Меню

Полномочия прокурора по делам об административных правонарушениях

Прокуратура Оренбургской области

  • Главная
  • Правовое просвещение и взаимодействие с общественностью
  • Прокурор разъясняет
  • Полномочия прокурора по опротестованию постановлений по делам об административных правонарушениях

Полномочия прокурора по опротестованию постановлений по делам об административных правонарушениях

В соответствии с положениями главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) прокуроры вправе в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления опротестовать не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление (статья 30.10), а также вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление (статья 30.12).

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурорами городов, районов, приравненными к ним специализированными прокурорами и вышестоящими прокурорами. Право принесения протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалобы, протеста принадлежит только прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям.

Прокуроры пользуется правом принесения протеста независимо от их участия в деле.

Следует отметить, что прокуроры, решая вопрос о принесении протеста, руководствуются тем, что основаниями для отмены постановления по делу об административном правонарушении и (или) последующих решений по жалобам, протестам на это постановление являются существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

Как вытекает из содержания статей 25-29 данного Кодекса, такими нарушениями следует признавать ограничение, стеснение гарантированных законом прав участников производства по делу об административном правонарушении, которые не позволили судье, должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Например: дело об административном правонарушении не было прекращено, несмотря на наличие обстоятельств, исключающих производство по делу; дело рассмотрено в отсутствие лица, хотя по закону его участие обязательно; дело рассмотрено судьей (должностным лицом), являющимся родственником лица, в отношении которого ведется дело, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица и т.д.

Существенным нарушением признается неправильное применение закона, вызывающее необходимость применения закона об административном правонарушении, влекущем более строгое наказание. Но в этом случае постановление может быть отменено только по жалобе потерпевшего на мягкость примененного наказания, а жалобы других участников производства по делу об административном правонарушении и протест прокурора не могут служить основанием для такого решения.

Основанием к отмене постановления является также нарушение правил подведомственности дела об административном правонарушении, выразившееся в рассмотрении дела судьей, должностным лицом, не наделенным в соответствии с главой 23 КоАП РФ полномочиями по рассмотрению дела об административном правонарушении данного вида.

Протесты прокурора на не вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении рассматривают: районный (городской) суд — на постановления (определения) мирового судьи, коллегиального органа или должностного лица, а также иного органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации; областной суд — на постановления, определения районных (городских) судов. Кроме этого, постановление, вынесенное должностным лицом, может быть опротестовано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу

Протесты прокурора на вступившие в законную силу постановления (определения) судов рассматривает председатель (заместитель председателя) областного суда и Верховный Суд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а протеста без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ (малозначительность правонарушения, отсутствие события, состава административного правонарушения, истечение сроков давности и т.д.); а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Необходимо также отметить, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть опротестовано прокурором в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров

в гражданском и арбитражном процессе Е.Т.Устабаев

Участие прокурора в производстве по делу об административном правонарушении

Участие прокурора в производстве по делу об административном правонарушении направлено как на обеспечение верховенства закона при привлечении физических и юридических лиц к административной ответственности, защиту прав и свобод лиц, привлекаемых к административной ответственности (что вытекает из содержания ст. 1.6 КоАП РФ), так и на защиту прав и свобод, охраняемых законом интересов тех субъектов, которым совершением административного правонарушения был причинен вред (физических и юридических лиц, общества и государства).

Деятельность прокурора, связанная с участием в производстве по делу об административном правонарушении, осуществляется в соответствии с Законом о прокуратуре, КоАП РФ, иными федеральными законами (например, ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»), с учетом положений законов субъектов РФ (например, закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», закона Иркутской области от 12 ноября 2007 г. № 107-оз «Об административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере охраны общественного порядка в Иркутской области») и ведомственных правовых актов (например, приказов Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. № 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях», от 23 ноября 2015 г. № 645 «О порядке реализации прокурорами полномочий в сфере привлечения к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом», от 25 мая 2012 г. № 223 «Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе», указания заместителя Генерального прокурора РФ — Главного военного прокурора от 10 апреля 2008 г. № 70 «О задачах органов военной прокуратуры по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»).

