Меню

Профессиональная деятельность прокурора заключается в

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Кодекс этики прокурорского работника

Кодекс этики прокурорского работника
Российской Федерации

Успешная реализация стоящих перед органами и организациями прокуратуры Российской Федерации задач по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства может осуществляться только на основе высокого профессионализма, честности и неподкупности прокурорских работников, их независимости и беспристрастности, способности противостоять любым попыткам неправомерного воздействия на результаты служебной деятельности.

Являясь представителями государства, прокурорские работники должны всемерно содействовать утверждению в обществе духа законности и справедливости, сохранению и приумножению исторических и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, осознавая при этом социальную значимость прокурорской деятельности и меру ответственности перед обществом и государством.

Целью настоящего Кодекса является установление правил поведения прокурорского работника, вытекающих из этого высокого звания, особенностей службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации и ограничений, связанных с прокурорской деятельностью.

Кодекс призван содействовать укреплению авторитета прокурорского работника, доверия граждан к государству и обеспечить единую нравственно-нормативную основу поведения прокурорских работников.

1. Общие положения

1. Прокурорский работник в служебной и во внеслужебной деятельности обязан:

1.1. Неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, руководствоваться правилами поведения, установленными настоящим Кодексом, Присягой прокурора, и общепринятыми нормами морали и нравственности, основанными на принципах законности, справедливости, независимости, объективности, честности и гуманизма.

1.2. Руководствоваться принципом равенства граждан независимо от их пола, возраста, расы, национальности, религиозной принадлежности, имущественного положения, рода занятий и иных имеющихся между ними различий, не оказывая предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам либо общественным организациям.

1.3. Стремиться в любой ситуации сохранять личное достоинство и не совершать поступков, дающих основание сомневаться в его честности и порядочности.

1.4. При любых обстоятельствах воздерживаться от поведения, которое могло бы взывать сомнение в добросовестном исполнении им своих служебных обязанностей, избегать имущественных (финансовых) связей, конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету прокуратуры Российской Федерации и тем самым подорвать доверие общества к ее деятельности.

1.5. При осуществлении профессиональной деятельности не оказывать предпочтения отдельным гражданам, каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям и быть независимым от их влияния.

1.6. Не допускать незаконного вмешательства в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций.

1.7. Постоянно повышать профессиональную квалификацию, общеобразовательный и культурный уровень.

2. Правила поведения прокурорского работника при осуществлении
служебной деятельности

2.1. В служебной деятельности прокурорский работник:

2.1.1. Исходит из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности.

2.1.2. Непримиримо борется с любыми нарушениями закона, кем бы они ни совершались, своевременно принимает эффективные меры к защите охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства, добивается устранения нарушений закона и восстановления нарушенных прав.

При рассмотрении вопроса об ответственности лиц, допустивших нарушения закона, прокурорский работник руководствуется принципами справедливости и неотвратимости ответственности, учитывает характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения и данные, характеризующие личность правонарушителя.

2.1.3. Придерживается общих принципов и норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих.

2.1.4. Соблюдает запреты, ограничения и обязанности, установленные действующим законодательством для государственных служащих.

2.1.5. Принимает меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

2.1.6. Уведомляет руководителя органа, организации прокуратуры обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

2.1.7. Стремится быть верным гражданскому и служебному долгу, исполнять свои служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.

2.1.8. Не допускает проявлений бюрократизма, формализма, высокомерия, неуважительного отношения к законным просьбам и требованиям граждан.

2.1.9. Соблюдает беспристрастность, исключающую возможность влияния его политических и религиозных убеждений на принятие решений, связанных с исполнением служебных обязанностей.

2.1.10.Примает меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации. Ставшей известной ему в связи с исполнением служебных обязанностей, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность.

2.1.11. Во время разбирательства дела судом воздерживается от действий, которые могут быть расценены как оказание неправомерного влияния на процесс отправления правосудия.

2.1.12. В отношениях с другими участниками судебного процесса соблюдает официальный деловой стиль, проявляет принципиальность, корректность, непредвзятость и уважение ко всем участникам судебного заседания.

2.1.13. Во взаимоотношениях с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций сохраняет независимость, проявляет тактичность и уважение, требовательность и принципиальность.

