Меню

Ролевое общение для прокурора

Функционально-ролевое общение. Это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник и подчиненный, учитель — ученик, продавец, покупатель). Здесь задействованы определенные нормы и ожидания. Общаются ролевые маски. Переход от ролевого общения к межличностному и обратно часто используют в деловых контактах.

Межличностное общение. Собственно, почти все, что мы здесь рассматриваем, имеет прямое отношение к этому типу общения. Подразумевается (как наиболее обычная модель) участие двух людей в межличностном общении, хотя минимальное полное число участников общения три. Разница между этими типами общения в том, что для третьего отношения двух других объективны: он не может на них влиять прямо, а только через отношения с одним из них. При общении двух третий всегда присутствует незримо или как социальная норма, или как мнение близкого друга, или другого авторитета.

Деловое общение. Его можно легко выделить из функционально-ролевого. Деловое общение — это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности. В деловом общении всегда есть цель. Полагается, что в деловом общении решаемые проблемы затрагивают не интересы «маски», а самого индивида, и он мобилизуется.

Межличностное общение крайне многопланово. Но, пожалуй, наиболее практически интересны моменты влияния людей друг на друга. Наиболее серьезно этим занимаются психотерапия и различные школы практической психологии. Центральным здесь является понятие доверия, причем доверие это — не сообщение кому-то чего-то по секрету, а принятие от другого информации без критического фильтра, без проверки. Крайняя форма такого общения — раппортное.

Раппортное общение. Это общение с односторонним доверием — доверяет пациент. Обоюдное доверие связано с полной взаимной свободой, открытостью и принятием каждого таким, каков он есть. Доверие, возникнув и укрепившись, имеет тенденцию углубляться: люди раскрывают друг перед другом все более глубокие пласты своего внутреннего мира. Взаимное погружение — это эмоционально напряженный процесс, который способен сильно изменить людей. Он накладывает ответственность за соответствие поведения уровню достигнутой глубины. Можешь ли ты действительно помочь? Если человек тебе доверился, чувство ответственности должно регулировать доступную глубину доверия. Если этого нет, доверие легко оборачивается предательством с соответствующими последствиями. В связи с этим понятно наличие защитных барьеров. Одностороннее использование барьеров происходит при межперсональной защите: один человек пытается изменить личность другого, чтобы оправдать свои негативные качества и создать себе психологический комфорт в общении.

Направленность в стиле общения может быть разной — потребность в другом, озабоченность собой (податливый стиль); потребность в достижении успеха путем контроля над другим (агрессивный стиль); сохранение эмоциональной дистанции, независимость, уединенность (отрешенный стиль). Также выделяют разные типы направленности: альтруистический (благо и помощь другим); манипуляторский (достижение собственной цели); миссионерский (невмешательство, осторожное влияние). Еще о стилях: сотрудничество, компромисс, соперничество (настаиваю на своем), приспособление (стараюсь сохранить отношения); избегание (неприятного). Управление общением может быть по стилю авторитарным (единоличные решения), демократическим (ориентировано на группу), либеральным (подчинено случайностям).

9 июля 2013Поэтому из психологии труда заимствуются в основном методические знания. … Можно указать наиболее важные задачи, решаемые практическим психологом в школе.

8 июля 2013Предисловие научного редактора. Часть 1. Общая психология Глава 1. Психология как наука 1.1. … Основные направления практической психологии.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к практической психологии; основы психологии труда и управления.

В словаре практического психолога отмечается, что «в системе наук психология занимает совершенно особое место.

6 июля 2013путей сообщения. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано. … Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов.

В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане.

М.: Институт практической психологии, 1996. … См.: Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912; Фуллье А. Психология французского народа.

В этот раздел входят книги по практической психологии, книги – рекомендации, книги – полу религиозного смыслового содержания, претендующие на изменение понимания нормальной.

В книге «Психология» (1886) он подчеркивал, что объектом психологического исследования является целостный человек и его практическая деятельность.

Ролевое общение для прокурора

Многочисленные функции общения, несомненно, порождают большое количество его видов. Учитывая сложность общения, классифицировать его виды можно по многим признакам. Остановимся лишь на отдельных из них, которые, по нашему мнению, имеют научно-практический интерес.

По результативности совместного взаимодействия и достигнутым эффектам , существует необходимое (межличностные контакты, без которых совместная деятельность становится практически невозможной), желательное (межличностные контакты, способствующие успешному решению производственных, воспитательных и других задач), нейтральное (межличностные контакты, которые не мешают, но и не способствуют решению проблем) и нежелательное общение (межличностные контакты, которые затрудняют достижение задач совместного взаимодействия). Указанная система видов межличностного общения имеет отношение к вопросу о производительности и непродуктивности межличностных контактов и к критериям их оптимальности.

