Меню

Штраф по сбору тбо

Оглавление:

Законодательство об оказании услуги по вывозу ТБО

Изменения в законе о вывозе ТКО в 2018 – 2019 годах

Основные изменения в порядке обращения с отходами произошли еще в 2017 году, когда появилось собственно понятие твердых коммунальных отходов (ТКО) и было дано распоряжение регионам определить региональных операторов по обращению с ТКО.

Обратите внимание! В ходе 2018 и с начала 2019 года опять появились новые правила в области обращения с ТКО:

  1. С 01.01.2018 введены электронные аукционы, проводимые региональными операторами. По результатам аукционов формируются цены на сбор и транспортировку ТКО (постановление Правительства РФ от 20.10.2017 № 1280).
  2. С 05.01.2019 г. предусмотрен переходный период для переоборудования мест размещения отходов — не имеющие специальной документации старые свалки могут эксплуатироваться без нее до 1 января 2023 года.
  3. В ст. 29.1 закона «Об отходах…» от 24.06.1998 № 89-ФЗ с 01.01.2019 г. был добавлен пункт 6. Он позволяет региональным властям, если не удалось провести конкурс по выбору регионального оператора, назначить таковым другого регионального оператора, действующего в данном субъекте РФ, либо другую организацию с лицензией на вывоз отходов.
  4. В 2019 г. в отношении определения нормативов и лимитов отменен различный подход к малому и крупному бизнесу. Теперь применимость конкретного правила к предприятию определяется отнесением его к той или иной категории, определяемой по степени негативного воздействия на окружающую среду (см. ст. 4.2 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Так, предприятие I категории определяет нормативы на основании комплексного экологического разрешения.

С кем заключается договор о сборе и вывозе ТКО

Обратите внимание! Согласно п. 2 ст. 9 закона № 89-ФЗ для обращения с отходами нужно иметь лицензию. Ее может получить как организация, так и ИП.

П. 1 ст. 24.7 закона № 89-ФЗ обязывает регионального оператора заключить договор с собственниками ТКО (о том, как это сделать, – читайте в статье Как заключить договор на оказание услуги по вывозу ТБО?).

В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, уточняется, что договор заключается с потребителями, к которым относятся:

  • собственник помещения в МКД, в т.ч. нежилого;
  • собственник жилого дома/домовладения;
  • арендатор/наниматель жилья.

Договор также может быть заключен с организациями, представляющими интересы указанных потребителей:

  • управляющей компанией;
  • товариществом / кооперативом собственников жилья;
  • организацией, в т. ч. некоммерческой, представляющей интересы собственников частных домов.

Другими собственниками ТКО могут быть ИП и фирмы, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

На собственников ТКО, в свою очередь, возлагается обязанность по заключению договора с мусоровывозящей организацией (см. письмо Минприроды «О реализации положений Закона № 89-ФЗ» от 29.11.2018 № 12-50/09872-ОГ).

Аналогичные требования содержатся в нормативных актах органов местной власти. Например, в пп. 3.4 и 4.10.4 правил обращения с отходами, утв. решением Казанской городской думы от 17.06.2011 № 5-6, говорится о необходимости заключения договора на вывоз и размещение отходов с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности (подробнее о получении лицензии – в статье Как получить лицензию на оказание услуги по вывозу ТБО?)

Важно! Вывозить отходы своими силами собственники отходов — юрлица (и предприниматели) вправе, только если имеют лицензию на вывоз отходов.

Обратите внимание! На общедомовые нужды услуги по обращению с ТКО не предоставляются (п. 148 (29) правил № 354).

Кто может стать региональным оператором

Согласно п. 4 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ статус регионального оператора присваивается организации, выигравшей конкурс, организованный органом исполнительной власти субъекта РФ по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 (далее — Правила).Участвовать в конкурсе может только юридическое лицо (п. 4 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ). Для этого юрлицо должно соответствовать следующим требованиям:

  • быть зарегистрированным в РФ;
  • иметь лицензию на все виды деятельности, связанные с отходами;
  • не иметь долгов перед ФНС и не находиться под процедурами конкурсного производства или ликвидации;
  • предоставить безотзывную банковскую гарантию, действующую 1 год со дня подписания соглашения с последующей пролонгацией;
  • нанять в качестве руководителей или членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера людей, не имеющих неснятой/непогашенной судимости.

Участник конкурса отправляет письменную, запечатанную в конверт заявку, в которой содержатся:

  • свежая выписка из ЕГРЮЛ;
  • приказ о назначении заявителя на должность, дающий ему право действовать от имени и в интересах организации, — т. е. документ, подтверждающий правомочность;
  • копии учредительных документов, заверенные подписями руководства;
  • решение об одобрении крупной сделки, если таковое должно быть по закону или учредительным документам, и т. д.

Порядок вскрытия конвертов, их рассмотрения, оценки, сопоставления подробно регламентирован в Правилах.

Выигрывает конкурс фирма, приславшая заявку с наиболее выгодными условиями исполнения соглашения.

Договор о вывозе ТКО для жильцов частного сектора

В настоящее время региональные операторы в субъектах РФ определены.

Обратите внимание! Согласно письму Минстроя от 30.12.2016 № 45067-АЧ/04 в одном субъекте РФ может быть избрано несколько региональных операторов, которые могут сами оказывать весь комплекс услуг либо привлекать на помощь других операторов. В любом случае эти организации должны заключить договоры с потребителями — жильцами МКД или частных домов.

Договор заключается в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (п. 148 (1) правил № 354).

Форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — правила № 1156).

В нем должны указываться:

  • время и место его заключения;
  • наименование регионального оператора, Ф.И.О. его официального представителя с указанием должности;
  • Ф.И.О. потребителя, его паспортные данные;
  • предмет договора: услуги, оказываемые региональным оператором, обязанность потребителя по их оплате, объем, способ и периодичность вывоза ТКО, способ складирования ТКО (мусоропроводы, контейнеры и т. д.),
  • дата начала оказания услуг;
  • срок и порядок оплаты по договору;
  • права, обязанности, ответственность сторон и т. д.

Договор заключается в 2 экземплярах.

Порядок обращения с ТКО

В правилах № 1156 поименованы услуги по обращению с ТКО и приведены существенные условия договоров на их оказание. Это услуги:

  • по сбору и транспортированию отходов;
  • обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.

Особенности предоставления названных услуг в соответствии с правилами №1156 отражены в нашей таблице.

