Меню

Таможенной экспертиза тк тс

Таможенной экспертиза тк тс

1. Порядок проведения таможенной экспертизы определяется решением Комиссии таможенного союза.

2. Срок проведения таможенной экспертизы не может превышать 20 (двадцати) рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств — членов таможенного союза.

Срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза.

3. Срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается:

  • в случае наличия ходатайства таможенного эксперта (эксперта) перед таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, о предоставлении ему дополнительных материалов, а также проб и образцов;
  • в иных случаях, установленных законодательством государств — членов таможенного союза.

4. По результатам таможенной экспертизы выдается заключение таможенного эксперта (эксперта).

Административно-правовые аспекты проведения таможенной экспертизы негосударственными экспертными организациями

(Андреева Е. И., Метельков С. Н., Кузьмин С. А.) («Административное право и процесс», 2011, N 10)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЭКСПЕРТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Е. И. АНДРЕЕВА, С. Н. МЕТЕЛЬКОВ, С. А. КУЗЬМИН

Андреева Елена Ислямовна, заведующая кафедрой товароведения и таможенной экспертизы Российской таможенной академии, кандидат технических наук, доцент.

Метельков Сергей Николаевич, первый заместитель начальника Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Кузьмин Сергей Анатольевич, заместитель начальника Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации, полковник таможенной службы, кандидат юридических наук.

В статье аргументируется необходимость правового урегулирования единого методического подхода к организации и проведению экспертизы подразделениями Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления и иными экспертными организациями.

Ключевые слова: таможенная экспертиза, экспертные организации, Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление, таможенный союз.

Administrative-law aspects of making customs expertise by non-state expert organizations E. I. Andreeva, S. N. Metel’kov, S. A. Kuz’min

The article deals with the need for a legal settlement of a single methodological approach to organizing and carrying out customs examination departments of the Central Forensic expert and customs administration and other expert organizations.

Key words: customs expertise, expert organizations, central expert-criminalistic customs management, customs union.

Из анализа нормативно-правовых документов, касающихся таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля, следует, что процедуры назначения и проведения таможенных экспертиз на единой таможенной территории таможенного союза установлены в них недостаточно четко. Так, с одной стороны, ст. 138 Таможенного кодекса таможенного союза (далее — ТК ТС) предусматривает назначение таможенной экспертизы в иные уполномоченные организации в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами. В данной статье оговаривается, что эксперт, не являющийся должностным лицом таможенных органов, привлекается для проведения таможенной экспертизы в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза . ——————————— Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 г. (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.)).

С другой стороны, возникает вопрос, какой нормой установлено единообразие порядка привлечения экспертов иных организаций и требований, предъявляемых к ним. Очевидно, разработчиками ТК ТС предполагалось, что в Комиссии таможенного союза на основании положений ТК ТС, регулирующих таможенную экспертизу, начнется работа по разработке и принятию подзаконных (нормативно-правовых и нормативно-технических) актов, регламентирующих таможенную экспертизу и обеспечивающих ее проведение на единой таможенной территории. Однако этого пока не произошло, и на сегодняшний день, в частности, отсутствует порядок привлечения иных экспертных организаций (работающих на коммерческой основе) и не установлены требования к ним. В заключительном положении решения Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 258, утвердившем Порядок проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля, говорится: — центральные таможенные органы государств — членов таможенного союза создают рабочую экспертную группу с целью выработки единых научно-методических рекомендаций по вопросам экспертного обеспечения таможенных органов таможенного союза и решения вопросов, не урегулированных настоящим Порядком; — результаты таможенной экспертизы, проведенной в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, признаются на таможенной территории таможенного союза. Следовательно, чтобы обеспечить сходимость результатов экспертиз на единой таможенной территории, необходимо иметь единую правовую и методическую базу. Согласно указанному выше решению , при рассмотрении поступивших материалов для таможенной экспертизы руководитель таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, изучает решение о назначении таможенной экспертизы, объем предстоящего исследования и на этом основании определяет порядок привлечения к проведению таможенной экспертизы специалистов иных экспертных, научных и других учреждений. ——————————— Решение Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля».

