Меню

Ликвидация чс сущность

Оглавление:

Ликвидация чс сущность

Безопасность жизнедеятельности может быть обеспечена только при комфортном (с оптимальными условиями) или допустимом (гарантирующим невозможность возникновения и развития негативных процессов у человека и в среде обитания) состояниях взаимодействия человека со средой.

Управление безопасностью жизнедеятельности в Российской Федерации строится на действии многоуровневой системы законодательных и нормативно-правовых актов, а также директивной документации организаций.

В структуре управления безопасностью жизнедеятельности равноправное место занимает система профилактики и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, головным органом управления которой является Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

1. Заблаговременная подготовка и осуществление защитных мероприятий по всей территории страны. Этот принцип предполагает прежде всего накопление средств защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержание их в готовности для использования, подготовку мероприятий по эвакуации населения из опасных зон (зон риска) и использование защитных сооружений.

2. Комплексность проведения защитных мероприятий для создания безопасных условий во всех сферах деятельности человека в любых условиях. Данный принцип обуславливается большим разнообразием опасных и вредных факторов среды обитания и заключается в эффективном применении способов и средств защиты от последствий стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, а также от современных средств поражения, согласованном осуществлении их со всеми мероприятиями по обеспечению безопасности жизнедеятельности в современной техносоциальной среде.

3. Дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения этих мероприятий в зависимости от вида источников опасных и вредных факторов, характерных для данного региона, а также от местных условий.

В мирное время среди мероприятий по защите населения от оружия массового поражения особое значение приобретают:

а) создание надежной системы оповещения;

б) накопление фонда защитных сооружений;

в) планирование и проведение эвакуационных мероприятий комбинированным способом, подготовка загородной зоны для приема и размещения эвакуированного населения;

г) обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;

д) всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от оружия массового поражения;

е) обеспечение защиты продовольствия, воды от заражения;

ж) организация радиационного, химического и бактериологического наблюдения, разведки и лабораторного контроля;

з) проведение режимных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Организация постоянного радиационного и химического наблюдения, разведки и лабораторного контроля является необходимым условием для последующего своевременного оповещения населения.

Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается такое состояние объекта, определенной территории или акватории, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни или здоровья, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Ликвидация ЧС выполняется Вооруженными силами, силами Гражданской Обороны Украины, специальными и невоенизированными формированиями Гражданской Обороны.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения спасательных и других неотложных работ.

Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Организация и структура службы экстренной медицинской помощи. Медицина экстремальных ситуаций

Сущность и классификация чрезвычайных ситуаций, причины их возникновения. Основные группы вредных и опасных факторов по природе воздействия на человека. Организация лечебно-эвакуационных мероприятий в войсках. Оказание первой помощи раненным и больным.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Организационная структура медицинской службы ВС РФ, медицинские подразделения, части и учреждения. Категории личного состава медицинской службы. Особенности проведения лечебно-эвакуационных мероприятий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

реферат [29,4 K], добавлен 13.04.2009

Основные задачи государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Структура и органы управления РСЧС, режимы ее функционирования. Принципы организации и ведения гражданской обороны. Виды спасательных служб и их функции.

презентация [212,7 K], добавлен 14.12.2015

Сущность и классификация чрезвычайных ситуаций, их разновидности и предпосылки возникновения. Принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказание помощи правила поведения. Порядок и средства оповещения людей.

реферат [27,3 K], добавлен 23.01.2015

Суть лечебно-эвакуационных мероприятий — совокупности действий по оказанию медицинской помощи и лечению раненых и больных в сочетании с их эвакуацией (удаления из зоны боевых действий, из очагов массовых потерь). Медицинская сортировка и реабилитация.

реферат [26,8 K], добавлен 15.06.2011

Сущность, виды и причины возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС). Поражающие факторы источников ЧС техногенного и природного характера. Расчет химической обстановки после аварии с выбросом опасных веществ. Планирование эвакуации колонии строгого режима.

контрольная работа [148,0 K], добавлен 20.07.2013

Органы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, основные законодательные акты, структура, функции органов ЧС в Республике Казахстан. Предупреждение природных и техногенных ЧС. Меры, принятые для предотвращения, ликвидации ЧС на территории РК.

курсовая работа [284,4 K], добавлен 26.09.2012

Причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их классификация и типы, статистика. Мероприятия по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера: организационные, инженерно-технические, технологические.

курсовая работа [1,1 M], добавлен 23.08.2012

История создания Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС) России, его задачи и организационная структура. Место МЧС в системе органов управления. Функции и режим функционирования Российской единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

презентация [1,3 M], добавлен 19.01.2016

Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера как предпосылка создания единой системы их предупреждения и ликвидации. Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС): основные задачи.

курсовая работа [251,8 K], добавлен 01.12.2011

Основные задачи медицинской службы полка (бригады), мероприятия первой врачебной помощи по срочности их выполнения. Схема организации медицинской службы мотострелкового полка, ее организационно-штатная структура и схема развертывания медицинского пункта.