Услуги по сбору и транспортированию отходов

Услуги по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО

договором определяется место сбора и складирования отходов в соответствии со схемой, утв. органом исполнительной власти

приоритетными являются технологии автоматизированной сортировки ТКО

региональный оператор вывозит, в том числе, крупногабаритные отходы в соответствии с законодательством и по заявкам потребителей

при обработке ТКО отходы I и II классов опасности извлекаются, не допускается их попадание на объекты захоронения ТКО

ответственность за обращение с ТКО несет региональный оператор с момента погрузки отходов в мусоровоз

операторы, обезвреживающие и утилизирующие ТКО в зоне работы регионального оператора, заключают с последним договор и т. д.

бремя содержания площадок для крупногабаритного мусора несут собственники МКД или собственники земельных участков, где находятся такие площадки

субъекты РФ могут вменить потребителям обязанность по разделению ТКО по видам и их раздельному складированию

Обратите внимание! Согласно п. 39 правил № 1156 договор на утилизацию ТКО можно заключать не только с региональным оператором, но и с имеющими такую лицензию ИП и организациями.

Итак, законодательство о вывозе ТБО в 2018 – 2019 годах содержит целый ряд новаций, в его развитие и закрепление принимаются нормативные акты на всех уровнях. Внедрение новой системы сбора, транспортировки, утилизации ТКО происходит в настоящее время и будет продолжаться до конца 2019 года.

Сортировка мусора и отходов (ТБО)

Чтобы перерабатывать отходы, их нужно предварительно сортировать. В развитых странах действует раздельный сбор мусора, поэтому его переработка там осуществляется качественно и экологически безопасно. В России же пока нет настолько развитой системы, в связи с этим, чтобы переработать смешанные ТБО, их нужно подвергнуть сортировке на заводах.

Смысл и значение сортировки

Сортировка мусора – это один из этапов, осуществляемых до непосредственной переработки отходов. В процессе выбирают компоненты из собранной смешанной массы ТБО, т.е. разделяют отходы по различным признакам на разные группы. Сортируется мусор на мусоросортировочных и мусороперерабатывающих заводах с применением специального оборудования. Значение сортировки состоит в том, чтобы выделить определенные виды отходов из их смеси и в удобной форме отправить на соответствующую переработку.

Часто термин «сортировка отходов» путают с понятием «раздельный сбор мусора», однако это не одно и то же. Второе понятие предполагает разделение разных видов утильсырья еще на этапе сбора. С этой целью устанавливаются контейнеры разного цвета, каждый из которых предназначен для определенных отходов (пластика, бумаги, стекла и т.д.).

Как сортируется мусор

Процесс сортировки ТБО (ТКО) рассмотрим на примере недавно открывшегося крупнейшего в России мусоросортировочного завода (г.Тюмень). Технология данного предприятия включает следующие этапы:

  1. Неразделенные отходы поступают на конвейер. В первом цеху ручным способом производят отделение тех видов мусора, которые могут нарушить работу оборудования: камней, металлических, керамических и других компонентов.
  2. Затем мусор делится на части в зависимости от диаметра.
  3. Далее отходы сортируются по материалам: пластиковые, бумажные и т.д. В спрессованных тюках они отправляются на заводы по переработке мусора.

Система сортировки мусора для кухни

Правильно, если раздельный сбор мусора начинает производиться еще дома. Для этого могут использоваться специальные приспособления – системы сортировки отходов под мойку. Они представляют собой конструкции с несколькими контейнерами для разных видов мусора.

Предназначены такие системы для кухонных шкафов и устанавливаются под мойки. Конструкции могут быть выдвижными (на рельсах), также есть системы, прикрепляющиеся к открывающейся дверце шкафа. Продаются и такие виды приспособлений, в которых сбор отходов происходит через горловину в мойке. Хорошие системы производятся из качественных полимеров, которые препятствуют распространению неприятного запаха мусора в квартире. Стоят встраиваемые сортировочные конструкции недешево.

Сортировка мусора в России

Переработка и сортировка отходов в нашей стране развита плохо. Сортировать мусор, а точнее, производить его раздельный сбор нужно начинать рядом с источниками ТБО. Т.е. сами россияне должны отделять разные виды отходов. Для этого нужно повсеместно устанавливать специальные контейнеры (для органики, пластика, бумаги и т.д.).

В нашей стране в основном пока стоят обычные мусорные баки, куда сваливаются смешанные отходы. В несортированном виде они могут отправляться на перерабатывающие предприятия, при этом процесс переработки является более затратным (т.к. необходима предварительная сортировка), а конечный продукт получается менее качественным. По этим причинам в России смешанные отходы чаще всего подвергаются термическому разложению на мусоросжигательных заводах или захоронению на полигонах.

Сортировка мусора за рубежом

Гораздо качественнее сортировка ТБО осуществляется в европейских и других развитых странах.

В Германии (как и в большинстве других стран Европы) затраты на сортировку отходов на перерабатывающих предприятиях сведены к минимуму, т.к. сами немцы добросовестно соблюдают правила раздельного сбора мусора.

Все жители Германии имеют в своих квартирах мусорные ведра и пакеты, в которые складываются разные виды мусора. Раздельно собранные отходы немцы помещают в уличные контейнеры разного цвета. Затем сотрудники коммунальных служб также производят раздельный сбор утильсырья из контейнеров и развозят сортированный мусор на заводы по утилизации конкретных видов отходов.

Житель Германии, выбросивший мусор в неположенном месте, будет привлечен к ответственности (обычно в виде штрафов). Если конфетная обертка намеренно выброшена не в урну, а условно рядом с ней, то немец заплатит штраф в размере 35 евро.

Сортировать мусор в Италии также должны сами жители (закон начал действовать относительно недавно). В крупных городах с этой целью устанавливаются специальные баки разного цвета. Жители совсем небольших поселений утилизируют различные виды отходов по расписанию. Опасный и крупногабаритный мусор итальянцы сдают в специализированные пункты.

Складирование отходов происходит с использованием специальных пакетов. Например, органические компоненты выбрасываются в биоразлагаемых мешках. За невыполнение установленных требований выписываются штрафы.

В Чехии также действует закон (185/2001), в соответствии с которым чехи должны производить правильную утилизацию отходов. Сортировка мусора осуществляется еще дома, затем дифференцированное утильсырье отправляется в баки для раздельного сбора.

Правила сортировки мусора японцами отличаются от подобных принципов в европейских странах. Но сортируют отходы также сами жители.

Обычно в Японии весь мусор разделяют на 4 вида. Отходы могут быть несгораемыми, сгораемыми, перерабатываемыми и крупногабаритными. Разные виды мусора выбрасывают в различных пакетах, которые отличаются цветом и объемом. Крупногабаритный утиль помечается с помощью специальной наклейки. Раздельный сбор отходов регулируется лицами, работающими на мусоровозе.