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет не только надзор за исполнением законов (в том числе органами административной юрисдикции), но и, в частности, возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования (в соответствии с полномочиями, установленными КоАП и другими федеральными законами). Пункт 3 ст. 1 Закона о прокуратуре предусматривает, что прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

В КоАП РФ соответствующие направления деятельности прокурора сформулированы более четко. Согласно ч. 1 ст. 25.11 КоАП прокурор как участник производства по делам об административных правонарушениях в пределах своих полномочий вправе:

  • 1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;
  • 2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;
  • 3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия (например, в соответствии с п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов).

Проведение административного расследования прокурором нашло свое закрепление в ст. 28.7 КоАП РФ. Статья 24.6 КоАП посвящена прокурорскому надзору при производстве по делам об административных правонарушениях.

Обобщая вышесказанное, в рамках участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях можно выделить четыре направления деятельности:

  • 1) возбуждение дела об административном правонарушении, проведение административного расследования;
  • 2) участие в рассмотрении дела об административном правонарушении;
  • 3) принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление;
  • 4) осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов при производстве по делам об административных правонарушениях (за исключением дел, находящихся в производстве суда).

Одной из задач законодательства об административных правонарушениях является предупреждение административных правонарушений (ст. 1.2 КоАП РФ). Принимая во внимание данное обстоятельство, деятельность прокурора в производстве по делу об административном правонарушении должна быть направлена на предупреждение правонарушений (см. подробнее параграф 24.1).

Возбуждение дела об административном правонарушении, проведение административного расследования

Как отмечается в научной литературе, данное направление прокурорской деятельности правильнее было бы определить как «административное преследование» (по аналогии с термином «уголовное преследование», под которым понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления — п. 55 ст. 5 УПК РФ). Термин «административное преследование» нашел свое нормативное закрепление в приказе Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. № 78.

Согласно п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура РФ осуществляет возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами. Как указал Верховный Суд РФ, «Регулирование деятельности федеральных органов государственной власти, в том числе связанной с возложением полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъекта РФ, не может осуществляться нормативными правовыми актами субъекта РФ. Таким образом, оспариваемая норма областного Закона о возложении на прокурора права на возбуждение административных дел за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг принята с нарушением действующего федерального законодательства» (определение от 3 декабря 2014 г. № 1-АПГ14-16 «Об отмене решения Архангельского областного суда от 06.08.2014 в части признания недействующими отдельных положений пункта 2 статьи 11.2 Закона Архангельской области от 03.06.2003 № 172-22-03 “Об административных правонарушениях”»).

Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении закреплены в ч. 1—1.3 ст. 28.1 КоАП РФ (так, одним из поводов является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения). Как разъясняется в п. 2.1 приказа Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. № 78, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении прокурором являются данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, содержащиеся в материалах проверок, проведенных в рамках полномочий на основании поступившей в прокуратуру информации о нарушениях закона, или в материалах проверок, поступивших из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений.

Читайте так же:  Приказ минздрав 761 от 26082010

Часть 1 ст. 28.4 КоАП РФ закрепляет перечень административных правонарушений, дела о которых возбуждаются прокурором (например, ст. 5.1 «Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума», ст. 5.59 «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан», ст. 19.9 «Нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов» КоАП РФ). Кроме того, в ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ федеральный законодатель установил, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ. Возможность вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении при осуществлении прокурорского надзора прямо предусмотрена п. 2 ст. 22, ст. 25, п. 3 ст. 27 и п. 1 ст. 33 Закона о прокуратуре. При этом необходимо иметь в виду, что подмена прокурором органов административной юрисдикции при принятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении недопустима (п. 2.1 приказа Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. № 78).

