Меню

Трудовой кодекс порядок рассмотрения трудовых споров

Статья 383. Порядок рассмотрения трудовых споров

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 февраля 2008 г. N 13-ФЗ в статью 383 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 30 марта 2008 г.

Статья 383. Порядок рассмотрения трудовых споров

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 383 ТК РФ

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Статья 383 ТК РФ. Порядок рассмотрения трудовых споров (действующая редакция)

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 383 ТК РФ

1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС регулируется ст. ст. 385, 387 — 389 ТК; в суде — ст. ст. 391 — 397 ТК.

2. О разрешении индивидуальных трудовых споров работников, работающих у работодателей — физических лиц, см. коммент. к ст. 308 ТК; о рассмотрении индивидуальных трудовых споров работников религиозных организаций — коммент. к ст. 348 ТК.

3. Согласно п. п. 8, 9 ст. 5 Закона о статусе судей решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный названным Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением установленного порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

В случае несогласия председателя соответствующего суда с решением квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи он в течение 20 дней после получения указанного решения возвращает его с мотивированным обоснованием причин своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при рассмотрении обжалуемого председателем решения квалификационная коллегия судей 2/3 голосов членов коллегии подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней со дня получения указанного решения.

4. Порядок рассмотрения трудовых споров в суде определяется гражданским процессуальным законодательством РФ. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья; образования. Часть 2 ст. 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Ряд норм ГПК РФ ориентирован исключительно на рассмотрение трудовых споров. Так, ч. 3 ст. 45 ГПК РФ закрепляет, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Приказом Генпрокуратуры России от 26.04.2012 N 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» установлено: считать, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском процессе, являются вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами.

Статья 122 ГПК РФ устанавливает требования, по которым выдается судебный приказ; к ним отнесены: требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику; требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 154 ГПК РФ гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а дела о восстановлении на работе рассматриваются и разрешаются судом до истечения одного месяца со дня поступления заявления.

На основании ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе.

5. Большое значение для единообразного применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют руководящие Постановления Пленума ВС РФ:

— от 20.12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»;

— от 20.11.2003 N 17 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ»;

— от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»;

— от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю».

Положения, содержащиеся в постановлениях Пленума ВС РФ, раскрывают оценочные понятия, используемые законодателем, конкретизируют правовые нормы, определяющие порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде.

В п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 раскрывается, что относится к уважительным причинам пропуска срока обращения в суд со стороны работника (болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость ухода за тяжело больным членом семьи).

Положение ст. 56 ГПК РФ, устанавливающее, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, разъясняется п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2, согласно которому, рассматривая дела о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми был прекращен по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК (отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора), либо о признании незаконным изменения определенных сторонами условий трудового договора при продолжении работником работы без изменения трудовой функции (ст. 74 ТК), необходимо учитывать, что исходя из ст. 56 ГПК РФ работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. При отсутствии таких доказательств прекращение трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК или изменение определенных сторонами условий трудового договора не может быть признано законным.

В п. 23 того же Постановления при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Согласно п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 24.06.2008 N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» следует: по делам, затрагивающим права и интересы несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, а также граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, судья в ходе подготовки проверяет возраст несовершеннолетнего лица, наличие решения суда о признании граждан недееспособными или об ограничении граждан в дееспособности, а также полномочия их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или иных лиц, которым это право предоставлено федеральным законом (ст. 52 ГПК РФ); если дело возбуждено по заявлению несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, в случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из трудовых правоотношений, судье следует обсудить вопрос о необходимости привлечения к участию в деле законных представителей несовершеннолетнего: родителей, усыновителей, попечителей (ч. 4 ст. 37 ГПК).

6. При рассмотрении трудовых дел суд учитывает, что в силу ч. ч. 1 и 4 ст. 15, ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ТК, ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, ТК, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, являющихся составной частью ее правовой системы (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, ст. 5 ТК). При этом если международным договором РФ, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащие нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 10 ТК, ч. 4 ст. 11 ГПК РФ) (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

Читайте так же:  Оформить старое кресло

При разрешении трудовых споров суд учитывает разъяснения Пленума ВС РФ, данные в Постановлениях от 31.10.1995 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

Статья 387 ТК РФ. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам (действующая редакция)

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного настоящим Кодексом.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 387 ТК РФ

1. На практике регистрация заявлений работников производится в журнале. С записью, произведенной в журнале о регистрации поданного заявления, работник вправе ознакомиться. Регистрация возможна также на карточках, в компьютере.

