Меню

В каких случаях можно оформить опеку на ребенка

Когда оформляется временная опека бабушкой над ребенком?

Если так случилось, что дети остались без родительской заботы на достаточно длительный срок – тяжелая болезнь родителей, отбывание срока за совершенное преступление, командировка без возможности забрать детей с собой, как быть?

Отлично, если есть родная бабушка. Можно ей доверить заботу о малыше. В любом случае это намного лучше, чем отправка несовершеннолетних в госучреждение, типа интерната или детского дома.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Временная опека над несовершеннолетними детьми

В Семейном кодексе России такого понятия, как опека временная, нет. Временная опека подпадает под ст.12 ФЗ РФ №48 «Об опеке и попечительстве», где расписаны порядок непостоянной заботы о детях опекуном и степень участия попечительских органов, а также ответственность каждого из них.

Когда сами отец и мать по любой из причин в какой-то период времени лишены возможности заботиться об отпрысках, они имеют право обратиться в органы опеки (ООП) и предложить кандидатуру бабушки на роль опекуна на время своего отсутствия, вынужденного или добровольного.

Как взять внука на попечение?

Разумеется, для оформления опеки над внуком потребуются веские доводы о невозможности матери временно исполнять свой родительский долг.

Это может быть временная нетрудоспособность в виде инвалидности, отсутствие мамы по причине получения высшего образования на очной форме обучения в другом городе, или иные обстоятельства, подтвержденные документально.

Оформление временной опеки над несовершеннолетним ребенком возможно по заявлению матери или обоих родителей в органы опеки и попечительства.

Органы заинтересует личность самого потенциального опекуна: состояние здоровья, социально-психологический портрет. Дело в том, что ст. 146 СК РФ четко регламентирует, кто может взять ответственность за судьбу ребенка (даже на некоторое время), а кто нет. Например, сами бабушки, в свое время лишенные прав родителей, таких прав по отношению к внукам не имеют.

Будут приниматься во внимание и иные обстоятельства и причины, но непременно личность опекуна рассматривается через призму его личностных, физических и моральных качеств.

Какие необходимы документы?

Пакет бумаг в Органы опеки и попечительства включает документы(копии) ребенка и бабушки. Кроме того, все сопровождается заявлением на рассмотрение этого вопроса.

Вот список бумаг на случай оформления временной опеки по упрощенному варианту:

  • паспорт опекуна (бабушки);
  • медицинское заключение по поводу оценки здоровья;
  • справку о постоянном доходе;
  • документ о праве владения жильем;
  • автобиография;
  • справка об отсутствии судимости;
  • свидетельство о рождении внука;
  • если малыш достиг возраста 10 лет, то нужно его письменное согласие;
  • справка о состоянии здоровья несовершеннолетнего внучка;
  • согласие самых близких малышу людей (из числа родственников) с выбором кандидатуры бабушки на роль опекуна.

Кроме этого, нужен будет акт, составленный представителями ООП после посещения места проживания бабушки, и где теперь станет жить малыш. Чаще всего ребенок фактически уже проживает там некоторое время.

В случае проживания ребенка в своем прежнем жилище потребуется обследование этой жилплощади на предмет ее пригодности к содержанию несовершеннолетнего.

Порядок заполнения заявления

Бабушка должна обратиться в органы опеки с заявлением.

Примерный образец заявления: Скачать

В правом углу листа нужно указать, в какой ООП направляются данные бумаги, далее полностью ФИО бабушки, ее адрес и паспортные данные.

В заявлении от первого лица (начиная со слова «я») следует написать, что бабушка, с указанием ФИО полностью и года рождения, просит назначить ее опекуном над ребенком (полностью ФИО, место и дата рождения).

Основными сведениями в заявлении на опекунство являются данные о материальных и жилищных условиях, о состояние здоровья претендента на опекунство;

информация о том, что родительских прав опекун не лишалась, не ограничивалась и от выполнения обязанностей опекуна ранее не отстранялась.

Также в заявлении обязательно указываются:

  1. место работы, непременно с уточнением графика, сменности, наличие командировок;
  2. если опекун является пенсионером, то нужно указать, на каких основания оформлялась пенсия, наличии льгот;
  3. если заявитель не пенсионер и не работает, то объяснить, на какие средства существует;
  4. нужно охарактеризовать место проживания, принадлежность, площадь, количестве комнат, а также указать, кто еще проживает на указанной площади, оговаривая степень родства и наличие инвалидов или недееспособных, лишенных родительских прав;
  5. сведения об образовании, опыте работы с детьми, наградах или иные характеристики, дающие основания доверить опеку именно бабушке;
  6. описание отношений, которые сложились у внука и бабули. В конце заявления подпись с расшифровкой, дата.