Дискуссионным является вопрос о том, вправе ли прокурор привлекать к административной ответственности субъектов, чья деятельность не охватывается прокурорским надзором, в первую очередь физических лиц. Представляется, что привлечение к административной ответственности неподнадзорных прокуратуре субъектов в рамках осуществления прокурорского надзора является невозможным, в отличие от привлечения к административной ответственности этих субъектов при реализации ненадзорных направлений прокурорской деятельности (п. 2.9 приказа Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. № 78 предусматривает возможность привлечения прокурором к административной ответственности физических лиц).

Привлечение к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета РФ и иных лиц), осуществляется в особом порядке (ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ). Так, согласно ч. 18 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта РФ. Организационные аспекты привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции, регламентированы приказом Генерального прокурора РФ от 23 ноября 2015 г. № 645 «О порядке реализации прокурорами полномочий в сфере привлечения к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом».

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурор выносит постановление (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ) [1] . Как разъясняется в п. 2 приказа Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г.

№ 78, мотивированное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении может быть вынесено как прокурором, так и заместителем прокурора (в том числе соответствующими должностными лицами специализированных прокуратур) — это вытекает из положений п. 2 ст. 22 и п. 1 ст. 27 Закона о прокуратуре.

Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении по общему правилу составляется немедленно после выявления административного правонарушения. При этом допускается составление протокола об административном правонарушении в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения — если требуется дополнительное выяснение: 1) обстоятельств дела; 2) данных о лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать те же сведения, что и протокол об административном правонарушении (сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, и т.д. — ч. 2 и 3 ст. 28.2 КоАП РФ).

После вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении он осуществляет те же действия, что и должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении (например, разъясняет участникам производства по делу об административном правонарушении их права и обязанности).

В том случае, если выявлено административное правонарушение, а вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении на месте невозможно, необходимо составить такой документ, как акт проверки. В нем указываются сведения и данные, аналогичные предусмотренным ч. 4 и 6 ст. 27.8 «Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов» КоАП РФ. При применении установленных способов фиксации доказательств (например, фото- и киносъемки) об этом делается соответствующая запись в акте проверки (п. 2.3 приказа Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. № 78).

Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в течение трех суток с момента его вынесения должно быть направлено судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении. Если же совершение административного правонарушения влечет административный арест либо административное выдворение, постановление прокурора немедленно после его вынесения должно быть передано на рассмотрение судье.

Пункт 2.11 приказа Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. № 78 устанавливает, что подразделения (помощники прокуроров), подготовившие проект постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, подлежащего рассмотрению судом, должны согласовывать его с подразделениями (помощниками прокуроров), обеспечивающими участие прокуроров в гражданском и (или) арбитражном процессе. И лишь в случаях, не терпящих отлагательства, допускается направление дела об административном правонарушении для рассмотрения в суд без соответствующего согласования.

По результатам рассмотрения поступивших в органы прокуратуры обращений, указывающих на наличие события административного правонарушения, относящегося к подведомственности органов прокуратуры, при отсутствии оснований для административного преследования в соответствии с ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (п. 2.2 приказа Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. № 78).

Как отмечается в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о противодействии коррупции, законодательства о защите прав потребителей, иного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, необходимо производство экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных КоАП РФ и требующих значительных временных затрат. В случае совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.1.1 «Побои», 7.27 «Мелкое хищение» КоАП РФ, проведение административного расследования является обязательным.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования должно быть принято прокурором немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Оформляется оно постановлением.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ). Срок проведения административного расследования по общему правилу не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ). Решение о продлении срока проведения административного расследования в соответствии с ч. 5.1 ст. 28.7 КоАП РФ принимается в виде определения.

По окончании административного расследования возможны два варианта: 1) составление протокола об административном правонарушении; 2) вынесение постановления о прекращении дела об административном правонарушении (при наличии одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ — отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения, действия лица в состоянии крайней необходимости и др.).

Участие в рассмотрении дела об административном правонарушении. Прокурор может принимать участие в рассмотрения дела об административном правонарушении в суде, на заседании коллегиального органа или должностным лицом в порядке, установленном гл. 29 КоАП РФ.