2.1.14. Не допускает истребования от юридических или физических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством.

2.1.15. Воздерживается от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности органов, организаций прокуратуры и их руководителей, если это не входит в его служебные обязанности.

2.1.16. Не допускает возможности получения в связи с исполнением служебных обязанностей вознаграждений от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, оплату развлечений, отдыха и иные вознаграждения), за исключением случаев, установленных законодательством.

2.1.17. Придерживается делового стиля одежды, соответствующего статусу государственного служащего, соблюдает разумную достаточность в использовании ювелирных изделий и иных украшений.

2.2. Прокурорский работник, имеющий полномочия руководителя в системе органов и организаций прокуратуры, кроме того:

2.2.1. Содействует установлению и поддержанию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

Принимает меры к недопущению коррупционно опасного поведения со стороны подчиненных ему работников, подавая своим личным поведением пример честности, беспристрастности и справедливости.

2.2.2. При определении объема (нагрузки) и характера работы руководствуется принципами справедливости и равномерности, учитывает личные и деловые качества, квалификацию и опыт работы подчиненных работников, не допуская дискриминации путем предоставления отдельным работникам незаслуженных благ и привилегий.

2.2.3. Не допускает по отношению к подчиненным работникам высокомерия, пренебрежительного тона, грубости, в том числе ненормативной лексики, бестактности, некорректных и оскорбительных замечаний, необоснованных претензий и обвинений.

2.2.4. Проявляет заботу о подчиненных работниках, вникает в их проблемы и нужды, содействует принятию законного решения, способствует профессиональному и должностному росту работников.

2.2.5. Оказывает всестороннюю поддержку и помощь молодым специалистам (с опытом работы до 3 лет, впервые поступившим на службу в органы прокуратуры).

3. Взаимоотношения прокурорских работников органов и организаций прокуратуры

3.1. Взаимоотношения между прокурорскими работниками должны основываться на принципах товарищеского партнерства, взаимоуважения и взаимопомощи.

Прокурорские работники должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными и проявлять терпимость в общении с коллегами.

Недопустимы угрозы, оскорбительные выражения, реплики или действия, препятствующие нормальному общению или провоцирующие конфликты между коллегами и их противоправное поведение.

Межличностные конфликты не должны разрешаться публично, в грубой вызывающей форме.

3.2. Критика недостатков в работе должна быть объективной, взвешенной, принципиальной и с пониманием приниматься тем работником, к которому она обращена.

3.3. Не допускается оказание воздействия на своих коллег в целях принятия желаемого для прокурорского работника или иных лиц противозаконного и (или) необоснованного решения.

4. Основные правила поведения прокурорского работника во внеслужебной деятельности

4. Во внеслужебной деятельности прокурорский работник:

4.1. Соблюдает правила общежития, уважает национальные и религиозные обычаи, культурные традиции, должен быть тактичным, выдержанным и эмоционально устойчивым.

4.2. В случае явного нарушения закона, очевидцем которого он являлся, принимает все предусмотренные законом меры для пресечения противоправных действий и привлечения виновных лиц к ответственности.

4.3. Не допускает использования своего служебного положения для оказания влияния на деятельность любых органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих, граждан, других прокурорских работников при решении вопросов личного характера и получения преимуществ как для себя, так и в интересах третьих лиц.

4.4. Пользуется свободой слова, вероисповедания, правом на участие в ассоциациях, объединениях и общественной деятельности, за исключением случаев, установленных законодательством.

4.5. Участвуя в социальных сетях и форумах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не допускает обсуждений деятельности государственных органов и их должностных лиц, высказываний в некорректной и грубой форме с использованием нецензурной лексики, размещения фото-, видео- и текстовых материалов, способных нанести ущерб репутации прокурорского работника или авторитета органу прокуратуры .

Читайте так же:  Льготы воинам-афганцам в россии

5. Ответственность прокурорского работника за нарушение требований настоящего Кодекса

5.1. За нарушение положений настоящего Кодекса руководителем органа прокуратуры лично или при необходимости в присутствии трудового коллектива к прокурорскому работнику могут быть применены следующие меры воздействия:

предупреждение о недопустимости неэтичного поведения;

требование о публичном извинении.

