Меню

Как назывался международный договор

Как назывался международный договор

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

Право международных договоров – это система норм международного права (его отрасль), устанавливающая порядок заключения, вступления в силу, исполнения, изменения и прекращения действия международных договоров.

Предмет права международных договоров включает все виды договорных отношений субъектов международного права в области развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе.[80]

Источники норм этой отрасли: Венская конвенция о праве международных договоров (1969),[81] Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986),[82] Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации».[83]

Международный договор – это международное соглашение, заключенное между субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (договор, соглашение, конвенция, пакт, протокол и др.) Международный договор устанавливает, изменяет или прекращает права и обязанности его участников.

В Секретариате ООН зарегистрировано более 40 тысяч международных договоров. Россия является участником десятков тысяч действующих международных договоров и соглашений, в том числе тех, обязательства по которым перешли в порядке правопреемства от СССР.

Наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права международные договоры являются составной частью правовой системы России (Конституция РФ, ч. 4, ст. 15). Это существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства. Наша страна выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права, подразумевающему pacta sunt servanda – свободное согласие и добросовестное выполнение международных обязательств.

Место международных договоров в правовой системе России определяется согласно принципу верховенства (примата) международного права над национальным законодательством. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Иные правила договора подлежат применению в России лишь в том случае, если решение о согласии на обязательность договора было принято в форме федерального закона.[84] На международные договоры распространяется общее положение Конституции об опубликовании законов (ч. 3, ст. 15). Нормы официально опубликованных международных договоров, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в нашей стране непосредственно. В иных случаях принимаются соответствующие законы и подзаконные акты. Нормы международных договоров действуют в составе российской правовой системы и применяются в соответствии с целями и принципами материального и процессуального права.

Соотношение договора и изданного для его осуществления правового акта состоит в том, что орган или должностное лицо, применяющие право, обязаны руководствоваться правовым актом, который представляет собой официальное понимание государством своих международных обязательств. Лишь в случае явного расхождения применяются правила договора. Вместе с тем договорные нормы адресованы только государствам и непосредственно применяются только ими. Что же касается непосредственного применения таких норм к физическим лицам, то это возможно в исключительных случаях на основе договора между государствами, которые проводят в этих целях особую процедуру. Примером может служить Устав Международного военного трибунала в Нюрнберге (1945).

Возможность прямого применения норм международного права предусмотрена Конституцией РФ (ч. 3, ст. 46). Осуществление права каждого гражданина обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека предполагает заключение соответствующего договора, а также является следствием того, что исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

Будучи основным источником международного права, международный договор представляет собой наиболее распространенный способ юридического оформления результатов сотрудничества суверенных государств. Международный договор закрепляет баланс интересов государств, выражающих их желание развивать взаимовыгодные отношения.

Классификация международных договоров проводится по различным признакам (критериям), в частности:

¦ по числу участников международные договоры делятся на двусторонние и многосторонние. Россия имеет с другими странами, например, двусторонние соглашения по пограничным (более 100), консульским (свыше 130) и другим вопросам. Многосторонние договоры разделяют на общие договоры (например, Договор о нераспространении ядерного оружия, 1968) и договоры с ограниченным числом участников (например, Устав СНГ,[85] подписанный 7 государствами);

¦ по срокам действия различают срочные международные договоры, т. е. заключаемые на определенный срок, и бессрочные (например, соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны, 1973);

¦ по возможности присоединения к международным договорам различают открытые договоры, к которым имеют право присоединиться третьи государства, и закрытые, участие в которых ограничивается по каким-либо основаниям (географическим, политическим и др.).

Заключение международных договоров относится к числу основных прав государств и представляет собой важное условие осуществления ими своего суверенитета. Поэтому органы, уполномоченные заключать международные договоры, обычно определяются конституцией страны. Конституция Российской Федерации относит заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров к ведению Федерации (ст. 71, п. «к»). Международные договоры делятся на межгосударственные, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени России, межправительственные, заключаемые от имени ее правительства, и межведомственные, заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти.

Согласие государства с условиями международного договора может выражаться путем: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились стороны.

Стадии заключения международных договоров отражают процесс юридического поведения сторон, в результате которого достигается документальное согласование их интересов и намерений. Основными стадиями заключения международного договора являются:

а) предложения о заключении договора;

в) выработка согласованного текста;

На практике некоторые стадии могут отсутствовать (не все международные договоры проходят стадии парафирования или ратификации), а некоторые приобретают особое значение (выработка плана или структуры договора). Текст договора вырабатывается на переговорах, которые могут происходить обычным дипломатическим путем, на дипломатических конференциях, в рамках международных организаций. Именно на стадии переговоров согласовываются содержание договора, его вид, наименование, структура и др. Поэтому переговоры – ключевая стадия в процессе становления международного договора. Учитывая важность этой стадии, национальное законодательство относит переговоры о заключении международного договора к ведению высших органов государственной власти.

Предложения о заключении международных договоров от имени России представляются Президенту Российской Федерации, а также Правительству Российской Федерации по вопросам, относящимся к его компетенции. Подготовку этих предложений осуществляет МИД России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти. Некоторые из этих предложений, требующие предварительного рассмотрения, принимаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Предложение о заключении международного договора содержит проект договора или его основные положения, обоснование целесообразности его заключения, определение соответствия проекта договора российскому законодательству, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий заключения договора. Министерство юстиции России дает заключения по юридическим вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением таких договоров.

Переговоры по договорам, заключаемым от имени России, ведут Президент и Правительство России. Решения о проведении переговоров по договорам межведомственного характера принимаются федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые такими договорами, по согласованию с МИД России.

Парафинирование – предварительное подписание договора полномочными представителями сторон – свидетельствует о том, что текст договора согласован сторонами. После парафирования текст договора не может быть изменен одной стороной.

Полное подписание, т. е. выражение согласия государства выполнять взятые на себя обязательства по данному договору, означает:

а) подтверждение подлинности текста договора;

б) явно выраженное согласие сторон с содержанием обязательств, зафиксированных в нем.

Если не предусматривается ратификация, то подписание является заключительной стадией, придающей международному договору окончательную силу. При подписании международного договора применяется правило альтерната, суть которого заключается в следующем: в экземпляре двустороннего договора, который остается в данном государстве, наименование этого государства, подписи его уполномоченных, печати данного государства помещаются на первом месте; при многостороннем договоре подписи ставятся одна под другой в порядке алфавита. Альтернат – это не техническая процедура, а своего рода юридико-техническое воплощение принципа суверенного равенства всех государств – участников договора.

Подписание договора имеет различные юридические последствия в зависимости от его формы – например, окончательное подписание договора или подписание ad referendum – представителем государства, если оно подтверждается этим государством. Правом подписания международных договоров от имени России обладают Президент РФ, Председатель Правительства РФ, глава дипломатического представительства России в иностранном государстве или при международной организации. Подписание действительно только с предварительного согласия стороны или ее представителя с текстом договора.

Ратификация – международный акт, посредством которого государство выражает свое согласие на обязательность выполнения условий договора. В соответствии с Конституцией РФ ратификация международных договоров России осуществляется в форме федерального закона. Ратификации подлежат международные договоры, при заключении которых стороны условились о последующей их ратификации, в частности, следующие договоры России:

а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

в) о территориальном разграничении России с другими государствами, включая договоры о прохождении государственной границы, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа России;

г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность России, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

д) об участии России в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им части полномочий России или устанавливают юридическую обязательность их решений для России.[86]

На основании федерального закона о ратификации международного договора Президентом России подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется печатью и подписью министра иностранных дел России.

При заключении двустороннего договора его подписание, как правило, происходит в столице одного государства, а обмен ратификационными грамотами производится в столице другого; при заключении многостороннего договора ратификационная грамота сдается на депонирование государству-депозитарию.