Прокурор должен быть извещен о месте и времени рассмотрения

1) дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним; 2) дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора (ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ). Участие прокурора в рассмотрении соответствующих дел желательно в целях обеспечения усиленной правовой защиты несовершеннолетних и доведения до суда доводов прокурора, принявшего решение о возбуждении дела об административном правонарушении (что способствует более эффективному рассмотрению дела об административном правонарушении). Именно поэтому п. 3 приказа Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. № 78 предписывает считать обязательным участие прокурора в рассмотрении судьей, органом, должностным лицом дел об административных правонарушениях, возбужденных по инициативе прокурора. Так, прокурор города (района), приравненные к нему специализированные прокуроры и их заместители должны принимать участие в рассмотрении возбужденных ими дел об административных правонарушениях лично или поручать участие в их рассмотрении прокурорам, подготовившим соответствующие материалы, а по делам, направленным для рассмотрения судье, — прокурорам, обеспечивающим участие в гражданском и (или) арбитражном процессе, с передачей копий направленных в суд материалов (п. 3.1 приказа).

Согласно ч. 1 ст. 25.11 КоАП прокурор при рассмотрении дела об административном правонарушении в пределах своих полномочий вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела. Следует иметь в виду, что при рассмотрении дела об административном правонарушении во внесудебном порядке прокурор одновременно осуществляет надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции и соответствующими должностными лицами.

Прокурор может и должен принимать активное участие в рассмотрении дела. Пункт 3.3.1 приказа Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. № 78 предписывает заблаговременно готовиться к рассмотрению дела, активно участвовать в исследовании представляемых доказательств. Вся деятельность прокурора должна быть направлена на способствование принятию судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, законного, обоснованного и справедливого решения. Так, п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 разъясняет, что определение судьи о назначении экспертизы может быть вынесено как по инициативе судьи, так и на основании ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, защитника, потерпевшего, прокурора. Часть 2 ст. 29.7 КоАП предусматривает, что в случае участия в рассмотрении дела прокурора заслушивается заключение последнего.

Пункт 3.3.2 приказа Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. № 78 закрепляет механизм, схожий с уголовно-процессуальным механизмом отказа прокурора от поддержания государственного обвинения: в случае установления обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу об административном правонарушении, или переквалификацию действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, участвующему в деле прокурору необходимо информировать об этом прокурора, возбудившего дело об административном правонарушении. Последнему в случае принципиального несогласия с позицией участвующего в деле прокурора следует своевременно решать вопрос о его замене, либо самому принимать участие в рассмотрении дела.

Принесение протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление осуществляется прокурором независимо от участия в деле, в том числе по результатам рассмотрения поступивших обращений.

Читайте так же:  Ютуб как красиво оформить

Пункты 4 и 4.1 приказа Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. № 78 обязывают прокуроров и заместителей прокурора своевременно реагировать на незаконные и необоснованные постановления (определения) по делам об административных правонарушениях, обеспечивая при этом последовательное оспаривание постановлений по делу об административном правонарушении.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с положениями гл. 25 АПК РФ (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ) путем подачи апелляционной, кассационной жалобы. При наличии оснований для пересмотра решения (постановления) по делу об административном правонарушении, вынесенного арбитражным судом, прокурору следует также руководствоваться п. 2 и 18 приказа Генерального прокурора РФ от 25 мая 2012 г. № 223 «Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе».

В соответствии с ч. 1 ст. ЗОЛ КоАП не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором:

  • 1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;
  • 2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
  • 3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
  • 4) вынесенное должностным лицом, указанным в ч. 2 ст. 23.79, ч. 2 ст. 23.79.1 или ч. 2 ст. 23.79.2 КоАП (например, руководителем соответствующих органов исполнительной власти г. Москвы, заместителем руководителя), — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента РФ, Правительства РФ или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
  • 5) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

При этом п. 4.2 приказа Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. № 78 предписывает протест на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное органом, должностным лицом, направлять, как правило, в суд в соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.

