Меню

Льготы импортозамещение

Льготы импортозамещение

Просьба всем участникам и заинтересованным лицам направлять свои предложения по проектам и иным внутрикластерным и межкластерным инициативам на электронный почтовый адрес [email protected]

  • для проработки инициатив и внесения в программу Камского ЦКР,
  • для формулировки поручений органам власти
  • формирования плана работ организаций-участников на 2015-2019 годы

Правительство утвердило отраслевой план импортозамещения программного обеспечения

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации утвердило отраслевой план импортозамещения программного обеспечения (ПО). Соответствующий приказ подписал глава Минкомсвязи России Николай Никифоров. В него вошли предложения по импортозамещению ПО, разработанные с участием отраслевого сообщества в соответствии с распоряжением Правительства РФ №98-р от 27 января 2015 года «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».

Отраслевой план импортозамещения ПО включает в себя три блока, в каждом из которых намечены ключевые мероприятия, а также установлены сроки и этапы их реализации.

Первое направление плана предполагает предоставление преференций отечественной ИТ-продукции при осуществлении закупок за государственный счет. Оно сработает в сегментах рынка корпоративного ПО, в которых уже существует задел в виде конкурентоспособных отечественных ИТ-продуктов. Сюда входят бизнес-приложения, антивирусное ПО, ПО для обеспечения информационной безопасности, а также интернет-сервисы, используемые в корпоративной среде.

Напомним, 27 марта 2015 года завершилось общественное обсуждение соответствующего проекта постановления Правительства РФ о преференциях отечественному ПО. Теперь до 15 мая Минкомсвязь России доработает проект с учетом замечаний других заинтересованных ведомств и результатов общественного обсуждения, и внесет его в установленном порядке в Правительство.

Кроме того, до 1 июля 2015 года совместно с заинтересованными ведомствами и российскими организациями ИТ-отрасли министерство проработает вопрос распространения преференций отечественному ПО при осуществлении закупок и на государственные компании и государственные корпорации.

Второй блок плана включает поддержку коллективной разработки ПО в тех сегментах рынка корпоративного ПО, где нет достаточного задела в виде конкурентоспособных отечественных продуктов. Это клиентские и мобильные операционные системы (ОС), серверные ОС, системы управления базами данных, средства управления «облачной» инфраструктурой и виртуализацией, пользовательское офисное ПО.

До 1 июня 2015 года Минкомсвязь России вместе с заинтересованными отечественными ИТ-компаниями и отраслевыми ассоциациями должна разработать и внести в Правительство РФ проект распоряжения о создании автономной некоммерческой организации (АНО), деятельность которой будет направлена на организацию коллективной разработки ПО для сегментов с высоким уровнем зависимости от иностранного программного обеспечения. План устанавливает сроки разработки такого ПО до 2025 года включительно.

«По данному направлению считаем, что надо пойти по пути коллективной разработки ПО совместно с другими странами, в первую очередь странами БРИКС. Таких примеров в мире достаточно много, — отметил Николай Никифоров. — По результатам проработки с отраслью рассмотрим вопрос создания некоммерческой организации для развития таких коллективных разработок ПО и варианты государственного софинансирования ее деятельности, в частности по субсидированию затрат на фонд оплаты труда разработчиков».

Глава Минкомсвязи России обсудил государственную грантовую поддержку коллективной разработки критичного системного ПО с министром связи и информационных технологий Индии Рави Шанкар Прасадом 25 марта 2015 года и министром промышленности и информатизации КНР Мяо Вэй 27 марта в ходе официальных визитов в Республику Индию и Китайскую Народную Республику. Данная форма поддержки предлагается в качестве единого подхода к демонополизации рынков ПО стран БРИКС.

Третье направление отраслевого плана импортозамещения предполагает государственную поддержку отечественных производителей в сегментах рынка ПО, связанных с отраслевой спецификой, таких как: ПО для промышленности, топливно-энергетического комплекса, строительства, здравоохранения, финансового сектора, транспорта.

Ведомство планирует привлечение «умных» инвестиций в разработку в течение пяти лет специализированного индустриально-специфического ПО, в том числе за счет средств фонда «Росинфокоминвест» и других институтов развития в рамках соответствующих индустриальных консорциумов, включающих в себя ИТ-компании, отраслевых заказчиков ИТ-продукции, ведущие университеты и научные институты.

Соответствующий проект постановления, направленный на изменение механизма деятельности ОАО «Росинфокоминвест» в целях преимущественного инвестирования его средств в проекты по направлениям реализации плана, отобранные на конкурентной основе, планируется внести в Правительство РФ до 1 июня 2015 года.

Приказом также установлена необходимость разработки до 1 июля 2015 года Минкомсвязью России совместно с российскими ИТ-компаниями и отраслевыми ассоциациями паспортов проектов импортозамещения по всем направлениям реализации плана с обоснованием необходимости мер государственной поддержки.

