Меню

Требования к речи дефектолога

Должностная инструкция учителя-дефектолога ДОУ

___________ /___________________/
подпись Ф.И.О.
протокол № ___ от «___»_____ 2019 г.

заведующий МБДОУ № ________

___________ /___________________/
подпись Ф.И.О.
Приказ № ___ от «___»_____2019 г.

Должностная инструкция учителя-дефектолога ДОУ

_____________________________________
фамилия имя отчество

Пакет должностных инструкций в ДОУ

Пакет включает 35 инструкций и 1 положение в формате *.doc, который полностью совместим со всеми основными текстовыми редакторами: Microsoft Word, Open Office Writer, Libre Office Writer.

Каждая инструкция содержит не менее 6 разделов и размещается в отдельном файле, оформленном в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Обновление: 10.10.2018 г.

1.1. Приведенная должностная инструкция учителя-дефектолога в ДОУ составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010 г. в редакции от 31 мая 2011 года; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 августа 2018 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов, назначается и освобождается от занимаемой должности руководством дошкольного образовательного учреждения.

1.3. На должность учителя-дефектолога может быть назначено лицо, имеющее высшее образование – специалитет или магистратура в области дефектологии или высшее образование – специалитет или магистратура и профессиональная переподготовка в области сурдопедагогики без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Условиями допуска педагога-психолога к работе является:

  • отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
  • прохождение учителем-дефектологом обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.5. Учитель-дефектолог находится в прямом подчинении у заведующего ДОУ, а в рамках психолого-педагогической службы – у ее руководителя.

1.6. Учитель-дефектолог выполняет обязанности согласно:

  • должностной инструкции учителя-дефектолога ДОУ;
  • Конституции Российской Федерации;
  • Декларации о правах и свободах человека;
  • Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Гражданского и Трудового кодекса РФ;
  • решений Правительства Российской Федерации;
  • порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования;
  • Уставу ДОУ;
  • локально-правовым актам детского сада;
  • правил внутреннего распорядка дошкольного образовательного учреждения;
  • правил и норм охраны труда и пожарной безопасности.

1.7. Учитель-дефектолог ДОУ должен знать:

  • законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов;
  • законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты;
  • требования к адаптированным основным общеобразовательным программам, адаптированным образовательным программам;
  • правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды для обучающихся с нарушениями слуха;
  • региональные и локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие работу учителя-дефектолога (сурдопедагога);
  • теории, закономерности, принципы построения и функционирования систем образования лиц с нарушениями слуха, современные тенденции развития образования лиц с нарушениями слуха;
  • основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ;
  • клинико-психолого-педагогические особенности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся разного возраста, в том числе со сложными дефектами, включая обучающихся с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра;
  • сурдопедагогические технологии обучения и воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации различных категорий обучающихся с нарушениями слуха;
  • содержание и технологии преподавания специальных учебных предметов (специальных коррекционных курсов);
  • современные педагогические технологии реализации деятельностного, компетентностного, индивидуально-дифференцированного подходов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха;
  • пути достижения образовательных результатов, способы контроля и оценки планируемых результатов образования детей с нарушениями слуха;
  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов современными образовательными средствами, техническими средствами, специальными сурдотехническими средствами, дидактическими материалами;
  • особенности семейного воспитания детей с нарушениями слуха;
  • основы возрастной дефектологии, общей психологии, дошкольной специальной педагогики и педиатрии;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • психофизиологические особенности ребёнка;
  • образовательную программу дошкольного образовательного учреждения с учетом требований ФГОС ДО;
  • способы простой диагностики интеллектуального развития детей;
  • новейшие методики и приемы по предоставлению разных видов дефектологической помощи;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • способы и приемы профилактики и исправления отклонений в речевом и нервно-психологическом развитии детей;
  • нормативную и методическую документацию по вопросам профессиональной и практической деятельности;
  • программно-методическую литературу по работе с детьми, имеющими определенные отклонения в развитии;
  • современные достижения дефектологической и педагогической наук;
  • педагогические и гигиенические меры по профилактике и снятию нервно-психологического напряжения и утомляемости воспитанников;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • педагогические условия организации развивающей среды;
  • должностную инструкцию, правила по охране труда и пожарной безопасности, по охране жизни и здоровья детей;
  • Правила внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения.