Сроки обжалования постановления по делу об административном правонарушении прокурором закреплены в ч. 1 и 3 ст. 30.3 КоАП РФ.

Порядок подачи протеста на постановление по делу об административном правонарушении, порядок его рассмотрения регламентированы ст. 30.2, 30.5—30.8 КоАП РФ. Так, п. 9 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ гласит: при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

В трехдневный срок после вынесения решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении копия данного решения должна быть направлена прокурору, принесшему протест (ч. 3 ст. 30.10 КоАП РФ).

Принесение прокурором протеста на не вступившие в законную силу последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на постановление по делу об административном правонарушении и его рассмотрение осуществляются в том же порядке.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть опротестованы прокурором (ч. 2 ст. 30.12 КоАП РФ). При этом право принесения протеста принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, — прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям (ч. 3 ст. 30.12 КоАП РФ). Как отмечается (в соответствии с п. 2 ст. 36 Закона о прокуратуре) в п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5, «указанные лица вправе истребовать дела об административных правонарушениях для проверки после вступления постановления или решения в законную силу».

При наличии оснований для пересмотра вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении городскому (районному) и приравненным к ним прокурорам необходимо обращаться с соответствующим представлением к прокурору субъекта РФ или приравненному к нему прокурору. Для оспаривания судебного акта в Верховном Суде РФ прокурор субъекта РФ или приравненный к нему прокурор обращается к Генеральному прокурору РФ (или его заместителю). При этом представление следует направлять вышестоящему прокурору в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления последнего обжалуемого судебного постановления в законную силу (п. 4.5 приказа Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. № 78).

Протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов приносятся в суды уровня субъектов РФ, окружные (флотские) военные суды, Верховный Суд РФ в соответствии с правилами, закрепленными в ст. 30.13 КоАП РФ. Требования к содержанию протеста содержатся в ч. 2 и 3 ст. 30.14 КоАП РФ.

Принесение протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (кроме постановления об административном аресте, обязательных работах или административном приостановлении деятельности) влечет приостановление исполнения постановления судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление о назначении административного наказания, до рассмотрения протеста (ст. 31.6 КоАП РФ).

Как отмечается в п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5, рассмотрение надзорных жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ. По результатам рассмотрения жалобы председатель или заместитель председателя соответствующего суда выносит одно из постановлений, перечисленных в ст. 30.17 КоАП РФ. Копия постановления направляется прокурору и (или) лицу, подавшему жалобу.

Приказ Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. № 78 предписывает Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры РФ, управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры, отраслевым управлениям и отделам прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним прокуратур регулярно (не реже одного раза в полугодие) анализировать практику участия прокуроров в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях. Результаты анализа следует использовать в целях совершенствования деятельности подчиненных прокуроров, обеспечивая их материалами организационно-методического характера, распространяя положительный опыт работы по реализации полномочий в производстве по делам об административных правонарушениях (п. 8).

Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях. Прокуроры при производстве по делам об административных правонарушениях осуществляют надзор за исполнением как федеральных законов (в первую очередь КоАП РФ), так и соответствующих законов субъектов РФ. Как отмечается в письме Генерального прокурора РФ от 27 февраля 2004 г. № 36-12-2004, которым утверждены Методические рекомендации по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях, «в поле зрения прокурора оказывается достаточно широкий круг органов и должностных лиц федерального и регионального уровней, уполномоченных осуществлять административное преследование».

При осуществлении надзора прокуроры реализуют полномочия, предусмотренные гл. 1, 2, 4 Закона о прокуратуре (смотрите подробнее соответствующие главы учебника). Так, в случае установления факта нарушения закона поднадзорными органами и должностными лицами прокурор или его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов (п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре). Осуществляя надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, прокуроры и их заместители в соответствии с имеющейся компетенцией должны принимать исчерпывающие меры, направленные на своевременное и полное исполнение постановлений о назначении административного наказания (п. 6 приказа Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. № 78).

