Меню

Пояснительная записка подготовка к школе

Пояснительная записка Предлагаемые программно-методические материалы составлены с учетом особенностей и проблем технологической подготовки в сельской малочисленной школе

Главная > Пояснительная записка

Программно-методические материалы технологической подготовки учащихся в сельской школе

Предлагаемые программно-методические материалы составлены с учетом особенностей и проблем технологической подготовки в сельской малочисленной школе.

Задача подготовки к жизни в условиях села и перспективы профессиональной деятельности определяют структуру и содержание технологической подготовки сельских школьников. Она имеет специфические черты, связанные с необходимостью подготовки к работе в сфере сельского хозяйства всех жителей села независимо от характера их профессиональной деятельности.

Базовая технологическая подготовка рассчитана на 2 часа в неделю в течение всего периода обучения, возможно увеличение до 4 часов за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

Малочисленные сельские школы очень разнообразны по условиям существования, и поэтому невозможно составить единые для всех школ учебные планы и тематическое планирование.

Содержание технологической подготовки на селе существенным образом зависит от:

материальной базы школы;

наличия и подготовленности учителей технологии;

состояния материально-технической, экономической базы местных хозяйств и предприятий;

потребностей региона и села в соответствующих специалистах.

Программно-методические материалы предлагаются в следующих вариантах:

2-х часовое раздельное обучение в разновозрастных коллективах по направлениям «Технический труд» и «Обслуживающий труд» (с 5 по 11 классы);

2-х часовое совмещенное обучение в разновозрастных коллективах по направлениям «Технический труд» и «Обслуживающий труд» в условиях основной школы (с 5 по 9 классы);

4-х часовое раздельное обучение в разновозрастных коллективах по направлениям «Технический труд» и «Обслуживающий труд» (с 5 по 11 классы);

2-х часовое совмещенное обучение по направлениям «Технический труд» и «Обслуживающий труд» в условиях основной школы (с 5 по 8 классы);

Предполагается, что тематические планы могут корректироваться по содержанию и вариантам объединения классов.

Планирование занятий по технологии при 2 часах в неделю составлено в двух вариантах и предусматривает выделение от 25% до 50% учебного времени на разделы технологии сельскохозяйственного производства. Эти варианты планирования могут быть использованы для организации учебного процесса в сельских школах с различными образовательными возможностями для решения учебных и воспитательных задач в сфере сельскохозяйственной подготовки и технологического образования учащихся.

Графическая подготовка учащихся состоит из двух разделов: предварительного (6-8 классы), направленного на графическое обеспечение смежных разделов технологической подготовки, и основного (9 класс), посвященного обучению технического черчения.

Раздел «Технология обработки конструкционных материалов» предусматривает в качестве основного объекта труда для совместных занятий мальчиков и девочек 5-9 классов работу с древесиной, как наиболее доступным конструкционным материалом в условиях сельской школы. В то же время, этот объект труда наиболее соответствует уровню физических возможностей девочек и мальчиков в возрасте 10-14 лет, выполняющих совместные задания на разновозрастном занятии.

Программно-методическое обеспечение разновозрастных практических занятий по сельскохозяйственному труду носит характер учебного и одновременно общественно-полезного производительного труда, сохранившего свои позиции в условиях практико-ориентированного обучения сельских школьников и решающего учебные и воспитательные задачи.

Проекты являются творческими самостоятельными работами и выполняются каждым учеником или группой детей, в том числе и разновозрастной, как в учебное, так и внеучебное время. Большую роль играют так называемые «семейные» проекты, решающие задачи разновозрастного взаимодействия и сотрудничества членов семьи в процессе выполнения совместной работы. Развитию профессиональной мотивации способствуют «производственные проекты», связанные с изучением и привлечением опыта и возможностей производственных структур в реализации намеченной задачи.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по направлению «Обслуживающий труд»

Вариант объединения классов: 5-6; 7-8-9; 10 -11 (2 часа в неделю)

