Меню

Пошлина это в древней греции

Что такое полис в Древней Греции? Государства-полисы Древней Греции

В этой статье мы поговорим о Древней Греции. Точнее, постараемся найти ответ на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции.

В 8-9-м веке до н. э. Греция не являлась единственным государством, как, например, государства Древнего Востока во время своего расцвета. Греция была страной полисов.

Полис в Древней Греции — это община граждан, коллектив земледельцев и скотоводов, которые вместе живут и вместе защищают свою землю. Постепенно полис видоизменялся, приобретая черты государства. Его центром становился окруженный стенами город, с торговой площадью — агорой, храмом, посвященным богу-покровителю города, различными домами и тому подобное. Вокруг города селились земледельцы и пастухи. Вся пригодная для земледелия земля, угодья и природные богатства считались собственностью общины.

Владельцем земли мог быть только гражданин. Все граждане были членами ополчения, которые брались за оружие во время военной угрозы. Народному собранию принадлежала вся власть в полисе. Участвовать в нем имели право только граждане селения. Существовали разные типы полисов в Древней Греции.

Их насчитывались десятки. Могущественными были полисы Древней Греции. Названия их — Афины и Спарта. Самым богатым был город Коринф. Каждый полис имел свое правительство, войско и казну, чеканил монету.

Отвечая на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, первое государство, которое следует рассмотреть, — это Афины. Территория Афинского полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции. Сами Афины расположены в центре плодородной равнины в 5 км от моря.

Постепенно бедные члены общины распахивались и были вынуждены брать займы у богачей. На земле заемщиков ставили долговой камень. Когда же они не могли вернуть долг с процентами, то теряли землю. Принимающие землю в аренду оставляли себе лишь шестую часть урожая, а остальное отдавали владельцу земли. Крестьяне скудели, становились должниками, впоследствии превращаясь в рабов.

В 8-7-м веке до н. э. определенная часть демоса — купцы, владельцы мастерских и кораблей, зажиточные крестьяне — разбогатела. Теперь они стремились участвовать в управлении полисом, однако были лишены этого права. Именно они развернули и возглавили борьбу демоса с аристократией.

Солон ввел разделение граждан на четыре разряда — самые богатые, состоятельные, среднего достатка и бедняки — в зависимости от размера их имущества и доходов. Граждане разных разрядов имели разные права и выполняли различные обязанности перед государством.

Преобразования, которые совершил Солон в афинском обществе, переориентировали Афины на путь развития демократии.

Тирания в Афинах

Прошло 20 лет с начала правления Солона, и в Афинах снова начались смуты. Родственник Солона, полководец Писистрат, в 560 году до н. э. захватил власть и стал править в Афинах единолично, силой обеспечив в Афинском полисе мир и согласие. Так в Афинах была установлена тирания.

Завершение формирования Афинского полиса

Тирания пала вскоре после смерти Писистрата (поскольку его наследники правили жестоко), и первым архонтом был избран законодатель Клисфен. Всю территорию Афинского государства он разделил на 10 округов, каждый из которых состоял из трех равных частей — приморской, сельской и городской. Гражданство теперь определялось принадлежностью не к роду, а к определенному округу. Ранее территории страны делились по родовому признаку. Этой реформой Клисфен «перемешал» граждан и дал всем им одинаковые права. Таким образом, влияние родовой знати в управлении государством было уменьшено.

Все граждане теперь считались равными независимо от имущественного положения: даже бедняки могли занимать любые государственные должности. Так, в Афинах власть снова оказалась в руках народа.

Могущественным полисом в Древней Греции называли Спарту. В 9-м веке до н. э. на полуострове Пелопоннес, в области Лаконика, дорийцы основали несколько поселений. Впоследствии они окончательно покорили местные ахейские племена. В 7-м в. до н. э. дорийцы присоединили к своим владениям соседнюю область Мессению. Во время двух Мессенских войн и сложилось государственное образование, получившее название Лакедемон (Спарта).

В статье мы ищем ответ на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции. Поэтому подробнее остановимся на государственном устройстве Спарты.

Государственное устройство

Граждане Спарты жили по законам, которые, по преданию, ввел мудрец Ликург. Ведущую роль в управлении спартанского государства играл совет старейшин. Решение совета старейшин утверждало народное собрание. Участие в нем принимали только граждане-воины, которые достигли 30 лет.

Спартанцам запрещалось заниматься ремеслом, торговлей, единственным их занятием было военное дело. Оружие и ремесленные изделия изготавливали для них периэки. Земельный надел спартанца обрабатывали илоты. Спартанцы не могли продать, уволить или убить илота — семьи илотов, как и земля, принадлежали государству.

Анализируя вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, расскажем коротко о быте спартанцев.

Спартанцы были храбрыми, выносливыми воинами. Они носили грубую одежду, жили в одинаковых одноэтажных деревянных домах. Имели определенные формы причесок, бород и усов. При строительстве разрешалось использовать топор, и только при изготовлении дверей — пилу. С 16 лет и до старости спартанец был обязан служить в армии. В 30 лет он считался совершеннолетним и имел право получить участок земли и жениться.

Так жили и развивались государства-полисы Древней Греции.