5.2. Нарушение прокурорским работником норм Кодекса, выразившееся в совершении проступка, порочащего честь прокурорского работника, является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

6. Заключительные положения

6.1. Соблюдение прокурорским работником норм настоящего Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

6.2. Настоящий Кодекс вступает в силу с даты его утверждения Генеральным прокурором Российской Федерации.

Уважаемые посетители!

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Профессиональная деятельность прокурора заключается в

Адрес:
660049, г. Красноярск пр. Мира, 32
Электронная почта:
[email protected]

Телефон приемной:
(391) 265-84-00
Телефон дежурного прокурора:
(391) 227-48-78

Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров

Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров

В соответствии со ст.40.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если:

  • имеет гражданство иностранного государства,
  • признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным,
  • лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока,
  • имело или имеет судимость,
  • имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника,
  • состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Согласно ст.4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры не могут:

  • быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления,
  • являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности,
  • совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации,
  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

На лиц, занимающих должности прокуроров, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для государственных служащих.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 06.12.2011) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прокурорским работникам запрещается:

  1. участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  2. замещать должность гражданской службы в случае:
    • избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
    • избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
    • избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
  3. осуществлять предпринимательскую деятельность;
  4. приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  5. быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  6. получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  7. выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
  8. использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  9. разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  10. допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
  11. принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
  12. использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
  13. использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
  14. создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
  15. прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
  16. входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  17. заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

На основании ст.18 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ прокурорский работник обязан:

  1. исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
  2. исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
  3. осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
  4. не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
  5. не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  6. соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
  7. соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
  8. не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
  9. проявлять корректность в обращении с гражданами;
  10. проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
  11. учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
  12. способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  13. не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
  14. соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
Читайте так же:  Статья ук рб кража

Профессиональная деятельность прокурора заключается в

Библиографическая ссылка на статью:
Кобец А.В. Система профессионально важных качеств личности прокурора // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/01/4263 (дата обращения: 07.02.2019).

Прокурорская деятельность относится к категории сложных интеллектуально-практических видов деятельности, осуществляемой в контексте социальных систем «человек – общество», «человек – коллектив», «человек – человек». Это означает, что в такой деятельности есть несколько психологических аспектов, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями. Именно благодаря такой многогранности достигается полнота и эффективность основных целей и задач, последовательно ставимых и решаемых прокурором. Анализ научных источников показал повышенный интерес к психологическим аспектам профессионального труда субъектов правоприменительной деятельности (А.Н. Бандурка, С.П. Бочарова, А.В. Землянская, В.Л. Васильев и другие). Ряд ученых особую роль оказывают психологическим аспектам работы прокурора, культуре прокурорско-следственной деятельности (С.Н. Емельянов, В.Л. Васильев, В.В. Романов). Но система профессионально важных качеств субъектов правоприменительной деятельности, их психологические аспекты остаются недостаточно разработанными и требуют дальнейшего исследования.

А.В. Глушкова обращает внимание на то, что эффективность и надежность функционирования правоприменительной системы государства обеспечивается, прежде всего, качеством подготовки ее профессионального звена, создаваемой взаимодействием юристов разных специальностей и уровней служебной иерархии. Эффективность деятельности юриста – это его способность ставить перед собой и коллегами адекватные стратегические и тактические цели и обеспечивать их достижение в соответствии решаемой задачей. Надежность субъектов правоприменительной деятельности определяется их способностью к точному, безошибочному и своевременному решению служебных задач и в результате – к обеспечению конечной эффективности работы правоприменительной системы [2].

П.А. Баринов отмечает, что высокое качество подготовки юриста требует комплексного подхода, то есть сочетания таких аспектов, как: специальная служебная подготовка; правовое образование; формирование определенных профессионально важных психологических свойств личности. Только единство в решении указанных задач обеспечивает подготовку юристов высокой профессиональной компетентности [4].

В действующей практике деятельности правозащитных органов психологическим аспектам работы с кадрами, то есть изучению особого, человеческого фактора, не придавалось должного значения. В основном учитывались такие факторы, как опыт службы, формальные взаимоотношения в служебной иерархии, дисциплинарные требования, статистические показатели выполнения службы и др. Поэтому целесообразно рассмотреть профессионально важные качества личности прокурора.

