Меню

Административная ответственность за проживание без паспорта

Статья 19.15. Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации

Статья 19.15. Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 19.15, является установленный порядок управления, в частности, в сфере регистрационного учета граждан Российской Федерации. При этом нарушаются также нормы Положения о паспорте гражданина РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 08.07.97 N 828)

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 19.15, состоит в том, что виновный проживает (по месту жительства, ст. 20 ГК) либо пребывает (по месту пребывания, например, в гостинице, мотеле, доме отдыха) в качестве гражданина Российской Федерации, который обязан иметь паспорт (такая обязанность возникает у граждан Российской Федерации по достижении ими 14-летнего возраста), иное удостоверение личности (например, военный билет, выдаваемый офицерам). Кроме того, объективной стороной данного административного правонарушения охватываются случаи проживания (пребывания):

1) по недействительному паспорту (например, в связи с тем, что виновный не заменил фотографию в паспорте, хотя ему 3 месяца назад исполнилось 25 лет);

2) без регистрации по месту жительства или по месту пребывания (хотя паспорт у него — имеется). При этом виновный нарушает «Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» (утв. пост. Правительства РФ от 17.07.95 N 713, в ред. от 28.03.08).

3. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 19.15, состоит в том, что виновный (см. об этом «Перечень ДЛ, ответственных за регистрацию», утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.95 N 713, в ред. от 28.03.08) допускает (не препятствует этому, не принимает необходимых мер, чтобы это исключить, и т.п.):

1) проживание гражданина Российской Федерации без паспорта, по недействительному паспорту, без регистрации по месту жительства или месту пребывания;

2) проживание без упомянутых документов и регистрации в своей квартире, в жилом доме (в ином помещении, которое законно занимается виновным).

Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения. Оно в основном совершается путем бездействия, хотя не исключено и действие (например, предоставление своего жилого помещения лицу, которое не имеет паспорта). О практике КС по применению ст. 19.15 см. его определение от 24.11.05 N 424-О.

3. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных в:

1) ч. 1 ст. 19.15 могут быть только граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8);

2) ч. 2 ст. 19.15 не только граждане (например, предоставившие свою квартиру для проживания гражданину, не имеющему регистрацию), но и должностные лица, ответственные за соблюдение правил регистрационного учета, например начальник паспортного стола, руководитель паспортного управления органа внутренних дел (см. коммент. к ст. 2.4).

4. Субъективная сторона данных правонарушений характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 19.15, показывает, что:

1) виновному назначается только административный штраф.

2) это административное наказание назначают органы внутренних дел (см. коммент. к ст. 3.4, 3.5, 23.3).

Административная ответственность за проживание без паспорта

11.3. Административная ответственность граждан Российской Федерации за проживание без паспорта или без регистрации

Административная ответственность гражданина Российской Федерации за проживание без паспорта или без регистрации предусмотрена ст. 19.15 КоАП. В данной статье содержится несколько составов административных правонарушений, имеющих один объект посягательства, – конституционные права и свободы российских граждан и установленный порядок, предусматривающий обязанность гражданина Российской Федерации иметь удостоверение личности гражданина (паспорт) и оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства. Причем ч. 1 названной статьи устанавливает ответственность за проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а ч. 2 – за допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Поэтому по ч. 1 ст. 19.15 КоАП несет ответственность сам гражданин, который проживает без паспорта или без регистрации, а по ч. 2 – лицо, ответственное за соблюдение правил регистрационного учета. Согласно Указу Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. В Положении о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г.

№ 828, указано, что паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения.

Помимо сведений о личности граждан в паспорте производятся отметки и записи:

о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета – соответствующими органами регистрационного учета;

об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, – соответствующими военными комиссариатами и органами внутренних дел;

о регистрации и расторжении брака – соответствующими органами ЗАГС и органами внутренних дел;

о детях, не достигших 14-летнего возраста, – органами ЗАГС и органами внутренних дел;

о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, – органами внутренних дел;

о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, – органами внутренних дел или другими уполномоченными органами.

По желанию гражданина в паспорте также производятся отметки:

о его группе крови и резус-факторе – соответствующими учреждениями здравоохранения;

об идентификационном номере налогоплательщика – соответствующими налоговыми органами.

В паспорте заполняются следующие реквизиты:

об органе внутренних дел, выдавшем паспорт;

о дате выдачи паспорта;

код паспортно-визового подразделения органа внутренних дел, выдавшего паспорт;

личная подпись гражданина;

подпись начальника паспортно-визового подразделения органа внутренних дел, выдавшего паспорт.