Налоги в Древней Греции

Греция — одно из первых цивилизованных государств в Европе. Именно Греция подарила миру демократию. А что интересного было в налоговой системе Древней Греции?

Изучение сохранившихся документов позволяет судить о финансовой базе Древней Греции. Во времена Солона в VI в. до н.э. была установлена шкала постоянного подоходного налога с учетом размера имущества. Позже свободные граждане налогов не платили. Бюджет пополнялся за счет других сборов. Таможенная пошлина составляла 2% от стоимости ввозимых товаров. Судебные пошлины тоже поступали в бюджет. Денежная повинность (литургия) была столь значительна, что освобождение от нее считалось национальной наградой. Эту бюджетную повинность несли лишь состоятельные граждане.

Одним из основных источников доходов являлся форос. Его вносил каждый член Афинского морского союза в общую казну, и он составлял значительные суммы. Чрезвычайный налог военного времени — эйсфора — устанавливался в твердой сумме, а затем распределялся между гражданами в зависимости от их состоятельности.

Средства на общественные расходы большей частью поступали от общинной собственности, например, с земельных участков, порой от рудников, а кроме того, от таможенных пошлин, податей на иноземцев, с налогов на продажу, судебных пошлин и штрафов. Когда этих поступлений не хватало, взимали налоги на доходы, в частности на доходы от сельского хозяйства. Решения об этом принимались в зависимости от обстоятельств.

Огромные суммы в Афинах в начале V в. до н.э. шли на сооружение и содержание флота. Примерно в 483 г. был построен большой флот, а затем создан оборонительный Морской союз греческих государств, направленный против персов. По совету Фемистокла было решено высокие доходы от новых месторождений серебра в Лаврионе не распределять между гражданами, а выдавать по одному таланту на каждую сотню богатых граждан, чтобы каждая из них выстроила на эти деньги по одной триере, самому современному военному судну того времени. На постройку судна денег, вероятно, хватало, но их было недостаточно на его дорогостоящее оснащение, ремонт, управление, содержание команды гребцов. Хозяевам приходилось доплачивать из собственного кармана. Расчет был на литургию, т.е. на общественную повинность. В число таких повинностей входили финансирование праздничных шествий, культовых факельных шествий, хоров, комедий, трагедий, строительства.

В середине V в. до н.э. появилась необходимость оплачивать содержание пеших войск, что стоило больших денег, особенно когда солдаты отправлялись в длительные военные походы или участвовали в многомесячных осадах крепостей. Войны в основном финансировались за счет войн, т.е. за счет реквизиций, однако требовали все больших расходов. Потребовалось также установления особой статьи в бюджете — материальное обеспечение многочисленных сирот войны.

Второй довольно значительный комплекс затрат — оплата выборных должностей, введение диеты (диета — суточное или месячное содержание, которое получали древнегреческие «парламентарии»). Кроме того, во время больших театральных представлений каждому гражданину выплачивалась определенная денежная сумма, чтобы он мог принять участие в празднестве. Эти деньги представляли собой особые административные расходы.

Третьим обширным комплексом расходов были затраты на строительство Акрополя — символ богатства, могущества, культуры, побед Афин.

Строились крепостные стены между Афинами и Пиреем, перестраивалась агора, сооружались общественные здания.

Кроме того, в V в. до н.э. появилось множество других, новых расходов. Например, на содержание полиции из 300 скифских рабов, на снабжение города зерном и лесом на строительство судов, дипломатические миссии, на публикацию законов, текст которых высекался на камне, на спортивные игры.

Доходы города-государства Афин почти наполовину складывались из взносов государств — членов союза. Выросли поступления от взимания таможенных пошлин, рыночных налогов и налогов на иноземцев. Каждому иностранцу, селившемуся в Афинах, надлежало платить подушную подать.

Одним из важнейших перевалочных пунктов на Эгейском море стал Пирей. Ввозная и вывозная пошлины составляли вначале 1%, а затем повысились до 2%. Сильно выросли судебные сборы. Возникли новые виды налогов, например на древнейшую в мире профессию. Однако прямых налогов в тогдашних Афинах, вероятно, не было.

Подсчитано, что максимальная сумма, которую богатые горожане должны были затратить на триерархии, равнялась примерно 200 талантам.

Такую сумму вносил всего 1% всех граждан. Отчисления на Пелопоннесскую войну, начавшуюся в 431 г., составляли также 200 талантов. При расчете этой суммы исходили из того, что на такие сборы следовало уплатить 2—3% стоимости имущества. Расходы на возведение Парфенона оцениваются примерно в 700 талантов, содержание одной команды триеры в 430 г. половину таланта в месяц, а через пятнадцать лет, в связи с сицилийским походом, эту сумму увеличили до одного таланта.

Можно подсчитать, что содержание ста судов, находившихся в море 6месяцев, поглощало бы почти половину доходов города, если бы до того союзников не заставили увеличить вдвое свои взносы (можно считать не взносы, а дань). Несколько позже Афины ввели 10%-ную пошлину на все товары, следовавшие через Босфорский пролив.

Налоги взимали откупщики, обязавшиеся платить твердую сумму общине. Деньги поступали в различные кассы, возглавляемые казначеями.