1.8. Учитель-дефектолог ДОУ должен уметь:

  • планировать содержание и осуществлять непрерывный образовательно-коррекционный процесс в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой, адаптированной образовательной программой, специальной индивидуальной программой развития, программой коррекционной работы;
  • определять формы, методы, приемы и средства организации деятельности обучающихся с нарушениями слуха по освоению общеобразовательных программ, адаптированных для их образования, способствующих коррекции нарушений развития, социальной адаптации;
  • формулировать задачи обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха;
  • организовывать деятельность обучающихся с нарушениями слуха по реализации задач обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с их возрастом, особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями;
  • разрабатывать и реализовывать совместно с родителями (законными представителями)индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с нарушениями слуха с учетом его возраста, индивидуальных возможностей;
  • использовать сурдопедагогические технологии применения стационарной звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, беспроводной аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов в процессе обучения и воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха;
  • использовать ИКТ-компетенции, необходимые для планирования, реализации и оценки образовательной работы с обучающимся, имеющими нарушения слуха с учетом их возраста, особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей;
  • применять в образовательном процессе современные образовательные технологии, включая информационные ресурсы;
  • применять сурдопедагогические технологии реализации коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей различных категорий детей с нарушениями слуха;
  • использовать сурдопедагогические технологии формирования и развития словесной речи в устной и письменной форме в образовательном процессе при использовании соотношения разных форм речи – словесной (устная, письменная, устно-дактильная) и жестовой (калькирующая жестовая речь и разговорный жестовый язык), с учетом особых образовательных потребностей различных категорий обучающихся с нарушенным слухом, их индивидуальных особенностей;
  • использовать сурдопедагогические технологии развития речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, восприятия неречевых звучаний окружающего мира, включая музыку, произносительной стороны речи в процессе обучения и воспитания разных категорий обучающихся с нарушениями слуха;
  • применять сурдопедагогические технологии сопровождения лиц с нарушениями слуха в системе комплексной реабилитации при кохлеарной имплантации;
  • планировать и организовать различные виды самостоятельной деятельности обучающихся с нарушениями слуха;
  • использовать технологии формирования у обучающихся мотивации к качественному образованию, личностному развитию, овладению компетенцией, необходимой для жизни человека в обществе, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха;
  • использовать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить достижение обучающимися планируемых результатов образования, коррекции нарушений развития, социальной адаптации, определять дальнейшие траектории образования с учетом возраста, особых образовательных потребностей разных категорий обучающихся с нарушениями слуха, их индивидуальных особенностей;
  • применять технологии воспитательной работы с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха;
  • использовать технологии инклюзивного образования детей с нарушениями слуха и их слышащих сверстников;
  • взаимодействовать со специалистами, осуществляющими комплексное сопровождение обучающегося с нарушенным слухом в организациях здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов;
  • взаимодействовать со средствами массовой информации, общественными организациями для пропаганды толерантного отношения к лицам с нарушениями слуха, их семьям;
  • осуществлять ведение нормативной документации, включая электронный документооборот;
  • соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

1.9. Педагог-дефектолог должен строго соблюдать должностную инструкцию учителя-дефектолога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, Конвенцию ООН о правах ребенка и Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ (в редакции от 29 июня 2013 года) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации«.

Для эффективного выполнения возложенных функций учитель-дефектолог должен:

  • обследование детей с целью выявления особенностей речевого развития ребенка, структуры и степени имеющейся выраженности нарушения развития;
  • комплектацию групп для занятий, учитывая психофизическое состояние детей;
  • работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников с нарушениями в развитии;
  • индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми по исправлению речевых нарушений и нервно-психологических отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций;
  • тесный контакт с воспитателями групп и другими педагогическими работниками ДОУ по закреплению положительных результатов коррекции и формирования связанной повествовательной речи у детей дошкольного возраста;
  • посещение занятий воспитанников детского сада;
  • наблюдение за динамикой детей, прошедших курс коррекционных занятий с помощью периодических обследований воспитанников.
Читайте так же:  Овсянникова нотариус ярославль

2.2. Реализовывать образовательные программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования, соблюдать права и свободы воспитанников.

