Меню

Требования к медицинским информационным системам

Оглавление:

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКИМ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Медицинские информационные технологии эффективно внедряются в деятельность лечебно-профилактических учреждений любого профиля и осуществляется комплексная автоматизация их работы.

Внедрение информационных систем в здравоохранение необходимо для повышения эффективности процессов управления здравоохранением, качества оказываемой населению медицинской помощи. Благодаря модульной структуре медицинские информационные системы эффективно автоматизируют деятельность поликлиник, стационаров, многопрофильных медицинских центров, частных клиник, ведомственных медицинских учреждений, санаториев.

Процесс обслуживания пациентов оптимизируется, повышается его качество; управление лечебно- профилактическим учреждением становится еще более эффективным. Медицинские информационные системы избавляют врачей от выполнения монотонных бумажных операций и позволяет им целиком сосредоточиться на лечебно-диагностическом процессе; благодаря их применению сокращаются издержки времени и труда при подготовке отчетов и учете услуг.

Основные направления применения медицинских информационных систем:

•комплексная автоматизация всех процессов наблюдения, диагностики и лечения амбулаторных и стационарных пациентов;

•эффективное управление персоналом, ресурсами и финансово-экономической деятельностью лечебно- профилактических учреждений, автоматизация медико-статистического контроля и планирования;

•однократный ввод информации в электронную историю болезни пациента с последующим многократным использованием этих сведений и поддержкой принятия врачебных решений;

•сквозная компьютеризация работы регистратуры, поликлиники, стационара, отделения скорой медицинской помощи, стоматологических кабинетов и других подразделений лечебно-профилактических учреждений;

•обеспечение безопасности персональных данных.

Медицинские информационные системы повышают качество обслуживания пациентов, предоставляет удобный, быстрый и надежный доступ к большим объемам медицинской информации, снижают финансовые, организационные и временные издержки при подготовке отчетов и учете услуг, сокращают число ошибок при составлении медицинских документов, значительно облегчают и упрощают работу медперсонала. Медицинские информационные системы обладают гибкой модульной структурой и быстро адаптируются под потребности любого лечебно-профилактического учреждения. Разнообразие типов медицинских учреждений и направлений их деятельности обуславливает особые требования к медицинским информационным системам. Последние исследования в области проектирования медицинских информационных систем показывают, что применение традиционных методов разработки; информационных систем не дает необходимого эффекта. Внедрению безбумажной технологии препятствуют причины юридического характера, сила сложившихся традиций, недостаточная технологичность современных способов ввода данных в компьютер. Дополнительное существенное влияние оказывает концептуальный застой в развитии медицинских информационных систем, т.к. традиционно основное направление их разработок было направлено на решение задач автоматизации бухгалтерии, статистики, административной работы, а не медицинской деятельности. Применение компьютерных технологий не должно увеличивать объем работы медицинского персонала, существенно изменять стиль работы персонала, требовать введения в лечебно-диагностический процесс технического персонала. Это означает, что непосредственную работу с медицинской документацией должны выполнять те же сотрудники, что и до внедрения медицинских информационных систем. Меняться должен только инструментарий — бумага и авторучка на компьютер и клавиатуру.

Таким образом, отечественным и зарубежным опытом определены следующие основные требования к созданию медицинской информационной системы:

• основой работы должна быть платформа для функционирования комплексной системы накопления медицинской информации о пациентах в течение всей их жизни, собираемая информация не должна удаляться из базы данных с целью последующего анализа;

• с юридической точки зрения медицинские сведения о состоянии здоровья относятся к информации, составляющей профессиональную тайну. Таким образом, медицинские сведения являются информацией ограниченного доступа, а это значит, что их охрана обеспечивается действующим Российским законодательством. Поэтому те программные и технические средства, которые применяются для обеспечения информационной безопасности в медицине, обязательно должны соответствовать действующему законодательству;

• основным объектом хранения информации должен стать универсальный электронный документ;

• производительность и надежность применяемой системы управления базой данных должны позволять хранить не только записи о пациентах, сделанные врачами, но и архивы медицинских изображений, различные справочники, необходимые в работе персонала ;

• система должна сохранять полные функциональные возможности в условиях территориальной распределенности медицинских центров с возможностью доступа к их базам данных из реабилитационных отделений, поликлиник, отдельных корпусов и распределенных по территории города фельдшерско-акушерских пунктов;

• внедрение системы должно быть обеспечено необходимыми математическими расчетами для определения необходимого количества компьютерного оборудования с соответствующими техническими характеристиками.

Таким образом, в первую очередь использование компьютерных технологий не должно увеличивать объем работы медицинского персонала и существенно изменять стиль его работы. Во-вторых, изначально должны быть автоматизированы те структурные подразделения, где информация впервые фиксируется.

В исторической ретроспективе наблюдается общая тенденция смещения акцентов от технических характеристик программных средств к их функциональности и другим потребительским свойствам, таким, как надежность, простота эксплуатации, безопасность обрабатываемых данных, наличию дополнительных интеллектуальных функций помощи врачу и др.

Это связано с развитием самих программных продуктов, аппаратных возможностей, общих представлений о роли информационных технологий и их месте в профессиональной среде.