Читайте так же:  Ответственность за вред здоровью средней тяжести

Другого способа осуществлять контроль за финансовым хозяйством, кажется, не было. Немецкий историк Кристиан Майер считает, что в этом нашло свое отражение и то обстоятельство, что деньги шли не только в руки государства, которое ведало бы ими в рамках общего бюджета. Это немаловажное различие. Даже если излишки по соответствующему решению могли быть переданы из одной кассы в другую, прямая взаимосвязь между расходами и доходами все же сохранялась. Впоследствии нашли и нужную формулировку, верно подметившую способ общественного хозяйствования: деньги появляются только тогда, когда они действительно нужны, но не раньше. Доходы напрямую соизмерялись с потребностями в расходах, а не наоборот — расходы, которые намечались бы в зависимости от суммы доходов, имевшихся в распоряжении.

Одновременно с различными кассами полиса существовали еще и кассы храмов, поступления в которые шли от сдачи в аренду земельных участков, из денежных пожертвований и приношений, а также от налогов на доходы из той части военных трофеев, которая посвящалась богам. Полис, если заставляла нужда, мог брать эти деньги в качестве займа под проценты, правда, зачастую не имея возможности возвратить их. Общественных зай мов практически не было. При необходимости для покрытия дефицита на состоятельных граждан полиса раскладывался соответствующий налог.

После поражения в Пелопоннесской войне и распада Морского союза, давно ставшего империей, финансовое положение Афин пошатнулось, а затем и заметно ухудшилось. Доходы упали, казна опустела, затраты же, особенно во время войны, могли быть крайне высокими. Приходилось опираться на состоятельных граждан, а, возможно, и на средние слои крестьян. Между 376и 366 гг. до н.э. использовались различные сборы, составившие в сумме налог на имущество в размере 1% в год. Триерархия также практически превратилась в своего рода налог.

В 378—377гг. до н.э. провели всеобъемлющую оценку имущества и состояния граждан. Один из богатых афинян заявил тогда, что для себя лично он оставляет столько, сколько ему «требовалось для умеренного жизнеобеспечения, а все остальное готов предоставить для удовлетворения общественных потребностей».

В это же время были учреждены так называемые «антидосисы». Тот, кто считал, что его состояние меньше, чем у другого, и, следовательно, он в меньшей степени обязан исполнять литургию, мог подать в суд прошение об изменении оценки его состояния. Таких жалоб богатых граждан было очень много, например по поводу эксплуатации и несправедливого к ним отношения. Разумеется, они преувеличивали свое бедственное положение.

Черняк В. З. Популярная история экономики и бизнеса. — М.: Вече, 2002.

Структура налогов Древней Греции

Древняя Греция — первое цивилизованное европейское государство, где возникла демократия. Кроме того, именно здесь начала формироваться полноценная система налогообложения. Этот факт подтверждают многочисленные документы, сохранившиеся до нашего времени.

Основные виды пошлин в Древней Греции

Уже приблизительно в 600 году до н.э. В Греции утвердилась шкала подоходных налогов, при которой учитывалось состояние имущества. Спустя некоторый период свободные греки не выплачивали пошлины, а бюджетные средства пополнялись при помощи других налогов. Был введен таможенный сбор, когда при ввозе товара из другой страны изымались 2 процента от стоимости. Судебные сборы также имели немаловажную роль в структуре бюджета. Налоги в Древней Греции были весьма значительны, поэтому освобождение от их уплаты в казну приравнивалось к государственной награде. Финансовую литургию несли только греки, располагающие немалым имуществом и средствами.

Расходы и налоги государства Рим

Все входившие в Морской союз Афин вносили немалую пошлину — форос. За счет него в общей казне собирались приличные суммы. В случае войны устанавливалась фиксированная пошлина — эйсфора. Ее распределяли между греками, принимая во внимание их платежеспособность.
Общественные расходы в Древней Греции покрывались налогами на собственность общин. Бюджетные средства поступали за счет землевладений, рудников, таможенных сборов, судебных податей, рыночных налогов и штрафов.
В V веке до н.э. большие государственные затраты шли на создание и содержание морского флота. Значительные расходы перечислялись на обеспечение диеты древнегреческих «парламентариев». В данном случае, диета — это оплата выборных должностей.

Пошлина это в древней греции

Пошлина (fee, duty) –

    вид оплаты, денежный сбор, взимаемый некоторыми государственными и местными учреждениями (судом, арбитражем, таможней, нотариатом и т.д.) за оказание законно установленных услуг, т.е. выполнение их функций;

  • денежная повинность, взимаемая в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.
  • Пошлина бывает простая и пропорциональная. В определенных законодательством случаях пошлина подлежит возврату.

    Пошлины были известны еще в Древней Греции, преимущественно в форме пошлины на морскую торговлю. Особое развитие практика взимания пошлин получила в Афинах с конца V в. до н.э. В Древнем Египте пошлины составляли важную статью государственного дохода (их размер доходил до 50% стоимости товара). В Римской империи пошлина (portoria) вносились при пересечении государственной границы; наряду с прямыми налогами пошлины были важнейшими источниками государственного дохода.

    Исторически в средние века пошлиной назывались взимаемые государством, городами и отдельными феодалами сборы за пользование дорогами, мостами, портовыми сооружениями и т.д. С укреплением централизованной власти взимание пошлины стало монополией государства.