Участниками общения могут быть как непосредственные конкретные индивиды, так и косвенные группы людей. Речь идет о межличностном и массовом общении. Межличностное общение проявляется в непосредственных контактах, которые, в свою очередь, определяются и регулируются всей системой общественных отношений, условиями общественного производства, интересами людей и групп.

В межличностном виде общения обычно применяют языковые и неязыковые средства обмена информацией, механизмы психологического воздействия и др. Оно предусматривает установление прямых контактов между партнерами по общению, позволяет непосредственно реагировать и влиять на процесс взаимодействия. Именно поэтому межличностное общение еще называют прямым, непосредственным в отличие от опосредованного массового общения (массовое общение имеет анонимный характер, оно направлено не на определенного индивида, а на большие массы людей и осуществляется чаще с помощью средств массовой коммуникации).

Важно подчеркнуть эмоциональный характер межличностного общения, ведь в нем люди ориентированы, прежде всего, на свои внутренние цели, ценности и потребности. И хотя содержание такого общения, его формы могут гибко меняться и приспосабливаться к тому образу партнера, который формируется в процессе взаимодействия, одновременно оно предоставляет своим участникам значительную свободу в выборе способа общения, в принятии решения о его продлении или прекращении. В этой ситуации межличностное общение базируется на эмоциональной привлекательности, сходства партнеров и мало зависит от их социальных ролей и статусов.

В ситуации опосредованного вида общения (массового) между участниками взаимодействия имеется определенная пространственно-временная дистанция. При таких условиях общение имеет преимущественно односторонний характер: человек может только воспринимать информацию, поступающую к нему от других генераций, обществ или эпох, но не может передавать какую информацию им же.

Такое опосредованное общение, которое осуществляется, например, благодаря литературе, произведениям искусства или другим творениям культуры, имеет чрезвычайно важное значение для обогащения отношений человека с миром, выводит ее за пределы непосредственного окружения, делает личность причастной ко всей человеческой культуре и ко всем событиям, что происходят в мире. Благодаря разнообразным формам опосредованного общения индивид может осознать свое единство с обществом, в котором он живет, или с человечеством в целом, почувствовать себя их неотъемлемой частью.

Если общение организуется вокруг собственно психологических проблем (установление эмоциональных отношений с другим человеком, создание условий для развития индивида и др.), его называют личностно ориентированным. В том случае, когда общение ограничивается взаимодействием только на деловом уровне, оно имеет характер формального и называется официальным (ролевым).

Личностно ориентированный (или личностный) вид общения предполагает выделение в нем чисто психологического аспекта, то есть внутреннего мира человека. Это вовсе не означает, что речь идет только об одном партнере общения. Именно в отношениях с другим человеком индивид в полной мере может выступать и проявиться как личность, как субъект взаимодействия.

Итак, личностное общение предусматривает такие ситуации взаимодействия, в которые участники общения входят личностно. Основное назначение этого вида общения — обеспечение существования внутреннего мира личности, восприятие себя и другого как личностей, отстаивание прав на личностное отношение к явлениям внешнего мира. Речь идет не о эгоистическом устремлении, не об отстаивании «собственных» притязаний, а об утверждении общечеловеческих прав и свойств человека как личности.

Как и в любом другом виде общения, в личностном общении партнеры обмениваются информацией о собственных переживаниях, чувствах, внешних событиях и т.д. Однако сводить личностное общение только к информационному процессу вряд ли целесообразно.

Информационный аспект общения здесь скорее имеет второстепенный характер, а на первый план выступает внутренний мир человека.

М. Бобнева по этому поводу отмечает, что какой бы интересной и важной для партнеров была информация, она вводится в содержание личностного общения только при условии, что ее презентация позволяет проявиться настоящим свойствам и качествам человека, например альтруизма, свойства не только слушать, но и слышать.

То же самое, по мнению исследовательницы, можно сказать и о значении совместной деятельности для личностного общения или внешнего по отношению к человеку мира: выполнение любой деятельности охватывает личностное общение при условии, что в ней проявляются, реализуются свойства личности; внешние события так же введены в личностное общение при условии, что в связи с их оценкой, осмыслением, переживанием реально проявляется личность участников общения, т.е. при условии, что внешние события становятся смыслом внутреннего мира партнеров и могут быть представлены в общении.

Исходя из этого, общение оцениваться партнерами как действительно личностное лишь в том случае, когда доброта как свойство человека, вступающего в контакт, непосредственно проявится в процессе общения. В такой интерпретации личностное общение отличается от доверительного общения, основной характеристикой которого является сообщение особенно значимой информации. Одновременно доверчивость как черта личности является существенным признаком всех видов общения, в том числе и личностного.

