Меню

Лицензия субподрядчика по 44-фз

Оглавление:

Субподряд по 44-ФЗ. Особенности применения закона

Тема привлечения субподрядчиков при исполнении государственных и муниципальных контрактов обсуждается еще со времен Закона № 94-ФЗ, но даже сегодня остается не менее актуальной и злободневной. Дело в том, что субподряд активно практикуется исполнителями и поставщиками, причем нередко заказчик об этом даже не подозревает.

Те не менее, так сложилось, что заказчики довольно предвзято и негативно относятся к субподряду. Этому есть определенные причины, но поговорим обо всем по порядку.

Что такое субподряд?

Субподряд в рамках контрактной системы — это передача обязанностей по исполнению контракта или какой-то их части третьим лицам. Заказчику следует понимать, что субподряд это такой же нормальный механизм системы госзакупок, как и многие другие. Само по себе явление субподрядных отношений при исполнении контрактов не является хорошим или плохим.

Закон No 44-ФЗ предоставляет возможность его использования, в то время, как добросовестность и эффективность такого исполнения контракта зависят исключительно от участника.

Почему субподряд — это плохо?

Начнем с того, что, конечно же, сказать о том, что субподряд это плохо, будет ошибкой. Как было упомянуто выше, это всего лишь один из элементов контрактной системы. В руках добросовестного участника субподряд превращается в эффективный инструмент ведения бизнеса, позволяющий расширить рамки деятельности участника, исполнять контракты большего объема и эффективно распределять взятые на себя обязательства.

Почему же возникло негативное отношение со стороны заказчиков?

Ответ прост: виной всему недобросовестные поставщики, взявшие на вооружение схему, позволяющую получать прибыль, практически ничего не делая. Сама схема довольно проста и известна:

  • участник побеждает в конкурсе, аукционе или запросе котировок и заключает контракт с заказчиком;
  • затем он находит исполнителя, готового выполнить те же работы по более низкой цене, и заключает с ним договор субподряда;
  • субподрядчик приступает к выполнению работ на основании договора с победителем и завершает их в сроки, предусмотренные первоначальным договором между заказчиком и победителем;
  • победитель получает оплату от заказчика и рассчитывается с субподрядчиком, оставляя разницу в цене себе — эта сумма и будет его прибылью.

Минус такого подхода в том, что на исполнение контракта у субподрядчика значительно меньше средств, и это неизбежно сказывается на качестве работ.

Отдельно следует сказать о том, что существует определенная категория участников — их сфера интересов очень широка: от поставки канцтоваров до ремонта помещений. При этом такие участники ничего не делают самостоятельно и существуют только на бумаге. Вся их деятельность строится исключительно на привлечении субподрядчиков.

Субподряд с точки зрения Закона No 44-ФЗ

Закон о госзакупках имеет несколько положений относительно субподряда:

  1. Заказчик имеет право установить требование, в соответствии с которым участник, не являющийся СМП, обязуется привлечь для исполнения условий контракта субподрядчиков из числа СМП в объеме, установленном заказчиком. В тексте контракта прописывается конкретный объем такого привлечения в виде процентов от цены контракта, а также меры ответственности за нарушение данного условия.
  2. В том случае, если цена контракта превышает 1 млрд. руб. (для федеральных нужд) или 100 млн. руб. (для муниципальных нужд), исполнитель обязан предоставить заказчику данные о привлекаемых им субподрядчиках, если общая сумма таких привлечений превышает 10% от цены контракта.

Запрет на привлечение субподрядчиков

Есть ли у заказчика возможность установить запрет на привлечение субподрядчиков, не нарушая закон? Мнения представителей ФАС на этот счет разнятся, поскольку с одной стороны устанавливая подобный запрет, заказчик предъявляет к участнику необоснованное дополнительное требование, не предусмотренное Законом № 44-ФЗ. С другой стороны, такой запрет можно расценить как требование не к самому участнику, а к порядку и способу исполнения контракта.

Иными словами, решение в данном случае будет зависеть исключительно от того, какую позицию займет то или иное представительство ФАС.

