность и прочность унаследованные знания.

Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, — другая черта философии Нового времени. Но основная трудность состояла в том, что философские истины, как обнаружилось впоследствии, не могут иметь аксиоматического характера и не могут доказываться принятыми в математике способами. На это в особенности надеялись Декарт и Спиноза (причём всерьёз), пытаясь не просто придать своим сочинениям форму научного трактата, но и стремились вести все рассуждения с помощью “геометрического”, аксиоматически-дедуктивного метода (способ построения научных теорий в виде систем аксиом и постулатов, и правил вывода, позволяющих путём логической дедукции получать теоремы и утверждения данной теории; дедукция – логическая операция, заключающаяся в переходе от общего к частному).

Рационализм можно понять как уверенность в мощи и способности разума (особенно разума просвещённого, руководимого правильным методом) постигнуть тайны природы, познать окружающий мир и самого человека, с помощью здравого смысла решать практические жизненные задачи и в конечном счёте построить общество на разумных началах. И непременно с помощью разума постигать Бога.

Но философы ХVII-ХVШ вв. интересовались не только рациональным познанием, но и познанием с помощью чувств — к нему относились с особым вниманием, его достоверность доказывали сторонники эмпиризма: Гассенди, Локк, французские просветители. Но и Декарт,

Спиноза, Лейбниц, которых считают рационалистами — также уделяли немалое внимание чувственному опыту (к которому, однако, относились критически), воле и “страстям души”.

Одним словом, XVII и XVIII века справедливо можно считать столетиями рационализма. Однако не следует приписывать, вместе с тем, эпохе Нового времени самоуверенный рационализм, так как философы этого времени объективно рассматривали недостатки и ограниченности человеческого разума.

Спор сенсуалистов и рационалистов в новое время. Философы XVII в. тоже рассуждали о всемогущем разуме, однако его они приписывали только Богу. Что касается человеческого разума, то в их представлении это всегда разум сомневающийся, ищущий, способный к ошибкам и иллюзиям. И всё же он склонен к ясному, достоверному познанию. Главное, что разум вписан в реальную человеческую жизнь, является её достаточно эффективным орудием. Надо заботиться о нём, усиливать его с помощью простых и ясных правил метода, о котором с позиции эмпиризма рассуждал Ф. Бэкон, а с позиций рационализма — Декарт.

Сенсуализм (лат. sensus –чувство, ощущение) учение, признающее ощущение единственным источником познания.

Кондильяк Этьен Бонно (1715-1780), французский просветитель, считал, что ощущение вызываются внешними предметами, но ничего общего с ними не имеют, так как разум связан с миром исключительно через ощущения, то его предметом оказывается не объективный мир, а совокупность ощущений.

Локк Джон (1632-1704), англ. Философ, считал, что единственный источник всех идей – опыт под воздействием внешних вещей. На органы чувств (идеи ощущения) или следствия внимания направленного на состояние и деятельность души (идеи рефлексии). Идеи, приобретенные из опыта, суть только материал для знания, но не само знание. Чтобы стать знанием, материал идей должен быть переработан деятельностью рассудка.

Рационализм (лат. rationalis – разумный). Учение, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений, они могут быть почеркнуты только из самого ума, либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума.

Декарт Рене (1596-1650) французский философ, считал, что знания вытекают из природы самого ума, отсюда учение о возрожденных идеях (идея Бога). Сам Бог вложил в наш разум идею существования внешнего мира как предмета нашего познания, так как все наиболее ясные и отчетливые идеи, которые мы можем обнаружить в своем сознании, врождены нам, вложены в нас Богом и постигаются с помощью интеллектуальной интуиции. «Я мыслю, следовательно, я существую», — человек, как мыслящий субъект, благодаря наличия идеи Бога.

Правила Р. Декарта. 1. Нельзя принимать за истинное то, что не является очевидным. Сомнение и обнаружение врожденных идей с помощью естественного света разума выражают следование этому правилу. 2. Требует делить исследуемую проблему на множество частей, подвергать ее тщательному анализу. 3. Вести исследование от простого к сложному. 4. Постоянно составлять детальные перечни и обзоры исследуемых явлений, чтобы не было возможности что-либо упустить из виду.

Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.

Джордж Беркли (1685-1753), англ. Философ, считал, что воспринимаемый нами мир для нас, нашего восприятия существует таким, каким мы его видим, слышим, осязаем. Каков мир вне данности нашему восприятию – знает только Бог, единственный организатор наших ощущений. Именно благодаря Ему (Богу) различные люди имеют одинаковые чувственные восприятия. Для человека любая вещь существует в таком виде, в каком она им воспринимается: «существовать – значит быть воспринимаемым». Все существующее – установленный Богом порядок представления.