Что касается иных экспертных учреждений (негосударственных), выполняющих экспертизы для таможенных целей (на коммерческой основе), то практика показывает, что со стороны негосударственных экспертных организаций к экспертизам в таможенных целях имеется огромный интерес. Это связано с тем, что экспертные заключения, выданные иными экспертными организациями, судами принимаются во внимание наравне с заключениями, выданными подразделениями Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) ФТС России. Эта же практика показывает, что качество таких экспертных заключений иных экспертных организаций значительно ниже. Этот факт легко объясним, поскольку специфика таможенных экспертиз предполагает владение таможенным экспертом базовым набором знаний, касающихся вопросов исключительно таможенной сферы (ТН ВЭД, таможенная стоимость, страна происхождения и пр.). Этими знаниями не обладают товароведы и эксперты иных экспертных организаций, в том числе и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Более того, для того чтобы выжить на рынке экспертных услуг, необходимо своевременно занять верхние позиции в рейтинге экспертных организаций и постоянно удерживать их. В этой связи можно предположить, что у негосударственных экспертных организаций появится потребность в подготовке таможенных экспертов и аккредитации экспертных организаций для выполнения экспертиз в таможенных целях. Учитывая перспективу судебных разбирательств, этот вопрос важно решать как на уровне ФТС России, так и на уровне Комиссии таможенного союза. Работа по подготовке таможенных экспертов в функциональном таможенном управлении, координирующем вопросы таможенной экспертизы (ЦЭКТУ ФТС России), проводится постоянно. Система подготовки предусматривает повышение квалификации в Российской таможенной академии, отраслевых вузах и научно-исследовательских институтах. Существующий порядок аттестации экспертов ФТС России утвержден зарегистрированным в Минюсте России Приказом ФТС России от 05.08.2010 N 1457 об утверждении Положения об аттестации экспертов Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления на право самостоятельного производства судебных экспертиз и Положения о главной экспертно-квалификационной комиссии Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления. Согласно данному порядку обязательным требованием для приобретения экспертом ФТС права самостоятельного производства экспертиз, наряду с наличием профильного высшего образования, является специальная подготовка по программам подготовки экспертов, определяющих объем специальных познаний таможенного эксперта и перечень необходимого научно-методического и инструментального обеспечения производства экспертиз определенного вида. Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет. Такая подготовка предусмотрена для экспертов, состоящих на государственной службе в ФТС России. Подготовка и аттестация иных экспертов и аккредитация иных экспертных организаций в ЦЭКТУ в настоящее время не производится, поскольку данные положения не прописаны в Положении о ЦЭКТУ, следовательно, и отсутствуют полномочия по организации такого вида деятельности. На наш взгляд, в ФТС России важно своевременно предусмотреть необходимость проведения специальной подготовки экспертов, иных организаций для выполнения экспертиз для таможенных целей и подготовить предложения о внесении изменений в Положение о ЦЭКТУ. Очевидно, что подготовка иных экспертов, установление к ним требований, уполномочивание их для проведения экспертиз в области таможенного дела позволит избежать возникновения проблемных ситуаций и в значительной мере снизит процент негативной судебной практики в таможенных органах. Согласно указанному выше решению руководители экспертно-криминалистических подразделений ЦЭКТУ ФТС (уполномоченные для проведения таможенной экспертизы) наравне с руководителями таможен наделяются полномочиями по согласованию назначения таможенных экспертиз в иные экспертные организации в порядке, который должен быть утвержден ФТС России. Такая ф
ункция по согласованию предполагает проверку соответствия уполномочиваемых экспертных организаций со стороны ФТС России. ——————————— Там же.

Очевидно, что требования к компетентности экспертов и методическому обеспечению экспертных организаций не могут быть ниже, чем требования, предъявляемые к таможенным экспертам ЦЭКТУ. Но, как отмечалось выше в действующем Положении о ЦЭКТУ, утвержденном Приказом ФТС России от 14.05.2005 N 445, в компетенцию данного Управления не входят вопросы аккредитации иных экспертных организаций при ФТС России. Вопросы необходимости специальной подготовки таможенных экспертов и аккредитации иных экспертных организаций неоднократно поднимались авторами в научных публикациях. В них авторы прогнозировали данные проблемы и предлагались меры по их минимизации, в частности предлагалось проводить подготовку таможенных экспертов на базе Российской таможенной академии по программам дополнительного профессионального образования . ——————————— Нестеров А. В., Андреева Е. И., Метельков С. Н. О единой методической базе в таможенном союзе // Вестник Академии. 2010. N 1 и др.

