Меню

Требования к образованию мастера производственного обучения

Мастер производственного обучения

Должностные обязанности. Проводит практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением. Участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий. Подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства. Организует выполнение практических работ, а также работ по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению. Принимает участие в заключении договоров с организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением. Готовит обучающихся, воспитанников к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; учебные программы по производственному обучению; технологию производства по профилю обучения; правила технической эксплуатации производственного оборудования; основы педагогики, психологии; методики профессионального обучения и воспитания обучающихся; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Мастер производственного обучения» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция мастера производственного обучения, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

Требования к образованию мастера производственного обучения

Тем, кто выбирает автошколу

Утвержден профессиональный стандарт Педагог профессионального обучения

Одна из важнейших новелл 2016 года – введение профессионального стандарта по специальности «Педагог».

Приказом Министерства труда РФ от 08.09.2015 № 608 был утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Педагог – это в данном случае обобщенное название всех перечисленных в стандарте специальностей. Стандарт распространяет свое действие на широкий круг педагогических работников, в частности на преподавателей и мастеров производственного обучения. Содержание профессионального стандарта во многом повторяет требования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н. Однако, профессиональный стандарт педагога гораздо подробнее описывает трудовые функции педагогических работников, детальнее конкретизирует требования к их знаниям и умениям. Кроме того, профстандарт накладывает дополнительные ограничения на право занимать должность преподавателя или мастера производственного обучения.

Так, например, профстандарт в дополнение к ЕКС, предписывает преподавателю пройти:

профессиональную переподготовку, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине;

Напомню, что переподготовка – это дополнительное профессиональное образование в объеме не менее 250 часов.

Более того, профстандарт требует от преподавателя и мастера производственного обучения:

При отсутствии педагогического образования – пройти дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения;

Иными словами, от преподавателя и мастера производственного обучения требуется в обязательном порядке пройти повышение квалификации по направлению, которое раньше называлось «Основы педагогической деятельности». Здесь следует, в свою очередь, напомнить, что повышение квалификации – это дополнительное профессиональное образование в объеме, не менее 16 часов.

Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года;

Профессиональный стандарт, в дополнение к ЕКС, предъявляет следующие требования к педагогическим работникам:

Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

К мастеру производственного обучения предъявляются такие же требования, как и к преподавателю, которых нет в ЕКС и добавляется следующее:

Обязателен опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;

Мастер производственного обучения должен иметь уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы;

Это интересно. По окончании автошколы любому водителю присваивается разряд. В большинстве своем низший, четвертый. Получается, что для удовлетворения требований профессионального стандарта, мастер производственного обучения обязан иметь квалификацию не ниже 3-го разряда. Как этого достичь? Только путем практической работы в каком-нибудь автотранспортном предприятии, путем прохождения аттестации. Это вполне перекликается с положением профстандарта об обязательном наличии у мастера производственного обучения опыта работы в качестве профессионального водителя. Увы, но это значит, что теперь нельзя взять человека со средним специальным образованием, подготовить его на соответствующих курсах, пусть даже в объеме 250 часов и сразу, без стажировки и присвоения квалификационного разряда не ниже 3-го, допустить его к преподаванию практического вождения в автошколе.

Вообще по поводу применения профстандарта возникают достаточно серьезные вопросы.

Вопрос первый. Насколько обязательно его применение. Придется анализировать законодательство.

Внимательно читаем Трудовой кодекс. Статья 57 часть 2.

……квалификационные требования к работникам должны соответствовать…. требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если…. с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

Педагогическим работникам по действующему законодательству положен ряд льгот, например, право на сокращенную рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый ежегодный отпуск и т.д. Уже понятно.