Подборка статей про уязвимости ПО и возможности импортозамещения.

Уязвимости в программном обеспечении.

Недавно «Лаборатория Касперского» обнаружила шпионское ПО, вшитое в жесткие диски сотен компаний в более чем 30 странах, включая Россию. Уверен, что подобные проблемы существуют также и в программном обеспечении Oracle, SAP и других западных вендоров. Однако проверить его практически невозможно — оно создавалось на протяжении 40 лет и содержит миллионы строк кода.

Эта ситуация наглядно демонстрирует, что многие годы мы находились в плену иллюзий относительно возможности долгосрочного партнерства с западными компаниями, основанного исключительно на принципах рыночной экономики. Именно из-за этого заблуждения в отечественной ИТ-отрасли активно внедрялись аппаратные средства, ПО всех уровней от зарубежных производителей. И до самого последнего времени эта схема успешно функционировала, ведь и заказчики получали от этого определенную выгоду, ведь крупные западные компании могут позволить себе очень активную маркетинговую политику. Например, они могут свозить потенциального заказчика в Ниццу или даже в Колорадо посмотреть свои лаборатории, а заодно и отдохнуть.

При этом, если изучить историю всех крупных западных компаний, становится ясно, что первые свои заказы они получили либо в АНБ, либо в Пентагоне. Естественно, они могли предусмотреть в своих решениях кое-какие компоненты, которые могли бы пригодиться в случае обострения отношений. Речь идет об уязвимостях двух типов — связанных с возможностью управляемого подключения или потери данных и с возможностью доступа к информации.

Некоторые сегменты российской экономики оказались наиболее уязвимы в сложившейся ситуации. Во-первых, это банковский сектор, работа которого обеспечивается решениями западных вендоров. Во-вторых, энергетика и транспорт. Я не берусь сказать, какое количество микроконтроллеров, отправляющего софта стоит на всех подстанциях, высоковольтных и низковольтных линиях. Так что сегодня, когда в нашей стране практически повсеместно используются западные ИКТ-решения, никто не может дать гарантии того, как западные вендоры поведут себя в конфликтной ситуации. И события последнего года позволили нам взглянуть на ситуацию более объективно. К счастью, мы не в том положении, когда все пропало и импортные решения нечем заместить. У нас есть что предложить. И, самое главное, мы понимаем, что при размерах и роли, на которую претендует наша страна, мы должны быть самодостаточными в такой области, как ИКТ. Существуют отечественные аналоги аппаратных средств и ПО, необходимого для работы в ключевых отраслях. Так, в области программного обеспечения мы можем решить все проблемы замещения за 3-5 лет. Уже сегодня существует большое количество открытого ПО, которое по своим функциональным характеристикам абсолютно тождественно тому, что пытаются предложить западные партнеры. Например, операционные системы Ubuntu или Alt Linux. Или система управления базами данных PostgreSQL — она давно используется в высоконагруженных средах и прекрасно себя зарекомендовала.

Что касается функционального софта, то на российском рынке существует достаточно большое количество компаний, которые в состоянии закрыть вопросы, связанные с системами управления предприятиями, электронным документооборотом, контент-менеджментом, интернет-банкингом, банковскими системами и так далее. Я думаю, что в каждом сегменте можно найти не менее 5 российских компаний, способных решить любую задачу.

С элементной базой сложнее. Импортозамещение в этой сфере — очень сложная работа, огромные деньги, которые необходимо вложить, и огромное число компетенций, которых у нас нет.

Кроме гарантий безопасности, импортозамещение приведет к притоку денег в российскую ИТ-отрасль и будет способствовать не только ее развитию, но и появлению высококвалифицированной инженерной среды — разработчиков, программистов и так далее.

Кроме того, это поможет создать множество решений, основанных на самых современных технологиях. Ведь большинство используемых сейчас систем от SAP, Oracle и так далее развивались на протяжении 40 лет, и в их основе лежат устаревшие технологии, от которых уже невозможно отказаться.

Некоторые эксперты считают, что переход на свободное ПО в конечном итоге окажется существенно дороже, чем поддержка проприетарных продуктов. Однако стоимость внедрения свободных решений в несколько раз ниже, чем проприетарных. На дальнейшую поддержку проприетарного ПО требуется ровно столько же, если не больше, денег. А если возникает потребность провести очень глубокую модернизацию на самом базовом уровне, то договориться об этом с командой разработчиков свободного ПО существенно проще, чем с вендором. Кроме того, когда речь идет о бизнес-критичных элементах, то здесь необходимо соотнести уровень затрат с уровнем риска. В этом случае материальная составляющая уйдет на второй план.

Читайте так же:  Коллективный договор пермский край

Правда, возникает вопрос, есть ли смысл решать проблему на уровне ПО, если она не решена на уровне железа. С точки зрения математики, система, которая имеет одну степень уязвимости, намного более надежна, чем система, которая имеет пять степеней уязвимости. Кроме того, процессор находится под управлением операционной системы и программного обеспечения, и если обеспечить их надежность, то запуск вредоносного кода в самом процессоре будет невозможен.

