Меню

Пояснительная записка в художественную школу

Рабочая программа по изобразительному искусству (ИЗО, 1 класс) по теме:
Пояснительная записка. ИЗО 1 класс «Школа России»

В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по ИЗО для 1 класса по программе «Школа России».

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана согласно Закону РФ «Об образовании» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.

2. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.

3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.

Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.

Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.

Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).

Формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Учимся у природы

Наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи различных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

Изображение птиц, деревьев, зверей: общие и характерные черты. Разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д. Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими природу.

Основы художественного языка. Особенности композиции при изображении природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание, ритм.

Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета; смешение цветов с черными и белыми красками.

Изучение разнообразия природных форм и их отражение в изобразительном искусстве. Связь формы и характера изображаемого объекта.

Пропорции фигуры человека и животных.

Фантастические образы в изобразительном искусстве

Сказочные образы в искусстве. Художественное воображение и фантазия. Перенос художественных образов с одного вида искусств на другой. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности.

Основы художественного языка.

Понятия: главное – второстепенное, большое – маленькое, плоскостная декоративная композиция. Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов; сближенная и контрастная цветовая гамма.

Учимся на традициях своего народа

Ознакомление с шедеврами русского искусства, затрагиваемые темы родной природы, русских сказок.

Основы художественного языка

Равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Ритм в орнаменте. Декоративно-символическая роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Использование пропорций и форм животного и растительного мира.

Опыт художественно-творческой деятельности

Изображение с натуры, по воображению и памяти.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна, фактуры, материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов.

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Содержание учебного предмета

Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.

Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.

Содержание курса «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы).

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение изобразительного искусства в 1 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров в содержании
учебного предмета

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);

– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона.

В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.

В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.

В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Изобразительное искусство»

В итоге освоения программы учащиеся должны:

– усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

– приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

– развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

– развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

– освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);

– овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности – приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение растений и животных);

– приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоционального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;

– приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы).

2. Методические пособия и книги для учителя.

3. Методические журналы по искусству.

4. Учебно-наглядные пособия.

5. Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

6. Альбомы по искусству.

7. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

8. Научно-популярная литература по искусству.

2. Печатные пособия.

1. Портреты русских и зарубежных художников.

2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

6. Альбомы с демонстрационным материалом.

7. Дидактический раздаточный материал.

3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.

2. Электронные библиотеки по искусству.

4. Технические средства обучения.

1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

2. Экспозиционный экран.

3. Персональный компьютер.

4. Образовательные ресурсы (диски).

5. Учебно-практическое оборудование.

1. Краски акварельные, гуашевые.

4. Бумага цветная.

Читайте так же:  Приказ 825 мвд дсп

6. Восковые мелки.

7. Кисти беличьи, кисти из щетины.

8. Емкости для воды.

6. Модели и натурный фонд.

1. Муляжи фруктов и овощей.

3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

4. Гипсовые геометрические тела.

5. Керамические изделия.

6. Предметы быта.

7. Оборудование класса.

1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

4. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к алендарно- тематическому планированию по обучению грамоте 1 класса (ФГОС «Школа России).

Данная программа составлена к учебнику Зелениной «Русский язык» .

В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по математике для 1 класса по программе «Школа России».

В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по окружающему миру для 1 класса по программе «Школа России».

В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по технологии для 1 класса по программе «Школа России».

В пояснительной записке даётся общая характеристика курса «Литературное чтение» («Школа России») ФГОС, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, предметные результаты изучения.

В пояснительной записке даётся общая характеристика курса «Математика» («Школа России») ФГОС, содержание учебного предмета, предметные результаты изучения курса, место учебного предмета в учебном план.

Пояснительная записка

1 Пояснительная записка Цель изучения МХК в 10 классе среднего (полного) общего образования формирование общей культуры учащихся, связанной с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования и задачами социализации. Задачи уроков мировой художественной культуры в 10 классе: -освоение знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; — развитие представлений о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; — постижение специфики языка разных видов искусства; — развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышлений; — воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия различных произведений искусства; — воспитание толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира; — овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку; — использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. Рабочая программа учителя Бебениной А.В. по МХК для 10 класса ( учебный год) составлена на основе следующих документов: 1) Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от г. 1089// Сборник нормативных документов. Искусство. Министерство образования Российской Федерации. М.: Дрофа. 2) Рапацкая Л.А. Программы курса классы.мировая художественная культура (допущен Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации). Москва : Гуманитарный издательский центр «Владос», Используемый учебник : Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10класс (учебник в 2 частях).- Москва : Гуманитарный издательский центр «Владос», Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Приказ 01-07/128 от «О годовом календарном графике». Промежуточная аттестация проводится в форме интегрированного зачета. Тематическое планирование 1. Художественная культура первобытного мира 1 час. 2. Художественная культура Древнего мира 15 часов. 3. Художественная культура Средних веков 10 часов. 4. Художественная культура Ренессанса 8 часов. Поурочное планирование