В прошлом году Федеральным законом № 122-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации были внесены изменения в ст.195.3. Теперь она звучит так:

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Напоминаю положения статьи 46 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Ст. 46 Право на занятие педагогической деятельностью

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

То есть, вроде бы сформулировано требование к квалификации, необходимой педагогическому работнику для выполнения своих трудовых функций. Эти требования с точки зрения закона 273-ФЗ изложены в ЕКС или соответствующем профстандарте. Но…

С одной стороны, закон «Об образовании в РФ» вроде бы дает выбор между ЕКС и профстандартом. Но, давайте не забывать, что 273-ФЗ регулирует образовательные отношения . А трудовые отношения регулирует Трудовой Кодекс РФ. А в нем написано, что применение профстандарта является обязательным.

Так что же в свете всех этих противоречивых руководящих указаний делать горемычным директорам автошкол? Увольнять или не увольнять работников, не соответствующих профессиональному стандарту? Можно ли прибегнуть к аттестации работника для выправления ситуации?

Ответ на этот вопрос содержится в анализе статьи 12 Трудового Кодекса РФ. Статья, если не приводить ее полностью, гласит, что все требования любых законов к трудовым отношениям вступают в силу только после введения этих законов в действия и не распространяются на уже заключенные к этому времени трудовые отношения.

Другим словами, при приеме на работу сотрудника, все действующие на этот момент требования к нему, в частности, в отношении его квалификации, опыта являются обязательными. В отношении уже работающих, такие требования, тоже являются обязательными, однако, их невыполнение не является основанием для расторжения трудового договора.

На этом акцентировало внимание и Министерство труда РФ. Следует ознакомиться с письмом Минтруда от 05.04 2016., которое так и называется «Информация по вопросам применения профессиональных стандартов». Письмо построено в форме ответов на предполагаемые вопросы.

Читайте так же:  Штраф тонировка красноярск

10. Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)?

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Здесь требуется отступление. Закон «Об образовании в РФ» в статье 49 предписывает проводить аттестацию педагогических работников строго раз пять лет. Не чаще и не реже. Такое же положение содержится и в Приказе Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Таким образом, разовую досрочную аттестацию по отношению к конкретному работнику проводить ни по инициативе работодателя, ни по инициативе самого работника нельзя.

Читаем дальше письмо Минтруда РФ

11. Должны ли работники привести свою квалификацию с требованиями профессиональных стандартов?

Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель.

13. Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

согласно части второй статьи 57 ТК РФ ……квалификационные требования к работникам должны соответствовать…. требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если…. с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Таким образом, если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 ч.1 Кодекса об административных правонарушениях. (штраф на руководителей от1 000 до 5 000 рублей, на юридических лиц от 30 000 до 50 000 рублей. За каждого. Прим. мое)

В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

Все становится более или менее ясно.

На счастье, в Положении о лицензировании образовательной деятельности пока остается лазейка. Там написано, что квалификация педагогических работников должна соответствовать ст.46 Закона 273-ФЗ. А эта статья, как мы видим, допускает возможность применения как профстандарта, так и более лояльного ЕКС.

Конечно, когда с проверкой придет трудовая инспекция, она однозначно будет ориентироваться на требования ТК РФ со всеми вытекающими отсюда последствиями. Проверяющих же от органов управления образованием в первую очередь интересует соблюдение законодательства об образовании. И этой вилкой можно пользоваться. Пока.

В любом случае, следует, не откладывая в долгий ящик, озаботиться повышением образовательного, квалификационного и т.д. уровней своих сотрудников (и своего уровня) до требований профессионального стандарта.

В этой связи, хотелось бы познакомить Вас с еще одним документом.

Письмо МОН от 23 марта 2015 г. № 08-415 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование»

Зачитываем наиболее существенные выдержки.

Создание условий и организация ДПО работников отнесена к компетенции образовательной организации (пункт 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ), фактически — к компетенции работодателя.

Формы подготовки и ДПО работников определяются работодателем

Что это значит? А значит это, что работников и руководителей, нуждающихся в повышении квалификации, вполне можно обучать дистанционно, без отрыва от основной работы.