Что касается опасностей отказа от решений западных вендоров, то не надо забывать о том, что ситуация в мире меняется очень быстро. Согласно прогнозам, в ближайшие 20 лет масштабы экономик Индии, Китая, Бразилии существенно опередят США и Западную Европу. И одна из этих стран — Китай — уже давно использует ПО собственной разработки в основных отраслях — государственный и банковский сектор, энергетика и прочее. И это ничуть не мешает ее развитию — скорее наоборот.

РОССИЙСКОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНИМАЕТ ВСЕГО 2% МИРОВОГО РЫНКА,

А В ГОСОРГАНАХ СТРАНЫ — И ВОВСЕ МЕНЕЕ 1%

Сегодня министр связи Николай Никифоров, выступая на крупнейшем отраслевом мероприятии российского интернета RIW-2014, заявил, что пора задуматься над демонополизацией рынка программного обеспечения, чтобы выйти из состояния зависимости от зарубежных производителей. Однако в одиночку этого вряд ли удастся добиться, поэтому, уверен министр, надо срочно создавать альянс со странами БРИКС и активно работать в этом направлении. При этом министр подчеркнул, что он вовсе не сторонник полного запрета иностранного ПО, но тем не менее у отечественных разработчиков должны быть преференции. Корреспондент «БИЗНЕС Online», находящийся на форуме, приводит наиболее важные моменты выступления Никифорова.

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших вопросов.

Сотрудники компании «Верное решение» оказывают ИТ-компаниям услуги консультационного сопровождения проектов, разрабатывают стратегии и программы развития, планы — программы мероприятий (дорожные карты) развития, другую необходимую документацию, проводят исследования консультируют по вопросам бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах Министерств, ведомств, фондов, иных организаций РТ и РФ,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) — поиск ниш, оценка рынка
  • привлечение стратегических и финансовых партнеров, инвесторов в проект, бизнес

По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь:

Отправьте Ваши вопросы или информацию о Вашем проекте, техническое задание (ТЗ) на разработку бизнес-плана или иной документации, заявку на обратный звонок:

  • с помощью формы «Задать вопрос сотруднику компании» в левой нижней части экрана;
  • при помощи он-лайн формы;
  • письмом на электронный адрес [email protected]

Позвоните нашим сотрудникам по телефонам:

  • в Казани: +7 (843) 278-19-00, 278-18-00, +7 9655-848-224
  • в Набережных Челнах: +7 (8552) 53-49-39, +7 9631-249-303

Приходите к нам на консультацию (требуется предварительная запись):

  • в Казани: ул. Островского, 79, (бизнес-центр «Астор-офис») офис 212
  • в Набережных Челнах: пр. Хасана Туфана, 12 (бизнес центр «2/18»), офис 1913

Комитеты и рабочие группы:

Тезисы выступления на пленарном заседании форума «Импортозамещение-2017»

Отправить в:

Шохин Александр Николаевич Президент РСПП

1. Тенденции импортозамещения в различных отраслях отличаются, но в ключевых секторах «окно возможностей» было использовано (АПК, химическая промышленность, транспортное машиностроение, сельхозмашиностроение и другие). В этих отраслях политика импортозамещения доказала свою эффективность — снизилась доля импорта в потреблении и увеличился выпуск.

2. Следующий шаг — оценить экономическую эффективность импортозамещения по ключевым параметрам: динамика цен в сравнении с ценами на аналогичную продукцию, в отношении которой механизм поддержки не действовал, а также качество продукции и удовлетворенность потребителей.

Необходимо проанализировать, в частности, как введение ограничений для импортной продукции (15%-ное ценовое преимущество, запрет на закупку импортной продукции, правило «третий лишний») повлияло на рост цен закупок.

По итогам реализации политики импортозамещения у бизнеса есть ряд предложений по совершенствованию отдельных направлений и инструментов импортозамещения.

3. Существующие инструменты поддержки недостаточно адаптированы к стимулированию производства комплектующих, без чего невозможно углубление локализации производства.

Сохраняется разрыв между «нижним» и «верхним» интервалом стоимости проектов, которые могут получить поддержку институтов развития. Есть меры поддержки для проектов до 500 млн. руб., и начиная с 1-3 млрд. рублей. Интервал для средних промышленных проектов, к которым нередко относятся производители комплектующих, не закрывается существующими институтами. Одним из решений может стать фабрика проектного финансирования 2.0 для проектов в диапазоне от 300 млн. до 3 млрд. рублей.

— Необходимо тиражировать лучшую практику долгосрочных программ взаимодействия с поставщиками, которые есть, например, Камаза. Коммуникационной основой для таких программ может стать ГИС Промышленность, в которой могут размещаться перспективные заявки крупных промышленных компаний на комплектующие и импортозамещающее оборудование.