реферат [41,5 K], добавлен 15.02.2011

Основные задачи РСЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Необходимость образования РСЧС и в России, и за рубежом диктовалась стремительным увеличением нависших военных угроз, разработкой и постоянным совершенствованием всевозможных средств поражения.

К примеру, в военное и послевоенное время силами местной противовоздушной обороны (современное МЧС России) не только были спасены многочисленные граждане в момент артиллерийских и авиационных ударов противника, ликвидированы завалы, проведены мероприятия по первичному жизнеобеспечению населения, обезврежены неразорвавшиеся снаряды и авиабомбы, разминированы сооружения и здания, но и восстановлены канализация и водопровод, линии электроснабжения и связи, командные пункты и многое другое.

Законодательный аспект касаемо защиты всего населения страны и ее территорий от ЧС

Впервые в нашей стране, согласно Постановлению РФ № 261 от 18.04.1992 года: «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», была сформирована соответствующая система, предназначенная для предупреждения всевозможных ЧС и в военное, и в мирное время, их ликвидации в случае возникновения, а также для обеспечения полной безопасности населения, всесторонней защиты окружающей среды и сокращения масштабов нанесенного ущерба экономики страны.

Позже организационно-правовые нормы РФ, которыми регламентируется защита населения в чрезвычайных ситуациях, а также воздушное, водное и земельное пространство, окружающая среда и объекты социального, производственного назначения, стали регулироваться Федеральным законом: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21. 12. 1994 г.

Последующее исполнение данного закона вылилось в принятие Постановления Правительства РФ № 1113 от 05.11.1995 года «О Единой Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в котором утверждалось Положение в отношении РСЧС. Оно определило, какие задачи решает РСЧС, принципы построения данной единой системы, состав средств и сил, порядок взаимодействия основных структурных элементов. В общем, Положение регулирует то, как единая система функционирует.

Основные термины в РСЧС

Чрезвычайная ситуация – определенная обстановка на конкретной территории, которая сложилась по причине аварии, катастрофы, опасного события природного происхождения, стихийного либо иного бедствия, последствием которого стал (станет) ущерб человеческому здоровью или окружающей среде, человеческие жертвы, разного рода нарушения касаемо условий приемлемой жизнедеятельности людей, существенные материальные потери.

Предупреждение ЧС – обширный комплекс предварительно проводимых мероприятий, направленных на минимизацию рисков их возникновения, сохранение человеческого здоровья, сокращение масштабов нанесенного ущерба природной среде, существенных материальных потерь.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций — виды неотложных работ аварийно-спасательного характера, которые проводятся в случае возникновения ЧС. Они ориентированы на сохранение человеческого здоровья, спасение жизни, сокращение материальных потерь и масштабов нанесенного ущерба природной среде, а также на локализацию участков (зон) ЧС.

Зона ЧС — пространство, на котором развернулась чрезвычайная ситуация и которое в связи с этим находится под постоянным контролем.

Цели и задачи РСЧС

Первые представлены тремя направлениями:

  • предупреждение возникновения и последующего развития ЧС;
  • сокращение масштабов ущерба от них;
  • проведение комплекса мероприятий, направленных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Читайте так же:  Уголовный кодекс это правовой акт

Основные задачи РСЧС:

1. Разработка и надлежащее исполнение экономических и правовых норм, которые связаны с обеспечением полноценной защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

2. Внедрение научно-технических и целевых программ, предупреждающих возникновение чрезвычайных ситуаций, укрепление функционирования учреждений, предприятий и организаций (без привязки к их организационно-правовым формам), им подведомственных объектов социального, производственного назначения в ЧС.

3. Прогнозирование и анализ социально-экономического аспекта последствий ЧС.

4. Обеспечение полной готовности осуществления определенных действий в чрезвычайных ситуациях органами управления, средствами и силами, предназначенными для их оперативного предупреждения и последующей ликвидации вызванных ими последствий.

5. Международное сотрудничество касаемо защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

6. Осуществление такого комплекса действий, как сбор, оперативная обработка, обмен и последующая выдача информации о том, как реализуется защита населения в чрезвычайных ситуациях.

7. Подготовка граждан к определенным действиям в рамках ЧС.

8. Создание необходимых резервов различных ресурсов, которыми будет обеспечиваться ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

9. Проведение госнадзора, контроля и экспертизы в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

10. Ликвидация чрезвычайных ситуаций.

11. Проведение комплекса мероприятий (гуманитарных акций) касаемо социальной защиты граждан, пострадавших от ЧС.

12. Реализация гражданских прав и обязанностей в рамках защиты населения страны и ее территорий от последствий, нанесенных чрезвычайными ситуациями.

Задачи, решаемые РСЧС, являются приоритетными во всех областях. От их тщательной проработки и своевременного исполнения зависят многие жизни, а также территории, повреждение которых может быть необратимо.

Цели и задачи РСЧС должны постоянно корректироваться в соответствии с существующей техногенной и антропогенной ситуацией в стране. Предупреждение ЧС – главное направление работы служб.

РСЧС: структура, задачи и функции

Ее структура представлена территориальными и функциональными подсистемами, выраженными пятью уровнями: объектовым, местным, территориальным, региональным и федеральным.

