Меню

Требования к музыкальному репертуару для детей

Детский музыкальный фольклор и требования к музыкальному репертуару в начальной школе

90-е годы ХХ столетия характеризуются новой «фольклорной волной»: проникновением в школу широкого фольклорного движения, пристальным интересом музыкантов, педагогов, искусствоведов, культурологов, этнопсихологов и этнопедагогов к проблемам русской народной музыки и ее педагогической инструментовке в условиях средней школы.

Органично репрезентировать народное творчество и применять арсенал педагогических воздействий народного музыкального воспитания позволяет программа предмета «Музыка», составленная Ю.Б. Алиевым, В.К. Белобородовой, Е.В. Николаевой и др., в частности, в ней широко представлены народная хореографическая культура и народный музыкальный инструментарий.

Известный педагог-фольклорист Л.Л. Куприянова разработала факультативную программу «Русский фольклор» основные задачи которой заключаются в том, чтобы дать детям начальные представления об источнике народной музыкальной мудрости, на фольклорной основе сформировать исполнительские умения и навыки учащихся [5, с.10].

Программа факультативного курса для учащихся начальных классов «Введение в народоведение» (автор — М.Ю. Новицкая) развивает идеи программы «Наследие». В 1 классе главная проблема курса — «Человек и природа в народной культуре», во 2 — «Человек и семья в народной культуре», в 3 — «Человек и родная земля в народной культуре».

В начале ХХI века опубликовано ценное в методическом плане пособие Д.А. Рытова написанное на основе межпредметной связи между этноорганологией, народной музыкальной педагогикой и методикой обучения игре детей в оркестре народных инструментов.

В 1991 году опубликована программа курса лекций Л.И. Боровикова «Основы общей этнопедагогики», разработанная для подготовки школьных этнологов. Достоинство рассматриваемой программы в том, что народный опыт в социализации детей представлен как феномен педагогического новаторства. Сквозной линией проходят средства народной музыкальной педагогики — фольклор, система праздников, народная хореография.

Авторская концепция Т И. Баклановой о подготовке специалистов по народной художественной культуре органично сопряжена с народной художественной педагогикой.

Непосредственно проблемам русской народной музыкальной педагогики посвящен одноименный спецкурс, разработанный В.В. Васильевой, для студентов гуманитарных факультетов и адаптированный в Мурманском государственном педагогическом институте.

Эмоциональное развитие детей изучалось следующими авторами: С.Х. Раппопорт «Искусство и эмоции» (1968), П.М. Якобсон «Эмоциональная жизнь школьника» (1966), Г.М. Бреслав «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения» (1990).

В различных регионах России возникают школы, использующие в качестве основного средства воспитания отдельные компоненты народной культуры: фольклор, народные праздники, декоративно-прикладное искусство, народные игры с пением и др., а также приобщение детей к народной истории и культуре.

В современных условиях значительно повышается роль музыкального воспитания во всестороннем развитии личности. Предмет «Музыка» в общеобразовательной школе призван формировать эстетическую и духовную культуру, высокие нравственные качества, что невозможно без знания фольклора, приобщающего ребенка к национальной культуре и истории народа. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям малой Родины, познание исторических и национальных особенностей своего народа облегчает знание и понимание национальных культур других народов, способствуя тем самым межнациональному общению.

Песенный репертуар и требования к его подбору

Столичный учебный центр
г. Москва

«Все дело за вами:

какие песни вы будете петь,

такой и будет наша страна.»

В песенный репертуар дошкольников включены упражнения для развития голоса и слуха (например, попевки из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной), и собственно песни, среди которых: песни без аккомпанемента (на нескольких звуках, как правило – фольклорный репертуар); песни с аккомпанементом; песни с движениями (спокойный, напевного характера, текст которых, как правило, связан с движениями); песни-попевки для игры на детских музыкальных звуковысотных инструментах (начиная с попевок на одном звуке, как правило, – образцы фольклора, попевки-упражнения из «Музыкального букваря»).

Пение – основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым настроением исполнителя. Песня учит и воспитывает человека. Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности. Благодаря слову песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Исполнение песен объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Текст песни помогает ребенку лучше понять музыкальный образ. Само исполнение песни является выражением его настроения и своеобразной эмоциональной реакцией на окружающее. Дети поют с удовольствием, целиком отдаваясь этому занятию.

Доказано, что пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. Поэтому особое внимание на уроках методики музыкального развития необходимо уделять внимание подбору песенного репертуара, который направлен на развитие некоторых вокальных и коммуникативных навыков.