Депозитарий – это государство или международная организация – хранители подлинного текста международного многостороннего договора и всех относящихся к нему документов. Депозитарий определяется государствами: обычно это государство, на территории которого проходит подписание договора. Депозитарием часто выступает Генеральный секретарь ООН; депозитариями некоторых международных договоров могут назначаться несколько государств. Основные функции депозитария:

а) хранение подлинного текста договора;

б) подготовка заверенных копий подлинного текста и любых иных текстов договора на таких других языках, которые могут быть предусмотрены договором, а также передача этих текстов участникам договора, государствам и международным организациям, имеющим право стать участниками договора;

в) информирование участников договора, а также государств и международных организаций, имеющих право стать участниками договора, о документах, уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору;

г) сообщение о присоединении к договору новых участников или о выходе из договора отдельных государств, о сделанных к договору оговорках;

д) выполнение иных полномочий депозитария, вытекающих из договора, и др. Депозитарий регистрирует международный договор в Секретариате ООН.

Регистрация международного договора завершает его становление. В настоящее время требование о регистрации международных договоров зафиксировано в ст. 102 Устава ООН, предписывающей, что всякое международное соглашение, заключенное любым членом ООН, должно быть зарегистрировано в Секретариате ООН и им опубликовано. Факт регистрации договора в Секретариате не влияет на вступление договора в силу. Все зарегистрированные в ООН международные договоры публикуются в специальных сборниках ООН. Страны СНГ регистрируют заключаемые между ними соглашения в Секретариате Содружества. Единая государственная система регистрации и учета международных договоров России находится в ведении МИД России.

Опубликование международного договора внутри государства называется промульгацией. Международные договоры, вступившие в силу для России, официально опубликовываются в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Бюллетене международных договоров»; договоры межведомственного характера – в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти.

Оговорки к международным договорам означают односторонние заявления в любой формулировке и под любым наименованием, сделанные государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого государство желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству.[87] Заключая договор или присоединяясь к нему, государства вправе делать оговорки. Акт подписания, ратификации или присоединения к договору с оговоркой имеет существенные юридические последствия: в отношении государства, которое сделало эту оговорку, договор действует с изменениями, вызванными этой оговоркой; оговорка действует только в отношении государства, которое ее сделало, и государств, которые ее приняли; оговорка не отражается на правах и обязанностях остальных участников договора; государства, которые отвергли оговорку, никакими обязательствами, содержащимися в ней, не связаны. Оговорка может быть снята в любое время сделавшим ее государством, при этом согласия на такое снятие со стороны других участников договора не требуется. Снятие оговорки считается состоявшимся с момента получения уведомления об этом от депозитария, а при его отсутствии – от государств – участников договора.

Рассмотрим вопрос отношения к международному договору третьих государств. Третье государство – это любое государство, которое не является участником данного международного договора. Согласно ст. 34 Венской конвенции о праве международных договоров, договор не создает обязательств или прав для третьего государства без его согласия. Договор не может посягать на права и интересы государств, не являющихся его участниками; он не может также лишать третьи государства их прав. Международный договор не может налагать на третье государство обязательств, которые вели бы к ущемлению суверенных прав этого государства. Таково общее положение об отношении третьих государств к международному договору.

Однако права и обязанности могут распространяться и на третье государство, если согласие на это недвусмысленно было им выражено. При этом права, предоставляемые третьим государствам, и обязанности, налагаемые на них, не должны противоречить императивным нормам и принципам международного права. Венская конвенция различает договоры, предусматривающие обязательства для третьих государств (ст. 35), и договоры, предусматривающие для них права (ст. 36). Так, в международном договоре может быть оговорено право третьих государств присоединяться к нему; например, этим государствам может быть предоставлено право пользоваться международными реками, каналами, проливами и т. д.

Предоставление таких прав вытекает из намерения стран – участниц договора обговорить общие права и обязанности. При этом обязательны, с одной стороны, добровольное согласие государства на пользование такими правами и, с другой стороны, уважение третьим государством суверенитета и интересов государств – участников договора. Так, согласно ст. 1 Конвенции о режиме судоходства на Дунае (1948), навигация на этой реке должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства.

Как правило, международный договор не создает обязательств для третьего государства, поскольку это противоречит принципу суверенитета. Однако возможны исключения из этого общего правила. Например, если между двумя государствами заключен международный договор об изменении линии Государственной границы, то третьи государства обязаны уважать новые Государственные границы. Согласно ст. 38 Венской конвенции о праве международных договоров, ничто не препятствует какой-либо норме, содержащейся в договоре, стать обязательной для третьего государства в качестве обычной нормы международного права, признаваемой как таковая.

Универсальные международные договоры могут налагать обязательства на третьи государства, если речь идет о сохранении всеобщего мира. Так, Устав ООН обязывает государства, не являющиеся членами ООН, действовать в соответствии с принципами Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности (ст. 2, п. 6). В 1970 г. ООН приняла Декларацию о принципах международного права. Бесспорно, что государства, не входящие в состав ООН, обязаны руководствоваться этими принципами. Ст. 76 Венской конвенции о праве международных договоров закрепила положение о том, что договор может налагать обязательства на государство-агрессора, виновное в развязывании войны. Так, Ялтинское и Потсдамское соглашения обязали Японию вернуть Советскому Союзу исторически принадлежащие ему Южный Сахалин и Курильские острова.

Выполнение международного договора ранее гарантировалось такими мерами, как залог, обмен заложниками и даже брак монаршествующих особ. В современных условиях это обеспечивается односторонними или многосторонними гарантиями, международным контролем. Международные гарантии – это международно-правовые акты и обеспечительные действия, с помощью которых государства делают неотвратимым выполнение обязательств по заключенному ими международному договору.

Действенным способом обеспечения выполнения международных договоров является международный контроль, т. е. проверка действий субъектов международного договора в соответствии с обязательствами, взятыми ими по этому договору. Такой контроль может осуществляться как международными, так и национальными средствами, а также специальными органами; он имеет различные формы. Так, в системе Международной организации труда (МОТ) есть органы, осуществляющие контроль за выполнением конвенций, принятых в рамках этого объединения; Договор об Антарктике (1959) предусматривает осуществление контроля в виде взаимных инспекций; контроль за соблюдением Договора о нераспространении ядерного оружия (1968) его участники возложили на Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Эффективность выполнения международных договоров обеспечивается закреплением обязательств государств в национальных законодательствах. Президент и Правительство России принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров страны. Федеральные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами России, обеспечивают выполнение обязательств российской стороны по договорам и осуществление прав российской стороны, вытекающих из этих договоров, а также наблюдают за выполнением другими участниками договоров их обязательств. Общее наблюдение за выполнением международных договоров с участием России осуществляет МИД России.

Реализация положений международных договоров подкреплена во внутригосударственном законодательстве России значительным количеством нормативных правовых актов. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за нарушение Женевских конвенций о защите жертв войны (1949) и Дополнительных протоколов к ним (1977).

Эффективное действие договора после вступления его в силу во многом зависит от правильного понимания и применения документа сторонами.

Читайте так же:  Приказ 909 2004

Толкование международного договора – это правовой процесс, целью которого является установление подлинного содержания договора, а также намерений сторон, заключающих данный договор. Толковать договор могут: его участники; международные судебные органы, добровольно назначаемые участниками договора; международные организации. Современному международному праву известны следующие способы толкования договоров: целевой, практический, логический, исторический, грамматический, систематический и др. Целевое толкование призвано установить подлинные намерения сторон, подписавших договор. Практическое толкование состоит в том, что во внимание принимается практика применения договора государствами в период, прямо следующий за его подписанием. Логическое толкование исходит из нерасторжимой связи отдельных частей договора, из единства преамбулы, основной и заключительной частей.