Читайте так же:  Заявление на участие в школьной олимпиаде

Официальное (ролевое) общение предполагает отношения, опосредованные социальными или профессиональными ролями. Этот вид общения может иметь элементы личностного, однако они актуализируются настолько, насколько не расходятся с ограничениями, которые накладываются деловыми отношениями.

Ролевое общение чрезвычайно распространенное в современном обществе. Оно обеспечивает взаимодействие в таких ситуациях, как «руководитель — подчиненный», «ученик — учитель», «покупатель — продавец», «врач — пациент» и др. Именно ролевые ожидания участников общения определяют, как воспринимается партнер, как оценивается его поведение, как оценивается индивидом собственное поведение, какой он есть как исполнитель роли.

В ситуации ролевого общения человек не свободен в выборе стратегии своего поведения, она лишена определенной спонтанности своих реакций, действий, чувств, а иногда и внутреннего реагирования. И хотя каждый человек вносит индивидуальность и неповторимость в свои социальные роли (одинаковых врачей, лекторов, учителей нет и не может быть), образы, действия, представления задаются личности извне, социальной позицией: «В настоящее время я руководитель, значит . » , «Я — врач, соответственно . ».

Формальное (ролевое) общение позволяет человеку реализовать себя как члена общества, в определенной группе, выразителя интересов определенного социального слоя, создателя различных социальных отношений. Будучи участником официального общения, человек приобретает ряд важных ценностей – чувство принадлежности к сообществу, социальной защищенности и т.д.

Деловое (ролевое) общение неоднородно по своей природе. Например, ролевое общение в сфере экономики отличается от общения в правоохранительных органах и др. Если человек не соблюдает правила ведения служебных переговоров, это свидетельствует о серьезных проблемах в профессиональной подготовке специалистов той или иной отрасли.

Неумение отличить в официальной беседе основное, лаконично и грамотно изложить свои мысли может обернуться значительными потерями рабочего времени. Разновидностью делового общения является представительное общение, которое предполагает взаимодействие людей как представителей тех или иных государств, социальных групп или институтов.

Особенность такого вида общения заключается в том, что оно осуществляется обычно в форме переговоров. При таких условиях , отношения симпатий — антипатий сведены к минимуму , по сравнению с умением людей представлять свою общность, организовывать и планировать совместные действия.

По другой классификации разновидностями делового общения является познавательное (его целью является расширение информационного фонда партнера, передача необходимой для профессиональной деятельности информации и т.п.); убедительное (вызывает у деловых партнеров определенные чувства, формирует ценностные ориентации и установки, убеждает в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия и др.), экспрессивное (формирует у партнера психоэмоциональный настрой, побуждающий к необходимым социальным действиям), суггестивное (имеет цель повлиять на делового партнера, с целью изменения мотивации, ценностных ориентаций, поведения и т.д.) и ритуальное (закрепляет и поддерживает конвенциональные отношения в деловом мире , обеспечивает регуляцию социальной психики в больших и малых группах, сохраняет ритуальные традиции учреждения, фирмы; ценность индивидуальности в ритуальном общении минимизирована, участники равны в своем праве удовлетворить те важные социальные нужды, ради которых они вступили в ритуал) виды общения.

По типу связей, которые устанавливаются между участниками взаимодействия, различают два вида общения монологическое и диалогическое.

Монологический вид общения характеризуется односторонним направлением информации. То есть один из участников взаимодействия излагает свои мысли, идеи, чувства, не испытывая при этом необходимости в получении обратной связи от партнера. Такая ситуация может привести позиционное неравноправие партнеров по общению: один участник является лицом влиятельным, которое наделено активностью, осознаваемыми целями и правом их реализовать, а другой — рассматривается первым как лицо пассивное, то, которое , хотя и имеет цели, но не столь значимые, чем его собственные. При таких условиях мы имеем дело с «субъект-объектным» общением. Выделяют две разновидности монологического общения: императивное и манипулятивное.

Под императивным общением обычно понимают авторитарную, директивную форму воздействия на партнера с целью принуждения к определенным действиям или решениям, а также осуществление контроля за его поведением, установками. Как правило, императивное общения используется для установления контроля над внешним поведением партнера, ведь внутренний мир участника общения является прежде собственностью лица и повлиять на него с целью изменения чрезвычайно сложно.

Конечная формула императива является четкой и не завуалированной: «Делай так, как я прикажу! » . При этом средствами воздействия являются приказы, требования, поощрения, команды, запреты, запугивания и т.д. Сказанное не означает, что императивное общение имеет только негативную нагрузку и окраску.

Есть немало социальных деятельностей и ситуаций, в которых использование императива вполне оправдано и с позиций цели, и с этической стороны взаимодействия . Например, императивный вид общения является распространенным в военных уставных отношениях, особенно в экстремальных условиях.

