Меню

Требования к уставу школы 2019

Привести устав школы в соответствие с Законом об образовании еще есть время

Согласно требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 458-ФЗ (далее – Закон об образовании) образовательные учреждения должны привести свои уставы в соответствие с Законом об образовании не позднее 1 июля 2016 года.

Информация, которая должна содержаться в учредительных документах некоммерческой организации, изложена в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ ( ред. от 31.01.2016) «О некоммерческих организациях». Это:

  • наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму,
  • место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью,
  • предмет и цели деятельности,
  • сведения о филиалах и представительствах,
  • права и обязанности членов (в рассматриваемом случае – учредителя или учредителей),
  • источники формирования имущества некоммерческой организации,
  • порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации,
  • порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации.

Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать:

  • наименование учреждения,
  • указание на тип учреждения,
  • сведения о собственнике его имущества,
  • исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано,
  • указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

В Законе об образовании (часть 2 статьи 25) определено, что в уставе образовательной организации наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, должна содержаться следующая информация:

  • тип образовательной организации;
  • учредитель или учредители образовательной организации;
  • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
  • структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Эти требования дополняют ряд других его статей: часть 5 статьи 26, часть 1 статьи 30, часть 3 статьи 52. Согласно им в уставе школы необходимо изложить также:

  • порядок принятия органами управления образовательной организацией решений и выступления от имени образовательной организации (часть 5 ст. 26);
  • порядок принятия локальных нормативных актов (часть 1 статьи 30);
  • права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 3 статьи 52).

Что касается такой информации как:

  • правила приема обучающихся;
  • режим занятий обучающихся, формы обучения;
  • периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
  • порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, а также оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися.
  • порядок открытия счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);
  • порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
  • права и обязанности участников образовательного процесса;
  • перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения,

то она не указана как обязательная и может быть регламентирована локальными нормативными актами школы.

Таким образом, согласно Закону об образовании новая редакция устава может быть значительно короче. Конечно, школа может по своему желанию включить максимум информации в текст устава, не противоречащей действующему законодательству. Однако, в таком случае придется постоянно вносить в него изменения и дополнения, поскольку законодательство регулярно меняется и дополняется.

Следовательно, текст устава имеет смысл делать максимально лаконичным, не дублируя в нем нормы законов, а также, не включая положений, которые регулируются на уровне локальных нормативных актов.

В любом случае структура устава школы и его содержание определяется ее учредителем, так как согласно ст. 25 Закона об образовании устав школы утверждает её учредитель. При наличии его несогласия с текстом устава он просто не будет утвержден. При этом следует иметь ввиду, что Закон об образовании теперь не предусматривает предварительного принятия устава государственного (муниципального) образовательного учреждения каким-либо ее коллегиальным органом управления.

Модель устава школы можно посмотреть на сайте «Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»», по ссылке

Приведение уставов и наименований школ в соответствие с Федеральным законом №273-ФЗ

Согласно части 5 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №273-ФЗ ) наименования и уставы образовательных организаций подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом №273-ФЗ не позднее 1 января 2016 года. Так как на эту работу требуется немалое время, то не следует ее откладывать на последние дни.

О переименовании

Вопросы переименования образовательных организаций в связи с вступлением в силу c 1 сентября 2013 года Федерального закона №273-ФЗ разъяснены в письмах Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. № ДЛ-151/17 и от 9 июля 2013 г. № ДЛ-187/17.

Согласно разъяснениям, одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное), поэтому и в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».

Также отмечено, что к числу необязательных сведений, указываемых в наименовании образовательной организации по ее желанию и (или) желанию ее учредителя, относятся:

  • указание на тип для государственных и муниципальных учреждений (казенное, бюджетное, автономное);
  • указание на форму собственности («государственная», «муниципальная» или «частная»);
  • указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ и (или) особые образовательные потребности обучающихся) или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и другие);
  • включение в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, в порядке, предусмотренном Законом о некоммерческих организациях.

Таким образом, переименование образовательного учреждения, в первую очередь, будет связано с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с Федеральным законом №273-ФЗ. При этом необходимо иметь в виду, что если в отношении образовательного учреждения тип не меняется, то его переименование в рамках Федерального закона №273-ФЗ не требуется.