Собирается мусор в определенное время, к которому японцы выставляют свои заполненные мусорные пакеты. Они являются прозрачными, поэтому работники могут проконтролировать, насколько правильно произведена сортировка. Мешки с нарушениями мусоровозом не принимаются. Нарушителю понадобится произвести повторную сортировку, в противном случае могут выписать штраф.

В развитых странах сортировка отходов сводится к раздельному сбору мусора, т.к. жители этих государств четко соблюдают все требования и заинтересованы в сохранении своей экологии. России же еще только предстоит пройти непростой путь по достижению отлаженности системы раздельного сбора отходов.

Сортировка ТБО как бизнес

Актуальной бизнес-идеей является открытие завода по сортировке мусора, в ее реализации могут помочь городские власти. Однако следует учитывать, что это затратный бизнес, связанный с оформлением ряда необходимых документов, в том числе может потребоваться лицензия на сортировку бытовых отходов (если они будут иметь 1-4 класс опасности). Примерный бизнес-план по сортировке мусора можно найти в Интернете.

Техническое оснащение

Чтобы сортировать мусор, потребуется специальное оборудование, которое условно можно разделить на виды:

  • имеющее автоматическую или ручную сортировку:
  • стационарное и передвижное;
  • с автомобильным или ж/д ходом.

Оборудование может быть европейского и отечественного производства. При этом мусоросортировочный комплекс включает:

  • площадку для заезда специального транспорта;
  • КПП;
  • весовую платформу;
  • эстакаду для транспорта по выгрузке отходов;
  • главное производственное помещение;
  • склады для полученного вторсырья и участки для его вывоза.

Сортировочные линии

Рассмотрим линию сортировки на примере мусоросортировочного комплекса на 20 тыс. тонн ТБО в год от компании «Нетмус». Он состоит из:

  • конвейера цепного, осуществляющего подачу мусора из приямка на платформу;
  • ленточного сортировочного конвейера;
  • цепного конвейера для подачи сортированных отходов в пресс;
  • ленточного реверсивного конвейера, удаляющего «хвосты сортировки»;
  • сортировочной платформы;
  • прессов, уменьшающих объемы отходов и формирующих брикеты из вторсырья;
  • магнитного сепаратора;
  • грохотов;
  • автоматизированной системы управления.

Также комплекс может оснащаться разрывателями пакетов, шредерами, разными видами сепараторов, перфораторами ПЭТ-бутылок, упаковочными машинами и т.д. Чтобы узнать, сколько стоит оборудование для сортировки от компании «Нетмус», нужно заполнить форму коммерческого предложения на официальном сайте.

Читайте так же:  Органы опеки и попечительства железнодорожного района пензы

Стоимость линий зависит от ее производительности, состава и т.д. Например, челябинская компания ЭсАйДи Инжиниринг продает сортировочную линию «ВторТех-60» производительностью до 60 тыс. тон ТБО в год за 3 млн. 490 тыс. руб.

Обзор оборудования, входящего в мусоросортировочный комплекс от компании «Нетмус» и предназначенного для переработки 50 тыс. тонн ТБО ежегодно, представлен в этом видео:

Сортировка отходов – процесс трудоемкий, но необходимый для получения вторсырья и новых изделий из него. Сортировать мусор правильнее еще на этапе его сбора. Однако в нашей стране раздельный сбор мусора связан с рядом проблем, основными из них являются необходимость больших финансовых вложений и воспитание в людях культуры разделения отходов.

Штраф по сбору тбо

Штраф – это вид административного наказания, предусмотренный за подавляющее большинство нарушений норм Кодекса об административных правонарушениях. Обращение с отходами – один из видов деятельности, нарушения, в рамках которой караются штрафами.

Так, предусмотрены следующие статьи, так или иначе связанные с лицензиями.

Ст. 14.1 КоАП РФ. Ответственность по указанной статье наступает в случае осуществления предпринимательской деятельности, связанной с обращением отходов, без соответствующей лицензии. Указанная статья содержит один простой состав правонарушения и три квалифицированных, и именно последние влекут ответственность из-за отсутствия или несоблюдения условий лицензий. Административный штраф за отсутствие лицензии на обращение с отходами в таком случае равен от 30 до 50 тысяч рублей.

Ст. 19.20 КоАП РФ. Ответственность наступает в том случае, если выполняется деятельность, не связанная с получением прибыли (например, сбор, перевозка и сброс опасных отходов), без получения соответствующего разрешения. Штраф за отсутствие лицензии на обращение с отходами в данном случае составляет от 70 до 250 тысяч рублей.

Особенностью указанных составов правонарушений является отсутствие необходимости доказывать наличие причиненного ущерба. Сам факт выполнения деятельности с отходами, который подлежит лицензированию, без соответствующего разрешения влечет наложение либо административного штрафа, либо вовсе приостановление деятельности компании вплоть до 3 месяцев.

Порядок привлечения к ответственности следующий:

  • выявление фактов деятельности без лицензии;
  • составление протокола о правонарушении;
  • направление протокола на рассмотрение должностным лицам, в том числе и в суд;
  • взыскание административного штрафа.

Все это создается на базе того, чтобы количество производств нуждающихся в утилизации своих отходов, в нашей стране становится все больше, и так же больше становится компаний, которые и реализуют данные услуги. Именно поэтому важно строго лицензировать всех предпринимателей, которые работают в данной сфере. Ведь утилизация опасных отходов, например, это настоящая угроза для людей живущих рядом с местом утилизации. А как правило, в больших городах, все свалки находятся прямо в пределах города, или не далеко от него, что не дает никакой гарантии качественной и надежной утилизации. Так же стоит отметить и тот факт, что строгая документированность это залог спокойной деятельность на 3-4 года, что гораздо лучше постоянного беспокойства за правовую сторону своей деятельности. Собрание всех документов и получение лицензии по времени не займет больше двух месяцев, иногда реализуется все гораздо быстрее.

Не ввести ли штрафы за пищевой мусор? 03.06.2015

СЫТОЕ время отучило многих дорожить хлебом и нелегким трудом сельчан. Пока на Всемирной универсальной выставке «Экспо-2015» в Милане идет глобальная дискуссия, как накормить планету и ответить на вызовы времени, в мусорный бак отправляется треть производимых в мире продуктов питания. При том, что часть населения Земли все еще голодает: в 2010—2012 годах 870 миллионов человек страдало от недостатка пищи.