Относительно учебно-воспитательной практики, то здесь возможности применения императивного вида общения также ограничены. Хотя с помощью приказов, команд, запретов («не кричи», «не бегай» и др.) можно достичь внешнего исполнения ребенком определенных требований взрослых, однако нормы и ценности, передаваемые таким образом, не становятся ее внутренними личностными убеждениями и, следовательно, остаются внешними проявлениями поведения в соответствующий промежуток времени.

Манипулятивный вид общения, будучи распространенным видом монологического общения, предполагает воздействие на партнера по взаимодействию с целью достижения своих скрытых намерений и целей. Как и императив, манипуляция имеет цель т достичь контроля над поведением и мыслями другого человека. Однако основная разница состоит в том, что в условиях манипулятивного общения партнер не информирует своего собеседника об истинных целях , их разговоры скрываются или завуалируются или подменяются другими. Поэтому манипуляцию можно еще определить как скрытое управление людьми и их поведением. Скрытыми является как сам факт воздействия, так и его цель. При этом у партнера должна сохраниться иллюзия самостоятельности в принятии решения или совершении поступка.

Диалогический вид общения помогает человеку открыть реальность, которая отличается от собственной: реальность другого человека, его чувств, представлений, мнений, в общем — реальность окружающего мира таким, каким его видит партнер по взаимодействию.

По традиции отечественной психологии диалог рассматривают в нескольких плоскостях.

Диалог — это:

  • первичная, родовая форма человеческого общения, которая определяет полноценность психического развития личности;
  • ведущая детерминанта этого развития, обеспечивающей функционирование механизма интериоризации, когда внешняя первичное взаимодействие переходит «вовнутрь» человека, определяя тем самым ее индивидуальное психологическое своеобразие;
  • принципы и методы изучения человека, которые реализуются путем реконструкции содержания внутренних смысловых полей субъектов диалогического взаимодействия;
  • коммуникативный процесс, происходящий по своим законам и по своей внутренней динамике;
  • определенное психофизическое состояние, разворачивающееся в межличностном пространстве между людьми, которые общаются; это состояние является родственным к инфантильным переживаниям, состояния эмоционального комфорта во время физического контакта матери и ребенка;
  • высокий уровень организации отношений и общения между людьми, который наиболее органично близок к первичной природе человеческой психики, а потому является оптимальным для нормального психического функционирования и личностного развития людей, реализации их потребностей, стремлений и намерений;
  • эффективный метод педагогических, идеологических, интимных, психокоррекционных и других воздействий; творческий процесс совместного поиска истины, красоты и гармонии.

Будучи адекватным субъект-субъектному характеру самой человеческой природы, диалог является приемлемым для организации производительных межличностных контактов между людьми.

Всего в учении о диалоге , отношения, сложившиеся между конкретными людьми, часто делятся на диалогические, антидиалогические и индифферентные. При этом диалогические отношения являются субъект-субъектными, индифферентные и антидиалогические — субъект-объектными.

Диалогические отношения возникают тогда, когда один участник общения воспринимает целостный образ другого , как желаемого партнера взаимодействия на основе признания его принадлежности к определенному сообществу, к которой он относит и себя самого.

Отсюда вытекает мысль, что стороны диалогического взаимодействия образуют коллективный субъект общения. Наличие диалогических отношений не означает, что между партнерами должны зародиться только чувство дружбы и любви (хотя эти чувства не отрицаются при определенных обстоятельствах).

Диалогические отношения условно делятся на несколько подвидов:

  • интимно-межличностные, где взаимодействие между партнерами направлено на развитие самого процесса выявления и поддержания межличностных отношений (дружбы, любви);
  • отношения кооперации, при которых наличие диалогического общения и деятельности направлена на достижение единой цели;
  • агонистические отношения, характеризующиеся соревнованием в достижении общей цели, но каждый приближается к этой цели отдельно, при этом каждая сторона, двигаясь к достижению цели своим путем, строго придерживается определенных правил;
  • антагонистические отношения, возникающие при наличии принципиально непримиримых противоречий между партнерами, они пытаются устранить эти противоречия разными способами, ставя перед собой разные цели, но при обязательном соблюдении общих правил гуманного поведения.

Следует заметить, что диалогические отношения вроде антагонистических часто приводят к острым конфликтам, особенно когда дело касается жизненно важных для обеих сторон проблем.

Случается, что одна из сторон нередко нарушает правила гуманного диалогического взаимодействия. В таком случае диалогические отношения превращаются в антидиалогические , антигуманные, т.е. такие, при которых один или оба партнера взаимодействия воспринимают друг друга как объект, вещь, принципиально отрицая наличие любой общности между ними.