Таким образом, необходимо внедрение единой классификации информационных систем, что позволит эффективно рассчитать стоимость внедрения и сопровождения систем, грамотно сформулировать требования к внедряемым системам и правильно определить необходимые ресурсы.

1. Гаспарян С.А. Классификация медицинских информационных систем // Информационные технологии в здравоохранении. 2001. — № 10-12.- С.4-5.

2. Информационные технологии в медицине 2009-2010. Тематический научный сборник под ред. Г.В. Лебедева, О.В. Симакова и Ю.Ю. Мухина – М., Радиотехника, 2010.

3. Информационные технологии в медицине 2010-2011.Под ред. Г.В. Лебедева и Ю.Ю. Мухина – М., Радиотехника, 2011.

4. Кобринский Б.А., Зарубина Т.В. Медицинская информатика: учебник – М.,Академия, 2009.

5. Стандарт организации «Информационные системы в здравоохранении». Общие требования СТО МОСЗ 91500.16.0002-2004. Москва 2004.

Требования к медицинским информационным системам вынесены на обсуждение

Минздрав представил для общественного обсуждения проект приказа, утверждающего требования к государственным информационным системам ‎ в сфере здравоохранения субъектов, к информационным системам медицинских и фармацевтических организаций.

В документе о пределяются цели создания и назначение таких систем, требования к защите содержащейся в них информации, а также требования к их программно-техническим средствам и функциональным возможностям. При этом устанавливается срок для обязательного набора функциональных возможностей — до 31 декабря 2020 г.

Проектом приказа предусматривается полномочие Минздрава России по разработке методических рекомендации в части функционирования отдельных компонентов информационных систем, обеспечивающих автоматизацию процессов оказания медицинской помощи по отдельным нозологиям и категориям граждан, а также в части реализации отдельных функциональных возможностей информационных систем. Методические рекомендации будут конкретизировать характеристики объектов автоматизации, основные принципы построения и архитектуры функциональных компонентов, стандарты обмена данными, интеграцию с внешними системами и функциональными компонентами и другое. Все это позволит обеспечить стандартизацию и совместимость информационных систем в сфере здравоохранения.

Требования к медицинским информационным системам

Требования к медицинским информационным системам

  • Главная &nbsp / &nbspСтатьи &nbsp / &nbsp
  • Требования к медицинским информационным системам

Требования к медицинским информационным системам

Технические требования медицинской информационной системы

Для функционирования комплексной медицинской информационной системы необходима локальная вычислительная сеть с выделенным сервером, бесперебойное электропитание серверного и активного сетевого оборудования, персональные компьютеры или терминалы на рабочих местах пользователей и собственный штат IT-специалистов у ЛПУ, имеющих необходимые знания и навыки работы с общесистемным и прикладным ПО.

Требования к серверам КМИС

Требования к аппаратному обеспечению серверов определяются требованиями операционной системы, набором ролей, которые выполняет данный сервер, а также количеством обслуживаемых клиентов. В приведенной ниже таблице представлены рекомендуемые требования к основным компонентам сервера в зависимости от используемой редакции КМИС и количества пользователей.

Поддерживаемые операционные системы: Microsoft Windows Server 2016 (рекомендуется), Windows Server 2008 R2, Windows Server 2012, Windows Server 2012 R2, Linux (для IBM Domino и Microsoft SQL Server).

Внимание! Оборудование, протестированное и совместимое с КМИС: сервер RAMEC Tornado, рабочие станции RAMEC GALE

Требования к рабочим местам пользователей

Работа пользователей с КМИС поддерживается в несколькоих вариантах:

  • На базе персональных компьютеров под управлением Microsoft Windows
  • На базе бездисковых терминальных станций (аппаратный «тонкий клиент»)
  • На базе web-браузера (программный «тонкий клиент»)
  • На базе планшетных ПК, включая Apple iPad и Android (с помощью специального ПО подключения к терминальному серверу)

Требования к компьютерам определяются типом операционной системы, версией клиента (IBM Notes или Web-браузера) и набором дополнительного программного обеспечения.

  • Процессор: Pentium 4, 1.8 ГГц и выше. Возможно использование эквивалентных процессоров архитектуры x86 с соответствующей производительностью
  • Оперативная память: 4 Гб или выше
  • Жесткий диск: 100 Гб или выше
  • Видеокарта: аппаратная поддержка OpenGL, 128 Мб видеопамяти

Обязательное дополнительное оборудование:

  • Сетевая карта
  • Цветной монитор с поддержкой разрешения не менее 1280 х 1024 (или 1366 х 768 для широкоформатных моделей)
  • Клавиатура, мышь

Опциональное периферийное оборудование:

  • Источник бесперебойного питания
  • Сетевой фильтр
  • Лазерный принтер формата А4 (локальный или сетевой)

Указанные характеристики стоит рассматривать, как базовые. Уменьшать количество памяти менее 4Gb нет смысла ни в экономическом, ни в техническом плане. Конкретные модели материнских плат, жестких дисков, модулей памяти, а также мониторов необходимо выбирать, исходя из критериев обеспечения качества и надежности с учетом текущих наработок. Конкретные модели процессоров выбираются, исходя из доступных на рынке на момент обработки заказа.

