Меню

Современные требования к процессу обучения

Интернет на уроках английского языка

Современные требования к процессу обучения и его оптимизации. Методика преподавания английского языка в школе в соответствии с развитием современных информационных технологий. Изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Классификация и направления педагогических инноваций. Технологии проектного обучения. Внедрение новых информационных технологий в процессе изучения иностранных языков. Использование интернет-ресурсов, мультимедийных средств на уроках английского языка.

дипломная работа [574,6 K], добавлен 21.10.2011

Метод игры в развитии устной речи на уроках английского языка в средней школе. Методика использования стихотворений и рифм для усвоения языкового материала. Глобальная сеть Интернет как одно из новых направлений методики обучения иностранным языкам.

курсовая работа [41,0 K], добавлен 30.04.2012

Понятие и возможности ИКТ. Роль средств информационных и коммуникационных технологий в системе образования. Понятие об Интернет-ресурсах. Особенности использования ИКТ и интернет–ресурсов для развития грамматического навыка на уроках иностранного языка.

курсовая работа [37,4 K], добавлен 01.02.2015

Практическое применение информационных технологий на уроках английского языка. Формы работы с компьютерными обучающими программами, их сравнительная характеристика. Использование Интернет-ресурсов, дидактические функции для предмета «иностранный язык».

дипломная работа [58,5 K], добавлен 16.02.2011

Информационные технологии в образовании. Применение интернет-ресурсов на уроках иностранного языка. Разработка и практическое применение методики повышения мотивации изучения английского языка с применением информационно-компьютерных технологий в школе.

дипломная работа [854,4 K], добавлен 28.08.2017

Дидактические возможности современных информационно-коммуникативных технологий, их значимость в процессе обучения иностранному языку на современном этапе. Проектирование электронного учебного курса, направленного на изучение грамматики английского языка.

курсовая работа [54,5 K], добавлен 05.11.2013

Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению английскому языку. Коммуникативная методика обучения английскому языку. Принципиальная схема анализа урока английского языка. Оборудование кабинета английского языка в средней школе.

курсовая работа [39,1 K], добавлен 03.12.2002

Методика обучения иностранному языку в школе. Способы повышения качества обучения. Применение метода проектов, Интернет-ресурсов и программы создания презентаций. Разработка урока английского языка с применением информационно-коммуникационных технологий.

курсовая работа [53,3 K], добавлен 08.06.2012

Психологические особенности старших школьников. Цели и задачи обучения учащихся иноязычной лексике. Методический анализ обучающих интернет-сайтов и разработка урока для обучения старшей школы иноязычной лексике с использованием интернет-ресурсов.

курсовая работа [438,9 K], добавлен 03.04.2014

Научный, процессуальный и деятельностный аспекты педагогических технологий. Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка. Анализ урока на тему «Одежда»: применение информационных технологий и личностно-ориентированный подход.

курсовая работа [42,3 K], добавлен 20.05.2012

Презентация к уроку на тему:
Современные требования к организации учебного процесса на уроке

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

С овременные требования к организации учебного процесса на уроке

Список литературы: Литература : Харламов И.П. Педагогика. — М., 1998. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. — М., 1998. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. — М.: Проспект, 2005. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика. Экзаменационные ответы для студентов. Серия: сдаем экзамены. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. Сластенин В.А. и др. Педагогика. — М., 2001. Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 1999. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М., 1989. Дьяченко В.К. Еще раз о коллективных учебных занятиях (технология педагогического труда) // Народное образование, N1, 1992. — с. 42-47.

Современный урок 1. Открытие истины, поиск истины и ее осмысление. Это организованное духовное общение. Истина не вкладывается в ученика как в мешок, истина постигается, наполняется личностным смыслом. 2. Часть жизни ребенка и проживание ее должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Формирование поведенческих привычек — приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет. Воспитание — это вхождение ребенка в современную культуру совместно с учителем и с его помощью.

Современный урок 3. Свободный урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития. Ученик всегда выступает в роли цели и никогда — в роли средства. Личностный подход. 4. Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений. Приемы: авансирование, оценка детали, снятие страха, доброжелательность, не сравнивать с другим. 5.Полоролевое воспитание.

Современный урок 6. Организация групповой деятельности. Гармоничный урок, соответствие содержательной стороны урока и его внешней формы, чувство меры. 7. Благоприятная психологическая атмосфера урока. Приемы: корректировка педагогических ситуаций, игры, приемы саморегуляции, привнесение ценностей — утвердить истину, проявить добро, обозначить красоту.

Современные требования к организации учебного процесса Дидактические Воспитательные Развивающие

Дидактические требования к уроку: четкое определение образовательных целей и задач; учет принципов обучения; оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; опора на достигнутый уровень; сочетание видов, методов и форм обучения; сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности; установление межпредметных связей; тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.

Воспитательные требования к уроку: постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала; формирование жизненно необходимых качеств — внимательности, честности, коммуникативности, самостоятельности, усидчивости, ответственности, воспитание на общечеловеческих ценностях; внимание к личности ученика.