Территориальные подсистемы формируются в пределах территории субъектов РФ в целях предупреждения и последующей ликвидации ЧС. Они состоят из определенных звеньев, которые соответствуют административному делению данных территорий.

Что касается функциональных подсистем, то их формируют федеральные органы исполнительной власти в порученных им отраслях экономики в целях организации мероприятий в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

Каждый уровень рассматриваемой системы имеет следующие органы (подразделения РСЧС):

  • координирующие;
  • повседневного управления;
  • управления по делам гражданской обороны и ЧС;

Также в каждый из них входят: необходимые средства и силы, резервы различных ресурсов, системы оповещения, связи и информационного обеспечения.

Безопасность в ЧС

Для начала следует дать определение данному понятию.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях – это создание достаточной защищенности всех граждан, экономических объектов, природной среды от всевозможных опасностей в ЧС. Она бывает нескольких разновидностей.

Виды безопасности в ЧС

  • пожарной;
  • радиационной;
  • экологической;
  • сейсмической;
  • промышленной;
  • биологической;
  • химической.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях также можно классифицировать по объектам:

  • население;
  • окружающая среда;
  • экономические объекты.

Достижение данного рода безопасности осуществляется посредством предупреждения, предотвращения либо максимального уменьшения негативных последствий ЧС.

История МЧС России

Она тесно сопряжена с историей гражданской обороны (04.10.2010 – 78 лет). Периодом ее образования считается 04.10.1932 г., когда Совет народных комиссаров СССР принял «Положение о противовоздушной обороне СССР», в котором впервые были определены мероприятия и конкретные средства касаемо непосредственной защиты всех граждан страны и ее территорий. Это начальный этап по развитию государственной системы в этой области (день рождения Местной противовоздушной обороны). В 1961 г. было принято решение преобразовать МПВО в ГО.

РСЧС (функции и задачи которой мы рассматриваем) – это результат пересмотра старых взглядов в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от всевозможных противников (включая вероятность использования оружия массового уничтожения).

27 декабря 1990 г. ознаменовалось принятием постановления Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР». Именно эта дата – день, когда было образовано Министерство по чрезвычайным ситуациям России (впоследствии – День спасателя РФ).

10 января 1994 г. ГКЧС России преобразовали в современное Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министром которого был назначен С. Шойгу.

А 9 декабря 1992 г. бывшие Высшие центральные курсы гражданской обороны трансформировались в нынешнюю Академию гражданской защиты МЧС России (унитарное учебное заведение, не имеющее аналогов в мире).

Итак, можно сказать, что сформированные в настоящее время задачи и структура РСЧС берут начало со времен МПВО.

Средства и силы РСЧС

Основные задачи РСЧС, которые были перечислены ранее, включают пункт касаемо обеспечения полной готовности осуществить ряд действий в ЧС органов управления, средств и сил, предназначенных для их оперативного предупреждения и последующей ликвидации вызванных ими последствий.

Выделяют два вида вышеуказанных средств и сил:

1. Наблюдения и контроля:

  • органы надзора (в отношении состояния котлов, АЭС, электрических и газовых сетей, мостов и т. д.);
  • контрольно-инспекционная служба (Минэкологии);
  • учреждения и службы ведомств, которые отслеживают состояние потенциально опасных объектов, природной среды;
  • ветеринарная служба;
  • сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК);
  • лабораторный мониторинг качества продуктов питания, пищевого сырья;
  • служба предупреждения о стихийных бедствиях.

2. Ликвидации ЧС:

    • Министерство по чрезвычайным ситуациям, МВД и МО (их подразделения, части и соединения);
    • невоенизированные формирования гражданской обороны;
    • средства и силы, относящиеся к другим ведомствам и министерствам, государственным органам (находящимся на территории РФ).

Профилирующие направления деятельности рассматриваемой системы

Продолжаем рассматривать РСЧС. Структура, задачи и функции ее есть важнейший элемент системы нац. безопасности РФ.

Основными направлениями ее деятельности выступают:

1. Разработка предложений касаемо государственной политики в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от ЧС, их своевременная реализация. Данная функция исполняется органами управления совместно с силами и средствами страны (ранее эта проблема решалась ими разрозненно).

2. Управление рабочими моментами данной системы. Руководящим органом выступает МЧС России, координирующее работу органов государственного управления, а также местного самоуправления в рамках рассматриваемой проблемы. Для того чтобы повысить эффективность указанной деятельности, Правительство РФ создало коллегиальный орган управления — Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС, которая занимается межотраслевым регулированием в рассматриваемой области. Ее решения обязательны для выполнения федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ. В структурных элементах РСЧС данная функция осуществляется органами управления ГОЧС и комиссиями по ЧС.

3. Контроль, предназначенный для обеспечения надлежащего соблюдения соответствующих нормативно-правовых актов, отдельных норм, правил и стандартов в сфере защиты от ЧС федеральными органами исполнительной власти, ее органами субъектов РФ, организациями, органами местного самоуправления. На федеральном уровне данная функция осуществляется МЧС РФ.