Например, возможные варианты наименования бюджетного общеобразовательного учреждения:
Общеобразовательное учреждение № 00
Бюджетное общеобразовательное учреждение № 00
Муниципальное общеобразовательное учреждение н-ского района № 00
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение н-ского района № 00
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 00»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей современных технологий управления № 00» и т.д.

Вместе с тем общеобразовательные учреждения, в отношении которых тип, в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ, меняется, либо общеобразовательные учреждения, в наименовании которых в настоящее время тип не содержится, должны привести свои наименования в соответствие с Федеральным законом №273-ФЗ.

Например, имеется — муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа», должно быть — муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа».

Переименование образовательной организации следует согласовывать с её Учредителем.

Переименование образовательной организации чревато определенными последствиями бюрократического и финансового характера. Так, если общеобразовательное учреждение переименовано, то предстоит сменить печать, штампы, бланки, вывеску, переоформить лицензию и свидетельство о госаккредитации, внести изменения в финансовые документы и документы других организаций, взаимодействующих с образовательным учреждением, внести соответствующие записи в трудовые книжки работников, изменения в локальные акты организации и т.д.

Об уставе

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона №273-ФЗ образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Требования к уставу образовательной организации определены в статьях 25, 26, 27, 30, 34, 44, 47, 51, 57 Федерального закона №273-ФЗ, а также в статьях 9.2, 14, 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях». В соответствии с указанными законами в уставе образовательной организации должна содержаться следующая информация:

— наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;

— тип образовательной организации;

— место нахождения организации, порядок управления деятельностью;

— учредитель образовательной организации;

— сведения о собственнике её имущества;

— предмет и цели деятельности;

— исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

— сведения о филиалах и представительствах (при их наличии);

— порядок принятия и утверждения локальных актов;

— виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

— структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации;

Читайте так же:  Истцом заявлен иск

— порядок участия обучающихся и педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления;

— форма участия в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, родителей несовершеннолетних обучающихся;

— права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией;

— права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности, указанные в части 1 статьи 52 Федерального закона №273-ФЗ;

— источники формирования имущества организации;

— порядок внесения изменений в учредительные документы организации;

— порядок использования имущества в случае ликвидации организации.

Требований к регулированию организации образовательного процесса в уставе образовательной организации Федеральным законом №273-ФЗ не установлено. Также законодательством РФ не запрещено включение в устав образовательной организации каких-либо положений, не предусмотренных обязательным перечнем содержания устава. То есть, в случае необходимости, в устав могут быть включены любые положения, не противоречащие действующему законодательству РФ.

При определении содержания Устава можно руководствоваться следующим:

1.Содержание устава определяется только требованиями федерального законодательства, а значительная часть информации переносится в локальные нормативные акты: правила приема обучающихся, режим занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и т.п. В таком случае не возникает необходимости частого внесения изменений в устав, а все изменения по мере необходимости переносятся на локальные акты.

2.Представить в уставе максимум подробной информации, отражающей содержание вышеперечисленных локальных актов, в том числе с учетом профессиональных стандартов педагогов. В этом случае у образовательной организации возникает необходимость регулярно менять устав, так как законодательство об образовании, подзаконное регулирование образовательных услуг динамично развивается.

Информация. В сети Интернет по адресу: http://273-фз.рф/model можно посмотреть Модель устава бюджетного общеобразовательного учреждения, предложенного А.А. Вавиловой, кандидатом юридических наук, заместителем директора Центра прикладных правовых разработок Института образования НИУ ВШЭ.

Об утверждении устава

Согласно пункту 1 статьи 52 ГК РФ устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками). Следовательно, устав общеобразовательной организации утверждает ее учредитель: для государственных – соответственно федеральные или региональные органы власти, для муниципальных — муниципальные органы власти, для частных образовательных организаций общего образования — их учредитель или учредители .

Согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» утверждение устава бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном:

1) Правительством РФ — в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;

3) местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Распорядительными актами указанных органов власти могут быть установлены и некоторые особенности утверждения устава учреждений данных типов.