    В современных государствах пошлина представляет собой разновидность налогов на обращение. Такой пошлиной, например, является гербовый налог (см. Гербовый сбор). Наибольшее распространение имеют регистрационные и гербовые сборы, почтовые, судебные и наследственные пошлины.

    Часто понятия налога и пошлины (как и сбора) в экономической литературе отождествляются, хотя они имеют некоторые чисто теоретические различия. Пошлина не является ценой услуги или ее элементом, хотя уплачивается в связи с оказанием услуги. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, но связана с общественно-полезной функцией суда – поддержанием режима законности.

    Пошлины предназначены для покрытия затрат государства по осуществлению тех или иных функций. Пошлина не обусловливает существование государственного органа, т.к. он может финансироваться из других источников. Напротив, взимание пошлины обусловлено реализацией каким-либо государственным органом своих функций.

    Уплата пошлины производится только теми лицами, которые вступают в отношения с соответствующим органом, т.е. в результате свободного выбора плательщика, тогда как обязанность уплаты налога возникает в любом случае при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения.

    Характер пошлины (как сборов) предполагает использование других принципов при определении размеров платежа, чем при налогообложении: учет платежеспособности лица не является отправным моментом.

    Размер пошлины (сбора) определяется из размера и характера услуги, но это не означает абсолютной свободы при назначении размера платежа. Размер пошлины (сбора) должен быть обоснован; в тех случаях, когда платеж с разумной точки зрения не сопоставим с выгодой, полученной плательщиком, или расходом, понесенным государственным органом, пошлинный принцип можно считать нарушенным. Кроме этого, размер пошлины (сбора) не должен ограничивать возможность граждан использовать их конституционные права, возможность получать от государства те или иные услуги, т.к. эти права предоставляются вне зависимости от внесения каких-либо платежей. Например, право граждан на образование государство должно финансировать за счет налогов, а не пошлин и сборов, иначе возник бы «барьер доступности» образования. В конституциях ряда стран (например, Германии) содержатся запреты требовать возмещения за оказание подобного вида услуги.

    В налоговых системах некоторых государств пошлины не являются налоговыми платежами.

    Пошлины классифицируют по характеру услуг, в связи с которыми они возникают. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о приобретении или прекращении гражданства), пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты), и пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы, понесенные обществом в интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушительное действие на дороги).

    Выделяют пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и др. В отечественном законодательстве существует три вида пошлин: государственная, регистрационная и таможенная. Государственная пошлина взимается за совершение ряда услуг в пользу плательщика (принятие исковых заявлений, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача ряда документов и др.), за предоставление особого права (право на охоту). Регистрационные пошлины взимаются, например, при обращении лица с заявкой о выдаче патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель. Таможенные пошлины взимаются в связи с совершением экспортно-импортных операций.

    Налоги в Древней Греции

    В Древней Греции была разработана шкала подоходного налога. Существовала и таможенная пошлина, которая достигала 2% от цены ввозимого товара. В бюджет поступали судебные пошлины. Денежная повинность была настолько значительной, что освобождение от такой обязанности приравнивалось к национальной награде.

    Каждый член морского союза вносил в казну форос, эйсфора, платеж военного времени, что устанавливался в твердом размере, а потом между гражданами распределялся зависимо от их состоятельности.

    На расходы средства в большей мере поступали от общинной собственности, рудников, платежей на иноземцев, таможенных пошлин, налогов на продажу, штрафов и судебных пошлин. Если подобных поступлений было мало, взимали платежи на доходы от сельского хозяйства.

    Огромные расходы направлялись на содержание и сооружение флота. Денег хватало на постройку судна, а вот на ремонт и дорогостоящее оснащение, содержание команды гребцов их не было. Поэтому хозяева доплачивали из собственного кармана. В число повинностей входило финансирование культовых и праздничных шествий, строительства, содержания пеших войск.

    А вот войны финансировались преимущественно за счет войн, однако из казны требовалось материальное обеспечение сирот войны. Значительный комплекс затрат направлялся на оплату выборных должностей и финансирование диеты (диета — содержание древнегреческих «парламентариев»).

    Ещё одним комплексом расходов выступали затраты на возведение Акрополя — символ могущества, богатства, побед и культуры Афин. Позже появилось много новых расходов: на содержание полиции, на снабжение города лесом и зерном, на дипломатические миссии, на спортивные игры, на публикацию законов.

    Налогообложение в Древней Греции

    На Крите налоги, судя по всему, взимались начиная с Минойского и Микенского периодов. Вероятно, они представляли собой определенную долю произведенной продукции или некоторый объем принудительного труда. Впрочем, поскольку имеющиеся у нас свидетельства неточны, они постоянно оспариваются. До начала архаической эпохи мы, по сути дела, не располагаем больше никакими свидетельствами о систематическом сборе налогов. С введением монетных систем и усложнением экономических операций в греческих городах- государствах налоги стали взиматься на регулярной основе. Хотя некоторые тираны устанавливали высокие налоги, которые затем пускали на содержание наемных войск, в общем и целом налоги вплоть до начала греко-персидских войн (начало V века до н.э.), судя по всему, были сравнительно низкими.