Поддерживаемые операционные системы: Microsoft Windows 7 (рекомендуется), Microsoft Windows 8/8.1, Microsoft Windows 10.

Читайте так же:  Пенсия за выслугу лет и по инвалидности

Требования к общесистемному ПО КМИС

Внимание! В зависимости от выбранной редакции КМИС указанное общесистемное программное обеспечение может быть не включено в комплект поставки системы, поэтому его необходимо приобретать отдельно. Уточнитесь перед закупкой ПО КМИС, входит ли необходимое общесистемное ПО в комплект Вашей поставки.

Требования к IT-персоналу КМИС

Если IT-персонал не обладает достаточными навыками, то рекомендуется предварительное обучение IT-персонала на соответствующих курсах по сетям на базе Microsoft Windows, IBM Notes/Domino и Microsoft SQL Server.

Опубликованы требования к МИС

Департамент информационных технологий и связи разместил на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ проект документа «Требования к Медицинской информационной системе медицинской организации».

Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МО). Утверждены Министром здравоохранения РФ Скворцовой В.И. 01.02.2016 г.

О требованиях к информационным системам здравоохранения в части поддержки отечественного ПО

Гусев Александр,
Зам. директора по развитию, к.т.н.

Гусев Александр Владимирович

Участие в стратегическом развитии, консультации по предметной области и развитию программного обеспечения, новые технологии и продукты

В 1998 г. закончил Петрозаводский государственный университет по технической специальности, 1998-1999 гг. прошел службу в ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) в медицинском госпитале в качестве разработчика программного обеспечения. В 1999 г. начал работу в медицинском центре ОАО «Кондопога», где занимался разработкой и внедрением медицинской информационной системы. В 2007 г. вместе с партнерами основал и работает в компании К-МИС.

В 2004 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме проектирования комплексных медицинских информационных систем на основе методов математического моделирования и объектно-реляционного подхода. Автор свыше 130 научных работ по теме разработки и внедрения медицинских информационных систем, включая монографию «Информационные технологии в здравоохранении» (2002 г.) и «Медицинские информационные системы» (2005 г.), соавтор учебного пособия «Информационная система в организации работы учреждений здравоохранения».

Является ответственным редактором журнала «Врач и информационные технологии» (г. Москва), членом Экспертного совета Министерства здравоохранения РФ по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения. Входит в наблюдательный совет ассоциации разработчиков и пользователей систем искусственного интеллекта в медицине “Национальная база медицинских знаний”.

Рыбалка, охота, кулинария

За последнее время вышло 2 нормативных документа, предусматривающие ужесточение требований к применению отечественного программного обеспечения. Эти изменения, на наш взгляд, вынудят разработчиков и заказчиков медицинских информационных систем осуществить серьезную модернизацию продуктов, вплоть до замены применяемых решений на более современные аналоги. Рассмотрим эти требования подробнее.

Обзор нормативных актов по импортозамещению

Во-первых, Министерство здравоохранения опубликовало проект приказа «Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций», документ доступен по адресу https://regulation.gov.ru/projects#npa=82712.

Во-вторых, Министерство цифрового развития издало приказ №335 от 04.07.2018 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения». Документ доступен по адресу http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2018/07/metodicheskie-rekomendatsii-regionyi-190618-iyun.pdf.

Оба этих нормативных акта имеют отсылку к Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которое за последние 3 года постоянно расширялось и дополнялось.

Наиболее серьезные ужесточения в этой части были введены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2017 г. № 325 «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (далее – «Дополнительные требования»). Документ доступен тут http://government.ru/docs/all/110847/.

Отличие между приказами Минздрава и Минкомсвязи состоит в том, что Приказ Минкомсвязи №335 касается только региональных органов исполнительной власти и имеет для них рекомендательный характер. В отличие от него, Приказ Минздрава после его издания будет касаться не только ОУЗ, но и подведомственных ему организаций. Более того, им предусмотрена достаточно жесткая формулировка о том, что применение отечественного ПО носит обязательный характер. П.10 этого приказа Минздрава гласит:

«Программно-технические средства информационных систем должны отвечать следующим требованиям … для ГИС субъектов Российской Федерации, а также для МИС МО и информационных систем фармацевтических организаций, принадлежащих государственным или муниципальным организациям, обязательно соответствие нормам постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, мы приходим к заключению, что «Дополнительные требования», предусмотренные Постановлением Правительства №325 (которое вносит изменения в Постановление №1236), необходимо детально знать и обеспечивать их строгое соблюдение.

Начнем с того, что уточнимся – каких именно организаций касаются требования о применении отечественного ПО? Приказ Минкомсвязи №335 разработан для помощи органам исполнительной власти (ОИВ) субъектов РФ и органам местного самоуправления (муниципалитетам). Региональные комитеты, департаменты и министерства здравоохранения, являющиеся непосредственными кураторами и организаторам информатизации здравоохранения, напрямую к ним относятся. Приказом Минздрава предусмотрено, что требования касаются также государственных и муниципальных операторов медицинских и фармацевтических информационных систем – т.е. медицинских и фармацевтических организаций.

Поэтому мы трактуем законодательство следующим образом: требование перехода на отечественное ПО касаются органов управления здравоохранением, а также их подведомственных учреждений – включая медицинские и фармацевтические организации, МИАЦы и т.д.