Ученые подсчитали, что в среднем в тонне мусора содержится 4 килограмма бумаги, 17 — алюминия и 260 килограммов съестных отходов. Вставая из-за стола и убирая грязную посуду, мы машинально сметаем с нее остатки еды. А сколько выбрасывается продуктов, купленных впрок? Если макулатуру, пластик, металл можно собрать и отправить на переработку и тем самым спасти от вырубки несколько деревьев, сэкономить энергию, сырье, то тонны яств, которые из тарелки или холодильника перекочевывают на помойку, там, как правило, и догнивают. Есть технологии их выгодного применения. Причем весьма смелые. В Британском университете, например, получили электричество, «накормив» бактерий раствором нуги и карамели из отходов шоколадной фабрики. Да что там ученые Туманного Альбиона.

Школьник из Копыля выработал электроэнергию из домашних солений, вдохновившись, видимо, несметными запасами закаток. Необходимость своего открытия он доказал на примере лампочки, которую подпитывали батарейки из. огурцов. Пищевой источник света пока работал только 5 дней. Как знать, может, этот способ пригодится в будущем?

Но, как говорится, здесь и сейчас используют лишь свалочный газ от органических отходов, да и то у нас в стране на отдельных полигонах. К слову, за прошлый год переработано лишь 14 процентов всех ТБО. Самые неэкономные в плане еды — американцы, выбрасывающие до сорока процентов купленных продуктов. Не случайно там общественность забила тревогу. А недавно содержимым мусорных контейнеров озаботились и власти. В Сиэтле, который известен высокими экологическими стандартами, с текущего года ввели штрафы за нерациональное использование продуктов. По новым правилам, если при проверке в баке с отходами окажется 10 процентов еды, то выбросившие ее семьи будут оштрафованы на доллар, а компании и многоквартирные дома — на пятьдесят. Сборщики мусора теперь регистрируют провинившихся граждан в компьютерной системе, штраф им будет добавлен к счету за коммунальные услуги через год. Сейчас же расточительных хозяев пока воспитывают письменными предупреждениями. Следует добавить, что Сиэтл стал вторым американским городом после Сан-Франциско, где компостирование отходов с обеденного стола в специальных резервуарах обязательно для частных хозяйств и компаний.

В Европе законы еще жестче. При первом нарушении жильцами раздельного сбора мусора выписывают предупреждение всем квартиросъемщикам. При повторном — штрафуют целый дом. В среднем получается по сто евро на квартиру. Никто не митингует и не возмущается.

У нас же, когда столичные власти только надумали заварить мусоропроводы в многоэтажных домах, поднялась настоящая буря эмоций. Я вспоминаю, как в первое время, когда возле нашего дома поставили яркие контейнеры для пластика, стекла и бумаги, по ночам их непременно кто-то переворачивал. Хулиганов так и не поймали. А стоило, хотя бы в назидание другим. В свое время Greenpeace подсчитала: 10 процентов населения будут сортировать мусор всегда, столько же — никогда. С остальными нужно работать. Так что необходимо разъяснять, убеждать, наказывать. Учить культуре потребления и питания. Ведь уменьшить горы выбрасываемых продуктов поможет и умеренность при их покупке. Чему всячески «мешает»… торговля, взявшая на вооружение науку манипулирования сознанием.

Покупатели, сами того не желая, заполняют в супермаркетах корзины до краев. Скажем, величина среднего чека в одной торговой сети подрастает за год на 15 процентов. А посещают их не самые богатые, и уходят оттуда с тяжелыми авоськами. Запасаются явно ни на один месяц. Словно завтра все исчезнет. Никто и не думает, что часть запасов, а значит, и денег, окажется в мусорном ведре. Так, может, и у нас ввести штраф за пищевой мусор?

Имеют ли право заставить заключать договор на вывоз мусора?

Здравствуйте ,скажите пожалуйста в Астраханской области с 1 июля начал действовать новый региональный оператор по вывозу ТБО Экоцентр ,в связи с тем что меня не устраивают условия вывоза и тарифы на эту коммунальную услугу я не стала заключать договор с ними.Теперь эта компания мне выставляет долг с июля месяца и грозиться, что я буду оштрафована с 1 января 2018 года если я так и не заключу договор с ним. Так как я живу в частном секторе большую часть мусора я сжигаю в печки и в бане,а остальной мусор у меня вывозит муж (он работает в большой фирме где оборудована площадка с контейнерами под мусор и с начальством все согласовано) имеет ли компания по вывозу мусора выставлять счета и принуждать заключать договор и что будет если я все таки не заключу договор.

Ответы юристов (3)

Наталья здравствуйте! Нет таких прав у компании. Обязанность заключения договора законодательством не предусмотрена.

Статья 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

1. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

2. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
3. Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.
4. Собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
5. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Соглсно ст. 421ГК РФ вы свободны в заключении договора.

Статья 421. Свобода договора

1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте, Наталия! Заключить договор с региональным оператором Вас обязывает Жилищный Кодекс РФ.

Статья 30. Права и обязанности собственника жилого помещения

5. Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Другое дело, пока договор не заключили, у Вас с региональным оператором нет правоотношений и Вам начислять плату за эту коммунальную услугу они не могут.

Если за не заключенный договор в Вашей области предусмотрена административная ответственность, то могут выписать штраф.

если граждане самостоятельно вывозят мусор в места расположения контейнеров для сбора мусора, они не обязаны платить за вывоз мусора на городскую свалку, следовательно не обязаны заключать договор на вывоз мусора. При этом оплата за транспортировку мусора от контейнеров до городской свалки должна осуществляться из бюджета соответствующего муниципального образования.

Однако если граждане доставляют мусор к автомобилю, принадлежащему ТБО «Экоцент», принимающему мусор непосредственно от населения, (например в частных секторах, где расстояние до контейнеров большое), тогда граждане должны заключать соответствующие договора и оплачивать соответствующие услуги ТБО «Экоцентр».

в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена федеральным законом или добровольно принятым обязательством.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Административный штраф за отсутствие договора на вывоз тбо

Здравствуйте! Меня зовут Елена, я ИП. 8.0.2017 ко мне пришел представитель Роспотребнадзора и сказал, что на меня поступила жалоба от САХ за то , что у меня не заключен договор на вывоз ТБО . Меня вызвали для дачи пояснений и составления протокола. 14.06.2017 мне привезли домой протокол об административном нарушении. 22.06.2017 я устранила это нарушение, заключив договор с другой организацией на вывоз ТБО( лицензия на транспортировку и договор с полигоном у них имеется) . Какое наказание меня ждет? 26.06.2017 сказали явиться на заседание, а то штраф будет высоким.