При этом наиболее эффективным способом поддержки производства комплектующих является развитие промышленного интернета.

— Сложный вопрос — проблема контрафактных комплектующих, решение которого возможно, в том числе, через принятие подготовленного Минпромторгом России при участии бизнеса проекта федерального закона о нотификации

4. Одним из эффективных инструментов поддержки импортозамещения стали специнвестконтракты, обеспечивающие бизнесу предсказуемость для реализации масштабных проектов.

РСПП предлагает устранить ряд ограничений в порядке заключения СПИК, например, в части зачета ранее вложенных инвестиций, и повысить прозрачность процедур заключения и изменения контрактов, к которым есть обоснованные претензии в избыточной жесткости и нечеткости (справочно: предлагается не применять к инвестору санкции в случае отклонения показателей менее, чем на 20%). С другой стороны, необходимо скорректировать механизм применения налоговых льгот в рамках СПИК, в частности, отделить СПИКи от региональных инвестиционных проектов.

Также необходимо увеличение срока специнвестконтракта до 20 лет со сдвижкой срока действия льготного налогового режима для СПИК с 2025 до 2050 года.

Не менее важно смягчение 90%-ного порога по доле доходов инвестора, которая должна приходиться на доходы от СПИК, применяя льготные налоговые ставки только к прибыли от СПИК, в случае если компании готовы вести раздельный учет доходов и расходов по проекту. РСПП подготовил такие поправки и направил в профильные ФОИВы.

5. Стоит подумать о повышении эффективности программы субсидирования для пилотных партий оборудования.

Ряд компаний сталкивается с ограничениями из-за того, что их покупатели приобретают оборудование на конкурсе – что является лучшей практикой.

Соответственно, производитель пилотной партии не имеет возможности представить даже предварительный договор на поставку при подаче заявки на субсидирование, пока не выиграл конкурс. В свою очередь, выиграть конкурс без скидки, которую субсидия дает возможность предоставить, не получается.

6. Стоит подумать о внедрении механизма универсальной заявки для получения поддержки при реализации промышленных проектов и сближении процедур их рассмотрения. Это упростило бы доступ к институтам и инструментам поддержки в первую очередь для среднего бизнеса.

7. Учитывая дефицит квалифицированных кадров, необходимо с одной стороны активно реализовывать приоритетную программу «Повышение производительности труда и поддержка занятости», особенно в части универсальных мер (доступ к лучшим практикам, совершенствование законодательства, в том числе трудового), с другой развивать систему независимой оценки квалификации, которая дает возможность отбирать кадры, необходимые бизнесу и умеющие работать с новыми технологиями.

Внутрипроизводственное обучение и повышение квалификации в соответствии с требованиями, отраженными в профстандартах, позволяет компаниям достаточно оперативно и гибко работать с трудовыми ресурсами при реализации импортозамещающих проектов.

8. Отдельный вопрос – налоговые льготы для импортозамещающих производств. Бизнес с тревогой ждет наступления 1 января 2018 г., поскольку ожидает рост нагрузки, если проводил модернизацию.

РСПП поддерживает предложение Минэкономразвития России вывести из-под налога на имущество движимое имущество. Альтернатива, предлагаемая Минфином России – налоговый вычет – слишком сложна в администрировании и не решает поставленную задачу ухода от антимодернизационной налоговой политики.

Отправить в:

«ПРОФ-IT.2018»: региональные льготы IT-компаниям, импортозамещение, государственные «супер-сервисы», бизнес и «Цифровая экономика»

В Светлогорске (Калининградская область) прошло пленарное заседание Шестого ежегодного всероссийского форума региональной информатизации «ПРОФ-IT.2018».

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов рассказал об экосистеме региона для развития информационных технологий и инноваций.

Особенность территории заключается в местоположении – область граничит с Литвой, Польшей, Балтийским морем. На территории региона действует режим ОЭЗ, для компаний в сфере IT минимальный порог вложений составляет 1 миллион рублей, в настоящее время регион насчитывает 1500 компаний в сфере IT, сказал Алиханов.

Преференции для IT-предприятий включают 0% налог на прибыль в течение шести лет, аренду земли под ЦОД без конкурса, доступное электричество.

Заместитель министра экономического развития Российской Федерации Савва Шипов в докладе «О нормативном регулировании цифровой экономики» сказал о задачах на ближайший год: это 53 законодательных проекта «первоочередных мер», концепция комплексного правового регулирования – общие подходы к регулированию и понятийный аппарат, концепция управления изменениями – создание альтернативной модели регулирования, инициативы по нотариату, меры по налоговому стимулированию для бизнес-ангелов, меры по налоговому стимулированию для физических лиц, о работе с персональными данными, о трудовых отношениях, о правовых песочницах.