2.3. Изучать индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности детей для создания условий обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения и воспитания, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки, соответствующий требованиям ФГОС ДО, Федеральным государственным требованиям.

2.4. Проводить занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и дошкольной гигиены, а также современных информационных технологий.

2.5. Обеспечивать охрану жизни и здоровья детей в период воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

2.6. Выявлять причины и степень отклонений в речевом, интеллектуальном и нервно-психическом развитии детей.

2.7. Направлять детей (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические учреждения.

2.8. Делать заключение по результатам логопедического обследования и сообщать об этом родителям и педагогам в разрешенном объеме с целью их ориентации в проблемах развития ребенка.

2.9. Разрабатывать и применять:

  • корректирующие (опробованные и авторские) программы, циклы занятий, направленные на ликвидацию у дошкольников именно речевых расстройств, нарушений произношения, дефектов фонематических процессов и лексико-грамматических расстройств, подлежащих исправлению;
  • рекомендации для педагогов, специалистов и родителей;
  • рекомендации по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. В условиях дошкольного образовательного учреждения при наличии отставаний и пробелов в познавательной деятельности и при подготовке воспитанников к школе;
  • рекомендации по социально-психологической подготовке воспитанников к школьному обучению;
  • рекомендации по организации помощи детям с нарушениями в развитии и речевыми дефектами в условиях семьи.

2.10. Способствовать формированию общей культуры личности, социализации, развивать навыки речевой культуры у детей, применяя русскую детскую классическую литературу и устное народное творчество.

2.11. Проводить консультации всех участников воспитательно-образовательного процесса в целях профилактики речевых отклонений и выбора техник логопедической помощи детям, по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

  • в заседаниях Педагогического совета дошкольного образовательного учреждения;
  • в заседаниях Совета психолого-педагогической службы, методических советах;
  • в родительских собраниях и круглых столах;
  • в работе по проведению оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой ДОУ;
  • в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

2.13. Иметь необходимые наглядные пособия и материалы для обследования детей и проведения коррекционно-развивающих работ с ними.

2.14. Систематически вести:

  • требуемую документацию по установленной форме, применять ее по назначению;
  • методическую и аналитико-статистическую деятельность.

2.15. Обеспечить выполнение настоящей должностной инструкции учителя-дефектолога в ДОУ (детском саду), инструкции по охране жизни и здоровья детей, соблюдение правил и норм охраны труда, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и требований.

2.16. Выполнять квалификационные требования в соответствии с Порядком аттестации педагогических сотрудников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Учитель-дефектолог в пределах своей компетенции имеет полное право:

3.1. Участвовать при разработке:

  • стратегии развития дошкольного образовательного учреждения;
  • соответствующих локальных нормативных документов;
  • управленческих решений, вопросов в рамках психолого-педагогической службы;
  • положений о функциях настоящей службы, компетенции, обязанностях и ответственности;
  • образовательной программы и годового плана дошкольного образовательного учреждения в соответствии.

3.2. Принимать участие в деятельности творческих групп, в работе органов самоуправления дошкольного образовательного учреждения.

3.3. Представлять свой педагогический опыт, наработки, заслуживающие внимания, на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях и в печатных изданиях специализированной направленности.

3.4. Получать от руководства структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, относящимся к его деятельности.

3.5. Формировать от имени детского образовательного учреждения деловые контакты с лицами и организациями, развивающими свою деятельность в данном направлении.

3.6. На защиту профессиональной чести и достоинства, знакомиться с поступающими жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

3.7. Информировать заведующего ДОУ, заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе (завхоза) о приобретении необходимых в образовательной деятельности обучающих, развивающих, и демонстрационных средств.

3.8. Периодически повышать свою квалификацию.

3.9. Учитель-дефектолог также имеет право на все предусмотренные законодательством РФ социальные гарантии, а также права, предусмотренные Трудовым кодексом, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами детского сада.

4.1. Педагог-дефектолог несет полную ответственность (в порядке, установленном трудовым законодательством) за неисполнение или не соответствующее исполнение, без уважительных на это причин, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка детсада, законных распоряжений заведующего, других локальных нормативных актов, должностной инструкции учителя-дефектолога ДОУ, в том числе за неисполнение предоставленных ему прав.