    В эпоху классики налогообложение становится главным методом получения средств городами-государствами. Большая часть свидетельств дошла до нас из Афин. Прямое налогообложение граждан и постоянные налоги на их собственность считались оскорбительными, хотя подобные налоги и вводились некоторыми тиранами. При этом, однако, считалось вполне разумным облагать налогами неграждан. Так, ежегодный подушный налог, взимавшийся с метеков, — метойкион (metoikion) составлял 12 драхм с мужчины и 6 драхм с женщины без работающего мужа или сына.

    Читайте так же:  Системные требования для ubuntu 1204 lts

    Продукты и товары, продававшиеся на рынке, облагались рыночным сбором, который ложился тяжелым бременем на метеков. На некоторые виды сделок, особенно заключаемых на агоре, накладывался акцизный сбор — эпония (eponia), который, по сути дела, представлял собой налог с продаж. Размер налога варьировался в зависимости от продаваемого товара. Средний уровень данного вида налогообложения составлял около 1% от стоимости товаров, хотя некоторые из них облагались более высоким налогом. Свидетельства из других городов- государств указывают, что налогами облагались также иностранцы, торговавшие на агоре. Существовали налоги на право разгрузки, рыбной ловли и якорной стоянки. Города также часто взимали воротные пошлины на въезд. Содержатели публичных домов платили особый акцизный сбор, который назывался «порникос тэлос» (pornikos telos).

    Хотя прямое налогообложение граждан в Афинах не одобрялось, некоторые прямые налоги все же существовали. Одним из путей повышения государственного дохода была литургия (leitourgia)— весьма обременительная общественная повинность, которую богатые граждане отправляли полностью за свой счет. Подобных общественных обязанностей было много, и связаны они были в основном с различными празднествами. К этим обязанностям относилась хорегия (khoregia) — составление и оплата хора на театральных представлениях, гиппотрофия (hippotrophia) — содержание лошадей для военных нужд, архитеория (arkhitheoria) — от-правка делегаций своего государства на празднества в других областях и странах и гестиасис (hestiasis) — организация всеобщего пира для всей филы. Литургия для нужд военного флота называлась триерархией и предполагала службу в качестве триерарха в течение года. Изначально литургии были добровольными и рассматривались как оказанная гражданину честь, однако к началу IV в. до н.э. они, по сути дела, стали принудительной обязанностью.

    Эйсфорой (eisphora) назывался прямой налог на собственность, налагавшийся на граждан и метеков в трудные для государства времена — например в случае войны. В 378—377 гг. до н.э. была проведена реформа этого налога, в результате которой для всех жителей, за исключением самых бедных граждан, была установлена фиксированная ставка. С перерывами эйсфора просуществовала вплоть до Эллинистического периода.

    Эпидосис (epidosis) представлял собой добровольный взнос в государственную казну, прежде всего — во время войны. Обычно он осуществлялся вслед за призывом пополнить казну деньгами. Богатые граждане считали своим долгом делать эти взносы, и скорее всего в V в. до н.э. подобные взносы были действительно добровольными, однако в IV в. до н.э. они по сути дела стали принудительными.

    В Эллинистический период, с образованием держав наследников Александра Великого, основным источником государственных доходов становится подать с городов и других политических структур внутри государства. Появились и новые налоги — например налог на соль, торговля которой была государственной монополией как в державе Селевкидов, так и в государстве Птолемеев, а также налоги на другие товары — кожи, пряности и благовония. Что касается греческих городов, то в рассматриваемое время произошло мало изменений в их системах налогообложения, лишь расширилось использование литургий. Хорегия была заменена ситонией (sitonia), которая требовала от богатых граждан закупать зерно для города. Если город был недостаточно богат, чтобы литургии работали эффективно, деньги на зерно, оливковое масло и рыбу приходилось собирать путем пожертвований, которые назывались «эпидосисами» (epidoseis). Формально добровольные, эти взносы на деле представляли собой обязательный налог.

    Налоги обычно собирались откупщиками. Право собирать налог получал давший за это наибольшую цену на торгах. Государство устанавливало сумму налога на фиксированном уровне или в виде процента от стоимости договора с откупщиком. Доход откупщика складывался из той суммы, которую он был в состоянии собрать с налогоплательщиков за вычетом заплаченного на аукционе и собственных издержек. Данная система была открыта для коррупции и злоупотреблений, а откупщиков обычно боялись и ненавидели.

    Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 216-217.

    Объясните значение слов:
    верфь,пошлина,налог, вольноотпущенник.

    Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

    Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

    Проверено экспертом

    Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

    Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

    Посмотри видео для доступа к ответу

    О нет!
    Просмотры ответов закончились

    Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

    Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

    Структура налогов Древней Греции

    Древняя Греция — первое цивилизованное европейское государство, где возникла демократия. Кроме того, именно здесь начала формироваться полноценная система налогообложения. Этот факт подтверждают многочисленные документы, сохранившиеся до нашего времени.

