Меню

Пособия по сенсорное развитие

Оглавление:

План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме:
Сенсорное пособие

представлены игры и упражнения для работы с детьми младшего дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

1. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «СЕНСОРНОЕ ПАНО»

2. ЦЕЛЬ. Стимулировать индивидуальную, групповую и совместную деятельность детей. Развивать тонкость и точность движений детей, стимулировать зрительную, осязательную и слуховую активность, координацию движений и сенсорные навыки. Способствовать развитию познавательных процессов, мелкой моторики, мимики и пантомимики, умению отражать и угадывать настроение ребёнка.

3. Младшая разновозрастная группа.

4. Сенсорное панно изготовлено из фанеры (130 х 60), предназначено для многофункционального использования на занятиях и в повседневной жизни детей.

Его многофункциональность обеспечивает работу по развитию музыкального слуха детей (металлофон, погремушка, музыкальный руль); для формирования навыков самообслуживания (завязывать шнурки) — ленточки разной длинны и цвета; знакомству с отдельными животными, живущими на лугу, в пруду, в лесу (поле лабиринтов, игровое поле «собери картинку»); получению осязательных и сенсорных навыков (логический куб со вставленными в «геометрические окошки» образцами ткани, меха, наждачной бумаги, фольги, прессованной кальки», ленточки разной длинны и цвета); освоению разговорной речи, выражая свои чувства, мысли , тактильные ощущения, настроение с опорой на зоны сенсорного панно; математическому развитию, которое состоит в привлечении внимания детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов (объёмные сюжетные формы, «собери картинку», логический куб с геометрическими окошками, ленточки разной длинны и цвета, погремушка (для количественного счёта), зеркало (формы), металлофон (размер предметов, цвет, количественный счёт); умению отражать настроение, используя мимику и пантомимику (зеркало, погремушка); освоению основ гигиенической культуры (зеркало).

ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА. Дети внимательно слушают задание педагога, стремясь максимально правильно его выполнить. Обязательным является поощрение всех участников игры.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ИГР.

Цель: учить детей дифференцировать тактильные ощущения.

Детям предлагают ощупать все вставленные в «геометрические окошки» логического куба поверхности. Предварительно поставив задачу «запомнить как можно больше тактильных ощущений». Далее каждому игроку предстоит выбрать как можно больше запомнившихся на ощупь образцов, разложенных на столе. Победители поощряются медальками.

Цель: развивать умения отражать и угадывать настроение. Знакомить с мимикой и пантомимикой.

Ведущему ребёнку предлагают выбрать на погремушке наиболее понравившееся ему мимическое выражение и повторить его перед зеркалом. Далее нужно, повернувшись к игрокам, показать, что получилось. Дети должны наиболее точно передать мимическое выражение. Можно предложить найти такое же настроение на погремушке. В роле ведущего должны побывать все дети.

Цель: формировать умение подражать.

Ведущий ребёнок смотрит в зеркало и корчит рожицу, поворачивается с этим выражением лица к детям, стоящим в кругу и показывает им получившуюся «обезьянку», те в свою очередь, подражают ведущему. Кто лучше повторит, тот и становится ведущим.

Цель: развивать слуховое внимание, умение его концентрировать, учить дефферинцировать звуки.

Детям предлагают послушать мелодию, извлечённую из звуковой игрушки или звук, полученный от игры металлофона (высокие, низкие звуки). После чего детям предстоит узнать мелодию или звук из десяти предложенных. Правильные ответы поощряются медальками.

Цель: закрепить цвета, стимулировать зрительную и слуховую активность, развивать тонкость и точность движений.

Детям предлагается, ориентируясь на слух собрать цветную картинку. Например. Воспитатель даёт установку:

— на красном фоне собери синего цыпленка с жёлтым крылышком;

— на зелёном фоне собери красный кораблик с желтым, и синим парусом.

— на синем фоне собери красного щенка с зелёным ухом.

Игра повторяется несколько раз. Поощряются игроки, которые чётко и точно выполняют поставленную задачу.

Цель: создание положительного эмоционального настроя, развивать речь, воображение, мышление, умение соотносить части и целое.

Детям предлагают из частей собрать весёлую компанию из медвежонка, слонёнка, зебры и лисёнка. Далее каждому ребёнку, можно предложить придумать историю о любом персонаже из весёлой компании или описать его.

Цель: развивать речь, мышление, память, произвольное внимание, умение использовать ранее полученный опыт.

Предложить детям разобраться в путанице, которая произошла случайно. Нужно помочь героям сюжета попасть на своё место: птичке в небо; рыбке, уточке и лягушке в пруд; пчёлке, стрекозе, божьей коровке на луг; зайчику к грядке с морковкой. При этом каждый ребёнок объясняет причину, по которой он помещает героя на это место.

Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер закрепить представления о цвете и длине.

Предложить детям завязать ленточки на панно заданной длины. Например: завяжи бантик из ленточки, которая короче жёлтой; из самой длинной ленточки; не зелёной и не жёлтой; длиннее зелёной, но корче фиолетовой и т. д. Поощряются дети, справившиеся с заданием.

Возможно множество других вариантов.

Комплексное занятие во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миром и лепке

Тема. Знакомство с гусеницей.

Программное содержание. Познакомить детей с понятием насекомые. Рассказать о превращениях гусениц в бабочек. Закрепить навык лепки круглых элементов. Развивать любознательность, воображение, память, мелкую моторику рук, умение использовать ранее полученный опыт. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Материал. Игрушка – гусеница, домовёнок Кузя, картинки – пособия насекомых, дидактические игры «обезьянки» и «путаница» (на сенсорном панно), пластилин, доски, влажные салфетки.

Домовёнок Кузя приносит малышам посылку и знакомит их гусеницей, которой очень грустно.

— Здравствуйте, ребята! Как я рада, что вас встретила! Вас много, и вы дружные и весёлые. А мне очень одиноко. Я вылупилась из яйца, а вокруг никого, похожего на меня! Много разных насекомых, но я незнаю, кто они. Мне стало страшно, вдруг они меня обидят?

— Не расстраивайся, гусеница, сейчас мы поднимим тебе настроение.

Дидактическая игра «обезьянки». (Ведущий ребенок смотрит в зеркало на сенсорном панно и корчит рожицу. Поворачивается к детям, а те, в свою очередь должны повторить. Чья рожица больше всего понравилась гусенице, тот и становится ведущим. Игра повторяется два – три раза).

— А сейчас, гусеничка мы тебе расскажем о тех, кто тебя окружает.

Воспитатель по очереди расставляет картинки – пособия, спрашивая детей названия насекомых (шмель, кузнечик, муравьи, божья коровка, жук – олень, паук, бабочка).

Последней показывается картинка с бабочкой.

— А вот это насекомое самое красивое! Как вы говорите оно называется?

— Бабочка! И название, какое ласковое. Незря, гусеничка тебе бабочка понравилась. Скоро ты превтатишся в куколку (демонстрируется картинка), а из куколки в бабочку, такую же красивую, как эта.

— Но мне всё равно будет скучно одной.