Каких информационных систем это касается?

Уточним, каких именно программных продуктов касаются эти требования? С МИС МО и информационными системами фармацевтических организаций (ИС ФО) все понятно – это как правило единые продукты и поэтому если государственный заказчик применяет МИС МО или ИС ФО – то ему необходимо обеспечить соблюдение требований в целом на весь такой продукт.

С государственными информационными системам в сфере здравоохранения (ГИС СЗ) все несколько сложнее. Дело в том, что в настоящее время редко где региональная ГИС СЗ представлена одним единственным продуктом. Чаще всего имеется ситуация, когда применяется стек интегрированных между собой отдельных решений, каждое из которых является компонентом (подсистемой) ГИС СЗ. Бывает даже, что применяемые в регионе решения поставлены разными разработчиками. Поэтому необходимо уточнить, а какие именно продукты являются частью ГИС СЗ? Для этого проанализируем проект требований Минздрава, согласно которому к ГИС СЗ относятся следующие решения:

  • Сервис ведение нормативно-справочной информации
  • Электронная регистратура
  • Система скорой и неотложной медицинской помощи
  • Телемедицинская система
  • Система учета медико-демографических показателей (рождаемость, смертность)
  • Система учета ресурсов здравоохранения (паспорт МО, регистр медработников)
  • Нозологические регистры
  • Система лекарственного обеспечения
  • Интегрированная электронная медицинская карта
  • Региональная информационно-аналитическая система
  • База данных стандартов лечения
  • Система службы переливания крови
  • Система санитарно-эпидемиологического мониторинга
  • Система профилактических осмотров населения
  • Система иммунопрофилактики
  • Лабораторная информационная система (ЛИС)
  • Региональная система хранения медицинских изображений (центральный архив медицинских изображений)
  • Система мониторинга родовспоможения, мониторинг беременных
  • Интеграционная шина

Итоговые требования к МИС в части импортозамещения

Таким образом, если субъект РФ применяет МИС МО, ИС ФО или какую-то из вышеперечисленных региональных информационных систем (назовем их все одним общим термином «МИС») – то ОУЗ и его подведомственным организациям необходимо обеспечить, чтобы применяемое ПО соответствовало следующим требованиям:

  • Решение должно быть отечественным программным обеспечением
  • Решение должно соответствовать «дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2017 № 325»
  • Если продукт используется по модели облачных технологий – то рекомендуется использовать для этого инфраструктуру электронного правительства, но по решению субъекта РФ может применятся и иная внешняя инфраструктура.

Изучив внимательно существующие нормативные документы по поддержке отечественного программного обеспечения, мы составили итоговый список требований к МИС, которым они должны соответствовать:

  • Сведения о решении должны быть размещены в «Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных», https://reestr.minsvyaz.ru/
  • Система должна обеспечивать работу пользователей на ПК и терминалах (тонких клиентах)
  • Если в системе используется идентификации и аутентификации пользователей, то она должна обеспечиваться в том числе с помощью ЕСИА.
  • Интерфейс должен быть на русском языке.
  • Система не должна требовать установки дополнительного ПО и шрифтов, имеющих ограничения на его свободное распространение на территории РФ.
  • Обновление системы должно осуществляться только после подтверждения со стороны пользователя.
  • Если доступ к системе осуществляется через браузер, то должна быть обеспечена возможность применения не менее 3 браузеров разных производителей, сведения хотя бы об одном из которых включены в единый реестр российского ПО.
  • Клиентская часть системы должна работать под управлением не менее 2 различных ОС, включенных в единый реестр российского ПО, а также под управлением сертифицированных версий Microsoft Windows версии 7 и выше.
  • Серверная часть системы должна работать под управлением не менее 2 различных ОС, включенных в единый реестр российского ПО, а также под управлением сертифицированных версий Microsoft Windows Server версии 2008 и выше.
  • Мобильная часть системы должна работать под управлением мобильной операционной системы, сведения о которой включены в единый реестр российского ПО или временно, до конца 2018 г. (на основании Постановления Правительства РФ от 07.03.2018 г. N 234) операционных систем Android или iOS.
  • В системе должны быть реализованы и задокументированы программные интерфейсы (API) для интеграции с другими системами.
  • В случае, если система должна поддерживать импорт/экспорт данных, то должна быть обеспечена поддержка следующих форматов:

o Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010);
o Office Open XML (OOXML, DOCX, XLSX, PPTX, проект ISO/IEC IS 29500:2008);
o PDF/A-1, соответствующий стандарту ISO 19005-1:2005 «Управление документацией. Формат файлов электронных документов для долгосрочного сохранения. Часть I: Использование формата PDF 1.4 (PDF/A-1)» (Document management — Electronic document file format for long-term preservation — Part I: Use of PDF 1.4 (PDF/A-1) в соответствии с законодательством РФ;
o распространенные файлы обмена аудио- и видеоинформацией, электронными текстовыми документами (например, bmp, jpg, jpeg, png, gif, tif, tiff, rtf, txt, zip, avi, mpeg, mp3)

  • Документация, поставляемая с системой, должна содержать материалы в электронной форме на русском языке, в том числе:
Читайте так же:  Разрешение на временное проживание как выглядит

o руководство пользователя;
o руководство по установке;
o руководство по администрированию;
o системные требования;
o информацию о новой версии программного обеспечения.