4.2. За использование, в том числе однократное, способов воспитания, связанных с психофизическим насилием над личностью ребенка, учитель-дефектолог может быть отстранен от занимаемой должности, согласно трудовому законодательству и Закону РФ «Об образовании», при этом увольнение работника не является мерой дисциплинарной ответственности.

4.3. За любое нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм и правил в ходе обучения учитель-дефектолог в детском саду привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, установленных административным законодательством Российской Федерации.

4.4. За любое виновное причинение дошкольному образовательному учреждению ущерба в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей учитель-дефектолог несет полную материальную ответственность в порядке и пределах, утвержденных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по утвержденному графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, самопланирования и отчетности деятельности, участия в обязательных плановых мероприятиях ДОУ на которые не установлены нормы выработки.

5.2. Самостоятельно составляет план работы на каждый год, полугодие и ежемесячно. Планы согласовываются с руководителем психолого-педагогической службы, заместителем заведующего по воспитательно-образовательной работе и утверждаются заведующим детским садом.

5.3. Предоставляет руководителю службы, заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе отчет в письменном виде о проделанной работе за каждое полугодие и в конце года.

5.4. Получает от заведующего ДОУ, заместителя руководителя и заведующего ППС информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с необходимыми документами.

5.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, имеющим отношение к его деятельности, с работниками службы и коллективом педагогов.

5.6. Ставит в известность заведующего ППС и руководителя детсада о возникновении трудностей в работе с родителями.

5.7. Предоставляет заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе информацию, полученную непосредственно на совещаниях и во время семинаров.

6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.

6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.

6.3. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

С инструкцией ознакомлен:

__________ /_____________________
подпись Ф.И.О.

Один экземпляр получил на руки
и обязуюсь хранить на рабочем месте

«Основы речевой культуры дефектолога» дистанционный курс

Составитель: кандидат филологических наук, доцент кафедры логопедии и психолингвистики факультета коррекционной педагогики и специальной психологии Бочкарева Т.А.

Установочный модуль

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины «Основы речевой культуры дефектолога» помочь студентам в овладении культурой речи как основным средством обучения, воспитания, развития учащихся, важнейшим инструментом профессиональной деятельности.

– сформировать у будущих коррекционных педагогов, психологов, логопедов систему знаний, умений, навыков в области русского языка и культуры речи, составляющих основу формирования компетентности в коррекционной деятельности.

Раскрыть взаимосвязь дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения знаний по культуре речи в решении образовательных и воспитательных задач в коррекционной практике;

Сформировать компетентность в области использования знаний по культуре речи в образовательной деятельности;

Обучить студентов оптимально полно применять полученные знания по культуре речи в профессиональной деятельности;

Научить будущих коррекционных педагогов владеть речевым аппаратом, техникой профессиональной речи;

Помочь в определении стиля педагогического общения и формы речевого поведения.

Научить анализировать речь учащихся и свою собственную;

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать теоретические основы русского языка и культуры речи,

Иметь представление о системе стилей литературного языка, о жанрах, используемых в учебно-речевых ситуациях,

Владеть навыками создания профессионально-значимых нормативных текстов;

Уметь использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

Профессия дефектолог

По сути своей профессия дефектолог находится на стыке педагогики, психологии, социологии и, разумеется, медицины — ее представители занимаются детьми с психическими и физическими недостатками. Таких детей, к сожалению, довольно много, и их необходимо адаптировать к жизни, воспитывать и обучать с учетом их ситуации.

Чтобы разобраться, чем занимаются дефектологи, стоит взглянуть на их специализации:

  • дефектолог-логопед — исправляет дефекты и нарушения речи;
  • дефектолог-сурдопедагог — работает с недостатками слуха;
  • дефектолог-тифлопедагог — работает с нарушениями зрения;
  • дефектолог-амблиолог — занимается адаптацией и реабилитацией слепых и слабовидящих детей;
  • дефектолог-сурдотифлопедагог — работает со слепоглухонемыми детьми;
  • дефектолог-олигофренопедагог — работает с умственно отсталыми детьми.
Читайте так же:  Земельный налог у ип на усн в 2019 году

Должность дефектолога имеется во многих учреждениях, тесно или отдаленно связанных с воспитанием, обучением и адаптацией детей:

  • в детсадах и центрах дошкольного развития;
  • в школах;
  • в детских домах;
  • в санаториях и других подобных учреждениях.