2 Тема: Художественная культура первобытного мира (1 час ) 1. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал-единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Резьба по дереву, камню, кости.«палеолитические Венеры».Архаические основы фольклора. Миф и современность. Тема: Художественная культура Древнего мира (15 час ) 1. Культура Древнего Египта. Архитектура страны фараонов. Пирамиды, наземные храмы. Живописное и скульптурное украшение саркофагов и гробниц. Рельефы и фрески.пирамиды Гизы, Храмы Карнака и Луксора. Большой сфинкс из погребального комплекса пирамиды Хефрена в Гизе. Скульптуры Рахотеп и Нефрет, голова царицы Нефертити, колоссы Рамзеса II в Абу-Симбеле. Гробница Тутанхамона. 2. Художественная культура Древней Передней Азии. Особенности художественной культуры Месопотамии. Архитектура зиккуратов. Красочность ансамблей Вавилона. Образы эпоса («Сказание о Гильгамеше») и мифов в декоре храмов и светских сооружений (Комплекс Вавилона. Столб с законами Хаммурапи. Ассирийские дворцы. «Голова Саргона» из Ниневии. Барельефы из глины. Изображение Гильгамеша). 3 Обобщающий урок. Тестирование. 4. Художественная культура Древней и Средневековой Индии. Древнеиндийский эпос «Махабхарата» и «Рамаяна». Индуистский храм буддийская ступа модели вселенной древней Индии. Изобразительное искусство и музыка (Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кханджурахо ). 5. Художественная культура Древнего и Средневекового Китая. Философская основа китайской культуры. Учение Лао-цзы и Конфуция. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений в храме Неба в Пекине. Жанры китайской живописи. (Великая китайская стена, запретный город Гугун, храм Неба, парк Ихэюань в Пекине). 6. Художественная культура Древней и Средневековой Японии. Эстетика синтоизма в японской культуре. Храмы Древней Японии. Философия и мифология в садовом искусстве Японии. Нетрадиционные виды искусства: единоборства, чайная церемония, икебана, скульптура нэцке. (Святилище Аматерасу в Иссе, чайный домик, сад камней, гравюра на дереве). 7. Художественная культура Древнего и Средневекового мусульманского Востока. Шедевры исламской архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана. Характерные черты изобразительного искусства. Литература арабского Востока. Арабская поэзия. («Книга песен», «Сказки 1001 ночи» ). 8. Искусство доколумбовой Америки. Художественная культура классического периода.искусство ацтеков. Культура майя. Искусство инков. (Архитектура и рельеф Паленке, Чичен-Ица, Теночтитлан). 9. Обобщающий урок. 10. Культура Античности. Культура Древней Греции. Мифологическая картина мира. Образы античных богов. Основные этапы развития античной культуры. Древнегреческая архитектура.