2. Обязанность комиссии разрешить спор по существу в 10-дневный срок обеспечивает быстрейшее восстановление нарушенного права работника. Дата проведения заседания определяется КТС. Работник и работодатель об этом своевременно информируются.

3. Работник может взять свое заявление обратно или отказаться от предъявляемого к работодателю требования на заседании КТС.

Работнику трудовым законодательством не предоставляется свободное от работы время для присутствия на заседании комиссии в связи с рассмотрением трудового спора. Поэтому заседание комиссии проводится в свободное для него время.

Работник, подавший заявление, может в силу объективных причин в течение длительного срока отсутствовать на работе (например, командировка, болезнь). Трудовое законодательство не предусматривает продление срока рассмотрения спора в связи с наличием объективных причин, препятствующих работнику присутствовать на заседании комиссии. На этом основании следует полагать, что заявление работника по истечении 10-дневного срока снимается с рассмотрения. Это не лишает работника права после возвращения вновь обратиться с заявлением в комиссию.

4. Заседание КТС проводится публично, чтобы работник и все желающие могли присутствовать при разрешении спора.

Правило об обязательности разрешения спора в присутствии работника дает ему возможность представить дополнительные доказательства в обоснование своих требований, активно участвовать в обсуждении и исследовании доводов работодателя.

5. Работник может не присутствовать на заседании комиссии. При наличии его письменного заявления трудовой спор рассматривается в его отсутствие. Работник вправе поручить представлять его интересы представителю первичной профсоюзной организации, иного представительного органа работников.

6. При неявке работника на заседание комиссии рассмотрение его заявления переносится на другое время в течение 10-дневного срока, установленного для рассмотрения трудового спора в КТС. О переносе даты рассмотрения трудового спора своевременно информируются работник и работодатель. Если работник вновь не явился на заседание комиссии, то выясняется причина, по которой он отсутствовал. Наличие уважительной причины влечет перенесение рассмотрения его заявления. Отсутствие уважительной причины предоставляет возможность КТС не рассматривать поданного заявления и вынести решение о снятии трудового спора с рассмотрения.

В пределах установленного трехмесячного срока обращения в КТС работник вновь может обратиться в комиссию.

7. Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов для проведения технических и бухгалтерских проверок, представителей профсоюзов, избранных в организации. Проведение заседания комиссии в рабочее для них время обязывает работодателя на основании ст. 170 ТК освободить их от выполнения трудовых обязанностей.

В срок, установленный комиссией, по ее требованию работодатель обязан представить необходимые документы и расчеты.

8. ТК не закрепляет права работника заявить отвод членам комиссии. Однако на практике это имеет место. Работник может заявить отвод по следующим основаниям: непосредственная подчиненность работника одному из членов комиссии, наличие неприязненных отношений и т.д. Заявление работника об отводе члена комиссии подлежит рассмотрению на ее заседании.

9. Требование паритетности, установленное законодателем при ее формировании, может не соблюдаться при вынесении КТС решений. Заседание комиссии правомочно при участии в ее работе не менее половины членов, представляющих интересы работников, и не менее половины членов, представляющих интересы работодателя. Таким образом, число работников с той и другой стороны может быть неодинаковым.

10. Заседание КТС оформляется протоколом. В нем указываются: дата проведения заседания; сведения о явке работника, работодателя, свидетелей, специалистов, их показания; дополнительные заявления, сделанные работником; представление письменных доказательств и др. Закон не предусматривает специальной формы протокола, поэтому она может быть произвольной. Председатель комиссии подписывает протокол, заверяет его печатью. В случае отсутствия председателя протокол подписывает его заместитель.

Трудовые споры и порядок их разрешения

Спорные ситуации в процессе осуществления профессиональной деятельности приводят к возникновению разногласий и, как следствие, к проведению разбирательств. Споры может инициировать как работник, так и руководство компании. Все зависит от особенностей сложившейся ситуации.