4. Производственная деятельность, которая заключается в проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, сокращение их масштабов, минимизацию ущерба и потерь от их последствий и неотложных работ аварийно-спасательной направленности по ликвидации данного рода последствий.

5. Разного рода обеспечение деятельности рассматриваемой единой системы (материально-технической, финансовой и др.). Резервы необходимых для ликвидации последствий воздействия ЧС материальных ресурсов включают: пищевое сырье, продовольствие, инженерное, вещевое и медицинское имущество, средства связи и транспортные средства, медикаменты, топливо, строительные материалы, средства индивидуальной химической и радиационной защиты и т. п.

6. Международное сотрудничество. Оно выражено открытостью России к целенаправленной интеграции РСЧС в формирующиеся в мире системы предупреждения и последующей ликвидации ЧС. Сотрудничество реализуется посредством заключения контрактов и других международных актов, разработке совместной правовой базы касаемо вопросов взаимной либо коллективной заинтересованности, а также деятельности в специализированных международных учреждениях и организациях.

МЧС России: задачи и направления деятельности

Основные задачи РСЧС, возлагаемые на данное министерство, можно сгруппировать в два направления:

  1. Разработка предложений в отношении государственной политики в рамках ГО, а также предупреждения и последующей ликвидации ЧС.
  2. Курирование и обеспечение нормального функционирования рассматриваемой системы (РСЧС) в ЧС не только в военное время, но и в мирное.

Будет не лишним в очередной раз подчеркнуть, что основные задачи и структура РСЧС четко прописаны в ранее указанном Федеральном законе касаемо защиты граждан РФ и ее территорий от воздействия ЧС.

Принципы создания рассматриваемой системы с учетом действующей обстановки в стране

Во-первых, это, конечно, необходимость соблюдения всестороннего подхода в процессе формирования системы (учет техногенного, природного происхождения ЧС, их стадий развития и последствий, мер противодействия им и необходимого количества участников).

Во-вторых, признание, если можно так сказать, «ненулевого риска» (факта того, что нельзя исключить риски возникновения ЧС в рамках всевозможных потенциальных угроз).

В-третьих, базирование на основополагающем принципе превентивности (предупреждения) в отношении безопасности (максимально возможное сокращение вероятности возникновения ЧС и систематическое проведение профилактических мероприятий).

Режимы работы рассматриваемой единой системы

В зависимости от существующей обстановки выделяют три режима:

1. Постоянной деятельности (при условии, когда все имеющиеся органы управления и существующие силы РСЧС функционируют в обычном темпе):

  • исследование текущего состояния природной среды и всестороннее прогнозирование ЧС;
  • планирование, организация и обеспечение комплекса действий сил РСЧС и органов управления в случае возникновения ЧС;
  • сбор, обработка и последующий обмен информацией касаемо защиты всего населения страны и ее территорий от ЧС, обеспечение полноценной пожарной безопасности;
  • пропаганда знаний касаемо защиты всего населения страны и ее территорий в случае ЧС;
  • организация формирования, размещения, хранения, своевременного восполнения существующих резервов, необходимых для проведения ликвидации последствий, нанесенных ЧС.

2. Повышенной готовности (существующая угроза возникновения ЧС):

  • усиление контроля за изменением состояния природной среды, прогнозирование наступления и степень нанесения ущерба от ЧС;
  • непрерывный процесс сбора, обработки и передачи силам РСЧС и органам управления сведений о прогнозируемых ЧС, информирование граждан о способах и приемах защиты в этих случаях;
  • быстрое реагирование (предупреждение наступления и развития ЧС);
  • уточнение планов и других документов в отношении предупреждения и ликвидации последствий, нанесенных чрезвычайными ситуациями;
  • проведение (если это посчитается необходимым) эвакуационных мероприятий.
Читайте так же:  Договор аренды стоянки для автотранспорта

3. Чрезвычайной ситуации (наступление ЧС и ее оперативная ликвидация):

  • непрерывный мониторинг текущего состояния природной среды, осуществление прогнозирования степени угрозы;
  • оповещение граждан и руководителей о наступивших чрезвычайных ситуациях;
  • непрерывный сбор, обработка (анализ) и обмен данными касаемо сложившейся обстановки в зоне ЧС и способов ликвидации ее последствий;
  • проведение комплекса защитных мер в отношении всего населения страны и ее территорий от ЧС;
  • организация и непрерывное обеспечение взаимодействия всех имеющихся органов исполнительной власти в отношении определенных мер по ликвидации последствий воздействия ЧС;
  • проведение необходимых мероприятий касаемо полноценного жизнеобеспечения населения в рамках сложившейся чрезвычайной ситуации.

Классификация ЧС исходя из масштабов распространения и степени тяжести их последствий

  • локальные действия в чрезвычайных ситуациях (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах производственного участка, которые могут быть оперативно ликвидированы собственными средствами и силами);
  • местные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации сохраняется в пределах населенного пункта);
  • территориальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах определенного субъекта: республики, области, края, автономного образования);
  • региональные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации распространяется на несколько субъектов РФ);
  • федеральные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС охватывает от четырех и более субъектов РФ);
  • глобальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС выходит за пределы всего государства).