Профессия юриста характеризуется чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Эта деятельность в первую очередь связана с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат данное основное понятие: правоприменительная деятельность, правозащитная деятельность и т.п. Программа решения профессиональных задач, как правило, сформулирована в правовой норме. На рис. 1 приведена схема экстравертивной и интровертивной структуры деятельности юриста.

Рис. 1. Общая схема психологического анализа профессиональной деятельности юриста.

Внешняя структура профессиональной деятельности юриста анализируется в системе «человек – среда», «человек – человек» и определяется ее функциональная структура. Внутренняя психологическая структура профессиональной деятельности – «человеческий фактор» – проявляет требования, предъявляемые профессией к индивидуальным особенностям и способностям, отдельным действиям и операциям.

Практически для всех юридических профессий одной из главных сторон деятельности является коммуникативная деятельность, которая заключается в общении в условиях правового регулирования. Для такой профессиональной деятельности характерна высокая эмоциональная напряженность труда, причем часто это связано с негативными эмоциями, с необходимостью их подавлять, а эмоциональную разрядку откладывать на сравнительно длительный период. Работа прокурора связана с осуществлением особых властных полномочий, с правом и обязанностью применять власть от имени закона. Поэтому у большинства лиц, занимающих указанные должности, развивается профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий. Правоприменительная система государства относится к числу сложных социальных систем управления, которые всегда делятся на две основные подсистемы: управляющую (руководство) и управляемую (исполнители), каждую из которых можно, в свою очередь, рассматривать как самостоятельные системы с присущими им подсистемами. Таким образом, сложные системы управления имеют многоуровневую иерархическую структуру, в каждом звене (подсистеме) которой есть свои локальные направления прямых и обратных связей, образующих внешние и внутренние контуры регуляции и саморегуляции. В социальных системах мы имеем дело с взаимодействием типа «человек – человек», то есть с субъект-субъектными взаимоотношениями.

Поэтому социальная система правоприменительной деятельности – это всегда процесс активного взаимодействия двух индивидуальных или коллективных субъектов (групп, подразделений), каждый из которых имеет определенную мотивацию, самооценку, саморегуляцию [4]. Работа прокуратуры рассматривается как специфический вид правоприменительной деятельности и представляется в виде схемы-модели, которая может быть примером частной специальной информационной профессиограммы, отражающей основные функции и этапы деятельности юриста.

На рис. 2. представлена профессиограмма деятельности юриста, отражающая как общую структуру данной деятельности, так и ее цели, способы, а также качества личности профессионала, необходимые для ее успешного осуществления (т.е. охватывает элементы психограммы).

Рис. 2. Схема профессиограммы деятельности юриста

Система профессионально важных качеств личности прокурора представляет комплекс психологических свойств личности, необходимых для эффективного выполнения определенной деятельности, решения профессиональных служебных задач. Профессиональная деятельность работников правоприменительной системы включает в себя целый ряд направлений. Каждое из них требует от работников наличия соответствующих свойств, которые обозначают профессионально важные качества личности. Под профессионально важными качествами следует понимать индивидуальные свойства субъектов труда, влияющих на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее освоения.

В табл. 1. показаны основные составляющие подструктуры профессиональной деятельности юриста: профессиональная мотивация; профессиональная компетентность; профессионально важные психологические качества специалиста.

Таблица 1. Профессионально обусловленая структура личности юриста

КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КАТЕГОРИИ)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ КОМПОНЕНТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профессиональная мотивация и направленность специалиста

Вектор «мотив – цель»: наклонности, интересы, отношения, установки, идеалы, убеждения, правосознание, профессиональное сознание

Социально-профессиональные интересы: готовность к взаимодействию с людьми, направленность на успех, достижения и профессиональный рост, надежность, социальная ответственность

Познавательные, коммуникативные, эмоционально-волевые процессы

Научная компетентность, специальная практическая компетентность, персональная компетентность (знания и умения), квалификация

Профессионально важные психологические качества

Типологические, характерологические, интеллектуальные, эмоционально-волевые качества