Рабочая программа курса «Подготовка руки к письму» Пояснительная записка

3 Рабочая программа курса «Подготовка руки к письму» Пояснительная записка Рабочая программа курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта дошкольной подготовки по образовательной системе «Школа 2100» и авторской программы Р.Н. Бунеева., Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кислова, ( Сборник программ.дошкольное образование. Начальная школа. Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд.2-ое, доп.-м.: Баласс,2010 ) Программа обеспечена: Для учащихся Пособием: Р.Н. Бунеева., Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кислова «Наши прописи». Тетрадь для дошкольников 5-6 лет в 2-х частях.-м.: Баласс, Цель курса всестороннее развитие личности ребенка, его целостных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств. Курс развития речи и подготовки к обучению грамоте для дошкольников 5-6 лет является начальным звеном непрерывного курса «обучение грамоте-русский язык-чтение и литература». Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку к обучению в начальной школе. Готовность к школьному обучению определяется не умением ребенка читать и писать, а тем, в какую деятельность эти умения включены. Основным в системе подготовки руки к письму являются два упражнения-обведение по контуру и штриховка в разных направлениях. Данная рабочая программа рассчитана на детей 5-6 лет не посещающих детские дошкольные учреждения. Форма занятий классно-урочная. Продолжительность занятий 25 минут. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть ым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использовании в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильные решения. Проходит развитие мелкой моторики руки. В результате работы могут: — конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами; — отвечать на вопросы педагога;

4 — задавать свои вопросы; — подробно пересказывать текст по зрительной опоре; — составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; — выделять звук в начале слова; — узнавать и называть буквы русского алфавита; -соединять звуки в слоги. По программе-30 часов В основу данного курса положена идея развития личностного потенциала ребенка и его психологического становления, личностно-ориентированные и развивающие технологии. Особенностью программы является ее компетентностная и многоаспектная направленность, позволяющая объединять знания из различных областей в единое целое. Цель программы успешная психологическая адаптация детей к условиям школы; обеспечение преемственности дошкольного и начального образования; расширение форм дополнительного образования для детей, не посещающих детский сад (так называемых неорганизованных детей), которые испытывают дефицит детского общения и не всегда получают необходимую подготовку к школе. Основные задачи программы: 1. Обеспечить возможность единого старта школьного обучения для детей, не посещающих ДОУ. 2. Формировать умения готовности детей к школьному обучению. 3. Создать условия для интеллектуального развития ребенка. 4. Формировать внутреннюю учебную мотивацию, другие мотивы учения. 5. Научить ребенка активно использовать свой опыт в приобретении основных навыков речевого развития, грамоты, чтения и математического восприятия в сжатые сроки. 6. Научить ребенка слышать и видеть учителя, сознательно воспринимать информацию на уроке и выполнять его требования. 7. Помочь родителям овладеть эффективными навыками помощи ребенку в процессе обучения. Программа базируется на следующих принципах: — непрерывности развития ребенка; — общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей; — развития творческих способностей у детей;

5 — развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания; — развития и укрепления здоровья личности; — развития духовно-нравственных убеждений личности; — развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; — преемственности между обучающими, обучающимися и родителями. Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются: — ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»; — создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения; — организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности; — подготовка перехода от игровой деятельности к учебной; — обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия. Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой, соответствует возрастным особенностям детей 5-6т лет и составляет основу для использования личностно-ориентированных и развивающих технологий.

