Меню

Социальные пособия в японии

Выплаты социальные: виды и размеры

В России есть немало категорий граждан, которые нуждаются в материальном обеспечении. Специально для них существуют разные выплаты социальные. Виды этих государственных пособий зависят от группы, которую человек представляет. Подобные выплаты осуществляются за счет Федерального бюджета страны.

Как назначаются пособия?

Некоторые социальные выплаты призваны замещать заработки лиц, которые они утратили по уважительным причинам. А другие представляют собой материальную поддержку разных групп населения. К первой категории относят пособия по временной недееспособности, безработице и т.д., а ко второй – единовременные выплаты социальные, виды которых зависят от целевых назначений. В частности, это касается пособий на воспитание детей.

Основная классификация

Существуют разные виды социальных выплат, которые предусмотрены для граждан РФ. В зависимости от назначения и категории лиц. Они бывают единовременными и регулярными.

  • пенсии;
  • трудовые и социальные пособия;
  • семейные средства;
  • региональные пособия.

А если говорить про единовременные социальные выплаты, виды их, в основном, направлены на поддержку определенных категорий, в частности это касается молодых семей и выпускников вузов:

  • материнский капитал;
  • выплаты для беременных и при рождении ребенка;
  • социальные пособия для специалистов;
  • региональные программы и многое другое.

И это далеко не полный перечень социальных начислений.

Данный вид социальной помощи производится государством через специальные органы, средства в данном случае выделяются из фонда, предназначенного именно для этих выплат.

Виды и размеры социальных выплат, пенсии в частности, зависят не только от заработков граждан, но и рода деятельности. Так, бывшие военные или работники внутренних органов могут рассчитать на те или иные бонусы к основным пособиям.

Что касается размеров, то средняя страховая пенсия в России составляет порядка 13 тысяч рублей, а если она была назначена по гособеспечению, то 8,5 тысяч соответственно.

Трудовые и социальные пособия

Первый вид выплат назначается гражданам, которые состоят в отношениях с предприятием и по определенным причинам утратили трудоспособность на время. Пособия данного вида финансируются за счет страховых компаний. Размер выплат зависит от заработков гражданина. Сюда относят пособия беременным и молодым матерям от предприятий, помимо единовременных и прочих поступлений.

Социальные пособия финансируются государственными фондами. Их назначают нетрудоспособным и неработающим гражданам, которые не могут рассчитывать на трудовые пенсии и прочие виды обеспечения. Помимо молодых мам, их получают инвалиды и недееспособные граждане разного возраста.

Семейные пособия

Данные виды социальных выплат предназначены с целью материального обеспечения тех семей, которые несут дополнительные расходы, в связи с воспитанием детей и другими случаями. Они могут назначаться как дополнительная помощь, независимо от других доходов людей. Размер устанавливается в зависимости от минимальной заработной платы. К таким пособиям относят пенсии для обеспечения детей-инвалидов, выплаты для матерей-одиночек, малообеспеченных и многодетных семей.

Льготы и натуральные виды помощи

Наряду с выплатами, существуют прочие социальные программы для тех, кто в них нуждается. К ним относятся льготы и натуральное обеспечение.

Первая категория – это когда государство частично или целиком оплачивает коммунальные услуги, транспорт, лекарства, учебу и путевки в детские лагеря или санатории для старших людей.

А под натуральным обеспечением понимают передачу в собственность или на временное пользование тех или иных материальных ценностей. Например, инвалиды могут получить средства передвижения или прочие изделия, обеспечивающие комфорт.

Разные виды социальных выплат согласовываются как на федеральном, так и на региональном уровне.

Помощь безработным

Согласно соответствующему Федеральному закону, лица, которые по тем или иным причинам лишены трудовой деятельности, но при этом являются дееспособными, могут рассчитывать на такие материальные компенсации, как:

  • пособие по безработице;
  • стипендиальные выплаты при профессиональной подготовке, повышении квалификации или курсах переподготовки;
  • оплата общественных работ;
  • возмещение затрат при переезде на новое место, в связи с трудоустройством по предложению центра занятости.

Нововведения — 2016

В нынешнем году правительство РФ и Госдума приняли решения, которые направлены на экономию федеральных и региональных бюджетов и они касаются непосредственно социального обеспечения.

Согласно им, круг получателей пособий и льгот значительно сузился, он сформирован, исходя из принципов нуждаемости той или иной группы. Также было принято решение не проводить индексацию социальных выплат, которая проводилась регулярно до этого в начале каждого года. Оставили лишь повышение на величину фактической инфляции – 2015, она действует с февраля.

Детские пособия

Данные выплаты, как уже упоминалось ранее, бывают ежемесячными и единовременными.

Чтобы получить выплату, мама обязана обратиться по месту работы, а если она ее не имела, тогда в орган социальной защиты населения.