Недействительность международного договора может быть обусловлена:

¦ нормами внутреннего права, касающимися компетенции заключать договоры. Однако государства не вправе ссылаться на них, за исключением случаев, когда нарушение является очевидным для любого государства, действующего в вопросе выполнения договоров добросовестно и в соответствии с обычной практикой;

¦ ошибкой в договоре. Государство вправе ссылаться на нее, как на основание недействительности договора, если ошибка касается факта или ситуации, которые, по предположению этого государства, существовали при заключении договора и представляли собой существенную основу для согласия государства на обязательность для него данного договора;

¦ обманом, если государство заключило договор под влиянием обманных действий другого государства, участвовавшего в переговорах;

¦ подкупом, если согласие государства на обязательность для него договора было выражено в результате прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвовавшим в переговорах государством;

¦ принуждением государства или его представителя к заключению договора;

¦ угрозой, если заключение договора явилось результатом угрозы силой в нарушение принципов международного права. Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме или принципу jus cogens.

Прекращение действия международного договора выражает юридический факт, согласно которому прекратилось действие взаимных прав и обязанностей участников договора. В современном международном праве известны различные способы прекращения действия международных договоров. Наиболее распространенным из них является прекращение действия договоров по взаимному согласию сторон, которое может закрепляться в самом договоре. Международный договор автоматически прекращается по истечении срока его действия. Обычно государства, заключая международный договор, включают в текст специальное условие, с принятием которого договор считается прекращенным, а его участники – свободными от выполнения обязательств по договору. По истечении срока действия договора государства вправе заключить новый договор или продлить срок действия старого договора (пролонгация). Договоры могут прекращаться при достижении цели договора. Некоторые договоры стороны могут денонсировать и аннулировать.

Денонсация международного договора – это односторонний отказ государства от международного договора с предупреждением об этом, сделанным в соответствии с условиями, порядком и сроком, предусмотренными самим договором. В договоре предусматриваются также и условия денонсации. Правовым основанием денонсации является не только обусловленность ее в договоре, но и соответствие ее применения намерениям сторон. Денонсировать международный договор может тот орган, который этот договор ратифицировал.

Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права. В этих случаях МИД России публикует официальные сообщения о прекращении отдельных международных договоров.[88] Рекомендации о прекращении или приостановлении действия международных договоров России могут представляться на рассмотрение Президента или Правительства России каждой из палат Федерального собрания, субъектами Российской Федерации в зависимости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые договором. Такие рекомендации могут представляться также Верховным судом, Высшим арбитражным судом, Генеральной прокуратурой, Центральным банком Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека. Решения о прекращении и приостановлении действия международных договоров, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства – продолжателя СССР, принимаются органами государственной власти в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией и законодательством страны.

Аннулирование международного договора может быть применено в случаях существенного нарушения его другим государством.[89] Такое аннулирование не должно отражаться на действии остальных договоров, заключенных между этими странами. Основаниями для аннулирования договора могут быть:

¦ исчезновение субъекта международного договора;

¦ существенное нарушение международного договора контрагентом;

¦ коренное изменение обстоятельств (clausula rebus sic stantibus);

¦ невозможность выполнения международного договора, например при исчезновении объекта договора (высыхании реки, затоплении острова и др.). Любой акт, имеющий целью прекращение договора, выход из него или приостановление его действия, оформляется в виде документа, препровождаемого другими участниками. Если такой документ не подписан главой государства, главой правительства или министром иностранных дел, представителю государства, передающему этот документ, может быть предложено представить полномочия.

Если возникает новая императивная норма международного права (jus cogens), то любой существующий договор, который оказывается в противоречии с этой нормой, становится недействительным и прекращается.

Разрыв дипломатических или консульских отношений между участниками договора не влияет на правовые отношения, установленные между ними договором, за исключением случаев, когда наличие дипломатических или консульских отношений необходимо для выполнения договорных обязательств.

Как называется международный договор заключенный в устной форме?

Международный договор — это соглашение субъектов международного права. Положения, включенные в договор, регулируются международным правом. Участниками международного соглашения могут быть отдельные нации, народы и государства. Международный договор может состоять из одного или нескольких документов. Согласно норм венских конвенций, международный договор может заключаться в письменной или устной форме.

Международный договор, заключенный в устной форме называется – «Джентельменское соглашение».

Как называется утверждение высшим государственным органом (см)?

Как называется утверждение высшим государственным органом международного договора? 11 букв

Утверждение высшим государственным органом того или иного международного договора называется ратификацией. Это, можно сказать, одобрение определенного документа должностными лицами. А одобряется он при помощи подписи. Это-то и называется ратификацией

РАТИФИКАЦИЯ Простыми словами это процесс подтверждения какого либо документа (чаще договора) юристом каждой стороны международного договора. Такой процесс оформляется специальным документом, называемым ратификационная грамота.

Ратификация. Ратификация. Ратификация. Ратификация.

Ответ: ратификация. Ратификация — это утверждение, то есть, придание законной юридический силы какому-нибудь документу, например, договору. Обычно процесс ратификации применяют к международным договорам. Ратификация подтверждается специальными ратификационными грамотами, которыми обмениваются заинтересованные стороны.

Одной из форм выражения согласия на государственном уровне на обязательное исполнение международного договора является ратификация. При подписании договора президентом или правительством, его должен ратифицировать (утвердить) парламент страны с помощью принятия федерального закона. Верный ответ: РАТИФИКАЦИЯ.

Такое утверждение называется ратификация. После этого договор уже приобретает юридическую силу и его исполнение становится обязательным для сторон. Но пока договор не ратифицирован, силы он не имеет, как не утвержденный окончательно.

Когда заключается международный договор, стороны должны все взвесить и принять решение подтвердить данный договор либо нет. Сторонам дается время, что бы привести законодательство в своей стране в соответствие с данным договором, после высший гос. орган утверждает данный договор, этот процесс утверждения называют ратификацией. Ратификация — правильный ответ.

Правильный ответ на этот вопрос слово «ратификация», то есть подтверждение иначе говоря. Признаюсь честно — голову пришлось поломать над вопросом, ведь я не силен в области документации, тем более международной.

В тексте вопроса фактически дано определение понятия, которое нам необходимо отгадать, поэтому, имея под рукой Интернет, справиться с задачей можно моментально — последним и решающим этапом заключения международного соглашения, договора, является его ратификация.

Если честно я и сама не знала, что это и найдя в интернете и прочитав заумное определение я всё равно не поняла. В общем как оказалось ответом будет ратификация — это что-то вроде подтверждения какого-то документа гос. органом. Надеюсь , что я более менее понятно объяснила.

Первоначально , важные международные соглашения заключаются в виде договоров. Дается определенный срок обеим сторонам , что бы взвесить все положительные и отрицательных нюансы будущего соглашения , а , так же для того что бы привести в соответствие законодательства стран в юридическом аспекте. Когда все учтено , законы сформулированы в нужной редакции — договор должен быть утвержден. Это окончательное утверждение называется — РАТИФИКАЦИЯ. Производится она обеими сторонами и вступает в законную силу , только после принятия условий обеими сторонами. В данном ответе , уместно заметить что ратификация может откладываться на длительный срок , иногда на десятилетия , если одной из сторон не нравится какой-то определенный момент договора. Ответ на задание — РАТИФИКАЦИЯ.

Как называется утверждение высшим государственным органом (см)?

Как называется утверждение высшим государственным органом международного договора?

Утверждение высшим государственным органом того или иного международного договора называется ратификацией. Это, можно сказать, одобрение определенного документа должностными лицами. А одобряется он при помощи подписи. Это-то и называется ратификацией

Одной из форм выражения согласия на государственном уровне на обязательное исполнение международного договора является ратификация. При подписании договора президентом или правительством, его должен ратифицировать (утвердить) парламент страны с помощью принятия федерального закона.

Верный ответ: РАТИФИКАЦИЯ.

РАТИФИКАЦИЯ

Простыми словами это процесс подтверждения какого либо документа (чаще договора) юристом каждой стороны международного договора. Такой процесс оформляется специальным документом, называемым ратификационная грамота.

Ратификация. Ратификация. Ратификация. Ратификация.