Срок действия паспорта:

от 14 лет – до достижения 20-летнего возраста;

от 20 лет – до достижения 45-летнего возраста;

от 45 лет – бессрочно.

По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по месту их жительства по окончании установленного срока военной службы по призыву.

Замена паспорта производится при наличии следующих оснований:

достижение возраста, при котором необходимо обменять паспорт;

изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, сведений о дате (число, месяц, год) и/или месте рождения;

непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;

обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.

Выдача и замена паспортов производится территориальными органами ФМС России по месту жительства граждан. Гражданам, не имеющим места жительства, выдача и замена паспортов производится по месту их пребывания или по месту фактического проживания.

Бланк паспорта гражданина Российской Федерации изготавливается по единому образцу с указанием всех реквизитов на русском языке.

Нумерация бланка паспорта, состоящая из трех групп цифр, воспроизведена в верхней части 2, 3, 18 и 19-й страниц и нижней части 5, 7, 10, 11, 14 и 16-й страниц.

Обложка бланка паспорта изготовлена из износостойкого материала темно-красного цвета. В верхней ее части в две строки размещены слова «Российская Федерация», в середине воспроизведен золотистый тисненый Государственный герб РФ (без щита), а под ним – слово «паспорт».

Читайте так же:  Федеральный закон о личных данных

В центре внутренней страницы обложки помещено изображение Московского Кремля, под которым расположен типографский рисунок «розетка».

В верхней части первой страницы бланка паспорта воспроизведено цветное изображение Государственного герба РФ. В середине (под гербом) в орнаментальном оформлении напечатаны в три строки слова «паспорт гражданина Российской Федерации». Под словами расположен типографский рисунок «розетка».

Текст реквизитов и строки для внесения записей на 2, 3, 16 и 17-й страницах бланка паспорта расположены параллельно сгибу бланка. Строки для внесения записей наносятся с интервалом 6,6 мм.

В верхней части 2-й страницы бланка паспорта напечатаны с ориентацией по центру слова «Российская Федерация», ниже – слова «Паспорт выдан», «Дата выдачи», «Код подразделения», «Личный код», «Личная подпись».

В левом нижнем углу страницы напечатана подстрочная черта для подписи начальника подразделения паспортно-визовой службы органа внутренних дел, выдавшего паспорт, и отведено место для проставления печати, обозначенное буквами «М.П.».

Третья страница бланка паспорта предназначена для размещения на ней персональных данных гражданина Российской Федерации. Страница состоит из двух частей: верхние три четверти страницы – визуальная зона, в которой слева размещена фотография владельца паспорта размером 35×45 мм, а справа следующие реквизиты паспорта: «Фамилия», «Имя», «Отчество», «Пол», «Дата рождения», «Место рождения». Место для наклейки фотографии обозначено уголками. Нижняя четверть страницы, противоположная сгибу, – зона для внесения машиносчитываемых записей.

На странице 4-й записи и отметки не производятся.

Страницы бланка паспорта с 5-й по 12-ю предназначены для проставления отметок о регистрации гражданина и снятии его с регистрационного учета по месту жительства. В верхней части 5-й страницы с ориентацией по центру размещен реквизит «Место жительства».

Тринадцатая страница бланка паспорта предназначена для проставления отметок об отношении гражданина к воинской обязанности. В верхней части 13-й страницы с ориентацией по центру размещен реквизит «Воинская обязанность».

Четырнадцатая и 15-я страницы бланка паспорта предназначены для производства отметок о регистрации и расторжении брака. В верхней части 14-й страницы с ориентацией по центру размещен реквизит «Семейное положение».

Шестнадцатая и 17-я страницы бланка паспорта предназначены для внесения сведений о детях владельца паспорта. В верхней части 17-й страницы бланка паспорта (параллельно сгибу) с ориентацией по центру размещен реквизит «Дети». На 17-й странице с продолжением на 16-й расположена таблица, состоящая из 18 строк и четырех граф (слева направо): «Пол», «Фамилия, имя, отчество», «Дата рождения», «Личный код».

Восемнадцатая страница бланка паспорта предназначена для внесения отметок о группе крови и резус-факторе владельца паспорта и о его идентификационном номере налогоплательщика.