Развивающие требования к уроку: формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности учащихся; занятия на «опережающем» уровне; проектирование «зоны ближайшего развития»; прогнозирование «скачков» в развитии; оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии.

Харламов И.П. Педагогика. — М., 1998. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. — М., 1998. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. — М.: Проспект, 2005. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика. Экзаменационные ответы для студентов. Серия: сдаем экзамены. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. Сластенин В.А. и др. Педагогика. — М., 2001. Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 1999. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М., 1989. Дьяченко В.К. Еще раз о коллективных учебных занятиях (технология педагогического труда) // Народное образование, N1, 1992. — с. 42-47.

Литература Харламов И.П. Педагогика. — М., 1998. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. — М., 1998. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. — М.: Проспект, 2005. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика. Экзаменационные ответы для студентов. Серия: сдаем экзамены. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. Сластенин В.А. и др. Педагогика. — М., 2001. Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 1999. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М., 1989. Дьяченко В.К. Еще раз о коллективных учебных занятиях (технология педагогического труда) // Народное образование, N1, 1992. — с. 42-47.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал содержит примеры, подтверждающие необходимость применения данной педагогической технологии в тпроцессе обучения учащихся русскому языку.

Новые стандарты определяют, прежде всего, требования к системе образования, а не к ученику, как это было раньше. Конечный результат образовательной деятельности начальной школы зафикс.

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в .

Выступление и презентация были подготовлены к педагогическому совету ; тема «Современные требования к организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС.

Объектом исследования в работе является развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка посредством использования новых технологий обучения лексике.

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в .

Современные требования к процессу обучения

1. Специфика и содержание процесса обучения

Одной из важнейших составных частей педагогики является дидактика (от греч. дидактикос — «поучающий») — теория обучения. Она раскрывает задачи и содержание обучения детей и взрослых; описывает процесс овладения знаниями, навыками и умениями; характеризует принципы, методы и формы организации обучения.

Как теория обучения дидактика служит основой преподавания всех учебных дисциплин (предметов), имеет тесную связь с частными методиками (т.е. методиками преподавания конкретных дисциплин). Эта взаимосвязь проявляется в том, что первая, изучая общие вопросы обучения, выступает общетеоретической основой частных методик, вторые же, изучая особенности преподавания отдельных предметов, обогащают дидактику конкретными данными.

Задачей дидактики является изучение собственно процесса обучения. Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности обучающего (учителя, преподавателя) и учащегося по передаче и усвоению знаний. Первый различными средствами педагогического воздействия оказывает влияние на психику детей и обучаемых, которые, отражая в своем сознании учебный материал, быстро реагируют на воздействия преподавателя, овладевая при этом определенными знаниями, навыками и умениями. Таким образом, обе стороны процесса предполагают активное отношение друг к другу.

Содержание процесса обучения определятся его основными характеристиками:

  • принципами обучения, представляющими собой основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения;
  • методами обучения, т.е. способами совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности последних, ведущими их от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющими им усвоить конкретное содержание образования;
  • формами обучения — четко организованными, содержательно-насыщенными и методически оснащенными системами познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношения учителя и учащихся;
  • средствами обучения, т.е. всеми объектами и процессами (материальными и материализованными), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.

Обучающий — учитель (преподаватель), который различными средствами педагогического воздействия оказывает влияние на психику обучаемых, развивая ее, формирует у них определенные знания, навыки и умения.

Знания представляют собой совокупность усвоенных учеником сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности. Навыки — это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека. Умения — это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности.

Обучаемые — дети и взрослые люди, которые, отражая в своем сознании учебный материал, активно реагируют на воздействия преподавателя, овладевая при этом определенными знаниями, навыками и умениями.

Ведущей стороной процесса обучения является деятельность обучающего, называемая преподаванием, так как она призвана

Читайте так же:  Налог при продаже авто в 2019 году

побудить к инициативной деятельности (учению) обучаемых и организовать ее.

В свою очередь деятельность ученика по овладению знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной жизни носит назван нецелая. Его движущей силой выступает борьба противоречий. Главные из них проявляются в том, что ученик уже знает и что ему хочется (следует) узнать; какой мыслит и как ему следует научиться мыслить; в том, как он действует и как необходимо действовать и т.д.

Процесс обучения детерминируется социально-экономическими и политическими условиями развития нашего общества, потребностями жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса, все более возрастающими требованиями к качествам личности обучаемых. В результате перед дидактикой встают все новые и новые проблемы, разрешение которых требует максимально эффективного использования достижений других наук, с которыми она устанавливает и поддерживает тесные связи.