Первоначально , важные международные соглашения заключаются в виде договоров. Дается определенный срок обеим сторонам , что бы взвесить все положительные и отрицательных нюансы будущего соглашения , а , так же для того что бы привести в соответствие законодательства стран в юридическом аспекте. Когда все учтено , законы сформулированы в нужной редакции — договор должен быть утвержден. Это окончательное утверждение называется — РАТИФИКАЦИЯ. Производится она обеими сторонами и вступает в законную силу , только после принятия условий обеими сторонами. В данном ответе , уместно заметить что ратификация может откладываться на длительный срок , иногда на десятилетия , если одной из сторон не нравится какой-то определенный момент договора.

Как назывался международный договор

Международный договор — официальное соглашение, заключенное в письменной форме, устанавливающее обязательства между двумя или более субъектами международного права (в первую очередь государствами и международными организациями). Положения, касающиеся договоров между государствами, содержатся в Венской конвенции о праве международных договоров (1969), а между государствами и международными организациями в Венской конвенции о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986).

Термин международный договор используется как обобщающее наименование различных инструментов, в том числе конвенций, деклараций, соглашений, протоколов, пактов, уставов и актов. Тем не менее, в строгом смысле данного слова многие такие документы не являются международными договорами. Основной отличительной особенностью договора является то, что он имеет обязательный характер. Например, Устав Организация Объединенных Наций (ООН) (1945) налагает на государства юридические обязательства и, таким образом, представляет собой международный договор, а Парижская хартия (1990), принятая на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, как таковая не является обязывающим документом и, следовательно, официально не является международным договором. Предполагается, что международные договоры будут исполняться в духе доброй воли в соответствии с принципом pacta sunt servanda (лат. договоры должны соблюдаться) – возможно, самым старым принципом международного права. Без этого принципа, который прямо упоминается во многих соглашениях, договоры не имели бы обязательной силы, а их исполнимость была бы непредсказуемой.

Международные договоры, как правило, принимаются в результате переговоров между представителями государственной власти соответствующих стран, обладающих необходимыми «полномочиями» заключать договоры. Полномочие – это документ компетентного государственного органа, наделяющий одно или несколько лиц правом согласования, заключения и подписания договора от имени государства. Подписи представителя той или иной страны часто бывает достаточно для выражения согласия на обязательность договора особенно в случае двусторонних договоров. Однако, многосторонние договоры после подписания, как правило, подлежат официальной ратификации со стороны правительства государств. Помимо такого положения, документ не становится официально обязательным, пока не был произведен обмен ратификационными грамотами. Многосторонние договоры являются обязательными только для государств, являющихся их участниками, и вступают в действие после того, как установленное число ратификационных грамот было передано на хранение в депозитарий. В качестве депозитария международного договора, как правило, выступает либо государство, либо международная организация, назначенные договаривающимися сторонами в качестве хранителя подлинника договора и документов о ратификации. По истечении времени, установленного для подписания договора, государства могут стать его участниками посредством процесса, известного как присоединение.

В 20-м веке значительно увеличилось количество многосторонних международных договоров (например, Версальский договор 1919 или Устав ООН 1945). Они оказались эффективным способом устанавливать новые нормы международного права, особенно при необходимости быстрого реагирования на изменяющиеся обстоятельства либо урегулирования определенных вопросов. Примером первого типа договоров является Конвенция по морскому праву, которая был подписана в 1982 году и вступила в действие через 12 лет в 1994 году. Этот всеобъемлющий договор, разработка которого длилась более десяти лет интенсивных переговоры, определяет правовой статус морских пространств и международного района морского дна. Примером второго типа договоров может служить ряд природоохранных договоров, таких как Женевская конвенция о трансграничном загрязнении воздуха (1979) и Венская конвенция об охране озонового слоя (1985) и дополнительные протоколы к ним, а также Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Конвенции о биологическом разнообразии, которые были приняты в 1992 году. Кроме того, существенно поднялся уровень защиты прав человека после принятия ряда международных конвенций и региональных соглашений, включая Конвенцию о предотвращении и наказании преступления геноцида (1948), Европейскую конвенцию о правах человека (1950), Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), а также Межамериканскую конвенцию по правам человека (1969).

Международным договорам не требуется придерживаться какой-либо специальной формы. Договоры часто составляются в форме соглашения, но они также могут представлять собой совместную декларация или обмен нотами (как договор Раша-Бэгота 1817 года между США и Великобританией о демилитаризации района Великих озер). Однако, важные международные договоры, как правило, придерживаются определенной схемы. В водной части договора – преамбуле излагаются исходные предпосылки, мотивы и общие цели, послужившие поводом для его создания. Главная часть договора обычно начинается с общих положений, определения терминов и сферы применения; в ней содержатся объект и предмет договора, указываются права и обязанности участников, инструменты и условия для исполнения взятых сторонами обязательств. Если договор заключается на конкретный срок, указывается период его действия и порядок продления; если договор бессрочный, может быть включено положение, позволяющее любой из сторон его «денонсировать» (то есть, подать уведомление о прекращении действия). Договоры могут содержать разрешение или запрет оговорок, посредством которых отдельные государства могут исключать или изменять юридическое действие договора применительно к себе. Далее следуют статьи, устанавливающие порядок ратификации данного договора, время и место обмена ратификационными грамотами. Договор, как правило, заканчивается пунктом: «в удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные представители, подписали настоящий договор», ниже которого ставятся подписи, указывается место и дата подписания.

Специалисты по международному праву ведут классификацию международных договоров по нескольким принципам. По числу участников договоры различаются на двусторонние и многосторонние. Различаются договоры, представляющие собой определенную сделку (например, уступка территории), и договоры, устанавливающие общее нормы поведения (например, «отказ от войны»). Международные договоры также классифицируются по объекту регулирования:

  1. политические договоры, в том числе мирные договоры, договоры о дружественных отношениях, о территориальных уступках и договоры в области разоружения;
  2. экономические договоры, в том числе договоры о тарифах, консульские договоры, соглашения в области морского торгового судоходства и рыбного промысла;
  3. конституционные и административные договоры, такие как конвенции о создании и регулирования деятельности международных союзов, организаций и специализированных органов;
  4. договоры, касающиеся уголовного правосудия, такие, как договоры, определяющие международные преступления и порядок экстрадиции;
  5. договоры, касающиеся гражданского правосудия, такие как конвенции по защите прав человека, товарных знаков и авторских прав, а также договору о признании и исполнении решений иностранных судов;
  6. договоры кодификации международного права, такие как процедуры мирного урегулирования международных споров, правила ведения войны, а также договоры, определяющие права и обязанности государств.

На практике часто бывает затруднительно установить соответствии конкретного договора одному из этих классов, а юридическое значение таких различий минимально.

Прекращение международного договора или приостановление его действия может осуществляться в соответствии с положениями договора (при наличии таковых) или с согласия всех его участников. В случае существенного нарушения – то есть недопустимом отказе от договора или нарушение какого-либо положения, необходимого для реализации целей данного договора, одной стороной двустороннего договора другая сторона имеет право ссылаться на это нарушение как на основание для прекращения договора или приостановления его действия. Многосторонние международные договоры могут быть прекращены или приостановлены по единогласному решению всех участников. Участник, особо пострадавший в результате нарушения многостороннего договора, может приостановить действие договора в отношениях между ним и нарушившим договор государством. В том случае, когда нарушение одной из сторон коренным образом меняет положение каждого участника, другие стороны могут приостановить действие договора в целом или в части.

Понятие и виды международных договоров

Международные договоры могут состоять из одного документа и бо­лее. Например, международный договор может быть заключен посредст­вом обмена нотами.

В международном праве существует множество видов международных договоров. Их классификацию можно провести по следующим основаниям:

1. По объекту регулирования:

— экономические (например, Договор о Таможенном союзе и едином эко­номическом пространстве 1999 г.);

— военно-политические (например, Договор между Российской Федераци­ей и Соединенными штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограни­чении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) 1993 г.);

— культурные (например, Конвенция о признании квалификаций, относя­щихся к высшему образованию в Европейском регионе, 1997 г.);

— социальные (например, Договор между Российской Федерацией и Коро­левством Испания о социальном обеспечении 1994 г.)