Необходимо иметь в виду, что ст. 17.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

В соответствии со ст. 24.6 КоАП Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов при производстве по делам об административных правонарушениях (за исключением дел, находящихся в производстве суда). Буквальное толкование данной статьи предполагает, что заместители Генерального прокурора РФ, прокуроры субъектов РФ, иные прокуроры, назначаемые на должность не Генеральным прокурором РФ, не вправе осуществлять прокурорский надзор при производстве по делам об административных правонарушениях. Это не соответствует Закону о прокуратуре и влечет необходимость соответствующей корректировки ст. 24.6 КоАП РФ.

Одним из условий успешного осуществления прокурорского надзора за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях является предметная специализация (закрепление этого участка за конкретным работником прокуратуры). Такая специализация позволяет своевременно и грамотно подходить к оценке законности в деятельности тех или иных органов и должностных лиц (разд. 4 Методических рекомендаций по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях).

В соответствии с п. 7 приказа Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. № 78 работа по участию в производстве по делам об административных правонарушениях должна осуществляться в тесном взаимодействии между соответствующими подразделениями Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним прокуратур, прокурорами городов, районов и приравненными к ним прокурорами.

  • [1] По общему правилу, о совершении административного правонарушения составляется протокол (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОКУРОРА

Аннотация. Рассмотрены вопросы правового статуса прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях, установленных КоАП РФ и полномочия данного должностного лица при выявлении административного правонарушения.

Ключевые слова: прокурор, административное правонарушение, участник производства, «исключительная» компетенция прокурора.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ[1] п. 2 ст. 1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора осуществлять возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами, что является поводом для научной дискуссии.

Прокурор в пределах своих полномочий вправе:

1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора. Прокурор вправе участвовать в деле об административном правонарушении, присоединившись к кругу участников производства, на любой стадии разбирательства.

В п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что полномочием по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суд обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры;

Читайте так же:  Партнерская собственность

Прокурор, в силу ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 28.4, 25.11 КоАП РФ, вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, предусмотренном федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. Такое положение характеризует роль прокуратуры в качестве надзорного органа, призванного компенсировать недостатки работы административно-юрисдикционного аппарата государства, нередко проявляющего известную пассивность в пресечении административных правонарушений.

Очевиден, тот факт, что указанные полномочия представляют собой лишь часть предоставленной прокурору компетенции в сфере административного преследования, осуществляемого им наряду с иными уполномоченными на это ст. 28.3 КоАП РФ должностными лицами (А.С. Дугенец, например, именует таких субъектов «преследующими лицами»[2], К.И. Разоренов — «субъектами, осуществляющими выявление и документирование факта совершения административного правонарушения»[3]). Правильным в этой связи является высказанное А.Ю. Винокуровым мнение о необходимости изменения данной нормы путем закрепления в числе функций прокуратуры осуществления административного преследования в соответствии с полномочиями, предусмотренными КоАП РФ[4].

Тем не менее, перечень дел в ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ неуклонно расширяется (с 2003 г. дополнения в него вносились 23 раза), что является однозначным выражением воли законодателя на распространение «исключительной» компетенции прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении прокурору необходимо обеспечивать соблюдение всех требований, предъявляемых к процессуальным документам.

На практике нередко возникает вопрос о реквизитах постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. В ст. 28.4 КоАП РФ достаточно четко указано, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 Кодекса. Вместе с тем, до настоящего времени высказываются мнения о том, что прокурор не должен отражать в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении все те обстоятельства и выполнять действия, которые предусмотрены в данной статье, поскольку в противном случае по своей цели и содержанию постановление о возбуждении дела об административном правонарушении будет не актом прокурорского реагирования, а протоколом, лишь фиксирующим обстоятельства совершенного правонарушения и иные сведения, необходимые для разрешения дела по существу.