По своей сущности процесс обучения — это закономерно развивающийся процесс, в котором специфически проявляются закономерности разного порядка и уровня. На него оказывают влияние общие закономерности общественного развития, закономерности формирования личности, закономерности частных наук, а также закономерности самого процесса обучения, к которым относятся:

  • соответствие воздействий обучающего устремлениям обучаемых к знаниям. Эта закономерность обеспечивает реализацию тяги детей к познанию окружающей действительности, предполагает активное стремление учителя дать детям те знания, которые их более всего интересуют и которые им могут больше всего пригодиться в практической жизни;
  • соответствие воздействий обучающего индивидуальной и коллективной деятельности обучаемых. Эта закономерность ориентирует учителя на понимание того, что каждый вид деятельности, в которую вовлечены дети в процессе обучения, требует и одновременно развивает определенные их качества. Вне активной индивидуальной и групповой деятельности, вне активного решения практических задач невозможно правильно воспитать человека, дать ему соответствующие знания, навыки и умения;
  • соответствие воздействий обучающего познавательным, интеллектуальным и другим возможностям обучаемых. Эта закономерность обучения требует от преподавателя учитывать качественный контингент обучающихся, их индивидуальные и социально-психологические особенности, познавательные возможности, интересы и характер деятельности в учебное и внеучебное время, обеспечивать соответствие учебно-воспитательных воздействий индивидуальным и групповым особенностям детей, их индивидуальной и коллективной деятельности;
  • соответствие деятельности обучающего и обучаемых возможностям технических средств обучения. Современное обучение предполагает широкое использование технических средств обучения. Однако сегодня они достаточно многочисленны и многообразны. Для того чтобы они повышали эффективность обучения, необходимо их применять в строгом соответствии с целями и задачами конкретных занятий. Кроме того, они должны использоваться продуманно, чтобы не превышать возможностей обучающихся;
  • моделирование (воссоздание) деятельности обучаемого и обучаемых применительно к требованиям современных условий жизни и деятельности. Эта закономерность требует, чтобы весь процесс обучения в школе соответствовал требованиям реальной жизни детей, особенностям развития современного общества. Поэтому вся их учеба должна насыщаться жизненными игровыми ситуациями и примерами, проводиться в обстановке максимальной их заинтересованности и дополняться трудовой деятельностью, в ходе которой они могли применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Закономерности обучения определяют его принципы, которые представляют собой основополагающие положения, определяющие систему требований к содержанию, организации и методике обучения. Основными из них являются:

  • сознательность, активность и самостоятельность в обучении, которая предполагает осознание обучаемыми ответственности за цели и задачи занятия, его практическое значение; стимулирует познавательную активность обучаемых с помощью эффективных методов, приемов, технических и других средств наглядности, современных методик и
  • особенно приемов обучения; способствует проявлению инициативы, творчества в процессе изучения учебного материала и применения его на практике;
  • наглядность обучения, которая ориентирует на то, что наглядность должна отвечать цели и содержанию занятий, иметь ярко выраженное содержание, быть понятной и доступной, отвечать, соответствовать требованиям педагогической психологии, применяться творчески и методически правильно;
  • систематичность, последовательность и комплексность в обучении, требующие давать стройную систему знаний учебной дисциплины; связывать новые знания с ранее изученными; обеспечивать систематический и действенный контроль за организацией и результатами процесса обучения; осуществлять четкое планирование учебных занятий; соблюдать строгую логическую связь и расположение учебного материала;
  • обучение на высоком уровне трудностей, ориентирующее на постоянный учет умственных и физических возможностей обучаемых; посильность для них изучаемого материала, темпа его изложения; изучение учебного материала постепенно, переходя от простого к сложному, опираясь на исходный уровень подготовленности обучаемых; доходчивое раскрытие сложных положений, не допуская излишней детализации, сообщения избыточной информации; воспитание у обучаемых сознательного отношения к преодолению реальных трудностей учебной деятельности;
  • прочность овладения знаниями, навыками и умениями, требующая разъяснения обучаемым значения изучаемого материала для их практической деятельности; выработки установки на прочное и длительное запоминание изучаемого материала, и прежде всего его основных положений; систематически организованного повторения ранее изученного учебного материала; применения изученного учебного материала в практической деятельности обучаемых; стимулирования самостоятельной работы обучаемых, обучения их эффективным приемам и способам такой деятельности; ведения систематического контроля за усвоением изучаемого материала;
  • групповой и индивидуальный подход в обучении, предполагающий обучение детей согласованным, слаженным совместным действиям; формирование в группе обучения
  • положительного психологического климата (хорошего настроения, дружеских отношений, положительных традиций).