— Ребята, давайте порадуем гусеничку и слепим ей подружек и друзей, чтобы ей не было скучно. Посмотрите и скажите, какой формы тело у гусенички.

— Сейчас, мы сделаем его сказочным. Давайте слепим шарики одинаковые и соединим между собой, ещё один шарик сделаем побольше – это будет голова.

— Покажите, как вы будете скатывать шарики. (Дети жестами показывают).

— Правильно, молодцы. Для начала, давайте оторвём от большого куска пластилина несколько одинаковых маленьких кусочков, из которых будем лепить шарики.

— Молодцы, приготовили пластилин, а теперь немножко поиграем.

Бабочка летела, над цветком порхала. (Медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх – вниз).

Села, посидела и нектар поела. (Присесть, покачать головой вверх – вниз)

Два своих больших крыла опустила, подняла. (Встать, опустить и понять выпрямленные руки).

Полетела дальше, чтобы мир был краше. (Медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх – вниз).

Дети лепят гусеницу.

— Ребята, а теперь давайте познакомим наших гусениц с полянкой (обратить внимание на сенсорное панно), где насекомые и животные всегда дружат, у них есть свой дом. Им никогда не бывает скучно.

Дидактическая игра «Путаница».

— Давайте покажем гусеничке кто, где любит обитать (птичка в небе; пчелка, стрекоза, божья коровка на лугу; зайчик на грядке с морковкой). Дети объясняют по какой причине они помещают героя на место.

— Спасибо вам ребята. Теперь у меня много новых друзей. С ними мне не будет скучно. Досвидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности.

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятий в комнатес интерактивным сенсорным оборудованием«Релаксационный комплекс»Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова«Орга.

Создаю условия для сенсорного развития. Разрабатываю различные игры. Игры интересны, как большим и маленьким детям. Они очень полезны, для сенсорного развития и закрепления сенсорных эталонов.

Актуальность: развитие мелкой моторики и сенсорных представлений остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ, оп.

Дидактические игры и пособия по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Сенсорное развитие малышей — это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических процессов. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и на занятиях. Основные задачи: научить выделять цвет, форму и величину, как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине, развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).Данный материал будет полезен любознательным родителям, педагогам дошкольного воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры и пособия по сенсорному развитию детей раннего возраста.»

Дидактическое пособие «Сенсорная книга»

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Дети в возрасте 3-4лет становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: «Я сам!». Для этого нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям, создавая игрушки, которые могут привлечь ребенка своей яркостью, содержанием. Размышляя над тем, как заинтересовать их и одновременно закрепить полученные умения и навыки родилась эта книга. Листая «страницы книги» дети не только развивают мелкую моторику, цветовосприятие, но и закрепляют полученные знания.

Дидактическая игра «Собери урожай»

Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, различать и называть цвета . Закрепить способ застегивания пуговиц.

Воспитатель предлагает детям собрать урожай яблок, отстегнуть листики, снять яблоки (отстегнуть липучку).

Дидактическая игра «Построй домик»

Цель: развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, мелкой моторики.

Все детали крепятся на липучку.

Выполнить задание – прикрепить детали на положенные места.

Дидактическая игра «Гусеничка»

Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами ,сенсорного восприятия, логического мышления

Вариант игры: «Продолжи ряд».

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. ,Просвещение ,1988.

Дидактическое пособие “Пальчиковый сухой бассейн”

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.

Попросите малыша искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.

Дидактическая игра “Бусы из солёного теста”

​ укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

​ формирование умения сочетать по цвету;

​ развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;

​ обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.

Описание приготовления пособия:

Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли “Экстра”,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике), слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”

​ формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;

​ учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.

Получается яркое и красивое пособие.

Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.

По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

Дидактическое пособие “Разложи карандаши по стаканчикам”.

​ формировать умение различать цвета;

​ учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!

Своими руками: «Тактильная коробка»

Тактильная коробка — это дидактическое пособие, предназначенное для детей раннего возраста.

Сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой.

Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д.

Все предметы, находящиеся в коробке, дети с большим интересом исследуют руками.

Дидактическое пособие «Тактильная коробка» помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения.

Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке —

периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.

Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.

Данное пособие можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей(при условии, что в ней будут находиться безопасные для жизни и здоровья детей предметы).

ВОЛШЕБНЫЕ МЕШОЧКИ — ИГРА ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

Эта совсем несложная игра научит вашего малыша запоминать пальчиками форму и свойства предмета, узнавать его наощупь, думать, видеть с закрытыми глазми, развивать речь, словарный запас, осязательные способность маленьких пальчиков.

Как сделать эту развивающую игрушку?
Из красного материала сшила 2 небольших одинаковых мешочка с резиночкой. На них нашила блестящие бабочки, цветочки и кружочки, детям вообще нравится все блестящее.
В квартире нашла парные одинаковые предметы небольшого размера, разные по свойствам – гладкие, шершавые, круглые острые, мягкие.
Итого, у меня нашлось парных предметов:
— колечки большое и маленькое
— одинаковые по размеру мячики, но один гладкий, другой — шершавый
— крышки от бутылок разного размера
— игрушка из киндера
— резинка для волос
— соска
— и прочая мелочь.
Разложила это добро по двум мешочкам.

Читайте так же:  Заявление в горэлектросеть

Играть можно так:

Мама засовывает руку в мешочек и достает предмет. Называет его свойства, если нужно дает малышу потрогать. А затем простит найти у себя в мешочке такой же. Но с условием — в мешочек не подглядывать! Играем до тех пор, пока все предметы не будут выложены из мешочка. Если предмет малыш не угадал, возвращаем его обратно в мешок и повторяем попытку.
Очень важно играть не только правой, но и левой рукой.

Можно играть по другому – мама засовывает руку в мешочек, нащупывает предмет, называет его, достает из мешочка и показывает его. Так достаем все предметы, и затем складываем обратно. А ваш малыш должен затем все повторить сам. Это вариант для более взрослых ребятишек.

Какие еще предметы можно положить в волшебный мешочек :
— ластик (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный)
— карандашик
— клубок ниток
— пальчиковая батарейка
— магнитные буквы, магнитные цифры
— геометрические объемные фигуры, плоские геометрические фигуры
— кусочек кожи (обычно такие кусочки висят на кожаных сумках, при покупке, вместе с ценником)
— кусочек меха
— веревочку
— магниты на холодильник
— пузырьки от духов
— монетки
— конфетки
— кубик
— камушек
— небольшие игрушки (машинка, матрешка, собачка)
— расческа для куклы
— игрушечная ложка
— пуговицы (круглые или квадратные)
— природный материал (ракушки, шишки , желуди, каштаны)
И т.д. и т.п. – список можно продолжать до бесконечности.

С малышами проще всего играть с одним мешочком. Положите фигурки известных ребенку животных – корову, жирафа, змею. Попросите вытащить змею. Потом жирафа, потом корову. Можно предложить отгадать, что за звери спрятались в мешочке. Малышам двух-трех лет нравится сам процесс появления зверей из таинственной сумочки.