Наименования, уставы общеобразовательных организаций, внесение изменений в них следует согласовывать с учредителем.

P.S. С уставом школы должны быть ознакомлены под роспись:

  • работники школы,
  • родители (законные представители) обучающихся при приеме в школу.

Копия устава размещается на школьном информационном стенде и на сайте школы в сети Интернет.

При подготовке использованы материалы информационных ресурсов:

— информационный портал «Реализация нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (http ://273- фз.рф);

Права и обязанности учающихся

Права и обязанности учащихся
в образовательной организации «СОШ №120» г. Перми

Права и обязанности обучающихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №120» г. Перми (далее – Образовательная организация) разработаны в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 29 декабря 2013 года № 273 — ФЗ «Об образовании».

Нормативный документ «Права и обязанности обучающихся МАОУ «СОШ№ 120» г.Перми принимаются Управляющим советом МАОУ «СОШ№ 120» г.Перми, при согласовании Педагогическим советом, утверждаются приказом директора. Настоящий документ устанавливает нормы поведения и обязанности обучающихся в образовательной организации, имеет цель способствовать укреплению дисциплины, рациональному использованию учебного времени, созданию условий для эффективного учебно – образовательного процесса, создания комфортных условий для учащихся, родителей (законных представителей), педагогических работников;

2.1.Свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений, свободу мысли, совести и религии.
2.2.Уважения человеческого достоинства.
2.3.Защиту от всех форм физического и морального оскорбления.
2.4.Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.
2.5.Развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.
2.6.Избирать представителей и быть избранными в Совет школы, Совет старшеклассников, спортивный совет.
2.7.Присутствовать на заседаниях Советов разного типа.
2.8.Обращаться в Совет школы, Совет старшеклассников, школьную Службу примирения, сотрудникам образовательной организации (учителям, социальным педагогам, администрации школы) для разрешения конфликтных ситуаций.
2.9.Оценка знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии с достигнутыми результатами учебной деятельности.
2.10.Получение дополнительных платных образовательных услуг, в соответствии с Уставом школы, действующими локальными актами образовательной организации.
2.11.Заблаговременное уведомление о сроках проведения контрольных и аттестационных работ, переводных экзаменов.
2.12.Право на ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.
2.13.Право знать о поставленных ему оценках.
2.14.По заявлению родителей (законных представителей) или решению педагогического совета учащиеся 2-8, 10-х классов, обучающиеся на «4» и «5» могут освобождаться от посещения занятий по отдельным предметам в последнюю учебную неделю мая месяца.
2.15.Отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.
2.16.Участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.
2.17.Право быть выслушанным.
2.18.Использование для выступлений открытых микрофонов, школьной стенгазеты, печатной газеты, классных часов и правовых диспутов.
2.20.Льготы, предусмотренные действующим законодательством.
2.21. Внесение предложений об изменениях в деятельности школы в установленном законодательством порядке.
2.22.Перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня на основании личного заявления родителя (законного представителя) обучающегося.