Обучение — многогранный процесс, принимающий различные виды, среди которых обычно различают:

  • групповое обучение, которое осуществляется в составе группы и которое дает возможность использовать эффект максимального воздействия обучаемых друг на друга;
  • индивидуальное обучение, предполагающее работу с каждым конкретным человеком и позволяющее оказывать на него максимальное педагогическое воздействие;
  • дифференцированное обучение, ориентирующееся на специфический педагогический подход к каждому учащемуся или их группам;
  • личностно-ориентированное обучение, представляющее собой обучение, основывающееся на учете личностных особенностей обучаемых;
  • трудовое обучение, т.е. обучение в условиях трудовой деятельности с формированием у учащихся навыков и умений, необходимых для нее;
  • коррекционно-развивающее обучение, предполагающее коррекцию и развитие личностных качеств, навыков и умений обучаемых;
  • обучение одаренных детей, ориентирующееся на создание учебных групп или классов, в которых объединяются дети с наиболее развитыми способностями и обучение идет по специально созданным продвинутым программам;
  • обучение детей из групп риска, т.е. обучение детей из трудных семей или лишенных родителей, обычно требующих дополнительного внимания.

Все виды обучения имеют свою специфику, требуют дополнительного внимания учителей, предполагают постоянное совершенствование их методической подготовки и специального образования.

Эффективность различных видов обучения также зависит от атмосферы и условий, в которых они осуществляются, от методов обучения, под которыми понимаются способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности обучаемых, ведущие их от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие им усвоить конкретное содержание образования.

Методы обучения реализуются в единстве целенаправленной познавательной деятельности преподавателя и учащихся, их активном движении к моменту педагогической истины, уяснению учащимися знаний. Они неразрывно связаны с формами и способами мышления, которые в процессе организации обучающего взаимодействия учителей и учащихся обеспечивают возможность проникнуть в истину, в сущность явлений и процессов объективной действительности.

Методы обучения выполняют определенные функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную. Посредством метода достигается цель обучения — в этом его обучающая функция, обусловливаются те или иные темпы и уровни развития учащихся (развивающая функция), а также результаты воспитания (воспитывающая функция). Методы обучения служат для учителя средством побуждения учащихся к учению, являются главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной активности — в этом заключается их побуждающая функция. Наконец, посредством всех методов, а не только контролирующих, учитель диагностирует ход и результаты учебного процесса, вносит в него необходимые изменения (контрольно-коррекционная функция). Функциональная при годность различных методов не остается постоянной на всем протяжении учебного процесса, она изменяется от младших к средним и далее к старшим классам — интенсивность применения одних методов возрастает, других — снижается.

Современные подходы к организации обучения и интерактивные технологии

Сегодняшняя ситуация в обществе характеризуется изменением взглядов на цели и задачи школы. Полноценное образование рассматривается как необходимое условие достижения желаемого уровня жизни и один из важнейших факторов прогресса экономики и общества в целом. Образование должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия. Актуальным является взгляд на образование как на средство построения человеком своего образа в соответствии с теми ценностными ориентирами, которые он себе выбрал из числа ему предложенных.

Появилось много учителей, которые были не удовлетворены положением дел в старой системе образования. Прежде всего, это изменение взгляда на структуру учебного процесса. Раньше учитель должен был знать, какой объем информации усвоил ученик. Но учителя чаще всего не интересовала собственная точка зрения ученика. Вот почему школьник не учился по-настоящему мыслить и говорить. Отношения учителя и ученика в основном были авторитарными. Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы педагогов, ученых, родителей и самих учащихся.

Основным вопросом также остается проблема учителя, который будет преподавать по-новому: вести с детьми проекты, разрабатывать творческие программы уроков, не «вбивать» знания, а развивать личность ученика. По словам руководителя проекта по разработке образовательных стандартов второго поколения Александра Кондакова, сегодня большинство педагогов не имеют высшего образования. «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения», — считает Кондаков.

Что меняется в содержании образования сегодня? Им становится деятельность (учителя и ученика). Меняется и основная функция учителя: он из передатчика информации превращается в менеджера. Главное для учителя в новой системе образования — управлять процессом обучения. Меняется и назначение ученика: из приемника информации он превращается в партнера, сотрудника учителя — в субъекто-объект обучения, т. е. становится активной личностью. Ученик, студент тоже должен давать обратную связь деятельностного характера: он делает, а учитель определяет, правильно ли. Итак, новый тип обучения — деятельностный.

Что должен знать преподаватель, чтобы хорошо работать в современных условиях?

  • Науку менеджмента (науку управления);
  • Психологию (идет психологизация процесса образования — обучения и воспитания). Если мы ставим на субъект, на личность ученика, мы ее должны хорошо знать;
  • Экономику (знать потребности экономики; знать, какого человека готовить в школе);
  • Информатику (пользоваться персональным компьютером);
  • И, конечно, прекрасно знать свой предмет, а также традиционные и инновационные методы, приемы и формы его передачи.

Что должен уметь учитель по новой парадигме образования?

  • Диагностировать, т.е. изучать, исследовать свою и чужую деятельность, явления, факты;
  • Ставить цель деятельности;
  • Прогнозировать и планировать деятельность в соответствии с целями;
  • Организовывать достижение цели по плану;
  • Контролировать выполнение цели, то есть: управлять процессом деятельности; корректировать процесс деятельности;
  • Анализировать и рефлексировать результаты деятельности других людей и собственные;
  • Адаптировать (приспосабливать к себе, к обстоятельствам);
  • Моделировать (пробовать разные варианты деятельности);
  • Экспериментировать и вводить новое в свою деятельность.