Для опытных игроков продолжаем игру — тренируем не только осязательную, но и зрительную память – приглашаем поиграть вместе с нами любимую куклу или любую другую игрушку, и выставляем перед ней все вынутые из мешочка предметы. Ребенок рассказывает лошадке, какие предметы вынуты, они запоминаются, можно даже все пересчитать. Затем ребенок закрывает глазки, а кукла тем временем прячет один предмет в мешочек. Надо назвать исчезнувший предмет. Постепенно количество предметов надо увеличивать.
Теперь можно поменяться местами, мама закрывает глазки, а малыш прячет игрушку.

В магазинах можно найти готовые наборы с кубами, шарами, цилиндрами и т.д. Самым маленьким предлагаем разложить фигурки попарно, а более взрослым – достать определенную фигуру, найти возле себя предметы, похожие по форме. Одинаковые фигурки могут быть разных размеров – одна больше, другая меньше. Фигурки могут быть также разделены на две половины, достав одну половинку, необходимо на ощупь найти вторую половину.

Еще один вариант игры – соревновательный. Подходит для игры с несколькими детьми. Всем детям раздаем по мешочку, кладем одинаковые наборы предметов. Ведущий вытаскивает, допустим, цилиндр и показывает всем участникам. Кто быстрее вытащит такую же фигурку, тот и победитель.

Игру «волшебный мешочек» можно использовать для развития речи, в частности, расширения словарного запаса ребенка и развития мышления.
Сначала попробуйте нащупать в мешочке одну из геометрических фигур, теперь опишите словами. «Мне попалась фигура, у которой нет ни одного угла». Ребята отгадывают, что это за фигура. Особенно им нравится меняться.
Чем старше дети, тем сложнее могут быть описания. Важно, чтобы все ребята побывали на месте ведущего в этой игре. Ведь кому-то описывать предметы и рассказывать легко, а кому-то трудно. Навык появляется в процессе тренировки.

Играя с ребенком в мешочки, вы разовьете у него память, логику, наблюдательность, мелкую моторику, речь, словарный запас. Эта простая игра направляет ребенка к активной деятельности, отлично развивает сенсорные способности, тренирует зрительную память, обучает счету, знакомит со свойствами предмета. Кроме всего вышеперечисленного, это просто интересная и увлекательная игра.

Дидактическое пособие «А давай мы, поиграем…»

Предлагаю всем для детей от 2 до 7 лет самостоятельно буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный и полезный конструктор.

И так нам понадобиться:

• Трафарет геометрических фигур

Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки и делать интересные аппликации, выкладывать узоры, цветы, дома, деревья и т. д., на сколько развита фантазия и воображение…

Данное пособие поможет:

Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.

Совершенствовать все виды счёта.

Учить обобщать и сравнивать предметы по величине.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Формировать представления о геометрических фигурах, формах.

Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам

(форме, величине, цвету) .

Развивать речь детей, умение делать простые выводы.

Закрепить и расширить пространственное представление.

«Собери красивые бусы» — желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности собирая тем самым бусы.

«Напиши цифры. » — воспитатель говорит цифру, а ребенок должен выложить цифру из любых фигур, которые он выберет.

«Напиши букву. » — ребенок выкладывает букву.

«Выложи предмет» — ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую «картину» (развивает творчество ребенка) .

«Найди пару», «Найди такую же… » — учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.

«Что изменилось? » упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.

«Подбери фигуру» — закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

«Три квадрата» — научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,

самый большой», «самый маленький».

«Геометрическое лото» — учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

«Какие бывают фигуры» — познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

«Кому какая форма» — учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

«Составь предмет» — упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур)

С познавательными играми малыш весело проведёт время, а если включить добрую приятную музыку, то она создаст лёгкую непринуждённую атмосферу. Решая несложные, развивающие игровые задания ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение — это залог успешного развития!

Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика

Прищепки, пуговицы, шнурки, разноцветные пробки от бутылок — всё это может пригодиться для изготовления дидактических игр по тактильному восприятию и развитию мелкой моторики. В данном разделе мы собрали для вас сотни вариантов подобных игр, которые можно смастерить своими руками. Для малышей будут полезны сенсорные развивающие коврики. Воспользовавшись положительным опытом коллег, их также можно сшить самостоятельно, не прилагая для этого каких-либо «героических усилий». Дошколятам постарше понравятся разнообразные игры с бусами. Кроме того, здесь Вы найдёте оригинальные мастер-классы по созданию подвесных мобилей; музыкальных инструментов и «шумелок». А ещё — занятия по закреплению цветовосприятия и игры из серии «найди пару».

Сенсорное развитие вашего ребенка.

Показаны публикации 1-10 из 3845 .
Все разделы | Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика

Нетрадиционные техники рисования как один из методов сенсорного развития детей дошкольного возраста Дорогие коллеги,этот материал я представляла на районном методическом объединении Щелковского муниципального района Московской области и теперь хочу поделиться с вами. Сенсорное развитие . Сенсорика – (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах.

Конспект интегрированной НОД «Обогащение детей сенсорными впечатлениями» в первой младшей группе Программное содержание: Продолжать закреплять название основных цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий; развивать мышление, мелкую моторику, воображение, координацию движений; воспитывать интерес к явлениям природы; продолжать развивать речь детей; учить понимать речь взрослых;.

Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика — План воспитателя по самообразованию «Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование»

Публикация «План воспитателя по самообразованию «Сенсорное развитие младших. » План воспитателя по самообразованию на тему: «Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование». Актуальность выбранной темы. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей с ТНР посредством сенсорного воспитания» Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития личности. Ребенок черпает первые основные представления из окружающей среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представления добытые сенсорным путем.

Конспект НОД по сенсорному развитию во второй младшей группе «В гости к мышке» Конспект НОД по сенсорному развитию во 2 младшей группе. Тема «В гости к мышке» Виды деятельности: продуктивная, познавательная, двигательная. Форма проведения: подгрупповая. Цель: Развитие у детей познавательных способностей. Задачи: 1.Образовательные: -закрепить представление.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность». Цель: целенаправленно совершенствовать, развитие у детей сенсорных процессов. Задачи: 1.Освоить сенсорные эталоны и сенсомоторное развитие дошкольника. 2.Научить детей, различать основные.

Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика — Развитие сенсорики у детей раннего дошкольного возраста

Статья «Развитие сенсорики у детей раннего дошкольного. » Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического.

Использование дидактических игр для развития сенсорных представлений детей раннего возраста В период раннего возраста у детей ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, воспринимать предметы, выделять основные.

Сенсорное воспитание детей в первой младшей группе Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для его успешного обучения. С восприятия.

Фотоотчет о занятиях по сенсорике Достаточно большое внимание мы уделяем СЕНСОРНОМУ развитию детей. Закладываем основу для познания мира, развиваем внимание, наблюдательность, воображение.Период раннего развития характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и.

Пособия по сенсорное развитие

Автор работы: Саниева Зульфия Дамировна, воспитатель МАДОУ детский сад «Солнышко», с.Янгельское, Республика Башкортостан.

Описание работы: нестандартные игрушки и пособия из бросового материала для сенсорного развития детей раннего возраста. Материал будет интересен для воспитателей, работающих с малышами и для родителей.