Читайте так же:  Требования по проведению приемки

Что касается разработки положения по аккредитации экспертных организаций ЦЭКТУ, то, на наш взгляд, было бы явно недостаточно при его разработке опираться лишь на требования Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 689 «Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю». В данном Постановлении в качестве критериев аккредитации предусмотрено следующее: — наличие у аккредитуемой организации необходимых помещений, оборудования и оснащения; — наличие в штате организации не менее пяти специалистов, имеющих среднее профессиональное и (или) высшее профессиональное образование, а также стаж работы по заявленным видам деятельности не менее пяти лет; — иметь копии нормативных правовых актов, нормативных, технических и методических документов, регламентирующих вопросы организации и проведения таможенной экспертизы; — не состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, и не являться аффилированным лицом проверяемых лиц. Как видно из приведенного перечня, Правила аккредитации, утвержденные Постановлением, не предусматривают механизмов проверки компетентности экспертов уполномочиваемой организации. Следует обратить особое внимание на то, что не предъявляются требования к профильности образования, и даже наличие высшего образования не является обязательным. Разработанное положение не должно также противоречить основным положениям Федеральных законов N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и N 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Вместе с тем, учитывая международный статус действующего таможенного законодательства таможенного союза, а также прямое указание на приоритет международного права, закрепленный в п. 5 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, представляется целесообразным изучить возможность создания при ФТС России системы подтверждения компетентности уполномочиваемых экспертных организаций. Необходимо отметить также, что проблема привлечения «негосударственных» экспертов не является специфической особенностью таможенного контроля. Так, в целях всестороннего обеспечения потребности судебных и следственных органов в экспертном обеспечении, повышения качества и сокращения сроков производства экспертиз государственным учреждением «Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России» была создана и зарегистрирована в Ростехрегулировании (Госстандарте) России Система добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы РОСС RU. В175.04ОЭ00 от 02.03.2005, разработанная на основе утвержденных Минюстом России программ подготовки судебных экспертов и других нормативных правовых актов. Данная Система обеспечивает подтверждение соответствия методического обеспечения, инструментальной базы и компетентности экспертов требованиям, предъявляемым к судебной экспертизе. Учитывая, что таможенная экспертиза является инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности, большое значение имеет легитимность заключений российских экспертов, работающих в области таможенного дела. Зарубежный опыт свидетельствует, что зарубежные и международные суды придают особую значимость подтверждения компетентности экспертных организаций путем аккредитации последних по международному стандарту ISO 17025 «Всеобщие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» и ILAC-G19:2002 «Руководство для криминалистических лабораторий» или его российского аналога ГОСТ Р 52960-2008 «Аккредитация судебно-экспертных лабораторий. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025». Учитывая вышеизложенное и в целях реализации предусмотренного таможенным кодексом Таможенного союза механизма уполномочивания экспертных организаций в области производства таможенных экспертиз, представляется целесообразным: — разработать и утвердить правила уполномочивания (аккредитации при ФТС России) экспертов и экспертных организаций для производства таможенных экспертиз с учетом требований по подтверждению соответствия методического обеспечения, инструментальной базы и компетентности экспертов; — наделить ЦЭКТУ полномочиями по организац
ии данной аккредитации. Реализация указанных положений в Федеральной таможенной службе: — позволит исполнить требования Таможенного кодекса таможенного союза в части обеспечения возможности проведения таможенных экспертиз во «внешних» экспертных организациях; — положительно скажется на обеспечении единства научно-методического подхода при производстве экспертиз различными субъектами и легитимности заключений российских экспертов в зарубежных судах; — позволит переломить негативную судебную практику таможенных органов и сократить сроки проведения таможенных экспертиз. Очевидно, что необходимость реализации указанных положений обусловливает необходимость исследований причин возникновения проблем правового регулирования экспертной деятельности в таможенных целях. Следует справедливо отметить, что проблемы разработки теоретических аспектов таможенной экспертизы как самостоятельного направления были ранее изложены в различных публикациях . ——————————— Там же.