Важнейший государственный документ «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание в общеобразовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся. При создании новых стандартов обращено внимание на то, что обучение в школе становится более личностным, школа теперь не просто дает знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 11 лет. Впервые в новых стандартах прописаны требования к условиям обучения, то есть к обстановке, в которой ведутся уроки. Создается модель экологически комфортной образовательной среды, используются технологии реабилитации работоспособности школьников. При этом большое внимание уделяется организационным формам урока и рациональному распределению нагрузок в течение дня.

Читайте так же:  Судебные приставы узнать задолженность по фамилии пенза

Может быть, интерактивное обучение, интерактивные формы работы с детьми выполнят одну из охранительных функций процесса обучения? Интерактивное обучение в переводе с английского означает научение (стихийное или специально организованное), основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Причем учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. В процессе такого обучения учащиеся выступают не пассивными обучаемыми, а активными деятелями, полноправными участниками процесса, их опыт не менее важен, чем опыт ведущего, который не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску. Каждому ученику предоставляется возможность найти свой способ решения. Дети — соавторы учителя в создании урока. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Именно такой подход не «прессует» личность, а помогает ей развиться в творческом плане.

Интерактивное обучение — это обучение, погружённое в общение. Оно сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы: транслирующие («полупроводниковые») на диалоговые, т.е. основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

Важным является и тот факт, что в полноценном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке: физическая — меняют рабочее место, пересаживаются; говорят (единство речевой и мыслительной деятельности по А.Г. Ривину, В.К. Дьяченко), пишут, слушают, рисуют и т.д.; социальная — задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.; познавательная — вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.

Традиционный авторитарный стиль преподавания при интерактивном обучении меняется — учитель выступает в роли консультанта. А его задача — создать условия для самореализации личности, проявления инициативы учащихся, самостоятельного решения проблем, сбора новых данных.

Среди форм организации учебной работы преобладает парная (статичные пары и пары сменного состава), групповая (статичные группы и мигрирующие группы), коллективное взаимодействие. Виды деятельности и формы работы на уроке по необходимости меняются, так как внимание детей удерживается до тех пор, пока существует интерес (в течение 7-10 минут), у них сильно развита непроизвольная память.

Интерактивное обучение сводит на нет следующие факторы риска:

  • стрессовую педагогическую практику;
  • интенсификацию учебного процесса;
  • несоответствие методик, форм и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению учащегося в активный процесс получения и переработки знаний. Для того чтобы освоить и применять эти методы в учебной практике, учитель на занятиях включается в различные методики группового взаимодействия. К ним можно отнести занятия, ориентированные как на отработку формы взаимодействий, так и ориентированные на содержание.

Внедрение интерактивного режима многое дает различным субъектам образовательного процесса.

Для каждого конкретного ученика:

  • осознание включенности в общую работу;
  • развитие личностной рефлексии;
  • становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности.
  • развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
  • формирование ценностно-ориентационного единства группы;
  • поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;
  • принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.
  • формирование класса как групповой общности;
  • повышение познавательной активности класса;
  • развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.

Связке «класс — учитель»:

  • нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
  • многомерное освоение учебного материала;
  • формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Интерактивное обучение следует рассматривать как многомерное явление, которое на каждом этапе занятия решает одновременно три задачи: учебно-познавательную (предельно конкретную), коммуникативно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания) и социально-ориентационную (результаты которой резонируют уже за пределами учебного времени и пространства).

Иными словами интерактивное обучение можно определить как обучение, выстроенное на интенсивном, многоплановом, межличностном общении всех субъектов, включенных в учебно-познавательный процесс. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель образовательного процесса, но видоизменяет формы познавательной деятельности с транслирующих (передаточных) на само — и взаимоактивные, основанные на общих усилиях, взаимодействий и взаимоподдержке друг друга. Этот подход ориентирован на субъект-субъектное обучение и соответствует «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», которая предполагает создание условий для повышения качества общего образования и ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Характерными признаками интерактивного обучения являются:

  • активность ученика;
  • постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля;
  • индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности;
  • гибкое управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, переходящее в самоуправление;
  • использование рефлексивного подхода к процессу обучения;
  • максимальная индивидуализация продвижения в учебе.

В педагогическом аспекте интерактивное обучения решает задачи: формирования потребности в самообразовании; воспитании креативных качеств личности; развития познавательной самостоятельности. Интерактивное обучение активизирует самостоятельную познавательную деятельность учеников и, следовательно, положительно влияет на личностный рост школьников.

Дидактическая структура интерактивного обучения включает в себя: дидактическую цель; актуализацию знаний и способов действий; формирование новых знаний и способов действия; проверку правильности результатов познавательной деятельности; применение новых знаний.