Итак, подытожив все вышесказанное, будет не лишним в очередной раз подчеркнуть, что тщательно проработанные основные задачи РСЧС и их грамотное воплощение на практике способны заблаговременно предотвратить разрушительное воздействие различных ЧС, а также в случае необходимости оперативно ликвидировать их последствия.

Сущность и основные положения управления рсчс и го

Термину «управление» даётся множество определений. В самом широком смысле управление представляет собой воздействие на любой объект или процесс в целях достижения поставленной цели. Всякий совместный труд требует управления. Это значит, что управление является обязательным элементом любой коллективной деятельности людей, начиная от низших организационных звеньев до самых высших.

Управление – это целенаправленное, часто систематическое, воздействие на коллективы людей и отдельного человека в процессе их совместной деятельности.

Процесс управления традиционно рассматривают как процесс, представляющий собой последовательность целенаправленных действий, входящих в состав управления, осуществление которых приводит или должно привести к достижению конечной цели управления в целом.

Выполнение процесса управления требует специальной организации выполнения работ, т.е. технологии управления – порядка (последовательности, регламента управления).

Основным действием, на основании которого организуется процесс управления, для руководителя любого ранга звена РСЧС или системы ГО является аналитическая работа. Аналитическая работа разных руководителей отличается по своему содержанию, так и по объему. Важную роль в процессе управления имеет информация. На её основе формируются и реализуются решения, ведётся оценка их выполнения и организуется взаимодействие исполнителей. Поэтому, информация должна доводится реальная без искажений.

Придавая информации важное значение, Правительство РФ приняло Постановление от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена информации в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Аналогичное постановление принято и в РБ.

Управление РСЧС и ГО организуется и осуществляется на основе Указов Президента, Законов РФ, постановлений Правительства РФ, Указов, постановлений руководителей и органов исполнительной власти субъектов РФ, администрации и органов исполнительной власти самоуправления, приказов и распоряжений

Информация, используемая в интересах РСЧС и ГО, должна отличаться:

максимальной оперативностью, достоверностью и полнотой;

широтой обзора явлений;

возможностью отображения информации на крупномасштабных картах;

совместимостью со специальными базами данных для принятия решений.

Управление должно отвечать таким требованиям как устойчивость, непрерывность, оперативность и скрытность.

Устойчивость управления – это способность системы сохранять и выполнять свои функции при воздействии соответствующих дестабилизирующих факторов (способность руководителей и ОУ выполнять свои функции в сложной, быстро меняющейся обстановке). Достигается заблаговременным созданием ЗПУ, организацией надежной связи.

Непрерывность – это постоянное влияние руководителя и ОУ на ход выполнения планов и задач РСЧС и ГО.

Оперативность – это способность руководителя и ОУ быстро реагировать на изменение обстановки и своевременно влиять на ход выполнения задач.

Скрытость должна соблюдаться при выполнении мероприятий, выполняемых в военное время.

Работа по организации предупреждения и ликвидации ЧС может производиться методами последовательной или параллельной работы, а также их сочетанием.

Метод последовательной работы применяется при наличии достаточного времени на подготовку к выполнению задачи и осуществляется на основе приказа или распоряжения.

Метод параллельной работы применяется при ограниченных сроках подготовки к действиям по ликвидации ЧС и заключается в организации одновременной работы по принятию решения и постановки задачи на основе предварительных распоряжений, а также планов действий по предупреждению и ликвидации. Этот метод является основным.

Ликвидация последствий ЧС (1)

Главная > Реферат >Безопасность жизнедеятельности

Ликвидация последствий землетрясений.

К последствия землетрясений, связанных с деятельностью человека, относятся:

Разрушение или обрушение зданий, мостов и других сооружений;

Наводнения при прорывах плотин и водопроводов;

Пожары при повреждениях нефтехранилищ и разрывах газопроводов;

Повреждение транспортных средств, коммуникаций, линий энерго и водоснабжения, а также канализационных труб;

Радиоактивные утечки при повреждении ядерных реакторов.

Массовые разрушения жилых и общественных зданий на значительной территории, повреждение дорог, железнодорожных путей, выход из строя объектов энергообеспечения и коммунальных сетей, телефонной связи, гибель большого количества людей и животных – все это требует решения сложных взаимосвязанных задач по ликвидации последствий землетрясений.

В ходе ликвидаций последствий любого землетрясения можно выделить два основных этапа:

1. Поисково-спасательные и другие неотложные работы.

2. Восстановление социально-экономического потенциала зоны бедствия.

В первые часы и сутки после землетрясения необходимо в кратчайшие сроки взять под жесткий контроль и организовать целенаправленную деятельность всех местных пребывающих сил и средств для спасения людей, оказавшихся в завалах разрушенных зданий и сооружений. Для этого нужно восстановить нарушенное управление, оценить обстановку и масштабы последствий землетрясения, усилить комендантскую службу и охрану общественного порядка, изолировать от посторонних пострадавшие районы, создать группировку сил и организовать поисково-спасательные и другие неотложные работы, обеспечить минимальные необходимые условия жизни людей в районе бедствия.