Профессиональная самостоятельность, склонность к планированию, креативность, аналитичность, наблюдательность, диагностические способности, профессиональная мобильность, самоконтроль

Профессия прокурора связана с нормами права и закона, направленная на борьбу и предотвращение нарушений этих норм в деятельности отдельных лиц, криминальных групп, а также в самой правоохранительной системе в случаях профессиональной деформации отдельных работников. Необходимо развитие чувства повышенной моральной ответственности за последствия своих действий. Изучение материалов расследования правонарушений, анализ криминогенных ситуаций, сбор и оценка доказательств – все это предъявляет высокие требования к интеллектуальным функциям: мышления, памяти, внимания, речи работников прокуратуры. Разработка системы профессионально важных качеств работников прокуратуры необходима для рациональной организации профотбора абитуриентов к обучению в юридических учебных заведениях и текущего контроля учебной и служебной деятельности, для обеспечения эффективности ответственной и психологически напряженной профессии специалистов юридического профиля.

Подготовка высококвалифицированных прокуроров должна прежде всего обеспечивать решение основных задач: воспитание адекватной профессиональной мотивации, целеустремленности на выполнение социально значимых служебных задач; формирование высокой профессиональной компетентности, что означает единство профессиональных знаний, эрудиции и способов эффективной реализации деятельности; развитие адекватного комплекса профессионально важных личностных качеств.

Система профессионально важных качеств личности работника прокуратуры включает в себя функциональные подструктуры: мотивация, профессиональная целеустремленность; психические процессы: познавательные, коммуникативные, регуляторные. Указанные психологические подструктуры образуют единую систему свойств, которая становится основой профессиональной компетентности работника прокуратуры. В деятельности прокуроров различных должностных уровней особое внимание уделяется показателям сформированности интеллектуальных процессов, поскольку одной из основных функций прокурора является оценка социальной, политической, профессиональной информации, постановка стратегических целей, планов деятельности, прогнозируемый контроль и оценка ситуаций в правоохранительной системе. Высокие требования предъявляются к коммуникативным и регуляторным качествам. И чем выше иерархический служебный уровень работника, тем более масштабным и компетентным должно быть профессиональное мышление прокурора [6].

Для прокурора, вместе с когнитивными и регуляторными процессами, особую значимость приобретают коммуникативные функции, которые необходимы для повседневного общения и взаимодействия с сотрудниками, гражданами, формирование сплоченного коллектива, разрешения конфликтов, создания благоприятного психологического климата. Максимальная нагрузка приходится также на регуляторные функции – эмоциональные и волевые.

Специфика психологических профессионально важных качеств и их соответствие требованиям выполняемой деятельности является важным условием определения профессиональной пригодности лиц, претендующих на ответственные должности в правоприменительной системе, их профессиональной аттестации, прогнозирования успешности выполняемой ими работы.

Читайте так же:  Приказ фстэк 21 от 11022019

Прокурор, как представитель государства, осуществляет общий надзор за работой государственных органов и должностных лиц, за соблюдением закона в процессе правоприменительной деятельности и защиты законных прав граждан в судебном процессе, в местах отбывания наказаний. Важно, чтобы этот надзор был активным и принципиальным, чтобы ни одно нарушение закона не оставалось без реагирования. Можно выделить такие виды прокурорского надзора: а) надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор); б) надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; в) надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах; г) надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний осужденных и других мер принудительного характера, назначенных судом.

Контролируя процесс судебного разбирательства, прокурор последовательно выполняет следующие функции: изучает материалы и выводы предварительного следствия; участвует в распорядительном заседании суда по решению вопроса о передаче подозреваемого в суд; участвует в процессе судебного разбирательства, в допросе обвиняемых, потерпевших и свидетелей, экспертов, участвует в дискуссии с представителями защиты; готовит и выражает в суде обвинительную речь.

Поддерживая перед судом государственное обвинение, прокурор принимает активное участие в исследовании доказательств, формирует в своем сознании концептуальную модель события и представляет суду свое мнение по поводу применения статей уголовного кодекса и меры наказания по отношению к подсудимым. Прокурор не может стать над судом, но он должен способствовать успешному торжеству истины и законному осуществлению всех судебных процедур.