В силу исключительно высокой востребованности, а также крупномасштабности экспертной деятельности на единой таможенной территории проблемы таможенной экспертизы сегодня приобретают особую актуальность. Это связано с тем, что социально-экономические изменения в стране и научно-технический прогресс кроме планируемого повышения благосостояния населения страны несут и негативные последствия в различные сферы человеческой деятельности. В частности, в таможенных технологиях это появление новых видов административных правонарушений с использованием изощренных способов их совершения и сокрытия. Недобросовестными участниками ВЭД применяются самые современные технические средства и технологии, приспособленные для достижения преступных целей. Пока отсутствует правовой документ, который единообразно регламентировал бы общие правовые аспекты назначения и производства экспертиз в таможенных целях, независимо от того, в рамках какой нормы права она была назначена (ТК ТС, КоАП РФ, УК РФ). На этом неблагоприятном фоне проявляется и несовершенство законодательства, которое препятствует эффективной деятельности таможенным службам таможенного союза. Возможно, параллельно с ФЗ N 73-ФЗ необходимо разработать отдельный Федеральный закон «Об экспертизе», который охватывал бы деятельность как государственных, так и негосударственных экспертных учреждений и частных экспертов. На наш взгляд, один федеральный закон может быть значительно эффективнее десятков подзаконных актов. В целом единая законодательная регламентация экспертиз и исследований в таможенных целях способна стать источником позитивных изменений в деятельности Федеральной таможенной службы Российской Федерации. А углубленный и всесторонний анализ категории «экспертная технология» с учетом специфики деятельности ФТС России позволит придать ей более конкретную теоретическую смысловую нагрузку. Важно отметить, что степень разработанности любой научной проблемы, прежде всего, определяется наличием публикаций и диссертационных исследований в данной области знания. Наиболее популярным и цитируемым в научных кругах до настоящего времени является научный труд А. В. Нестерова «Экспертное дело», изданный в 2003 г., несмотря на то, что с выходом Таможенного кодекса 2003 г. этот труд отчасти потерял свою актуальность. Отсутствие после 2003 г. глубоких исследований по организации и проведению экспертиз в таможенных целях во многом обусловливает слабую научную разработанность данного направления. Следует отметить, что имеющиеся немногочисленные публикации на указанную тему носят лишь обзорный, зачастую ознакомительный характер и в них не содержится всестороннего теоретического анализа. Иными словами, назрела необходимость разработки теории современного института таможенной экспертизы и эффективных механизмов его административно-правового регулирования. Для этого потребуется разработка оптимальной модели функционирования таможни, Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) ФТС, иных экспертных учреждений и арбитражных судов на основе действующего законодательства. К изложенной проблеме потребуется системный подход, включающий в себя как разработку понятийного аппарата для осуществления экспертных технологий для таможенных целей, так и регламентирование порядка назначения и проведения таможенных экспертиз. Очевидно, что для этого потребуется решение комплекса задач, направленных на совершенствование деятельности таможенных органов по экспертно-криминалистическому обеспечению; при этом одними из главных, на наш взгляд, будут являться следующие. Определение структуры и содержания экспертных технологий для таможенных целей. Определение предпосылок вычленения экспертных технологий для таможенных целей из общей теории судебной экспертизы. Уточнение понятий «экспертизы и исследования при таможенном контроле», «экспертизы по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела», «экспертизы в ходе расследования уголовных дел, относящихся к компетенции таможенных органов». Разработка единой модели экспертной технологии для таможенных целей на различных уровнях организации экспертного производства. Разработка классификации частных экспертных технологий для таможенных целей. Глубокий анализ существующей нормативно-правовой базы экспертных технологий в таможенной практике и выработка предложений по ее совершенствованию. Выработка основных направлений повыше
ния эффективности экспертной деятельности в таможенной практике. Объективные трудности в систематизации теоретических вопросов экспертных технологий по таможенным вопросам закономерно приведут к необходимости формирования концепции общего характера, логично представляя ее в виде обобщенной модели, в которую входят научные основы экспертных технологий, составляющие ее базисные элементы, а также наиболее важные ее прикладные аспекты. Формирование экспертных технологий будет способствовать созданию единого экспертного пространства для выполнения экспертиз и исследований в таможенных целях как государственных, так и коммерческих экспертных организаций. Это позволит систематизировать накопленный опыт, ощутить эффект при реализации фискальной функции таможенной службы, повысить имидж таможенной службы. Структура концепции должна включать в себя следующие основные элементы: — единый таможенный орган, контролирующий и координирующий экспертно-криминалистическую деятельность при осуществлении таможенного контроля и реализации функции правоохранения (Центр таможенной экспертизы); — единая научно-методическая база для проведения экспертных исследований; — единая система подготовки и аттестации экспертов, выполняющих экспертизы и исследования в таможенных целях; — единая система учета результатов экспертиз. Необходимость разработки концепции института экспертиз и исследований в таможенных целях продиктована сложившейся негативной судебной практикой. В результате которой при оценке доказательств, одним из которых является экспертиза, предпочтение судами отдается экспертизе, проведенной негосударственными коммерческими организациями. Статус и значение государственной экспертизы, полученной в государственном судебно-экспертном органе ЦЭКТУ ФТС, уравнивается с доказательством, полученным в частной организации, основной деятельностью которой является получение прибыли (что для осуществления правосудия недопустимо), и зачастую ставится под сомнение. Фактически реализация государственной функции ставится в зависимость от прибыли коммерческой организации. Принцип независимости эксперта, выполняющего экспертизы в таможенных целях, не выполняется. Безусловно, нужна научная смелость, добрая воля и большой труд по разработке и принятию необходимых нормативных актов ФТС России по обеспечению экспертно-криминалистической деятельности. В частности, создание единых баз данных, развитие оперативной электронной связи по экспертно-криминалистическому направлению, определение порядка взаимодействия таможенных органов и экспертных служб, разработка единых стандартов процедур, предшествующих таможенной экспертизе, одинаково применяемых как в рамках таможенного контроля, так и в рамках судопроизводства. Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что более 80% экспертов (участников анкетирования) считают, что выполнению экспертиз для таможенных целей должна предшествовать специализированная подготовка по таможенной тематике, как государственных экспертов, так и иных экспертов. Полученные данные исследований хорошо коррелируют с мнением экспертов Торгово-промышленной палаты РФ и экспертов иностранных государств и международных компаний, занимающихся независимой экспертизой, сертификацией и лабораторными исследованиями (в том числе зарегистрированных в системе ГОСТ Р и расположенных на территории стран ЕС).