Читайте так же:  Учебно методическое пособие по биологии 2019

Важным отдельным направлением является развитие кадров для цифровой экономики, добавил Шипов.

Приоритетом он назвал законопроект об обороте цифровых финансовых прав и краудфандинга, архивное хранение электронных документов, создание Единой цифровой среды доверия, электронный гражданский оборот.

Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин выступил на тему о федеральном проекте «Цифровое госуправление», переходе от «Сервисного государства 1.0» к версии 2.0.

Характеристиками «Сервисного государства» 2.0, по его словам, являются супер-сервисы, цифровой профиль, единый фронт, единый транспорт, единая модель данных, единая платформа услуг и сервисов.

Так, суперсервисы включают оформление ипотеки, заявление в правоохранительные органы, цифровой полис ОСАГО/КАСКО, цифровой полис ОМС/ДМС, цифровой больничный, цифровая трудовая книжка, онлайн-оплата в школах, детских садах, кружках и секциях, онлайн-расчет размера пенсии, упрощение оформления кредита, кредитная история, цифровая виза, аренда государственного и муниципального имущества и пр.

Принципы сервисного государства 2.0, по словам Паршина, состоят в следующем:

  • В государстве нет физических документов, кроме удостоверения личности гражданина.
  • Запрет на запрос информации в распоряжении государства.
  • Комплексное решение жизненных ситуаций гражданина на основании автоматизированных бизнес-процессов (сервисов).
  • Автоматическое принятие решений вместо чиновников.
  • Проактивное предоставление услуг.
  • Фронт госуслуг (взаимодействие с пользователем) отделен от бэка ведомств (принятия решений).
  • Мультиканальность взаимодействия с использованием различных средств информирования и получения результатов (мобильные устройства, соцсети, сайты, банковские приложения, e-mail).
  • МФЦ должен стать модератором в отношениях граждан и юрлиц с органами власти и пр.

Директор АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ» Илья Массух рассказал об организационной модели импортозамещения в России, а также о нормативном регулировании в этой сфере.

В настоящее время в России наблюдается доминирование иностранного ПО (ОС – более 93%, офис – 97%, СУБД – 86%). Среди слабых сторон также отставание компонентной базы, отсутствие управленческой воли и слабая координация импортозамещения. Кроме того, программы обучения нацелены на использование иностранного ПО.

Массух перечислил угрозы нынешнего положения; это потеря технологического потенциала, утечка «мозгов» и кадров, технологические диверсии: отключение платежных систем, отказ от поддержки, угроза безопасности (микрочипы и «закладки» на печатных платах), угроза утечки стратегических данных, информационная война.

Среди традиционных сильных сторон он назвал следующее: вакансии в сфере IT выросли на 25%, доля студентов в сфере IT выросла на 11%, сильная математическая школа и школа программирования, разработки международного уровня, действующие преференции отечественным IT-компаниями и пр.

Владимир Костеев, начальник департамента современных информационных технологий и новых коммуникаций управления президента Российской Федерации по общественным проектам выступил на тему «Цифровые технологии – как обеспечить доверие к государству» (Новые способы взаимодействия между государством и гражданами).

Он сказал, что 60% россиян, по опросам, пользуются соцсетями. Одна из задач со стороны государства состоит в создании нетоксичного контента для коммуникаций. В том числе наполнение сети позитивным контентом, нехватку которого отмечает и президент России Владимир Путин, и детский омбудсмен Анна Кузнецова. При этом при попытке регулирования в обществе возникает «демонизация этого процесса». В то же время в Европе сейчас происходит аналогичный процесс регулирования (принимаются законы про персональные данные, контент в соцсетях и пр.).

Директор АНО «Цифровая экономика» Евгений Ковнир рассказало роли бизнеса в цифровой экономике (учредителями организации являются 16 крупнных российских организаций).

В задачи АНО «Цифровая экономика», по его словам, входит формирование рабочих групп, организация и координация их деятельности, оценка эффективности реализации программы «Цифровая экономика РФ», мониторинг информационных ресурсов органов государственной власти РФ, органов Евразийского экономического союза, на которых для общественного (публичного) обсуждения размещаются проекты нормативных правовых актов, мониторинг развития цифровой экономики и цифровых технологий, формирование форсайтов и прогнозов развития цифровой экономики и цифровых технологий; подготовка предложения по основным направлениям развития цифровой экономики, определение центров компетенций, организация и координация их деятельности, подготовка предложения по внесению изменений в функциональную структуру, взаимодействие с бизнес-, научно-образовательными и иными сообществами и выявление их потребностей в области цифровой экономики, поддержка «стартапов» и субъектов, малого и среднего предпринимательства в области разработки и внедрения цифровых технологий путем их информационной акселерации.

Ковнир рассказал также о региональных кейсах, собранных на сайте АНО «Цифровая экономика». По его словам, на сентябрь на сайте насчитывалось уже больше 50 кейсов.