Практически стоит задача создать новую систему управления, способную организовать деятельность всех структурных звеньев общественного и хозяйственного управления, задейственных для ликвидации последствий землетрясения. При этом главным условием является проведение всего комплекса работ в возможно короткие сроки.

При спасательных и других неотложных работах, а также при работах по обеспечению жизнедеятельности населения основными задачами являются:

По спасательным работам:

Определение объемов и степени повреждения различных зданий и сооружений, выявление мест наибольшего скопления пострадавших в завалах и рассредоточение для их спасения основных сил и средств;

Поиск и извлечение пострадавших из-под завалов, оказание им первой медицинской и первой врачебной помощи с последующей эвакуацией в стационарные лечебные учреждения;

Извлечение из-под завалов погибших людей, их регистрация и организация захоронения.

По другим неотложным работам:

Расчистка подъездных путей и площадок для расстановки прибывающей техники, устройство проездов и поддержание в исправном состоянии маршрутов движения; восстановление разрушенных железнодорожных магистралей;

Локализация и тушение пожаров, ликвидация аварий и их последствий на коммунально-энергетических и технологических сетях, угрожающих жизни пострадавших и затрудняющих спасательные работы;

Обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающие обвалом, крепление неустойчивых частей завалов от перемещений в процессе работ;

Восстановление стационарных электросетей для освещения основных транспортных магистралей городов и населенных пунктов , а также объектов, на которых проводились спасательные работы;

Организация комендантской службы и охраны общественного порядка(ООП) в целях упорядочения движения транспорта на объектах работ и прилегающих автомагистралях;

Осуществление контроля за применением техники в соответствии с её предназначением, а также пресечение случаев воровства и мародерства;

Учет и передача в соответствующие органы обнаружения в ходе работ ценностей(денег, облигаций, ювелирных изделий и т. д.);

Организация комплекса противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в целях предупреждения заболеваний среди личного состава, привлекаемого для проведения спасательных работ;

Организация захоронения животных, погибших во время землетрясения.

По материальному и техническому обеспечению:

Укомплектование формирований спасательных служб автокранами, экскаваторами, погрузчиками, бульдозерами, автосамосвалами и средствами малой механизации;

Техническое обслуживание и текущий ремонт техники, обеспечение её горюче-смазочными материалами;

Своевременное обеспечение личного состава спасательных служб сменным обмундированием, средствами индивидуальной защиты, необходимыми инструментами и оборудованием;

Обеспечение жизнедеятельности личного состава спасательных служб, размещение, организация питания, банно-прачечного и медицинского обслуживания, работы почтовой связи.

По обеспечению жизнедеятельности населения пострадавших

городов и населенных пунктов:

временное отселение из пострадавших районов нетрудоспособного населения, в первую очередь женщин и детей, в непострадавшие районы и области;

обеспечение пострадавшего населения теплыми вещами и предметами первой необходимости, организация питания и обеспечение водой, временное размещение в палатках и, домиках и сохранившихся сейсмоустойчивых зданиях;

профилактика комплекса мероприятий по ликвидации психологических травм и шоковых состояний, организация справочно-информационной службы о местах и времени захоронения погибших, размещении пострадавших в лечебных учреждениях и местах расселения эвакуированного населения.

При ликвидации последствий землетрясений развертываются работы по экономическому и социальному восстановлению пострадавших районов: возобновление производственной деятельности промышленности и объектов инфраструктуры, обеспечению жизнедеятельности населения в пострадавших районах.

Параллельно со строительно-монтажными работами

выполняются следующие работы:

разборка завалов и вывоз поврежденных конструкций и строительного мусора в отвалы;

санитарная очистка городов и населенных пунктов;

доставка вагон-домиков со станций разгрузки в назначенные места;

сбор и сдача металлолома;

другие работы в интересах обеспечения жизнедеятельности населения.

Мероприятия по уменьшению последствий от извержения вулканов. Защита от лавы.

Бомбардировка лавового потока с самолета. Лавовой поток, охлаждаясь, создает заградительные валы и течет в лотке. Когда же удается эти валы прорвать, лава разливается, скорость её течения замедляется, и движение приостанавливается. Однако бомбардировка может быть не слишком успешной из-за пыли и паров воды, которые мешают прицеливанию.

Отвод лавовых потоков с помощью искусственных желобов.

Читайте так же:  Приказ о продлении инструкций по пожарной безопасности образец

Бомбардировка кратера. Лавовые потоки, по большей части, возникают из-за того, что лава вдруг переливается через край кратера. Если же удается разрушить стенку кратера раньше, чем образовалось лавовое озеро, скопится немного меньше лавы, и её излияние по склону не принесет вреда. Сток лавы, кроме того, можно изменить в нужном направлении.

Возведение предохранительных дамб. С помощью них лаву отводят в другую сторону.

Охлаждение поверхности лавы водой. На охлажденной поверхности образуется корка, и поток останавливается. Жители Исландии осуществляли такие меры при извержении вулкана на острове Хеймаэй. Это потребовало колоссального количества воды. Однако сам метод оказался успешным, лава была остановлена.

Защита от выпадения тефры — Создание и использование в случае извержения специальных укрытий. Возможно проведение эвакуации населения.