История профессии

Появилась профессия дефектолога в начале 20 века, когда немало ученых плотно приступили к изучению причин различных отклонения у детей, их классификацией и установления максимально действенных методов индивидуального развития таких детей.

В СССР первым специальным центром, проводящим подобные исследования и готовящим соответствующих специалистов, стал московский НИИ дефектологии.

Обязанности дефектолога

В зависимости от типа и специализации учреждения должностные обязанности дефектолога могут значительно различаться, приведем здесь только основные:

  • проведение индивидуальных и коллективных занятий с детьми, имеющими особенности развития (например, занятий по развитию речи, обучению грамоте, письму, математике, окружающему миру);
  • планирование и организация коррекционной и образовательной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей, а также разработка программно-методического сопровождения;
  • ведение первичной документации;
  • взаимодействие с родителями, их консультирование.

Требования к дефектологу

Как правило, работодатели предъявляют такие требования к дефектологу:

  • высшее педагогическое образование;
  • опыт работы с «особыми» детьми;
  • знание методик и программ коррекционного развития;
  • опыт проведения развивающих и коррекционных занятий.

Образец резюме дефектолога

Как стать дефектологом

Стать дефектологом без получения высшего педагогического образования, причем именно по специальности «дефектология», просто не получится, поэтому диплом необходим. Помимо академического образования, нужен ряд качеств, без которых невозможно работать с детьми — терпение, внимательность, уравновешенность и спокойный характер, любовь к детям.

Зарплата дефектолога

В целом зарплата дефектолога совсем невысока и колеблется от 15 до 65 тысяч рублей в месяц. Точная сумма зависит от региона, учреждения и нагрузки. При этом средняя зарплата дефектолога в России составляет всего лишь около 25 тысяч рублей в месяц.

Сколько зарабатывают профессиональные дефектологи, занимающиеся частной практикой, понять проблематично, но в крупных городах это прибыльное дело.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Современная научно-техническая академия и ряд её курсов по направлению «Дефектология и логопедия».

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления «Педагог-дефектолог, логопед».

Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) обучает по специализации «Логопедия» и выдаёт диплом и сертификат.

Требования к профессиональной подготовке учителя — дефектолога.

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — профессиональная подготовка педагогов для работы с аномальными детьми в различных типах специальных учреждений (школы для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, вспомогательные школы, логопедические школы и пункты, специальные дошкольные учреждения и др.).

Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только спе­циально подготовленный педагог. Для успешной учебной и вос­питательной деятельности в структуре специального образования недостаточно обычной педагогической подготовки.

Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не­учительской» деятельности, направленными к одной важнейшей цели — содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции сред­ствами специального образования.

Дефектолог не может успешно вести работу по воспитанию, обучению и коррекции недостатков развития аномального ребёнка, не зная сущности и природы того или другого дефекта, поэтому важную роль в подготовке учителя-дефектолога играет его естественно-научная подготовка. Они должны знать нормальную и патологическую анатомию и физиологию человека, основы невропатологии, психопатологию детского возраста.

Важное место в профессиональной педагогической подготовке дефектологов занимают знания в области психологии той или другой категории аномальных детей. В соответствии со своей специализацией они должны знать тот или иной курс специальной психологии (психология умственно отсталых детей, психология детей с недостатками слуха, психология детей с недостатками зрения, психология речи и мышления).

Выпускник педагогического вуза, подготовленный по той или иной дефектологической специальности, должен быть компетен­тен в выполнении следующих видов профессиональной деятель­ности:

Это означает, что сформировавшийся специалист-дефектолог должен владеть:

— умением проводить педагогическое обследование с целью уяснения особенностей хода развития ребенка и подростка, вы­явления имеющихся образовательных достижений;

— методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушения (без права постановки клинического и психоло­гического диагноза);

— умением осуществлять педагогическое консультирование де­тей, их родителей, а также педагогов массовых общеобразователь­ных учреждений по проблемам обучения, воспитания, жизнен­ного и профессионального самоопределения воспитанников;

— приемами и способами адаптации и трансформации учебно­го и дидактического материала и образовательных условий в соот­ветствии с возможностями и потребностями детей и подростков, имеющих нарушения и отклонения в развитии; умением созда­вать, поддерживать и эффективно использовать специальную об­разовательную среду;