Хочу предложить к вашему вниманию игрушки и пособия, сделанные своими руками для детей раннего возраста.
Как известно, в этот возрастной период основной деятельностью детей является предметно-манипулятивные действия, а сенсорный опыт, как мы знаем, является источником познания мира.
Работая с детьми раннего возраста , я поставила перед собой следующие задачи:
— совершенствовать восприятие, умение детей активно использовать осязание, зрение, слух;
-формировать у детей представления о цвете, форме, величине;
— формировать у детей интересы к дидактическим играм, самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности.
Наряду со специально подобранными игрушками и пособиями, которые есть в дидактическом уголке, мною были изготовлены и нестандартные игрушки, заинтересовавшие детей в немалой степени.

Игра была придумана после окончательной «гибели» коробки от напольной мозаики, и нужно было найти способ хранения разноцветных фишек. Идею подсмотрела в каком-то журнале, но она была усовершенствована мною в процессе изготовления «домика». Коробку из-под обуви обклеила «самоклейкой», из остатков ПВХ панелей вырезала перегородки, прикрепила на двусторонний скотч к донышку и стенкам коробки. Крышку разделила на четыре разноцветных сектора и вырезала окошки по размеру и форме фишек. Дети подбирают фишки по цвету и опускают их в соответствующие «комнатки». Когда крышку открываем-можем увидеть, правильно ли поселили мы » жильцов», и «кто попал не в свой домик». Во время игры также закрепляем узнавание и различение основных цветов, координацию движений пальцев и кистей рук.

Уважаемые воспитатели, буду рада, если предложенные мною идеи пригодятся вам в оснащении предметно-развивающей среды. Спасибо за внимание!

Пособия для дидактических игр по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Наталья Шендыгаева
Пособия для дидактических игр по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте мы знакомим детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, с величиной предметов (большой-маленький, короткий-длинный, широкий-узкий, с основными цветами спектра. При обучении мы используем дидактические игры, разнообразные дидактические материалы и пособия. Предлагаю вашему вниманию пособия, изготовленные собственными руками.

Пособие для игры «Цветовое лото»

Пособие для игры «Цветовое лото» — вертушка со стрелкой

Пособие для игры по закреплению эталонов цвета «С какой полянки грибок?»

Пособие для игры по закреплению эталонов величины «Большой-маленький»

Пособие по закреплению эталонов формы «Круги и треугольники»

Пособие по закреплению эталонов формы

«Путешествие». НОД по формированию элементарных математических представлений во 2-й младшей группе «Путешествие» Задачи : Закрепить понятия: количества (один-много, размера (большой – маленький, ширины (широкий – узкий, длины (длинный.

Сенсорное развитие детей раннего возраста В процессе активных игровых действий с предметами,геометрическими телами и фигурами дети быстро познают их свойства,осваивают в первоначальном.

Учебно-методическое пособие по математике (младшая группа) по теме:
Дидактическое пособие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста — «Мышиная семейка»

Представляю вашему вниманию дидактическое пособие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста: «Мышиная семейка».

Пособие используются в непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию, сенсорике, по развитию речи, в театрализованной деятельности. Удобно в использовании при проведении индивидуальной работы с детьми, в совместной деятельности воспитателя и детей.

* развивать предметные действия, навыки ориентации в пространстве;

* формировать и закреплять умения сравнивать предметы по основным свойствам;

* обучать действовать по заданию и образцу

* развивать начальные навыки счета;

* развивать мелкую моторику;

* создавать позитивное эмоциональное настроение;

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

НРМ ДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок» Григорян Наталья Борисовна «Математика — это интересно»

Дидактическое пособие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Мышиная семейка »

Задачи: Развивать предметные действия, навыки ориентации в пространстве; Формировать и закреплять умения сравнивать предметы по основным свойствам; Обучать действовать по заданию и образцу; Развивать начальные навыки счета; Развивать мелкую моторику; Создавать позитивное эмоциональное настроение .

Дидактическое пособие «Мышиная семейка»

Дидактическая игра «Спрячь мышек в домик» Цель: развитие внимания, наблюдательности, закрепление знаний четыр ё х цветов.

Дидактическая игра «Спрячь мышек в домик» Цель: развитие внимания, наблюдательности, закрепление знаний четыр ё х цветов.

Дидактическое задание «Определи местоположение мышек» Цель: учить ориентироваться в пространстве, развивать внимательность. Какого цвета мышка идёт впереди, сзади?… Какого цвета мышка……?

Дидактическое задание «В какую сторону идут мышки?» Цель: учить ориентироваться в пространстве, развивать внимательность. В какую сторону идут мышки?

Дидактическая игра «Какая мышка убежала?» Цель: развитие внимания.

Читайте так же:  Требования к уставу школы 2019

Дидактическая игра «Определи по размеру и по цвету» Цель: закрепление тр ё х контрастных размеров; закрепление знаний четыр ё х цветов; обучение действовать по заданию и образцу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности.

Дидактические игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятий формы, величины,цвета.

Данный материал поможет педагогам, родителям и специалистам создать условия для развития сенсорного воспитания детей и развитию мелкой моторики рук.

Использование в работе дидактического пособия «Сказка про Топтыжку» педагога Мрочковской Е В, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада.

Предлагаю Вам игры, которые помогут развить тактильные способности, умение соотносить геометрические фигуры с формой конкретных объектов, умение классифицировать, выкладывать объекты в порядке возраст.

ull;Развивать предметные действия, навыки ориентации в пространстве;•Формировать и закреплять умения сравнивать предметы по основным свойствам;•Обучать действовать по заданию и образ.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Игры и пособия по сенсорному развитию для детей раннего возраста, сделанные своими руками

Любовь Захаркина
Игры и пособия по сенсорному развитию для детей раннего возраста, сделанные своими руками

Игры, которые я предлагаю, можно изготовить в домашних условиях, тем более материал для изготовления таких игр не требует особых затрат и его можно найти у себя дома. Потребуется немного времени и старания, чтобы изготовить такие игры.

Игра «Цветные коврики»

Эта игра развивает умение детей сравнивать, соотносить, группировать предметы по одному из сенсорных признаков (цвет, обогащает чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом. Ковриками нам послужат листы бархатной бумаги. Для сортировки по цвету подойдут различные предметы, которые вы можете найти в быту, чтобы они были безопасны для ребёнка.

Игра «Волшебные прищепки»

Такая игра развивает мелкую моторику. В игре с прищепками дети осваивают пространственные отношения, подбирая недостающий элемент к фигуре, учатся подбирать и чередовать цвета.

Игра «Бусы для Маши»

Нанизывание бусин на шнурок увлекательное и полезное занятие для детей. В игре с бусинами развивается моторика рук, дети знакомятся с понятием «величина», учатся располагать бусины в определённой последовательности. Вместо бусин можно использовать небольшие геометрические фигуры.

Игра «Цветные крышки»

С пластиковыми крышками можно сделать интересные игры. В играх с крышками дети учатся соотносить цвет. Закручивая крышку, ребёнок проявляет упорство и терпение. Такие игры развивают ручную умелость.