Ниже идут ФИО и подписи других членов семьи, проживающих на одной жилплощади с бабушкой, в том, что они не против принять еще одного родственника в лице опекаемого. Далее следует перечислить прилагаемые документы.

Обратиться в ООП могут и сами родители, тогда они непременно указывают ФИО бабушки и обосновывают причины, побудившие их к передаче права опеки, или по каким они сами не исполняют своих родительских обязанностей, а также срок, на протяжении которого нужна будет опека.

Опека над внуками при живых родителях, лишенных прав

Опека бабушки считается необходимой, если родители живы и лишены родительских прав. Если же лишена прав только мать, но есть еще отец, то он будет считаться первым, кто имеет право опекать малыша. Бабушка может претендовать на опеку, если отец:

  • не признал отпрыска своим;
  • отцовство не установлено судом;
  • признан недееспособным, и есть решение суда.

Про опеку над детьми при живых родителях советуем прочитать статью.

Если мать жива, здорова, но ведет асоциальный образ жизни и не исполняет свой долг матери, то бабушке опеку не дадут, сначала потребуется лишить мать родительских прав.

Попечение без лишения родительских прав

Родители, которые уезжают на работу за рубеж или в длительную командировку, или по другой важной причине не смогут какое-то время исполнять своих обязанностей, могут обратиться в ООП, обосновав и подтвердив документально свое отсутствие.

Иногда несовершеннолетние дети становятся папой и мамой, в этом случае также возможно разрешить ситуацию, позволив бабушке при живых родителях взять на себя роль официального опекуна, пока не достигнут возрастного порога в 18 лет биологические предки малыша.

После изучения обстоятельств и личностей родителей, а также бабули, ООП может принять положительное решение и разрешить временную опеку; на изучение обстоятельств и составление акта отведено 7 дней.

Выплаты, положенные бабушке-опекуну

Бабушке, временно опекающей детеныша своей дочери или сына, положены по закону все те выплаты, что и опекунам постоянным.

С момента, как ООП определило ее в этом статусе, начинается выплата пособий, помощи и т.п. (п.4 ст.12 ФЗ №48), естественно, в размере, соответствующем тем, которые причитались бы родителям.

Если родители написали сами заявление с просьбой о назначении временного опекуна, то выплаты на содержание малыша не положены по закону, кроме случаев, когда ребенок – инвалид.

Бабушка, являющаяся опекуном и при этом работающая, имеет право на выплаты ей средств по предъявлению больничного листа по уходу за ребенком (в случае его болезни).

Вообще-то к вопросу о выплатам государственные органы подходят достаточно строго, стремясь к тому, чтобы родители, оставив детей на бабулю, обеспечивали проживание малышни своими средствами.

Органы опеки и попечительства разберутся в нюансах истории и постараются применить закон с максимальной точностью, при этом постараются не оставить ребенка без средств.

На какой срок оформляется временная опека?

В акте ООП указывается срок действия временной опеки, он обычно соответствует тому сроку, который указан родителями в заявлении родителей.

В других случаях срок определяют при временном опекунстве продолжительностью от 2-х до 8 месяцев, при необходимости продлевая его снова, и так до тех пор, пока папа с мамой не смогут снова исполнять свой долг.

Это делается для того, чтобы снова бабушка подтвердила справками свой доход и обстоятельства проживания.

Важно знать, что лишенные родительской заботы детишки вполне могут рассчитывать на временную опеку собственной бабушкой, если на то есть объективные причины.

Читайте так же:  Налог на собственность юридических лиц

Обстоятельства могут быть самые разные, исключается только лишение родительских прав (тогда опека оформляется постоянная).

Заявление пишется бабушкой или родителями, причем подается вместе с пакетом документов в ООП по месту проживания внука.

Если есть еще и дедушка, это отлично, только назначается ответственным за внука или внучку один человек (бабуля), который моложе 60 лет, имеет жилье и безупречную репутацию при нормальном уровне здоровья.

Про оформление опеки над внуком родной бабушкой можно посмотреть видеоматериал «Елена Гончар лишь спустя 5 лет смогла оформить опекунство на внука»:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Как оформить опеку (попечительство) над несовершеннолетним

Шаг 1. Подготовка документов для получения заключение о возможности быть кандидатом в опекуны (попечители).

Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть опекуном (попечителем) и прилагаемые к нему документы могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично, либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», или регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии. По вопросам готовности субъекта Российской Федерации к предоставлению государственной услуги в электронном виде гражданам необходимо обращаться в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которые возложены полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними.

В случае личного обращения в орган опеки и попечительства по месту своего жительства граждане Российской Федерации, желающие стать опекунами (попечителями), при подаче заявления с просьбой дать заключение о возможности быть опекунами (попечителями) должны предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, и предоставить следующие документы:

а) заявление с просьбой о назначении его опекуном;

б) справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги);

в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие имеющейся или имевшейся судимости, уголовного преследования (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также имеющейся неснятой или непогашенной судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления;

д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

и) копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено). Форма свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации утверждена приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. N 623.

л) копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

В случае если гражданином не были представлены самостоятельно документы, предусмотренные подпунктами «в», «г» и «л», указанные документы запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия. Для направления запросов о предоставлении этих документов гражданин обязан предоставить в орган опеки и попечительства сведения, предоставление которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации для получения этих документов.

В случае если гражданином не были представлены копии документов, указанные в подпунктах «е», «и» и «л», орган опеки и попечительства изготавливает копии указанных документов самостоятельно (при наличии представленных гражданином оригиналов этих документов).

Документы, предусмотренные подпунктами «б» — «г» принимаются органом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи, документ, предусмотренный подпунктом «д», — в течение 6 месяцев со дня его выдачи.

В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня представления документов производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя. В случае представления документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии, гражданином представляются сотруднику органа опеки и попечительства оригиналы указанных документов. Отсутствие в органе опеки и попечительства оригиналов документов на момент вынесения решения о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном) является основанием для отказа в назначении опекуна (в выдаче заключения о возможности гражданина быть опекуном).

Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее — акт обследования).

Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Акт обследования оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется (вручается) гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

Акт обследования может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.

Орган опеки и попечительства в течение 10 дней со дня представления документов на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

На основании заявления об осуществлении опеки на возмездной основе орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осуществлении опеки в порядке, установленном Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном — в форме заключения.

Акт о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна либо заключение о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.

Читайте так же:  Газета пенсионер в спб

Вместе с актом о назначении опекуна (об отказе в назначении опекуна) или заключением о возможности (невозможности) гражданина быть опекуном заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок обжалования соответствующего акта или заключения. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Шаг 2. Подбор ребенка

Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть усыновителем, выданное в порядке, установленном Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275, в случае отсутствия у него обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о назначении его опекуном представляет в орган опеки и попечительства указанное заключение и документы, предусмотренные подпунктами «а» и «ж» пункта 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

Заключение о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) является основанием для постановки его на учет в качестве кандидата в опекуны (попечители), после чего орган опеки и попечительства предоставляет гражданину информацию о ребенке (детях), который может быть передан под опеку (попечительство), и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).

Заключение о возможности быть опекуном (попечителем) является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (т.е. орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции регионального оператора или Министерство образования и науки Российской Федерации). Контактная информация размещена в разделе «Куда идти усыновителю».

При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в опекуны (попечители), не требуется.

Основанием для получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в органе опеки и попечительства по месту жительства является заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью.

Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть опекуном, имеет право:

а) получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;

б) обратиться в медицинскую организацию для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка, передаваемого под опеку, с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10(2). Гражданин, выразивший желание стать опекуном, обязан лично:

а) познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;

б) ознакомиться с документами, хранящимися у органа опеки и попечительства в личном деле ребенка;

в) подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Для получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях или федерального банка данных о детях гражданин предъявляет соответствующему оператору паспорт и представляет:

заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям

заполненную анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью;

заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть опекуном (попечителем).

Соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения.

В случае несоответствия представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор возвращает гражданину документы с указанием письменно причин отказа в предоставлении запрашиваемой им информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей.

При соответствии документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор предоставляет гражданину для ознакомления сведения о ребенке, информация о котором соответствует его пожеланиям.

При согласии гражданина взять под опеку (попечительство) предложенного ему ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.

Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).

Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину.

Гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и принятом им решении.

Шаг 3. Установление опеки (попечительства)

Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.

В том случае, если гражданин принял решение об оформлении опеки (попечительства) над ребенком, орган опеки и попечительства принимает акт о назначении опекуна (попечителя), который является основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.