— технологиями и методами обучения и воспитания детей и подростков с особыми образовательными потребностями в раз­личных организационных формах процесса специального образо­вания;

— навыками обеспечения экологически благоприятной, психо­логически и эмоционально комфортной среды во всех подсистемах специального образования и жизнедеятельности воспитанников;

— знаниями приемов профилактики и методов коррекции при­вычек, наносящих ущерб здоровью, а также защиты от неблаго­приятного влияния социальной среды;

— способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социально­го происхождения;

— организаторскими умениями взаимодействия и сотрудниче­ства с родителями с целью повышения их психологической куль­туры;

— навыками организации и проведения научно-исследователь­ской работы.

На сегодняшний день специальное педагогическое образование подразделяется на тифлопедагогику (для обучения слепых и слабовидящих детей), сурдопедагогику (глухие и слабослышащие), олигофренопедагогику (нарушения умственного развития), логопедию (нарушения речи), специальную дошкольную педагогику.

Применительно к каждой дефектологической специальности общие компетенции дополняются в соответствии с особенно­стями профессиональной деятельности с детьми той или иной категории более конкретными специфическими компетенциями.

К этому постоянно добавляется уникальный и неповторимый индивидуальный профессиональный опыт, приобретаемый и ос­мысливаемый педагогом в течение всей его профессиональной деятельности.

1) проводить профилактическую работу;

3) коррекционную работу;

4) педагогическую диагностику;

5) планировать и осуществлять учебный процесс;

6) принимать участие в исследовательской работе в своей сфере деятельности;

7) постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Необходимый уровень профессиональной компетентности педагога-дефектолога должен постоянно поддерживаться им как благодаря самообразованию, изучению передового опыта дефектологов-прак­тиков, так и через специально организованное обучение в системе повышения квалификации и переподготовки.

Консультация по теме:
Работа учителя-дефектолога с учётом требований современного урока

В материале освещён теоретический и практический материал работы учителя-дефектолога с учётом требований современного урока.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

«Работа учителя-дефектолога в общеобразовательной (коррекционной) школе в условиях реализации ФГОС нового поколения с учётом требований к современному уроку»

Федеральный государственный образовательный стандарт – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование.

Основная задача ФГОС — обучение школьников умению учиться, формирование у обучающихся позиции успешного обучения.

Идеологической основой ФГОС НОО является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

В связи с переходом на новые Стандарты происходят изменения и в содержательной части профессиональной деятельности учителя-дефектолога.

Деятельность учителя-дефектолога в общеобразовательной (коррекционной) школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют дальнейшего наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах.

Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) .

Цель деятельности учителя-дефектолога:

Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования.

Коррекционно-педагогическая работа дефектолога строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.

Учитель-дефектолог не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно-педагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения обучения и воспитания каждого нуждающегося школьника, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами.

Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации:

Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.

Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк.

Диагностическое направление работы включает в себя:

-первичное дефектологическое обследование;

-систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития;

-проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

Основная задача этого направления – прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.

Система коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия.

Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность.

К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:

-сенсорное и сенсомоторное развитие;

-формирование пространственно-временных отношений;

-умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту обще- интеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);

-формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;

-формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

готовность к восприятию учебного материала;

-формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Читайте так же:  Лицензия на прошитую ps3

Основное время в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится на занятия с детьми младшего школьного возраста.

Проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов.

Здесь решаются такие задачи:

1) системный анализ личностного и познавательного развития ребенка.

2) создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

3)обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;

4)взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Консультативно — просветительское и профилактическое направление.

Предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Разрабатываемые специалистом рекомендации носят частный и общий характер.

Включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организацию обследования отдельных учащихся на ПМПК города, округа для выведения нуждающихся школьников в специальные (коррекционные) учреждения.

Коррекционная работа учителя-дефектолога строится на основе программ для общеобразовательных (коррекционных) учреждений с использованием коррекционных методик по каждому направлению работы.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия.

«Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора и эрудиции»

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный, действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Современный урок должен научить ребёнка учиться, общаться, помочь ему осознать себя.

Задача учителя помочь школьнику с ОВЗ усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые он сможет применить в условиях социальной среды.