Ответы юристов (3)

​от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.​

Есть вопрос к юристу?

Протокол составили по статье 6.3.​ КоП РФ? Если да, то санкция этой статьи предусматривает наложение административного штрафа на ИП в размере от 500 до 1000 рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Санкция также предусматривает вынесение предупреждения. Вы можете предоставить договор, который Вы уже заключили как доказательство Вашей добросовестности с целью минимизации наказания. А вынести решение о приостановлении деятельности может только суд.

Уточнение клиента

Протокол составили по статье 28.2 и 28.3 КОАП РФ. А в данном случае какое предусмотрено наказание?

24 Июня 2017, 03:51

Елена, Вы прочли не там. Вас привлекают по статье 8.2. Это написано ниже от руки, после фразы «административная ответственность за которое предусмотрена». Санкция этой статьи предусиатривает наложение штрафа на ИП в рпзмере от 30000 до 50000 рублей. Тут посерьезнее, и также может быть приостановление на срок до 90 суток.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Правила вывоза отходов в частных домах: договор, размер оплаты услуги, штрафы

Какие документы должны оформлять владельцы частных жилых домов, на что обратить внимание при заключении договора на оплату коммунальных услуг по вывозу мусора, какова стоимость, размер платы и предусмотрены ли штрафы для тех, кто не соблюдает правила вывоза отходов.

Жители частного сектора будут обязаны платить за вывоз мусора. Какие документы должны оформлять владельцы частных жилых домов, на что обратить внимание при заключении договора на оплату коммунальных услуг по вывозу мусора, какова стоимость, размер платы и предусмотрены ли штрафы для тех, кто не соблюдает правила вывоза отходов.

Владельцы и жители частных домовладений будут обязаны оплачивать коммунальную услугу по вывозу мусора, — заявила председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева. Такая норма будет прописана в поправках в законодательство об обращении с отходами, над которыми работают сегодня законодатели.

Напомним, что на сегодня вывоз мусора является обязательной коммунальной платой для жителей многоквартирных домов, частный сектор заключает такой договор по собственному желанию.

Как сказала Тимофеева, мусор – это не бесплатная история… «Мы с вами, как жители страны, должны за это заплатить – это правильно… Сегодня жители многоквартирных домов получают в платежке ту коммунальную услугу, которая называется вывоз мусора. Для жителей частного сектора – это не обязательно», – подчеркнула глава комитета.

На сегодня в поправках, которые внесены в законодательство, есть понимание, что это будет обязательная плата.

На данный момент обсуждается вопрос дифференциации тарифов для жителей города и села. Тимофеева считает, что нельзя на селян возложить бремя больше, чем на горожан. По ее словам, тариф в сельской местности будет также зависеть от количества членов семьи.

Можно ли уже сегодня, не дожидаясь принятия законопроекта, решить «мусорную проблему» частного сектора? Разумеется можно, опираясь при этом на действующее законодательство.

Основные правила вывоза отходов индивидуальных домовладений

Заметим, что Жилищный кодекс РФ не предусматривает коллективное управление вывозом мусора из индивидуального жилого сектора. Тем не менее, забота по содержанию своего имущества, в том числе домовладения, возлагается на собственника или жильцов.

Читайте так же:  Адидас можно ли вернуть товар

В то же время Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» возлагает всю ответственность за организацию обращения с отходами индивидуальных домов на местные органы власти. Таким образом, проблему твердых отходов «частного сектора» должны решать жители совместно с местной властью.

Проблема жидких коммунальных отходов не такая тревожная, т.к. тайком слить содержимое септика не так просто. И вы знаете, что достаточно позвонить в Роспотребнадзор, чтобы «проказника» наказали.

Что же касается твердых отходов (бытовые, строительные и пр.) появляются там, где их не ждешь.

В настоящее время во многих муниципальных образованиях приняты нормативные акты, которые называются примерно так: «Правила благоустройства территории муниципального образования», «Порядок организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования» или «Правила благоустройства, санитарного содержания и т.д.».

Чаще всего в этих документах есть строки:

Иначе говоря, «частнику» предоставляется выбор, либо самому везти свой мусор на полигон, либо заключить договор на вывоз мусора с подрядчиком.

Сразу надо отметить, что самостоятельный вывоз своих отходов на полигон (объект по размещению или утилизации твердых бытовых отходов) практически недоступен, т.к. в большинстве регионов процедура получения права на размещение отходов физическим лицом не предусмотрена или «забюрокрачена» (требует много бумаг, схем и согласований).

Кроме этого, расстояние до полигона может быть достаточно большим, чтобы отбить у домовладельца всякое желание везти туда свой мусор. Поэтому простой и налаженный способ вывезти свой мусор – заключить договор с мусоровывозящей компанией (Спецавторансом).

На самом деле, далеко не все жители «частного сектора» имеют договор на вывоз твердых бытовых отходов. Нежелание иметь договор на вывоз ТБО они, как правило, аргументируют отсутствием или незначительным образованием мусора, который можно утилизировать на собственном участке.

Вот и создается ситуация, когда на словах – никто мусор не выбрасывает, а на деле – контейнеры переполнены. Доказать недобросовестность жителей можно техническим средствами слежения (видеокамерами), но это дорогое удовольствие и не везде осуществимо. Тем не менее, все больше, даже в садовых товариществах, возле контейнерных площадок устанавливают системы видео-наблюдения, для фиксации нарушений.

И всё же, самый простой и радикальный способ привести в порядок ситуацию с мусором в «частном секторе» – это заключение коллективного или индивидуального договора на вывоз твердых бытовых отходов.

Многие собственники заключают индивидуальные договоры на вывоз твердых бытовых отходов. Иногда жители объединяются улицами, переулками и заключают коллективные договора на вывоз мусора, при этом способе назначается старший по улице или переулку, который является ответственным лицом по взаимодействию со специализированной организацией.

В редких случаях, когда микрорайон «частного сектора» объединяется в Территориальное общественное самоуправление (ТОС), заключение договора может взять на себя правление ТОС. Вопрос в том, можно ли обязать собственников индивидуальных жилых домов платить за сбор и вывоз мусора?

Обязательно ли индивидуальному домовладельцу заключать договор на вывоз мусора?

В многоквартирных жилых домах обязанность собственников жилья оплачивать вывоз своих отходов обеспечивается автоматически, на основании перечня коммунальных услуг. Это регламентируется «Жилищным кодексом». Индивидуальные домовладельцы на федеральном уровне такой обязанностью не обременены.