При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения этого договора.

Акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Читайте так же:  Как пишется заявление судебному приставу об алиментах

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

21 Февраля 2019

Встречи с будущими родителями запланированы на 21 и 28 февраля

Опекунство над ребенком

Права детей защищает государство.

Что делать, если несовершеннолетний остался без родительского попечения?

Дети-сироты, а также малолетние граждане, родители которых утратили свои родительские права, могут быть оформлены под опеку.

Оформление опекунства осуществляется в соответствии с Федеральным законом №48, регулирующим вопросы опеки и попечительства.

Определение опекунства

Понятие опеки дается в Федеральном законе №48, в нем же прописаны особенности отношений опекуна и подопечного.

Во второй статье рассматриваются основные определения:

Опекунство – осуществление ухода, присмотра за детьми, утративших родителей.

Опекун защищает права несовершеннолетних подопечных, от их имени заключает договора и выполняет сделки.

В этой статье вы можете больше узнать о составлении доверенностей и видах этого документа.

Оформление опекунства

Оформление опекунства над ребенком производится в том случае, если родители не могут защищать права несовершеннолетнего гражданина.

Это может связано со следующими ситуациями:

  1. мать и отец подопечного умерли;
  2. неизвестно местонахождение родителей малолетнего гражданина;
  3. от ребенка отказался усыновитель.

Здесь можно больше узнать о процедуре усыновления.

Документы для оформления опекунства

Перед тем как оформить опекунство над ребенком, потенциальный опекун собирает справки, документы, подтверждающие возможность гражданина осуществлять опекунский уход.

  • справка, подтверждающая наличие жилплощади во владении потенциального опекуна;
  • автобиография опекающего, написанная от руки или напечатанная и подписанная;
  • справка о состоянии здоровья. Выдается в медицинском учреждении по месту проживания гражданина, оформляющего опеку;
  • подробная характеристика с места работы (от директора, председателя профсоюза предприятия);
  • справка, удостоверяющая отсутствие судимости у опекуна;
  • данные о доходах за последние полгода. Их можно получить по месту работы. Если опекающий находится на пенсии, справку о доходах предоставляет пенсионный фонд;
  • копия свидетельства о заключении брака потенциального опекающего;
  • согласие всех совершеннолетних членов семьи на оформление опекунства, представленное в письменной форме.

Органы опеки и попечительства могут требовать от гражданина, оформляющего опекунство, только те справки, которые может достать обычный человек.

В организации для получения конфиденциальной информации нужно обращаться сотрудникам государственных попечительских органов.

Назначение опекуна

Опекуна может назначить орган опеки и попечительства с согласия самого гражданина с учетом пожеланий подопечного.

С 10 лет ребенок имеет право отказаться от опекающего, если по каким-то уважительным причинам он не подходит для воспитания (например, вызывает личную неприязнь несовершеннолетнего).

Оформить опекунский уход над малолетним гражданином может только совершеннолетний дееспособный человек.

После предоставления в органы опеки и попечительства заявления гражданином, изъявившего желание взять под опеку ребенка, должно пройти не более месяца до назначения его опекуном.

В противном случае функции опекающего будут возложены на государственные попечительские органы.

Это возможно только в том случае, если предполагает принесение пользы несовершеннолетним (например, старший брат жестоко обращался с младшей сестрой, она его боится).

Функции опекуна снимаются с гражданина автоматически:

  1. если подопечному исполняется 14 лет – опека заменяется попечительством;
  2. если умирает опекающий или опекаемый;
  3. при завершении действия договора об опекунстве.

Отстранить от выполнения обязанностей может орган опеки и попечительства на следующих основаниях:

  • по просьбе опекающего, в связи с уважительными причинами;
  • переездом, тяжелой болезнью, изменением семейных обстоятельств;
  • из-за неисполнения опекающим своих обязанностей по обеспечению несовершеннолетнего, его воспитанию;
  • если опекающий использует опеку в корыстных целях.

Тут можно больше узнать об установления порядка общения родителей с детьми после расторжения брака.

Оформление опекунства при живых родителях

Согласно законодательству Российской Федерации, опекунство над ребенком при живых родителях вполне возможно, если:

  1. маму, папу детей ограничили в родительских правах;
  2. законных представителей несовершеннолетнего лишили отцовских и материнских прав;
  3. родителям малолетнего гражданина ещё не исполнилось 16 лет;
  4. мать, отец несовершеннолетнего признаны недееспособными по решению суда (из-за психического заболевания).