Игра с пуговицами «Цветочные полянки»

Игры с пуговицами также как и игры с крышками дают хорошую работу пальцам ребёнка, воспитывают упорство, развивают усидчивость.

«Сенсорная доска»

Очень интересная и увлекательная игрушка для детей – «Сенсорная доска». На доску крепятся различные бытовые предметы. Здесь можно разместить замки, выключатели, шпингалеты, крючки, телефоны, колёса, дверные цепочки, тумблеры, небольшие дверцы на петлях, шумовые предметы и др. Дети имеют возможность познакомиться с предметами, которые под запретом для них. Игры с «сенсорной доской» развивают внимание, усидчивость, воображение, мелкую моторику, координацию движений, логическое мышление.

Пособие «Тактильные картинки»

Это пособие развивает тактильные ощущения ребёнка. На картинках изображены различные предметы, объекты на которые наклеены кусочки из разного материала, разнообразной фактуры, которые на ощупь максимально приближены к оригиналу (изображенному на картинке). Нащупывая картинки, ребёнок ассоциативно связывает их с настоящими предметами или объектами, у него формируется представление о них.

«Давайте поиграем!» Дидактические игры и пособия для детей раннего возраста Василий Александрович Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра — это искра, зажигающая.

Пособия для развития мелкой моторики детей 2–3 лет своими руками Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2-3 лет. Развивая детские пальчики, мы не только.

Дидактические игры своими руками для детей дошкольного возраста Игра «Моталочки». Цель: развитие мелкой моторики, логического мышления, зрительной, тактильной памяти, творческого воображения, элементарной.

Фотоотчет «Игры и дидактические пособия своими руками» В сентябре в нашей группе мы провели родительское собрание, где попросили родителей оказать помощь в пополнении предметно-развивающей среды. Также.

Игры и пособия для детей раннего возраста своими руками Хочу предложить пособие для развития речевого дыхания «Волшебный телевизор». Для изготовления пособия можно использовать любую коробку среднего.

Игры по сенсорному развитию для детей раннего дошкольного возраста Игры по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста. «Карусель» Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета, Развитие.

Конспект игры-занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста «Ведёрки для Зайчика и Мишки» Конспект игры — занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста на тему: «Ведёрки для Зайчика и Мишки» Программные задачи: учить.

Консультация для родителей «Игры по сенсорному развитию для детей 2–3 лет своими руками» Основной задачей воспитания и обучения детей 2 – 3 лет является сенсорное развитие, развитие мелкой моторики и координации движений. В продаже.

Пособия по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Очень рада нашей новой встрече, посвящённой развитию мелкой моторики моих малышей. Мелкая моторика — это.

Пособия по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста (часть 2) Здравствуйте, уважаемые коллеги. Очень рада нашей новой встрече. Хочу снова поделиться очередными пособиями, созданные для моих малышек.

Пособия для сенсорного развития

Уникальные материалы, которые интегрируются в работу дефектологов, педагогов раннего развития, нейропсихологов, речевых терапевтов для стимуляции всех органов чувств ребенка – зрения, обоняния, осязания и тактильности, слуха.

Успешность умственного, физического, речевого, коммуникативного, эмоционального развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
– является основой для интеллектуального развития
– для развития воображения;
– развивает внимание;
– дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
– обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
– обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
– влияет на расширение словарного запаса ребенка;
– влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

В нашем центре все специалисты уделяют сенсорному развитию большое значение, т.к. оно является фундаментом для развития ребенка, подготовки к школе, успешного обучения в школе, корректного восприятия и переработки мозгом ребенка слуховой, зрительной, вестибулярной информации. Развивать сенсорику не имея в руках огромное количество сенсорных стимуляторов – невозможно. Поэтому наши специалисты зачастую интегрируют в свою программу более 800 видов различных стимулятор, тренажеров и пособий для всего спектра сенсорного развития.

Дидактические игры, настольные пособия по сенсорному развитию.

Светлана Михайлова
Дидактические игры, настольные пособия по сенсорному развитию.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорные процессы неразрывно связаны с органами чувств: предметы, которые мы рассматриваем, воздействуют на наш глаз, с помощью руки мы ощущаем твердость или мягкость предмета, звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Обычно все стороны предмета или явления не воспринимаются с одинаковым интересом и вниманием. Надо развивать у детей умение направлять свое внимание на те, или иные стороны предмета и явления. Сенсорное воспитание осуществляется в детском саду и на занятиях, и в повседневной жизни детей. И в этой статье я предлагаю посмотреть материал для работы по сенсорному развитию малышей, сделанный руками воспитателей и родителей.

Сенсорное развитие детей в группе. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста В основе лежат цитаты из книг: Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» — М., «Просвещение», 1983 Л. А.

Петрова, Лиханова, Присяжнюк: Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие

Аннотация к книге «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие»

Настоящее пособие посвящено вопросам сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста. Основная идея, которая объединяет изложенные материалы, — поиск и разработка новых, отличных от традиционных, условий погружения ребенка в мир ощущений, восприятий и представлений, инновационных подходов к организации детского пространства и их педагогической целесообразности с учетом критериев и профессиональных требований.
Пособие адресовано воспитателям ДОУ и родителям детей раннего и дошкольного возраста.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Методическое пособие для педагогов и родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста

Часть 1. Развивающие игры

1. Цель: формировать восприятие цвета, формы, величины предметов.

Задачи:

  • Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый); размера (большой, маленький); форм (куб, шар, конус), геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник посредством зрительного и осязательного обследования, сравнения.
  • Учить детей группировать предметы по одному из признаков: форме, цвету, величине.
  • Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
  • Развивать мелкую моторику.

Воспитатель надевает на себя Куклу. Кукла яркая, привлекательная. В платье Куклы использована ткань основных цветов. Сарафан украшен геометрическими фигурами, различными по цвету, форме, размеру.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Меня зовут Маша. Какие вы красивые, какие вы хорошие! Вы мне очень нравитесь! А я вам понравилась? Посмотрите, какой меня чудесный сарафан. Какого он цвета? А какими фигурами он украшен? (круг, квадрат, треугольник). Найдите на моём сарафане круг синего цвета…, квадрат красного цвета…

– Со мною пришли весёлые геометрические фигуры, они хотят поиграть с вами в прятки. (Выкладывает плоскостные фигурки в виде человечков.) А ну-ка, закройте глазки! (Убирает одну фигуру.) Кто ушёл?

– А ещё у меня есть красивая коробочка. Что в ней? Давайте, отгадаем!

(Дети запускают руку в коробочку, на ощупь узнают, называют, показывают тела – кубы, конусы, шары).

Физкультминутка

Кукла достаёт баночку с мыльной водой, пускает пузыри. Дети подпрыгивают, ловят пузырьки. Сравнивают пузыри по размеру.

– Прислушайтесь, кажется, кто-то пыхтит. Слышите? “Пых, пых, пых”. Это ёжики. (Достаёт плоскостных ежей разного цвета). Они грустные, у них осыпались иголочки. Надо каждому ёжику прищепнуть его иголочку (раздаёт детям прищепки аналогичного цвета).