Девятнадцатая страница бланка паспорта предназначена для внесения отметок о получении основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, а также о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

В верхней части 20-й страницы бланка паспорта расположен типографский рисунок – орнаментальная бордюрная полоса с ориентацией по центру, под рисунком напечатан заголовок «Извлечение из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации» и далее воспроизведен соответствующий текст.

На 5, 7, 9, 11, 13, 15 и 19-й страницах напечатано выполненное стилизованными буквами в орнаментальном оформлении слово «Россия».

Исходя из вышеизложенного, проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности (паспорта) означает, что лицо не получило в установленном порядке этот документ или, утратив его, не получило нового, а также если лицо не обменяло паспорт в установленный срок при наличии оснований для его обмена.

Недействительным удостоверение личности гражданина признается в случае, если:

1) в нем отсутствует хотя бы один из обязательных реквизитов, установленных упомянутым выше Положением о паспорте гражданина Российской Федерации;

2) удостоверение личности является поддельным;

3) содержит неточные данные о гражданине, которому он принадлежит (неправильно указана фамилия, имя, отчество и т. п.) и в других случаях.

Второй состав предусматривает в качестве противоправного действия проживание или пребывание гражданина Российской Федерации без регистрации. Правила регистрации устанавливают обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации без регистрации по месту пребывания или по месту жительства означает, что гражданин нарушает положения Правил регистрации.

Допущение проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, предполагает, что лицо, ответственное за соблюдение правил регистрационного учета, или гражданин, предоставляющий для проживания занимаемое им или принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, знали об отсутствии паспорта или регистрации у гражданина, но не обращали на это внимание, хотя и должны были предпринять необходимые действия для регистрации гражданина по месту жительства или месту пребывания, а также для получения гражданином паспорта.

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 КоАП, влечет наложение на гражданина административного штрафа в размере от 15 до 25 минимальных размеров оплаты труда. Если же было совершено правонарушение, подпадающее по действие ч. 2 этой статьи, то административная ответственность наступает в виде штрафа в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда.

Комментарии к СТ 19.15 КоАП РФ

Статья 19.15 КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации

Комментарий к статье 19.15 КоАП РФ:

1. Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за нарушение норм Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изм. и доп.), а также норм, установленных Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (с изм. и доп.), Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (с изм. и доп.).

2. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.

Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ (см.: Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина на территории Российской Федерации (РГ. 2010. 5 марта)). Названным выше Законом РФ (ст. 3) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства.

3. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному такому удостоверению либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

Содержание понятий «место пребывания» и «место жительства» определено в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1, указанном в п. 1 комментария к данной статье. Именно с данными понятиями, как представляется, связывается установление законодателем ответственности за проживание или пребывание без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта). Совмещение в диспозиции ч. 1 данной статьи положений об отсутствии документа, удостоверяющего личность, и регистрации по месту пребывания или по месту жительства предписывает должностному лицу, принимающему решение о возбуждении дела о данном правонарушении, устанавливать в случае отсутствия у гражданина РФ удостоверения личности гражданина (паспорта) его регистрацию по месту пребывания или жительства.

Следует учитывать, что документы на регистрацию в соответствии со ст. 6 данного Закона должны быть поданы в органы регистрационного учета не позднее 7 дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства.

Что касается установленного упомянутым Законом трехдневного срока регистрации по месту пребывания, то согласно Постановлению Правительства РФ от 22 декабря 2004 г. N 825 указанный срок регистрации наступает по истечении 90-дневного срока пребывания гражданина РФ, в течение которого такая регистрация не требуется.

Читайте так же:  Продажа купля долара

Следует также иметь в виду уведомительный характер регистрации граждан РФ по месту жительства (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 783), что, однако, не отменяет обязательности самой регистрации.

В соответствии с п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (с изм. и доп. на 11 ноября 2010 г.), граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа.

Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, перечень которых определен указанными Правилами, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им соответствующее свидетельство. По желанию гражданина этот документ может быть направлен по почте. Собственнику (нанимателю) в 3-хдневный срок направляется уведомление о регистрации лица, подавшего заявление.

Порядок регистрации граждан по месту жительства определен п. п. 16 — 18 Правил. Ныне также предусмотрена возможность представления заявления установленной формы о регистрации по месту жительства и копий необходимых документов в электронной форме через единый портал.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, являются эти органы, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления.

Следует учитывать, что контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

Административная ответственность за данное правонарушение наступает при проживании или пребывании гражданина по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) в случае внесения в него отметок, не предусмотренных Положением «О паспорте гражданина Российской Федерации», либо при истечении сроков действия паспорта после 30 дней со дня достижения гражданином 25-летнего или 45-летнего возраста.