2. По сфере регулирования:

— общие (например, Венская конвенция о праве международных догово­ров 1969 г.);

— специальные (например, Рамочная конвенция Организации Объединен­ных Наций об изменении климата);

3. По сфере действия:

— универсальные (например, Устав ООН);

— региональные (например, Конвенция о правовой помощи и правовых от­ношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.);

— двусторонние (например, Консульская конвенция между Российской Федерацией и Португальской Республикой 2001 г.);

4. По сроку действия:

— срочные договоры (например, Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г.);

— бессрочные (например, Конвенция по морскому праву 1982 г.);

Читайте так же:  Нотариус уфа адреса ленинский район

5. По возможности присоединения:

— открытые (например, Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.);

— закрытые (например, Договор об учреждении Европейского союза 1992 г.).

Кроме того, в практике встречаются многосторонние договоры, в которых

наряду с государствами и другими субъектами участвуют несубъекты междуна­родного права. Такие многосторонние договоры можно условно назвать «сме­шанными», или сложными, по своей юридической природе. Примером может служить Эксплуатационное соглашение о Международной организации мор­ской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) 1976 г. Участниками этого многосто­роннего соглашения кроме государств являются национальные организации публичного или частного характера, назначаемые правительствами государств для подписания соглашения. Такая организация называется участником (signato­ry) соглашения и находится под юрисдикцией государства, ее назначившего.

Комиссия международного права считает, что если в соглашении наряду с одним или несколькими частными юридическими лицами участвует несколь­ко государств, то такое соглашение может действовать как международный договор, поскольку это касается лишь взаимоотношений между участвующи­ми в нем государствами.

Таким образом, в такого рода «смешанных» договорах могут содержаться два вида обязательств:

1) между государствами (и другими субъектами международного права) — международно-правовые обязательства;

2) между государствами и несубъектами международного права — граж­данско-правовые и другие немеждународно-правовые обязательства.

В теории международного права также выделяют и международные со­глашения, не обладающие юридической силой. К таким соглашениям, как правило, относят резолюции международных организаций и политические со­глашения между государствами. Не будучи юридически обязательными, эти акты обладают морально-политической силой, например, резолюции Гене­ральной Ассамблеи ООН.

Достаточно широко в международной практике встречаются двусторон­ние и многосторонние политические соглашения. Такие соглашения имену­ются «договоренностями». Они могут иметь письменную и устную форму («джентльменские соглашения»).

Наиболее распространенными письменными формами являются совме­стные коммюнике, декларации, заявления. Такие соглашения могут высту­пать в качестве программ либо посылкой к дальнейшему заключению меж­дународного договора. Например, в Совместном заявлении Российской Фе­дерации и Европейского союза о транзите между Калининградской обла­стью и остальной территорией Российской Федерации. Во-первых, п. 4 данного заявления указывает, что действия его субъектов и данный акт ос­новывается на Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС 1994 г., во-вторых, заявление не содержит правовых норм, а только наме­рения по осуществлению мер для свободного транзита, в-третьих, в п. 11 подтверждается намерение РФ заключить межправительственное соглаше­ние с Литовской Республикой о реадмиссии.

Таким образом, в совместных актах государств подчеркивается, что при формировании своих отношений стороны будут руководствоваться как за­ключенными между ними договорами, так и политическими документами.

Структура, форма и наименование договоров

Структура выражает упорядоченность элементов договора, их располо­жение, характер взаимосвязи, то есть внутреннюю организацию. Структура упорядочивает его целостность, единство.

В соответствии с принципом единства договор должен рассматриваться как единая система норм, являющихся обязательными.

Договор состоит из отдельных компонентов, которые образуют единую упорядоченную систему. Такими компонентами являются наименование до­говора или титул, преамбула, основная и заключительная части, подписи сто­рон, приложения. Наличие всех этих компонентов не обязательно, и отсутст­вие одного или другого не влияет на юридическую силу договора. Например, не все договоры сопровождаются приложениями, или не все договоры имеют преамбулу. Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых догово­рах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступле­ния в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст дого­вора, и т. д. Международные договоры часто имеют приложения в виде про­токолов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и пр.

В международном праве договоры могут иметь различное наименование, что не влияет на их юридическую силу. Однако наименование определенным образом имеет значение для определения природы международных соглаше­ний. Так, есть ряд наименований, которые свидетельствуют о том, что речь идет о международно-правовом акте, например, пакт, конвенция, договор. Наименование может иметь и политическое значение.

12.2. Понятие международного договора

Под международным договором, как следует из ст. 2 Венских конвенций 1969 г. и 1986 г., понимается регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования.

Хотя в Конвенциях говорится лишь о договорах в письменной форме, однако это не означает, что государства не могут заключать договоры в устной форме и распространить на них действие, например, Венской конвенции 1969 г.

Договорами в международно-правовом смысле выступают только соглашения между субъектами международного права. К таким договорам не относятся соглашения, заключаемые международными транснациональными компаниями с какими-либо государствами. Международными договорами не могут считаться и такие международные акты в письменной форме, которые внешне могут напоминать договоры. В качестве примера можно назвать Заключительный акт 1975 г. и Парижскую хартию для Новой Европы 1989 г. Как следует из содержания этих актов, государства-участники не пожелали придать им форму договоров. В частности, названные акты не подлежали регистрации в Секретариате ООН, хотя такая регистрация и является обязанностью членов ООН, что предусмотрено Уставом этой организации.

Россия также заключает международные акты такого характера. Порядок заключения определяется Положением о подготовке и подписании международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.02.2003 № 79.

Международным договором является соглашение, которое может содержаться в двух или более связанных между собой документах. В качестве примеров таких договоров являются соглашения, заключенные путем обмена нотами или письмами либо путем принятия международными организациями параллельных резолюций.

Объектом международного договора является все то, по поводу чего государства заключают договор, т.е. вступают в договорные отношения. В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные блага, действия и воздержание от действий. Международное право не содержит какие-либо ограничения относительно выбора его субъектами объекта для международных договоров.

Целью договора является то, что субъекты международного права стремятся осуществить или достигнуть путем заключения договора.

Объект определяется в названии либо в контексте договора, а цель — в преамбуле либо в первых статьях договора. Так, объектом Устава ООН является создание международной организации по поддержанию международного мира и безопасности. Целью Венской конвенции 1969 г. является кодификация и прогрессивное развитие норм права международных договоров.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР» в других словарях:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР — соглашение между государствами и другими субъектами международного права, устанавливающее для его участников международные права и обязанности; главный источник международного права. По содержанию М.д. бывают политическими (о взаимной помощи,… … Юридическая энциклопедия

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР — см. Договор международный … Большой Энциклопедический словарь

Международный договор РФ — международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством или государствами либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом. См. также: Международные договоры Российская Федерация Финансовый… … Финансовый словарь

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР РФ — международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном или в… … Юридический словарь

международный договор — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN treaty An international agreement in writing between two states or a number of states. Treaties are binding in international law; some treaties create law only for those states … Справочник технического переводчика

Международный договор — (англ treaty) один из основных источников международного права, добровольное соглашение между двумя или несколькими его субъектами, определяющее их взаимоотношения в определенной сфере путем установления, изменения или прекращения взаимных прав и … Энциклопедия права

Международный договор рф — (англ treaty of RF) международное соглашение, заключенное с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в… … Энциклопедия права

международный договор — см. Договор международный. * * * МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР, соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права (см. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО) относительно установления, изменения или… … Энциклопедический словарь

Международный договор — Первые две страницы Брестского мирного договора Международный договор это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими … Википедия

международный договор — конвенция договор по какому л. специальному вопросу. конвенционный. пакт международный договор большого политического значения. конкордат. акцессионный договор. акцессорный договор. | субсидарный. плюрилатеральный … Идеографический словарь русского языка

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР» в других словарях:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР — соглашение между государствами и другими субъектами международного права, устанавливающее для его участников международные права и обязанности; главный источник международного права. По содержанию М.д. бывают политическими (о взаимной помощи,… … Юридическая энциклопедия