Заполнить эту правовую брешь должно было региональное законодательство. Однако, в большинстве регионов, если и были подобные законы, они копировали федеральные и не привносили ничего особенного.

Это приводило к тому, что принудить домовладельцев оплачивать вывоз своих отходов, было практически невозможно. С одной стороны, это вызывало переполнение контейнерных площадок для сбора бытового мусора. С другой стороны, плодило и без того обширные незаконные свалки.

Проблема начала решаться в последние годы, когда региональные законы стали обязывать индивидуальных домовладельцев заключать договора на вывоз твердых бытовых отходов (твердых коммунальных отходов).

Так, например, в Московской области жители индивидуальных жилых домов обязаны заключить договор на вывоз мусора. Домовладельцы, не заключившие такой договор, могут быть оштрафованы на 5000 рублей.

Однако история эта показательна. Областные законодатели вводя обязанность по заключению договора, забыли установить наказание за неисполнение этой обязанности в областном административном кодексе. В итоге, до сих пор это положение не заработало в полной мере, т.е. добрая часть домовладельцев по-прежнему не платят за вывоз мусора.

Особенно это касается владельцев домовладений с сезонным проживанием (дачников), ведь доставить им уведомление не так просто (надо знать адрес постоянного проживания, а он не всегда совпадает с адресом прописки).

Кто должен заключать договор на вывоз отходов и производить оплату

В одних регионах, такая обязанность лежит на собственнике. В других регионах ответственность несет как собственник, так и арендатор жилья.

По большому счету, не важно, кто будет оплачивать вывоз мусора. Однако это становиться важно тогда, когда встает вопрос, кого штрафовать?

Типичная ситуация. Арендуется фешенебельный особняк. Арендатор кивает на хозяина, а хозяин (который может быть даже за границей) кивает на арендатора. В результате мусора выбрасывается много (чем богаче дом, тем больше мусора – закон потребления) и ни копейки не платится за его вывоз.

Считается, что логичнее всего взимать плату за вывоз мусора с того, кто проживает (т.е. непосредственно мусорит), а не с того кто владеет. Но вопрос состоит в том, что очень часто о факте аренды власти не знают, а следовательно нет юридических оснований взимать плату с «черного арендатора».

Кроме этого, по закону именно собственник отвечает за содержание имущества. Увы (а может быть и хорошо), мы не в Европе, где за нарушения приходится платить крупные штрафы. И там этот вопрос решается в купе с выяснением фактов незаконной аренды жилья.

Но у нас не принято «стучать» на соседей, вот и идет поток «ничьих отходов» в общественные контейнеры. Для решения этой проблемы во многих муниципалитетах существует своеобразная практика принуждения.

Пока домовладелец не нуждается в госуслугах, он спокойно позволяет себе не оплачивать вывоз мусора (фактически – воровать или жить за счет соседей).

Но когда появляется необходимость посетить местные органы власти (за справкой или другим документом), его просят показать оплаченные квитанции на вывоз мусора. По справедливости, такое требование вполне оправдано, но с точки зрения закона вызывает вопросы.

Если это не оформлено соответствующим нормативным актом, подобные требования находятся, к сожалению, за рамками законности.

Какой должна быть плата за вывоз мусора

Отдельный вопрос возникает в связи с тем, как рассчитывать плату. Изначально тариф формируется исходя из утвержденных норм накопления твердых бытовых отходов и устанавливается на одного проживающего в рублях на человека.

Сам тариф рассчитывается исходя из затрат на вывоз и захоронение (переработку) твердых бытовых отходов, а также включает платежи за размещение отходов (если они идут на захоронение на полигоне ТБО).

Таким образом, плата устанавливается исходя из общего количества жителей в частном доме и тарифа на вывоз и захоронение ТБО. В индивидуальных жилых домах число проживающих устанавливается по количеству постоянно и временно зарегистрированных (прописанных). В домах сезонного проживания (дачах) это устанавливается в договоре на вывоз отходов, фактически со слов домовладельца.

Это приводит к тому, что в дачный сезон контейнерные площадки переполняются, т.к. хитрые дачники заключают договор на меньшее количество проживающих, чем бывает на деле, а то и вовсе уклоняются от заключения договора и оплаты вывоза мусора.

Кроме этого, городские жители, проживающие на дачах, как правило не имеют ближайшего понятия об особенностях обращения с отходами в «частном секторе». Они жгут костры из остатков рубероида, кидают в мусорные контейнеры скошенную траву и пищевые отбросы, засыпают строительным мусором водоотводные канавы.

Помимо всего, в зонах индивидуальной жилой застройки трудно организовать раздельный сбор отходов: автомобильных шин, ртутьсодержащих ламп, пластиковой тары и пр. В основном из-за того, что нет штатных дворников, которые бы поддерживали порядок на площадках для раздельного сбора отходов.

Поэтому, с особой актуальностью встает вопрос пропаганды правильного отношения к мусору среди домовладельцев и арендаторов.

Несколько советов по вывозу отходов из «частного сектора»

В основном применяется несколько схем:

традиционная, с накоплением отходов на контейнерной площадке;

индивидуальная, когда домовладельцы выставляют мешки с мусором или небольшие контейнеры (120 литров) у дороги;

бестарный метод, когда мусор собирается в пакеты, картонные коробки и вывозится по графику;

традиционная система, когда отходы от индивидуальных домовладений накапливаются в специально обустроенной контейнерной площадке, имеет ряд недостатков;

Во-первых, мусор туда может выбросить любой желающий, независимо от оплаты. Во-вторых, в отличие от контейнерных площадок возле многоквартирных домов, в «частном секторе» удельные расходы на содержание в пересчете на «платежеспособного жителя» будут выше. В-третьих, поддержание чистоты и порядка, на таких площадках может обеспечиваться в основном трудом бригады, вывозящей мусор, т.к. дворников в «частном секторе» нет.

Это приводит к тому, что на такие площадки нерадивые домовладельцы тащат скошенную траву, листья, ветки и прочий «дачный мусор». Штрафов за такое поведение не существует.

Индивидуальная система сбора подразумевает, что каждый домовладелец складывает свой мусор в «персональный бачок». Пластиковые мешки используются дабы избежать покупки бачка и упростить загрузку в мусоровоз.

Бестарный метод также имеет свои недостатки. Животные разрывают мешки и растаскивают мусор с остатками еды. Выставляют мешки с мусором все, кому не лень и когда захочется. Однако такой метод избавляет от необходимости обустраивать площадку для сбора ТБО.

Можно ли сократить количество отходов из «частного жилого сектора»?