Объективная сторона по ч. 2 данной статьи характеризуется допущением лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, либо гражданином в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности помещении проживания граждан РФ, нарушающих установленный названными нормативными правовыми актами порядок.

4. Субъектом предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи административного правонарушения является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста, а ч. 2 — юридическое лицо, должностное либо физическое лицо, ответственные за обеспечение правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения (см. ст. 2 Закона), должностные лица, ответственные за выдачу и замену паспортов, обеспечение контроля за регистрацией граждан.

При этом законодателем в данной статье не установлены дифференцированные штрафные санкции для юридических и должностных лиц.

К ответственности за данное правонарушение не могут быть привлечены военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

5. С субъективной стороны вина предполагает умысел либо неосторожность, например при несвоевременной замене документа, удостоверяющего личность (паспорта).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67), а также органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Протоколы о совершении данных правонарушений составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3) и органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Статья 19.15 КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)

Новая редакция Ст. 19.15 КоАП РФ

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 19.15 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации гражданином права на свободу передвижения, права на выбор места жительства и места пребывания.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.15, выражается в проживании по месту жительства или по месту пребывания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Правовой статус паспорта гражданина РФ регламентирован Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации». Основные положения регистрации по месту пребывания или по месту жительства закреплены в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 19.15, состоит в допущении лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущении гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, установлен Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

4. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные статьей 19.15, являются умышленными.

5. Субъектом правонарушения, предусмотренного частью первой данной статьи, выступают граждане, частью второй — должностные лица и граждане.

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.15, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел.

Другой комментарий к Ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье содержится несколько составов административных правонарушений, имеющих один объект посягательства, — конституционные права и свободы граждан РФ и установленный порядок, предусматривающий обязанность гражданина РФ иметь удостоверение личности гражданина (паспорт) и оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства.

Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории РФ» установлено, что паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ, а Федеральный закон от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом ввел регистрационный порядок учета граждан.

2. В ч.1 рассматриваемой статьи закреплены два состава правонарушений. Объективную сторону первого состава составляют противоправные действия, выражающиеся в проживании или пребывании гражданина РФ, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без такового или по недействительному документу. Проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности (паспорта) означает, что лицо не получило в установленном порядке этот документ или, утратив его, не получило нового. Недействительным признается такой документ, который пришел в явную негодность (не имеет фотографий, содержит неточные данные и т.д.), а также поддельное удостоверение личности (паспорт).

Второй состав предусматривает в качестве противоправного действия проживание или пребывание гражданина РФ без регистрации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. и устанавливают обязанность граждан РФ регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Читайте так же:  Заявление на косметики

Субъектами рассматриваемого правонарушения признаются граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, виновные в совершении указанных противоправных действий.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность лиц, ответственных за соблюдение правил регистрационного учета, за их нарушение. Нарушение правил регистрационного учета в рассматриваемом случае выражается в различных противоправных действиях: допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина РФ без удостоверения личности (паспорта) или по недействительному удостоверению личности (паспорту); проживание гражданина в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности (паспорта); допущение указанным гражданином проживания лиц без регистрации по месту пребывания или месту жительства. Указанные противоправные деяния характеризуют объективную сторону данного правонарушения.

4. Субъектом противоправных деяний признаются лица, ответственные за соблюдение правил регистрационного учета. К ним в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации относятся: граждане, юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, а также должностные лица, ответственные за регистрацию. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержден указанным выше постановлением Правительства РФ. Ответственными за регистрацию являются должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов; жилищностроительных и жилищных кооперативов; гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения; акционерных обществ и других коммерческих организаций; других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд.

5. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умышленной виной.

Административная ответственность за проживание без паспорта

Согласно статьи 19.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

штрафа статьей 20.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Более 222 млн. рублей составляет сумма задолженности, на которую по результатам санкционирования прокурорами решений налоговых органов наложен арест на имущество организаций-должников

Поддержка ( понедельник – пятница с 9:00 до 17:00 )

Штраф за отсутствие паспорта

Здравствуйте. После похищения сумки, в которой был паспорт, он не был восстановлен в течение 2,5 месяцев. Вопрос: должна ли я платить какой-либо штраф за отсутствие паспорта в течение этого срока? В полиции никаких дополнительных документов не выдавали. Можно ли избежать штрафа, если указать в паспортном столе, что он не украден, а утерян в течение менее длительного срока?