Причины возникновения трудовых споров

В большинстве случаев поводами для возникновения таких ситуаций являются недовольства исполнением обязанностей какой-либо из сторон отношений.

Для руководителя это, прежде всего, низкое качество выполняемой работы. Это происходит в случаях недостаточной квалификации либо самоустранения работающего от исполнения взятых на себя обязательств. Сюда можно отнести не только качество труда. Зачастую такое может произойти, когда человек не соблюдает внутренние правила компании, нарушает установленный распорядок труда, употребляет алкоголь или запрещенные препараты. Нередки случаи, когда человек отказывается идти на компромисс. Например, изменяется штатная структура организации. Для этого руководитель планирует перевести работающего на другое место, но человек отказывается, ссылаясь на необоснованность доводов.

Работающий может инициировать разбирательства в ситуациях, перечень которых более объемный по своему содержанию.

Прежде всего, поводом может служить недостаточный уровень условий труда, по сравнению с оговоренным заранее. То есть место не оборудовано необходимыми приборами. Человек не был обеспечен необходимым инструментом, специальной одеждой и обувью либо их замена осуществлялась с нарушением установленной периодичности.

Пожалуй, самым распространенным поводом служит размер получаемых денежных средств. Работающий рассчитывает, кроме установленного минимума, получать дополнительные средства, в том числе и выплаты премиального характера, которые были указаны в соглашении. Однако его ожидания не оправдались. Безусловно, чаще всего такое происходит по вине самого труженика, который не выполняет установленную норму, но вина руководителя тоже нередкость.

В некоторых обстоятельствах человек стремится изменить распорядок своего трудового времени. Такое может происходить и по объективным причинам – рождение малыша, смена места фактического проживания. Но начальник может отказать, объяснив это тем, что подобные обстоятельства негативно отразятся на деятельности компании в целом. В таких обстоятельствах человек, как правило, инициирует разбирательство.

Не следует забывать и об отдыхе. Работающий может быть недоволен графиком периодичности предоставления ежегодного перерыва для отдыха и восстановления, а также отсутствием специальных перерывов, которые, по его мнению, должны быть установлены.

Органы по разрешению спорных ситуаций

Безусловно, при возникновении спорной ситуации, каждая из сторон будет стремиться восстановить нарушенные права.

Согласно правилам, установленным действующими нормами, проводить разбирательства по спорным вопросам может только уполномоченная компетентная инстанция.

Прежде всего, это комиссия по трудовым спорам. Такая группа создается практически в каждой компании. Наличие такой структуры позволяет решать вопросы на ранней стадии и избежать больших осложнений, урегулировав все с наименьшими затратами для сторон. То есть спор можно разрешить внутри организации, не посвящая во внутренние проблемы посторонних лиц.

Еще одной уполномоченной инстанцией является суд. Такой способ решения спора более сложный и затратный по времени как для человека, так и для компании. Следует отметить, что в суде все вопросы рассматриваются по существу, то есть обсуждаться будут лишь те просьбы, которые указываются в обращении. Любые отступления от темы не допускаются.

Комиссия по трудовым спорам

Индивидуальный трудовой спор может быть рассмотрен КТС. Инициировать создание такого органа могут как сами работающие, так и руководитель организации.

В такую группу должны входить представители тружеников и руководителя. Число представителей каждой из сторон должно быть равным. Такой подход позволит решать спорные вопросы более объективно.

Если руководитель или профсоюзный комитет, как орган, представляющий интересы работающих, получил предложение о создании комиссии, то он должен назначить и направить на заседание представителей в течение десяти фактических дней.

Своих представителей начальник назначает приказом. Как правило, это наиболее компетентные специалисты, которые обладают необходимыми знаниями и опытом. На практике это заместители, а также кадровые, финансовые специалисты и ответственные за внутреннюю безопасность.

Представители работающих назначаются по результатам общего собрания. По решению последнего комиссии могут создаваться, в том числе в структурных подразделениях и филиалах компании.

Сформированная группа должна провести свое собрание, на котором будут назначены председатель, его заместитель и секретарь. Группа должна располагать своей печатью, а также всей необходимой материально-технической базой, для выполнения поставленных задач. Обеспечение такого рода происходит за счет средств компании.