Читайте так же:  Отзывы об адвокат ефимовский

Список использованной литературы

1. Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 г. (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.)). 2. Решение Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля». 3. Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 689 «Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю». 5. Приказ ФТС России от 14.05.2005 N 445 «Об утверждении Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении». 6. Приказ ФТС России от 30.07.2010 N 1426 «Об утверждении программ подготовки экспертов в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении». 7. Нестеров А. В., Андреева Е. И., Метельков С. Н. О единой методической базе в таможенном союзе // Вестник Академии. 2010. N 1. 8. Нестеров А. В. Экспертное дело. Ростов н/Д, 2003. 352 с.

Комментарий к СТ 138 ТК ТС

Статья 138 ТК ТС. Назначение таможенной экспертизы

Комментарий к статье 138 ТК ТС:

В ст. 138 ТК установлен порядок назначения таможенной экспертизы, которая является вспомогательным и эффективным средством при проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, и назначается в случаях, когда возникает необходимость использования специальных познаний.

На практике к специальным познаниям относят знания, приобретенные посредством профессионального образования и полученные с опытом практической и научной работы. При этом следует подчеркнуть, что специальные познания не включают в себя общеизвестные и юридические знания.

Назначение экспертизы производится по инициативе таможенного органа и, как правило, поручается таможенным экспертам. Однако п. 2 ст. 138 предусмотрена возможность проведения таможенной экспертизы экспертами иных уполномоченных организаций, в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами. В этом случае эксперт привлекается в соответствии с национальным законодательством стран — участниц Таможенного союза.

Так, например, ст. 173 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» устанавливает, что эксперт (специалист) иной уполномоченной организации привлекается к проведению таможенной экспертизы на договорной основе. В случае если проведение таможенной экспертизы назначается таможенным органом эксперту (специалисту) иной уполномоченной организации, такой эксперт (специалист) обязан представить в таможенный орган, назначивший экспертизу, документы, подтверждающие наличие у него необходимых специальных познаний.

Экспертом может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения таможенного эксперта.