Музыкальный репертуар – это основа, на которой строится работа по музыкальному воспитанию детей. В каждой программе есть примерный список музыкальных произведений по всем видам деятельности и для каждой возрастной группы детей. Каждый педагог имеет свой «золотой», апробированный в практике работы с детьми репертуар, который можно и нужно повторять из года в год, дополняется новыми песнями, музыкой для танцев, музыкальных игр и других видов деятельности по выбору педагогов.

Каковы же требования к отбору музыкальных произведений для работы с дошкольниками? Какими критериями можно руководствоваться при самостоятельном подборе песен, музыки для танцев, игр, музыкальных сказок?

С этими вопросами сталкиваются все педагоги-практики, поскольку среди огромного множества музыки, которая нас окружает, нужно выбрать только самое лучшее, ценное, достойное того, чтобы предложить ребенку, увлечь его привести в Храм Музыкального Искусства.

Можно выделить три основных требования к подбору музыкального репертуара:

— художественность произведения (принцип: детям – только самое лучшее!);

— доступность возрастным и индивидуальным возможностям детей;

— соответствие программным целям и задачам.

Перед тем, как более подробно рассмотреть каждое из этих требований, отметим, что музыка, которую исполняет для детей музыкальный руководитель, должна нравиться как взрослым, так и детям. Поэтому важно при выборе музыкального репертуара найти тот «золотой фонд», который бы нравился всем и при каждом повторении доставлял удовольствие. Например, такие всем известные песни, как «Ах, какой хороший дедушка мороз», «Мы вокруг березки встанем в хоровод» В.Витлина, «Бравые солдаты» А.Филиппенко, «Солнышко лучистое» Р.Рустамова, «Воздушные шары» М.Карминского и др. радуют многие поколения детей и педагогов и не перестают быть востребованными.

Этот простой критерий, идущий от здравого смысла, является, как правило, основным и единственным, поэтому важно опираться еще и на указанные выше требования, поскольку музыкальный вкус педагогов- практиков может и подвести. Кроме того, музыкальному руководителю важно уметь объяснять родителям или другим педагогам, почему с детьми нельзя разучивать тот или другой репертуар.

Итак, первое требование – это отбор музыки, формирующей любовь к музыкальному искусству, эстетическое восприятие, художественный вкус, этические и нравственные установки детей-дошкольников.

С этим требованием, как правило, все согласны, однако конкретизировать его по отношению к детскому репертуару не всегда бывает просто. И это не значит, что в работе с детьми нужно использовать только классическую и народную музыку. В понятие художественности входят такие качества произведения, как яркость и выразительность образа, соответствие формы содержанию, точность и оригинальность выразительных средств, и т.д. Как правило, дети интуитивно чувствуют и эмоционально откликаются на хорошую музыку, им хочется многократного повторения понравившейся им песни или пьесы. У взрослых также наблюдается стремление к повторению понравившейся музыки (и не только музыки — все, что нравится, хочется еще и еще раз повторить, увидеть, послушать!). Действительно, такие произведения, как «Аквариум» К.Сен-Санса, «Шутка» И.Баха, «Картинки с выставки» М.Мусоргского можно слушать бесконечно!

Второе требование связано с пониманием того, что репертуар, на котором происходит музыкальное воспитание детей, является по сути музыкальной средой. Требования к музыкальному репертуару можно разделить на две составляющие:

Соответствие возрастным особенностям детей в плане физиологии и психологии — это методические соответствия;

Соответствие высоким стандартам вкуса, стиля, художественности — это духовно-эстетические составляющие

Раскрывая краткое содержание первого пункта, необходимо отметить, что репертуар во всех видах деятельности должен опираться на классические педагогические модели, которые зарекомендовали себя в длительной педагогической практике одновременно как эффективный методический и художественный материал. Классику можно петь и танцевать из года в год ,десять и двадцать лет подряд в разных группах, аналогично тому, как много веков подряд читают детям сказки А. Пушкина. К подобному репертуару по пению, например, относятся песни А. Филиппенко, Т. Попатенко, Ю. Слонова, М. Красева, Е. Тиличеевой, В Герчик.

Работая с дошкольниками необходимо стремиться к простоте и легкости репертуара, его чистоте, детской прозрачности и увлекательности. Музыкальный руководитель, выбирая репертуар не должен стараться угодить ни кому из взрослых. Его заботой являются только интересы и возможности детей. А его компасом является собственный профессионализм и советы хороших профессионалов.