При подготовке и конструировании интерактивного обучения используется единая технология: выбор конкретного раздела данной предметной области; структурирование учебного материала выбранного раздела; построение структурно-логической схемы изучаемого раздела; выделение наиболее значимых учебных элементов изучаемой темы.

Перечислим этапы технологии конструирования интерактивного обучения:

1. Формулируется цель задания, в которой указывается, какой учебный элемент подлежит изучению, устанавливается необходимый, для изучения, объем знаний об учебном элементе и перечень компонентов знаний о данном учебном элементе.

2. Определяются базовые знания, необходимые для использования их в качестве опорных при усвоении новых знаний.

3. На основе ранее приобретённых ребёнком знаний создается учебная компонента интерактивного обучения. Она имеет конкретный характер (выполнение теста, упражнения, разбор предложений, составление плана пересказа и т.д.).

4. Планируются возможные действия учащихся по выполнению познавательной компоненты.

5. Выбираются предполагаемые пути достижения цели (семиотико-информационный подход, моделирование, имитация, демонстрация, анимация, таблица).

6. Создается познавательная компонента интерактивного обучения. Понятие структурируется и строится модель. Строится алгоритм действий.

7. Планируется организация помощи, проверки, анализа результатов выполнения познавательной компоненты задания.

8. Разрабатывается система промежуточного и конечного контроля знаний и способов деятельности в форме тестов, задач упражнений и т.д.

9. Готовится банк информационной поддержки и помощи (справочная и специальная информация к выполнению задания). Содержит краткие сведения конкретной предметной области (например, в математике: сведения о геометрических величинах и единицах их измерения, формулы, определения), примеры выполнения заданий (применение знаний по образцу), краткие указания к выполнению задания (подсказки).

10. Выбирается система программирования и составляется программа. При составлении алгоритма необходимо соблюдать следующие правила. Алгоритм должен быть: определенным и понятным; вариативным (позволяет выполнять не одно, а серию похожих заданий); результативным.

Разделение действий учащихся на отдельные операции, их поэтапное выполнение, и усвоение делают познавательную деятельность учащихся контролируемой и управляемой. Многократное применение алгоритмов создает условия для формирования таких мыслительных операций, как систематизация, сравнение, обобщение, развивает логику.

Создаваемые задания должны отвечать требованиям вариативности: обеспечение возможности выбора различного уровня помощи; варьирование содержания и степени сложности заданий; выполнение на заключительном этапе творческих заданий; предоставление возможности ученикам, не до конца уяснившим отдельные этапы выполнения, обратится к ним повторно.

Современные требования к качеству образования

В последнее время в российском обществе на всех уровнях широко обсуждаются вопросы качества школьного образования и управления им. На первый взгляд, кажется, что все это искусственно, надуманно, ибо уже несколько десятков лет мы только тем и занимаемся, что боремся за качество образования, за его постоянное повышение.

Проблема качества образования вызывает жаркие споры, о ней выходит немало литературы, где разные авторы занимают разные позиции.

Качество начинается с представлений о нем, то есть с понятия «качество образования». Как показывает опыт, представления о качестве у участников образовательного процесса различны.

Одни сводят качество образования к качеству обучения. На вопрос: «Какое в школе качество образования?» отвечают: «Столько-то процентов».

Другие под качеством образования понимают качество обучения в разной интерпретации и всего воспитания.

Третьи — степень развития личности

Четвертые — количество выпускников, поступивших в ВУЗы.

Пятые — готовность выпускников к жизни по шести позициям: готовность к труду, защите Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению образования, заботе о своем здоровье.

Сегодня под качеством образования сегодня понимают осознанное овладение учеником основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических задач.

В своем выступлении Министр образования А.А. Фурсенко (журнал «Итоги», 5 декабря 2007 года, № 49) говорит (цитата):

«Качественное образование — это то, которое готовит востребованных людей, способных к саморазвитию.

Есть и формальные признаки — например, участие в олимпиадах или уровень отметок ЕГЭ.

Я, кстати, продолжаю считать, что хорошие результаты ЕГЭ говорят, как правило, о хорошем качестве образования.

Можно назвать десятка полтора критериев, в том числе и таких, как атмосфера в учебном заведении, то, как часто ученики после окончания школы или вуза встречаются и как отзываются об учителях, в какие вузы поступают и какие должности занимают.

Но вообще судить надо не по каким-то формальным индикаторам процесса, а по результатам.

Хорошие результаты — если выпускник состоялся, нашел себя, значит, и образование было качественным».

Под качеством образования в Концепции региональной системы оценки качества образования Новосибирской области понимается степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

В чем заключаются современные подходы к качеству образования. Из изученных публикаций достаточно полно и обстоятельно, на мой взгляд, данная проблема освещена в работах доктора педагогических наук, профессора М.М.Поташника.

Читайте так же:  Каско страховой случай не дтп

В чем же новизна постановки проблемы качества образования?