Исходя из практики можно сделать несколько выводов относительно рассматриваемой нами темы:

  • устанавливая в документации о закупке запрет на привлечение субподрядчиков, заказчик втягивает себя в авантюру, результатом которой может оказаться негативное для него решение контролирующего органа;
  • следует объективно оценивать, имеют ли вообще какой-либо практический смысл попытки ограничить привлечение субподрядчиков;
  • установить наличие факта привлечения субподрядчиков зачастую не составляет труда, в этом случае заказчику следует быть максимально внимательным при приемке и экспертизе, поскольку будет ясно, что затраты субподрядчика на исполнение условий контракта были значительно меньше изначально предусмотренных.

Является ли предоставление лицензии субподрядчика основанием для отклонения по вторым частям по 44-фз?

Является ли предоставление лицензии субподрядчика основанием для отклонения по вторым частям по 44-фз?

Если приложить договор с субподрядчиком и лицензию субподрядчика.

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 738 вопросов .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Является ли предоставление лицензии субподрядчика основанием для отклонения по вторым частям по 44-фз? Если приложить договор с субподрядчиком и лицензию субподрядчика.
Екатерина

да является. по смыслу статьи 31 Закона № 44-ФЗ, обязательным требованиям должен соответствовать сам участник.

В вашем случае вы можете поступить наоборот — «субподрядчик» принимает участие в аукционе и берет вас на субподряд.

Консультация юриста бесплатно

Согласен с коллегой. в исключительных случаях может быть иначе. например, если основный вид работ по контракту лицензии не требует, а ее наличия требует дополнительный вид работ. тогда требование лицензии от участника является неправомерным.

Похожие вопросы

Является ли основанием для отклонения контракта по 44 ФЗ, если производитель внесен в черный список?

Является ли истечение сроков давности основанием для отмены постановления?

Не является ли пропуск исковой давности основанием для отказа в иске?

Является ли внутреннее школьное расследование основанием для предъявления детям обвинения в поджоге?

Является ли замена тазобедренного сустава основанием для моего увольнения?

Лицензия субподрядчика по 44-фз

Об установлении требования к подрядчику (субподрядчику) о наличии разрешительных документов для допуска к работам, являющимся объектом закупки

Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона № 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону № 44-ФЗ.

Документация о закупке разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона № 44-ФЗ и действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, лицензия и т.п.).

При этом, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (часть 1 статьи 706 ГК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

Читайте так же:  Трудовой договор реквизиты работодателя

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию (далее — лицензия МЧС России).

Таким образом, в случае если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании, заказчик обязан установить в извещении и документации об аукционе требование к участникам закупки о наличии такой лицензии.

Одновременно отмечаем, что, в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, при исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.

Таким образом, в случае привлечения подрядчиком к исполнению обязательств иных лиц (субподрядчиков) у него должно быть свидетельство о допуске к работам по генподряду.

В случае отсутствия допуска к работам по генподряду у подрядчика должны быть допуски по всем видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также лицензия МЧС России.

Ознакомиться с текстом письма можно в разделе настоящего сайта «Регулирование контрактной системы в сфере закупок», подраздел «Нормативно-правовая база», вкладка «Разъяснения».

Если у участника нет лицензии, можно привлечь субподрядчика, у которого она есть

В соответствии с ч.1 ст.31 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, лицензия и т.п.).

При этом, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (ч.1 ст.706 ГК РФ).

Это правомерно, когда указанные работы включены в один лот со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом. В то же время у участника должно быть свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

В случае отсутствия допуска к работам по генподряду у подрядчика должны быть допуски по всем видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 20.01.2016 N ОГ-Д28-1183

Будь всегда в курсе! Подпишись на новости: Подписаться

Кто имеет право. В каких случаях заказчик обязан включать в документацию требование о наличии лицензии на выполнение работ

Лицензирование отдельных видов деятельности дает основание заказчику при закупке работ, предполагающих наличие лицензии на их осуществление, устанавливать в документации требование о предоставлении участником закупки соответствующей лицензии. Однако с учетом возможности привлечения субподрядчиков к выполнению отдельных видов сложных составных работ такие требования непосредственно к участникам закупки могут быть признаны излишними и несправедливыми, поскольку препятствуют конкуренции, ограничивая число потенциальных участников закупки. Чем руководствоваться заказчику в таких ситуациях, чтобы и требования закона соблюсти, и должную конкуренцию обеспечить, рассмотрим на примере из практики с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ.