Читайте так же:  Системные требования аваста

Следует отметить, что в компетенцию КТС входит рассмотрение только споров индивидуального характера.

Судебные органы

Регулирование спорных вопросов может осуществляться и судом. Последний является государственной инстанцией и формируется по решению высших органов власти.

Судебные инстанции рассматривают спорные вопросы по инициативе труженика, руководителя либо профсоюзного комитета, который выступает в защиту работающего.

Инициировать рассмотрение может и надзорная инстанция, если решение КТС было принято с нарушением требований действующих норм.

В подведомственность судебных инстанций входит разбирательство по вопросам следующего характера:

  • восстановление человека в занимаемой ранее должности, в этом случае повод для увольнения роли не играет;
  • внесение поправок в отметки о датах и поводах прекращения отношений либо о переводе на другое место;
  • взыскание денежных средств за период неожиданного перерыва в деятельности либо за работу по менее оплачиваемой должности;
  • сообщение руководителем личных сведений о работающем посторонним лицам;
  • причинение работающим ущерба компании;
  • необоснованный отказ в приеме в штат компании и назначении на должность;
  • дискриминация труженика.

Рассмотрение спора комиссией

Сразу следует отметить, что трудовой спор будет рассматриваться КТС, только если труженик не решил вопрос самостоятельно или через свое доверенное лицо на стадии переговоров с руководителем. То есть предварительное проведение беседы с начальником является обязательным условием.

Согласно общим правилам, определен срок обращения в КТС. Он составляет три фактических месяца, когда труженику стало известно или могло стать о нарушении его возможностей.

Ходатайство должно быть оформлено в письменном виде. Необходимые документальные данные КТС может затребовать сама. Обращение в обязательном порядке фиксируется в специально учетном перечне.

Обсуждение должно произойти в течение десяти фактических суток с момента его поступления. Это должно происходить при участии самого инициатора либо его доверенного лица. Исключение составляют случаи, когда труженик направил письменную просьбу о рассмотрении обращения без его участия. В случае неявки без уведомления обсуждение спорного вопроса будет снято. Но в этом случае человек не утрачивает возможность обратиться в КТС повторно.

Чтобы осуществлять свою деятельность, указанная группа наделена следующими полномочиями:

  • приглашать для опроса людей, которые обладают необходимой информацией;
  • прибегать к услугам профильных специалистов для проведения консультации и экспертной оценки;
  • требовать от руководителя предоставления информации, имеющей отношение к рассматриваемой проблеме.

В процессе обсуждения должно присутствовать не менее половины членов группы. В противном случае принятое решение не будет иметь силы.

В процессе разбирательства ведется протокол, который подписывает председатель или его заместитель. Подпись удостоверяется печатью КТС. Решение принимается большинством голосов. Свое мнение каждый член выражает тайно.

В решении КТС должно быть отражено:

  • наименование компании (филиала, структурного подразделения);
  • данные об обратившемся – полные фамилия, имя, отчество, занимаемая должность;
  • дата проведения обсуждения;
  • суть спорных вопросов, которые обсуждались на заседании;
  • итоги разбирательства.

Копии указанного документа направляются сторонам спора в течение трех суток с даты его вынесения. Аннулировать решение можно в течение десяти дней. Исполнение требований такого заключения должно произойти не позднее трех дней с момента истечения срока обжалования.

Если требования заключения не были исполнены, работнику вручается свидетельство, с которым он может обратиться к судебному чиновнику в целях принудительного выполнения заключения. Последний обязан исполнить решение в течение трех месяцев.

Чтобы получить указанное свидетельство, труженик обязан обратиться в КТС в течение одного месяца с момента вынесения заключения.

В случае несогласия с вынесенным заключением каждая из сторон может обжаловать его в течение десяти дней с момента принятия.

Разрешение спора судом

Действующими нормами определен также и судебный порядок разрешения спорных вопросов. Для обращения в судебную инстанцию у инициатора есть три фактических месяца. Такой период исчисляется начиная с даты, когда труженик узнал или мог узнать о том, что его права были нарушены. Исключение здесь составляют два повода:

  • восстановление в прежней должности. В этом случае срок составляет один месяц;
  • задолженность по выплатам заработной платы. В данной ситуации период составляет один год, с момента истечения сроков выплат.