Мне очень у вас понравилось, но пора идти домой. На прощанье я хочу сделать вам подарок (приносит разные по цвету воздушные шары). Дети называют цвет шара, Маша раздаёт шары.

Оборудование:

  • Объёмная Кукла,
  • Весёлые фигурки.
  • Волшебная коробочка с прорезью для доставания тел (куба, конуса, шара)
  • Мыльные пузыри,
  • Плоскостные ежи с прищепками,
  • Воздушные шары.

2. Знакомство с цветом предметов

Цель: Накапливать у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятиям.

Материал: Ведерко с крышкой, комплект мелких предметов красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цвета (помидор, апельсин, лимон, огурец, слива, цветок, жук, снеговичок). Высота ведерка – 12 см, размер предметов-вкладышей – 3–4,5 см. Предметы яркие, их окраска примерно одинаковой насыщенности.

Ход занятия

Показывая ребенку ведерко, воспитатель предлагает открыть его и посмотреть, что там. Малыш снимает крышку, достает мелкие предметы и с помощью взрослого раскладывает их на столе таким образом, чтобы они были в поле его зрения и не закрывали друг друга. Воспитатель называет те игрушки, которые ребенок вынимает из ведерка, отмечает, какие они красивые. Предметы размещаются на столе в соответствии с цветовой характеристикой: слева перед ребенком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива, фиолетовый цветок. Черного жука и белого снеговика размещает сам ребенок. Предоставив возможность полюбоваться яркими игрушками, воспитатель предлагает малышу снова собрать их. Придвинув к малышу ведерко, воспитатель сначала сам кладет туда одну игрушку, малыш следует его примеру. Когда все игрушки будут собраны, ведерко закрывается крышкой. Если ребенок проявляет интерес к предметам, то педагог вместе с ребенком встряхивает ведерко, перемешивая в нем игрушки. Малыш снова открывает ведерко и достает игрушки, размещая их на столе. Поведение детей на занятии воспитатель регулирует словами: открой, достань, положи, закрой. Важно поддержать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: “Молодец!”, “Правильно”, “Красивая у тебя игрушка”. Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и вкладывает предметы в ведерко, открывает и закрывает крышку ведерка, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к игрушкам разного цвета. У многих детей может наблюдаться избирательное отношение к тому или иному цвету. Это зависит от их предшествующего опыта. На одном занятии, которое длится 5–8 мин, задание может выполняться дважды. С детьми старше 10 мес. занятие повторяется 3–4 раза в зависимости от их интереса. На втором году жизни занятие проводится дважды.

3. Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы

Цель: Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.

Материал: Палочки 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого. Подгруппа детей обеспечивается дидактическим материалом из расчета по 10 палочек (5 одного и 5 другого цвета) на каждого ребенка.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям 5 палочек одного (синего) и 5 палочек другого (красного) цвета, перемешанных произвольно. Внимание детей фиксируется на том, что палочки разные. Показывая детям палочку красного цвета, воспитатель объясняет, что у него еще есть палочки такого цвета. Продемонстрировав предмет синего цвета, он говорит, что у него есть игрушки и такого цвета. Затем педагог группирует предметы, откладывая палочки одного цвета в одну, а другого в другую сторону. Воспитатель показывает каждый предмет, сопровождая его словами такой цвет, разные. Так, показав детям палочку красного цвета, он поясняет, что у него уже отложен в сторону предмет такого же цвета. Приложив одну палочку красного цвета к другой такой же, воспитатель поясняет, что предметы одинакового цвета, и кладет их вместе.Таким же образом детям показывается прием группировки объектов синего цвета. После общего объяснения и показа воспитатель выясняет, как каждый ребенок понял задание. Он подзывает к своему столу кого-либо из детей и предлагает взять любую палочку, рассмотреть ее, а также две группы предметов, уже рассортированных, определить, куда надо положить данный предмет. Когда ребенок найдет идентичную по цвету группу и присоединит к ней свой предмет, ему можно предложить взять палочку другого цвета и выполнить задание еще раз .Воспитатель приглашает к своему столу остальных детей и предлагает им по очереди выполнить задание таким же образом, как это делал первый ребенок. Затрудняющимся ребятам он помогает словесной инструкцией. Может быть также использован прием прикладывания объектов вплотную для установления их тождества или различия. Дальше в ходе занятия воспитатель раздает малышам индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Дети оперируют с предметами следующих цветовых сочетаний: красный – синий, желтый – зеленый, черный – белый, оранжевый – фиолетовый. После того как дети рассортируют палочки предложенного цвета, им предоставляется возможность выполнить задание еще 1–2 раза, но уже с новыми сочетаниями более близких цветовых тонов: красный – оранжевый, оранжевый – желтый, желтый – зеленый, зеленый – синий, синий – фиолетовый и т. д.Если кто-либо из детей будет употреблять слова – названия цвета неправильно, то воспитатель должен поправить ребенка, но требовать от детей обязательного их запоминания и употребления не следует. Так, если ребенок оранжевый цвет называет красным, то воспитатель говорит: “Нет, это не красный, это оранжевый. Такого цвета бывают морковка и апельсины”. Пояснение должно быть кратким, не отвлекающим от выполнения задания ни данного ребенка, ни остальных детей. Занятие длится 10–12 мин, проводится с детьми 1 раз.

Читайте так же:  Пособие по химии при решении задач

4. Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях(для детей, начинающих обучение с 2х лет)

Цель: Закреплять умение группировать объекты по величине, обучать детей соотносить разнородные предметы по величине, осуществляя выбор из 2 величин одинаковой формы.

Материал: 6–8 решеток с большими и малыми отверстиями и комплектами соответствующих вкладышей. В каждой решетке имеется 4 больших и 5 маленьких отверстий.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям решетку с большими и маленькими круглыми отверстиями, затем большие и маленькие круглые вкладыши. Поясняет, что в решетке есть разные окна, большие и маленькие, вкладыши тоже разного размера и ими можно закрыть все, окна: большими – большие, маленькими – маленькие. Воспитатель размещает по одному большому и маленькому вкладышу в соответствующих гнездах. Далее взрослый обращает внимание детей на то, что если вкладыш окажется не на своем месте, то окно будет закрыто плохо. После показа и объяснения педагог приглашает к своему столу по одному всех детей и предлагает каждому взять большой вкладыш, закрыть им соответствующее отверстие. Затем дает ребенку маленький вкладыш и снова предлагает закрыть окно, но теперь уже другой величины. Потом воспитатель раздает детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Одни дети размещают в соответствующих отверстиях большие и маленькие круги, другие оперируют с большими и маленькими квадратами, третьи – с овалами, четвертые – с прямоугольниками, пятые – с треугольниками. При дифференцированном подходе младшие дети вначале размещают круглые вкладыши, которые входят в гнезда легко. Только потом этим детям дается другой материал. Более старшим детям воспитатель сразу может предложить для размещения в отверстиях большие и маленькие квадраты или прямоугольники, где требуется не только соотнесение по величине, но и пространственное соотнесение углов и сторон разнородных предметов: вкладышей и отверстий. Тем детям, которые затрудняются при вкладывании квадрата в квадратное отверстие, воспитатель помогает: взяв своей рукой руку ребенка, поворачивает предмет до совмещения углов и сторон. Детям, разместившим вкладыши одной разновидности, предоставляется возможность выполнить задание еще раз, но уже с другим материалом. Так, если ребенок вначале размещает круглые вкладыши разной величины, то ему можно предложить квадратные вкладыши, затем треугольные или прямоугольные. Таким образом, на одном занятии дети могут выполнить задание 2–3 раза, оперируя всякий раз с разнообразными предметами. Занятие проводится 1 раз, длится 10–12 мин.