Инвесторам дадут льготы за импортозамещение в ОЭЗ

Москва, 30 октября — «Вести.Экономика». Минэкономразвития разработало проект предоставления льготы на прибыль в зависимости объемов импортозамещения резидентов в особых экономических зонах (ОЭЗ).

Документ опубликован на сайте правовой информации и называется «приказ «О внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России в части совершенствования критериев оценки бизнес-планов потенциальных резидентов особых экономических зон».

Он разработан по поручению правительства Российской Федерации от 31 июля 2017 г.

Налог на прибыль может быть снижен с 20% и до 0% в зависимости от проектного объема импортозамещения, типа ОЭЗ и направления работы компании.

Резидентов ОЭЗ могут освободить от имущественного, земельного и транспортного налогов, снизить страховые взносы в зависимости от уровня локализации производства продукции, предусмотренной бизнес-планом проекта, и использования отечественного сырья ‎и комплектующих.

Бизнес-проекты, заявленные на льготы, будут получать баллы.

В случае если уровень локализации варьируется в пределах от 100% ‎до 60%, бизнес-плану присваивается 3 (три) балла, если уровень локализации варьируется в пределах от 59% ‎до 30% или производство продукции не предусмотрено бизнес-планом проекта, бизнес-плану присваивается 2 (два) балла, если уровень локализации ниже 29%, бизнес-плану присваивается 1 (один) балл.

По данным на сентябрь 2017 г., в России работают 26 особых экономических зон. ОЭЗ начали создавать в 2005 г., к 1 января в 30 регионах действовали 33 зоны (9 промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 3 портовые и 15 туристических). В августе 2016 г. власти решили закрыть 10 ОЭЗ из-за отсутствия инвесторов.

Как сообщали «Вести. Экономика», особые экономические зоны России были отмечены в ежегодном глобальном рейтинге «Свободные экономические зоны – 2017» международного журнала fDi, входящего в группу Financial Times.

От России по различным номинациям вошли ОЭЗ «Алабуга», «Липецк», «Тольятти» и «Титановая долина». Лучшие площадки для бизнеса были выявлены на основе таких показателей, как количество резидентов и их поддержка, глобальный охват, доступная инфраструктура и ряд других параметров.

Касперская: продление льгот поможет IT-компаниям РФ в кризис и поддержит импортозамещение

МОСКВА, 26 мая. /ТАСС/. Продление до 2023 года льгот на выплату страховых взносов, действующих в отношении отечественных IT-компаний, поможет им в сложных экономических условиях и поддержит курс на импортозамещение. Такое мнение журналистам высказала президент ГК InfoWatch Наталья Касперская.

«Отмена льгот, во-первых, пришлась бы на крайне неудачный период. У нас сейчас наблюдается не очень простая ситуация на рынке, и многие компании просто снижают свои обороты, идут сокращения. В этих условиях еще и льготы отменять — это очень резкий удар по отрасли», — заявила она.

По словам Касперской, основные расходы IT-компаний приходятся на персонал — порядка 75-80% оборота.

«Во-вторых, отменить льготы сейчас — это было бы прямо в тренде антиимпортозамещения, — добавила президент InfoWatch. — Это очень хорошо для всех, что их продлили.»

Ранее официальный сайт Кремля сообщил, что президент РФ Владимир Путин подписал поручение председателю правительства сохранить до 2023 года льготы на выплату страховых взносов, действующие в отношении IT-компаний, производящих отечественное программное обеспечение. Срок исполнения поручения — 1 января 2017 года.

Вопрос продления льгот был проработан рабочей группой по использованию интернета в отечественной экономике при формировании ее новой технологической основы и в социальной сфере под руководством помощника президента РФ Игоря Щеголева.

Действующий порядок предполагает, что до конца 2017 года льготная ставка страховых взносов для российских IT-компаний, прошедших специальную аккредитацию в Минкомсвязи, составляет 14%. Стандартный страховой взнос для всех остальных — 30%. Планировалось, что с 2018 года она повысится до 21%, в 2019 году — до 28%, а с 1 января 2020 года — до стандартных 30%.

Профиль

Локализация без фанатизма

Бизнес получит налоговые льготы в обмен на импортозамещение

Минэкономразвития предложило в очередной раз пересмотреть подход к допуску компаний в особые экономические зоны. Теперь для того, чтобы стать их резидентом и получить налоговые и таможенные льготы, нужно будет доказать приверженность принципам локализации производства и импортозамещения. При этом глава МЭР Максим Орешкин еще недавно призывал отойти от импортозамещения в экономике в целом и сосредоточиться на способах облегчить импорт и экспорт российским компаниям.

Проект приказа о новых правилах приема в ОЭЗ размещен на портале раскрытия информации о новых нормативно-правовых актах. Под документом стоит подпись министра экономического развития Максима Орешкина. Главное нововведение — дополнительный критерий оценки компаний-претендентов на статус резидента ОЭЗ. Им станет уровень локализации производства.