Суд может лишить отцовских, материнских прав граждан или ограничить их в родительских правах:

  • за жестокое обращение с детьми;
  • при несоблюдении родительских обязанностей: отказа от воспитания, предоставления образования;
  • при неоднократной длительной неуплате алиментного содержания;
  • если мать или отец имеют наркотическую, алкогольную зависимость.

Смотрите здесь, как правильно рассчитать и в каких случаях начисляется неустойка за неуплату алиментов.

Родитель, лишенный прав на потомка, не может препятствовать установлению опекунства над несовершеннолетним.

Пособие за опекунство над ребенком

Иногда у граждан возникает вопрос, сколько платят за опекунство над ребенком?

Считается, что опека должна осуществляться на безвозмездной основе (пункт 1 ст. 16 Федерального Закона №48).

На условиях материального возмещения заключается договор опеки, по которому выплачивается вознаграждение за опекунский уход, если это не противоречит интересам детей:

  • из доходов подопечного;
  • из бюджетных средств РФ.

Кроме того, опекающий может рассчитывать на:

  1. единовременную выплату;
  2. пособие, выплачиваемое каждый месяц;
  3. вознаграждение.

Из бюджетных средств Москвы выплачивается ежемесячное пособие для материального обеспечения опекаемого ребенка:

  • если подопечному меньше 12 лет – 15 тыс. рублей;
  • подопечным в возрасте от 12 до 14 лет – 20 тыс. рублей (если их трое или больше, пособие увеличивается на 3 тыс. на каждого получателя);
  • ребенку-инвалиду – 25 тыс. рублей.

Размер пособия зависит от региона проживания опекаемого, может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от экономической ситуации в стране.

Поэтому оформляют опеку после тщательно подготовки опекающего и с учетом пожеланий подопечного.

Частые вопросы по опекунству

Кто не может быть опекуном?

Российское законодательство предъявляет к претендентам на роль опекунов достаточно высокие требования, поскольку приоритетной задачей является соблюдение интересов детей.

Именно поэтому в Семейном кодексе РФ обозначены несколько групп лиц, которые ни при каких условиях не смогут получить положительное решение органов опеки.

Наиболее распространенной категорией попадающих под ограничение лиц являются те граждане, которые имеют или имели судимость, а также подвергались преследованию за совершенные преступления против основных прав, свобод личности, половой неприкосновенности и ряда других объектов уголовно-правовой защиты.

Кроме того, наличие судимости за любое тяжкое или особо тяжкое преступления автоматически исключает гражданина из претендентов на опекунство.

Второй распространенной категорией лиц, которых запрещено назначать опекунами, являются граждане, не соответствующие предъявляемым к родителям требованиям.

Так, ранее лишенные родительских прав лица, ограниченные в родительских правах граждане даже не будут оцениваться органами опеки на предмет соответствия требованиям для оформления опекунства.

Кроме того, впервые претендующие на опекунство лица обязаны проходить специальную подготовку, программа для которой разрабатывается на уровне каждого региона РФ.

Отсутствие документа о прохождении подобной подготовки также исключает возможность назначения лица опекуном. Обозначенное требование не распространяется на близких родственников детей, а также на тех претендентов, которые уже являются опекунами.

Наличие серьезного заболевания также не позволяет заинтересованному лицу оформить опеку над ребенком. Без каких-либо исключений отклоняются кандидатуры граждан, которые страдают алкоголизмом или наркоманией.

Перечень других заболеваний, которые могут создать угрозу ребенку, утвержден Правительством РФ.

Помимо вышеуказанных ограничений, недавно вошло в действие условие в соответствии с которым опекунами не смогут стать граждане, состоящие в однополом браке (по закону того государства, в котором эти браки допускаются) или проживающие в однополом союзе без оформления брачных отношений.

Читайте так же:

  • Приказ 169-н минздравсоцразвития Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 г. N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 […]
  • Приказ минздрава 415н от 7 июля 2012 г Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 июля 2009 г. N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" (с изменениями и дополнениями) (утратил […]
  • Приказ 80 министерство обороны Приказ Министра обороны РФ от 14 февраля 2010 г. N 80 "О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Приказ минздрав 761 от 26082010 Приказ минздрав 761 от 26082010 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального […]
  • Приказ 941 от 2019 Постановление Правительства РФ от 16 августа 2017 г. № 972 “О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941” (не вступило в силу) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые изменения, […]