Объектами экспертного исследования, проводимого для таможенных целей, в соответствии с п. 3 ст. 138 ТК, могут быть товары, транспортные средства, средства идентификации, таможенные, коммерческие и транспортные (перевозочные) документы и иные документы, а также сведения, содержащиеся в этих документах, имеющие отношение к товарам, направляемые на таможенную экспертизу.

Решение о назначении экспертизы принимается уполномоченным должностным лицом таможенного органа в письменной форме и должно содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 4 ст. 138 ТК.

Форма решения о назначении таможенной экспертизы устанавливается законодательством государств — членов Таможенного союза.

В Российской Федерации форма решения установлена Приказом ФТС России от 25 февраля 2011 года N 396 «Об утверждении формы решения о назначении таможенной экспертизы, формы заключения таможенного эксперта (эксперта), порядка отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы» .

В п. 5 ст. 138 ТК перечислены случаи отказа в проведении таможенной экспертизы:

1) недостаточность информации для проведения таможенной экспертизы;

2) ненадлежащее оформление решения о назначении таможенной экспертизы;

3) несоответствие сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы;

4) отсутствие необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы;

Законодательством государств — членов Таможенного союза могут быть установлены и иные случаи отказа в проведении таможенной экспертизы.

Так, например, частью 6 ст. 172 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что в проведении таможенной экспертизы может быть отказано в случае отсутствия в таможенном органе, проводящем таможенную экспертизу, или иной уполномоченной организации таможенного эксперта (эксперта) требуемой квалификации.

В соответствии со ст. 227 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» руководитель организации, проводящей таможенную экспертизу, или лицо, его замещающее, возвращает без исполнения решение о назначении таможенной экспертизы, представленные для проведения таможенной экспертизы материалы, документы, пробы и образцы, в случае повреждения, порчи либо частичной утраты при доставке, транспортировке направляемых на таможенную экспертизу проб или образцов или отсутствия и недостаточности проб и образцов товара для проведения испытаний или исследования.

Такой отказ в соответствии с п. 6 ст. 138 ТК оформляется в письменном виде с указанием причин отказа. Представленные материалы, документы, пробы и образцы возвращаются таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.

В случае же принятия решения о назначении таможенной экспертизы таможенный орган на следующий день письменно уведомляет об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров.

В п. 8 ст. 138 ТК предусмотрена обязанность государства — члена Таможенного союза, таможенным органом которого назначена экспертиза, возместить за счет бюджетных средств расходы на проведение таможенной экспертизы.

Отметим, что п. 11 ст. 304 Таможенного кодекса Республики Беларусь установлено, что проведение экспертизы осуществляется таможенными органами за счет средств лица, в отношении которого или его товаров проводятся операции таможенного контроля, если в ходе проведения операций таможенного контроля выявлены нарушения таможенного законодательства. В иных случаях такая оплата осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Статья 138. Назначение таможенной экспертизы

СТ 138 ТК ТС

1. Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.

2. Таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций.

Назначение таможенной экспертизы в иные уполномоченные организации производится только в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами.

В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения таможенного эксперта (эксперта).

Эксперт, не являющийся должностным лицом таможенных органов, привлекается для проведения таможенной экспертизы в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

3. Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, в том числе транспортных средств, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации.

4. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает в письменной форме решение о назначении таможенной экспертизы, в котором указываются основания для ее проведения, фамилия, имя и отчество эксперта или наименование организации либо таможенного органа, в котором должна быть проведена таможенная экспертиза, вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом), перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение таможенного эксперта (эксперта), срок проведения таможенной экспертизы и представления заключения таможенного эксперта (эксперта) в таможенный орган.

В решении также указывается о предупреждении таможенного эксперта (эксперта) об ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта).

5. В проведении таможенной экспертизы может быть отказано в следующих случаях:

1) недостаточность информации для проведения таможенной экспертизы;

2) ненадлежащее оформление решения о назначении таможенной экспертизы;

3) несоответствие сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы;

4) отсутствие необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы;

5) в иных случаях, установленных законодательством государств — членов таможенного союза.

6. Отказ в проведении таможенной экспертизы оформляется в письменном виде с указанием причин отказа. Представленные материалы, документы, пробы и образцы возвращаются таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.

7. Таможенный орган не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы.