5. Нанизывание больших и маленьких колец.

Цель: Обращать внимание детей на величину предметов, учитывать это свойство при выполнении действий с игрушками; формировать умение правильно ориентироваться на слова большой, маленький.

Материал: Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера. Диаметр большого кольца – 4,5 см, маленького – 3 см.

Ход занятия

Показывая детям пирамидку, воспитатель говорит, что она красивая, состоит из колец. Начинает разбирать пирамидку, снимая маленькие кольца. Объясняет: “Вот маленькое колечко и еще маленькое колечко” и т. д. Снятые кольца размещает справа от стержня.

6. Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия.

Цель: Учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий с игрушками.

Материал: Коробка с отверстиями разной формы: круглой и квадратной. Кубик 4,4х4,4х4,4 см и шарик диаметром 4,5 см. (Шар не должен проходить в отверстие для кубика, а кубик в круглое окно.)

Ход занятия

Воспитатель показывает детям коробку с отверстиями разной формы. Обводя рукой круглое отверстие, поясняет, что есть такое окошко; обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и такое окошко. Затем предлагает детям обвести рукой эти отверстия, акцентируя внимание на том, что они разные: такое и такое. Последние слова совпадают с жестом, обводящим форму отверстий. После этого; педагог показывает шарик и объясняет, что его можно опустить в окошко. Предлагает детям поискать это отверстие.

7. Нанизывание колец на стержень.

Цель: Учить детей простым действиям с предметами: надевать кольцо с широким отверстием на стержень. Совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем. Формировать у малышей положительное отношение к занятиям.

Материал: Стержень высотой 20 см, укрепленный на основании; вершина стержня закругленная. 5 колец диаметром от 3 до 5 см с большими отверстиями.

Ход занятия

Воспитатель (родитель, взрослый) показывает ребенку кольца, обращая внимание на их эстетический вид. Затем 1 кольцо дает малышу рассмотреть и поиграть. После этого показывает стержень, который подвигает ближе к ребенку, и демонстрирует нанизывание колец. Такое же действие должен выполнить и ребенок. Если малыш затрудняется, педагог предлагает ему надеть колечко вместе: мягким жестом берет руку ребенка, в которой тот держит кольцо, и направляет отверстие кольца к вершине стержня. Важно, чтобы ребенок охотно позволял воспитателю руководить его рукой. В ходе занятия малыш поочередно надевает еще 3 кольца, воспитатель помогает ему.

8. Знакомство с формой предметов.

Цель: Учить детей выполнять простейшие действия с предметами. Обращать их внимание на сенсорную характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик.

Материал: Ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, цилиндр, яичко, мячик. Высота ведерка – 10–12 см; размер предметов для вкладывания – 3–5 см.

Ход занятия

Взрослый показывает ребенку ведерко, закрытое крышкой, и поясняет, что в нем что-то есть. Снимая крышку, демонстрирует предметы, находящиеся в ведерке. Они лежат в такой последовательности, чтобы ребенок мог достать вначале более устойчивые предметы – кубик, брусок, пирамидку, грибочек; затем катающиеся – цилиндр, яичко, мячик.

Педагог предлагает малышу опустить руку в ведерко и достать какую-нибудь игрушку. Ребенок вынимает кубик или брусок. Взрослый радостно восклицает: “Какая красивая игрушка! Молодец, что достал ее из ведерка!” – вызывая у малыша эмоциональный отклик.

Предоставив возможность рассмотреть кубик, поиграть им, педагог просит малыша положить его на стол и обращает внимание на то, что он стоит устойчиво. Напоминает, что в ведерке есть и другие игрушки, можно достать еще что-нибудь.

В процессе занятия ребенок накладывает кубик на кирпичик и ставит на него пирамидку или грибочек. По собственной инициативе он может попытаться наложить один на другой круглый и овальный предметы, постигая на практике, что они не накладываются, но зато хорошо катаются.

Когда все предметы будут рассмотрены, можно сложить их в ведерко. Вначале взрослый проделывает это сам, затем подключает ребенка, далее полностью предоставляет ему инициативу. Если же малыш пассивен на занятии и не проявляет желания сложить игрушки, педагог может мягким движением обхватить руку ребенка своей рукой и таким образом выполнить все необходимые действия. Важно, чтобы у ребенка при этом было хорошее настроение.

Занятие заканчивается складыванием всех игрушек в ведерко. Если ребенок откажется, взрослый делает это сам. Особенно понравившуюся игрушку, например, мячик, можно оставить для самостоятельной игры.

Иногда малыш изъявляет желание снова достать игрушки. В этом случае занятие повторяется. Общая продолжительность занятия не должна превышать 5–8 мин.

Занятие может проводиться с одним и тем же материалом 3–4 раза. При частичной или полной смене игрушек оно бывает интересным более длительный период.

Данное занятие интересно и доступно детям в возрасте 9 мес. и старше: с малышами первого года жизни оно проводится индивидуально, а начиная с 1 г. его можно проводить с 2–3 детьми одновременно.

Часть 2. Сценарий занятия.

Сценарий занятий по развитию сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста.

Интегрированное занятие: “Прокати мяч в ворота”.

Цели:

  • Закрепить представления о размерах предметов (большие, маленькие).
  • Активизировать слова “большой”, “маленький”, “много”.
  • Закрепить знание цвета – красного.
  • Учить внимательно, слушать воспитателя, действовать в соответствии с указаниями, воспитывать выдержку, умение выполнять действие поочередно.
  • Учить детей наносить клей на изображение, прикладывать изображение проклеенной стороной к бумаге, прижимать его ладонью и разглаживать салфеткой.
  • Учить располагать изображение на листе бумаги.

Оборудование:

  • Одинаковые по высоте и ширине ворота;
  • Мячи красного цвета, но разные по величине (большие и маленькие), по 1-2 на каждого ребенка;
  • Красные круги (диаметр 2см и 5см) по 2 шт. на каждого ребенка;
  • Лист плотной белой бумаги большого формата для коллективной работы;
  • Клей-карандаш; салфетки; образец аппликации “мячики”.

Ход занятия

1. Организационный этап

Воспитатель (дети стоят в кругу): Сегодня на занятии мы будем играть с мячиками, клеит кружочки. Сначала давайте поиграем. Становитесь в кружочек.

Воспитатель читает стихотворение.

Девочки и мальчики, прыгают как мячики.
Ножками топают, руками хлопают.
Головой кивают, а после отдыхают.

(Дети повторяют слова за воспитателем и выполняют движения).