Однако личное стремление жителей избавиться от переполненных мусорных площадок — хороший стимул сокращать объем образующихся отходов. Конечно, всегда будут и такие личности, которым будет все-равно, особенно если «мусорка» находится от них достаточно далеко.

В некоторых странах, такие люди могут лишиться своего жилья. За нарушение «правил общежития» через суд можно легко избавиться от «грязнули». Наше законодательство гораздо мягче в этом плане.

Тем не менее, у «частников» есть много возможностей сократить объём вывозимых коммунальных отходов.

Так, например, жильцы индивидуальных домов избавлены от проблемы вывоза пищевых отходов. Кухонные отбросы скармливаются животным подсобного хозяйства. Такие отходы можно компостировать или закапывать, т.к. они не оказывают вреда природе. Ведь пищевые отходы достаточно легко разлагаются и становятся воздухом и землей.

Такая же участь ожидает скошенную траву и осенние листья – это отличное сырье для компоста. Даже срезанные ветки находят себе применение в качестве мульчи после измельчения в садовых дробилках.

Металлолом, как правило, не пропадает. Часто находятся предприимчивые люди, занятые сбором металлолома из «частного сектора». Правда иногда, к сожалению, они собирают металлолом без ведома хозяев.

Несмотря на запрет сжигать мусор в зоне жилой застройки, «частники» считают, что на своем участке они могут делать всё, что им вздумается. Такая философия позволяет повсеместно сжигать «частникам» свой горючий мусор непосредственно на участке, а иногда и за его пределами.

Находятся даже такие домовладельцы, которые считают, что сжигают они не мусор, а ветки и листья, а следовательно, закон не нарушают. На самом деле нарушают, и даже не закон, а Конституцию России (статья 42.)

Сжигание мусора, при всей своей простоте, несет две опасности: отравление воздуха и пожароопасность. Поэтому надо избегать такого способа утилизации мусора.

А как же мусор от дачных объединений? Этот вопрос решается так же, как и в случае с обычной Управляющей компанией, т.е. прямым договором между СНТ и мусоровывозящей компанией.

Штрафы за «нерадивость»

В Японии, например, затраты на вывоз мусора включены в местный «налог на проживание», который платит любой домовладелец. В ряде стран Европы мусорные контейнеры оборудованы электронными ключами, которые открываются, например, картой с чипом.

Но там подобные системы существуют параллельно с высокими штрафами за «нерадивость».

Могут ли взыскать штраф или привлечь к ответственности за работу без договора о вывозе мусора?

договор на вывоз мусора заключен на настоящий момент. но три месяца назад работали без договора. могут ли взыскать штраф или привлечь к ответственности за тот период. сфера деятельности общепит.

01 Декабря 2016, 18:33 Елена, г. Тула

Уточнение клиента

С чем связаны опасения. Пришли люди из администрации города и спросили договор аренды, паспорт на вывеску и договор на вывоз мусора. А началось с того, что на перилах ко входу(перила находятся на территории здания) висит маленькая пластиковая табличка с нашим названием и уточнением-2 этаж, так как часто нас не могли найти. И вот эти люди говорят, что надо платить штраф за эту «РЕКЛАМУ». ну, а договор с мусором заодно приплетают. У нас крошечное заведение, с трудом наплаву, а тут еще это. Не знаем уже сами, законна ли уже наша табличка и не начнут ли копать.

01 Декабря 2016, 19:54

Ответы юристов (5)

добрый день — чем вызваны ваши опасения? у вас скоро проверка? — теоретически могут конечно наказать и за прошлое время но шанс не велик ./ в таких ситуациях просим фиктивный подписать с теми кто возит уже мусор н а прошлое время — на случай проверки/.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте! Если события были 3 месяца назад, то скорее всего ничего не будет. Проверки в данной сфере как правило проходят при поступлении соответствующей жалобы. Если сейчас в данном направлении все в порядке, волноваться, я думаю не стоит. Но за данным вопрос нужно следить предусмотрена ответственность.

КоАП РФ, Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Для любой проверке контролирующими органами юридических лиц (плановой, внеплановой) должны быть соответствующие основания и соответствующая процедура. Ознакомьтесь с положениями

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016)

В данном случае ответственность наступает не за отсутствие договоров на уборку мусора а за нарушение правил СанПИн и т.д. т.е. если будет установлены соответствующие нарушение. Данные нарушения выявляются в ходе проверки и как правило Роспотребнадзором.

И вопрос о привлечении к адм ответ. решается при производстве по делу об административном правонарушении

При проверке, советую в корректной форме спрашивать документальные основания для проверки у органов и т.д. т.е. каждое их требование должно быть законным.

Вот судебная практика, там описываются многие нормы.