Читайте так же:  Кто имеет право на получение земельного участка бесплатно в крыму

8. Расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза.

Комментарий к Ст. 138 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания. В юридической литературе под термином «специальные знания» понимают «систему теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки или техники, искусства или ремесла, приобретаемых путем прохождения специальной подготовки или обретения профессионального опыта» .
———————————
Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997. С. 217.

При этом к специальным познаниям не относят общеизвестные и юридические познания. В то же время отнесение знаний к общеизвестным и общедоступным зависит в том числе от образовательного и интеллектуального уровня конкретного должностного лица таможенного органа, принимающего решение о назначении таможенной экспертизы, от его профессионального опыта и квалификации. Поэтому в каждом отдельном случае должностному лицу необходимо анализировать характер требуемых познаний и решать вопрос, могут ли они считаться специальными. Представляется, что необходимо всегда исходить из того, что обращение к таможенному эксперту, безусловно, не может отрицательно повлиять на устранение неразрешенных вопросов в ходе проведения таможенного контроля.

2. Часть 2 комментируемой статьи уточняет, что таможенная экспертиза назначается только таможенными органами. Из содержания формы решения о назначении таможенной экспертизы (приложение N 2 к Приказу ФТС России от 25.02.2011 N 396) следует, что само решение фактически принимается должностным лицом таможенного органа, который осуществляет таможенные операции и проводит таможенный контроль. В то же время в решении предусмотрена подпись начальника таможенного органа о согласовании. Указание наименования таможенного органа в преамбуле решения, а также подпись в нем начальника таможенного органа придают вынесенному решению статус решения, вынесенного таможенным органом.

Таможенную экспертизу проводят либо таможенные эксперты, либо эксперты иных уполномоченных организаций. При этом назначение таможенной экспертизы в иные уполномоченные организации может быть произведено только при невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами. Порядок согласования с таможенным органом, проводящим таможенную экспертизу, назначения таможенной экспертизы таможенным органом в иную уполномоченную организацию, проводящую таможенную экспертизу, утвержден Приказом ФТС России от 28.07.2011 N 1541. Он предусматривает форму и сроки согласования таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, с ЦЭКТУ или его региональными филиалами, возможности проведения экспертизы в иной уполномоченной организации. Также п. 9 вышеупомянутого Приказа предусмотрены основания для несогласования (например, наличие сведений о необоснованных и (или) необъективных выводах таможенной экспертизы, проведенной иной уполномоченной организацией, полученных от судебных, таможенных или иных органов).

Эксперт, не являющийся должностным лицом таможенных органов, на основании ч. 2 ст. 173 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ привлекается на договорной основе (договор заключается между таможенным органом, назначившим экспертизу, и иной уполномоченной организацией).

3. Часть 3 комментируемой статьи очерчивает круг объектов таможенной экспертизы, в качестве которых могут выступать товары, в том числе транспортные средства, таможенные, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, необходимые для совершения таможенных операций, средства идентификации товаров. При этом комментируемый Кодекс раскрывает понятие указанных объектов в других статьях: товаров — ч. 35 ст. 4, транспортных средств — в ч. 39 ст. 4, таможенных документов — в ч. 28 ст. 4, транспортных (перевозочных) документов — в ч. 38 ст. 4, коммерческих документов в ч. 12 ст. 4, средств идентификации — в ч. ч. 1, 3 ст. 109.

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что решение о назначении таможенной экспертизы принимает уполномоченное должностное лицо таможенного органа. Утверждение формы данного решения отнесено к компетенции национального законодательства. Статья 8 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ, в свою очередь, делегирует установление формы решения о назначении таможенной экспертизы ФТС России. Приказом ФТС России от 25.02.2011 N 396 утверждена форма решения о назначении таможенной экспертизы (приложение N 2). В то же время ТК ТС ЕврАзЭС оставил за собой право на установление ряда обязательных сведений, которые должны содержаться в решении о проведении таможенной экспертизы независимо от правотворчества государств — членов ТС, ограничительный перечень которых содержится в комментируемом пункте.

При этом нужно иметь в виду, что неуказание в решении какого-либо обязательного пункта лишает результаты таможенной экспертизы доказательственной силы, что подтверждается судебной практикой (Постановления ФАС Московского округа от 06.10.2010 по делу N А40-167521/09-148-1121 и Волго-Вятского округа от 28.03.2013 по делу N А17-2961/2012).