Ролевое общение;

Маскированное общение

ФОРМАЛИЗОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ

Формализованное общение, которое осуществляется между людьми как носителями определснных социальных функций (а не как индивидуальностями) протекает различ­­­ным образом и выражается различными способами. Одной из разновидностью формали­­­зованного общения следует признать общение, происходящее с помощью «масок».

«Маска» — это совокупность знаков (речевых, жестовых и т.п.), подача которых обеспечивает «гладкое» и безопасное взаимодействие в человеческой группе.

Читайте так же:  Восстановить свидетельство на собственность квартиры

Если в общении партнеров допускается только контакт масок, т.е. накладывается ограничение на участие личностей в беседе, то перед нами первый случай формаль­­­ного общения. В связи с этим отметим 4 типа ограничений, накладываемых на контакт:

1. Конвенциальные ограничения. В данной социальной группе существует «кон­­­венция» — обычай, согласно которому, например, в автобусе не принято задавать вопросы личного характера случайному спутнику, или сообщать что-либо из своей личной жизни. Приняты лишь безличные коммуникативные стимулы.

2. Ситуативные ограничения. Они близки к конвенциальным. Здесь выделяются особые ситуации, в которых участие личностей как партнеров контакта лишь портит дело. Примеры: церемонная сдача смены или развода караула, чайная церемония и т.п.

3. Эмоциональные ограничения. Партнеры общения эмоционально холодны или враждебны друг другу и, стремясь предотвратить конфликт, пользуются в контакте иск­­­лючительно масками.

4. Насильственные ограничения. Один из партнеров, возможно, готов к межлич­­­ностному общению, но другой по тем или иным причинам пресекает эти попытки, на­­­девая маску и вынуждая то же самое сделать своего собеседника.

Эти ограничения контакта создают психологические барьеры между людьми, заме­­­няя подлинное общение «стереотипами», «стандартными поведенческими реакциями».

Еще одним видом формального общения следует признать такое, которое происхо­­­дит лишь с ролевых позиций коммуникантов. Может быть описано несколько вариаций ролевого поведения, которое осуществляется на основе различного рода ролей, сре­­­ди которых:

социальная роль — это то поведение, которое ожидается от человека окружа­­­ющими его людьми в процессе выполнения им социальных функций на определснном месте и при конкретных обстоятельствах;

межличностная роль, это то поведение, которое ожидается от человека другим человеком согласно установившимся между ними отношениям;

внутригрупповая роль — это то поведение, которое ожидается от члена группы остальными членами группы в соответствии с репутацией, приобретенной им в этой группе;

индивидуальная роль — это то поведение, которое человек ожидает от самого себя (согласно своему «автопортрету») при определенных обстоятельствах, воспроиз­­­водящих его прошлый опыт приспособления к социальной среде или группе.

В каждый конкретный момент человек находится в состоянии выполнения какой-то конкретной роли, которая в этом случае определяется как актуальная.

Актуальная роль есть такая роль, которая избирается человеком для данного коммуникативного акта. Непосредственная же коммуникация, осуществляемая с роле­­­вых позиций, имеет следующую структуру:

1. Фаза взаимонаправленности. Первая фаза. Она означает возникновение у партнеров установки на внешнюю коммуникацию.

2. Фаза взаимоотражения. Вторая фаза. Для человеческого общения специфично то, что партнеры в этой фазе принимают актуальные роли друг друга. Иными слова­­­ми, отображая партнера в своей голове, человек схватывает — с большей или мень­­­шей полнотой- и его социальную роль на данный момент, и роль внутригрупповую, и межличностную, — его отношение к партнеру по контакту, и ту индивидуальную роль, в которой он сейчас находится, и определенный набор его индивидуальных ролей.

3. Фаза взаимоинформирования. Третья фаза. Имеет форму играния ролей. В про­­­цессе развития этой фазы продолжается взаимоотражение, благодаря которому участ­­­ники общения принимают роли друг друга все более четко.

4. Фаза взаимоотключения. Четвертая фаза. В ходе ее происходит сворачивание общения, после передачи всех необходимых сообщений.

Существует ряд случаев, когда контакт становится формальным в результате не­­­верного использования арсенала ролей личности. Это происходит тогда, когда имеет место:

— ограничение репертуара индивидуальных ролей;

— фиксация межличностных ролей на фоне измененных взаимоотношений;

— фиксация внутригрупповой роли;

— ограничение, налагаемое на играние любых ролей, кроме социальных;

— ограничение, накладываемое на тематику общения.

Ролевое общение для прокурора

Каждый человек обладает рядом статусов. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. Главный статус в статусном наборе – это наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует.