На наш взгляд, соблюдение формальных процессуальных требований в данном случае является необходимым. Отсутствие в постановлении прокурора сведений, прямо перечисленных в ст. 28.2 КоАП РФ, будет свидетельствовать о наличии в протоколе существенных недостатков и может служить основанием для его возвращения органом (должностным лицом), рассматривающим дело об административном правонарушении. Кроме того, несоблюдение прокурором указанных требований, на наш взгляд, будет нарушением общеправового принципа равенства: права лица, привлекаемого к ответственности, не должны зависеть от конкретного органа, осуществляющего административное преследование. Необходимой в свете сказанного, на наш взгляд, является подготовка методических рекомендаций для прокуроров с детальным разъяснением порядка оформления итоговых документов по делу об административном правонарушении (исходя из установленной КоАП РФ компетенции прокурора), существенных и несущественных недостатков постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях.

В целом можно выделить следующие позиции для оптимизации участия прокурора в осуществлении административного преследования: требуется унификация и конкретизация законодательства, регламентирующего возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях, включая закрепление дефиниции «прокурор» применительно к участию в производстве по делам об административных правонарушениях[5].

Исследователи принципа состязательности в производстве по делам об административных правонарушениях отмечают, что прокурор, возбудивший производство по делу об административном правонарушении, как участник производства по делу, фактически выступает обвинителем, выполняя функцию административного преследования[6]. При этом закон наделяет прокурора равными правами по собиранию доказательств со стороной защиты, предоставляя ему права участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела (ст. 25.11 КоАП РФ). Функцию же разрешения дела выполняет уполномоченный административный орган. Реализация такого типа осуществления производства более полно (нежели в тех случаях, когда прокурор не возбуждает дело и, соответственно, не участвует при его рассмотрении) соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, предполагающей соблюдение основных принципов справедливого правосудия, включая принцип состязательности (в том числе при производстве в судах по делам об административных правонарушениях[7]). В связи с этим не лишенными обоснованности представляются предложения о законодательном закреплении в рамках деятельности судов общей юрисдикции процессуального статуса органа, должностного лица, составивших протокол об административном правонарушении, в качестве стороны процесса, осуществляющей обвинительную функцию (с учетом прокурорских полномочий речь здесь, на наш взгляд, можно вести вообще о лицах, возбуждающих производство по делам об административных правонарушениях).

Исполнение требований ч. 5 ст. 28.1 КоАП также требует соответствующей организации надзорной деятельности в свете необходимости соблюдения положений гл. 30 КоАП. Исходя из ст. 30.1 КоАП, определение прокурора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. ст. 25.1 — 25.5 КоАП, вышестоящему прокурору либо в районный суд. Рассмотрение таких жалоб необходимо осуществлять в порядке и сроки, предусмотренные ст. ст. 30.4 — 30.8 КоАП[8].

Необходимо уточнить порядок инициирования и проведения прокурором административного расследования, который имеет лишь рамочное отражение в КоАП РФ. Так, до последнего времени имела широкое распространение позиция о невозможности самостоятельного проведения прокурором административного расследования. Противоположную позицию по этому вопросу обоснованно обозначил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении[9].

Требует законодательного закрепления фактически сложившаяся на практике форма документирования результатов прокурорских проверок: акт проверки, который является источником данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, и поводом к осуществлению конкретных процессуальных действий в рамках производства по делам об административных правонарушениях (в том числе вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении). Правовой пробел в этой части приводит к проблеме процессуальной доброкачественности оформляемых прокурором материалов дела и признанию актов проверки недопустимыми доказательствами, возникновению неустранимых сомнений в виновности лица, привлекаемого по инициативе прокурора к ответственности, при рассмотрении дела.

Требуется законодательное уточнение процедуры рассмотрения протестов прокуроров на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях путем установления обязательного участия прокуроров при их рассмотрении, что, как представляется, способствовало бы достижению задач производства по делам об административных правонарушениях.

Представляется необходимым отметить, что возбуждение дел об административных правонарушениях в первую очередь является правовым средством прокурорского надзора за исполнением законов, а административное преследование опосредует его осуществление.