3 11. Культура Древней Греции в период классицизма. Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Идеалы красоты человека в античной скульптуре. Искусство театра. Изобразительное искусство, вазопись (Комплекс афинского Акрополя: Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос. Изображение черно-лаковых и краснофигурных сосудов. Изображения куросов и кор. Поликлет «Дорифор», Мирон «Дискобол», Скопас «Менада», Пракситель «Гермес с Дионисом», «Раненая амазонка». Театр Диониса в Афинах. Изображения греческих масок. Отрывки из произведений Эсхила, Софокла, Эврипида). 12. Творческая работа (импровизированная экскурсия в афинский Акрополь или составление рассказа о бое гладиаторов в Риме ). 13. Эллинизм. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме. Архитектура эллинизма. Пергамский алтарь. Скульптура эллинизма (Леохар «Аполлон Бельведерский», Лисипп «Апоксиомен», «Голова Александра Македонского» из Пергама». Ника Самофракийская, Агесандр «Афродита Милосская», Пергамский Алтарь Зевса, Лаокоон). 14. Культура Древнего Рима Архитектура Древнего Рима. Римский скульптурный портрет. Фресковые и мозаичные композиции. (Римский форум. Колизей. Пантеон, триумфальные арки и общественные сооружения. Капитолийская волчица. Конный портрет Марка Аврелия в Риме. Скульптурные портреты Каракаллы, молодой римлянки, императора Константина. Роспись стен Золотого дома Нерона в Риме. Мозаики и фрески Помпеи). 15. Обобщающий урок. Тема: Художественная культура Средних веков (10 часов). 1. Византийская культура София Константинопольская воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Византийские мозаики. Искусство иконописи (Храм св. Софии в Константинополе: архитектура, мозаика, фрески). Мозаики церкви Сан Витале в Ровенне. Икона «Владимирской богоматери». 2. Архитектура Древней Руси. Древнерусский крестово купольный храм. Собор св. Софии в Киеве. Архитектура Великого Новгорода. Архитектура Владимиро Суздальского княжества. Московское зодчество. (Собор св. Софии в Киеве. Мозаика «Богоматерь Оранта» в соборе Софии Киевской. Церковь Спаса Преображения в Новгороде.Церковь Покрова на Нерли. Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире. Ансамбль Московского Кремля. Успенский и Архангельский соборы в Московском Кремле. 3. Изобразительное искусство Древней Руси. Икона и иконостас. Новгородская живопись. Изобразительное искусство Владимиро Суздальского княжества. Творчество Андрея Рублёва и Феофана Грека. (Феофан Грек и фрески церкви Спаса Преображения. Иконы «Богоматерь Великая Панагия», «Св. Георгий». Андрей Рублёв «Троица», «Спас» (икона из Звенигородского чина). 4. Духовно нравственные основы русской художественной культуры. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный светом христианства. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты. От раздробленности княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля.

4 5. Архитектура и живопись Древнего Ярославля. Архитектура средневековых ярославских храмов. Спасский монастырь. Церковь Ильи Пророка. Фресковая живопись. Ярославская иконопись. Золотой век ярославской живописи XVII века. 6. Урок экскурсия. «Спасский монастырь (архитектура и отдел древнерусского искусства). 7. Урок экскурсия. (Митрополичьи палаты отдел древнерусского искусства ЯХМ). 8. Архитектура Западноевропейского Средневековья Христианские основы средневекового европейского искусства. Романский стиль в архитектуре. Средневековая готика. Готический собор как образ мира (Собор в Вормсе. Собор в Шартре. Собор Парижской богоматери. Собор в Реймсе. Собор в Кельне. Вестминстерское аббатство). 9. Изобразительное искусство Средних веков. Скульптуры романского стиля. Скульптуры готических соборов. Миниатюра и живопись. Искусство витража. (Королевский портал собора в Шартре. Рельеф «Страшный суд» портала собора в Отене. Скульптуры собора в Реймсе «Встреча Марии и Елизаветы», «Христос странник». Витражи собора в Шартре. Миниатюра Утрехтской псалтыри). 10. Обобщающий урок. Тема: Художественная культура Ренессанса (8 часов). 1. Возрождение в Италии. Искусство Флоренции. Искусство Возрождения новый этап в развитии европейской культуры. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Скульптурные шедевры Донателло. Переворот в живописи: Мазаччо. Образы Боттичелли. (Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Брунеллески. Капелла Пацци. Палаццо Векьо. Донателло «Давид», конная статуя кондотьера. Мазаччо. Росписи капеллы Бранкаччи. Боттичелли «Весна», «Рождение Венеры», «Рождество», «Поклонение волхвов». 2. Живопись Проторенессанса и раннего Возрождения. Мастера итальянского Проторенессанса. Живопись Джотто. Живопись раннего Возрождения (Джотто. Роспись капеллы Скорвенья в Падуе. Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем». Антонелло да Мессина, Святой Себастьян»). 3. Высокое Возрождение. Титаны Возрождения. Мир Леонардо до Винчи (Леонардо да Винчи «Автопортрет», «Портрет Моны Лизы», «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря»). Величие Микеланджело (Микеланджело «Давид», Сикстинская капелла в Ватикане, Гробница Джулиано Медичи в церкви Сан Лоренцо во Флоренции). Гений Рафаэля (Рафаэль «Автопортрет», «Мадонна Конестабиле», «Мадонна со щеглёнком», «Сикстинская мадонна»). 4. Возрождение в Венеции. Архитектурный облик Венеции. Джорджоне и венецианская живопись. Художественный мир Тициана и Веронезе. Трагический мир Тинторетто (Вид Адриатического побережья. Большой канал. Собор Св. Марка и дворец дождей в Венеции. Джорджоне «Гроза», «Юдифь». Веронезе «Пир в доме Левия», «Триумф Венеции». Тициан «Венера Урбинская», «Кающаяся Мария Магдалина», «Св. Себастьян». Тинторетто «Тайная вечеря»).