    Основные виды пошлин в Древней Греции

    Уже приблизительно в 600 году до н.э. В Греции утвердилась шкала подоходных налогов, при которой учитывалось состояние имущества. Спустя некоторый период свободные греки не выплачивали пошлины, а бюджетные средства пополнялись при помощи других налогов. Был введен таможенный сбор, когда при ввозе товара из другой страны изымались 2 процента от стоимости. Судебные сборы также имели немаловажную роль в структуре бюджета. Налоги в Древней Греции были весьма значительны, поэтому освобождение от их уплаты в казну приравнивалось к государственной награде. Финансовую литургию несли только греки, располагающие немалым имуществом и средствами.

    Расходы и налоги государства Рим

    Все входившие в Морской союз Афин вносили немалую пошлину — форос. За счет него в общей казне собирались приличные суммы. В случае войны устанавливалась фиксированная пошлина — эйсфора. Ее распределяли между греками, принимая во внимание их платежеспособность.
    Общественные расходы в Древней Греции покрывались налогами на собственность общин. Бюджетные средства поступали за счет землевладений, рудников, таможенных сборов, судебных податей, рыночных налогов и штрафов.
    В V веке до н.э. большие государственные затраты шли на создание и содержание морского флота. Значительные расходы перечислялись на обеспечение диеты древнегреческих «парламентариев». В данном случае, диета — это оплата выборных должностей.

    Толковый словарь Даля . В.И. Даль. 1863-1866 .

    Смотреть что такое «ПОШЛИНА» в других словарях:

    Пошлина — – специальный сбор, взимаемый в установленном законом размере при осуществлении определенных действий с юридических или физических лиц. В России основания для уплаты и размеры пошлин указаны в ст. 25.3 Налогового кодекса РФ. Согласно этому… … Банковская энциклопедия

    ПОШЛИНА — налог на товары, имущество, ценности или услуги. Словарь финансовых терминов. Пошлина Пошлина денежный сбор, взимаемый государством в лице государственных органов с юридических и физических лиц за совершение юридически значимых действий и… … Финансовый словарь

    пошлина — См … Словарь синонимов

    Пошлина — (англ. duty) денежный сбор, взимаемый в гос ный бюджет с граждан и юридических лиц в возмещение расходов на совершение в их интересах некоторых специфических операций (см., напр., Государственная пошлина; … Энциклопедия права

    Пошлина — см. Мытарь, пошлина … Библейская энциклопедия Брокгауза

    ПОШЛИНА — ПОШЛИНА, пошлины, жен. (экон.). Государственный денежный сбор, вид налога, взимаемого с товаров и имущества, а также с некоторых операций, регулируемых государством. Обложить пошлиной. Таможенная пошлина. Импортные пошлины. Экспортные пошлины.… … Толковый словарь Ушакова

    пошлина — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] пошлина Денежный сбор, вид оплаты, взимаемой некоторыми государственными и местными учреждениями (судом, арбитражем, регистрационными органами, таможней и др.) за оказание… … Справочник технического переводчика

    ПОШЛИНА — особый вид государственных налогов и сборов, взимаемых с физических и юридических лиц, которые вступают в специфические отношения между собой и с государственными органами. П. взимаются при заключении договоров об аренде, передаче ценных бумаг,… … Юридическая энциклопедия

    Пошлина — денежный сбор, вид налога, взимаемый государством с физических и юридических лиц, которые вступают с государственными органами в определенные отношения. В число П. входят, в том числе, таможенные, регистрационные и гербовые сборы, почтовые,… … Словарь бизнес-терминов

    ПОШЛИНА — ПОШЛИНА, ы, жен. Денежный сбор, взимаемый государством в возмещение нек рых операций. Обложить пошлиной. Таможенные пошлины (на ввозимые или вывозимые товары). Судебные пошлины. | прил. пошлинный, ая, ое. П. сбор. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

    Пошлина это в древней греции

    Многим может показаться, что таможенное оформление начало существовать сравнительно недавно. На самом деле история этого процессе уход в древние годы, года на побережье Эгейского моря начала развиваться торговля. Именно такая отрасль была спасением для греков, поскольку их климат не позволял им выращивать сельскохозяйственные культуры. В VI веке до нашей эры афиняне начали потреблять продукты из Сицилии и Египта. Но лучшими партнерами считались Феодосия и Херсонес, так как их жители не требовали специальной пошлины. Взамен греки давали оружие, вино, ткани и растительное масло.

    Через годы в Причерноморье начали действовать пошлины на экспорт товара. Что касается греческой продукции, то жители Древней страны требовали за труды своей промышленности пошлину в размере 10% от цены. Со временем показатель сократился до отметки 1%, что способствовало повышенному экспорту. Также за некоторые товары, например оружие, афиняне не требовали налогов. Позже в каждом городе Греции начала действовать своя цена вопроса. Чаще всего оплата пошлин осуществлялась в морских портах. Но существовали и сухопутные таможни, однако на период войн они закрывались.

    С тех пор прошло порядка полутора тысячи лет, а сам по себе принцип практически не изменился. Сегодня растаможка выполняется по аналогичному принципу, с разницей лишь в том, что в наше время работники руководствуют законодательной базой. Спрос на услуги таможни возрос после распада СССР, когда ворота в Россию и другие страны СНГ были открыты. С тех пор начинается обильный поток товаров из Запада. Разумеется, так как государства не числятся в Евросоюзе и не имеют никаких членских договоров, цены для нас на порядок выше. Также растаможка относится к автомобилям, которые за границей стоят значительно дешевле. Если человек привозит машину из Европы или США, то для её эксплуатации он должен пройти все необходимые процедуры.