Если руководитель инициирует разбирательство по факту причинения ущерба компании, то он может реализовать такую возможность в течение двенадцати месяцев с даты выявления данного факта.

Труженик, который инициирует разбирательство по трудовому спору, оплату за рассмотрение обращения не вносит.

Судебное заключение должно быть исполнено немедленно. В противном случае к виновному могут быть применены меры воздействия уголовного характера.

Необходимость соблюдения сроков

Реализация намерения провести разбирательство спорного вопроса имеет свои сроки давность. Такие временные периоды должны соблюдать как труженик, так и руководитель. Если срок не был соблюден, то в рассмотрении обращения может быть отказано.

Довольно часто пропуску указанных промежутков способствуют причины объективного характера, то есть обстоятельства, возникновение которых не зависело от намерения инициатора, которые создали препятствие для реализации его права.

По сложившейся практике к таковым можно отнести:

  • тяжелое заболевание;
  • длительная командировка;
  • слабое знание действующих норм;
  • военные действия;
  • стихийные бедствия,

Указанный перечень не является исчерпывающим. Все решается индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации.

Чтобы восстановить пропущенный срок, заинтересованная сторона должна обратиться в уполномоченную инстанцию, которая будет рассматривать возникший спор. Для этого необходимо представить документальное обоснование своего подтверждения. Таковыми могут быть медицинские справки, данные из организаций по чрезвычайным ситуациям, командировочные документы.

Принципы разрешения конфликтов

Рассмотрение спорных вопросов должно происходить по определенным принципам. К таковым отнесены:

  • обеспечение возможности любого обращаться за разрешением спорных ситуаций;
  • неукоснительное соблюдение требований действующих норм при обсуждении обращения;
  • равные возможности для каждого в ходе разбирательства, например, социальный статус человека во внимание не принимается;
  • свободный доступ для всех заинтересованных в компетентные инстанции;
  • открытость проводимой процедуры. Инициатор может сообщать результаты рассмотрения спора любому человеку;
  • объективный и всесторонний подход к рассмотрению спорного вопроса;
  • безвозмездность обсуждения. Это значит, что плата за рассмотрение не взимается;
  • быстрота обсуждения;
  • обязательность выполнения требований принимаемых решений;
  • возложение персональной ответственности на должностных лиц за исполнение требований.

Порядок рассмотрения трудовых споров

Трудовые конфликты в особых производственных случаях могут превращаться в трудовые споры, которые на предприятиях принято подразделять на два вида: индивидуальные и коллективные.

Рассмотрение индивидуальных споров регулируется главой 60 Трудового кодекса Российской Федерации. Индивидуальный спор – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового контракта, в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также липом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется действующим Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются федеральными законами.

На предприятиях для рассмотрения трудовых споров образуются специальные комиссии, которые создаются по инициативе работников и работодателя из равного количества представителей двух сторон. Представители работников избираются в комиссию по трудовым спорам общим собранием или конференцией организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть созданы в структурных подразделениях предприятия, данные комиссии образуются и действуют в пределах своей компетенции на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам самой организации. Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя и секретаря. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется работодателем.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок, когда ему стало известно о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается по письменному заявлению. В случае неявки работника на заседание комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. При вторичной его неявке без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах установленного срока.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан представить в срок необходимые материалы. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников и работодателя. На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается ее председателем или его заместителем и заверяется печатью.

Решение комиссии по трудовым спорам принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. В решении комиссии по трудовым спорам указываются:

· наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

· даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

· фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

· существо решения и его обоснование со ссылкой на закон или иной нормативный правовой акт;

Заверенные копии решения комиссии по трудовым спорам вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения. Решение комиссии подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок работнику выдается удостоверение, являющееся исполнительным документом. Если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд, то удостоверение не выдается. На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии в исполнение в принудительном порядке. При пропуске работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок. В случае если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией в десятидневный срок, то работник вправе перенести его рассмотрение в суд. Решение комиссии также может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок.