3.1.Учащиеся обязаны прилежно учиться и посещать все уроки в соответствии с расписанием, утверждённым приказом директора школы и учётом внесённых изменений.
3.2.Учащиеся обязаны приходить в школу не менее чем за 15 минут до начала уроков, снимать верхнюю одежду в гардеробе и надевать сменную обувь.
3.3.Учащиеся обязаны приходить на занятия в школьной форме, а на уроки физкультуры в спортивной форме установленного образца согласно Положения «О школьной форме обучающихся в МАОУ «СОШ№ 120» г.Перми».
3.4.Приходить на занятия со всеми необходимыми учебниками и канцелярскими принадлежностями, которые находятся в полной готовности для использования. К началу урока они должны находиться на рабочем столе.
3.5.Одежду в гардероб учащиеся сдают и получают по биркам в порядке очереди.
3.6.Если учащийся опоздал, ему следует извиниться и изложить причину опоздания (если об этом попросит учитель), молча, не мешая ходу урока, сесть за парту и включиться в работу.
3.7.Учащиеся, пропустившие один и более дни занятий, обязаны предоставить классному руководителю справку медицинского учреждения или записку от родителей (при пропуске школы в период от одного до трёх дней).
3.8.Ученик обязан выполнять домашние задания в сроки, установленные школьной программой.
3.9.По первому требованию учителя предъявлять дневник.
3.10.Ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике.
3.11. В определенный день недели предоставлять дневник классному руководителю для проверки, а затем – предоставлять дневник на подпись родителям (законным представителям).
3.12.Во время проведения практических, лабораторных работ, демонстрационных экспериментов учащемуся следует соблюдать установленные правила технической безопасности.
3.13.Урок заканчивается после того, как учитель объявит о его завершении. Ученики покидают класс лишь после того как приведут в порядок свое рабочее место.
3.14.Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен спросить разрешения педагога.
3.15.Все учащиеся обязаны уважать труд технического персонала и строго следить за чистотой и сохранностью имущества школы. В случае порчи имущества родители обучающегося обязаны возместить ущерб.
3.16.Все учащиеся школы при входе в класс педагогов (приглашённых гостей, родителей) приветствуют их вставанием.
3.17.Во время уроков учащиеся обязаны соблюдать тишину и порядок.
3.18.Во время уроков не использовать средства мобильной связи, обеспечить нахождение телефона в беззвучном режиме.
3.19.Во время пребывания в школе учащийся должен вести себя вежливо, корректно, доброжелательно и уважительно по отношению к учителям, товарищам по классу и персоналу школы.
3.20.Учащиеся принимают участие в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории при наличии письменного согласия родителей (законных представителей).
3.21.Учащимся следует уважать право собственности. Школьные принадлежности, одежда и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.
3.22.Учащиеся, нашедшие потерянные или забытые, по их мнению, вещи, должны сдать их дежурному администратору или сотруднику гардероба.
3.23.Если учащийся почувствовал себя плохо, он должен сообщить об этом классному руководителю, врачу или дежурному администратору, получить разрешение на уход из школы.

Информация о мерах, предпринятых в отношении учащихся,

допустивших нарушение Устава школы 2016-17уч.г.:

Читайте так же:  Ходатайство об истребовании документов арбитражный суд

Новый устав СНТ с 2019 года – последние новости и образец заполнения

Новый закон о садоводстве и огородничестве вступает в силу с первого дня 2019 года, и с этого момента все правоотношения по ведению бывшего «дачного» хозяйства (а теперь исключительно садоводческого и огороднического, термин «дача» в законе не употребляется) регулируются именно этим нормативным актом.

Нужно ли в связи с этим разрабатывать новый Устав СНТ с 2019 года? Последние новости от юристов: устав можно и не менять, но лучше это сделать, так как в новом законе есть существенные нововведения. В любом случае следует провести правовую экспертизу действующего Устава. Расскажем подробнее, как это сделать.

Скачать устав для СНТ 2019 года по новому закону 217-ФЗ бесплатно (в хорошем качестве) можно скачать по ссылке ниже.

Что такое устав СНТ?

Прежде чем набрать в интернете запрос: «новый Устав СНТ 2019 года – образец скачать бесплатно», следует четко понимать, что это за документ.

Создание Устава – не просто формальность для регистрации товарищества в органах ФНС. Этот документ определяет, как осуществляется совместная деятельность организации садоводов и огородников. Поэтому к написанию Устава нужно подойти максимально ответственно.

Многие вопросы закон не регулирует жестко, директивно, предоставляя самим учредителям товарищества возможность урегулировать порядок решения вопросов максимально эффективным и удобным для них способом. Также часто законодателем используется формулировка «если Уставом не определено иное».

Например, порядок созыва общего собрания в законе не установлен, но в Уставе его лучше прописать, чтобы не возникало споров и не ставилась под сомнение законность решений главного органа СНТ. Также если не утвердить в Уставе регламент очно-заочных голосований, решения принятые таким путем впоследствии могут быть с легкостью оспорены. Поэтому, типовой Устав СНТ с 1 января 2019 года лучше применять, переработав его в соответствии с интересами конкретного товарищества.