Установленной формой решения о назначении таможенной экспертизы не охвачены все нюансы, которые могут иметь место при назначении экспертизы. Так, п. 4 решения предполагает указание в нем перечня объектов исследования, которые передаются эксперту. В то же время наличие определенных свойств (к примеру, крупных габаритов) товара зачастую не позволяет осуществить его фактическую передачу экспертам. В этом случае, согласно п. 19 Методических рекомендаций о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов и проведении экспертиз ЦЭКТУ и экспертно-криминалистическими службами — региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами, являющихся приложением N 1 к письму ФТС России от 18.04.2006 N 01-06/13167, указывается место нахождения товара и разрешается проведение осмотра и исследования на месте. И хотя приведенные Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, содержащиеся в них рекомендации могут быть использованы таможенными органами для полного и подробного заполнения решения о назначении таможенной экспертизы.

5. Часть 5 комментируемой статьи предоставила право отказать в проведении таможенной экспертизы в случаях: недостаточности информации для проведения таможенной экспертизы; ненадлежащего оформления решения о назначении таможенной экспертизы; несоответствия сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы; отсутствия необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы; в иных случаях, установленных национальным законодательством. Так, на основании ч. 6 ст. 172 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ таким случаем является отсутствие в таможенном органе, проводящем таможенную экспертизу, или иной уполномоченной организации таможенного эксперта (эксперта) требуемой квалификации.

6. Часть 6 комментируемой статьи предъявляет требования к форме и содержанию отказа в проведении таможенной экспертизы: письменная форма, указание причин отказа. Вместе с отказом таможенному органу возвращаются обратно представленные таможенному эксперту (эксперту) материалы, документы, пробы и образцы. Наличие данной части имеет целью исключение необоснованных причин отказа в проведении таможенных экспертиз, а также предоставляет таможенному органу возможность анализа причин отказа для выработки превентивных мер.

7. Часть 7 комментируемой статьи обязывает таможенный орган не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы. Очевидно, что несоблюдение данной обязанности либо направление уведомления по неправильному адресу или ненадлежащему лицу является нарушением законных прав указанных лиц на представление своих интересов при проведении таможенной экспертизы и является, хоть и не безусловным, но возможным основанием к признанию заключения таможенного эксперта (эксперта) ненадлежащим основанием для принятия на его основе решений таможенного органа в области таможенного дела (изменение классификационного кода товара по ТН ВЭД ТС, корректировка таможенной стоимости, доначисление таможенных платежей, принятие решения в порядке ведомственного контроля и т.д.).

8. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает, что расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета государства — члена ТС, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза. Соответственно, расходы на таможенные экспертизы, назначенные таможенными органами РФ, подлежат возмещению из бюджета РФ.

Читайте так же:

  • Приказ мвд 42 от Приказ МВД России от 22 января 2015 г. N 42 "Об организации установления размеров должностных окладов отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД России от 22 января 2015 г. N 42"Об организации установления […]
  • Единый налог при усн 2011 КБК по единому налогу при упрощенке с доходов Выбирая упрощенную систему с объектом "доходы" фирмы и предприниматели платят налог со всей своей выручки. Расходы не вычитаются. Ставка по УСН "доходы" - 6%. Регионы в 2016 году получили право понижать ставку на местном уровне. Объект […]
  • Купля продажа авто справка-счет Покупаем автомобиль С 3 апреля 2011 года автомобиль можно продать не снимая с учета, вместе с гос. номерами. При этом новый владелец должен проживать в пределах вашего региона. А можно при продаже свои номера зарезервировать за собой для будущего автомобиля. В этом случае на покупку и […]
  • 585 приказ мвд 2019 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.11.2018 г. № 759 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам кадрового обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации" Зарегистрирован 04.12.2018 г. № 52865 Опубликован на официальном […]
  • Приказ о присвоении разряда кмс Приказ о присвоении разряда кмс Комитет по дистанциям Федерация в соц.сетях Присвоение и подтверждение спортивных разрядов и званий РЕЕСТР спортсменов Санкт-Петербурга и Ленинградской области мастера спорта России, кандидаты в мастера спорта, 1 спортивный разряд, массовые разряды с […]