    Сущность и содержание таможенного дела и таможенной политики

    Мир вокруг нас развивается по сложным и интересным законам экономики, которые тесно связаны с историческим развитием государства. Государство возникает постепенно. Так, например, первые государства на Земле, как считают археологи, возникли в V – IV тысячелетии до н.э., на территории Северо-Восточной Африки. Затем процесс создания государств стал распространяться по средиземноморскому бассейну и далее. В разных регионах земного шара процесс создания государства шел по-разному. К Х веку государственность возникла почти на всей территории Европы.

    Читайте так же:  Возврат страховки за автокредит

    В правовой литературе дается множество определений понятия «государство». За всю историю развития человечества великими мыслителями и политическими деятелями разных времен было высказано множество самых различных мнений и суждений об основных признаках государства и сущности его экономического развития.

    Не случайно вопрос о соотношении государства и экономики практически существовал с тех пор, как появилось первое государство, и будет существовать до тех пор, пока будет существовать государственность. Это один из основных вопросов, который каждый раз по-новому встает перед каждой новой государственной организацией как на начальных стадиях ее возникновения, становления, так и на последующих этапах ее развития. Выявление сущности государства в практическом плане означает определение характера его отношений с обществом, на базе которого оно возникает и развивается. Чтобы установить сущность государства, прежде всего необходимо определить:

    • служит ли государство всему обществу или только части общества;

    • в какой мере государство выражает и защищает интересы всего общества, и в какой мере – интересы и ценности господствующих кругов общества;

    • интересы какой части общества государство полностью или частично игнорирует или же ущемляет.

    История же таможенного дела и таможенной политики России – это, прежде всего наука – историческая и экономическая.

    Как утверждают историки, зарождение таможенного дела относится к глубокой древности. Необходимо помнить, что в центре любых событий всегда стояли конкретные люди, которые принимали решения или выполняли чью-то волю, добросовестно исполнявшие свои обязанности или злоупотреблявшие властью. Все они оставили свой след в истории таможни, а имя каждого из них является ее составной частью.

    Во II – III вв. на территории нашей страны зарождается таможенное дело. В этот период происходит разделение труда внутри древних государств и в межгосударственном масштабе. Рост производительности труда приводит к появлению излишков производимого. Происходит обмен товарами, а затем и купля-продажа. Появились купцы, которые стали специализироваться именно на продаже товаров, но не на их производстве. Следовательно, объективно стали возникать и определенные сборы за перевоз товаров и проезд по территории, за место продажи и другие сборы. Эти сборы в то время считались налогом, который шел на пополнение казны города, государства.

    Сколько помнит себя человеческая цивилизация, видимо, столько же и существуют налоги, пошлины, оброк, иные сборы и платежи, которые взимались государством. С одной стороны, государство должно содержать себя, т. е. содержать правящую верхушку, армию, полицию, административный чиновничий аппарат, а также другие государственные органы. С другой стороны, государство должно учитывать не только свои интересы, но и интересы своего народа.

    Надо отметить и то, что разнообразные налоги собирали в Древнем Египте, Древней Греции, в Древнем Риме, на Древнем Востоке.

    Многочисленные налоги и пошлины, которые взимались непосредственно от имени государственной власти, при всех ее различиях в принципах начисления налогов, пошлин, составляли доход государства и служили одной из основ его существования. Данное положение существует и в настоящее время в любом государстве.

    Налоги и пошлины, которые взимались в определенный исторический период времени, были болезненны не только для плательщиков этих налогов, но и для самого государства. С одной стороны, государство должно было поддерживать себя, свои институты, а с другой – все налоги, пошлины должны были не только взиматься, но и идти в казну государства. Не случайно еще Цицерон Марк Тулий (древнеримский оратор и философ, 106 – 48 до н.э.) говорил, что «Налоги – это нервы государства».

    С развитием государства возрастала потребность в средствах для его содержания. Появляются налоговые органы, которые непосредственно занимались пополнением казны. Именно в руках налоговых органов сосредотачивался не только сбор налогов, но и сбор торговых взносов на рынках, путях сообщения, в морских портах.

    Процедура проверки товаров и взимания с них пошлины получила название таможение , а уполномоченные на ее осуществление лица – таможенники .

    История таможен, таможенных пошлин и в целом таможенного дела неразрывно связана с возникновением и развитием государства.

    Уже в это время небольшие группы ремесленников и торговцев отдельных областей при узости рынков того времени нуждались в защите от конкурентов из других местностей. Эта потребность нашла свое выражение в возникновении системы провозных и торговых пошлин. Если мы обратимся к Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, то прочтем, что «пошлины вообще возникли раньше налогов, в те отдаленные времена, когда слабая государственная власть не решалась обращаться к своим подданным с прямым требованием уплаты налогов. […] Желая получить средства для покрытия государственных расходов, правительства того времени должны были мотивировать свои требования, в большинстве случаев действительно исходившие из услуг, которые оказывало государство. Так […] развились пошлины за передвижение как плата за пользование путями сообщения, отчасти в связи с ними состояли таможенные пошлины как плата за пользование портами, гаванями и другими местами для торговли товарами» [1] .