Бюджетное казенное учреждение, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», осуществляет выбор подрядчиков на выполнение работ по валке деревьев, содержанию улично-дорожной сети округа, содержанию детских игровых площадок и т.п. путем проведения электронных аукционов. В состав указанных работ входят в том числе сбор и транспортировка собранного с этих территорий мусора, отходов от вырубки деревьев. Должно ли быть в аукционной документации требование о предоставлении участниками торгов лицензии на сбор и транспортировку мусора?

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона № 44-ФЗ, аукционная документация должна содержать требования к участникам аукциона, установленные согласно ч. 1, ч.ч. 1.1, 2, 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Одним из них является соответствие участников закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Требования к участникам закупки, не указанные в ст. 31 Закона № 44-ФЗ, заказчик устанавливать не вправе (ч. 6 этой статьи).

К требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов, таких, например, как свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, лицензия и т.п., которые в соответствии с законодательством требуются для осуществления определенных видов деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ, ч. 2 ст. 1, ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). В случае если в соответствии с законодательством РФ объект закупки, например, относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ обязан установить в извещении о проведении закупки требование к участникам закупки о наличии лицензии, свидетельства, разрешения и т.п., предусмотренных законодательством РФ, и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям с учетом положений действующего законодательства РФ (письмо Минэкономразвития России от 18.04.2016 № Д28и-1051). Такие разъяснения давались в том числе применительно к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, которая подлежит лицензированию, согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 № Д28и-645).

Отходы отходам рознь

Согласно абзацу второму ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под отходами понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с этим федеральным законом. Сбором отходов признается прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов (абзац семнадцатый ст. 1 Закона № 89-ФЗ). Под транспортированием отходов понимается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка юридического лица или индивидуального предпринимателя (абзац восемнадцатый ст. 1 Закона № 89-ФЗ).

Упомянутая в вопросе деятельность (выполнение работ по валке деревьев, содержанию улично-дорожной сети округа, содержанию детских игровых площадок) не отнесена законодательством к видам деятельности, для осуществления которых требуется получение лицензии (ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ).

Согласно ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности. Согласно этой классификации к V классу относятся практически неопасные отходы.

Статьей 20 Закона № 89-ФЗ предусмотрено ведение государственного кадастра отходов, включающего в себя, в частности, федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

Согласно п. 6 Порядка ведения государственного кадастра отходов (утвержден приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792), ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в РФ и систематизированных по совокупности определенных классификационных признаков. Каждому виду отходов присваивается код, имеющий 11-значную структуру. Последний знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 – для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 – I класс опасности; 2 – II класс опасности; 3 – III класс опасности; 4 – IV класс опасности; 5 – V класс опасности (п. 9 Порядка).

В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками обозначены кодом 7 31 300 02 20 5, последняя цифра которого («5») указывает, что этот вид отходов относится к V классу опасности (практически неопасные отходы). К V классу опасности относится также мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства (код 7 31 200 02 72 5). Вместе с тем ФККО предусмотрен вид отходов «мусор и смет уличный», которому соответствует код 7 31 200 01 72 4, свидетельствующий об отнесении этого вида отходов к IV классу опасности.

Таким образом, выполнение работ (оказание услуг) по упомянутому в вопросе контракту может предполагать, в том числе сбор и транспортирование отходов IV класса опасности. Однако само по себе это, как представляется, не означает, что к участникам соответствующей закупки заказчик обязан предъявить требование о наличии лицензии, подтверждающей право на обращение с отходами. И вот почему.