Меры борьбы с оползнями.

состояния глинистых пород (перепад давления)

Уположивание склонов и откосов

Срезка земляных масс в верхней части откоса и укладка их у подножия для пригрузки в месте ожидаемого выпирания

Перехват подземных вод выше оползня

Горизонтальный и вертикальный дренаж, сплошная прорезь, дренажная галерея, горизонтальные скважины – дрены

Защита берегов от абразии

Волноотбойные стены. Волноломы подвижные и подводные, завоз пляжного материала

Регулировка поверхностного стока

Микропланировка. Лотки, кюветы, каналы, дорожки

Защита грунтов поверхности склонов

Одерновка, посев травы, древесные насаждения, замена грунта

Совокупность ряда причин

Механическое сопротивление движению земляных масс. Изменение физико-технических свойств грунтов

Подпорные стены, свайные ряды. Шпунты. Земляные контрбанкеты. Подсушка и обжиг глинистых грунтов, электрохимическое закрепление грунтов

Некоторые виды деятельности человека

Специальный режим в оползневой зоне

Сохранение склонов в устойчивом состоянии. Ограничение в производстве строительных работ. Строгий режим эксплуатации разных сооружений.

Утечка водопроводных и канализационных вод

Обеспечение повышенной надежности

В оползневой зоне трубопроводы устраиваются из труб более прочных материалов или в «рубашке»

Способы защиты от лавин.

Наиболее надежным способом защиты от лавин является размещение объектов вне лавиноопасных участках. Невозможно вывести из-под лавин коммуникаций: железные и автомобильные дороги, линии электропередачи, трубопроводы, а также рудники. Автодороги и другие коммуникации можно поднять над лавиноопасными участками над эстакадами.

На уровне страны возможны следующие рекомендации по защите от лавин: застройка лавиносбора снегоудерживающими щитами(очень дорога в многоснежных районах); сооружения регулирующие метелевое перераспределение снега; профилактический спуск лавин путем обстрела горных склонов в малонаселенных районах; прогнозирование лавин(можно быстро ввести в районах знания о которых достаточны для немедленной разработки приемов оперативного прогноза) и т. д.

Тушение лесных пожаров.

Работы по тушению крупного пожара можно разделить на следующие этапы: разведка пожара; локализация, т.е. устранение возможностей нового распространения пожара; ликвидация пожара, т.е. дотушивание очагов горения; окарауливание пожарищ.

Разведка пожаров включает уточное его границ, выявление вида и силы горения на кромке и её отдельных частях в разное время суток. По результатам разведки прогнозирует возможное положение кромке пожара, её характер и силу горения на требуемое время вперед.

На основании прогноза развития пожара, с учетом лесопирологической характеристики участков, окружающих пожар, а также возможных опорных линий(рек, ручьев, лощин, дорог и пр.) составляют план остановки пожара, определяют приемы и способы необходимых для этого действий.

Наиболее сложной и трудоемкой является локализация пожара. Как правило, локализацию лесного пожара проводят в два этапа. На первом этапе останавливают распространение пожара непосредственным воздействием на его горящую кромку. На в тором этапе прокладывают заградительные полосы и каналы, обрабатывают периферийные области пожара, чтобы исключить возможность его возобновления.

Локализованными считаются только те пожары, вокруг которых проложены заградительные полосы, либо когда имеется полная уверенность, что другие применявшиеся способы локализации не менее надежно исключают возможность их возобновления.

Дотушивание пожара заключается в ликвидации очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации.

Окарауливание пожарищ состоит в непрерывном или периодическом осмотре пройденной пожаром площади, и в особенности, кромки пожара с целью предотвратить возобновление его распространения. Окарауливание пожарищ проводят путем систематических обходов по полосе локализации. Продолжительность определяют в зависимости условий погоды.

При тушение лесных пожаров применяют следующие способы и технические средства:

окружение пожара или охват его с фронта или с тыла;

устройство заградительных и минерализованных полос и канав на пути распространения огня;

отжиг от опорной полосы;

захлестывание огня по кромке пожара ветками;

засыпка кромки пожара грунтом;

тушение горящей кромки водой;

применение химических веществ;

искусственное вызывание осадков из облака.

Горение может быть прекращено следующими способами:

охлажденной водой, специальными растворами, углекислотой и другими огнетушащими веществами, которые отнимают часть тепла идущего на поддержание горения;

разбавление реагирующих в процессе горения веществ водным шаром, углекислым газом, азотом и др. газами, не поддерживающими горение;

изоляцией зоны горения пенами, порошками, грунтом и т.п.;

химическим торможением реакции горения специальными веществами;

Торфяной пожар – неконтролируемый процесс дымного горения торфа в местах его образования, добычи и хранения.

Наиболее распространенным способ борьбы с торфяными пожарами является тушение горящего торфа водой. Воду подают специальными приспособлениями(торфяными стволами), заглубляемыми в торфяную залежь у кромки горения по всему периметру, что часто обеспечивает надежное тушение пожара.

После ликвидации горения торф укатывают, при необходимости смачивая водой.