Требования к Уставу в 2019 году

Устав СНТ по 217-ФЗ должен содержать (ст. 8 нового закона):

  • полное название;
  • организационно-правовая форма;
  • место нахождения, определяемое в соответствии с ГК РФ;
  • предмет и цели деятельности товарищества (указаны в ст. 7 ФЗ-217);
  • порядок управления СНТ, порядок деятельности его органов и принятия ими решений;
  • порядок приема и исключения из числа членов, порядок выхода из СНТ;
  • способ ведения реестра членов;
  • права и обязанности членов, принципы ответственности;
  • порядок установления и сбора взносов, ответственность за неисполнение данной обязанности;
  • порядок образования, полномочия и состав ревизионной комиссии;
  • порядок создания имуществ общего пользования;
  • порядок внесения изменений в Устав;
  • порядок реорганизации, а также ликвидации;
  • порядок информирования членов о деятельности товарищества и его органов, включая бухгалтерскую отчетность;
  • порядок взаимодействия с «индивидуалами» (не вступившими в СНТ), участки которых расположены в границах товарищества;
  • порядок принятия решений общего собрания в форме заочного голосования.

На основании этих требований необходимо провести правовую экспертизу и внести необходимые изменения в целях соответствия требованиям ФЗ-217.

Обязательность изменений

Новый закон жестких сроков о внесении изменений не содержит, но при первом же внесении изменений в учредительные документы ФНС потребует привести их в соответствие с ФЗ-217. Также следует принять во внимание, что с 2019 года все отношения по ведению садоводства и огородничества будут регулироваться нормами нового закона, положения Устава, противоречащие им, считаются недействующими.

Реорганизовывать созданное ранее НКО необязательно, однако это правило не распространяется на кооперативы. Можно изменить название и включить в него «товарищество собственников жилья» при соответствии определенным требованиям (участки расположены в границах населенного пункта и на них возведены жилые строения — ст. 54 ФЗ-217). Полезным будет также ознакомиться с рекомендациями, которые подготовил Союз садоводов.

Необходимо понимать, что простое перенесение в Устав положений закона дословно – это неправильный подход. Рекомендации экспертов сводятся к следующему: создать собственный Устав и грамотно провести процедуру утверждения основного документа.

Проект Устава следует разработать Правлению. Затем его необходимо заблаговременно предоставить для ознакомления всем членам товарищества. Финальный этап – созыв общего собрания, проведение его с вынесением на повестку дня решения об утверждении новой редакции Устава. Вся процедура должна быть проведена в четком соответствии с требованиями действующего основного документа СНТ. Обязательно составляется протокол по решениям общего собрания.

В 2018 году еще действует ФЗ-66 о садоводстве, который допускает проведение общего собрания членов товарищества в форме собрания уполномоченных. Для СНТ с большим количеством членов это удобный вариант созыва главного органа управления товариществом. Новый закон собрания уполномоченных не предусматривает.

Особое внимание нужно уделить называнию. В соответствии со ст. 4 ФЗ-217 СНТ – это вид товарищества собственников недвижимости. Поэтому, согласно ст. 123.12 ГК РФ в наименовании обязательно должны присутствовать слова «товарищество собственников недвижимости».

Технические требования

Есть общепринятые правила оформления уставных документов, которые в законодательстве не прописаны. В Уставе всегда есть титульный лист, который не нумеруется, но учитывается в количестве листов. Он выделяется из общего текста, так как содержит только название, данные об утверждении и месте принятия.

Устав структурируется по разделам и главам. Печатный вариант сшивается, на обороте на прошивке проставляется количество листов и ставится подпись председателя.

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Требования к уставу школы 2019

1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (далее – новый закон). До вступления в силу нового закона об образовании, у образовательных учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, был срок восемь месяцев для изучения данного нормативно-правового документа и принятия необходимого комплекса организационных мер, направленных на обеспечение эффективного и грамотного перехода на функционирование в соответствие с новым законом.

Проверки образовательных учреждений Чеченской Республики, проведенные в сентябре 2013 г., а также вопросы, поступающие от руководителей и других работников образовательных учреждений в адрес Министерства образования и науки Чеченской Республики, свидетельствуют о том, что не проведена на должном уровне соответствующая работа по изучению нового закона и принятию необходимых организационных мер образовательными учреждениями в субъекте.