Продолжаем читать письмо МОН «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование»

Право работников, в том числе педагогических работников, работников из числа учебно-вспомогательного персонала, на ДПО реализуется путем заключения договора между работником и работодателем (часть 2 статьи 197 ТК РФ).

Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы.

В то же время при аттестации педагогических работников следует учитывать, что неполучение ими ДПО не может служить основанием для отказа в установлении педагогическим работникам квалификационной категории либо для признания их не соответствующими занимаемой должности.

В общем, этого достаточно для ознакомления с документами, измененными в части регулирования трудовых отношений, связанных с этим лицензионных требований и санкций за их нарушение.

Мастер производственного обучения

Мастер производственного обучения

2. Тип и класс профессии
Профессия мастера производственного обучения сочетает в себе направленность на работу с людьми, техникой и знаковыми системами.
В этой профессии должны быть выражены общая гуманитарная направленность одновременно с интересом и способностью к технической деятельности.
В первую очередь она относится к типу: «Человек – Человек», поскольку ориентирована на взаимодействие с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
Дополнительные типы:
«Человек — Техника» (работа, связанная с созданием, конструированием, монтажом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, ремонтом техники, управлением техническими устройствами). Для успешного выполнения такой работы требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к ручной и технической работе.
«Человек – Знак» (работа, связанная со знаковой информацией: цифрами, формулами и таблицами, чертежами, картами, схемами). Как правило, для этого требуются интерес к работе с информацией, пространственное мышление, умение сосредотачиваться, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами.
Профессия мастера производственного обучения относится к классу эвристических, потому что она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, конструированием и проектированием. Эта профессия требует высокой эрудиции, стремления к развитию и постоянному обучению.

3. Содержание деятельности
Мастер производственного обучения проводит практические занятия и учебно-производственные работы по профессиональному обучению, участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, готовит их к выполнению квалификационных работ и к сдаче экзаменов. Он подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Он заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментом, материалами, запасными частями и средствами обучения.
Он организует выполнение практических работ, в том числе по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению.
Мастер производственного обучения участвует в заключении договоров с предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами о проведении учебной практики и осуществляет контроль за их выполнением. Он участвует в работе предметных (цикловых) комиссий, конференций, семинаров. Он привлекает обучающихся к техническому творчеству, способствует установлению нравственно здоровых отношений в среде обучающихся. Мастер производственного обучения обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства.

4. Условия труда
Во время работы мастер производственного обучения чаще всего находится в помещении учебных мастерских, в цехах, на производстве. В зависимости от специальности, он может работать в производственном помещении (например, мастер в сварочном цеху) либо вне помещения (например, инструктор по вождению на учебной площадке). Условия труда приближены к условиям реального производства. Мастер по обучению постоянно общается со своими учениками в процессе труда.
В зависимости от профиля обучения средства труда могут быть разными: ручные инструменты (например, ножницы), механические (станки), автоматические (приборы, работающие по заданной программе) и компьютеры.
Мастер производственного обучения сам принимает решения в рамках поставленных учебных задач.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный мастер производственного обучения должен знать:

  • требования к организации учебно-производственной работы с ученическими коллективами;
  • основы педагогики, психологии и воспитания учащихся;
  • учебные программы по производственному обучению, методики производственного обучения, с учетом возраста учащихся;
  • технологию учебного производства;
  • оборудование и правила его технической эксплуатации;
  • правила и нормы по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
  • работать с людьми, доходчиво, четко и ясно объяснять учебный материал;
  • находить индивидуальный подход к разным ученикам;
  • владеть навыками ручного труда, желательно в области нескольких смежных рабочих профессий;
  • проявлять доброжелательность, отзывчивость и одновременно требовательность;
  • хорошо распределять и быстро переключать внимание;
  • выявлять и устранять неполадки в технических устройствах;
  • сохранять выдержку и самообладание, действовать уверенно в любых ситуациях, особенно во время практических занятий.
  • интерес к физике;
  • интерес к технологиям;
  • владение основами педагогического мастерства;
  • точная мелкая моторика (ловкость и координация движений);
  • выраженная склонность к работе в сфере общения;
  • выраженная склонность к работе с техникой (для большинства профессий);
  • склонность к управленческой работе;
  • склонность к работе с информацией;
  • активность и физическая подвижность;
  • эмоциональная устойчивость.
  • снижение остроты зрения и слуха;
  • выраженные дефекты речи;
  • вирусоносительство;
  • хронические заболевания, вызывающие нарушение памяти, внимания;
  • заболевания опорно-двигательной системы;
  • наличие алкогольной или наркотической зависимости;
  • нервно-психические заболевания.
Читайте так же:  Как продлить срочный договор сотрудника