Дэвид Юм (1711-1776), англ. Философ, не принимает идею Беркли о Боге как единственном источнике человеческих взаимосогласованных восприятий, но и нет доверия человеческому разуму. Считал, что только объекты математики – источники достоверного знания, а все остальные знания, основанные на опыте, могут быть оценены с точки зрения практической полезности. Философ видел в «привычке», опирающейся не память, способность связывать разрозненные единичные восприятия в единую картину мира. Отсюда сомнение в существовании причинно – следственных связей. «Если мы верим тому, что огонь согревает, а вода освежает, так это оттого, что иное мнение стоило бы нам слишком больших страданий». Так, болезнь человека обычно никак не сходна с причинами, которые ее вызвали, но если мы даже и обнаруживаем сходство в событиях, которые следуют друг за друга, то этот момент опять-таки оказывается незначимым. Например, один день похож на другой, но ведь первый день никак не есть причина второго. Вывод Юма таков: следствие отличается от причины и не может быть в ней открыто, а значит, закономерность их связи не может быть доказана.

Немецкая классическая философия: И. Кант, Г. Гегель.

Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант (1724-1804). В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В докритический период (до 1770г.) Кант выступал, прежде всего, как крупный ученый — астроном, физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от положения Луны, а также обоснование научной гипотезы о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Эта гипотеза, скорректированная великим физиком Лапласом, и сейчас продолжает рассматриваться астрономами как один из возможных вариантов объяснения происхождения Вселенной. В работах этого периода и, прежде всего, в знаменитой «Всеобщей естественной истории и теории Неба» (1755г.) Кант выступал как стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы.

Но специфическая кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в так называемый критический период, после опубликования им трех «Критик» «Критики чистого разума» (1781г.), «Критики практического разума» (1788г.), «Критики способности суждения» (1790г.). Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма (так Кант называл свою философскую систему). Второй период творчества Канта назван «критическим» не только потому, что «Критиками» назывались основные произведения этого периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей ему философии; противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, какой считал, догматическому подходу.

Кант считал, что мысли человека изначально «заряжены» чувственностью, а чувственность «нагружена» особыми нечувственными структурами. Отсюда есть мир «вещей в себе», независящий от наших ощущений и мышления. Однако существует мир феноменов, явлений – мир чувственных предметов, мыслимых рассудков. Человеческая способность познания феноменов безгранична, поэтому в нашем знании всегда присутствуют априорные элементы – это (лат. apriori – из предшествующего) знание предшествует опыту и независимо от него, а также апостериорные – это (лат. a posteriori – из последующего) знание, получаемое из опыта. Рассматривая взаимоотношение нашего опыта с миром «вещей в себе», Кант использует понятия «трансцендентальный» и «трансцендентный».

Трансцендентальный – выходящий за пределы эмпирического опыта и организующий этот опыт с помощью априорных форм. Трансцендентный – это выходящий за пределы любого возможного опыта, находящийся по ту сторону теоретического познания, это предмет веры, непознаваемый.

Процесс познания считал Кант – это не воспроизведение «вещи в себе», а конструирование мира явлений через чувственное созерцание (пространство и время), рассудок (способность оперировать понятиями), разум (способность вносить единство в сами правила), воплощенный в философском размышлении, и идея (души, мира, бога). Кант приходит к выводу, что человека как свободное и ответственное существо нельзя не знать с помощью «чистого разума» (теоретического), а можно не знать «изнутри», как субъекта свободного. Для этого необходим практический разум. Практический разум обусловлен Божьей волей, благодаря этому человек действует независимо от неблагоприятного результата, совершает поступки противоречащие даже его собственным желаниям – нравственные. Нравственный императив – это императив категорический, не содержит никаких предписаний, говорит о необходимости относится к себе и к себе подобным как к субъектам свободной воли: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства». Кант считал, что человек должен относиться к человечеству как к цели, а не как к средству. Кантовская диалектика – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка, человеческого разума.

Гегель, объективный идеалист. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие – характеристика деятельности абсолюта «мирового духа». Основные сочинения: «Феноменология духа», 1807; «Наука логики», части 1-3, 1812-16; «Энциклопедия философских наук», 1817; «Основы философии права», 1821; лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии (опубликованы посмертно).

Идеализм Гегеля содержит сложную для понимания сферу идеального. Для Гегеля идеальное – объективно. Всегда находятся люди, которые с этим не согласны, и в результате такого несогласия идеальное переводится в голову человека, т.е. считается его мыслью или чувством. В таком случае основу идеального составляет природа и человек как ее венец.

Читайте так же:  Образец искового заявления о признании наследства

Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), исходя из принципа развития, дает впечатляющую модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития. Именно он конструирует диалектику как систему основных взаимосвязей и категорий применительно к развитию абсолютной идеи. При этом Гегель прекрасно осознает тот факт, что описание развития абсолютной идеи не является самоцелью философского исследования.