Кроме того, необходимо отметить, что главный фактор успеха профессиональной деятельности прокурора – это система профессионально важных качеств его личности как специалиста. В эту систему входит комплекс личностных свойств, профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успех в достижении целей, задач и отдельных этапов профессиональной деятельности прокурора.

В структуру профессиограммы мы прежде всего включаем характеристики мотивации и целеустремленности данного вида труда, так как система «мотив – цель» является основным вектором организации деятельности.

Мотивация труда прокурора как необходимый компонент включает в себя такие качества личности, как уважение к работе правоведа, любовь к истине, профессиональный долг, патриотизм, стремление к справедливости, социально-ценностные ориентации, высокий уровень правосознания. Только адекватная правовая мотивация обеспечивает соответствующую стойкую целенаправленность деятельности работника правоприменительной системы государства. Такая мотивация формируется под влиянием конкретных социальных явлений, в процессе профессионального обучения, закрепляется и совершенствуется в условиях практической деятельности. Все формы профессиональной деформации правоприменительной деятельности связаны прежде всего с отсутствием или с деградацией профессиональной мотивации и правосознания.

Целеустремленность – это компонент, характеризующий специфику каждой профессиональной деятельности и детерминированный соответствующей мотивацией. В структуру профессиональной направленности прокурора входят прежде всего такие общие цели, как стремление к установлению справедливости, защита прав и интересов граждан и государства. При этом прокурор прежде всего ставит перед собой стратегическую цель, предвидя конечную эффективность решения определенной правоприменительной деятельности. Реализация мотивации и достижения целей осуществляется прокурором в форме решения конкретных задач правосудия. Решение таких задач осуществляется путем определенных психологических операций, проходящих как в форме внутренних, умственных (интериоризированных), так и в форме внешних, моторно-речевых (экстериоризированных) действий. В решении задач прокурорской деятельности наиболее активное участие принимают такие интеллектуальные процессы, как мышление и речь, память, восприятие, внимание, в связи с чем мы относим эту деятельность к сложным высокоинтеллектуальным видам труда. Указанные интеллектуальные (познавательные) процессы составляют комплексы профессионально важных свойств личности прокурора и должны выступать ведущими критериями профессионального отбора, оценки производительности служебной деятельности, оценки перспектив профессионального роста специалиста.

Прокурор должен иметь высокоразвитое теоретическое, логично-доказательное мышление, так как основным содержанием его умственной работы является анализ и обобщение фактов, понимание их сущности и причин, предсказание их последствий. Данный тип мышления предполагает наличие у прокурора таких качеств ума, как глубина, широта, мобильность, критичность, целеустремленность, самостоятельность, креативность.

Профессиональная память прокурора, в своей долгосрочной форме способна хранить значительные объемы профессиональных юридических знаний, а также точно использовать эти знания в плане оперативной (кратковременной) памяти [2].

Высокие требования предъявляются к культуре речи прокурора, что составляет его «риторический инструментарий». Речь является интеллектуальным средством формирования, теоретического обобщения и практического выражения мнений правоведа. Она является необходимым средством общения прокурора с коллегами, со всеми участниками судебного процесса, средством выступления в суде. Обвинительная речь прокурора произносится сразу же после окончания судебных споров. Она отражает кульминационный момент психологического конфликта в судебном процессе и имеет огромный социально-психологический эффект. Это выступление имеет, как правило, категорически утвердительный характер как протест общества и граждан против зла и преступности, как символ неотвратимости наказания за преступления против личности и государства. При произнесении публичной речи прокурора очень важен «эффект присутствия», что рассматривается в трех основных аспектах: техническом, эмоциональном и содержательном. Овладению всеми указанными аспектами профессиональной речи способствует общеязыковая грамотность прокурора, психологическая тренировка, изучение ораторского искусства [2].

Важнейшим направлением деятельности прокурора являются коммуникативные процессы – умение достигать контакта и организовывать общение с людьми. Коммуникативная деятельность в работе государственного обвинителя занимает одно из ведущих мест и определяет уровень его профессионализма. Реализуя свои коммуникативные способности, прокурор должен быть тонким мастером ведения диалога, опытным полемистом. Опыт лучших государственных обвинителей свидетельствует, что именно благодаря высокому уровню профессионализма, основанном на надлежащей правовой и психологической культуре, в процессе диалога прокурора с обвиняемым устанавливается необходимый контакт, способствующий нахождению истины. К числу профессионально важных коммуникативных качеств прокурора следует отнести такие, как: социальная активность; экстравертированность; вербальная эрудиция; внушаемость; эмпатия [8].