Излишние требования ограничивают конкуренцию

Президиум ВАС РФ в постановлении от 19.04.2011 № 16692/10 сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой из содержания ст. 1 Закона № 89-ФЗ следует, что деятельность по сбору отходов непосредственно связана с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и осуществляется лицами, для которых такая деятельность является специализированной. Данная позиция была сформулирована применительно к спору о необходимости получения управляющей организацией многоквартирного дома, осуществлявшей изъятие отходов из мест их образования (мусороприемных камер жилых домов) и перемещение их в контейнеры специализированной организации, лицензии на осуществление деятельности по сбору опасных отходов. Суд пришел к выводу о том, что в подобном случае деятельность общества как управляющей компании многоквартирного дома была связана исключительно с выполнением обязанностей по обслуживанию и содержанию жилищного фонда, в рамках которых оно производит работы по изъятию отходов из мест их образования – мусороприемных камер жилых домов – и накоплению на специально оборудованной контейнерной площадке для последующего транспортирования, обезвреживания и размещения этих отходов специализированной организацией на основании заключенного с ней договора. Такие действия не являются деятельностью по сбору отходов, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия).

Читайте так же:  Клевета на человека статья

Безусловно, в рассматриваемой ситуации исполнение контракта может быть связано с транспортированием отходов I–IV классов опасности. Однако, поскольку речь идет о контракте на выполнение подрядных работ, необходимо обратить внимание, что, согласно п. 1 ст. 706 ГК РФ, в случае, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). Поскольку Закон № 44-ФЗ не содержит правил, исключающих применение этой нормы, и из п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 этого федерального закона следует, что к отношениям по контракту применяются в том числе положения ГК РФ, подрядчик по контракту не лишен права привлечь к выполнению работ субподрядчика, если это не запрещено контрактом.

Более того, в правоприменительной практике распространена позиция, когда работы, для выполнения которых необходимо получение лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а входят в состав иных работ по контракту, не относящихся к лицензируемым видам деятельности, учитывая, что при исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, заказчик не вправе требовать от участника закупки предоставления соответствующей лицензии. Поэтому, если в рассматриваемой ситуации подрядчик не лишен будет возможности привлечь к исполнению обязанности по транспортировке мусора иных лиц (субподрядчиков), то, учитывая, что сбор и транспортирование мусора, который может относиться к опасным отходам, составляет лишь часть работ по контракту и не является самостоятельным объектом закупки, требование заказчика о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору и транспортировке отходов I–IV классов опасности может быть расценено антимонопольным органом и судом как неправомерное (решение УФАС по Республике Алтай от 15.03.2016 № 27-К/16).

Пятьдесят на пятьдесят

Не следует забывать, что одним из принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип обеспечения конкуренции. Применение этого принципа означает запрет на совершение заказчиком любых действий, которые противоречат требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок (ст. 8 этого Закона).

В некоторых случаях антимонопольные органы указывают, что если в один лот включены услуги или работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих данной лицензией, то установление требования о выполнении таких работ или услуг лично и, соответственно, о необходимости предоставления в составе заявки на участие в аукционе указанной лицензии противоречит положениям Закона № 44-ФЗ (решение Архангельского УФАС России от 22.09.2015 № 04-05/5617). Поэтому, если заказчик не имеет возможности обосновать наличие объективной необходимости в личном выполнении подрядчиком всех работ, связанных со сбором и транспортированием опасных отходов, которые могут обнаружиться в ходе исполнения контракта, он, как следует полагать, не вправе ограничивать участие в закупке лиц, не имеющих соответствующей лицензии, запрещая им привлекать к выполнению таких работ субподрядчиков, у которых необходимая лицензия имеется.

С другой стороны, в судебной практике встречается подход, признающий за заказчиком в подобных ситуациях право требовать от участника закупки подтверждения наличия лицензии, однако при этом допустимо предоставление лицензий (копий лицензий) субподрядчиков, которых такой участник планирует привлечь к выполнению работ по контракту (например, постановление АС Волго-Вятского округа от 27.08.2015 № Ф01-3403/15). Можно обнаружить в правоприменительной практике и иные примеры признания правомерным установления заказчиком соответствующих требований (решение УФАС по Краснодарскому краю от 17.12.2015 № ЭА-1373/2015).