У руководителей образовательных учреждений часто возникают такие вопросы: «Какие требования предъявляет новый закон к содержанию устава образовательной организации?», «Необходимо ли менять устав?», «Какие новые локальные нормативные акты должны появиться в образовательном учреждении?», «Меняется ли наименование образовательного учреждения в связи с заменой термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация?» и др.

В данной статье мы попытаемся ответить на вопросы, касающиеся главного локального нормативного акта любой образовательной организации – устава. В новом законе есть несколько статей, которые содержат требования к содержанию устава. Основная статья нового закона, посвященная уставу образовательной организации это статья 25 «Устав образовательной организации».

Согласно части 2 статьи 25 нового закона об образовании, в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:
1) тип образовательной организации;
2) учредитель или учредители образовательной организации;
3)виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4)структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Часть 5 ст. 26, часть 1 статьи 30 и часть 3 статьи 52 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополняют эти требования. Помимо информации, которую требует статья 25 нового закона, в уставе необходимо указывать также следующую информацию:
1) порядок принятия органами управления образовательной организацией решений и выступления от имени образовательной организации» (часть 5 ст. 26);
2) порядок принятия локальных нормативных актов (часть 1 статьи 30);
3) права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 3 статьи 52).

Полагаем возможным требование части 3 статьи 52 нового закона изложить в уставе следующим образом: «Правовой статус (права, обязанности и ответственность) вспомогательного (инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного, медицинского) персонала закреплен в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», Трудовым кодексом Российской Федерации в Правилах внутреннего трудового распорядка, должностных инструкциях и в трудовых договорах с работниками».

Новый закон в отличие от утратившего силу Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1, не предъявляет следующие требования к содержанию устава образовательной организации, а именно наличие следующей информации:
-наличие основных характеристик организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) правила приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
-открытие счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);
-порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
-права и обязанности участников образовательного процесса (за исключением прав и обязанностей работников образовательных организаций занимающих должности, указанные в части 1 статьи 52 нового закона);
перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Читайте так же:  Как оформить инвалидность вич

Таким образом, новый закон предъявляет гораздо меньше требований к содержанию устава образовательной организации, чем утративший силу Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1. Сокращение требований к содержанию устава образовательной организации является положительным моментом для руководителей образовательных организаций, поскольку, чем меньше содержание документа, тем меньше вероятность того, что текст его будет содержать в себе положения не соответствующие законодательству РФ в сфере образования. Образовательная организация, конечно, может по своему желанию включить в текст устава, например, положения регламентирующие правила приема обучающихся или порядок комплектования работников образовательной организации, но скорее всего включение данных положений в устав будет только во вред для образовательной организации, поскольку законодательство регулярно меняется и дополняется. Согласно части 2 статьи 30 нового закона, по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, образовательная организация принимает локальные нормативные акты. Исходя из этой нормы нового закона (часть 2 статьи 30) основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности должны быть регламентированы не в уставе, а в других локальных нормативных актах образовательной организации. Руководителю образовательной организации выгодно регламентировать основные характеристики организации образовательного процесса в локальных нормативных актах, поскольку в случае необходимости внесения изменений, например, в режим занятий обучающихся, не придется проходить сложную процедуру внесения изменений в устав образовательной организации, а достаточно будет внести изменения в соответствующий локальный нормативный акт.

Новый закон об образовании не единственный нормативный акт, которым следует руководствоваться при составлении текста устава. Поскольку образовательная организация является некоммерческой организацией, то необходимо учитывать требования Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», предъявляемые к содержанию учредительных документов всех некоммерческих организаций, а также общие требования к учредительным документам юридических лиц, предъявляемые ГК РФ.

Согласно части 3 статьи 14 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные законодательством РФ.