В регуляторной сфере деятельности прокурора, особенно в эмоционально-волевой сфере, следует отметить такие виды моральных чувств, как ответственность, вера в справедливость, оптимизм, честность, мужество, принципиальность, стрессоустойчивость. Для организации своей деятельности и регуляции поведения других людей в сфере волевых качеств прокурора стоит выделить следующие характеристики: правовая целеустремленность, самоконтроль, решительность, настойчивость, дисциплинированность, лидерство [5].

Указанные когнитивные, коммуникативные и регуляторные профессионально важные качества проявляются в деятельности прокурора в форме индивидуальных особенностей личности, которые могут иметь в своем генезисе как природные, так и социальные детерминанты. К первым можно отнести типологические свойства нервной системы (черты характера), которые не решают в полной мере, но определенным образом влияют на успешность овладения конкретной профессией, требуют наличия сильной, уравновешенной и лабильной нервной системы. К социально опосредованным индивидуальным особенностям прокурора следует отнести следующие качества: черты характера, направленность, общие и профессиональные способности, интеллектуальную, правовую, психологическую культуру как потенциал успешности работы [4].

Выводы

Разработка системы профессионально важных качеств деятельности прокурора представляет особый теоретический и практический интерес, так как способствует четкому определению и пониманию роли профессионально важных свойств личности специалиста, организации адекватного профотбора, воспитанию и самовоспитанию качеств, необходимых для обеспечения высокой эффективности различных видов правоприменительной деятельности.

Важнейшим направлением деятельности прокурора являются коммуникативные процессы – умение достигать контакта и организовывать общение с людьми. Коммуникативная деятельность в работе государственного обвинителя занимает одно из ведущих мест и определяет уровень его профессионализма.

Главный фактор успеха профессиональной деятельности прокурора – это реализация системы профессионально важных качеств его личности как специалиста.

Читайте так же:

  • Образец заявления соседей на установку забора Установка забора Здравствуйте! Как примерно выглядит письменное согласие соседей на строительство глухого забора высотой 2метра Ответы юристов (1) На самом деле, по этому вопросу существуют строительные нормы и правила РФ (СНиП 30-02-97 с изменениями от 12.03.2001г.). В этом документе, […]
  • Нотариус киров юго-запад Нотариусы, ЮГО-ЗАПАД, Екатеринбург Нотариус Минина Людмила Александровна (343) 235-87-33 Екатеринбург, Верх-Исетский район, ЮГО-ЗАПАД, ул. Белореченская, д.8 Нотариус Проскуряков Павел Сергеевич (343) 212-80-02 Екатеринбург, Верх-Исетский район, ЮГО-ЗАПАД, ул. Посадская, д.77 Нотариус […]
  • Приказ росаэронавигации 119 2007 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Росаэронавигации от 28.11.2007 N 119 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "РАЗМЕЩЕНИЕ МАРКИРОВОЧНЫХ ЗНАКОВ И УСТРОЙСТВ НА ЗДАНИЯХ, СООРУЖЕНИЯХ, ЛИНИЯХ СВЯЗИ, […]
  • Договор с издательством наука НАУЧНАЯ ПЕРИОДИКА И НАУЧНО-УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА НАУЧНАЯ ПЕРИОДИКА И НАУЧНО-УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА Издательство выпускает академические научные журналы по естественным, техническим, гуманитарным дисциплинам, машиностроению, медицине и другим отраслям знаний. Основной профиль изданий – это […]
  • Доверенность на сервитут Доверенность на сервитут Образец искового заявления об установлении сервитута В Тверской районный суд г. Москвы Истец: Пупков Иван Васильевич адрес: г. …, ул. …, д. …, кв. …, телефон: …, адрес электронной почты: … Ответчик: Васин Валентин Петрович адрес: г. …, ул. …, д. …, кв. …, […]