Принимая во внимание неоднозначность отдельных формулировок Закона № 89-ФЗ и отсутствие единообразного подхода к рассматриваемому вопросу в правоприменительной практике, невозможно однозначно ответить на вопрос, вправе ли заказчик в приведенной ситуации требовать от участников закупки наличия лицензии на выполнение работ по сбору и транспортировке отходов I–IV классов опасности. Учитывая все вышеизложенное, можно лишь констатировать, что существует правовой риск признания такого требования неправомерным с вытекающими отсюда негативными последствиями для заказчика (ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106, ч. 1 ст. 107 Закона № 44-ФЗ). Однако в случае возникновения спора в данной ситуации суд будет исходить из конкретных обстоятельств дела и даст им собственную правовую оценку, в связи с чем оценить вероятность того или иного результата судебного разбирательства не представляется возможным. Также необходимо помнить, что за официальными разъяснениями по данному вопросу заказчик может обратиться в ФАС России.

Привлечение субподрядчика с лицензией для проведения работ по контракту

В контракте с Заказчиком указывается «Исполнитель должен иметь: — лицензию органов ФСБ России». У нас нет такой лицензии. Можем ли использовать субподрядчика с лицензией ФСБ для проведения работ по контракту?

23 Ноября 2017, 12:07 Михаил, г. Уфа

Ответы юристов (3)

Михаил, нужно больше информации по данному​ контракту.

Для начала попробуйте посмотреть условия контракта, а именно имеется ли по нему возможность использовать при оказании работы\услуги иных лиц, т.е. субподрядчиков. Так как не редко в контрактах присутствует пункт, о том, что исполнитель обязуется выполнить работу\оказать услугу сам, своими силами, без привлечения иных лиц.

Только после того, как вы это выясните, можно будет уже дальше отталкиваться, в решении вопроса.

Уточнение клиента

В договоре прямо не указывается такая возможность, но и нет запрета на привлечение субподрядчиков. Договор заключался по итогам гос.торгов. В своей заявке до заключения договора мы указывали на привлечение нами субподрядчика. Нашу заявку Заказчик утвердил.

Договор заключен, а сейчас Заказчик указывает на нарушение условий договора. Как поступить?

23 Ноября 2017, 13:26

Есть вопрос к юристу?

Договор простой или смешанный?

Простой договор состоит из договорённостей об одном предмете, смешанный договор может включать в себя признаки нескольких договоров одновременно.

Он требует устранить нарушения или хочет расторжения?

Уточнение клиента

23 Ноября 2017, 13:45

Михаил, напишите мне в личные сообщения, так как я буду задавать вопросы касательно вашей проблемы, что бы они не были на всеобщем обозрении.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Нужно ли отображать сведения о субподрядчике в реестре контрактов по 44-ФЗ?

Добрый день! По запросу котировок Исполнитель должен иметь лицензию на работы. Выиграл участник не имеющий лицензии. Он привлек соисполнителей. Нужно ли отображать сведения о субподрядчике в реестре контрактов?

Ответы юристов (2)

Добрый день. В Реестр контрактов включается информация о соисполнителях из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций при условии что:

и(1)) информация о договорах поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с соисполнителями, субподрядчиками, являющимися субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями в случае заключения такими поставщиками (подрядчиками, исполнителями) контракта, включающего условия, предусмотренные частью 6 статьи 30 Федерального закона (наименование, фирменное наименование (при наличии), а также место нахождения соисполнителя (субподрядчика), идентификационный номер налогоплательщика, дата заключения и номер контракта (при наличии), предмет и цена договора с соисполнителем (субподрядчиком);

​ 6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Уточнение клиента

Спасибо большое за ответ! Но дело в том, что изначально закупка не подразумевала привлечение субподрядчиков из СМП. И исполнитель сам является СМП, но он не имеет лицензии, которая требовалась для заключения контракта. Можно ли с ним заключать контракт?

02 Февраля 2018, 13:23

Добрый день. В соответствии с ч.3 ст.73 44-ФЗ требовать лицензию в составе заявки на участие в запросе котировок вы не можете (ч.3 ст.73 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень документов и сведений).

Вместе с этим, есть возможность поступить иначе.