Существует несколько классификаций статусов:

Опишем каждый статус подробнее:

– социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии);

– личный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель малой социальной группы;

– предписываемый статус – любой полученный не по своей воле статус, над которым индивид не имеет контроля, например, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан обществом или группой;

– достигаемый статус – статус, приобретенный в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

Система родства дает набор прирожденных статусов и предписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т.д. – прирожденные статусы. Их получают кровные родственники.

Некровные родственники (теща, тесть, свояк, свояченица, шурин, деверь и пр.) – это предписываемые, но не прирожденные статусы, поскольку их приобретают благодаря браку.

Достигаемый статус президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии, мужа, жены, крестного отца и матери. Их получают по собственному желанию.

Иногда вид статуса определить трудно. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами предписываемого и достигаемого.

Статусы также подразделяются на:

– постоянные и временные;

– формальные и неформальные.

– формальный статус 11 – определяется должностью его обладателя, привилегиями, заработком, значимостью решаемых им задач;

– неформальный статус 12 – определяется личными свойствами человека, которые позволяют влиять на окружающих за счет таких факторов, как пол, возраст, знания, опыт, культура, связи, нравственные качества.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные завидуют богатым, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать и защищать. Статусы определяют характер, содержание, продолжительность, интенсивность человеческих взаимоотношений – межличностных, служебных.

Роль 13 – модель поведения, ориентированная на данный статус, шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Социальная роль 14 — индивидуальное поведение человека в соответствии с занимаемым статусом.

Совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом, называется ролевым набором. Каждый статус обычно предполагает исполнение ряда ролей. Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. У каждой роли свой тип реализации социальных отношений.

Человек в разной степени отождествляет себя со статусами и соответствующими им ролями. Иногда буквально сливается с ролью, переносит стереотип поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь. Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное – дистанционированием от роли. Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции. Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификации с ним. Обладатели высокого статуса стремятся при помощи символических атрибутов (орденов, формы, титулов) даже внешне отличаться от носителей низших статусов.

Поведение человека в соответствии с социальной ролью делает его поступки предсказуемыми, что упорядочивает общественные отношения. Наиболее предсказуемо поведение в случае статусной и ролевой идентификации, т.е. когда имеет место чисто (или преимущественно) ролевое поведение. Чисто ролевое поведение­ – модель поведения, основывающегося только на статусных и ролевых предписаниях, на которую не влияют личностные особенности субъекта или особенности ситуации. Реальное поведение людей чаще всего не сводится к чисто ролевому, оно значительно богаче. Опишем подробнее:

– человек одновременно исполняет несколько ролей. Вступая в самые различные взаимоотношения (дополнения, отрицания и т. д.) между собой, они порождают многоцветность, мозаичность поведения;

– характер исполнения роли зависит от групповых и личностных особенностей;

– исполнение роли зависит от обстоятельств, времени и места.

Чисто ролевое добровольное поведение не навязано личности извне и во многом является результатом ее свободного выбора. Такое поведение при всех издержках и деформациях обычно не приводит к нарушению нравственных основ личности.

Таким образом, личность сама определяет какие статусы занимать и какие роли играть. К выбору статусно – ролевого набора нужно подходить ответственно. Во-первых, необходима адекватная самооценка собственных физических и умственных способностей. Во-вторых, следует избегать возникновения статусно – ролевого конфликта. Для этого следует стремиться не занимать статусы с взаимно исключающими социальными ролями.

СЕМИНАР «ПЛАНИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОУ»

Столичный учебный центр
г. Москва

Планирование сюжетно-ролевой игры в детском дошкольном учреждении

Форма проведения: семинар

Адресат: слушатели курсов повышения квалификации

АО ИППК, г. Архангельск.

Составитель: Кривцова М. И.,

педагог-психолог, высш. квалиф. кат.

Совершенствовать компетентность педагогов в теоретическом аспекте проблемы планирования сюжетно-ролевой игры в ДОУ.

Формировать навыки планирования игровой деятельности детей, посредством выполнения практических заданий.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме, таблицы по тематическму планированию игр, стулья по количеству участников.

Организация помещения: мероприятие проходит в музыкальном зале.

Многие современные авторы отмечают, что сейчас в детских садах дети стали меньше и хуже играть, особенно в сюжетно-ролевые игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психическом и личностном развитии детей.

Поэтому мы считаем, что необходимо влияние взрослых на сюжетно-ролевые игры дошкольников. Но, для того, чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о том, какой игра должна быть на каждом возрастном этапе, уметь планировать и руководить игрой дошкольников.

Д. Б. Эльконин определяет игру как воссоздание человеческой деятельности, при котором из неё выделяется её социальная, собственно человеческая суть – её задачи и нормы отношений между людьми.