Рассматривая соотношение идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе. Абсолютная идея должна “вырваться” из абсолютности, т. е. “сама выйти из себя и ступить в другие сферы”. Природа оказывается лишь одной из этих сфер и, соответственно, этапом внутреннего развития идеи, ее инобытием или ее иным воплощением.

Таким образом, природа принципиально объясняется из идеи, которая изначально лежит в ее основе. Безусловно, эта мысль глубоко идеалистична, но это не отнимает у нее смыслового значения при решении, в том числе (а может быть, и в первую очередь) проблем исследования реального бытия. Философский анализ проблем с позиции диалектики является одной из наиболее эффективных форм размышления над миром, которая позволяет рассматривать последний как особую целостную систему, развивающуюся по универсальным законам.

По Гегелю, диалектика — особая модель философского подхода к миру. Под диалектикой в данном случае понимается теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, т. е. становление и разрешение противоречий. Гегель писал: “Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью”.

Любой предмет, явление, представляет собой некоторое качество, единство его сторон, которые в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве. Найденные Гегелем зависимости, будучи сторонами процесса развития, характеризуют его с разных сторон.

Категории диалектики, выражающие эти зависимости, образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий нам диалектически смотреть на мир, описывая его с их помощью, не допуская абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать последний как развивающийся объект. В результате Гегелю удается создать грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс становления духа. Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития мирового духа. На вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, т. е. сфера логики.

Огромна заслуга Гегеля в развитии социальной философии. Он разработал учение о гражданском обществе, о правах человека, о частной собственности. В своих трудах “Феноменология духа” (1807), “Основы философии права” (1821) он показал диалектику человека и общества, универсальное значение труда. Большое внимание уделял выяснению механизма товарного фетишизма, природе стоимости, цены и денег.

Немецкий материализм Л. Фейербаха и К. Маркса.

Л. Фейербах (1804-1872) в 1839г. в работе «К критике философии Гегеля», свидетельствовал о разрыве с младогегельянцами и переходе на позиции материализма и атеизма. В 1841г. Л. Фейербах опубликовал свое самое крупное философское произведение, в котором содержалась развернутая критика христианской теологии, обосновывалось материалистическое мировоззрение.

Анализируя исходные посылки гегелевской системы, Фейербах делает вывод о ее глубоком родстве с теологией. «Учение Гегеля, что природа, реальность положена идеей, есть лишь рациональное выражение теологического учения, что природа сотворена Богом, что материальное существо создано нематериальным, то есть «абстрактным существом».

Критика Фейербахом философии Гегеля идет, прежде всего, по линии ее идеалистических предпосылок, сближающих философию с религией. По мнению Фейербаха, религия и близкая с ней по духу идеалистическая философия Гегеля имеют общие корни. Они возникают в результате отчуждения, объективирования, то есть абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода. Наиболее общими свойствами человеческого рода являются разум, бессмертие, могущество, благо. Бог, по Фейербаху, — это объективированная абстракция, существующая лишь в головах людей. «Бесконечная или божественная сущность, — пишет он в работе «Сущность христианства», — есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо». Так, в сознании совершается переворачивание действительных отношений: подлинный творец Бога — человек — ставится в зависимость от последнего. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, ибо все эти атрибуты он отнимает у себя. Фейербах стремится возродить у человека чувства самоутверждения и достоинства. И сделать это, по его мнению, можно только на основе материалистического мировоззрения.

При обосновании материалистического мировоззрения Фейербах отказывается использовать понятие «материя». Этот термин, как и само понятие «материализм», кажется ему неприемлемым в силу сложившегося в общественном сознании отрицательного к ним отношения. Фейербах вместо понятия «материя» предпочитает использовать понятие «природа». Природа, по Фейербаху, существует вечно. Она независима ни от Бога, ни от какой-либо философии.

Разрешением идей, сформулированных в немецкой классической философии, после Л. Фейербаха занимались К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).

Основателями марксизма были К. Маркс (1818 — 1883) и Ф. Энгельс (1820 — 1895). Их философия изложена в целом ряде трудов. В частности, К. Маркс и Ф. Энгельс «Немецкая идеология», «Манифест коммунистической партии»; К. Маркс «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «К критике политической экономии», «Предисловие», «Капитал». Т. 1″, «Критика Готской программы»; Ф. Энгельс «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Карл Маркс», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

Философия марсксизма возникла в 40-е гг. XIX в. Ее теоретическими источниками были самые значительные философские, экономические и социально-политические теории конца XVIII — начала XIX вв. и, в частности, немецкая классическая философия в лице таких мыслителей, как Гегель и Фейербах, классическая буржуазная политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо), работы социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) и труды французских историков эпохи Реставрации (Тьери, Гизо, Минье). Возникновению марксистской философии способствовали великие достижения в области естественных наук: закон сохранения и превращения энергии, открытие клетки, эволюционная теория Дарвина и др. и их философское обобщение. Как видим, Маркс и Энгельс в своей творческой деятельности опирались на самые значительные идеи своего времени, которые они критически переработали, усвоив все наиболее ценное из созданного их предшественниками.