Читайте так же:  Заявление на уменьшение алиментов на детей от разных браков

Для более детальной проработки интересующего Вас вопроса, получения расширенной консультации Вы можете обратиться ко мне в чат (платно) (кнопка «Сообщение юристу»)

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

В ходе исполнения контракта по 44-ФЗ выяснилось, что исполнитель не имеет лицензии на данный вид деятельности

Добрый день! Помогите разрешить ситуацию. Состоялся электронный аукцион на вывоз несанкционированных свалок мусора. В ходе исполнения контракта выяснилось, что Исполнитель не имеет лицензии на данный вид деятельности. Так же выяснилось, что специалист осуществлявший закупку так же нарушил правила заполнения извещения и не указал существенное условие «наличие лицензии», но в технической части контракта этот пункт был прописан. По закону мы должны обратиться в ФАС и донести а себя. Есть вариант расторгнуть контракт по соглашению сторон на часть выполненных обязательств и на выполненный объем, но разыграть новый аукцион мы не успеваем. Вопрос: как выйди из сложившейся ситуации? Может ли Исполнитель воспользоваться субподрядной организацией? Заранее благодарна. Л.В. Коваленко

Ответы юристов (3)

Заказчик обязан отказаться от исполнения контракта и направить информацию в реестр недобросовестных поставщиков.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Статья 95. Изменение, расторжение контракта
15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:
1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
16. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
17. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона.

Надеюсь, мы Вам помогли.

С уважением! Г.А. Кураев

Есть вопрос к юристу?

Согласен с коллегами. здесь либо самим расторгать в одностороннем порядке, либо по соглашению. в РНП он вряд ли попадет, тк в документации есть нарушения закона и плюс можно нарваться на административку. поэтому только расторжение контракта по соглашению

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как проверить лицензию участника закупки

В каких случаях заказчик обязан требовать лицензию

Заказчик вправе требовать от всех участников торгов подтверждения законности осуществления деятельности на территории РФ. Таким подтверждением выступают лицензии, они разрешают исполнителю заниматься тем или иным видом деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Она может быть запрошена в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере госзаказа, а именно п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Однако прописывать требование о лицензии в закупочной документации можно только в том случае, когда объект закупки представляет собой лицензируемый вид деятельности. Все виды деятельности, закупка которых в обязательном порядке должна сопровождаться требованием предоставления лицензионных документов, закреплены в 99-ФЗ от 04.05.2011 (п. 1 ст. 12 99-ФЗ).

В случае непредоставления исполнителем подтверждающих документов закупочная комиссия заказчика имеет право отстранить такого поставщика, так как ее члены обязаны проверять каждого участника закупки на соответствие установленным в закупочной документации требованиям (ч. 8 ст. 31 44-ФЗ).

Таким образом, заказчик устанавливает в ЗД требования к поставщикам предоставлять лицензии только в том случае, если закупаемые ТРУ относятся к видам деятельности, подлежащим обязательному лицензированию в соответствии с актуальными законодательными нормами (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-1051 от 18.04.2016).

Лицензии в запросе котировок

Для того чтобы ответить на вопрос, вправе ли заказчик предъявлять требование об обязательном наличии лицензии при проведении запроса котировок, необходимо рассмотреть ряд положений 44-ФЗ. Если организация-заказчик планирует закупку лицензируемых услуг посредством проведения запроса котировок, то при проведении процедуры ей необходимо руководствоваться положениями ч. 2 ст. 72, определяющими регламент проведения ЗК.

Требования, которые могут быть предъявлены к участникам ЗК, закреплены в п. 1 ч. 1 ст. 73 44-ФЗ, и, согласно ч. 3 ст. 73, копия лицензии не входит в состав заявки. Так как заказчик не имеет права требовать иную информацию и документацию, кроме той, что приведена в ч. 3 ст. 73, то он не должен устанавливать требование о предоставлении документа во время запроса котировок. Заказчик также не вправе отклонять заявки, в которых нет копии (ч. 7 ст. 78 44-ФЗ). Все вышеизложенное подтверждается Письмами Минэкономразвития № Д28и-1971 от 07.04.2017 и № Д28и-1896 от 25.09.2014.

Как проверить документ поставщика

Заказчику необходимо проверить предоставленную участниками закупки лицензию по следующим параметрам:

  • соответствие видам деятельности, подлежащим обязательному лицензированию;
  • срок действия;
  • место выполнения работ — территория действия;
  • наличие или отсутствие в реестре выданных лицензий.