Административным законодательством установлено, что в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, должностными лицами в порядке статьи 29.4 КоАП РФ выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

Однако это требование законодательства не всегда учитывается при рассмотрении дел об административных правонарушениях, возбужденных иными контролирующими органами, в том числе и прокуратурой, что приводит к отмене соответствующих постановлений в судебном порядке.

Суды подчас сталкиваются с проблемой «без вины виноватых», когда в ходе проведения проверок прокуратуры выявляется формальный подход к их проведению, невыяснение обстоятельств дела и наличия события правонарушения, что является в свою очередь причиной необоснованного вынесения постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении.

Из буквального содержания данной нормы следует, что прокурор не наделен правом самостоятельно осуществлять производство по делу об административном правонарушении. После возбуждения дела об административном правонарушении прокурор должен передать его соответствующему должностному лицу, который уполномочен вести производство по таким делам. В компетенцию указанного должностного лица, а не прокурора, будет входить осуществление дальнейшего производства по делу.

Содержание составленного постановления на основании ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ должно отвечать требованиям, предусмотренным в ст. 28.2 КоАП РФ.

На необходимость соблюдения данного требования указывается в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2008 года, в котором указано, что частью 2 статьи 28.4 КоАП РФ предусмотрено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.

1 Федеральный закон от 21.11.2011 N 329-ФЗ (в ред. от 28 июня 2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 48. Ст. 6730.

1 Федеральный закон от 21.11.2011 N 329-ФЗ (в ред. от 28 июня 2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 48. Ст. 6730.

2 Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс: Монография. М., 2003. С. 19.

3 Разоренов К.И. Указ. соч.

4 Винокуров А.Ю. Административное преследование как функция прокуратуры Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2012. N 10. С. 52 — 56.

5 Субанова Н.В. Проблемы обеспечения законности в сфере административного принуждения средствами прокурорского надзора // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 3 (41). С. 45 — 51.

6 Микулин А.И. Принцип состязательности в производстве по делам об административных правонарушениях // Административное и муниципальное право. 2010. N 10. С. 64 — 72

7 Постановление Конституционного Суда РФ от 28 мая 1999 г. N 9-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 5

8 Субанова Н.В. Определение прокурора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении // Законность. 2011. N 1. С. 19 — 21.

9 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. N 40 «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. N 2.

Читайте так же:

  • Отчетность банк москвы Отчетность кредитных организаций* * Основные документы выделены жирным шрифтом. О сайте Архив Поиск и карта сайта Другие ресурсы Версия для слабовидящих Обычная версия Адрес: ул. Неглинная, 12, Москва, 107016 Телефоны: 8 800 300-30-00 (для бесплатных звонков из регионов […]
  • Втб заявление на страхование Втб заявление на страхование Специальное предложение для участников накопительно-ипотечной системы (НИС) по страхованию квартиры в рамках программы кредитования банка ВТБ. Страхование поможет обеспечить исполнение обязательств по кредитному договору. Оно предусматривает и устраняет […]
  • Штраф как вид наказания по делам об ап расшифровка Штраф как вид наказания по делам об АП Административными правонарушениями называются те, которые не влекут за собой серьезных последствий, не причиняют значительного ущерба обществу, а также считаются безопасными для социума. Совершивший правонарушение привлекается к административной […]
  • Need for speed shift 2 unleashed лицензия Need for speed shift 2 unleashed лицензия Год: 2011 Разработчик: Slightly Mad Studios ГонкаСимулятор Статус: Игра проверена К сожалению, Need for Speed: Shift 2 Unleashed никак нельзя назвать полноценным сиквел. Безусловно, в названии самой игры все говорит о том, что это […]
  • Онлайн страховка ресо Электронный полис ОСАГО в РЕСО-Гарантия Электронный полис ОСАГО в Ресо Ресо-Гарантия – универсальная страховая компания, появившаяся на рынке финансовых услуг в 1991 году. За все время своей деятельности фирма получила лицензию более чем на 100 видов страховых услуг. Отдельное внимание […]