Фундаментом, теоретической основой философии марксизма является диалектический материализм, по мысли Энгельса, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Материалистический характер философии марксизма проявляется в том, что она признает материю в качестве единственной основы существующего мира; сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной формы материи, специфическая функция человеческого мозга, обладающая способностью отражать объективно существующий мир. Диалектическая сущность марксизма определяется признанием всеобщей взаимосвязи предметов и явлений мира, находящихся в постоянном движении и развитии.

Составной частью марксистской философии выступает исторический материализм, изучающий наиболее общие законы развития человеческого общества. Главное отличие философии марксизма от всех предыдущих учений заключается в распространении материализма на понимание истории общественного развития, в выяснении роли человеческой практики в познании, тесном единстве и взаимовлиянии материализма и диалектики.

А теперь рассмотрим наиболее подробно суть диалектического материализма. Диалектический материализм изучает соотношение сознания и материи, мышления и бытия, законы, категории, в самой общей форме выражающие универсальные формы бытия и познания.

Диалектический материализм считает, что материя первична, а сознание вторично.

Фундаментальным принципом марксистской теории познания является диалектико-материалистическое решение вопроса о примате материальной действительности по отношению к мышлению, признания основой процесса познания человеческой практики, представляющей собой взаимодействие человека с окружающей его действительностью в конкретно-исторических условиях и одновременно выступающей в качестве критерия истинности или ложности результатов человеческой деятельности.

Согласно представлениям К. Маркса и Ф. Энгельса, человек и природа тесно связаны друг с другом и одновременно представляют собой две разнокачественные материальные системы. Воздействуя всеми возможными способами, и, в первую очередь, орудиями труда на явления природы, человек преобразует природу и одновременно изменяется, развивается сам. Именно такая предметная материальная деятельность людей называется практикой. Практика, понимаемая в самом широком смысле, выступает стрежневым понятием, в первую очередь, в теории познания.

Основные идеи исторического материализма были сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом уже в своих первых работах, таких, как «Экономическо-философские рукописи 1884 года», «Святое семейство», «Немецкая идеология» и особенно в работах «Нищета философии» и «Манифест коммунистической партии». Дальнейшее развитие и углубление эта теория получила в последующих трудах основоположников этого учения.

Предметом исторического материализма выступает общественная жизнь во всем ее многообразии и сложности. В ней, по представлениям Маркса и Энгельса, действуют социальные законы, имеющие универсальный характер. К ним относятся: закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию; определяющей роли производительных сил по отношению к экономическим отношениям; определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке, а также относятся закон разделения общества на классы и классовой борьбе, характерный только для нескольких общественно-экономических формаций.

Читайте так же:

  • Договор купли продажи ндс Договор без НДС: последствия На практике встречаются ситуации, когда стороны в договоре не выделили НДС отдельной строкой. Кто в этом случае должен перечислить налог в бюджет? По какой ставке – 18 процентов либо 18 /118 - его нужно рассчитать? Какие правовые и налоговые последствия при […]
  • Купля продажа москвичей 412 Купля продажа москвичей 412 Купля продажа москвичей 412 Главная   /  Новости   /   Купля продажа москвичей 412 Купля продажа москвичей 412 Купля продажа москвичей 412 Или авторизуйтесь через один из этих сервисов Вся активность Главная Вокруг рыбалки — […]
  • Приказ 1719 Приказ Минстроя России от 26.12.2017 N 1719/пр "Об утверждении Изменения N 3 к СП 70.13330.2012 "СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции" МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 26 декабря 2017 г. N 1719/пр ОБ УТВЕРЖДЕНИИ […]
  • Образец заявления об отводе суда Заявление об отводе судьи В соответствии с п. 1 ст. 19 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований для отвода, указанных в статьях 16 — 18 ГК РФ, мировой судья, судья, прокурор, секретарь судебного заседания, эксперт, специалист, переводчик обязаны […]
  • Развод караулов 2019 в кремле Развод караулов в кремле 2019 расписание Смена караула в кремле расписание 2019 С мая по сентябрь дети могут увидеть развод караула в Кремле Приглашаем посетить в составе группы 3 музея (Кремль, Оружейная палата, Алмазный фонд) или любой музей на ваш выбор. С апреля по октябрь в Кремле […]