Читайте так же:  Документы на генеральную доверенность на машину

В современном мире существует великое множество разнообразной музыки и у каждой есть свое место и предназначение, есть свои слушатели и исполнители, свои учителя и своя педагогика. Есть высокая музыка, художественная, ценность которой общемировая — ее произведения возвышаются как горные вершины над миром людей, есть примитивная, однодневно-конъюктурная — она исчезает раньше, чем ее успеваешь заметить. Есть музыка высоко духовная и одновременно очень простая. Это древнейшая, первичная музыкальная стихия, элементарная по своей природе. Она понятна детям как игра в кубики, и к ней ребенок должен прикоснуться на ранней стадии развития, так как она — залог его будущего музыкального развития. Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с высоко духовной детской музыкой, вряд ли подойдет в своем развитии к потребности общаться с хорошей музыкой, в том числе и с классикой. Его художественным горизонтом в результате примитивной репертуарной политики музыкального руководителя может навсегда остаться «Ксюша, юбочка из плюша»!

В программе детского сада песни подобраны в соответствии с определенными принципами.

1. Песни, которые предлагаются детям во всех группах, должны быть высокохудожественными, познавательными в отношении содержания текста. Например, текст песни «Зима» В. Карасевой в художественной форме подкрепляет знания маленького ребенка о зимней природе, о катании на санях. Простая певучая мелодия, коротенькое фортепианное вступление и заключение к песне углубляют этот художественный образ, эмоционально окрашивают его.

2. Мелодии песен должны быть простые, ярки и разнообразные по характеру.

3. Тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям.

4. Мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона, который не должен превышать указанного в программе воспитания в детском саду.

5. В младшей группе песня должна состоять из коротких музыкальных фраз — не более 2 тактов. Предпочтительный размер 2/4, и оканчивается мелодия четвертной или половинной нотой. Желательны окончания фраз также на длинных нотах, чтобы дети успели сделать естественный вдох перед, началом другой музыкальной фразы. В средней группе музыкальные фразы удлиняются. В старших группах предлагаются песни с более протяженными фразами в 6-8 четвертей (например, песня М. Красева «На прогулке»).

6. Темп песен для младших групп не может быть быстрым, так как детям младшего возраста трудно произносить слова в подвижном темпе. В средней группе предлагаются и оживленные песни, например «Санки» М. Красева. В репертуар старших групп включают песни разного темпа, но большинство из них все же умеренные.

7. Ритм мелодий песен должен быть простым — состоять из соединения четвертных, половинных и восьмых нот.

8. Педагог следит, чтобы каждая последующая песня была несколько сложнее предыдущей (в отношении вокальных навыков, мелодии песни, ритмического рисунка). Усложняться может также форма песни. Например, от одночастной песни следует переходить к двух-трехчастной, от простой куплетной — к песне со вступлением, заключением, отыгрышем и т. д.

Метлов Николай Афанасьевич пишет «Практика показывает, что дети 3 – 4 лет за год усваивают примерно 15 – 20 песен, дети 5 – 6 лет – 25 – 30 песен (включая песни для игр)», а М. Ю. Картушина пишет, что не стоит учить с дошкольниками большое количество песен. 12 – 15 песен в год вполне достаточно. При большом количестве дети просто не успевают выучить песни качественно и очень быстро их забывают.

«Запоют дети – запоет народ», — писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение наши воспитанники или нет, зависит от нас, педагогов.

§ 3. Музыкальный репертуар

Единство содержания и формы музыкального произведения

Детская музыка, создаваемая композиторами, или народная, всегда должна быть яркой, образной, предельно приближенной к переживаниям и интересам ребенка, чтобы обогащать его в познавательном и эмоциональном отношении. Войти в мир музыки —значит научиться понимать особенный «музыкальный язык» (мелодические интонации, гармонические сочетания, ладовую окраску), который в современных условиях приобретает новое своеобразное звучание. Вместе с тем форма произведений (понимаемая в широком смысле, как комплекс всех музыкальных средств) не должна быть громоздкой, сложной.
Ребенок воспринимает музыку, ее образы в единстве со средствами музыкальной выразительности. Так, если исполнить только фортепианное сопровождение (без пения) песни «Пограничники» В. Витлина, то дети способны почувствовать выразительность музыкального вступления, звучащего чуть таинственно, настороженно — паузы, низкий регистр усиливают это ощущение. Затем напряженно-сдержанный характер запева («Притаился у границы пограничников отряд») сменяется на уверенный динамичный характер припева («Наше море, нашу землю, наше небо сторожат»). В единстве формы и содержания создан запоминающийся музыкальный образ, достигнута высокая художественность произведения, что является основным требованием при отборе произведений для детей.