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2016 г. по делу N А84-1421/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2016 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Карева А.Ю., Омельченко В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Букуевой М.А., при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью «7Я» — Зинченко Ю.В., по доверенности от 27.06.2015 N 1; от Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю — Лешкова Е.А., по доверенности от 15.01.2016 б/н; в отсутствие общества с ограниченной ответственностью «Славянская гавань», общества с ограниченной ответственностью «Чистый город ИНК», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «7Я» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 02 ноября 2015 года по делу N А84-1421/2015 (судья Колупаева Ю.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «7Я» (ул. Чехова, д. 6, г. Севастополь, 299016) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Крым и городу федерального значения Севастополю (ул. Коммунистическая, д. 10, г. Севастополь, 299003) при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя: общества с ограниченной ответственностью «Славянская гавань» (ул. Токарева, д. 11, оф. 50, г. Севастополь, 299029),
общества с ограниченной ответственностью «Чистый город ИНК» (ул. М. Геловани, д. 1, г. Севастополь, 299040) о признании незаконным и отмене постановления N 140 от 16.07.2015 по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «7Я» (далее — заявитель, ООО «7Я», общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю (далее — Управление Роспотребнадзора, административный орган) по делу об административном правонарушении от 16.07.2015 N 140, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Суд первой инстанции определением от 04.08.2015 назначил дело к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Придя к выводу о том, что рассмотрение дела в порядке упрощенного судопроизводства не соответствует целям эффективного правосудия, и в связи с необходимостью выяснить дополнительные обстоятельства и истребовать доказательства 01.09.2015 суд в соответствии с частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) вынес определение о переходе к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.
Решением от 02 ноября 2015 года Арбитражный суд города Севастополя отказал обществу в удовлетворении заявленного требования, признав наличие в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «7Я» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Заявитель считает, что вина общества в совершении правонарушения отсутствует, так как ответственность за несвоевременный вывоз мусора должна нести специализированная организация, с которой у общества был заключен соответствующий договор.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель административного органа возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Общество с ограниченной ответственностью «Славянская гавань», общество с ограниченной ответственностью «Чистый город ИНК», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, что в силу части 5 статьи 156 и части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266 — 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании требования прокурора Гагаринского района города Севастополя от 26.05.2015 о проведении внеплановой проверки, в соответствии с распоряжением от 04.06.2015 N 128 руководителя органа государственного контроля территориальным отделом по городу федерального значения Севастополю Управления Роспотребнадзора 09.07.2015 проведена внеплановая проверка в отношении ООО «7Я» по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в частности, бесконтрольной эксплуатации мангалов, осуществляющих выброс в атмосферный воздух, и нарушениях при сборе, хранении и утилизации отходов в заведении общественного питания «Облико Морале», расположенного в г. Севастополе, пр. Октябрьской Революции, д. 13/1.
Результаты проведенной внеплановой проверки отражены в акте проверки от 10.07.2015 N 111.
В ходе проверки установлено, что контейнеры для сбора бытовых отходов переполнены, мусор не вывезен, территория не содержится в чистоте, нарушается кратность вывоза отходов в теплое время года, что является нарушением обязательных требований ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ, пункта 2.8 СанПин N 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовления и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», пункта 2.2.1 СанПин N 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
По факту выявленных нарушений 13.07.2015 уполномоченным должностным лицом Управления Роспотребнадзора на основании материалов внеплановой выездной проверки в отношении ООО «7Я» был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, при составлении которого присутствовал законный представитель — директор общества.
По результатам рассмотрения административного дела 16.07.2015 заместителем руководителя Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю принято постановление N 140 о привлечении ООО «7Я» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Полагая, что данное постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В качестве объекта рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных воздействий в результате деятельности человека по обороту опасной группы веществ и материалов, создания и сохранения экологической безопасности населения и территорий. Предметом противоправных действий в данном составе являются отходы производства и потребления и иные опасные вещества.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления следует понимать остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Совершение действий (бездействия), заключающихся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами составляет объективную сторону рассматриваемого правонарушения. При этом действия могут заключаться в использовании методов, приемов и способов, запрещенных или противоречащих требованиям действующего законодательства, а бездействие будет выражаться в невыполнении виновным лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими правилами, установленными в сфере обращения опасных веществ и объектов.
Рассматриваемый состав административного правонарушения является формальным, в связи с чем административная ответственность наступает с момента совершения действий или бездействия, составляющих объективную сторону.
В качестве субъектов данного административного правонарушения могут выступать должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения опасных веществ и объектов.
Субъективную сторону рассматриваемого административного состава может характеризовать как умышленность действий виновного лица, так и неосторожность.
В силу статьи 11 Закона N 89-ФЗ и статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.8 СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовления и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных постановлением N 31 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001, территория организации должна быть благоустроена и содержаться в чистоте.
Согласно требованиям пункта 2.2.1 СанПиН N 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 градусов и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Общество факт накопления твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности заведения общественного питания, и нарушение сроков их хранения не отрицает, а полагает, что ответственность за несвоевременный вывоз твердых бытовых отходов должна нести организация, с которой заключен договор на вывоз мусора.
Суд первой инстанции, проверив этот довод заявителя и представленные в его подтверждение доказательства, пришел к обоснованному выводу о недоказанности обществом обстоятельств, что им были совершены все исчерпывающие меры по недопущению нарушений норм санитарно-эпидемиологического, экологического законодательства. Заключенный и представленный договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 02.03.2015 с ООО «Славянская гавань» не предусматривает ежедневный вывоз мусора из 2 контейнеров, расположенных на территории объекта заявителя по адресу: пр.Октябрьской революции, 13/1 (вывоз мусора по вторникам, четвергам и субботам). Доказательств, что обществом подавались заявки ежедневно на вывоз ТБО и такой вывоз осуществлялся контрагентом по договору ежедневно заявителем не представлено.
Доказательств обратного заявителем суду апелляционной инстанции в опровержение выводов суда первой инстанции не представлено. В то время как материалы проверки, акт проверки, фотофиксация, протокол об административном правонарушении выявленные факты нарушений законодательства подтверждают.
Таким образом, именно общество в данном конкретном случае является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Факт нарушения ООО «7Я» требований изложенных выше норм экологического законодательства, а, следовательно, совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается представленными материалами дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При осуществлении деятельности, в результате которой накапливаются твердые бытовые отходы, у общества имелась возможность не допускать выявленных в его действиях нарушений. Однако обществом не были приняты все зависящие от него меры для недопущения названных нарушений, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры к соблюдению требований действующего законодательства, либо о невозможности принятия этих мер в связи с чрезвычайными и непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Судом установлено отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа.
Постановление по делу об административном правонарушении от 02.06.2015 N 123 вынесено административным органом в пределах его полномочий и срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Штраф назначен обществу по правилам статей 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения, а также в минимальном размере санкции, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требования.
Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба заявителя не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 02 ноября 2015 года по делу N А84-1421/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.В.ПРИВАЛОВА
Судьи
А.Ю.КАРЕВ
В.А.ОМЕЛЬЧЕНКО

Читайте так же:  Заявление о перерыве в судебном заседании

Читайте так же:

  • Приказ 721 по обращению с отходами Журнал учета в области обращения с отходами по 721 приказу МПР В соответсвии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 19 п. 1): юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном […]
  • Требования к утилизации аккумуляторов Нормативные документы по утилизации Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Статья 51, пункт 1. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Отходы производства и потребления, в том числе […]
  • Медсестра требования к работе 15.1. Основные требования к работе процедурной медсестры В целях предупреждения инфицирования пациентов необходи­мо проводить все виды инъекций, строго соблюдая правила асепти­ки и антисептики. Для каждого пациента используется индивиду­альный стерильный шприц и игла. Все манипуляции […]
  • Отчетность по экологии для мсп Отчет для малого и среднего бизнеса по отходам Отчет для малого и среднего бизнеса по отходам сдается всеми юрлицами и ИП на территории России, которые производят отходы. Отчетность сдается в уведомительном порядке не позднее 15 января последующего года и не включает статистические или […]
  • Застройщик экспертиза НЕЗАВИСИМАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА Г. НОВОСИБИРСК тел. 7 913 378 89 62 Строительно-техническая экспертиза (СТЭ) занимается экспертизой зданий, сооружений, инженерных сетей и систем, находящихся как в процессе эксплуатации, так и монтажа, строительства, восстановления и разрушения, […]