9. Области применения профессии
Мастера производственного обучения работают в сфере образования. Они востребованы в следующих направлениях:

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 11.11.92 N 33 (ред. от 20.04.93) «О СОГЛАСОВАНИИ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА И ТАРИФНО — КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПО ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был

Мастер производственного обучения

Должностные обязанности. Планирует, проводит практические занятия и учебно — производственные работы по производственному обучению обучающихся и обеспечивает их выполнение. Участвует в проведении профессиональной ориентации обучающихся. Подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. При необходимости заведует кабинетом, мастерской, гаражом. Принимает меры к своевременному обеспечению их оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение учащимися и студентами передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства. Организует выполнение работ по изготовлению качественной продукции и оказание услуг населению. Принимает участие в заключении договоров с предприятиями (организациями) и хозяйствами на проведение учебной практики и осуществляет контроль за их выполнением. Готовит обучающихся к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий, конференций, семинаров. Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству.

Должен знать: Закон Российской Федерации «Об образовании», законодательные и нормативные акты по вопросам профессионального образования; основы трудового законодательства; учебные программы по производственному обучению; технологию производства, оборудование, технику и правила их технической эксплуатации; основы педагогики, психологии, методики профессионального обучения и воспитания обучающихся; правила охраны труда.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

8 разряд — не имеющие высшего профессионального образования и стаж педагогической работы до 5 лет;

9 разряд — высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы до 5 лет или не имеющие высшего профессионального образования при стаже педагогической работы от 5 до 10 лет;

10 разряд — высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или не имеющие высшего профессионального образования при стаже педагогической работы свыше 10 лет;

11 разряд — высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;

мастер производственного обучения II категории должен:

— отвечать общим требованиям, предъявляемым к мастеру производственного обучения; иметь квалификационный разряд (класс) по действующей тарифной сетке на один — два разряда (класса) выше установленных по данной профессии для выпускников учреждений начального профессионального образования; обеспечивать высокий уровень профессиональной подготовки; участвовать в методической работе, рационализации и изобретательстве, конкурсах профессионального мастерства, а также:

— иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности мастера производственного обучения не менее 3 лет;

12 разряд — мастер производственного обучения I категории должен:

— отвечать требованиям, предъявляемым к мастеру производственного обучения II квалификационной категории; иметь квалификационный разряд (класс), предшествующий высшему по действующей разрядной сетке по соответствующей профессии; принимать непосредственное участие в работе методических комиссий, секций, научно — практических конференций; изучать и внедрять опыт лучших мастеров производственного обучения в практику педагогического коллектива, а также:

— иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности мастера производственного обучения не менее 4 лет;

13 разряд — мастер производственного обучения высшей категории должен:

— отвечать требованиям, предъявляемым к мастеру производственного обучения I квалификационной категории; уметь разрабатывать частные методики профессионального обучения, участвовать во внедрении новых обучающих программ, а также:

— иметь высшее или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности мастера производственного обучения не менее 5 лет.