    Создание внутренних таможен объективно отвечало стремлению ремесленников и торговцев к монопольному положению на своих, местных, рынках сбыта, так как это давало возможность регулировать привоз товаров из других мест.

    На привозные товары в государствах по-разному устанавливались сборы, т. е. данные сборы колебались и зависели от воли того или иного господствующего лица и сложившейся торговой конъюнктуры. Так, например, в III в. до н.э. в городе Тарифа была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его мера измерения, и указана величина сбора за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города – тариф.

    Именно таможенный тариф стал важным инструментом пополнения казны для таможенных органов государства. С учетом экономической конъюнктуры ежегодно ставки тарифа уменьшались либо увеличивались.

    Практически около 80% поступлений в казну шли за счет таможенных пошлин. Таможенная пошлина носила объективный характер и требовала систематического учета.

    Недооценка аспекта объективности пошлины приводила к разрушительным последствиям. Стремление собрать как можно больше доходов за счет таможенных пошлин имело не только положительную сторону (когда за счет таможенных пошлин пополняется казна), но и отрицательную сторону, которая выражалась в появлении альтернативного явления, такого как контрабанда, и тем самым ослабляло экономику государства.

    Чем выше пошлины, тем выше становились цены на ввозимые товары, и одновременно проникали товары по более низким ценам контрабандным путем. От проникновения на рынок более дешевых товаров государство проигрывало, так как казна недополучала свои денежные поступления.

    История нам говорит, что таможенное дело находится в тесной связи с господствующим общественно-экономическим строем государства и его развитием в любой период времени.

    Начиная с V века натуральное хозяйство переходит в денежное. Именно деньги представляют собой конечную цель хозяйственной деятельности. Таможенная политика в этот период стояла на страже только накопительства.

    Развитие таможенного дела и превращение его в инструмент регулирования товарообмена прослеживается в VII – XI вв. В этот период таможенники имели в государствах высокий статус. Среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, казначей – четвертое. И если граф и мэр назначались, то таможенники и казначей избирались из числа граждан города и так же освобождались. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовой статус определялся демократическими институтами [2] .

    С расширением экономических связей между городами и государствами в таможенной политике проявляется стремление выработать общую пошлинную систему, начинаются складываться элементы таможенного права.

    Следовательно, в таможенном деле начинает постепенно отражаться экономический интерес, который связан не только с торговлей, но и с производством. Таможенное дело посредством таможенного тарифа начало способствовать ускорению развития промышленности, а также защите от конкуренции извне. Таким образом, таможенное дело, с одной стороны, было тесно связано с экономикой, а с другой стороны, с финансами, которые необходимы государству для его развития и функционирования. Задача же государства была не только взимать таможенные тарифы и оказывать влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику, на решение политических вопросов через определенные правила таможенного дела.

    История нашей таможни начинается с Новоторгового устава царя Алексея Михайловича (1667 г.), который можно рассматривать как первый наш таможенный тариф… Все внимание государство обращало первоначально на субъект торговли. Проблема внешней торговой политики вначале заключалась в сущности отношения государственной власти к лицам, ведущим торговлю с чужеземными странами. Таможенному праву предшествовало гостиное право, право, регулирующее отношения иноземных гостей, или купцов» [3] . Но если внимательно прочитать самые древние исторические документы, то можно с уверенностью сказать, что первое зарождение таможенного дела и таможенной политики России нашло отражение в «Русской правде» (древнейший свод русского раннефеодального права XI – XIV вв.). В «Русскую правду» вошли Правда Ярослава, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и другие правовые источники. До нас «Русская Правда» дошла в более чем ста списках, которые классифицируются по составу и времени происхождения на три редакции: краткую, пространственную и сокращенную из пространственной.

    Читайте так же:

    • Отчетность по экологии для мсп Отчет для малого и среднего бизнеса по отходам Отчет для малого и среднего бизнеса по отходам сдается всеми юрлицами и ИП на территории России, которые производят отходы. Отчетность сдается в уведомительном порядке не позднее 15 января последующего года и не включает статистические или […]
    • Застройщик экспертиза НЕЗАВИСИМАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА Г. НОВОСИБИРСК тел. 7 913 378 89 62 Строительно-техническая экспертиза (СТЭ) занимается экспертизой зданий, сооружений, инженерных сетей и систем, находящихся как в процессе эксплуатации, так и монтажа, строительства, восстановления и разрушения, […]
    • Приказ 721 по обращению с отходами Журнал учета в области обращения с отходами по 721 приказу МПР В соответсвии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 19 п. 1): юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном […]
    • Штраф по сбору тбо Законодательство об оказании услуги по вывозу ТБО Изменения в законе о вывозе ТКО в 2018 – 2019 годах Основные изменения в порядке обращения с отходами произошли еще в 2017 году, когда появилось собственно понятие твердых коммунальных отходов (ТКО) и было дано распоряжение регионам […]
    • Требования к утилизации аккумуляторов Нормативные документы по утилизации Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Статья 51, пункт 1. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Отходы производства и потребления, в том числе […]