Главное отличие нового представления об образовании (а потому и о его качестве) в том, что понятие «образование» рассматривается как неравнозначное обучению, где последнее — только часть образования и не единственная и не доминирующая его часть.

Хотя до сих пор большинство педагогов, говоря о качестве образования, на самом деле имеют в виду качество обучения. И сколько бы сил ни отдавали учителя достижению знаний, умений и навыков, простые ЗУНы, если можно так выразиться, не складываются в нормальный цивилизованный рынок, являющийся предпосылкой и фундаментом эффективной экономики, обеспечивающей высокое качество жизни населения.

Даже самые хорошие ЗУНы не рождают высокообразованных, интеллигентных, просвещенных, совестливых людей.

В стране нарушена шкала нравственных ценностей, а без них нет и не может быть ни порядочных людей, ни материальной культуры, ни нормальной экономики и потому не может быть нормального уровня жизни общества.

Так будет до тех пор, пока мы не осознаем, что образование — это не только и не столько обучение ЗУНам, а, прежде всего, и в первую очередь воспитание и развитие личности, ее социализация. Дети, не получившие качественного образования, не социализированы, уйдут в асоциальные слои.

!Социализация должна стать предметом образовательных результатов и оцениваться как результат деятельности педагога и ученика.

Результаты академических знаний становятся все менее главными показателями качества образования; на смену им приходят такие важные показатели, как сформированность устойчивой мотивации познания, сформированность надпредметных и ключевых компетенций, общественно-полезный социальный опыт.

Компетенции — это общие способности, основанные на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря образованию и самообразованию и которые определяют социальную мобильность человека.

Пример. Выпускник, получив хорошие знания, свободно владеет новыми коммуникационными технологиями, умеет водить машину (даже если у него ее нет), может общаться с иностранцами на их языках, экономически грамотен, и знает, какой вид вклада ему выгоднее открыть в конкретном банке, какие ценные бумаги и когда выгоднее покупать, умеет написать исковое заявление в суд, не обращаясь к юристам и т.д.

Когда человек не обладает многими компетенциями возникает социальная инвалидность, человеку трудно жить.

Перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник при хорошем или высоком качестве образования, бесконечен и для каждого специфичен, но есть и некоторые общие стороны и можно выделить так называемые универсальные компетенции:

  • информационная — умение искать, анализировать, приобретать информацию для решения проблем;
  • коммуникативная — умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
  • самоорганизационная — умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полностью использовать личностные ресурсы;
  • самообразовательная — готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность себя и своей семьи.

Если у человека нет цели, то он становится средством для достижения целей других людей.

Принципиально новым является и само толкование понятия «качество образования» как соотношение цели и результата, как мера достижения цели при условии, что цель поставлена и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. В этом случае мы оцениваем качество, сравнивая результаты с максимальными возможностями ребенка. Никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы значительны они не были, если ребенок может достичь гораздо более высоких, и никакие результаты, как бы они ни были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ребенка. Такого подхода в прошлом опыте российского образования не было или почти не было (общеизвестна массовая практика, когда цели — об одном, результаты о другом и потому то и другое было несопоставимо).

Только исходя из нового определения качества образования — образование признается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимуме возможного для него (в зоне своего ближайшего развития), что кардинально меняет всю систему оценивания качества работы школ: появляется реальная возможность высокой оценки не только лицеев, гимназий и школ с высокими процентами обучающихся без троек, но и школ, где хорошо учат детей с ограниченными возможностями, школ с классами коррекционно-развивающего обучения и т.п., чего никогда не было раньше.

При современной трактовке качества образования определяется уровень воспитанности школьника, который либо проектируется и оценивается отдельно, либо входит в показатель «степень развитости личности». Это восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества.

Вместе с тем, существует проблема достижения единства в толковании понятия «развитость личности». Одни при оценке развитости характеризуют степень развитости интеллекта, воли, эмоций, мотивов, потребностей, интересов и т.д. Другие — умственную, нравственную, эстетическую, трудовую, правовую, физическую и другую развитость. В последние годы к развитости личности относят такие важные показатели, как гражданскую, духовную развитость и зрелость, социализацию личности, ее социальную адаптацию и социальную мобильность.

В этой связи каждая конкретная школа, все те, кто участвует в оценке качества образования, исходя из анализа собственной педагогической, образовательной и управленческой деятельности, собственной эрудиции, уровня профессиональной компетентности должны определить совокупность параметров, показателей, характеристик, по которым будет определяться степень развитости личности конкретного ребенка. Причем, степень развитости определяется методом коллективной экспертной оценки (по типу психолого-педагогического консилиума), что позволит системно оценить реальные результаты образования.

При новом определении качества образования возникает новое, прогрессивное, пока еще не всеми работниками школ осознаваемое понимание того, что никакие (глубокие, прочные и т.д.) ЗУНы не могут быть целью современной школы, что это всего лишь одно из средств для достижения тех или иных целей и ценностей человека.

Те или иные ценности — это первооснова любого качественного образования. Какие ценности будут привиты — так человек и будет жить.

Пример. Есть хорошо обученный выпускник, хорошо усвоивший ЗУНы, но не понимающий, что эти ЗУНы — только средства, позволяющие ему устроить более или менее достойную жизнь. Представим, что, имея неплохой уровень даже профессиональной подготовки, он будет вынужден выбирать ценности, например, жить на шее у родителей и дома или же искать и найти себе хорошо оплачиваемую работу, но где-то вдали от дома. Все зависит от того, какие ценности молодой человек исповедует; понимает ли он реалии рынка труда и прочие идеи, не вошедшие в школьные учебники физики и математики.

Но не нужно противопоставлять ценности и знания: человеку для образования личности нужно и то и другое.

Впервые возникает справедливое выравнивание социально — значимых оценок качества образования, устраняющего укоренившееся в России противоречие между детьми, склонными к умственной деятельности и потому могущими легко учиться на «4» и «5», и детьми, склонными к другим видам деятельности и достигшими в них больших успехов. Это приводит, в конечном счете, к равной социальной ценности как тех, кто ориентирован на ВУЗ, так и тех, кто ориентирован на рабочие профессии; происходит восстановление достойного статуса выпускников, ориентированных на работу на производстве. Стране, обществу нужны выпускники, которых отличает профессионализм, добросовестность, ответственность. Ведь качество жизни зависит в очень большой степени от шоферов, санитарок, тех, кто выпекает хлеб и плавит руду. На производстве сегодня нужны выпускники не столько нашпигованные академическими знаниями, сколько профессионально подготовленные, мобильные, добросовестные, ответственные, талантливые люди рабочих профессий. Это, несомненно, приведет к росту качества жизни, повышению ее уровня для основной массы населения (в стране же сейчас при избытке, например, юристов острая нехватка бульдозеристов, экскаваторщиков, станочников и высококвалифицированных рабочих почти всех специальностей, создающих необходимые материальные ценности).

Возникла возможность различения показателей качества образования на разных уровнях управления: школьном, муниципальном, региональном.

Дискуссия о необходимости поиска новых подходов к оценке качества школьного образования, связанная с глубокими цивилизационными изменениями, произошедшими в мире, не прекращается с 60- х годов прошлого века. Причина вполне объективна — школа продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного — квалифицированного исполнителя. Тогда как сегодняшнее, информационное

общество запрашивает человека человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Адамский Александр Изотович, представляющий институт проблем образовательной политики «Эврика», выделяет следующие новые требования к результатам образования и к образовательному процессу:

Важнейшим требованием является запрос на массовость креативных компетентностей, которые до сих пор рассматривались как элитарные, и на массовую готовность к переобучению.

Другим новым требованием является акцент на необходимость образования в течение всей жизни. Должна происходить индивидуализация образовательных траекторий: большую часть набора новых образовательных услуг формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому/пассивному обучаемому, а самостоятельный человек для себя самого.

Содержание образования необходимо ориентировать не только на освоение готовых специализированных знаний, но и на формирование креативных и социальных компетентностей, а также на формирование готовности к переобучению.

В системе непрерывного образования ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащегося, а, следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования.

Таким образом, построение современной системы управления качеством образования неразрывно связано с изменением существующего содержания образования и образовательных технологий. Место предметных знаний и предметной обученности должны занять ключевые компетенции. Усвоение школьных предметов перестает быть единственной и главной целью обучения.

Социализация должна стать предметом образовательных результатов и оцениваться как результат деятельности педагога и ученика.

Читайте так же:

  • Гражданский кодекс ст410 гк рф Статья 10. Пределы осуществления гражданских прав Информация об изменениях: Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ статья 10 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 марта 2013 г. Статья 10. Пределы осуществления гражданских прав См. Энциклопедии и […]
  • Гражданский кодекс рф статья 410 Статья 410. Прекращение обязательства зачетом Обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет […]
  • Договор о взаимозачете между организациями образец Договор взаимозачета между тремя организациями - образец Договор взаимозачета между тремя организациями - образец вы можете загрузить на нашем сайте - заключается, как и любой другой, в юрисдикции ГК РФ. При этом следует учитывать ряд особых требований к его составлению. Изучим […]
  • Севастополь российское гражданство Получение гражданства РФ в Крыму в 2019 году Все, кто на постоянной основе проживает на территории Крымского п-ва или в Севастополе, должны получить гражданство РФ в Крыму. Только в этом случае можно претендовать на получение полного комплекса свобод и прав, предусмотренных для граждан […]
  • Какой налог на 1 лошадиную силу Налог на автотранспорт в 2019 году. Ставки транспортного налога Большинство автолюбителей в наше время интересует вопрос не только повышения цен на бензин и стоимости автомобилей, но и размер налога на автомобиль. Ведь не секрет, что в мире и в России в частности, наметилась тенденция к […]