Читайте так же:  Превышение скорости свыше 20 км штраф

Структура ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину, включает следующие компоненты:

Первый — это роли, которые берут на себя дети в процессе игры;

второй — игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;

третий — игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребенка, и, наконец,

четвертый — реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.

Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин подчеркивают, что творческая ролевая игра — преобладающая (ведущая) деятельность ребенка трех—шести лет, так как она создает зону ближайшего развития. Т. е. в ходе игры возникает наибольшее число новообразований, и она в высокой степени влияет на развитие ребенка.

В условиях детского сада – игра — одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, так как в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую, — игра и труд, игра и занятие.

Игровая деятельность значительно обогащает ребенка представлениями об окружающем:

во-первых, действуя с игрушками или с предметами, их заменяющими, ребенок познает их физические свойства, конструкцию, возможные преобразования;

во-вторых, знакомится с их общественно значимой функцией , в которой они употребляются взрослыми;

в-третьих, в процессе игровой деятельности перед ребенком открывается мир человеческих отношений , происходит знакомство с общественной ролью и положением людей в обществе;

в-четвертых, что особенно ценно, ребенок стремится в игре отражать эти отношения, постепенно формируя в себе необходимые качества личности .
В процессе развития сюжета игры ребенок приобретает навыки планирования деятельности, развивает творческое воображение, мышление, речь, память, необходимые в других видах деятельности.

Широкое использование в игре предметов-заменителей позволяет ребенку овладеть другими типами замещения, в частности, подготовиться к пониманию смысла моделей, схем и знаков в процессе школьного обучения. Умение играть имеет решающее значение и для формирования социальной активности, инициативы, сосредоточенности, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.

Пути усвоения игровой культуры ребенком

Стихийное усвоение в процессе непосредственного общения с более старшими детьми или со взрослыми.

В настоящее время этот путь усвоения игрового опыта затруднен, т. к. в семьях чаще всего по 1 ребенку (отсутствует игра сестер/братьев), а родители очень мало или совсем не играют с детьми, дедушки и бабушки в основном живут отдельно. Стихийные дворовые объединения детей малочисленны, дети не увлекаются сюжетно-ролевыми играми.

Специальное целенаправленное педагогическое воздействие: руководство игровой деятельностью;

Руководство игровой деятельностью детей предполагает использование в педагогическом процессе ряда конкретных методов и приемов, с помощью которых воспитатель осуществляет руководящую роль в воспитании и развитии дошкольника в процессе игры. Развитие игровых интересов требует от педагога внимательного, чуткого отношения к играм детей, личной заинтересованности в них.

Остановимся подробнее на этапах руководства воспитателя игровой деятельностью детей. Прежде всего, руководство играми состоит в целенаправленном воздействии на решающие моменты в развитии игр: выбор темы игры, развитие замысла, обогащение содержания.

Этапы руководства игровой деятельностью детей

этап Получение знаний

Знания, которые направлены на расширение и обогащение сюжета детских игр (кто, что делает?).

Знания о способах взаимодействия людей в деятельности (как?).

Знания о способах общения детей в игре, способах передачи роли, замены игровой среды.

этап Обучающие игры (обучают и воспитатель, и дети) это особым образом организованная деятельность, в процессе которой ребенок усваивает игровой опыт при ведущей роли взрослого.

помочь детям перенести усвоенные знания об окружающей жизни в игру;

учить детей играть со сверстниками и со взрослыми, как равные партнеры;

учить организовывать предметно — игровую среду;

этап Совместная игра

Замысел (возникновение темы игры): малыши приступают к игре ситуативно, без какого-то предварительного плана, поэтому в младшем дошкольном возрасте тему игры чаще определяет воспитатель, в старшем дошкольном возрасте – предлагают, а затем обсуждают замысел игры дети;

Воспитатель может использовать различные приемы для создания игровой ситуации. Давайте вместе перечислим их.

РЕЗЮМЕ: приемы создания игровой ситуации:

сюрпризный момент (внесение новой игрушки);

«говорящая» предметно — игровая среда (расстановка кукольной мебели, посуды – наводит на мысль поиграть в «Дом»);

наводящие вопросы: Во что бы ты хотел поиграть, с кем?

рассказ-напоминание о том, куда ходили (на экскурсию, в театр, в гости);

рассматривание фото, иллюстраций, картинок с играми детей;

Сюжет: в младшем дошкольном возрасте – чаще определяет воспитатель, в старшем дошкольном возрасте – дети;

Распределение ролей: в младшем дошкольном возрасте – осуществляет воспитатель, в старшем дошкольном возрасте дети справляются самостоятельно;

С целью формирования реальных положительных взаимоотношений и предотвращения конфликтов в процессе сговора воспитатель может предложить детям, претендующим на главную роль, несколько равноценных интересных ролей, которые выполняются одновременно, например капитан, помощник капитана, рулевой — в игре «Корабль», несколько продавцов, кассиров — в «Магазине готовой одежды».