Должностная инструкция мастера производственного обучения

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Мастер производственного обучения относится к категории
специалистов.
1.2. На должность мастера производственного обучения назначается
лицо, имеющее в зависимости от разряда оплаты:
— среднее профессиональное образование без предъявления требований к
стажу работы;
— высшее профессиональное образование без предъявления требований к
стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж
педагогической работы от 2 до 5 лет;
— высшее профессиональное образование и стаж педагогичской работы от
2 до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической
работы свыше 5 лет;
— высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы
от 5 до 10 лет;
— высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы
от 5 до 10 лет.
1.3. Мастер производственного обучения назначается на должность и
освобождается от нее руководителем учреждения по представлению
________________________________________________________________________.
1.4. Мастер производственного обучения должен знать:
— Конституцию Российской Федерации;
— законы, решения Правительства РФ и органов управления образованием
по вопросам профессионального образования;
— Конвенцию о правах ребенка;
— основы трудового законодательства Российской Федерации;
— учебные программы по производственному обучению;
— технологию производства, производственное оборудование и правила
его технической эксплуатации;
— основы педагогики, психологии, методики профессионального обучения
и воспитания обучающихся;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности
и противопожарной защиты;
— _________________________________________________________________.
1.5. Во время отсутствия мастера производственного обучения (отпуск,
болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в
установленном порядке.
1.6. ______________________________________________________________.

2. Должностные обязанности

Мастер производственного обучения:
2.1. Проводит практические занятия и учебно-производственные работы
по профессиональному (производственному) обучению, участвует в проведении
работы по профессиональной ориентации обучающихся.
2.2. Подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к
занятиям, совершенствует материальную базу.
2.3. Заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их
своевременному обеспечению оборудованием, инструментом, материалами,
запасными частями и средствами обучения.
2.4. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение
обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и
технологией производства.
2.5. Организует выполнение практических работ, а также по
изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению.
2.6. Принимает участие в заключении договоров с предприятиями,
учреждениями, организациями и хозяйствами о проведении учебной
(производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением.
2.7. Готовит обучающихся к выполнению квалифицированных работ и
сдаче квалификационных экзаменов.
2.8. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий, конференций,
семинаров.
2.9. Способствует общеобразовательному, профессиональному,
культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству.
2.10. Всей своей деятельностью способствует установлению гуманных,
нравственно здоровых отношений в среде обучающихся.

Мастер производственного обучения имеет право:
3.1. Представлять на рассмотрение руководства учреждения предложения
по вопросам своей деятельности.
3.2. Получать от руководителей и специалистов учреждения информацию,
необходимую для осуществления своей деятельности.
3.3. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей.
3.4. Знакомиться с проектами решений руководителя учреждения,
касающимися его деятельности.
3.5. ______________________________________________________________.

Мастер производственного обучения несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных
действующим законодательством Российской Федерации.

Требования к преподавателям и мастерам производственного обучения, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств

Здравствуйте, дорогие читатели! Настоящая статья будет интересна тем, кто решил или имеет желание связать свою трудовую деятельность с подготовкой водителей транспортных средств. Попробуем разобраться с требованиями, которые предъявляются к преподавателям и мастерам производственного обучения, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств. Сегодня для работы в автошколе уже недостаточно иметь лишь водительское удостоверение и стаж вождения три года, в связи с постоянным ростом количества транспортных средств и со сложной дорожной обстановкой, которая сегодня сложилась на наших дорогах, существует необходимость в разработке новых программ профессионального обучения водителей транспортных средств. Поэтому преподаватели и мастера производственного обучения вождению должны быть готовы к новым изменениям в программах подготовки обучения водителей транспортных средств.

Из пункта 21.3 Правил Дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090) следует, что мастер производственного обучения (обучающий) , должен иметь при себе удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории и документ на право обучения вождению.

21.3. Обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории , а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

В соответствии со статьей 26 , Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года, обучение водителей транспортных средств классифицируется как профессиональное обучение.

Статья 26. Условия получения права на управление транспортными средствами
1. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение .
Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Читайте так же:  Пособие при рождении 3 ребенка в 2019 году в москве

А в соответствии со статьей 46 , Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 года, программы профессионального обучения (в том числе обучение вождению), могут осуществлять только педагогические работники, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и удовлетворяющие требованиям профессионального стандарта.