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР — см. Договор международный … Большой Энциклопедический словарь

Международный договор РФ — международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством или государствами либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом. См. также: Международные договоры Российская Федерация Финансовый… … Финансовый словарь

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР — соглашение.между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в политических, экономических или иных сферах. Основной источник… … Юридический словарь

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР РФ — международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном или в… … Юридический словарь

международный договор — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN treaty An international agreement in writing between two states or a number of states. Treaties are binding in international law; some treaties create law only for those states … Справочник технического переводчика

Международный договор — (англ treaty) один из основных источников международного права, добровольное соглашение между двумя или несколькими его субъектами, определяющее их взаимоотношения в определенной сфере путем установления, изменения или прекращения взаимных прав и … Энциклопедия права

Международный договор рф — (англ treaty of RF) международное соглашение, заключенное с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в… … Энциклопедия права

международный договор — см. Договор международный. * * * МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР, соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права (см. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО) относительно установления, изменения или… … Энциклопедический словарь

Международный договор — Первые две страницы Брестского мирного договора Международный договор это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими … Википедия

международный договор — конвенция договор по какому л. специальному вопросу. конвенционный. пакт международный договор большого политического значения. конкордат. акцессионный договор. акцессорный договор. | субсидарный. плюрилатеральный … Идеографический словарь русского языка

12.3. Классификация международных договоров

Договоры могут классифицироваться по кругу участников и по объекту. По кругу участников договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние. В свою очередь, многосторонние договоры подразделяются на договоры универсальные (общие) и договоры с ограниченным числом участников.

Договоры могут классифицироваться и по объекту регулирования. С этой точки зрения договоры подразделяются на договоры по политическим, экономическим, правовым вопросам, по вопросам транспорта и связи и т.д.

Договоры могут быть закрытыми либо открытыми. К закрытым договорам относятся, как правило, уставы международных организаций, двусторонние договоры. Участие в таких договорах для третьих государств предполагает согласие их участников. В открытых договорах может участвовать любое государство, и такое участие не зависит от согласия сторон договора. Открытыми договорами являются, например, Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г., Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г., Венская конвенция 1986 г. и др.

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» предусматривает классификацию договоров на межгосударственные договоры, заключаемые от имени России, межправительственные, заключаемые от имени Правительства РФ, и межведомственные, заключаемые ведомствами России в пределах своих полномочий. Несмотря на такую классификацию, все эти договоры являются договорами России и независимо от того, какой государственный орган заключил договор, он создает права и налагает обязанности в целом на Россию.

Из определения понятия международного договора следует, что под действие Венских конвенций 1969 и 1986 гг. подпадают договоры в письменной форме. Однако государства могут заключать договоры и в устной форме. В связи с этим когда идет речь о формах договоров, то имеют в виду прежде всего письменную и устную формы международных договоров. Договоры в устной форме получили наименование «джентльменских соглашений». Они имеют такую же юридическую силу, что и договоры в письменной форме.

Между тем очень часто форму договора олицетворяют с его структурой, под которой понимаются составные части договора.

Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируются цели договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора.

Основная часть договора делится на статьи, некоторые могут быть сгруппированы в разделы (Конвенция по морскому праву 1982 г.), главы (Устав ООН) или части (Чикагская конвенция 1944 г.). В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования.

В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договора, язык, на котором составлен текст договора, и т.д.

Международные договоры могут иметь приложения, которые будут составлять неотъемлемые части договоров только в том случае, если об этом прямо указано в договорах.

Договоры могут и не иметь названную структуру, что зависит от его характера.

Текст договора содержится, как правило, в одном документе. Однако в том случае, когда договор заключается путем обмена нотами или письмами, то его текст .содержится в двух или более связанных между собой документах (в нотах или письмах, которыми обменялись договаривающиеся стороны).

Договоры могут иметь самые различные наименования либо быть без названия. Наименование договора (конвенция, соглашение, собственно договор, хартия, устав, пакт, декларация, протокол и т.д.) не имеет какого-либо юридического значения, поскольку понятие «договор» является родовым понятием.

Договаривающиеся стороны сами определяют, на каких языках составляется текст договора. Двусторонний договор составляется, как правило, на языках обеих договаривающихся сторон, но могут выбрать какой-либо другой язык или другие языки. Так, Портсмутский мирный договор 1905 г. между Россией и Японией был исполнен на английском и французском языках. Иногда помимо двух языков договаривающихся сторон текст договора составляется и на третьем (нейтральном) языке. Как правило, этот текст берется в качестве основы толкования договора.

Многосторонние договоры составляются на языках, которые определяются договаривающимися государствами. Установилась практика, что договоры, заключаемые под эгидой ООН, ее специализированных учреждений или других международных организаций, составляются на официальных языках этих организаций. Тексты многостороннего договора на разных языках являются аутентичными и имеют одинаковую юридическую силу.

Ратификация международных договоров, ратификационные грамоты

Ратификация — это один способов выражения согласия государств на обязательность договора. Как правило, ратификация осуществляется высшим органом государственной власти — парламентом либо главой государства.

Венские конвенции 1969 и 1986 гг. не определяют, какие конкретно договоры подлежат ратификации. В них только устанавливается, что договор подлежит ратификации, если об этом условились договаривающиеся государства либо их представители подписали договор под условием ратификации.

Законодательные акты государств предусматривают, какие договоры подлежат обязательной ратификации.

Международные организации в целях выражения своего согласия на обязательность договора применяют акт официального подтверждения, который приравнивается к ратификации.

Утверждение, принятие, одобрение также являются способами выражения согласия на обязательность договора. Они применяются в том случае, если об этом условились договаривающиеся стороны либо это предусмотрено нормативными актами таких сторон. Обычно утверждение, принятие и одобрение осуществляются тем государственным органом, органом исполнительной власти, от имени которого заключен договор.

Присоединение используется в том случае, когда государство или международная организация, не участвовавшие в переговорах по заключению договора, решили стать его участниками. Присоединение осуществляется в отношении договоров, вступивших в силу. Присоединение осуществляется также в том случае, когда государство, хотя и участвовало в переговорах по заключению договора и подписало его, однако не выразило согласия на его обязательность до вступления договора в силу. Присоединение может осуществляться в форме ратификации, утверждения, принятия или одобрения, что определяется либо положениями соответствующего договора, либо нормативными актами государства.

Согласие на обязательность договора может быть выражено государствами и международными организациями путем обмена документами (нотами или письмами), образующими договор.

Международное право признает, что государства и другие субъекты имеют право делать оговорки.

В соответствии со ст. 2 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. под оговоркой понимается одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого эти субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству или данной организации.

Государство или международная организация не могут делать оговорки в тех случаях, когда они договором запрещены либо не совместимы с его объектом и целями. Иногда договор прямо предусматривает, к каким его положениям разрешается делать оговорки.

Оговорка изменяет действие договора в целом либо его отдельного положения, к которому сделана оговорка, между государ ством, сделавшим такую оговорку, и другими участниками договора. Государство может возразить против оговорки и заявить, что договор действует, за исключением положения, к которому сделана оговорка, либо договор не будет действовать в целом между ним и участником, сделавшим оговорку. Если государство признает оговорку, то договор будет действовать между ним и участником, сделавшим оговорку, за исключением соответствующего положения договора.

Оговорка, возражения против оговорки и согласие с ней должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения договаривающихся сторон. Если оговорка была сделана при подписании договора, который подлежал ратификации, акту официального подтверждения, принятию или утверждению, то она должна быть подтверждена сделавшим оговорку участником при выражении своего согласия на обязательность договора.

Читайте так же:  Страховка 1 тип

Государство, сделавшее оговорку, может в любое время ее снять. Снятие оговорки или возражения против оговорки осуществляются в письменной форме.

Ратификация, акт официального подтверждения, принятие, утверждение или присоединение оформляются официальными документами. Такими документами служат ратификационные грамоты и документы об официальном подтверждении, утверждении, принятии или присоединении. Эти документы являются, как следует из ст. 16 Венских конвенций 1969 и 1986 гг., формами согласия на обязательность договоров.