Уважаемые коллеги! Каким образом вы распределяете роли среди детей вашей группы?

РЕЗЮМЕ: Варианты распределения ролей:

на роль назначает воспитатель (он знает способности детей);

воспитатель спрашивает у детей — кто подходит для роли — дети сами выбирают ребенка на роль (в случае, если он не справляется, игра перестает существовать);

по очереди; считалкой, стрелкой (в этом случае у детей должен быть примерно один уровень).

Характерная особенность развития сюжетно — ролевой игры дошкольников- постепенный переход мотива из процесса игры на ее результат.

Это отчетливо прослеживается на характере игровых действий: если у

ребенка младшей группы они развернуты и фиксируются все основные операции действия (при кормлении — зачерпывание, строго горизонтальное положение ложки, бережное и медленное движение переноса ложки от тарелки ко рту куклы, опрокидывание в рот кукле и т.д.), то постепенно движения детей значительно видоизменяются, теряют свою предметную отнесенность, наблюдается выпадение ряда операций, а сохраняется только внешнее сходство с предметным действием. У старших дошкольников игровые действия часто носят символический, обобщенный, проговоренный характер, что дает ребенку возможность в короткое время проигрывать большие временные отрезки. Старших ребят больше интересует результат игровой деятельности.

Поэтому приемы руководства в младшем дошкольном возрасте: показ игровых действий воспитателем, напоминание, рассматривание фото; в старшем дошкольном возрасте: подключение воспитателя к игре и взятие на себя роли, но не это не должно быть вмешательством, показ взрослым наиболее удобного размещения оборудования, помощь в изготовлении необходимых атрибутов (прием сюжетосложения);

этап Самостоятельная игровая деятельность – окружающая жизнь является содержанием детской игры.

Таким образом, смысл игры детей разных групп меняется: для младших он в действиях того лица, роль которого выполняет ребенок, для среднего — в отношениях этого лица к другим людям, для старших — в отражении типичных отношений взрослых. В развитии сюжетно-ролевой игры отмечается и постепенный переход от игры рядом в младшей группе к групповым играм в средней и коллективным в старшей и подготовительной группах.

Для успешного развития игровой деятельности детей немаловажное значение имеет умение воспитателя планировать свое руководство творческими играми (Приложение 1). Но, в связи с этим возникают опасения, что планирование фактически убивает творчество, так как игровая деятельность детей по плану сковывает их инициативу и творчество.

Естественно, учитывая природу игры, ее активный, творческий характер, планированию подлежит деятельность педагога по развитию и руководству игрой, а не игровая деятельность детей.

Планирование сюжетно — ролевой игры начинается с составления перспективного плана. Наше ДОУ моделирует воспитательно – образовательный процесс в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» , где определены игры, характерные для каждого возраста.

Перспективный план реализуется постепенно, на протяжении всего учебного года.

Вашему вниманию мы представляем примерное перспективное планирование сюжетно-ролевых игр для 2 младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

Читайте так же:

  • Образец заявления соседей на установку забора Установка забора Здравствуйте! Как примерно выглядит письменное согласие соседей на строительство глухого забора высотой 2метра Ответы юристов (1) На самом деле, по этому вопросу существуют строительные нормы и правила РФ (СНиП 30-02-97 с изменениями от 12.03.2001г.). В этом документе, […]
  • Договор между застройщиком и инвестором Договор инвестирования в строительство Необходимым условием нового строительства выступает наличие землеотвода. По этой причине «ключевой фигурой» строительной деятельности выступает лицо, обладающее правом на земельный участок, предназначенный для этой цели. В Градостроительном кодексе […]
  • Куда можно пожаловаться анонимно Жалоба на работодателя - иногда необходимая мера Если не оплачивают больничный, не предоставляют отпуск, заставляют трудиться сверхурочно, задерживают зарплату, вы можете пожаловаться на работодателя. Ведь в его обязанность входит, к примеру, хотя бы раз в полмесяца в одно и то же число […]
  • Штраф за несделанный паспорт Штраф за несделанный паспорт Как только юному гражданину Российской Федерации исполняется 14 лет, с этого момента свидетельство о рождении больше не может служить подтверждением его личности: оно становится недействительным, и ему на смену необходимо оформлять паспорт. Паспорт – это […]
  • Приказ росаэронавигации 119 2007 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Росаэронавигации от 28.11.2007 N 119 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "РАЗМЕЩЕНИЕ МАРКИРОВОЧНЫХ ЗНАКОВ И УСТРОЙСТВ НА ЗДАНИЯХ, СООРУЖЕНИЯХ, ЛИНИЯХ СВЯЗИ, […]