Соответствие репертуара видам музыкальной деятельности

Программе музыкального воспитания по слушанию музыки, пению, ритмике должен соответствовать и репертуар.
Для слушания подбирается вокальная и инструментальная музыка, чаще всего программная (имеющая конкретную программу, тематику, часто определенную в названии, например пьесы П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла»). Предусматриваются произведения, разнообразные по тематике, жанру, характеру.
Из народно-песенного творчества отбираются колыбельные, игровые, хороводные, шуточные песни и танцы. Они просты, выразительны, разнообразны — ласковые и напевные, веселые и подвижные. Такие произведения (русские, украинские, белорусские, литовские, эстонские, армянские, грузинские, азербайджанские, татарские и др.) включаются в сборники и издаются для детей во всех республиках нашей страны.
К детской музыке можно отнести высокохудожественные произведения русских и западноевропейских классиков, слушание которых обогащает духовный мир ребенка. Назовем «Детский альбом» П. Чайковского, польки М. Глинки, С. Рахманинова, отдельные фрагменты из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского, из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, некоторые произведения Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана.
Много произведений для детей создано и создается советскими композиторами: С. Прокофьевым, Д. Кабалевским, ан. Александровым, А. Островским, Е. Тиличеевой, М. Раухвергером, М. Иорданским, Т. Попатенко, А. Филиппенко, 3. Левиной, В. Герчик, Н. Леви и др.
В своем творчестве композиторы часто встречаются с трудностями: создавая музыку для детей, они должны пользоваться весьма ограниченными средствами в песенной мелодии, гармонии, фактуре изложения и форме произведения.
Тематика всех произведений, предназначенных для слушания, посвящена явлениям, с которыми детей знакомят в процессе всей общевоспитательной работы, но жизненные впечатления, выраженные в музыкальных образах, по-новому окрашиваются, углубляются. Слушая, например, песню «Пограничники» В. Витлина на слова С. Маршака, дети не просто узнают о том, что солдаты охраняют границы нашей Родины. Они хорошо чувствуют напряжение и беспокойные интонации мелодии на слова «пограничники не дремлют у родного рубежа»:

[Не спеша]

И в то же время они чувствуют решимость, твердость, выраженные мелодией, пунктирным ритмом и паузами, когда поются слова «наше море, нашу землю, наше небо сторожат»:

Песни, которые ребята учат и поют, должны иметь свою особенность — яркую мелодию. Чтобы выразительно исполнить песню, нужно не только почувствовать ее характер, но и правильно спеть. Например, в песне «Барабан» Е. Тиличеевой на слова Н. Найденовой мелодия исполняется не спеша, четко, с умеренной звучностью. При этом важно точно исполнить более сложный отрезок песни:

[Четко]

Здесь надо правильно передать ритмический рисунок, точно проинтонировать восходящий интервал (сольдо), отметить усиление и акцент на верхнем звуке до второй октавы.
Следовательно, отбирая песни, надо ясно представить, над какими навыками необходимо особенно потрудиться. Работая в старшей группе детского сада над формированием легкого, подвижного звучания, можно выбрать из репертуара «Голубые санки» М. Иорданского, а для выработки напевного звучания — Русскую народную прибаутку «Бай, качи-качи» в обработке М. Магиденко.
Репертуар для различных музыкальных игр, упражнений, хороводов и плясок является средством обучения музыкально-ритмическим навыкам и навыкам выразительного движений. Каждый из видов выполняет спои функции. Например, сюжетные игры и хороводы позволяют детям передать характерные движения различных персонажей; упражнения дают возможность усвоить разнообразные элементы танца и т. д. Но в какую бы форму ни были облечены движения, они выполняют свою функцию — учат освоению программных навыков.