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам

Согласно номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к педагогическим работникам организаций (автошкол), осуществляющих образовательную деятельность по подготовке водителей, относятся преподаватели и мастера производственного обучения.

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
2. Должности иных педагогических работников
Мастер производственного обучения
Преподаватель

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом N 761н Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года установлены следующие требования к педагогическим работникам.

Мастер производственного обучения
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Преподаватель
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Требования к преподавателям и мастерам производственного обучения, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств, отображены в приказе N 608н, Минтруда России от 08 сентября 2015 года, об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Мастер производственного обучения
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование в области профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
Для преподавания по основным программам профессионального образования обязательно обучение по ДПП — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года
Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года
Требования к опыту практической работы
Обязателен опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
Мастер производственного обучения должен иметь уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы.

Преподаватель
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года
Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года
Требования к опыту практической работы
Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности.

В статье 108 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года даны разъяснения по образовательным уровням (образовательные цензы), установленным в Российской Федерации, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 108. Заключительные положения
1. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:
1) среднее (полное) общее образование — к среднему общему образованию;
2) начальное профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
3) среднее профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;
4) высшее профессиональное образование — бакалавриат — к высшему образованию — бакалавриату;
5) высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура — к высшему образованию — специалитету или магистратуре;
6) послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
7) послевузовское профессиональное образование в ординатуре — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
8) послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

В письме Минобрнауки России от 11 сентября 2014 года N АК-2924/06, сказано следующее, требование о наличии высшего или среднего профессионального образования, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности.

Согласно пункту 9 Единого квалификационного справочника лица (Приказ N 761н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года), допускается в случае отсутствия у работника специальной подготовки, но имеющего достаточный опыт работы, по решению аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности.

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

При этом, отсутствие у претендента на должность, требуемого уровня образования, может быть причиной отказа в заключении с работником трудового договора со стороны работодателя, прием на работу и создание аттестационной комиссии отнесены к компетенции образовательной организации.

Читайте так же:

  • Куда можно пожаловаться анонимно Жалоба на работодателя - иногда необходимая мера Если не оплачивают больничный, не предоставляют отпуск, заставляют трудиться сверхурочно, задерживают зарплату, вы можете пожаловаться на работодателя. Ведь в его обязанность входит, к примеру, хотя бы раз в полмесяца в одно и то же число […]
  • Казань нотариус советский район Казань нотариус советский район Нотариусы Советского района Советский район Бикчурина Флюра Ахметовна 420061, г. Казань, ул. Космонавтов, д. 44 тел.: 273-15-61 пн,вт,чт: 9:00-18:00; пт: 9:00-14:00 обед: 13:00-14:00 Жиляева Лариса Валериановна 420029, г. Казань, ул. Сибирский тракт, […]
  • Инструкция по заполнению реестра в фсс Программа "Подготовка расчетов для ФСС" Программа предназначена для предприятий и организаций Версия: 2.0.4.73 Дата: 05.02.2019 Имя файла: setup_arm_fss_single_2_0_4_73.zip - локальная однопользовательская версия Размер, байт: 25 520 409 отчетность: заполнение расчетов "Форма 4-ФСС" и […]
  • Заявление на закрытия ип р26001 Закрытие ИП в 2019: бланк заявления Р26001 и образец Чтобы расстаться со статусом индивидуального предпринимателя, нужно подать в свою «родную» налоговую заявление на закрытие ИП. И лучше с этим не тянуть, поскольку формальное прекращение деятельности не избавит вас от уплаты страховых […]
  • Приказ распоряжение о поощрении работника т-11 Приказ о поощрении работника. Формы № Т-11 и Т-11а Руководитель организации издаёт приказ о поощрении (премировании или награждении). Этот приказ оформляется в отделе кадров по унифицированной форме № Т-11 или Т-11а (для группы сотрудников). Приказ служит для документирования факта […]