Читайте так же:  Приказ о зачислении в детский сад

Он будет рассчитываться по специальной формуле, в которой будут учитываться валовая прибыль, затраты на содержание рабочих мест и амортизация основных средств. К их сумме необходимо прибавить половину от общей стоимости реализованной продукции, и полученное число разделить на ее (общей стоимости продукции) полную величину. Итоговый показатель выражается в процентах.

Авторы идеи, которой еще предстоит пройти общественные обсуждения и антикоррупционную экспертизу, рассчитывают, что уровень локализации производства будет сильно влиять на шансы компаний быть принятыми в ОЭЗ. Претенденты будут указывать его в бизнес-плане, который изучит специальный экспертный совет. Такие советы существуют по отдельности для каждого вида зон: промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных и портовых.

Если локализация сырья и комплектующих достигнет уровня 60% и выше, предприятие получит три балла; от 30% до 59% (или если компания ориентирована на предоставление услуг и вообще не собирается выпускать продукцию) — два. За локализацию ниже 30% придется довольствоваться одним баллом. Полученные баллы станут частью общей итоговой оценки, которую экспертный совет поставит каждому претенденту. Для попадания в ОЭЗ необходимо набрать от десяти (для туристско-рекреационной зоны) до 13 (для портовой) баллов.

Сплошная облачность

Эксперты видят перспективы развития IT в России, несмотря на трудный для отрасли 2016 год

Оставшиеся баллы можно добрать за счет других критериев. Все они указаны в нынешних правилах, которые действуют с августа прошлого года. Это соответствие бизнес-плана целям создания конкретной зоны, степень финансовой устойчивости проекта (способность финансирования с помощью собственных и заемных средств), срок окупаемости, наличие в зоне необходимой инфраструктуры и уровень проработки маркетинговой стратегии.

Особые экономические зоны — распространенная практика властей многих стран по привлечению иностранного капитала и передовых технологий в отдельные отрасли экономики, а также по созданию новых рабочих мест. Зарубежным резидентам предоставляются налоговые и таможенные льготы взамен на обязательство привлекать местных поставщиков. Для локальных участников ОЭЗ является мерой поддержки со стороны государства: власти надеются, что бизнесмены, освободившись от налогов и получив готовую инфраструктуру, будут наращивать производство, особенно высокотехнологичное.

В России особые экономические зоны начали создаваться в 2005 году, после принятия соответствующего федерального закона. Сейчас по всей стране работают 16 ОЭЗ: семь промышленно-производственных, пять технико-внедренческих, три туристско-рекреационные и одна портовая (ОЭЗ «Ульяновск»). Правда, на деле портовой она не является и специализируется на развитии авиации и логистике авиационных грузов. На сайте РОСОЭЗ термин «портовая зона» применительно к ней заменен на «логистическую».

Резиденты ОЭЗ могут рассчитывать на льготные ставки по налогам на прибыль (вплоть до 0%), имущество, землю и транспорт, а также по социальным взносам. Конкретные условия отдельно обсуждаются с каждым инвестором. Взамен от них требуются капитальные вложения в размере не менее трех миллионов евро, причем произвести их нужно в первый же год работы.

Оператором ОЭЗ выступает управляющая компания «Особые экономические зоны», полностью принадлежащая государству. До 2010 года она обеспечивала в зонах всю необходимую инфраструктуру (устраивала тендеры в качестве заказчика), а теперь привлекает новых резидентов. Согласно информации на ее сайте, в 2012 году во всех ОЭЗ суммарно работали 340 компаний из 23 стран, а общий объем их инвестиций пять лет назад достигал 400 миллиардов рублей. Кроме того, каждая зона является самостоятельным акционерным обществом (также принадлежащим государству) со своим руководством.

При этом, в отличие от многих зарубежных аналогов, резидентам российских ОЭЗ до сих пор необязательно отчитываться о привлечении локальных поставщиков и партнеров. Именно к этому и апеллирует Минэкономразвития, готовя приказ с новыми правилами допуска. Российские промышленные предприятия недостаточно активно занимаются производством высокотехнологичной продукции, говорят в ведомстве. Компенсировать это можно, если привлекать их самих в ОЭЗ или обязать сотрудничать с ними других резидентов, в том числе и иностранных.

Новый механизм оценки направлен, в первую очередь, на них, хотя попадут под него все желающие работать в ОЭЗ, независимо от происхождения. В случае с российскими резидентами локализация фактически превращается в импортозамещение. И это несколько противоречит позиции Минэкономразвития и его главы Максима Орешкина. 20 октября он выступил против чрезмерного импортозамещения.