Доступность репертуара для восприятия и исполнения

Последнее требование к произведениям, включенным в программу,— быть доступными для детского восприятия и исполнения.
Художественные образы, выражающие близкие детям чувства и мысли, понятная тематика отвечают объему тех представлений о жизненных явлениях, которыми располагает ребенок того или иного возраста. Однако язык музыки различен по степени сложности. Сравним две фортепианные пьесы плясового характера. Одна — русская народная мелодия «Ах, вы, сени» в обработке В. Герчик, подвижная, плясовая, с несложной гармонизацией. Другая — «Камаринская» П. Чайковского из «Детского альбома». Русская народная мелодия здесь также яркая и образная, но изложена композитором в вариационной форме. Каждая вариация имеет свой характер и динамику (вначале звучание тихое, оно постепенно нарастает и опять стихает).
Не меньшее значение для детского исполнения имеет степень сложности и в песнях. Если сравнить мелодии песен, взятых из репертуара для различных групп детского сада, то можно увидеть, что эти песни отличаются по диапазону, своеобразием интервальных ходов, продолжительностью музыкальных фраз и трудностью произнесения слов в тексте.
Произведения для игр, упражнений, плясок также отличаются развитием музыкальных образов, построением, гармоническим сопровождением, темповыми и динамическими изменениями, а также постепенной усложненностью движений. Все это необходимо учитывать при отборе программного репертуара, помогающего развитию музыкально-ритмических навыков детей разных возрастных групп.
Помимо рекомендованных в программе песен, игр, плясок, хороводов, упражнений, можно использовать и другие. Музыкальный репертуар постоянно пополняется вновь созданными произведениями, иногда очень интересными, отвечающими современным условиям. И надо приветствовать, что ‘эти произведения звучат на детских праздничных утренниках и вечерах развлечений. Однако необходимо помнить, что такой дополнительный материал может иметь место, если песни и игры соответствуют программным требованиям и используются с учетом конкретных условий работы с детьми.
Нельзя забывать, что стабильный репертуар имеет ряд преимуществ. Песня или любое другое музыкальное произведение, часто звучащее и исполняемое детьми, становится их достоянием и может применяться ими в самостоятельной деятельности. Это
в свою очередь приводит к прочному усвоению, правильному и естественному их исполнению. Дети придут в школу музыкально подготовленными.
Программный репертуар распределен в течение года по кварталам с учетом следующего:
подбирается в определенном усложнении с учетом особенностей каждой игры, песни, хоровода;
разучивается в соответствии с общевоспитательными задачами текущей жизнью, современными запросами ребенка-дошкольника. Поэтому тематика песен, игр, хороводов должна отражать общественные события, праздники, сезонные явления и связанную с этим деятельность детей и т. д.

Читайте так же:  Как оформить крону денежного дерева

Музыкальная литература

Репертуар выполняет важную функцию музыкального воспитания дошкольников. Планомерно осуществляя задачи эстетического раз-
вития ребят, педагоги детских садов успешно используют музыкальную литературу, которую выпускают издательства нашей страны. Назовем некоторые из этих пособий: «Октябрь», «Наш Ленин», «Первомай», «Люблю маму» и др.; учебно-методическое пособие «Музыка в детском саду» под редакцией Н. А. Ветлугиной, в котором музыкальный материал соответствует «Программе воспитания и обучения в детском саду».
Разнообразны тематические сборники о временах года, деятельности детей: «Всегда найдется дело», «Птичье новоселье» и др. Произведения для детей раннего возраста входят в серию «Мы любим музыку». Издаются детские оперы, музыкальные сказки, музыкальные игры и пляски, песни зарубежных авторов.
Большинство пособий и сборников составлены и составляются научными работниками, опытными методистами, ведущими музыкальными руководителями детских садов: Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской, Е. Н. Соковниной, Т. П. Ломовой, В. К. Колосовой, С. И. Бекиной, Е. Н. Квитницкой, Е. П. Новой и др.
Изданию музыкальной литературы для детей уделяют большое внимание творческие союзы композиторов и писателей, министерства просвещения, Академия педагогических наук.
Музыкальные произведения, которые призваны осуществлять задачи воспитания, обучения и развития дошкольников, должны отвечать требованиям художественности, доступности и соответствовать педагогическим задачам.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте основные принципы построения программы музыкального воспитания.
2. Раскройте особенности различных видов музыкальной деятельности, их общие и специфические черты.
3. В чем проявляется взаимосвязь музыкально-практических навыков и музыкально-образовательных сведений?
4. Перечислите основные художественно-педагогические требования к музыкальному репертуару.
5. Каковы особенности песенного репертуара в зависимости от возраста детей?
6. Назовите разнообразные формы организации детской музыкальной деятельности.
7. В чем сходство и различие музыкальных занятий и самостоятельной музыкальной деятельности ребенка?
8 В чем специфика работы музыкального руководителя и воспитателя?
9. Проанализируйте последовательное усложнение задач музыкального воспитания (см. таблицу 1) и приведите конкретный пример.
10. Проведите полный музыкальный анализ знакомой детской песни.
11. Расскажите о структуре сборника «Музыка в детском саду».
12. Возьмите для примера песню или танец, указанные в программе, и раскройте их соответствие программным требованиям.
13. Расскажите о формах организации музыкальной деятельности детей, которые вы наблюдали в детском саду.