6 Календарно тематическое планирование по курсу «Подготовка руки к письму» Дата Тема урока Планируемые результаты Предметные результаты УУД Личностные результаты Звуки и буквы Знания: научатся Регулятивные: ставить новые Адекватная мотивация: Слова. Звуки. Звук[ а ], пользоваться прописью, учебные задачи в принятие образа «хорошего буква А. узнают о старинных сотрудничестве с учителем, ученика», личностная Звук [ о ], буква О. принадлежностях для письма ориентация в прописи, ответственность за свои Умения: соблюдать формулировать и удерживать поступки; соблюдение правил гигиенические требования учебную задачу здоровьесберегающего письма; применять правила Познавательные: отвечать на поведения работы в прописях Знания: научатся выполнять графические задания по образцу, находить рабочую строку Умения: следить за правильным положением ручки, тетради, позы; бережно простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике, использовать общие приемы решения задач Коммуникативные: задавать вопросы, общаться за помощью, формулировать пользоваться школьными свои затруднения; соблюдать принадлежностями простейшие нормы речевого Звук [э ], буква Э. Знания: научатся правильно Звук [ы ] [ и]. Буквы писать овалы, левые и правые И. Ы. полуовалы Звук[ у], буква У. Умение: писать элементы букв; правильно удерживать Гласные звуки ручку, располагать тетрадь под наклоном, следить за правильной посадкой этикета Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения Познавательные: использовать общие приемы решения задач и применять полученные умения и навыки, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели Коммуникативные: обращаться за помощью, задавать вопросы, строить Адекватная мотивация: устойчивое следование социальным нормам правилам здоровьесберегающего поведения

7 Звук[ м ]. Согласные звуки. Слоги. Звук [м ‘] Твердые и мягкие согласные звуки Звук [ н ], звук [н ‘] Буква Н Звук [ п ] звук [ п ‘] Буква П Звук [т ], звук [ т ‘] Знания: научатся различать направление линий Умения: находить рабочую строку, правильно удерживать ручку понятные для партнера высказывания; соблюдать правила этикета Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации Коммуникативные: ставить вопросы и общаться за помощью Адекватная мотивация: личностная внутренняя позиция, самооценка; адаптация поведения в детском коллективе Буква Т Звук [ к ], звук [к ‘] Буква К Звук [ х ], звук [ х’] Буква Х Звуки К-Х, К-Х Звук [ф ], звук Ф. Буква Ф.Звук Й. Буква Й Двойные звуки. Буквы Ю, Ё, Я. Слоги Звук [л ], звук [ л ‘] Буква Л. Знания: научатся выполнять графические задания по образцу; научатся правильно писать плавно наклонные линии с закруглением снизу Умения: делить слова на слоги, выделяя ударный слог, правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном Знания: научатся правильно писать плавно наклонные линии с закруглением сверху Регулятивные: формулировать учебную задачу и удерживать внимание Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Коммуникативные: уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные: формулировать учебную задачу, применять Адекватная мотивация: принятие образа «хорошего ученика»; следование правилам здоровьесберегающего поведения Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе, постановка новых учебных задач в сотрудничестве с учителем Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к

Читайте так же:  Дарение в рф налог

8 Л и Й Звук[ в], звук [ в ‘] Буква В. В-Ф, В-Ф Звонкие и глухие согласные Звук Ч, звук Щ. Буквы Ч, Щ. Ч-Щ Звуки [б ] и[ б ‘].Буква Б и снизу Умение: писать изученные элементы на рабочей строке; правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном установленные правила Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию Коммуникативные: уметь просить помощи, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, строить понятные для партнера высказывания школе, постановка новых учебных задач в сотрудничестве с учителем Б-П, Б-П Звук [ д ], звук [д ‘] Буква Д. Д-Т, Д-Т Звук [с ], звук [с ‘]. Буква С Звук [ ц ]. Буква Ц. Ц-С, Ц-Ч Звук Ц Знания: научатся правильно писать овалы, левые и правые полуовалы Умение: писать элементы букв; правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном, следить за правильной посадкой Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения Познавательные: использовать общие приемы решения задач и применять полученные умения и навыки, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели Коммуникативные: обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания; соблюдать Знания: научатся правильно писать овалы, левые и правые полуовалы Умение: писать элементы букв; правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном, следить за правильной посадкой