В случае двусторонних договоров происходит обмен ратификационными грамотами и документами об официальном подтверждении, принятии или утверждении.

В отношении многосторонних договоров осуществляется сдача названных документов на хранение.

Венские конвенции 1969 и 1986 гг. (ст. 16) предусматривают, что вместо обмена или сдачи ратификационных грамот или иных документов может применяться и такая упрощенная форма, как уведомление о выражении согласия на обязательность договора. Эта форма применяется в том случае, когда она предусматривается в самом договоре. Уведомление осуществляется, как правило, в виде ноты.

Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что на основании федерального закона о ратификации международного договора Президент РФ подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел (ст. 18). Обмен ратификационными грамотами и сдача этих грамот на хранение производится, если стороны не договорились об ином, МИД России либо по его поручению дипломатическим представительством в иностранном государстве или российским представительством при международной организации (ст. 19).

Депозитарий и его функции

Депозитарий. Депозитарием называется хранитель подлинника многостороннего договора и всех относящихся к нему документов (заявлений, оговорок, ратификационных грамот, документов о принятии, присоединении, денонсации и т.д.). Депозитарием может быть одно или несколько государств, международная организация или главное административное должностное лицо такой организации (например, Генеральный секретарь ООН является депозитарием Пактов о правах человека 1966 г.).

Если депозитариями являются несколько государств (например, по Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г. депозитариями являются правительства Российской Федерации, Великобритании и США), то можно сдать документы, относящиеся к данному договору, одному из указанных правительств.

Права и обязанности депозитария установлены Венской конвенцией 1969 г. (ст. 77), но иногда они определяются в самом многостороннем договоре. Функции депозитария состоят:

а) в хранении подлинного текста многостороннего договора и переданных депозитарию полномочий;

б) в подготовке заверенных копий с подлинного текста и подготовке любых иных текстов договора на таких других языках, которые могут быть предусмотрены договором, а также в препровождении их участникам и государствам, имеющим право становиться участниками договора;

в) в получении подписей под договором, в информировании участников о документах, уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору; г) в информации государств о том, когда число подписей, ратификационных грамот или документов о принятии, утверждении или присоединении, необходимых для вступления договора в силу, было получено или депонировано; д) в регистрации договора в Секретариате ООН.

Вступление в силу международных договоров

Вступление договора в силу означает, что его стороны приобретают права и несут обязанности, предусмотренные этим договором. Только вступивший в силу договор создает юридические последствия для его участников. Как указывается в ст. 26 Венских конвенций 1969 и 1986 гг., каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (принцип pacta sunt servanda).

В соответствии со ст. 24 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. порядок и дата вступления договора в силу устанавливаются в самом договоре или согласуются самими участниками. Как следует из международной практики, договоры могут вступать в силу с даты подписания, ратификации, утверждения, принятия, обмена ратификационными грамотами или сдачи депозитарию определенного числа ратификационных грамот. При этом может быть установлен срок, по истечении которого после сдачи на хранение определенного числа ратификационных грамот или иных документов, выражающих согласие участников на обязательность договора, договор вступает в силу. Так, в Конвенции по морскому праву 1982 г. предусматривается, что она вступит в силу через 12 месяцев после сдачи 60-й ратификационной грамоты или документа о присоединении. В Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. указывается, что он вступает в силу через 180 дней после сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами, которые перечислены в приложении к этому договору, но не ранее чем через два года после открытия его для подписания.

Иногда договор не предусматривает дату его вступления в силу. Это относится главным образом к двусторонним договорам, согласие на обязательность которых выражается в форме подписания. Предполагается, что момент вступления таких договоров в силу совпадает с датой их подписания.

Договор вызывает юридические последствия, т.е. создает права и налагает обязанности на участников, лишь с момента его вступления в силу. Иными словами, договор не имеет обратной силы. Однако международное право не препятствует участникам договора условится о том, чтобы распространить действие договора в отношении любого действия или факта, которые имели место до вступления договора в силу, или в отношении любой ситуации, которая перестала существовать до этой даты. Это положение зафиксировано в ст. 28 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.

Международная практика свидетельствует, что государства и другие субъекты иногда заинтересованы во временном применении отдельных положений или всего договора до его вступления в силу. Обычно это относятся к договорам, которые предусматривают ратификацию, принятие, утверждение либо присоединение. Временное применение осуществляется лишь в том случае, если сам договор предусматривает такую возможность либо участники переговоров по заключению договора условились об этом. Данная возможность закреплена в ст. 25 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.

Вступление договора в силу связано со сроком действия, который обычно устанавливается в договоре.

Договоры могут заключаться на определенный срок (срочные договоры), на неопределенный срок, без указания срока действия либо с указанием на бессрочность действия. ^

На определенный срок могут заключаться как двусторонние, так и многосторонние договоры. Некоторые двусторонние договоры содержат условие, что по истечении указанного в договоре срока он будет оставаться в силе до тех пор, пока один из участников не заявит о своем выходе из договора. Другие договоры предусматривают, что по истечении времени, на которое они были заключены, их действие будет автоматически продлеваться на определенные сроки, например на три года, пять лет или на больший срок. Продление договора будет осуществляться до тех пор, пока один из участников не денонсирует договор либо откажется продлевать его действие. Продление договора называется пролонгацией. Кроме приведенных случаев, пролонгация может быть осуществлена на основании специального соглашения в отношении договора, срок которого истекает. Если договор прекратил свое действие и стороны специально договорились о продлении его действия, то такое продление называется восстановлением или возобновлением действия договора.

В некоторых договорах, хотя и не указывается конкретный срок их действия, может содержаться условие, определяющее время их действия тем, что по достижении установленных договорами целей действие таких договоров прекращается. Так, Договором о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г. предусматривается, что его действие прекращается после урегулирования всех платежей и расчетов, определенных его положениями, а также дополнительными соглашениями и протоколами.

Бессрочными являются договоры, в которых не указан срок их действия и не содержится условий их прекращения либо которые прямо предусматривают бессрочность их действия. Так, Венские конвенции 1969 и 1986 гг. являются бессрочными, поскольку в них не указаны ни срок, ни условия прекращения их действия.

Каждый договор имеет территориальную или пространственную сферу действия. Общее правило, которое нашло свое закрепление в ст. 29 Венских конвенций 1969 и 1986 гг., заключается в том, что договор обязателен для каждого из его участников в отношении всей его территории, если иное не установлено этим договором. Ряд многосторонних договоров предусматривают пространственную сферу действия иную, чем территории государств. В качестве примера можно назвать Договор об Антарктике 1959 г., Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. Сложная территориальная сфера действия предусмотрена в Конвенции по морскому праву 1982 г., которая охватывает пространства, начиная от внутренних морских вод и кончая воздушным пространством за пределами государственной территории. Территориальная сфера действия Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г.

Имеет специфический характер: она распространяет свое действие на трансграничные воды, под которыми понимаются любые поверхностные или подземные воды, пересекающие границы между двумя или более государствами или расположенные на таких границах.

Договоры порождают права и обязанности только для участников и они не создают права и обязанности для третьих государств или международных организаций без их на то согласия (ст. 34 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.). Под третьим государством и третьей международной организацией понимаются такое государство и такая международная организация, которые не являются участниками договора. Однако имеются и исключения, когда в договорах предусматриваются права и обязанности для третьих государств или третьих международных организаций. На этот счет Венские конвенции содержат положения, определяющие условия осуществления этих прав и обязанностей.

Как следует из ст. 35 Венских конвенций 1969 и 1986 гг., обязательство для третьего государства или третьей международной организации возникает в том случае, если’это предусмотрено участниками договора и если третье государство или международная организация определенно принимает на себя такое обязательство в письменной форме.

Договором может быть предусмотрено право для третьего государства или третьей международной организации. Такие субъекты пользуются названным правом, если они соглашаются с этим. Согласие на пользование названным правом будет предполагаться до тех пор, пока не будет доказательств противного (ст. 36 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.). Таким образом, для пользования правом, вытекающим из договора, не требуется явно выраженного согласия третьего государства или третьей международной организации, т.е. согласия в письменной форме.