2. Основной этап

Воспитатель: А теперь садитесь за столик. Посмотрите, что у нас есть.

(Показывает ворота для мячей). Это ворота. Они одинаковые по размеру: по высоте и ширине. Давайте сравним. Поставим рядом. (Сравнивают ворота).

Воспитатель: Ребята, а что у нас лежит в корзине?

Дети: Мячи. (Воспитатель предлагает каждому из детей повторить ответ).

Воспитатель: Молодцы, правильно, в корзине лежат мячи. А сколько мячей в корзине?

Дети: Много! (Если дети не смогут сказать, то помогает воспитатель).

Воспитатель: Давайте скажем: “Много мячей”. (Дети, поочередно, повторяют в зависимости от уровня развития речи, либо всё предложение, либо словосочетание “много мячей”, либо одно слово “много”. Повторяют хором и индивидуально).

Воспитатель: Ребята, а какого цвета мячи?

Дети: Красные мячи.

Воспитатель: Саша, какого цвета мячи?

Саша: Красные.

(Аналогичные вопросы задаются каждому из детей).

Воспитатель: Ребята посмотрите, у нас есть мячи разной величины: есть маленькие, а есть и большие. (Сначала показывает маленький, затем большой мячик). Максим, это какой мяч по величине?

Максим: Большой.

Воспитатель: Маша, а это какой мяч?

Маша: Маленький.

(Вопрос задается каждому ребенку. Если дети затрудняются в самостоятельном ответе, то воспитатель сам называет величину мяча и предлагает ребенку повторить слово или словосочетание. Например: Оля, то какой мяч по величине? Это большой мяч. Скажи “большой мяч”. Молодец! Это большой мяч и т.д.)

Воспитатель: Ребята давайте поиграем с мячиками. Большие и маленькие мячи будем прокатывать в одинаковые ворота. Посмотрите, ворота у нас одинаковые. Миша, выбирай, какой ты покатишь мяч. Какой это мяч по величине?

Миша: Большой.

Воспитатель: Правильно, это большой мяч. Прокати его в ворота! (Ребенок прокатывает мяч в ворота).

Воспитатель: Арина, возьми маленький мячик. И прокати его тоже в ворота. Какой ты взяла мячик?

Арина: Маленький мячик. (Ребенок прокатывает мяч в другие ворота).

Воспитатель: Ребята, какие у нас мячи по величине?

Дети: Большие и маленькие.

Воспитатель: А какие у нас по размеру ворота?

Воспитатель: Молодцы! Правильно! Мячи у нас большие и маленькие. А ворота одинаковые.

(Воспитатель с детьми ещё раз сравнивают ворота, показывают большие и маленькие мячики).

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру: “Воздушный шарик”. Становитесь в кружок, держим друг друга за ручки. Небольшими шагами отходим назад, постепенно расширяя круг, на расстояние вытянутых рук и произносим слова:

Раздувайся шар мой.
Раздувайся большой.

Все останавливаются, держась за руки и образуя большой круг.

Оставайся такой
И не лопайся!

Воспитатель (уточняет): “Смотри, какой большой шар мы надули! И все вместе: “С-с-с-с!”. Не отпуская рук, все сбегаются в середину. “Сдулся наш шар! – говорит воспитатель. – Надуем ещё раз” – и повторяет слова игры.

Правила: дружно отходить назад, не тянуть друг друга, выполнять движения по сигналу, двигаться по всей комнате.

Воспитатель: Дети, посмотрите, наши красные мячики покатились по полу. Давайте, соберем мячики в коробку. (Дети собирают мячики в коробку. Потом садятся за столы).

Воспитатель: Посмотрите, на столе у нас, лежат красные кружочки, вырезанные из бумаги: большие и маленькие. (Показывает круги и образец аппликации). Они похожи на наши мячики?

Воспитатель: А наши кружочки какие? Круглые?

Дети: Да, круглые.

Воспитатель: Давайте в воздухе нарисуем круги. (Дети в воздухе пальчиком риуют круги.) Посмотрите, на картинке все круги – мячики тоже лежат в коробке.

Коллективная работа

На каждого ребенка по 2 красных кружочка: большой и маленький.

Воспитатель: Давайте и мы спрячем бумажные мячики в коробку, как на картинке.

(Воспитатель Вместе с детьми раскладывают на листе бумаги кружочки. Затем воспитатель поднимает лист так, чтобы кружочки упали. Обращает внимание детей на то, что на образце кружочки приклеены).

Воспитатель: Ребята, почему мячики укатились?

Дети: Потому что они не приклеены.

Воспитатель: Давайте приклеим кружочки к бумаге. Берем клей, аккуратно размазываем его от центра к краям равномерным слоем. Прикладываем изображение промазанной стороной к листу бумаги, прикладываем его ладонью и разглаживаем салфеткой. А теперь, вы сами наклеиваете кружочки. (Для того, чтобы навык закрепился правильно, необходимо помогать каждому ребенку, действуя его руками). Можно наклеить любое количество кругов. Обращать внимание детей надо на то, что кружочки надо располагать равномерно на листе бумаги, не наклеивать их друг на друга.

3. Заключительный этап

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько много мы наклеили кружочков. Теперь в нашей коробке лежит много красных кружочков: больших и маленьких. Молодцы! Вам понравилось наше занятие?

Воспитатель: А что мы сегодня делали?

Воспитатель: А теперь давайте повесим нашу работу на доску.

В конце коллективной работы должна получиться аппликация: наклеены на листы бумаги (картон) красные кружочки разной величины: большие и маленькие, диаметром 2см и 5см.

Читайте так же:

  • Штраф за превышение скорости какая статья Какая статья превышение скорости Отменили или нет разрешение на превышение скорости на 20 км в час в 2019 году Какой размер штрафа ГИБДД за превышение скорости в 2019 году Статья 12.9 КоАП РФ определяет административную ответственность за превышение скорости, тяжесть которой зависит от […]
  • Акт претензия по качеству выполненных работ Претензия по качеству работ (претензия по качеству работ, с требованием устранить недостатки в работе в указанный срок) Директору ООО "____________" (юр. адрес исполнителя )______ 25.06.09г. я заключил с ООО "__________" договор на изготовление, доставку, сборку и монтаж столярных […]
  • Требования к упаковки посылки Требования к содержимому и упаковке отправлений Бумаги, печатные издания, небольшие вещи весом до 3 кг можно упаковать в конверт, пластиковый пакет или плотную бумагу, перевязав или заклеив обертку. Тяжелые и крупные вещи нужно отправлять в коробке, мешке или обшитые плотной […]
  • Договор поставки корпусной мебели Договор поставки мебели Срывы сроков по договору поставки мебели… Вопрос юристу: 28 января 2012 года я заключила договор с мебельным магазином на поставку импортной мебели. В связи с тем, что мебель заказывается за границей, срок поставки был обозначен 1 мая 2012 года. Был составлен […]
  • Тест бюджетный учет и отчетность ответы Тест бюджетный учет и отчетность ответы Ответы на тесты для бюджетх организаций 1. Классификация операций сектора государственного управления (далее КОСГУ) используется: Вариант 2: для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной […]