Меню

Устные акты прокурора

Признаки актов прокурорского реагирования (Филипенко С.В.)

Дата размещения статьи: 10.04.2015

Деятельность прокурора направлена на обеспечение исполнения закона. Принимаемые прокурором правовые решения (действия) материализуются посредством издаваемых им правовых актов. Правовые акты прокурора представляют собой регламентированные законом и составленные в определенной форме документы юрисдикционного характера. Не все они являются актами прокурорского реагирования.
Акты прокурорского реагирования — важный инструмент прокурора в деле обеспечения законности. Понятие акта прокурорского реагирования и формы его выражения не закреплены в правовой норме. Отсюда многочисленные интерпретации данного правового явления отечественными учеными. Большинство исследователей отождествляют акты прокурорского надзора и акты прокурорского реагирования . С этим вряд ли можно полностью согласиться.
———————————
Подробнее см.: Березовская С.Г. Прокурорский надзор в советском государственном управлении. М., 1954. С. 73; Тагунов Е.Н. Акты прокурора по общему надзору. М., 1957; Прокурорский надзор: Учеб. / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2004. С. 19 — 20; Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учеб. / Под ред. Г.П. Химичевой. М., 2001. С. 96; Прокурорский надзор: Учеб. / Под ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2004. С. 160.

Во-первых, не все действия прокурора, выраженные в «определенной форме», можно отнести к актам прокурорского реагирования, а лишь те, которые связаны с реагированием прокурора на выявленные нарушения закона.
Во-вторых, не все акты прокурорского реагирования содержат требование об устранении нарушений закона: некоторые включают требования об устранении причин, способствующих нарушениям закона, о недопущении их в будущем, о привлечении к ответственности виновных лиц и т.д.
В-третьих, акты прокурорского реагирования обусловлены полномочиями прокурора. Однако в соответствии с законодательством о прокуратуре РФ и некоторыми другими законами полномочий у прокурора много: полномочия, осуществляемые в порядке прокурорского надзора, ненадзорные полномочия (участие в рассмотрении судами дел), организационные, координационные и т.д. Поэтому важно подчеркнуть, что реагирование на выявленные нарушения закона детерминировано властными полномочиями прокурора и производно от них.

Таким образом, акты прокурорского реагирования и акты прокурорского надзора — далеко не идентичные явления: первое намного шире, чем второе, и включает его.
Чтобы отграничить акты прокурорского реагирования от иных средств обеспечения исполнения закона, необходимо определить признаки надзорных актов прокурорского реагирования через призму правовых средств прокурора, а точнее, средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Указанные средства обусловлены функциональными полномочиями прокурора. Средства прокурорского реагирования — это предусмотренные законодательством и совершаемые в установленном законом порядке действия прокурора, направленные на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, привлечение виновных лиц к ответственности.
———————————
Признак — показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-либо (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003. С. 591).

Назовем основные признаки актов прокурорского реагирования.
Императивность. Требования, изложенные в акте прокурорского реагирования, носят обязательный характер. Иначе говоря, поднадзорный субъект, орган, должностное лицо обязаны реагировать на принесенный прокурором акт в установленном законом порядке. В случае неисполнения законных требований прокурора лицо, в адрес которого вынесен акт прокурорского реагирования, привлекается к предусмотренной законом ответственности. Прокурор — представитель государства и действует от его имени, т.е. обладает особым статусом. Отсюда государственно-властный характер указанных актов, поскольку в каждом из них выражается воля государства.
Законность. Акт прокурорского реагирования может применяться при условии его строгого соответствия закону как по форме, так и по содержанию. Требования прокурора, изложенные в резолютивной части акта прокурорского реагирования, должны быть законны.
Письменная форма. Материальное выражение акт прокурорского реагирования приобретает в ходе его составления и написания на языке, признанном государственным, т.е. на русском. Как правильно заметили Б.В. Коробейников и В.И. Басков, акты прокурорского реагирования носят процессуальный характер, в связи с чем они должны составляться в определенной форме . Некоторые авторы различают устные и письменные акты прокурорского реагирования . С такой классификацией вряд ли можно согласиться. Во-первых, акт прокурорского реагирования должен быть фиксируемым, т.е. содержать данные о дате и месте его составления и применения (внесения, вручения, направления и т.д.), а также о субъекте, которому он направлен, и о прокуроре, его применяющем. Во-вторых, письменная фиксация акта прокурорского реагирования существенно облегчает прокурору контроль за исполнением изложенных в нем требований. Хотя, безусловно, прокурор может устно разъяснить сущность акта прокурорского реагирования и изложенные в нем требования.
———————————
Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учеб. М., 2001. С. 145.
Настольная книга прокурора / Под ред. С.И. Герасимова. М., 2003. С. 140.

Оперативность. Под оперативностью следует понимать внесение, рассмотрение акта и уведомление прокурора о результатах его рассмотрения в предусмотренные законом сроки. Для подавляющего большинства актов прокурорского реагирования сроки прямо установлены законом. Однако из этого правила есть исключение: в ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», регулирующей применение предостережения о недопустимости нарушения закона, такие сроки не закреплены. Это обусловлено тем, что предостережение о недопустимости нарушения закона может применяться прокурором, когда нарушение закона еще не совершено. Именно в этом отличие данного правового средства от иных средств прокурорского реагирования.

Индивидуальность. Каждый акт — это самостоятельное, отдельное, отличимое от других средство прокурорского реагирования. С одной стороны, акты прокурорского реагирования обладают чертами, позволяющими отнести их к тому или иному виду: протест, постановление, предостережение и т.д., а с другой — каждый из них содержит уникальные данные о времени, месте, субъекте, характере нарушения закона, причинах и условиях его совершения. Индивидуальность обусловливает требование, предъявляемое к любому акту прокурорского реагирования: недопустимо, чтобы акт был составлен по шаблону.
Убедительность. Изложенные в актах прокурорского реагирования мысли и идеи должны быть неопровержимы для адресата. Убедительность есть соответствие требованиям доказательности, аргументированности выводов, решений, предложений. По отношению к актам прокурорского реагирования убедительность понимается более широко и предполагает не только аргументацию выводов, но и юридическую грамотность, знание языка и надлежащее техническое оформление акта.
Опосредованный характер реализации. Суть признака в том, что прокурор не наделен компетенцией самостоятельно устранять выявленные нарушения закона, а обязан направлять предусмотренные законом акты прокурорского реагирования, содержащие требования об устранении выявленных им нарушений закона, органам или должностным лицам, имеющим полномочия на их устранение.

Субъектность. Акты прокурорского реагирования касаются субъектов двух видов. Во-первых, это должностные лица, которые вправе применить тот либо иной акт прокурорского реагирования, т.е. должностные лица прокуратуры Российской Федерации, обладающие соответствующей компетенцией. Во-вторых, это субъекты, в отношении которых могут быть применены акты прокурорского реагирования.
Результативность, т.е. обязательное достижение тех целей, на которые был направлен соответствующий акт прокурорского реагирования.

Список литературы

Березовская С.Г. Прокурорский надзор в советском государственном управлении. М., 1954.
Настольная книга прокурора / Под ред. С.И. Герасимова. М., 2003.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003.
Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учеб. / Под ред. Г.П. Химичевой. М., 2001.
Прокурорский надзор: Учеб. / Под ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2004.
Прокурорский надзор: Учеб. / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2004.
Тагунов Е.Н. Акты прокурора по общему надзору. М., 1957.

Правовые акты прокурорского реагирования: понятие, виды, структура и характеристики

Выявляя нарушения действующего законодательства и устанавливая обстоятельства, которые им способствуют, прокурор должен принять меры к их устранению и, соответственно, недопущению в будущем, а также к привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Для этого законами, регулирующими надзор, предусматривается достаточно большое количество специфических полномочий представителей этих правоохранительных органов, то есть отдельных обязанностей и прав, обеспечивающих максимально эффективное нарушение законов. Все эти полномочия в теории и практике действующего прокурорского надзора принято называть правовыми средствами, по всем из них должны составляться акты прокурорского реагирования.

Какие бывают средства?

По порядку применения и своему внешнему выражению они могут быть общими, которые распространяются на все отрасли прокурорского надзора и отдельные участки деятельности прокуратуры, а также специфическими, являющимися характерными для определенных сфер.

К первым относится, в первую очередь, опротестование актов, противоречащих действующему законодательству, а также внесение всевозможных представлений об устранении правонарушений.

Специфические же средства реагирования включают в себя дачу заключений и заявление всевозможных ходатайств прокурором в судебном порядке.

Как они используются?

Таким образом, действия, направленные на устранение выявленных правонарушений в соответствии с действующим законодательством, представляют собой правовые средства реагирования прокуроров на любые нарушения законов.

Реализация этих средств осуществляется используя устные или письменные акты прокурорского реагирования, среди основных из которых стоит выделить протесты, постановления и представления. Стоит отметить тот факт, что действующие законы не устанавливают какого-то определенного письменного выражения, которое могло бы соответствовать всем видам актов. Для некоторых из них (к примеру, протестов, вносящихся в процессе проведения уголовного судопроизводства) предусматривается письменная форма, в то время как для других одновременно устная и письменная.

Что они собой представляют?

Акты прокурорского реагирования представляют собой специфичные правовые акты, которые вносятся исключительно самим прокурором в процессе реализации своих полномочий. Сам по себе уполномоченный сотрудник как государственное лицо, занимающееся надзором, не имеет какой-либо административной власти, то есть не обладает правом отдавать какие-либо распоряжения тем органам, которые находятся в его компетенции и за которым он осуществляет надзор. По этой причине у него нет возможности непосредственно отменить осуществление незаконного правового акта, обеспечить восстановление нарушенной законности или же привлечь виновные лица к административной или же какой-либо другой ответственности.

Именно по этой причине используются акты прокурорского реагирования. Они позволяют обратиться к компетентным органам и потребовать у них полного устранения нарушений действующего законодательства с последующим привлечением к ответственности всех виновных лиц.

Определенную особенность имеют правовые акты прокурорского реагирования, которые выносятся прокурором во время проведения надзора за соответствием законодательству работы органов предварительного следствия и дознания. За исключением различных представлений, эти акты носят распорядительный характер, который обязывает органы следствия и дознания выполнять конкретные процедуры.

Структура актов прокурорского реагирования представляет их в виде индивидуальных мер, обращенных к различным должностным лицам или органам в связи с определенными фактами правонарушений. Они обязывают других к реакции на подобные случаи соответствующим образом, то есть требуется рассмотреть его, принять все соответствующие меры и сообщить о результате прокурору, который их вносил. Особенно важным здесь является правильное представление. Акт прокурорского надзора должен предельно точно и полноценно выражать в себе закрепленные в законе полномочия прокурора, а также требования, которые на них основываются – это является обязательным условием действенности подобного надзора.

Читайте так же:  Никонова е ю адвокат

Дальнейший выбор средств реагирования зависит уже непосредственно от характера совершенных правонарушений, причин их возникновения, а также вредных последствий и степени вины лиц, которые должны быть привлечены к ответственности. В преимущественном большинстве случаев принято использовать такие акты реагирования (прокурорского надзора). Кроме того, выбираются такие их формы, которые обеспечивают максимальный эффект, и при этом позволяют максимально быстро устранить и предупредить нарушение законов.

Помимо этого, стоит отметить, что к прокурорскому реагированию предъявляется масса требований. В первую очередь оно должно быть своевременным и предельно оперативным, если есть такая возможность. Также оно должно быть:

  • упреждающим;
  • обоснованным;
  • комплексным;
  • законченным;
  • адекватным;
  • достаточно острым.

Помимо этого, реагирование должно дополняться различными мерами, носящими предупредительно-профилактический характер, и только при этом они могут быть наиболее результативными.

Стандартный акт прокурорского реагирования – протест. В случае выявления каких-либо правовых актов или же отдельных их предписаний, которые противоречат действующему законодательству, в соответствии с последним сам прокурор или же его заместитель должны принести протест в орган или определенному должностному лицу, издавшему данные нормы, или же в вышестоящий орган. Последний этап – это обращение в суд в порядке, который предусматривается процессуальными законами. Таким образом, прокурор имеет право выбора, но при этом должен делать его с учетом множества обстоятельств.

Наиболее распространенными актами прокурорского реагирования являются именно протесты, так как в преимущественном большинстве случаев они способствуют максимально оперативной отмене незаконных актов, учитывая предельную загруженность современных судов различными делами. Помимо всего прочего, в процессе проведения опросов было установлено, что протест многие руководители воспринимают на порядок менее болезненно по сравнению с заявлениями, подавленными в суд.

Направлять такие акты прокурорского реагирования на нарушения закона в вышестоящие органы целесообразно в том случае, если должностное лицо их отклонило, причем в данном протесте, помимо других вопросов, поднимается также вопрос о привлечении этого лица к дисциплинарной ответственности. Также может присутствовать необходимость доведения до сведения других или аналогичных органов.

Если есть основания полагать, что соответствующий орган или же отдельное должностное лицо может отклонить поданный протест, или же он в конечном итоге останется неудовлетворенным, а также если в процессе рассмотрения полученного заявления в судебном порядке нарушение законодательства будет определено в более короткие сроки, прокурор может и должен обратиться в суд для того, чтобы изданный незаконный акт был признан недействительным.

Сущность такого опротестования заключается в том, что прокурор в процессе собственного надзора за исполнением закона от имени страны указывает, где именно проявляется такое нарушение законодательства, и вследствие этого требует от соответствующего органа незамедлительной отмены незаконного акта или же приведения его в полное соответствие с действующим законодательством с последующим восстановлением прав и свободы граждан, а также законных интересов и прав государственных и любых других органов.

Современная практика и юридическая наука определила несколько обязательных реквизитов протеста:

  • наименование определенного должностного лица или же органа, которое его вносит;
  • название;
  • номер, а также дату издания акта, противоречащего законодательству и опротестовываемого прокурором;
  • краткое изложение содержания незаконных элементов;
  • изложение полного перечня нарушений;
  • ссылка на нарушенные законы;
  • предложение прокурора, связанное с отменой незаконного акта или же приведение его в полное соответствие с действующими законами;
  • должностное положение и чин лица, которое принесло протест, а также его индивидуальная подпись.

Помимо всего прочего, понятие актов прокурорского реагирования предусматривает также возможность указания на необходимость рассмотрения данного протеста и незамедлительного сообщения об этом уполномоченному прокурору.

В тех случаях, когда протест должен рассматриваться коллегиальным органом, прокурор должен быть предварительно оповещен о дате проведения данного заседания. В последнее время сформировала практика выступлений прокуроров на проводимых сессиях различных представительных органов, а также всевозможных заседаниях администрации с обоснованием вынесенных протестов, и подобные действия дают положительные результаты. В подобных случаях у прокурора есть возможность предельно подробно ответить на вопросы уполномоченных лиц, разъяснить требования действующего законодательства и суть нарушения, а также его вредные последствия, чтобы в конечном итоге акт признали недействующим.

Представление – акт прокурорского реагирования, который является наиболее часто используемым при нарушениях законодательства. Оно вносится прокурором или же его уполномоченным заместителем в определенный орган или непосредственно должностному лицу, которые могут устранить допущенные нарушения и подлежит срочному рассмотрению. Его вносят на базе обстоятельно проведенной одной или нескольких прокурорских проверок, а также предельно глубокого анализа выявленных правонарушений и обстоятельств, которые им поспособствовали.

В описательной части принято перечислять все выявленные правонарушения, а также различные обстоятельства, которые им способствовали. Помимо этого, указываются должностные и другие лица, виновные в их совершении или же способствующие этому. Представление представляет собой довольно универсальный акт прокурорского реагирования, с помощью которого уполномоченное лицо может задавать самые разные вопросы по преимуществу правового характера, которые помогают не только устранить и предупредить возможные правонарушения, но еще и привлечь к ответственности всех виновных.

В процессе его подготовки особенное внимание уделяется юридической обоснованности, грамотности, достоверности, а также лаконичности, то есть краткому, но при этом предельно исчерпывающему изложению всех обстоятельств. Вся информация, которую включает в себя этот акт прокурорского реагирования (образец выше), должна быть предварительно крайне тщательно проверена, а его предложения должны быть максимально конкретными и предусматривать максимально эффективные мероприятия, направленные на устранение правонарушений и их предупреждение.

В том случае, если правонарушение возникает впервые, и при этом руководитель органа не должен обязательно привлекаться к ответственности, представление может вноситься в адрес данного руководителя. Если же на эти правонарушения последовала реакция прокурора, и при этом от них исходит общественная опасность, или же есть потребность в обращении на эту ситуацию внимания вышестоящих органов, то в таком случае по отношению к ним направляются эти акты прокурорского реагирования. Виды представлений определяются уже непосредственно самим прокурором при исполнении своих обязанностей. К примеру, могут вноситься обобщенные представления, предлагающие определенные меры, которые нужно принять на подведомственных предприятиях.

В том случае, если виновные лица должны быть привлечены к административной ответственности, и данный вопрос не поставили другие акты прокурорского реагирования, постановление представляет собой единственно верную меру. При этом стоит отметить, что выносить его могут как по отношению к должностным лицам, так и обычным гражданам.

Главной целью данного акта является возбуждение перед компетентным органом вопроса о том, чтобы виновное в правонарушении лицо или же группа лиц были в обязательном порядке привлечены к административной ответственности. Таким образом соответствующий орган или же должностное лицо обращают внимание на возникшую ситуацию и степень общественной опасности, а также понимают необходимость привлечения виновного в целях пресечения подобных правонарушений в будущем.

При этом стоит отметить тот факт, что, в зависимости от возникшей ситуации, прокурор может выносить постановление о необходимости возбуждения дела об административной ответственности или же уголовного дела, используя соответствующие акты прокурорского реагирования. Закон также говорит о том, что при обнаружении в ходе проверок каких-либо лиц, которые были незаконно подвергнуты аресту или же административному задержанию со стороны несудебных органов, прокурор должен принять незамедлительные меры, направленные на их освообождение посредством вынесения постановления об освобождении лиц, арестованных в административном порядке.

Устные акты прокурора

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Ненадзорные акты прокурорского реагирования

Вопросы по теме

  • 1. Виды, содержание, структура, порядок применения нснадзорных правовых актов прокурора.
  • 2. Виды, основания, сроки и порядок применения процессуальных актов прокурорского реагирования, их содержание и структура.

Задачи

1. В процессе изучения материалов гражданского дела районный прокурор обнаружил нарушение гражданского законодательства, заключающееся в том, что в ходе судебного разбирательства не велся протокол заседания. Прокурор направил в районный суд апелляционное представление с требованием устранить выявленное нарушение закона. Судья отказался направлять представление прокурора в соответствующую инстанцию, мотивируя свое решение тем, что представление не должно содержать требования устранения нарушений, так как это противоречит принципу независимости судей. Кроме того, представление составлено без учета норм процессуального законодательства.

Оцените данную ситуацию. Какие требования предъявляются к кассационному представлению прокурора?

2. Прокурор Энской области установил, что судья федерального суда Железнодорожного района Авдонина не информировала прокурора района о времени рассмотрения судом ходатайств об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Постановления суда о данной мере пресечения выносились в отсутствие обвиняемого.

Какие средства реагирования должен избрать прокурор? В каких случаях прокурор вправе выносить ненадзорные средства реагирования?

3. В прокуратуру района поступила жалоба Сидорова о незаконном увольнении с должности заместителя директора АО «Луч». В ходе проведения проверки исполнения трудового законодательства помощник прокурора выявил, что увольнение произведено с нарушением норм трудового законодательства, и вынес протест, требуя отменить незаконный приказ об увольнении. Однако администрация АО в устной форме сообщила, что с протестом не согласна и реагировать на него не будет. Не дожидаясь истечения срока рассмотрения протеста, помощник прокурора направил протест в суд с требованием признать приказ об увольнении незаконным.

Оцените правомерность действий прокурора. Какие акты, реагирования прокурора являются ненадзорными? В каких случаях прокурор может использовать ненадзорные акты реагирования?

4. В прокуратуру г. Новосибирска обратилась гражданка США Смит с жалобой на то, что ей в течение двух недель не выплачивается заработная плата в Консульстве США, где она работает. Прокурор вынес предостережение о нарушении законодательства. Однако в ответ прокурору сообщили, что правовое регулирование деятельности дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств регулируется правом страны, к которой относится данное учреждение, если международным договором не установлено иное.

Осуществляет ли прокурор надзор за исполнением законов дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств? Может ли прокурор устранить правонарушение с помощью ненадзорных актов прокурорского реагирования?

5. В районную прокуратуру поступила жалоба на действия следователя следственного отдела СК России о незаконном избрании в качестве меры пресечения домашнего ареста. Ознакомившись с материалами уголовного дела, прокурор установил, что мера пресечения была вынесена следователем с несоблюдением установленного законом судебного порядка избрания данной меры. По итогам проведения проверки прокурор направил следователю протест с требованием в 10-дневный срок отменить незаконное постановление об избрании меры пресечения.

Оцените законность действий прокурора. К какому виду относятся акты реагирования прокурора на нарушения в деятельности следователей СК России?

6. В ходе участия прокурора области в уголовном судопроизводстве и поддержания государственного обвинения прокурор в обвинительной речи потребовал назначить подсудимому наказание в виде лишения свободы сроком на три года. Приговором суда было назначено наказание в виде лишения свободы сроком один год.

Читайте так же:  Налог на квартиру в самарской области

Является ли обвинительная речь прокурора актом реагирования? Если да, то каким? Являются ли данные обстоятельства основанием для обжалования приговора суда?

7. В ходе изучения материалов административного судопроизводства прокурор района выявил нарушение в постановлении районного суда по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.10 КоАП РФ «Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации». Изучив материалы дела, прокурор установил, что в судебном разбирательстве не были исследованы все обстоятельства дела. Прокурор направил в районный суд протест с требованием отменить незаконное постановление суда в течение 10 дней.

Дайте правовую оценку ситуации. К какому виду актов прокурорского реагирования относится протест прокурора? В какой срок должен быть рассмотрен протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении?

Изменится ли ситуация, если прокурор вынесет протест на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное иным, кроме суда, органом административной юрисдикции, полномочным рассматривать правонарушение?

8. В ходе участия в рассмотрении уголовного дела районным судом помощник прокурора района частично отказался от поддержания государственного обвинения в отношении подсудимого Трофимова. В качестве основания отказа от обвинения помощник прокурора указал, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное обвинение по одному из составов преступлений, в которых обвинялся Трофимов. Суд принял отказ от обвинения и прекратил уголовное преследование в части, соответствующей отказу прокурора. На следующее судебное разбирательство явился прокурор района и потребовал признать отказ помощника прокурора от обвинения необоснованным и возобновить производство по вменяемому ранее составу преступления. В качестве объяснений прокурор заявил, что помощник прокурора в нарушение требований Генерального прокурора РФ не согласовал с ним позицию отказа от обвинения.

Какое решение должен принять суд? Укажите акты реагирования прокурора в уголовном процессе.

Акты прокурорского реагирования

Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов

Как уже отмечалось, прокуратура, не обладает административно-властными полномочиями в отношении в отношении поднадзорных органов и их должностных лиц, при осуществлении надзора. Таким образом, в случае издания незаконных актов или фактов выявления нарушения закона, прокурор самостоятельно не может ни отменить незаконный акт, ни устранить нарушения закона. Также не может применить меры воздействия к лицу, которое допустило нарушение закона. Но и оставить без внимания выявленное правонарушение, прокурор тоже не имеет права.

Прокурор обязан реагировать на все факты нарушения закона путем обращения на это внимания соответствующих органов или должностных лиц, которые уполномочены устранять допущенные нарушения. На выявленное нарушение закона реагирование прокурором реализуется путем вынесения соответствующего документа, который именуется актом прокурорского реагирования (акт прокурорского надзора).

Акт прокурорского надзора – это официальный документ, который вынесен прокурором в адрес должностного лица или соответствующего органа, где содержится сущность выявленных нарушений закона и дается предписание на их устранение.

Согласно ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 18.04.2018) в ст. 23-25.1 закреплены виды прокурорского реагирования. К ним относятся:

  • протест;
  • представление;
  • постановление;
  • предостережение о недопустимости нарушения закона.

От степени и характера правонарушения, распространенности таких нарушений, правового статуса должностного лица или органа, которому адресуется акт прокурора – от всего этого зависит выбор вида акта прокурорского реагирования.

Протест прокурора – это акт реагирования, на правовой акт, который противоречит закону, с требованием о приведении его в соответствие с действующим законодательством либо же его отмене. Принести протест может прокурор и его заместитель. Он направляется должностному лицу или органу, который издал этот акт, либо в суд или же в вышестоящий орган, должностному лицу. Протест должен быть обязательно рассмотрен не позднее чем в 10-дневный срок, с момента его поступления. Если протест был принесен на решение законодательного (представительного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления, то рассматривается на ближайшем заседании. Прокурор имеет право, при исключительных обстоятельствах, которые требуют немедленного устранения нарушения закона, сократить срок рассмотрения протеста. Прокурору, в письменной форме, незамедлительно сообщаются результаты рассмотрения протеста. Если же протест рассматривается коллегиально, то прокурору, который принес протес, сообщается дата заседания. Прокурор имеет право отозвать протест.

Представление – это акт прокурорского реагирования, об устранении выявленных нарушений прав и свобод человека и гражданина либо об устранении выявленных нарушений закона, который направлен прокурором или его заместителем, должностному лицу либо органу, который уполномочен устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

Поводом для вынесения представления является множество причин:

  • факты неоднократных нарушений законов;
  • незаконные действия или бездействия со стороны должностных лиц, влекущие нарушение государственных или общественно значимых интересов, законных прав и интересов групп населения, граждан, трудовых коллективов, которые нуждаются в особой социальной и правовой защите.

Со дня внесения представления, в течение месяца должны быть приняты меры по устранению допущенных нарушений закона, их условий и причин, которые им поспособствовали. Прокурору в письменной форме сообщается о результатах принятых мер.

Если представление будет рассматриваться коллегиально, то прокурору сообщается дата проводимого заседания. Если постановления Правительства РФ не соответствуют Конституции РФ и ее законам, то Генеральный прокурор должен проинформировать об этом Президента Российской Федерации.

Постановление прокурора – акт реагирования на нарушения законов, которые влекут уголовную и административную ответственность (ст. 25 ФЗ «О Прокуратуре РФ»).

Прокурор должен вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, если нарушение закона носит характер административного правонарушения. Далее данное постановление направляется на рассмотрение должностного лица или органа, который уполномочен законом, разрешать и рассматривать дела об административных правонарушениях. Таким законом является Кодекс об административных правонарушениях РФ. Прокурору в письменной форме сообщается о результатах рассмотрения постановления.

Прокурор выносит постановление, когда нарушение закона имеет характер преступления и направляет материалы по данному факту в орган дознания или следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании лица (лиц), которые допустили нарушение уголовного законодательства.

Своим постановление, прокурор или его заместитель, освобождают лиц, которые незаконно подверглись административному задержанию, а также лиц, незаконно задержанных по подозрению в совершении преступлений.

Предостережение в недопустимости нарушения закона — это акт прокурорского реагирования, который адресуется руководителям общественных (религиозных) объединений, должностным лицам и иным лицам, при получении прокурором сведений о недопустимости нарушения закона, оготовящихся противоправных деяниях, (ст. 25.1 ФЗ «О Прокуратуре РФ»).
Такой акт имеет явно выраженный предупредительный (превентивный) характер. Он выносится лишь при выявлении фактов бездействия, которые могут привести к причинению вреда охраняемым законом интересам личности, государства и общества либо при наличии достоверных сведений о готовящихся противоправных действиях.

Предостережение применяется к должностным лицам. А к руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности.
Основная цель предостережения: недопущение более опасных правонарушений и преступлений. Данный акт не заменяет другие средства реагирования, а лишь дополняет. Прокуроры, вместе с объявлением предостережения могут использовать внесение представлений и протестов. В сочетании с другими правовыми средствами, предостережение повышает результативность реагирования и способствует предупреждению правонарушений.

Должностное лицо, которому было объявлено предостережение, в случае неисполнения требований может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

Согласно Федеральному закону от 17.07.2009 N 171-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ О прокуратуре Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» арсенал средств прокурорского надзора был дополнен еще одним актом прокурорского реагирования — требования об изменении нормативного правового акта.

Требование об изменении нормативного правового акта — это акт прокурорского реагирования на нормативный правовой акт, который содержит коррупциогенные факторы, с требованием о его изменении. Требование вносится в организацию, орган или должностному лицу, издавшие данный акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Соответствующий орган, организация или должностное лицо, рассматривает требование не позднее чем в 10-дневный срок со дня его поступления. Требование, которое было направлено в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа. Прокурора незамедлительно уведомляют о результатах рассмотрения требования.

До рассмотрения требования соответствующей организацией, органом или должностным лицом, оно может быть отозвано прокурором.

Устные акты прокурора

2.5. Правовые средства реагирования прокурора на выявляемые правонарушения

Средства реагирования прокурора при выявлении нарушений закона реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых в соответствии с Законом о прокуратуре являются протесты, представления и постановления и предостережения.
В соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали эти акты, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Сущность опротестования незаконных правовых актов заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, от имени Российского государства указывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требует от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствии с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интересы государственных и иных органов.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на незаконное решение представительного органа — на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих незамедлительного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
Если протест не рассмотрен в течение 10 дней или на ближайшей сессии представительного органа, либо необоснованно отклонен, прокурор обращается с заявлением в соответствующий суд общей компетенции или в арбитражный суд о признании правового акта недействительным. Решение суда, вынесенное по заявлению прокурора, может быть обжаловано прокурором в кассационном порядке, за исключением специально предусмотренных законом случаев. Так, согласно ст. 17 Закона «О выборах глав администраций», решение суда по делу о признании недействительным решения избирательной комиссии является окончательным.
Вынесение представлений об устранении нарушений закона. Оно в соответствии со ст. 24 Закона о прокуратуре вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представление должно быть рассмотрено органом, которому оно адресовано, с принятием конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах сообщается в письменной форме прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне его заседания.
На основе анализа практики исполнения законов прокуроры вносят обобщенные представления в органы представительной и исполнительной власти, а также в вышестоящие органы. В этих представлениях прокурором предлагаются меры, направленные на предупреждение нарушений законов в регионах либо на подведомственных предприятиях, а также может ставиться вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законов.
Внесение прокурором постановлений. В тех случаях, когда возникает необходимость привлечения виновных лиц за нарушение законов к административной ответственности прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении имеет определенное целевое назначение — поставить перед компетентным органом вопрос о привлечении виновного в нарушении закона лица или нескольких лиц к административной ответственности.
В случаях обнаружения в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов признаков преступления, предусмотренного УК РФ, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела.
При обнаружении в ходе проверок лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию или аресту несудебными органами, прокурор принимает незамедлительные меры к их освобождению путем вынесения постановления об освобождении из-под стражи лица, арестованного в административном порядке.
Прокуроры вправе предъявлять иски в суды и арбитражные суды в пользу как юридических, так и физических лиц, понесших материальный ущерб в результате совершенных правонарушений.
Объявление предостережений о недопустимости нарушения закона.
Согласно ст. 25 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель при наличии сведений о гото
вящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В связи с этим законодатель определяет:
— во-первых, правом объявления предостережения обладают только прокурор или его заместитель прокуратур всех звеньев;
— во-вторых, предостережение объявляется только должностным лицам;
— в-третьих, оно объявляется лишь при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях;
— в-четвертых, предостережение объявляется только в письменной форме;
— в-пятых, предостережение применяется в целях предупреждения правонарушений.
Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему должностному лицу, готовящемуся совершить противоправное деяние или совершающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).
Предостережение является самостоятельным правовым средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением законов и оформляется на стандартном бланке. Оно должно применяться лишь на основании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения и неясности. При этом от должностных лиц, нарушивших закон или пытающихся это сделать, обязательно должны истребоваться объяснения.
На прокурорах лежит обязанность по осуществлению контроля за реализацией (исполнением), внесенных ими актов прокурорского надзора.

Читайте так же:  Иск о разделе автомобиля после развода

Тренировочные задания

1. Прокурор Энского района принес протест должностному лицу администрации района, издавшему один из правовых актов, противоречащих закону. Протест прокурора был рассмотрен через 15 дней после его принесения.
1) На основании какого нормативного акта прокурор вправе приносить такие протесты?
2) В какой срок должен быть рассмотрен должностным лицом протест прокурора?
3) Вправе ли прокурор в исключительных случаях установить сокращенный срок рассмотрения протеста?
2. При осуществлении надзора за исполнением законов в одной из организаций Энского района прокурору стало известно, что должностное лицо этой организации готовит нормативный акт, противоречащий закону, вступление в действие которого приведет к негативным последствиям. Какой акт прокурорского надзора должен вынести прокурор в данном случае?
3. Прокурор Энского района направил в адрес одного из руководителей соответствующего органа письменное требование с просьбой о направлении в его распоряжение специалиста для участия в одной из прокурорских проверок в целях выяснения возникших вопросов в ходе осуществления надзора за исполнением законов. Руководитель отказал прокурору в направлении в его распоряжение специалиста, мотивируя тем, что прокурору такие полномочия Законом не даны. Даны ли Законом такие полномочия прокурору?

Тест

1. Назовите правовые акты прокурорского реагирования в сфере наздора за исполнением законов:
а) протест, представление, предостережение и постановление;
б) только протест и предупреждение;
в) только представление;
г) только постановление.
2. Какой акт прокурорского реагирования применяется прокурором в случае противоречия закона правовому акту?
а) протест;
б) представление;
в) постановление;
г) предостережение.
3. Какой акт прокурорского реагирования применяется прокурором в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях?
а) протест;
б) представление;
в) постановление;
г) предостережение.
4. Какой акт прокурорского реагирования вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения закона?
а) протест;
б) представление;
в) постановление;
г) предостережение.
5. В какой срок должен быть рассмотрен протест прокурора на противоречащий закону правовой акт?
а) безотлагательно;
б) в 10-дневный срок;
в) в 15-дневный срок;
г) в месячный срок.
6. В какой срок должен быть рассмотрен протест прокурора на противоречащее закону решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления?
а) в 10-дневный срок;
б) в 15-дневный срок;
в) в месячный срок.
г) на ближайшем заседании представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления.
7. В какой срок должно быть рассмотрено представление прокурора об устранении нарушений закона органом или должностным лицом, полномочными устранить допущенные нарушения?
а) безотлагательно;
б) в 5-дневный срок;
в) в 10-дневный срок;
г) в 15-дневный срок.
8. В течение какого времени со дня внесения представления прокурором, должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им сопутствующих?
а) в течение 15 дней;
б) в течение 20 дней;
в) в течение 25 дней;
г) в течение месяца.
9. Когда прокурор или его заместитель объявляет должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона?
а) в случае издания должностным лицом правового акта, противоречащего закону;
б) при нарушении должностным лицом закона;
в) при наличии сведений о готовящихся должностным лицом противоправных деяниях;
г) при обнаружении в деянии должностного лица признаков преступления.
10. В каких случаях прокурор выносит постановление?
а) при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях;
б) при обнаружении в деянии должностного лица признаков административного проступка или преступления;
в) при издании должностным лицом правового акта, противоречащего закону;
г) в целях предупреждения правонарушений со стороны должностного лица.
11. Кому принадлежит право принесения протеста?
а) прокурору, его заместителю и помощнику прокурора;
б) только прокурору;
в) прокурору или его заместителю;
г) прокурору или его помощнику.
12. Кто наделен правом внесения представления в порядке общего надзора?
а) прокурор и его заместитель;
б) прокурор, его заместитель и помощник прокурора;
в) прокурор, его заместитель и следователь прокуратуры;
г) только прокурор;
д) прокурор, его заместитель, помощник прокурора и следователь прокуратуры.
13. Кому объявляется предостережение о недопустимости нарушения закона?
а) частным лицам;
б) должностным лицам;
в) предостережение исключено из полномочий прокурора.
14. Допустима ли подмена протеста представлением в случае, когда отмене подлежит незаконный правовой акт?
а) да;
б) нет;
в) допустима только предостережением;
г) допустима только постановлением.
15. В какой форме объявляется предостережение о недопустимости нарушения закона?
а) в письменной или устной;
б) только в устной;
в) только в письменной.
16. Кем объявляется предостережение о недопустимости нарушения закона?
а) прокурором, его заместителем, помощником прокурора;
б) только прокурором;
в) прокурором или его заместителем;
г) прокурором, его заместителем, помощником прокурора и следователем прокуратуры.
17. Вправе ли прокурор или его заместитель самостоятельно решить вопрос о выборе формы реагирования на противоречащий закону нормативный акт?
а) да, может принести протест или обратиться с заявлением в суд о признании нормативного акта недействительным;
б) нет;
в) этот вопрос вправе решит
ь только прокурор;
г) этот вопрос вправе решить только вышестоящий прокурор.
18. Основой для внесения представления служит обобщение материалов о нарушении законов, выявленных на объектах надзора. А может ли представление быть посвящено устранению конкретного нарушения?
а) да;
б) нет.
19. Какие виды прокурорских проверок существуют в теории и на практике?
а) целевые, комплексные, сквозные, совместные;
б) только целевые и комплексные;
в) только целевые, комплексные и совместные;
г) только комплексные и совместные;
д) только комплексные, сквозные и совместные.
26. Путем вынесения какого акта прокурор реализует требование о проведении разного рода экспертиз?
а) заключения;
б) определения;
в) постановления;
г) представления.
27. Какой документ составляется прокурором-руководителем прокуратуры по результатам проверки?
а) докладная записка;
б) справка;
в) информация;
г) представление.
28. Какой документ составляется, если проверка проводилась другим прокурорским работником?
а) докладная записка;
б) справка;
в) информация;
г) представление.
29. Может ли прокурор установить сокращенный срок рассмотрения протеста?
а) да;
б) нет;
в) может, но не менее 7-дневного срока;
г) может, но не менее 5-дневного срока.
30. Если протест не рассмотрен в течение десяти дней или на ближайшей сессии представительного органа, либо необоснованно отклонен, прокурор обращается с заявлением о признании правового акта недействительным:
а) к вышестоящему прокурору;
б) в Конституционный Суд РФ;
в) в соответствующий суд общей юрисдикции или в арбитражный суд;
г) в вышестоящий представительный орган или к вышестоящему должностному лицу.

Читайте так же:

  • Судебно психиатрическая экспертиза сербского Запись на прием в ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России Горячая линия помощи при ЧС. Круглосуточно Судебно-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной […]
  • Приказ 144 минтранса от 26092001 Приказ Минтранса России от 26.09.2001 N 144 (ред. от 02.10.2014) "Об утверждении Правил государственной регистрации судов" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.11.2001 N 3029) МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 26 сентября 2001 г. N 144 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ […]
  • Приказ гп 454 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 февраля 2009 г. N 45н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной […]
  • Где опубликован закон о защите прав потребителей Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I"О защите прав потребителей" С изменениями и дополнениями от: 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 […]
  • Экспертиза калининград сергеева 2 Экспертиза калининград сергеева 2 Калининградская лаборатория судебной экспертизы Федеральное бюджетное учреждение Калининградская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации является государственным судебно-экспертным учреждением системы экспертных […]