Для локализации очагов пожаров на путях распространения огня устраивают заградительные полосы и канавы.

Наводнения. Превентивные меры при угрозе затоплений населенных пунктов и территорий.

Под наводнением понимают значительное затопление местности водой в результате подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище и море и их разлива выше обычного горизонта, что причиняет материальный ущерб, наносит урон здоровью населения ил проводит к гибели людей.

Меры защиты от наводнений подразделяются на оперативные(срочные) и технические(предупредительные).

Оперативные меры не решают в целом проблемы защиты от наводнений и должны осуществляться в комплексе с техническими мерами.

Технические меры включают заблаговременное проектирование и строительство специальных сооружений. К ним относятся:

регулирование стоков в русле реки;

отвод паводковых вод;

регулирование поверхностного стока на водосбросах;

спрямление русел рек и дноуглубление;

строительство берегозащитных сооружений;

подсыпка застраиваемой территории;

ограничение строительства в зонах возможных затоплений и др.

Выбор способов защиты зависит от ряда факторов: гидравлического режима водотока, рельефа местности, инженерно-геологических и гидрогеологических условий, наличия инженерных сооружений в русле и на пойме, расположение объектов экономики, подвергающихся затоплению.

Основными направлениями действий органов исполнительной

власти при угрозе затопления являются:

анализ обстановки, выявление источников и возможных сроков затопления;

прогнозирование видов(типов), сроков и масштабов возможного затопления;

планирование и подготовка комплекса типовых мероприятий по предупреждению затоплений;

планирование и подготовка к проведению аварийно-спасательных работ в зонах возможного затопления.

Цунами. Мероприятия по уменьшению последствий цунами.

Цунами – длинные морские волны, которые могут возникать в результате подводных землетрясений, а также вулканических извержений или оползней на морском дне. Цунами возможны и при обрушении берегов.

Сочетание прогнозирования, заблаговременных административных и защитных мероприятий ведет к резкому снижению человеческих жертв и материального ущерба от последствий цунами.

В затопляемой зоне запрещается новое строительство, не вызванное производственной необходимостью, а также производится постепенный перенос в безопасные места существующих зданий и сооружений.

Для защиты от цунами бухт и устьев рек в них строят волноломы, а на берегу дамбы и другие защитные сооружения. Посадка по побережью лесозащитных полос является эффективным средством борьбы с цунами.

Единственным средством защиты населения от цунами является эвакуация из прибрежной и возможно затопляемой зон. Поэтому население должно знать сигналы оповещения, признаки предупреждения о цунами, а также маршруты эвакуации. Необходимо оставаться в безопасном месте до получения сигнала отбоя опасности цунами.

Так как цунами могут сопровождаться сильным наводнением, необходимо соблюдать меры защиты, характерные для обычного наводнения.

Безопасность человека и среды его обитания становится важнейшей характеристикой качества жизни и состояния экономики. Первостепенное значение приобретает необходимость изучения риска для человека и общества со стороны экономических и социальных структур и путей его предотвращения, а также соблюдение прав человека на безопасные условия проживания.

«Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий.» Кн. 1 /Под ред. Е.Е. Кочеткова и др. М., 1995.

«Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник» под ред. Н.К. Шишкина. – М., ГУУ, 2000.

В.Е. Анофриков, С.А. Бобок, М.Н. Дудко, Г.Д. Елистратов «Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов» / ГУУ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.

«Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений.» М., Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС. Баринов А.В.

Читайте так же:

  • Образец заявления соседей на установку забора Установка забора Здравствуйте! Как примерно выглядит письменное согласие соседей на строительство глухого забора высотой 2метра Ответы юристов (1) На самом деле, по этому вопросу существуют строительные нормы и правила РФ (СНиП 30-02-97 с изменениями от 12.03.2001г.). В этом документе, […]
  • Договор между застройщиком и инвестором Договор инвестирования в строительство Необходимым условием нового строительства выступает наличие землеотвода. По этой причине «ключевой фигурой» строительной деятельности выступает лицо, обладающее правом на земельный участок, предназначенный для этой цели. В Градостроительном кодексе […]
  • Куда можно пожаловаться анонимно Жалоба на работодателя - иногда необходимая мера Если не оплачивают больничный, не предоставляют отпуск, заставляют трудиться сверхурочно, задерживают зарплату, вы можете пожаловаться на работодателя. Ведь в его обязанность входит, к примеру, хотя бы раз в полмесяца в одно и то же число […]
  • Штраф за несделанный паспорт Штраф за несделанный паспорт Как только юному гражданину Российской Федерации исполняется 14 лет, с этого момента свидетельство о рождении больше не может служить подтверждением его личности: оно становится недействительным, и ему на смену необходимо оформлять паспорт. Паспорт – это […]
  • Приказ росаэронавигации 119 2007 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Росаэронавигации от 28.11.2007 N 119 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "РАЗМЕЩЕНИЕ МАРКИРОВОЧНЫХ ЗНАКОВ И УСТРОЙСТВ НА ЗДАНИЯХ, СООРУЖЕНИЯХ, ЛИНИЯХ СВЯЗИ, […]