При организации учебного процесса учитель должен руководствоваться принципами:

-обучение должно быт направленно на ослабление недостатков в познавательной деятельности и на формирование личностных качеств

-использование на уроках проблемных ситуаций

-разнообразить методы и виды учебной деятельности

-использование разных методов. Наглядных, словесных, действенных

-вся работа должна осуществляться на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребёнка. На основе индивидуального и дифференцированного подхода

Так же выдвигаются требования у уроку :

1.Учитель должен владеть учебным предметом, методом обучения.

2.Урок должен быть воспитывающим и развивающим.

3.На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.

4.Материал должен быть научным и доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

5. На каждом уроке должен осуществляться индивидуальный и дифференцированный подход.

6.На уроке должны осуществляться меж предметные связи.

7.На уроке должны использоваться:

-дидактические материалы (карты, плакаты, схемы. алгоритмы рассуждений, перфокарты…)

8.Необходимо в процесс обучения вводить компьютеры.

9.Должен соблюдаться охранительный режим

-учитывается возрастная нагрузка на ученика

-физминутки(1-4 класс 2 физ.мин, старшая школа-1)

-соблюдение санитарно-гигиенических требований

10.Урок должен способствовать решению основных задач

-оказывать всестороннюю педагогическую поддержку ребёнку с ОВЗ

-способствовать социальной адаптации ребёнка

1.Замедленность темпа обучения

2.Упрщение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика.

3.Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока.

4.Максимальная опора на чувственный опыт ребёнка

5.Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.

6.Опора на более развитые способности ученика.

Произошли изменения и в формулировке и в содержании типов уроков.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления ) .

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5 . Структура урока контроля знаний и умений(поверка и оценка знаний)

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Основные коррекционно-развивающие задачи

-коррекция и развитие внимания (произвольного, непроизвольного, устойчивого, переключение внимания, увеличение объёма внимания)

-коррекция и развитие связной устной речи

-коррекция и развитие связной письменной речи

-коррекция и развитие памяти

-коррекция и развитие зрительных восприятий

-развитие слухового восприятия

-коррекция и развитие тактильного восприятия

-коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

-коррекция и развитие мыслительной деятельности

-коррекция и развитие личностных качеств учащихся, их эмоциональной-волевой сферы

-наглядные методы (показ, иллюстрация, демонстрация, наблюдение)

Итак, урок — неотъемлемая часть учебного процесса, которая всё ещё остается одной из основных форм организации обучения. Время «готовых» уроков постепенно уходит. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которая позволяет ему давать урок, развивая понимание знаний, умений и навыков, создавая условия для наполнения их смыслом, а так же возможность самому ученику добывать эти знания, умения, навыки через проблемные ситуации и самостоятельные поиски их решения.

Хочется сказать словами поэта Николая Рыленкова:

Читайте так же:

  • Образец заявление на 3 часа Искали образец заявления отпуск без содержания на часы. Вы его нашли. Этот бланк заявления на отпуск без З П вы можете либо скопировать прямо из браузера и вставить в любой доступный текстовый редактор для редактирования, либо же скачать в формате .docx (формат документов Microsoft […]
  • Adobe постоянная лицензия Adobe Acrobat Professional DC При заказе от 1 500 000 руб. доступно оформление лизинга. Adobe Acrobat Professional DC Программное обеспечение Adobe Acrobat Professional DC – это полностью обновленная настольная версия лучшего в мире решения для работы с файлами PDF. В состав продукта […]
  • Требования к оформлению статьи Требования к оформлению статей Научная статья должна быть структурирована, во вводной части нужно обосновать актуальность разработки темы и ее новизну, поставить цель и задачи исследования. В основной части статьи необходимо раскрыть технологии исследования проблемы, полученные […]
  • Учебно методическое пособие по биологии 2019 Учебно методическое пособие по биологии 2019 Ежегодно 23 февраля в нашей стране отмечается День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь. Этот праздник, установленный Указом Президента Республики Беларусь № 157 от 26 марта 1998 года, по праву считается всенародным. Это […]
  • Требования для работы в фас Требования для работы в фас Модуль "ЕИАС Мониторинг" (АРМ Специалиста) предоставляет возможность работы в системе ФГИС ЕИАС пользователям на федеральном сервере для предоставления отчётности в рамках проводимых мониторингов ФАС России и сопроводительных документов к ним. Настройка […]