5 5. Северное Возрождение. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Нидерландская и немецкая живопись. Иероним Босх. Творчество Питера Брейгеля. Живопись и гравюра Дюрера (Гентский алтарь Ян ван Эйка, гравюры Альбрехта Дюрера «Четыре всадника» (иллюстрация к Апокалипсису), «Автопортрет». Иероним Босх «Несение креста», «Страшный суд». Питер Брейгель «Страна лентяев», «Охотники на снегу», «Слепые»). 6. Музыка и театр эпохи Возрождения. Музыкальная культура Возрождения. Итальянская комедия дель арте. Театр Шекспира. Историческое значение культуры Возрождения.(Фонограмма «Лютневая музыка XVII века, изображение театральных персонажей комедии дель арте, изображение театра «Глобус» в Лондоне). 7. Защита проектов учащихся. 8.Защита проектов учащихся. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса В результате изучения МХК на базовом уровне ученик должен Знать/понимать — основные виды и жанры искусства — изученные направления и стили МХК — шедевры МХК — особенности, язык различных видов искусства Уметь — узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением — устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями различных видов искусства — пользоваться различными источниками информации о МХК — выполнять учебные творческие задания (доклады, сообщения). Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: — выбора путей культурного развития — организации личного и коллективного досуга — выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства — самостоятельного художественного творчества.

Литературное чтение пояснительная записка УМК «Школа России» 4 класс

Столичный учебный центр
г. Москва

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

Читайте так же:  111 закон фз

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра­жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при­ёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адек­ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе­ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон­кретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви­вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нрав­ственно-эстетического отношения к действительности. Учащие­ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи­шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, соз­дателей произведений словесного искусства.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неде­лю, 10 учебных недель), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Виды речевой и читательской деятельности

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно­му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро­вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, опре­деление главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотноше­ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче­ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Читайте так же:  Алименты взыскиваются с момента обращения

Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание не­большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произ­ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо­вку (отражение темы, места действия, характеров героев), ис­пользование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (пове­ствование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных наро­дов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонто­ва, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечествен­ной литературы XIX — XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многона­ционального характера России) и зарубежной литературы, до­ступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших мень­ших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Нахождение в тексте художественного произведения (с помо­щью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: ху­дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пей­заж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произве­дения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смыс­ла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите­ратурная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жан­ре, наблюдение за особенностями построения и выразительны­ми средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся по литературному чтению к концу 4 класса

Владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

Передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

Составлять план к прочитанному;

Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

Знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

Знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

Знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

Знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Материально – техническое обеспечение учебного процесса.

Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.

Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 частях./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2014.

Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение, рабочая тетрадь, 4 класс.- М. «Просвещение», 2013

КИМы. Литературное чтение. 4 класс/Сост. С.В.Кутявина. – М.»Вако», 2013

Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2011.

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011

Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Комплексные задания к текстам. 4 класс. Абросимова Е.Е – Саратов: Лицей, 2014.

б) Печатные пособия. Словари:

Ушаков Д.Н. «Орфографический словарь» — 2 штуки.

Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»- 1 штука.

Читайте так же:

  • Доплата по результатам соут Гарантии и компенсации по результатам специальной оценки условий труда Надбавка за вредные условия трудаКак результаты специальной оценки связаны с размером оплаты труда Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) позволяет определить класс условий труда на рабочих местах. Если […]
  • Пособие за 3 ребенка в 2019 году киров Пособия на ребенка Кирове Демографическая ситуация в Кировской области, как частный показатель общей ситуации, с 2013 года ухудшается. Несмотря на выход из критической ситуации начала 2000, уверенный рост рождаемости остановился. На каждую тысячу человек ежегодно умирает на 2 человека […]
  • Педагогическая инноватика учебное пособие А.В.Хуторской. Педагогическая инноватика: : учеб. пособие Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с. Автор : Хуторской А.В. Название: Педагогическая инноватика Серия: Высшее […]
  • Приказ минобрнауки россии от 26122019 1400 с изменениями Приказ минобрнауки россии от 26122019 1400 с изменениями Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 462"Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией" С изменениями и дополнениями от: 14 декабря 2017 г. В соответствии с пунктом 3 […]
  • Ценообразование в аптеке приказ Консультации специалистов по теме «Лицензирование фармацевтической деятельности» Внимание! При пользовании статьями, консультациями и комментариями просим Вас обращать внимание на дату написания материала. Всего ответов по теме «Лицензирование фармацевтической деятельности»: 3049Всего […]