Экономика между двух стульев

На 2018 год планируется ужесточение бюджетной политики, тем временем ЦБР смягчает денежную политику

«У нас в целом в экономической политике в последние несколько лет довольно серьезно усилилось движение в пользу локализации. Такой тренд, конечно, был важен, когда стояла задача по стабилизации платежного баланса. Это 2015 год, начало 2016 года. Но, если смотреть долгосрочно, международная торговля устроена по-другому, и постепенно нужно переходить к другим принципам», — говорил чиновник.

Среди таких принципов — либерализация валютного контроля (весной глава ЦБ Эльвира Набиуллина обещала отменить паспорта сделок для экспортеров), инвестиции в инфраструкутуру и принципиально другой подход к импорту и экспорту. По словам Орешкина, наиболее востребованной в мире становится торговля не конечными, а промежуточными товарами. «Поэтому несырьевой экспорт надо рассматривать и как продажу компонентов в рамках глобальных торговых цепочек. Необходимыми условиями для этого являются международная кооперация и легкая доступность зарубежных рынков», — уверен министр.

Как стремление к имопртозамещению в рамках особых экономических зон будет уживаться с желанием отойти от него в экономике в целом, пока неизвестно. По июльским расчетам Минэкономразвития, средние показатели эффективности работы ОЭЗ в России составляют 67% (за все работы) и 84% (в 2016 году). Под эффективностью работы ОЭЗ понимается окупаемость государственных инвестиций в инфраструктуру и рентабельность резидентов. При этом самыми неэффективными оказались туристско-рекрационные зоны, в том числе чеченская (горнолыжный курорт «Ведучи» в Итум-Калинском районе), эффективность которой за три года существования составила лишь 16%. Лидерами же стали технико-внедренческие ОЭЗ со средним результатом в 96%.

ОЭЗ — не единственная мера поддержки бизнеса в определенном регионе. В России также существуют территории опережающего развития (ТОР) и свободный порт Владивосток. С 2014 по 2017 годы ТОРы могут создаваться только на Дальнем Востоке (что выделяет его среди других российских регионов), затем — в любой части страны. Сейчас, по данным правительства, на Дальнем Востоке работают 18 ТОРов.

В общей сложности, они привлекли 192 резидента и 2,1 триллиона рублей инвестиций. Участникам обещают немного другие преференции, нежели в ОЭЗ. В частности, они могут рассчитывать на льготное финансирование от государства и слабый контроль (в обмен на создание не менее 20 рабочих мест). Это связано с тем, что ТОРы и ОЭЗ преследуют немного разные цели: первые больше направлены на экономическое развитие территории и формирование привлекательной бизнес-среды, вторые — на развитие отдельных отраслей экономики. В октябре Дмитрий Медведев подписал постановление о создании первых ТОРов за пределами Дальнего Востока: в Удмуртии, Мордовии, Саратовской и Ярославской областях.

Задача свободного порта Владивосток — привлекать логистические компании на российский Дальний Восток и стимулировать развитие экспортоориентированных производств в регионе (за счет нулевых вывозных пошлин на готовую продукцию и ввозных — на сырье, а также быстрому возврату НДС). Правда, на недавнем Восточном экономическом форуме резиденты порта жаловались, что обещанные облегченные условия действуют далеко не всегда: вернуть НДС бывает слишком сложно, а свободный таможенный режим распространяется не на все виды продукции.

Читайте так же:

  • Одноразовые выплаты за материнский капитал Владимир Путин подписал закон о выплате 20000 руб. из средств материнского капитала Федеральным законом от 20 апреля 2015 года № 88-ФЗ утверждена единовременная выплата 20000 рублей за счет средств материнского (семейного) капитала, предусмотренная антикризисным планом Правительства РФ […]
  • Нотариус 19 квартал тольятти Нотариусы в Тольятти Нотариус Овчинникова Н.М. Тольятти, Ленина, 67 Нотариус Рязанова Л.О. Тольятти, Жилина, 28 Нотариус Муркина Д.Н. Тольятти, Маршала Жукова, 1Б Нотариус Рогожкина Е.А. Тольятти, 15-й квартал, Дзержинского, 38 Нотариус Хайрутдинова О.И. Тольятти, 14-й квартал, […]
  • Ст1415 коап рф судебная практика Ст1415 коап рф судебная практика Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Статья 14.15 КоАП РФ. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров Кодекс РФ об административных правонарушениях: Статья 14.15 КоАП РФ. […]
  • Встать на учет в военкомате севастополь Встать на учет в военкомате севастополь Военный комиссар Севастополя полковник Валерий Вишняков рассказал в своем интервью журналисту «Севастопольской телерадиокомпании» о правилах постановки на воинский учет. По его словам, севастопольцы – мужчины в возрасте от 18 до 27 лет должны […]
  • Договор о свободной торговли ес сша Канада — ЕС: Зона свободной торговли не для всех 30 октября между ЕС и Канадой заключено соглашение о Зоне свободной торговли (СЕТА). В то же время договор о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (TTIP) между ЕС и США откладывается на неопределенное время. Чем […]