Ответы юристов (5)

Полина, добрый день!
За проживание гражданина РФ без удостоверения личности (паспорта) предусмотрена административная ответственность (штраф от 2 до 3 тысяч рублей). Если в ФМС указать, что паспорт у Вас украли, необходимо будет подтвердить это (справкой из полиции и публикацией в СМИ).

Есть вопрос к юристу?

В случае, если Вы своевременно не обратились в УФМС с заявлением о восстановлении документов, Вам светит штраф (ч.2 ст. 19.15 КоАП РФ) в размере 3000-5000 р.

>>Можно ли избежать штрафа, если указать в паспортном столе, что он не украден, а утерян в течение менее длительного срока? 12 Мая 2014, 14:44

Статья 19.15. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)
1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, — влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 19.16. Умышленная порча документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо утрата документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), по небрежности
Умышленные уничтожение или порча документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо небрежное хранение документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), повлекшее утрату документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

Уточнение клиента

В полицию я обратилась сразу же после грабежа, в точности описав все произошедшие со мной события и заявив о краже документов. Однако никаких бумаг, подтверждающих кражу паспорта, мне не выдавали. На следующий день со мной связался следователь, мы выехали на место преступления, далее я прошла судмедэкспертизу по их просьбе. На этом история закончилась. При попытке получить хоть какие-то документы меня направили по номеру, по которому никто не отвечал. Таким образом, сейчас я не знаю, к кому я могу обратиться за документами, которые требует паспортный стол и мне светит штраф. Подскажите, возможно ли каким-то образом избежать излишних трат? Или только идти в полицию и добиваться отдачи хоть каких-то документов?

12 Мая 2014, 15:54

Полина, Вы можете обратиться в подразделение ФМС с заявлением о похищении паспорта, приложив копию заявления в полицию. Если копию заявления в полицию предоставить невозможно, укажите об этом в заявлении.

В полицию я обратилась сразу же после грабежа, в точности описав все произошедшие со мной события и заявив о краже документов

Вы же не устно всё это рассказывали, а письменно. Подавали заявление наверно о краже, так? давали объяснение письменно или диктуя сотруднику. У Вас на руках должен быть талончик с номером КУСП.

По любому обращению должен быть письменный ответ. И Вам должен он придти по почте с результатом проверки: — либо постановление о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в его возбуждении. В любом случае в нём буде указано, что Вы обращались в полицию по факту кражи документов, собственно, это Вам и нужно.

Если после того, как Вы подали это заявление прошло более 30 дней, а ответ не дошёл, явитесь в канцелярию того ОП и попросите копию ответа по такому-то КУСП.

Но повторюсь, что этим Вы сэкономите всего 100-300 рублей, в то время как штраф минимум в 3000, к сожалению, неизбежен.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Читайте так же:

  • Требования к перекрытию Глава 14. Общие сведения Требования к перекрытиям, принципиальные схемы их решений Междуэтажные перекрытия — одна из наиболее сложных и ответственных частей многоэтажных зданий, требующая до 20 . 30 % общих затрат на постройке; стоимость перекрытий с полами достигает 25 . 30 % […]
  • Льготы кон Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I"О налоге на прибыль предприятий и организаций" С изменениями и дополнениями от: 16 июля, 22 декабря 1992 г., 27 августа 1993 г., […]
  • Бухгалтерская отчетность ооо за 2019 год при осно Какую отчетность сдает ООО на ОСНО У компаний на ОСНО комплект отчетности довольно существенный. Отчеты нужно сдавать периодически в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. Отчетность при ОСНО в 2019 году можно условно поделить на налоговую (основная часть), бухгалтерскую и отчетность в […]
  • Как начисляется пенсия по возрасту казахстан Как начисляется (рассчитывается) пенсия по возрасту в Казахстане? Пенсия по возрасту в Казахстане (для мужчин пенсионный возраст - 63 г., для женщин — 58 лет), начисляется из расчета 60% от среднемесячного дохода. Для определения этого показателя, необходим средний доход за 3 года (36 […]
  • Пенсия и пособие в рб С 1 ноября 2018 года увеличиваются размеры минимальных трудовых и социальных пенсий В связи с изменением с 1 ноября 2018 г. размеров бюджета прожиточного минимума, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 октября 2018 г. № 79 […]