Договором может быть предусмотрено, что вытекающими из него правами названные субъекты могут пользоваться в том случае, если они соблюдают необходимые условия, которые предусмотрены договором или установлены в соответствии с договором.

Рассматриваемые обязанности и права не могут быть отменены или изменены участниками договора без согласия третьего государства или третьей международной организации, если только договором не предусматривалось иное.

Международная практика показывает, что государства нередко заключают многосторонние договоры по одному и тому же вопросу. И в этих договорах могут содержаться взаимоисключающие положения. В связи с этим возникает вопрос о применении таких договоров, поскольку круг участников прежних и новых договоров часто не совпадает. Обычно в договорах, последовательно заключенных по одному и тому же вопросу, имеются положения о применении таких договоров. Так, ст. 103 Устава ООН предусматривает, что в том случае, когда обязательства членов организации, предусмотренные Уставом, окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по этому Уставу.

Венские конвенции 1969 и 1986 гг., отражая международную практику, устанавливают общие правила, как должны применяться последовательно заключенные договоры по одному и тому же вопросу (ст. 30).

Заключая договор, его участники могут предусмотреть, что применение договора обусловлено действием предыдущего или последующего договора либо указывается о совместимости с таким договором. В данном случае преимущественную силу будет иметь этот предыдущий или последующий договор. Другими словами, самим договором устанавливается порядок применения новых, предыдущих и будущих договоров по одному и тому же вопросу. В качестве примера можно назвать Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г., в которой прямо указывается, что ее положения не отражаются на других международных договорах, действующих между его участниками, а также не препятствуют заключению международных соглашений, подтверждающих, дополняющих, распространяющих или расширяющих положения конвенции. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. прямо указывает, что его положения ни в коей мере не затрагивают обязательств, взятых на себя участниками данного договора по международным соглашениям, учреждающим зоны, свободные от ядерного оружия.

В том случае, если участники нового договора являются одновременно и участниками предыдущего договора, действие которого не прекращено или не приостановлено, то положения такого предыдущего договора будут действовать в той мере, в какой они совместимы с положениями нового договора. Так, Конвенция по морскому праву 1982 г. предусматривает, что она имеет преимущественную силу между ее участниками перед Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 г. В то же время она не изменяет прав и обязательств, которые вытекают для участников из других договоров, совместимых с названной Конвенцией.

Венская конвенция 1969 г. предусматривает и такие случаи, когда не все участники последующего договора являются участниками предыдущего договора. В отношениях между участниками обоих договоров предыдущий договор будет применяться в той мере, в какой его положения совместимы с положениями нового договора. А в отношениях между участником обоих договоров и участником только одного договора будет применяться тот договор, участниками которого они являются. Так, в той же Конвенции по морскому праву 1982 г. предусматривается, что два или более ее участников могут заключать соглашения, изменяющие или приостанавливающие действие положений Конвенции, но при условии, что такие соглашения не касаются тех положений, отступление от которых несовместимо с эффективным осуществлением объекта и цели Конвенции.

Регистрация и публикация договоров

Статья 102 Устава ООН предусматривает, что государства — члены ООН должны при первой возможности зарегистрировать любой международный договор. В том случае, если договор не будет зарегистрирован, ни одна из сторон договора не может на него ссылаться ни в одном из органов ООН. В соответствии с пра- вилами регистрации и опубликования договоров, одобренными резолюцией ГА ООН от 14 декабря 1946 г., только вступивший в силу договор подлежит регистрации. Регистрация может быть произведена одной из сторон договора. Если договор зарегистрирован одной из сторон договора, то другие стороны освобождаются от обязательства такой регистрации.

Участники Венских конвенций 1969 и 1986 гг. на основании ст. 80 и 81 соответственно обязаны направить вступившие в силу договоры в Секретариат ООН для регистрации или для хранения в делах и для опубликования.

Регистрацию договоров производят и другие международные организации, например ИКАО, МАГАТЭ, МОТ. Даже если договор зарегистрирован в международной организации, он подлежит, как следует из Венских конвенций, обязательной регистрации в Секретариате ООН.

Предостережение к международным договорам

В тех случаях, когда участник международного договора не согласен с какой-либо частью договора, которая, однако, не исключает его участия в договоре, он имеет право обнаружить эту несогласие путем заявления предостережение. Заявление предостережение — суверенное право каждого государства. Предостережение можно заявить в любой стадии заключения международного договора. Заявление предостережение недопустима в двустороннем договоре, а также если предостережение запрещено самим договором или если договором предусмотрено право делать только определенные оговорки, в которых данное не принадлежит, или когда оговорка недопустимо с точки зрения объекта и цели договора (ст. 19 Венской конвенции 1969 г.).

Для заявления предостережение согласие других участников договора не требуется. Но Венская конвенция установила, что оговорка считается принятым другими участниками, если в течение 12 месяцев со дня его заявления они не выразили против него возражений. Государство, которая заявила предостережения, признает договор не в целостности, а лишь в той части, которой оговорка не касается. Для всех же остальных государств договор действует в полном объеме.

Государство, которое не соглашается с оговоркой, имеет право заявить возражение против него, и возражения также является суверенным правом, как и право на оговорки. Венская конвенция не исключает возможности действия договора между государством, что заявила предостережения, и той, которая заявила против него возражения, «если государство, которое отрицает, определенно не заявит о противоположном намерении». Следовательно, при наличии такого намерения договор между этими двумя участниками не будет действовать; между государством, которая заявила предостережения, и теми участниками, которые не протестовали против него, договор является действующим, за исключением тех положений, которые вызвали предостережение, а между всеми другими пин действует в полном объеме.

Участник договора, который заявил оговорки, может его снять, что также является его суверенным правом.

Договоры, которые не нуждаются в ратификации, утверждаются. Согласно законодательству Украины межгосударственные договоры Украины утверждаются Президентом Украины, о чем принимается указ. Межправительственные договоры утверждаются правительством Украины, о чем принимается постановление; межведомственные — в порядке, установленном правительством Украины. Присоединение к международным договорам осуществляется в таком же порядке, при этом, в случае необходимости ратификации такого договора, решение о присоединении принимает Верховная Рада в виде закона. Если нет необходимости ратификации, — указом Президента, постановлением правительства, в зависимости от уровня договора.

Читайте так же:

  • Страховка легковой прицеп цена Нужна ли страховка ОСАГО на прицеп к легковому автомобилю в 2019 году В 2007 году произошли глобальные изменения в отношении ОСАГО, которые повлекли за собой волну вопросов от водителей транспортных средств с прицепом. Сегодня мы постараемся дать конкретные разъяснения в этой […]
  • Учебное пособие по мвд Учебное пособие по мвд Грифованные учебные издания Газета «На страже закона» Официальный сайтСанкт-Петербургского университета МВД Российской Федерации Гриф Учебно-методического объединения при Министерстве образования и науки Российской Федерации Философия: учебник для юридических […]
  • Мгиу лицензия и аккредитация Мгиу лицензия и аккредитация Сегодня Московский государственный индустриальный университет (МГИУ, Завод-ВТУЗ при ЗИЛе)входит в состав одного из крупнейших столичных университетов страны – Московского политехнического университета. Московский Политех продолжает развитие образовательной […]
  • Как оформить страховку на автомобиль на месяц ОСАГО на полгода, три месяца, месяц и на 20 дней в 2019 году — цена на оформление транзитной страховки Согласно законодательству, каждый автовладелец должен иметь полис обязательного страхования. Это требование регламентировано : “Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в […]
  • Документы для пособия на ребенка чебоксары Пособия на ребенка в Чебоксарах С целью увеличения рождаемости и численности жителей в Чебоксарах предусмотрена система выплат, которая направлена на поддержку семей с детьми. Большинство выплат направлены на поддержку малообеспеченных слоев населения. Также существуют дополнительные […]