Кроме этого, разработчик программного продукта должен соблюдать ряд дополнительных требований при оказании услуг технической поддержки:

  • Информационная поддержка пользователей должна осуществляться всей территории РФ без ограничений.
  • Сопровождение пользователей обеспечивается по телефону и электронной почте на русском языке в круглосуточном режиме
  • Контактная и иная информация должна быть доступна на официальном сайте компании-производителя.

Требования к применяемым операционным системам

На наш взгляд, самыми серьезными являются требования по поддержке не менее 2 операционных систем, включенных в реестр российского ПО.

Программ, относящихся к классу «Операционные системы», в реестре российского ПО достаточно большое количество (в настоящее время более 40), но реально применимы не все из них. Например, можно сразу исключить специализированные решения, такие как ОС для систем хранения данных и т.д. Проанализировав состояние реестра на август 2018 г., мы составили список из 10 ОС, представленный в таблице ниже.

Медицинская информационная система 1С

К безопасности, стабильности и надёжности систем автоматизации медицинских учреждений предъявляются повышенные требования. Оно и понятно, ведь от бесперебойности работы такого программного обеспечения напрямую зависит жизнь людей, а утечка конфиденциальных данных может стать причиной громкого скандала и судебных тяжб. Российское законодательство предъявляет также дополнительное специфическое требование к медицинских информационных систем (МИС) — они непременно должны быть отечественного происхождения.

Всем вышеперечисленным критериям в полной мере соответствует линейка программных продуктов «1С:Медицина». Результаты нагрузочного тестирования показали, что информационные системы для сферы здравоохранения от фирмы «1С» функционируют стабильно, без технических сбоев и проблем с доступностью. Плюс к этому, комплекс специализированных решений «1С:Медицина» отвечает:

  • требованиям защиты персональных данных пациентов от несанкционированного доступа;
  • ключевым положениям принятой в 2011 году Концепции создания Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ);
  • принципу обеспечения возможности использования прикладного программного обеспечения в облаке по модели SaaS;
  • требованиям стандартов в области информатизации медицины (HL7, DICOM и др.).

Построение медицинских информационных систем на платформе 1С

Государственные лечебно-профилактические учреждения, частные медицинские центры, аптечные и стоматологические сети, а также розничные медицинские и фармацевтические организации могут заказать у нас внедрение МИС как отдельно, так и в формате комплексной ERP-системы. Второй вариант подразумевает охват всех основных и вспомогательных процессов лечебной и административно-хозяйственной деятельности организации.

Преимуществами комплексного внедрения всех модулей ERP-системы являются:

  • процессный подход к автоматизации лечебных учреждений;
  • согласованное управление финансами, материальными и трудовыми ресурсами, а также качеством оказания медицинской помощи;
  • удобство мониторинга себестоимости оказываемой медицинской помощи и калькуляции затрат.

Функциональные возможности отдельных блоков 1С:ERP для медицины

1) «1С:Медицина Больница»

Медицинская информационная система 1С позволяет сформировать единую информационную среду лечебного учреждения с разграничением прав доступа сотрудников к данным исходя из их должностных полномочий. В системе можно вести:

  • электронные медицинские карты пациентов: амбулаторную, стоматологическую и др.;
  • учёт оказываемых медицинских услуг;
  • оперативное планирование деятельности медперсонала (графики работы, нормы загрузки, перечни оказываемых услуг);
  • планирование занятости кабинетов;
  • учёт койко-мест в стационарах;
  • анализ функционирования коечного фонда;
  • учёт пациентов: поступающих, госпитализированных, которым было отказано в госпитализации, выписанных;
  • управленческую и регламентированную отчётность;
  • юридически значимый медицинский электронный документооборот в соответствии с ГОСТ Р 52636-2006 «Электронная история болезни».

В программном продукте «1С:Медицина Больница» реализована возможность интеграции с медицинским оборудованием по стандарту DICOM 3 и программно-аппаратным комплексом для передачи и архивации изображений (PACS).

2) «1С:Больничная аптека»

Данный модуль 1С:ERP для медицинских учреждений позволяет вести детальный аналитический учёт аптечных товаров, эффективно управлять закупками и запасами фармацевтической продукции в аптечных пунктах и больничных отделениях.

3) «1С:Диетическое питание»

Программный продукт «1С:Медицина Диетическое питание» предназначен для автоматизации учёта продуктов и управления питанием в лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях. Функциональные возможности данного блока ERP позволяют:

  • планировать заказы поставщикам;
  • планировать меню;
  • производить предварительную калькуляцию стоимости блюд в учётных ценах продуктов;
  • вести «Порционник», «меню-раскладки», бракеражный журнал;
  • вручную и автоматически списывать продукты по калькуляции;
  • вести учёт остатков продукции;
  • вести персонализированный учёт питания.

4) «1С:Клиническая лаборатория»

Специализированное решение для автоматизации технологического процесса и учёта в медицинских лабораториях. «1С:Клиническая лаборатория» обеспечивает информационную поддержку процессов взятия и обработки проб, проведения лабораторных исследований. Система совместима более чем с 600 типами лабораторных анализаторов, подключаемых к менеджеру лабораторного оборудования.

5) «1С:Федеральные регистры»

Данный модуль ERP-системы «1С:Медицина» предназначен для использования в региональных органах управления здравоохранением, региональных медицинских информационно-аналитических центрах (МИАЦ) и медучреждениях, включённых в ЕГИСЗ.

6) Модуль автоматизации управления кадрами

Автоматизация расчёта з/п, ведения кадрового учёта и формирования тарификационных списков работников в бюджетных учреждениях здравоохранения осуществляется посредством внедрения программного продукта «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения». Информационный обмен между 1С:ЗКГУ и Федеральным регистром медработников позволяет автоматизировать:

  • загрузку словарей регистра медработников;
  • первоначальное заполнение справочников конфигурации на основании словарей регистра;
  • выгрузку данных по штатному расписанию организации и персональным сведениям сотрудников в формате регистра медработников.

В качестве альтернативного варианта для коммерческих медицинских организаций может использоваться система «1С:Зарплата и Управление Персоналом».

7) Модуль автоматизации бухучёта

Для автоматизации бухгалтерского учёта и подготовки регламентированной отчётности в бюджетных медицинских организациях используется программный продукт «1С:Бухгалтерия государственного учреждения», в частных — «1С:Бухгалтерия 8».

Для автоматизации полного цикла обработки входящей и исходящей корреспонденции, договоров и внутренней документации в лечебном учреждении применяется решение «1С:Документооборот». Программный продукт подходит для государственных и коммерческих учреждений здравоохранения с распределённой филиальной сетью и большим количеством пользователей.

Возможность развёртывания МИС в облаке

Все программные продукты комплекса 1С:ERP для медицины можно развернуть по модели SaaS на серверах регионального дата-центра на платформе Единой информационной базы с разделением областей данных каждой медицинской организации (архитектура multitenancy).

Такой подход обеспечивает повсеместный доступ авторизованным сотрудникам к корпоративным приложениям. Работать в облачных версиях программ можно на выезде, из дома, из командировки. Кроме того, при использовании медицинской информационной системы в облаке организация экономит на услугах внедрения, обновления и технологического сопровождения программ и оборудования. Учреждение платит лишь за пользование услугой.

Мобильное приложение «1С:Медицина Больница»

Технология «Мобильный клиент» обеспечивает доступ к рабочим программам 1С с планшетов и смартфонов на ОС Windows, Android, iOS. Работать в мобильных приложениях 1С можно даже в отсутствие интернет-соединения, в автономном режиме (при этом все внесённые данные сохраняются на мобильном устройстве).

Возможности мобильной версии МИС позволяют:

  • просматривать данные о пациентах стационара, включая формы 003/у и 066/у;
  • просматривать предварительную запись пациентов в кабинеты поликлиники, включая форму 025/у;
  • просматривать протоколы исследований, заключения специалистов, графики по показателям здоровья пациента, включая температурный лист;
  • фиксировать врачебные назначения и выписанные рецепты;
  • вносить данные температурного листа;
  • регистрировать факт оказания медицинских услуг.

Полный комплекс сопутствующих услуг

1. Доработка функционала

Информатизация здравоохранения в России — живой, эволюционирующий процесс. Ответственные за её проведение лица постоянно изыскивают новые средства и методы усовершенствования медицинской электронной среды. Требования к МИС регулярно дополняются и изменяются. Но в случае с программными продуктами 1С это не проблема! Ведь подвластность любым доработкам является главным преимуществом технологической платформы. Специалисты «СофтЭксперт» всегда готовы проанализировать и реализовать запросы на изменение любого модуля медицинской информационной системы 1С, дополнить и скорректировать функционал.

2. Сопровождение внедрённых программ

Мы предоставляем полный комплекс услуг гарантийной и постгарантийной технической поддержки внедрённых программных продуктов. Заключив договор информационно-технологического сопровождения «1С:ИТС Медицина», вы получите:

  • безлимитные телефонные и онлайн-консультации по любым вопросам, касающимся работы в системе;
  • своевременное обновление программ;
  • гарантию оперативного устранения технических сбоев и неполадок (специалисты «СофтЭксперт» устраняют проблемы с выездом на место и удалённо, посредством защищённого интернет-подключения к корпоративной сети клиента);
  • доступ к базе ежемесячно обновляемых нормативно-правовых документов «Гарант» и «Гарант-Медицина»;
  • доступ к актуальным материалам информационной системы «Регистр лекарственных средств» от «РЛС-ПАТЕНТ»;
  • доступ к международному классификатору болезней 10-го пересмотра (МКБ-10).

3. Обучение работе в программе

По завершении внедрения «1С:ERP» для здравоохранения или отдельных её модулей специалисты «СофтЭксперт» проводят бесплатное обучение работе в программе для ключевой группы пользователей.

Почему внедрять МИС должен именно «СофтЭксперт»

На случай если вы всё ещё сомневаетесь, кому доверить доработку и внедрение программных продуктов «1С:Медицина» в Туле, Москве, Калуге и других городах ЦФО, приведём несколько доводов в пользу обращения в «СофтЭксперт»:

  • наличие статуса сертифицированного фирмой «1С» Центра компетенции по медицине;
  • 18-летний опыт внедрения программных продуктов на платформе «1С:Предприятие» (с сопутствующей адаптацией под специфику бизнес-процессов предприятия);
  • активное участие в проектах информатизации медицинских учреждений Тульской области.

Остались вопросы? Задайте их в рамках бесплатной телефонной или онлайн-консультации специалистам «СофтЭксперт». Предусмотрена бесплатная демонстрация работы ПО.

Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций» (подготовлен Минздравом России 31.07.2018)

Досье на проект

В целях реализации норм части 4 статьи 91 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2017, N 31, ст. 4791), приказываю:

Утвердить прилагаемые Требования к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций.

Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от _________ 201__ года N ______

Требования
к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций

I. Общие положения

1. Настоящие Требования к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций (далее соответственно — Требования, информационные системы) устанавливают:

Читайте так же:  Акцизный налог относиться к

цели создания и назначение информационных систем;

требования к защите информации, содержащейся в информационных системах, и программно-техническим средствам этих систем;

требования к функциональным возможностям информационных систем.

2. Медицинские информационные системы медицинских организаций (далее — МИС МО) являются информационными системами, содержащими данные о пациентах, об оказываемой им медицинской помощи, о медицинской деятельности медицинских организаций и иную информацию, необходимую для автоматизации процессов оказания медицинской помощи и информационной поддержки медицинских работников.

3. Информационные системы фармацевтических организаций (далее — ИС ФК) являются информационными системами, содержащими данные о фармацевтических организациях и об осуществлении фармацевтической и иной деятельности в сфере охраны здоровья, и иную информацию, необходимую для автоматизации процессов оказания фармацевтической деятельности и информационной поддержки фармацевтических работников.

4. Государственные информационные системы в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации (далее — ГИС субъектов Российской Федерации) являются информационными системами, обеспечивающими сбор, хранение, обработку и предоставление информации о медицинских и фармацевтических организациях и об осуществлении медицинской, фармацевтической и иной деятельности в сфере охраны здоровья, с целью информационной поддержки процессов управления системой здравоохранения субъекта Российской Федерации.

5. Функции медицинских информационных систем государственной и муниципальной систем здравоохранения могут быть реализованы с использованием государственных информационных систем субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

В случае если с использованием ГИС субъекта Российской Федерации реализованы функции МИС МО, то к такой ГИС субъекта Российской Федерации применяются требования, установленные для МИС МО.

6. Операторами информационных систем являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, организации, назначенные указанными органами, медицинские организации и фармацевтические организации.

II. Требования к защите информации, содержащейся в информационных системах, и программно-техническим средствам этих систем

7. Информация, содержащаяся в информационной системе, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации о персональных данных.

8. Защита информации, содержащейся в информационной системе, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за эксплуатацией информационной системы.

9. Для обеспечения защиты информации в ходе создания, эксплуатации и развития информационной системы оператором информационной системы осуществляются:

а) формирование требований к защите информации, содержащейся в информационной системе;

б) разработка и внедрение системы (подсистемы) защиты информации информационной системы;

в) применение сертифицированных в соответствии с требованиями безопасности информации средств защиты информации, в случае, когда применение указанных средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;

г) защита информации при ее передаче по информационно-телекоммуникационным сетям;

д) обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации информационной системы.

10. Программно-технические средства информационных систем должны отвечать следующим требованиям:

а) располагаются на территории Российской Федерации;

б) для ГИС субъектов Российской Федерации, а также для МИС МО и информационных систем фармацевтических организаций, принадлежащих указанным государственным или муниципальным организациям (предприятиям, учреждениям), обязательно соответствие нормам постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для остальных информационных систем указанное соответствие является рекомендуемым;

в) обеспечивают размещение информации на государственном языке Российской Федерации;

г) имеют действующие сертификаты, выданные Федеральной службой безопасности Российской Федерации и (или) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в отношении входящих в их состав средств защиты информации, включающих программно-аппаратные средства, средства антивирусной и криптографической защиты информации и средства защиты информации от несанкционированного доступа, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации (в том числе сведения, составляющие врачебную тайну);

д) обеспечивает контроль доступа к документам, протоколируя и сохраняя в составе контрольной информации сведения о предоставлении доступа и о других операциях с документами и метаданными;

е) программное и аппаратное обеспечение информационной системы гарантирует соблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации сроков хранения медицинской документации в форме электронных документов, предусматривая резервное копирование медицинской документации в форме электронных документов и метаданных, восстановление медицинской документации в форме электронных документов и метаданных из резервных копий, а также своевременное удаление документов с истекшим сроком хранения;

ж) обеспечивают автоматизированное ведение электронных журналов учета точного времени и фактов размещения, изменения и удаления информации, содержания вносимых изменений, информации об участниках (поставщиках, пользователях) информационных систем, осуществивших указанные действия;

з) обеспечивают бесперебойное ведение баз данных и защиту содержащейся в информационной системе информации от несанкционированного доступа (суммарная длительность перерывов в работе не должна превышать 4 часов в месяц, за исключением перерывов, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы; при необходимости проведения плановых технических работ, в ходе которых доступ пользователей к информации, размещенной в информационной системе, будет невозможен, уведомление об этом должно быть размещено не менее чем за сутки до начала работ);

и) обеспечивают защищенный канал связи между информационной системой и защищенной сетью передачи данных единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее — Единая система), другой информационной системой, с которой осуществляется информационное взаимодействие;

к) обеспечивают возможность информационного взаимодействия информационной системы с информационными системами в сфере здравоохранения;

л) обеспечивают взаимодействие с другими информационными системами путем обмена информационными сообщениям в синхронном и асинхронном режиме посредством технологии очередей режимов, посредством формирования, отправки, получения, обработки запросов и ответов, форматы которых разрабатываются операторами информационных систем в сфере здравоохранения с использованием языка описания схем данных XML Schema Definition на основе справочников и классификаторов, содержащихся в федеральном реестре нормативно-справочной информации Единой системы;

м) обеспечивают включение в информационные сообщения и проверку содержащихся в информационных сообщениях электронных подписей организаций и (или) их должностных лиц, организаций, являющейся оператором информационной системы, участвующей в информационном взаимодействии, автоматически формируемых электронных подписей в интеграционных подсистемах Единой системы от имени юридического лица (индивидуального предпринимателя), выполняющего функции оператора Единой системы;

н) обеспечивают разработку интерфейсов информационного взаимодействия, тестирование информационного взаимодействия с другими информационными системами;

о) при обработке сведений о медицинских организациях и медицинских работниках обеспечивают проверку достоверности и актуальности сведений посредством взаимодействия с Единой системой;

п) обеспечивают получение и передачу сведений, предусмотренных Положением о Единой системе в части сведений поставщиком и пользователем которых является оператор информационной системы;

р) обеспечивают возможность ведения медицинской документации в электронном виде в соответствии с порядком организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в электронном виде, утверждаемым приказом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

III. Требования к функциональным возможностям информационных систем

11. Функциональные возможности, которым должны соответствовать информационные системы, приведены в Приложениях N 1, 2, 3 к настоящим Требованиям.

12. Для целей настоящих Требований устанавливаются следующие наборы функциональных возможностей информационных систем:

а) базовый набор функциональных возможностей — функциональные возможности информационных систем, достижение которых является обязательным в течение 1 года после вступления в силу настоящих Требований;

б) расширенный набор функциональных возможностей — функциональные возможности информационных систем, являющиеся дополнительными к базовому набору функциональных возможностей, достижение которых является обязательным до 31 декабря 2020 года.

13. В состав ГИС субъектов Российской Федерации могут входить иные подсистемы и компоненты, не предусмотренные базовым и расширенным набором функциональных возможностей, в том числе:

— библиотека систем поддержки принятия врачебных решений;

— региональный портал системы здравоохранения;

— личный кабинет пациента;

— портал электронного образования;

— деперсонифицированная информация для научных исследований и учебных целей;

— портал профессионального сообщества.

14. В состав МИС МО могут входить иные подсистемы и компоненты, не предусмотренные базовым и расширенным набором функциональных возможностей.

15. Министерством здравоохранения Российской Федерации могут устанавливаться методические рекомендации в части функционирования отдельных компонентов информационных систем, обеспечивающих автоматизацию процессов оказания медицинской помощи по отдельным нозологиям и категориям граждан, а также в части реализации отдельных функциональных возможностей, предусмотренных приложениями N 1-3 к настоящим Требованиям.

Приложение № 1
к Требованиям к государственным информационным
системам в сфере здравоохранения субъектов
Российской Федерации, медицинским информационным
системам медицинских организаций и
информационным системам фармацевтических организаций

Читайте так же:

  • Образец заявления соседей на установку забора Установка забора Здравствуйте! Как примерно выглядит письменное согласие соседей на строительство глухого забора высотой 2метра Ответы юристов (1) На самом деле, по этому вопросу существуют строительные нормы и правила РФ (СНиП 30-02-97 с изменениями от 12.03.2001г.). В этом документе, […]
  • Договор между застройщиком и инвестором Договор инвестирования в строительство Необходимым условием нового строительства выступает наличие землеотвода. По этой причине «ключевой фигурой» строительной деятельности выступает лицо, обладающее правом на земельный участок, предназначенный для этой цели. В Градостроительном кодексе […]
  • Куда можно пожаловаться анонимно Жалоба на работодателя - иногда необходимая мера Если не оплачивают больничный, не предоставляют отпуск, заставляют трудиться сверхурочно, задерживают зарплату, вы можете пожаловаться на работодателя. Ведь в его обязанность входит, к примеру, хотя бы раз в полмесяца в одно и то же число […]
  • Штраф за несделанный паспорт Штраф за несделанный паспорт Как только юному гражданину Российской Федерации исполняется 14 лет, с этого момента свидетельство о рождении больше не может служить подтверждением его личности: оно становится недействительным, и ему на смену необходимо оформлять паспорт. Паспорт – это […]
  • Приказ росаэронавигации 119 2007 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Росаэронавигации от 28.11.2007 N 119 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "РАЗМЕЩЕНИЕ МАРКИРОВОЧНЫХ ЗНАКОВ И УСТРОЙСТВ НА ЗДАНИЯХ, СООРУЖЕНИЯХ, ЛИНИЯХ СВЯЗИ, […]