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.

Создание условий для ознакомления с классической музыкой в ДОУ

Доступность музыкального репертуара.

Рассмотрим еще одно требование, которое предъявляется к музыкальному репертуару – требование доступности для детей. Его можно рассматривать в двух аспектах: доступность содержания музыкальных произведений и доступность для исполнения их детьми.

Важным критерием доступности являются знакомые детям музыкальные жанры. При осмыслении жанровых особенностей музыки следует опираться на “три кита” – песню, танец и марш, используя концепцию музыкального воспитания детей Д.Б. Кабалевского. Эти жанры дошкольники определяют без особого труда. Давая детям примеры различных музыкальных жанров, педагог должен стремиться, чтобы они не только почувствовали их характер, но и осознали особенности каждого жанра.

Особенно близки и доступны для восприятия дошкольниками песни. Развитию восприятия музыки способствует не только слушание песен, но и их исполнение. В пении ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. В пении совершенствуются восприятие, память, мышление, воображение, приобретаются знания и развиваются способности. “Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, — отмечала Н.А. Ветлугина, — обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений”. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, развиваются умственные способности. Пение как один из важных видов детского исполнительства имеет особенности, ограничивающие привлечение для этой цели репертуара. Песни должны удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь небольшой диапазон мелодии, удобный для исполнения ее детьми, несложный ритм, понятный и несложный для произношения текст. Ранее уже отмечались высокие художественные достоинства популярных детских песен, написанных известными композиторами. Органическому сочетанию художественности и доступности песенного репертуара отвечает фольклор – народные песни и попевки, многие из которых отличаются художественной привлекательностью и яркой мелодикой. Использование классической вокальной литературы для занятий с детьми затруднено, поскольку для маленьких исполнителей композиторами-классиками написано не так уж много песен.

Эту нехватку репертуара можно компенсировать использованием двух других жанров, легко доступных дошкольникам – танцевальной и маршевой музыки. Эти жанры можно использовать для слушания детьми, постоянно связывая их с движениями. Идея использования движений для возможности развития музыкального восприятия и чувства ритма была выдвинута и подтверждена на практике швейцарским композитором и педагогом Э. Жак-Далькрозом. Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, дети должны усвоить музыкально-ритмические навыки и танцевальные движения. Для этой цели можно использовать репертуар народной, классической и современной музыки. Основная цель музыкально-ритмических движений в работе с детьми – развитие музыкального восприятия, чувства ритма и приобщения их к музыкальной культуре. В этом виде деятельности имеются большие возможности использования не только народных танцев, но и высокохудожественных произведений классической музыки всех эпох. В работе с детьми по выработке музыкально-ритмических движений может быть использована самая разнообразная танцевальная музыкальная классика: танцевальные пьесы И.С. Баха и В.А. Моцарта (гавоты, менуэты, бурре, экоссезы, полонезы, и т.д.), вальсы Ф. Шуберта, Ф. Шопена, и И. Штрауса, балетная музыка П.И. Чайковского и т.д.

Статьи по педагогике:

Рекомендации родителям по организации социально-педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА
Преодолеть проявление аутизма возможно только с участием в коррекционном процессе родителей. Их задача — создать комфортную обстановку ребенку. Обеспечить чувство защищенности и уверенности. Не следует принуждать ребенка к выполнению чего — либо, так как настойчивость будет лишь стимулировать сопро .

Клинико-психологическая характеристика детей с РДА
Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. Аутизм (от латинского слова authos — сам), по О.С. Никольской, проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, п .

Содержание и технологии формирования экологической культуры родителей путем использования интернет — ресурсов
Экологическая культура должна занимать одно из центральных мест в воспитании подрастающего поколения посредством формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с идеалом, который нам задает общество. Уровень экологической культуры должен характеризоваться усвоением научных знаний, сф .

Требования к репертуару по восприятию (слушанию) музыки детьми дошкольного возраста

Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом

Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Деятельность — это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность.

Читайте так же:  Северная казна расчет осаго

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляются в пении, в музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т. д., а также специальные знания о способах исполнительства.

Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Кроме того, каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух развивается в пении и игре на музыкальных инструментах по слуху.

Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности, в наибольшей степени – в процессе восприятия музыки и музыкально-ритмических движений.

Сведения о музыке и музыкальной деятельности можно давать детям в процессе восприятия, исполнительства, творчества.

Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей. Различные виды музыкальной деятельности взаимообогащают друг друга.

Требования к репертуару по восприятию (слушанию) музыки детьми дошкольного возраста

Опираясь на теоретические положения отечественных педагогов, психологов, а также виднейших музыкальных деятелей в области музыкального образования (В. Н. Шацкая, Н. А Ветлугина и др.), музыкальную деятельность детей можно определить как процесс познания музыкального искусства, в ходе которого осуществляется как музыкальное, так и общее развитие ребёнка. Специфика детской музыкальной деятельности заключается в том, что первичнымвидом музыкальной деятельности ребёнка является восприятиемузыки. Обосновывается это тем, что с момента рождения в силу своих возрастных особенностей ребёнок ещё не может включиться в освоение других видов музыкальной деятельности, таких как исполнение, творчество, музыкально – образовательная деятельность. Эти виды музыкальной деятельности становятся доступными для ребёнка по мере его взросления, в ходе личностного развития.

Музыкальное восприятие – это активный творческий процесс, т.е. активное целостное и целенаправленное творческое переживание художественных образов, их эстетической ценности, и создание своего собственного субъективного образа.

Психологи – музыканты, педагоги предлагают различать понятия «восприятия музыки» и «музыкальное восприятие». Музыкальное восприятие понимается как состоявшееся прочувствованное и осмысленное восприятие музыки (процесс воздействия звуковых сигналов на органы слуха). Проблемы восприятия музыки исследовали музыканты – психологи Б. М. Теплов, К. В. Тарасова, педагоги – музыканты И. Л. Дзержинская, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.

Особенности музыкального восприятия детей обусловлены:

¾ самим воспринимаемым музыкальным произведением;

¾ музыкальным и жизненным психологическим опытом ребёнка;

¾ внешними и внутренними (личностными) условиями;

¾ характером музыкальной деятельности ребёнка.

Музыкальный репертуар, используемый в процессе развития детского музыкального восприятия, должен отвечать следующим критериям: художественная ценность (способностьюмузыкальных произведений отразить богатый духовный мир человека), воспитательная направленность (способность формировать эстетические чувства ребенка, развивать музыкальное мышление, творческое воображение, представления о красоте в музыке), педагогическая целесообразность(способностьвызывать у детейположительные эмоции, поддерживать интерес к музыке), доступность(доступность содержания музыки эмоциональному опыту ребенка и доступность музыкального репертуара для воспроизведения его детьми).

В процессе развития навыков музыкального восприятия важно знакомить детей с музыкальными произведениями разных стилей, разных эпох (А.Вивальди, И.С.Бах, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Ф.Шопен, М.Глинка, Н.Римский-Корсаков, П.Чайковский, С. Рахманинов, С.Прокофьев, Д.Шостакович, Г.Свиридов, Д.Кабалевский и др.).

Наряду с фортепианной музыкой рекомендуется использовать: фрагменты симфонических произведений (С.Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк», К.Сен-Санс «Карнавал животных»); отрывки из музыки к балетам (П.Чайковский «Щелкунчик», «Лебединое озеро», С Прокофьев «Золушка»); фрагменты из опер (Н.Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»). Также в работе с детьми нужно знакомить с разнообразием первичных жанров (песня, танец, марш) и жанров, производных от них (симфония, балет, опера).

Неотъемлемой составной частью музыкального репертуара является народная музыка. Традиции русской народной культуры, воплотившись в музыкальном фольклоре, всегда выступали важнейшим средством нравственного, эстетического воспитания детей.

При выборе репертуара для развития музыкального восприятия необходимо учитывать жизненный и музыкальный опыт ребенка. Такой подход к организации процесса детского музыкального восприятия обеспечивает естественность и непринужденность вхождения ребенка в мир музыки.

Требования к музыкальному репертуару

В различных регионах России возникают школы, использующие в качестве основного средства воспитания отдельные компоненты народной культуры: фольклор, народные праздники, декоративно-прикладное искусство, народные игры с пением и др., а также приобщение детей к народной истории и культуре.

В современных условиях значительно повышается роль музыкального воспитания во всестороннем развитии личности. Предмет «Музыка» в общеобразовательной школе призван формировать эстетическую и духовную культуру, высокие нравственные качества, что невозможно без знания фольклора, приобщающего ребенка к национальной культуре и истории народа. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям малой Родины, познание исторических и национальных особенностей своего народа облегчает знание и понимание национальных культур других народов, способствуя тем самым межнациональному общению.