С учетом положений нового закона, Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Гражданского кодекса РФ предлагаем следующий вариант структуры устава образовательной организации:
1. Общие положения
2. Предмет, цели и виды деятельности Учреждения
3. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения и имущество
4. Организация деятельности и управление Учреждением
5. Реорганизация и ликвидация Учреждения
6. Локальные нормативные акты Учреждения
7. Порядок внесения изменений, дополнений в Устав Учреждения

Отметим, что в соответствие с частью 5 статьи 108 нового закона, наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 1 января 2016 года, таким образом, у образовательных учреждений достаточно времени для того, чтобы внимательно изучить нормативно-правовые требования к содержанию главного локального документа образовательного учреждения и разработать юридически грамотный текст устава.

Руководителям образовательных учреждений необходимо запомнить часть 5 статьи 108 нового закона, так как не исключена возможность того, что контролирующие органы могут не знать о данной норме, и могут потребовать от образовательных учреждений привести свои уставы в соответствии с новым законом в иные сроки. Отметим, что никто не может сократить предусмотренный частью 5 статьи 108 нового закона срок для образовательных учреждений, в том числе и учредитель. Образовательная организация обладает автономией и самостоятельно решает, когда ей приводить содержание устава в соответствие с новым законом, главное, не позднее 1 января 2016 года.

Другой вопрос, интересующий руководителей ОУ, касается изменений в наименовании образовательной организации. Новый закон заменил термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация». В связи с этим многие руководители считают, что в наименовании их школы необходимо термин «учреждение» заменить термином «организация». Недавно изданное письмо Минобрнауки России от 10.06.2013 № дл-151/17 «О наименовании образовательных учреждений» (далее – письмо) разъясняет данный вопрос. В письме отмечается, что понятие «образовательная организация» используется в новом законе, в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения. В соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона об образовании наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях). Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное).

Учитывая изложенное, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц – «организация», из чего следует, что в термине «образовательное учреждение» слово «учреждение» не нужно менять на слово «организация».

Рассмотрим следующее наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1». Обязательными в соответствии с новым законом, из данного наименования являются два слова: «общеобразовательное» и «учреждение». Понятие «учреждение» является организационно-правовой формой, а понятие «общеобразовательное» указывает на тип образовательной организации. Остальная информация, указание на собственника учреждения (муниципальное), указание на тип учреждения (бюджетное) и т.д., не является обязательной и указывается в наименовании по решению самой образовательной организации. Наименования большинства общеобразовательных учреждений Чеченской Республики соответствуют новому закону.

Отметим, что согласно той же части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании, наименования образовательных учреждений, как и уставы, подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года.

Перечислим основные выводы:
1.Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе правила приема, перевода и отчисления учащихся, а также положения, регламентирующие правовой статус участников образовательного процесса теперь в уставе указывать не нужно;
2.Образовательное учреждение имеет срок до 1 января 2016 года, чтобы привести свой устав и наименование в соответствии с новым законом;
3.Термин «учреждение» в наименовании школ и других образовательных организаций не меняется на термин «организация».

Хазбиев Т.М.
главный специалист Министерства образования и науки Чеченской Республики,
старший преподаватель кафедры управления образованием ГБОУ ДПО «ЧИПКРО»,
руководитель юридической клиники юридического факультета ФБОУ ВПО
«Чеченский государственный университет»

Читайте так же:

  • Федеральный закон от 19072011 246-фз Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ"О […]
  • Федеральный закон 170-фз атомной энергии Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ"Об использовании атомной энергии" С изменениями и дополнениями от: 10 февраля 1997 г., 10 июля, 30 декабря 2001 г., 28 марта […]
  • Федеральный закон от 14 октября 2019 г 307-фз Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в […]
  • Приказ фтс 7 от 12012005 Приказ ФТС России от 01.02.2019 N 162 "Об исключении из реестра таможенных перевозчиков ООО "Восход-Транс" МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА от 1 февраля 2019 г. N 162 ИЗ РЕЕСТРА ТАМОЖЕННЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ ООО "ВОСХОД-ТРАНС" В связи с отсутствием […]
  • Закон о государственной границе рф 2011 Закон о государственной границе рф 2011 Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I"О Государственной границе Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31 июля 1998 г., 31 мая 1999 г., 5 августа, 7 ноября 2000 г., 24 […]