Участники закупки могут непреднамеренно исказить информацию в подтвердительной документации, но при этом нередки и случаи полной дезинформации заказчика. Поэтому проверять лицензионные документы нужно тщательно. Согласно п. 9 ст. 31, комиссия должна отстранить поставщика на любом этапе процедуры или отказаться от заключения контракта с победителем торгов в том случае, если будет обнаружено искажение информации, установленной в требованиях к заказу.

Члены закупочной комиссии могут воспользоваться следующими инструментами для проверки достоверности предоставленной информации:

  1. Официальный сайт Федеральной налоговой инспекции — для проверки сведений о статусе, адресе (юридическом и фактическом), месте выполнения работ и организационных данных участника закупки.
  2. Проверка достоверности производится при помощи официальных сайтов служб, выдавших документ, например www.mchs.gov.ru, www.roszdravnadzor.ru.

Распространенные ошибки

Если у участника закупки отсутствует необходимая лицензия МЧС, для выполнения работ он может привлечь субподрядчика, который данный документ имеет, но только в том случае, если сам участник имеет лицензионные документы на выполнение работ по строительству, а монтажные работы включены в один лот со строительством. Если их у участника нет, то он обязан иметь лицензию МЧС и свидетельство о допуске к необходимым работам (Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-1183 от 20.01.2016).

Еще одной распространенной ошибкой является предоставление лицензии партнера, а не своей. Он должен предоставлять в составе заявки именно свой документ для подтверждения установленных ЗД требований, а не иных юридических лиц. При закупке строительных работ необходимо предоставить все свои свидетельства о допуске к конкретным видам работ либо подтвердить статус генерального подрядчика (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-1542 от 28.05.2015).

Также заказчик не вправе отклонять заявку из-за окончания срока действия документа до завершения работ. Истечение срока ее действия до завершения работ по контракту не является основанием отклонить заявку, так как в период проведения закупочных процедур лицензия победителя была действующей (Решение Арбитражного суда Калининградской области по делу № А21-826/2015 от 25.05.2015).

Предоставление лицензии субподрядчика участника не может являться причиной для отклонения заявки

Консультант Плюс

Заказчик отклонил заявку. Антимонопольный орган признал его действия нарушением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заказчик с таким решением не согласился и обратился в суд.

Арбитражный суд Республики Тыва Решением от 17.04.2015 по делу N А69-25/2015 оставил решение антимонопольного органа в силе и указал, что участник, представив лицензию третьего лица и договор о сотрудничестве с ним, обладал необходимыми правами, чтобы исполнить контракт без нарушений законодательства.

Кроме того, было отмечено, что в информационной карте не установлено отдельное условие о представлении лицензии непосредственно участником, а также о выполнении работ по объекту закупки лично.

Читайте так же:

  • Образец приказа о приемке товара по 44 фз Примерная форма приказа о создании приемочной комиссии для приемки поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) (подготовлено экспертами компании "Гарант") Примечание. Настоящая форма разработана в соответствии с положениями ст. 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N […]
  • Органы опеки курский район Органы опеки курский район Введите ваш запрос для начала поиска. Департамент по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области. ВрИО директора департамента: Сукновалова Татьяна Алексеевна, действует на основании Положения. Адрес: 305000 […]
  • Как оформить недостачу топлива Недостача в бухгалтерском учете: как учесть и как списать Хотя бы раз в год в каждой организации проводится операция под названием «инвентаризация». И в ходе нее частенько обнаруживается недостача того или иного имущества. Эта ситуация не из приятных, ведь руководству компании и […]
  • Адвокат рождественский иваново ООО "Юридическое Бюро "Рождественский и Партнеры" информация актуальна на 22.02.2019 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Бухгалтерская отчетность Федеральная служба […]
  • Доплата по результатам соут Гарантии и компенсации по результатам специальной оценки условий труда Надбавка за вредные условия трудаКак результаты специальной оценки связаны с размером оплаты труда Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) позволяет определить класс условий труда на рабочих местах. Если […]