9 правила этикета Ц-С, Ц-Ч Звук[ ц]. Буква Ц. Ц-С, Ц-Ч Звуки [ г ] и [г ‘]. Буква Г. Г-К, Г-К Звук [з ] [ з ‘] Буква З Знания: научатся правильно писать плавно наклонные линии Умение: писать изученные элементы на рабочей строке; правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном Регулятивные: формулировать учебную задачу, применять установленные правила Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию Коммуникативные: уметь просить помощи, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, строить понятные для партнера высказывания Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе, постановка новых учебных задач в сотрудничестве с учителем С-З, С-З Свистящие согласные звуки Звук [ ш ]Буква Ш. Ш-С, Ш-Щ Звук [ ж ]. Буква Ж. Знания: научатся писать Регулятивные: Самоопределение позиции

10 Ж-Ш, Ж-З Шипящие согласные звуки Звук [ р ]и [р ‘]. Буква Р. короткие наклонные линии с закруглением внизу Умения: делить слова на слоги, писать изученные элементы на рабочей строке, правильно удерживать ручку, располагать тетрадь под наклоном, следить за правильной посадкой контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Познавательные: осознано и произвольно строить свои сообщения Коммуникативные: уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания школьника на основе положительного отношения к школе, умение договариваться о распределение функций и ролей в совместной деятельности Р-Л, Р-Л Страна Азбука Страна Азбука Страна Азбука

Рабочая программа «Подготовка к школе»

Столичный учебный центр
г. Москва

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОФЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

директор МБОУ Софьинской сош

«________» ____________________ 2014 г.

«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

Составитель: Шиманская Е.В.

учитель начальных классов

Рабочая программа «Подготовка детей к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Программа «Подготовка детей к школе» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.

Общая характеристика программы

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Место занятий в учебном плане

Программа «Подготовка детей к школе» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обучение грамоте и развитие речи», «Математика и конструирование», «Декоративное рисование и лепка». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 20 недель. Общее количество занятий – 60.

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:

физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;

знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

Результаты освоения программы

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я — концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Ребенок получит возможность научится:

распознавать первый звук в словах;

внимательно слушать литературные произведения;

называть персонажей, основные события;

отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;

составлять элементарный рассказ по серии картинок;

обсуждать нравственные стороны поступков людей;

участвовать в коллективных разговорах;

использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

Читайте так же:  Приказ мо денежном 2012

различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);

различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

считать от 0 до 9 и в обратном направлении;

определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

присчитывать и отсчитывать по одному, по два;

ориентироваться в пространстве;

ориентироваться в тетради в клетку;

выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;

правильно использовать кисть при рисовании;

выполнять элементарный орнамент в полосе;

использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).

Обучение грамоте и развитие речи (20 ч).

Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Гласные и согласные звуки. Место звука в слове. Чистоговорки, скороговорки, работа над артикуляцией. Детские потешки, загадки, сказки, особенности их построения. Передача настроения в интонации при чтении. Использование слов в прямом и переносном значении. Определение сказочного героя по описанию его внешних признаков. Восстановление событий сказки по ее началу. Разыгрывание сказок по ролям с использованием средств языковой выразительности. Диалог. Мимика, жесты. Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам. Работа со словарем.

Математика и конструирование (20 ч).

Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов. Классификация предметов по цвету, размеру, форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным признакам. Последовательность выполнения действий на примере сказок, сюжетных картинок. Расположение предметов на плоскости и в пространстве. Числа от 1 до 10. Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Порядковый счет предметов. Состав чисел до 10 из единиц. Приемы отсчитывания и присчитывания по одному, по два. Геометрические фигуры. Конструирование. Последовательность выполнения игровых и практических действий с ориентировкой на символ. Обнаружение логических связей между последовательными этапами какого-либо действия. Решение задач на комбинаторику и преобразование.

Работа по укреплению мускульной силы руки и пальцев (20 часов).

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Поэтому очень важно поставить руку, подготовить ее к работе. Именно такую цель преследуют занятия раздела «Работа по укреплению мускульной силы руки и пальцев».

По наблюдениям ученых, известно, что мускульная память у детей от четырех до пяти, до семи лет очень цепкая и наиболее возбудимая. Обучение же каллиграфии начинается тогда, когда все дефекты уже утвердились и физиологический период работы этого вида памяти уже миновал. При этом всем известно, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. И если при обучении письму какой-либо буквы у него не получается элемент, буква написана неверно, некрасиво, малыш начинает нервничать. А буква не получилась потому, что еще очень слабы мелкие мышцы ею пальцев и кисти рук. В этом случае полезны задания по штриховке предметов, как вид работы, укрепляющий мускульную силу кисти руки и пальцев. Можно давать задания выполнять штриховку прямыми, параллельными отрезками, дугообразными линиями, печатными буквами, овалами и т. д. А если устанут, предложить раскрасить фигурку. Штриховку дети будут продолжать и в 1 классе в период обучения грамоте. Дома дети могут по желанию раскрашивать, штриховать в книжках для раскрашивания или выполнять работу, подобную классной.

Средствами укрепления мускулатуры кисти руки и пальцев являются также лепка предметов, конструирование из бумаги, рисование, поэтому такие задания включены в данный раздел. Выполняя то или иное задание по постановке руки (в тетради любой разлиновки), рисуя, конструируя, что-то вылепливая, дети то «собирают» ягодки на варенье маме, то «ходят» в лес за грибами, то «прячутся» под зонтиками, то «шьют» одежду для моряка, то «строят» дом для друзей и т. д.. Штриховка, лепка, рисование, моделирование — это способ развития речи детей, их логического мышления, так как попутно составляются маленькие рассказы, проводится работа над словом, загадываются и отгадываются загадки.

Тема 1. Знакомство с тетрадью в клетку. Зрительно-пространственная ориентация на листе в клетку. (2 часа)

Знакомство посадкой при письме, умением держать ручку, давать ответ. Знакомство с тетрадью в клетку. Упражнения по ориентации на листе. Обводки по контору. Познакомить с понятиями слева, справа, вверху, внизу. Работа по команде учителя: в верхнем правом углу, в нижнем левом углу, на верхней строке, на нижней строке отмечать точки. Упражнениям по точечному образцу и самостоятельно обвести клетки. Рисование в тетради в клетку фигур на основе обвода клеток и по диагонали клетки (квадрат, прямоугольник, флажок, ёлочка), раскрашивание. Гимнастика для пальчиков.

Тема 2. Прямая и кривая линии, круг, овал. (1 час)

Понятие прямой и кривой линий. Круг, овал. Работа в тетрадях в клетку: штриховка рисунка, раскрашивание прозрачных предметов, рисование по образцу (ёлочка, кораблик, круг, овал, зонтик, воздушный шарик, рыбка). Гимнастика для пальчиков.

Тема 3. Круг большой и маленький, фигурка из кругов и наклонной сочетании с кругом.(1 час)

Штриховка рисунка. Раскрашивание прозрачных предметов. Заучивание стихотворения.

Тема 4. Разлиновка тетради в узкую линию с направляющей. (2 часа) Знакомство с разлиновкой тетради в узкую линию с направляющей. Работа в тетради с направляющей линией (по письму). Написание палочек, крючков. Штриховка фигур в узкую линию по точечному образцу. Игра «У медведя во бору». Отгадывание загадок. Логическое упражнение «Почему медведя зовут медведем».

Тема 5. Наклонная и волнистые линии. Рабочая строка. Широкая строка. (2 часа)

Отработка наклона, письма элементов букв в тетрадях с узкой линейках. Письмо с заданиями от кота Фёдора. Выполнение заданий: письмо букв и штриховка по образцу.

Тема 6. Отработка наклона, письма в тетрадях с узкой линейкой. (2 часа)

Штриховка рисунка. Отработка наклона, письма элементов букв в тетрадях с узкой линейках. Разгадывание загадок. Разучивание стихотворения.

Тема 7. Овалы, петли, прямые, плавные и закруглённые внизу, прямые горизонтальные линии. (2 часа)

Раскрашивание и штриховка рисунков. Беседа по русской народной сказке «Колобок». Словарная работа: глупость, хвастовство. Штриховка горизонтальными, вертикальными и перекрёстными линиями. Работа в тетради с направляющей. Письмо изученных элементов букв.

Работа с пластилином

Тема 8. Лепка ежа. (1 час)

Загадка о еже. Стихотворение о еже. Лепка ежа. Выставка работ.

Тема 9. Лепка фруктов. (1 час)

Развитие речи. Рассказ о Винни Пухе – сладкоежке. Лепка и выставка работ.

Тема 10. Лепка овощей. (1 час)

Развитие речи. Беседа по русской народной сказке про репку. Загадки. Лепка и выставка работ.

Тема 11. Лепка на тему «Животные» (1 час)

Развитие речи. Сказки о животных. Лепка и выставка работ.

Тема 12. «Домик» из геометрических фигур (1час)

Повторение геометрических форм, сравнение по размеру. Игра «На что похоже?».

Выполнение работы. Выставка работ.

Тема 13. «Грузовой автомобиль» (1час)

Повторение геометрических фигур. Игра «На что похоже?». Выполнение работы. Выставка работ.

Тема 14. Самолёт. (1 час).

Повторение геометрических форм, сравнение по размеру. Игра «На что похоже?».

Выполнение работы. Выставка работ.

Тема 15. «Произвольные предметы из геометрических фигур» (1 часа)

Самостоятельное выполнение произвольных предметов из геометрических фигур по желанию детей. Выставка работ.

Обучение грамоте и развитие речи – 20 занятий, из них 2 занятия используются для диагностики.

Для чего мы говорим? Слово и предложение?

Составление рассказов по опорным картинкам.

Сказка. Пересказ сказок с опорой на иллюстрации.

Театр. Разыгрывание сказок по ролям.

Составление рассказов об эпизодах из жизни на заданную тему.

В мире звуков и букв

Произношение звуков. Чистоговорки. Выделение звуков на слух.

Укрепление и развитие артикуляции. Скороговорки.

Деление слов на слоги. Ударение. Звуковой анализ слов.

Слова противоположные по смыслу. Слова близкие по смыслу. Родственные слова.

Математика и конструирование – 20 занятий, из них 2 занятия используются для диагностики.

Выявление математических представлений у детей. Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг.

Признаки предметов. Отношения.

Классификация предметов по цвету, форме, размеру.

Сравнение предметов по расположению, материалу, назначению.

Пространственные и временные представления детей. Расположение в пространстве и на плоскости.

Числа от 1 до 10.

Счёт предметов. Порядковые числительные. Название чисел по порядку от 1 до 9. Сравнение чисел. Распознавание цифр.

Сравнение количества предметов. «Один», и «много».

Соотнесение цифры и числа. Нумерация первого десятка (прямой и обратный счёт)

Состав чисел. Логические задания на развитие памяти и мышления.

Действия с числами.

Логические задания на развитие внимания, воображения.

Прием сложения по представлению числового ряда.

Формирование навыков сложения и вычитания.

Обобщение и систематизация знаний детей. Диагностические исследования.

Работа по укреплению мускульной силы руки и пальцев (20 занятий).

Работа в тетради

Знакомство с тетрадью в клетку. Зрительно-пространственная ориентация на листе в клетку.

Понятие прямой и кривой линий. Круг, овал.

Круг большой и маленький, фигурки из кругов, из наклонной в сочетании с кругом.

Знакомство с разлиновкой тетради в узкую линию с направляющей.

Наклонная и волнистые линии. Рабочая строка. Широкая строка.

Отработка наклона, письма в тетрадях с узкой линейкой.

Овалы, петли, прямые, плавные и закруглённые внизу, прямые горизонтальные линии.

Работа с пластилином

Лепка на тему «Фрукты».

Лепка на тему «Животные».

«Домик» из геометрических фигур.

Произвольные предметы из геометрических фигур.

Критерии и нормы оценки результатов освоения программы

Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.

Для выявления уровня психического развития ребенка учителем заполняется анкета. Перед ее заполнением следует провести наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника, особенностями выполнения им заданий на занятиях. Вопросы анкеты являются ориентирами для организации направленного наблюдения за детьми, а также для проведения дальнейшей образовательной работы (см. Приложение 1) .

Формирование предпосылок УУД и предметных умений определяется с помощью диагностических методик (см. Приложение 2).

Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др.; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М.: Просвещение, 2012.

Подготовительные занятия к школе: рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград: Учитель, 2011.

Читайте так же:  Белгород страхование осаго

Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

За три месяца до школы: задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет): Рабочая тетрадь/ О.А. Холодова. – М.: Издательство РОСТ, 2012. (Юным умникам и умницам).

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв).

Наборы сюжетных (предметных) картинок.

Словари по русскому языку: толковый словарь.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор (по возможности).

Экспозиционный экран (по возможности).

Компьютер (по возможности).

Сканер (по возможности).

Принтер лазерный (по возможности).

Принтер струйный цветной (по возможности).

Фотокамера цифровая (по возможности).

Видеокамера цифровая со штативом (по возможности).

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

Слайды, соответствующие тематике программы (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы соответствующие тематике программы.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др).

Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбою.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
7. Самое лучшее в школьной жизни — это каникулы.
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
9. Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
10. Если было бы можно, я бы еще в прошлом году пошел в школу.

Оценка результатов:
Высокий уровень — если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень — от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций

Краткое исследование развития речевого слуха

Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка-миска, миска-миска.

Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги:
ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.

Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:
ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.

А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь (порядок слов несколько раз изменяется):
ДОМ-ТОМ-КОМ
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.

Оценка результатов:
высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.
Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.
Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.

Тест на уровень развития познавательной деятельности

Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разные дни работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию:
Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора.

Наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.

При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.

Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно поставить 2 балла ( за определение, близкое к научному).

1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может.

1,5 балла- может описать предмет словесно.

0 баллов- отсутствует понимание слова.

Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов
Средний уровень- 7-12 баллов
Высокий уровень- 12,5- 20 бал

оценка уровня развития познавательной деятельности

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.

1. Назови свое имя, фамилию, отчество.
2. Назови фамилию, отчество родителей.
3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)
7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?
8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
9. Кем работают твои родители?
10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель?)
15. Зачем в школе нужен звонок, парта?
16. Ты сам хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц ты знаешь?
20. Кто больше, корова или коза?
21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ – 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.

Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.

Отдельно оцениваются следующие вопросы:
• 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)
• 8 вопрос – полный домашний адрес – 3 балла
• 15 вопрос – правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
• 16 вопрос – положительный ответ – 1 балл
• 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
• 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла

Высокий уровень – 24-29 баллов
Средний уровень – 20-23,5 балла
Низкий уровень – от 19,5 и ниже

Тест «Нарисуй человека»

Попросите ребёнка нарисовать человека: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя».
В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней.
Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.

Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай».
Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же».
Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.
А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.

Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.
Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.
Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.
Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.
Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания – не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.

Читайте так же:

  • Приказ 169-н минздравсоцразвития Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 г. N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 […]
  • Приказ мз мо 1561 Приказ мз мо 1561 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 27 февраля 2018 года N 252 1. Внести в приложение N 3 к приказу следующие изменения: 1.1. Пункт 1 приложения N 3 изложить в следующей редакции: "1. Для проведения работы по определению размеров должностных окладов […]
  • Федеральный закон 48-фз об опеке Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ"Об опеке и попечительстве" С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2009 г., 1 июля 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 4 ноября, 22 […]
  • 5 марта 2011 года приказ минздравсоцразвития россии 169н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 г. № 169н “Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам” В целях реализации статьи 223 Трудового кодекса Российской Федерации […]
  • Приказ минфина формы отчетности Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н"О формах бухгалтерской отчетности организаций" С изменениями и дополнениями от: 5 октября 2011 г., 17 августа, 4 декабря 2012 […]