Фольклор, являясь как бы школой социального опыта, даёт ребенку определенный объём жизненно необходимой информации и тем самым помогает более глубокому пониманию действительности.

Русские народные песни хранят в себе начала глубокой нравственности. В них отражена вся радуга человеческих чувств, мысли, настроения народа.

Произведения фольклора, создаваемые в процессе коллективного творчества на импровизационной основе, развивают фантазию, художественно-образное мышление детей. Фольклор стоял у истоков народной педагогики, ибо в интересной и занимательной форме передавал подрастающему поколению эстетические, нравственные, трудовые идеалы, понятия о существующих в окружающем мире жизнедеятельных процессах.

В повседневной жизни ознакомление с фольклором, передача его непреходящих ценностей от поколения к поколению проходят не систематично, чисто без учета возрастного уровня развития детей, что отражается на качестве восприятия и понимания его смыслового содержания. Поэтому в последние годы преобладающим становится мнение о необходимости создания программ по музыке, учитывающих национальные традиции, особенности, самобытность культуры народов страны, помогающих освоению норм жизни и поведения, формированию нравственно-эстетических качеств личности. Примером тому может служить программа для I—IV классов общеобразовательной школы «Музыкальный фольклор» предлагаемая авторами в дополнение к изучению общепринятой программы «Музыка», приобщающей детей к музыкальному искусству, способствующая пониманию родов, видов и жанров музыки.[14]

Программа состоит из пояснительной записки и описания содержания занятий по четвертям. Её целью ставится подготовка детей к освоению основных выразительных средств и понятий фольклора. В каждой четверти приводится репертуар для исполнения. Темы располагаются в следующей последовательности:

1 четверть — «Давайте познакомимся».

2 четверть — «Все умеем декламировать».

3 четверть — «Узнаем волшебные звуки».

4 четверть — «Все учимся петь».

1 четверть — «Слово, напев, движение в фольклоре».

2 четверть — «Выразим себя в фольклоре».

3 четверть — «Что такое ритм в фольклоре».

4 четверть — «Что такое народная музыкальная речь».

1 четверть — «Изображение трудового процесса в народных песнях».

2 четверть — «Речевая интонация в фольклоре».

3 четверть — «Образы музыкально-поэтического фольклора».

4 четверть — «Учимся плести веночки из народных песен».

1 четверть — «Найдем к каждой песне свой ключ».

2 четверть — «Календарная песня — зеркало жизни народа».

З четверть — «Народные песни в свадебном обряде».

4 четверть — «Народ — великий художник».

Естественно, что изучение предлагаемого материала должно проходить без формализма, на основе творческого подхода педагога к содержанию и методике работы с учащимися, с разработкой «подпрограммы», направленной на развитие навыков музыкальной деятельности, детских творческих проявлений, формирование представлений о музыкальном искусстве как эмоционально-образном, своеобразном отражении окружающей действительности.

Народное творчество покорит юных певцов родниковой чистотой интонационной и ритмической сферы, незатейливой красотой поэтических образов.

Читайте так же:

  • Приказ 1719 Приказ Минстроя России от 26.12.2017 N 1719/пр "Об утверждении Изменения N 3 к СП 70.13330.2012 "СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции" МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 26 декабря 2017 г. N 1719/пр ОБ УТВЕРЖДЕНИИ […]
  • Приказ минздрава 822н от 05112019 приложение 3 Приложение N 3. Стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях Приложение N 3к Порядку оказания медицинской помощинесовершеннолетним, в том числев период обучения и воспитанияв образовательных […]
  • Приказ 169-н минздравсоцразвития Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 г. N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 […]
  • Приказ мз мо 1561 Приказ мз мо 1561 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 27 февраля 2018 года N 252 1. Внести в приложение N 3 к приказу следующие изменения: 1.1. Пункт 1 приложения N 3 изложить в следующей редакции: "1. Для проведения работы по определению размеров должностных окладов […]
  • Ветеринарное свидетельство формы 1 срок действия Ветеринарное свидетельство/Ветеринарный сертификат Ветеринарное свидетельство (ветеринарный сертификат) - документ, подтверждающий ветеринарно-санитарную безопасность продукции подконтрольную госветнадзору. Ветеринарные свидетельства выдаются государственной и ведомственными […]