Читайте так же:  Компенсация жкх инвалидам

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам. Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

· работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

· работодателя о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Помимо представленных случаев, в судах также непосредственно рассматриваются индивидуальные трудовые споры об отказе в приеме на работу, о дискриминации работников и лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц. При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Данный орган также принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу указанных компенсационных выплат.

При рассмотрении индивидуального трудового спора соответствующим органом может быть принято решение об изменении формулировки основания увольнения. В случае признания формулировки причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд обязан изменить ее и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой трудового законодательства. Если неправильная формулировка препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате ему среднего заработка за все время вынужденного прогула.

В случае увольнения работника без законного основания или с нарушением установленного порядка либо незаконного перевода на другую работу суд может по его требованию вынести решение о возмещении работнику денежной компенсацией морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер данной компенсации определяется судом. При признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере.

Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, а также о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения суд выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке. Обратное взыскание с сумм, выплаченных работнику в соответствии с решением органа по рассмотрению индивидуального трудового спора, при отмене решения в порядке надзора допускается только в тех случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или предоставленных им подложных документах.

Помимо индивидуальных, существуют и коллективные трудовые споры. Рассмотрение коллективных трудовых споров регулируется главой 61 Трудового кодекса Российской Федерации. Коллективный трудовой спор– это неурегулированные разногласия между работниками и работодателем или его представителями по поводу установления и изменения условий труда, включая заработную плату, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатели обязаны принять к рассмотрению направленные им требования работников. Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

· рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией;

· рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;

· рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании комиссии оформляется соответствующим распоряжением работодателя и решением представителя работников. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе. Стороны коллективного трудового спора не вправе отклоняться от создания примирительной комиссии. Спор должен быть рассмотрен комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента ее создания. При взаимном согласии сторон данный срок может быть продлен. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон и оформляется протоколом, который имеет обязательную силу для обеих сторон и подлежит исполнению в установленные комиссией сроки. При недостижении взаимного согласия в примирительной комиссии стороны продолжают осуществлять процедуры с участием посредника.

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. Если в течение трех дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они должны приступить к созданию трудового арбитража. Рассмотрение спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней с момента его приглашения и завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в том случае, если стороны заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Арбитраж создается сторонами спора совместно со службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником. Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя и представителя работников. Созданный арбитраж рассматривает в срок до пяти рабочих дней обращения сторон коллективного трудового спора и разрабатывает рекомендации по его урегулированию. В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также при отказе от выполнения его рекомендаций работники могут приступить к проведению забастовки.

В соответствии со ст. 407 ТК РФ в урегулировании коллективных трудовых споров участвует специальная служба, которая создается в системе государственных органов, формируемых федеральной или муниципальной властью в составе своих управлений по труду. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров выполняет следующие функции:

· осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;

· проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

· формирует список трудовых арбитров;

· проводит подготовку трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

· выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров;

· оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения трудовых споров;

· организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

· обеспечивает взаимодействие представителей работников и работодателей с органами государственной власти и местного самоуправления.

Соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет обязательную силу для сторон. В тех случаях, когда согласительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, работники или их представители вправе приступить к организации забастовки. В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Участие работников в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие. Действующим Трудовым кодексом Российской Федерации устанавливаются право на забастовку, порядок ее объявления, орган руководства, обязанности сторон, запрещение незаконных забастовок, а также гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки и их ответственность за участие в незаконных забастовках.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Читайте так же:

  • Приказ гп 454 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 февраля 2009 г. N 45н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной […]
  • Приказ минтранса россии от 13082019 246 Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные […]
  • Приказ на право первой подписи генеральному директору образец Приказ на право первой подписи генеральному директору образец ПРИКАЗ № 12. «02» апреля 2009 г. г. Москва. О наделении должностных лиц организации правами подписи финансовых документов.1. Предоставить право первой подписи следующим работникам организации: - Пескову Андрею Николаевичу, […]
  • 360 приказ министерства здравоохранения Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 декабря 2007 г. N 807 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 мая 2007 г. N 360 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской […]
  • Приказ мвд от 11 марта 2012 года Приказ МВД РФ от 11 марта 2012 г. N 160 "О внесении изменений в приказ МВД России от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности" Приказ МВД РФ от 11 марта 2012 г. N 160"О внесении изменений в […]