Аналогичную сумму получают от государства и приемные родители, которые берут на иждивение приемного ребенка. Она гораздо выше, если на попечение принимается несколько детей, приходящиеся друг другу родственниками или же малыши с теми или иными отклонениями.

Помимо единовременной выплаты, родители получают пособие, пока ребенку не исполняется 1,5 года. При повторном пополнении семья получает сертификат на материнский капитал, достоинством в 450 тысяч рублей. Его можно вложить в недвижимость, обучение или накопительную пенсию.

Виды государственных социальных выплат в России достаточно разнообразны, все зависит от материального положения граждан, категории (пенсионер, инвалид, молодая мама и т.д.), а также региона проживания.

Социальное обеспечение населения: опыт Японии

СЕДА МАРКАРЬЯНЦ
доктор экономических наук,
ведущий научный сотрудник Института востоковедения
Российской академии наук

• Баланс между затратами на социальное обеспечение и налоговым бременем — важный фактор создания общества благосостояния
• При реформе системы социального обеспечения особое внимание уделяется лицам пожилого возраста и подрастающему поколению

В Японии, которая позже западных стран вступила на путь капиталистического развития, система социального обеспечения долгое время находилась в зачаточном состоянии. Население рассчитывало в основном не на помощь государства, а на финансовую поддержку членов семьи, соседской общины, частных предприятий. Специальных законов в этой сфере практически не существовало.

В ходе послевоенных демократических реформ проблеме социального обеспечения уделялось большое внимание, была разработана его концепция и соответствующая юридическая база.

Концепция социального обеспечения предусматривает гарантию минимального уровня жизни и стабильного существования всех членов общества, что достигается совместными усилиями государства и частного предпринимательства при координирующей роли правительства в лице министерства здравоохранения и социального обеспечения. Особое значение придается поддержанию баланса между затратами общества и каждого индивидуума с тем, чтобы люди получали социальную помощь, соотносимую со средним доходом работника, но не выше его.

Сегодня японцы ощущают себя достаточно защищенными в социальном плане, хотя многие проблемы еще ждут своего решения.

Законодательная база

Катастрофическое положение страны после поражения во второй мировой войне (гиперинфляция, массовые банкротства фирм, особенно в военной промышленности, безработица, миллионы беженцев из бывших колоний, значительное число сирот и жертв войны), приведшее к беспрецедентному падению жизненного уровня подавляющей массы населения, требовало безотлагательного принятия законов по социальному обеспечению.

В 1946 г. был принят, а в 1950 г. дополнен Закон о национальном вспомоществовании нуждающимся, который заменил законы 30-х годов. Одновременно вошли в силу новые для страны законы о благосостоянии детей (1947 г.) и нетрудоспособных (1948 г.). Разработанное в этот же период трудовое законодательство (Закон о профсоюзах 1945 г., законы 1947 г. о трудовых стандартах, страховании по безработице, страховании наемных работников) гарантировало работникам минимальные условия существования.

По мере улучшения экономического положения страны правительство усиливает внимание к вопросам социальной защиты населения, расширяя рамки действия системы социального обеспечения. Осуществление вступившего в силу в 1961 г. Закона о национальном страховании здоровья возлагалось на органы местного самоуправления. В 1959 г. был принят Закон о национальных пенсиях, распространявшийся на все группы населения. Поправки 70-х годов к обоим законам значительно увеличили размеры выплат ряду категорий граждан.

Новые реалии дали возможность принять ряд законов по оказанию помощи лицам пожилого возраста, матерям-одиночкам и тем, кто не в состоянии полностью обеспечить себе прожиточный минимум. Речь идет о законах, касающихся благосостояния лиц пожилого возраста (1963 г.), материнства и детства (1964 г.), пособий на детей (1964 и 1971 гг.).

В условиях перестройки национального хозяйства, вызванной экономическим и структурным кризисами середины 70-х годов, которые привели к замораживанию заработной платы и увеличению неполной занятости, появилась необходимость внести коррективы в систему социального обеспечения. В 1974 г. был принят Закон о гарантии найма, который заменил Закон о страховании по безработице. Он отличался комплексным подходом к данным проблемам и предусматривал помимо выплат по безработице меры по ее предотвращению, обеспечению стабильной занятости и получению новой квалификации.

С начала 80-х годов в условиях устойчивого экономического положения началась реформа всей системы социального обеспечения. Необходимость ее была вызвана прежде всего изменением демографической ситуации, в частности старением населения, а также активным выходом женщин на рынок труда. Если в 1950 г. лица в возрасте 65 лет и старше составляли 5% численности населения, то в 1990 г. — уже 12%. Предполагается, что данный процесс будет активизироваться и к 2025 г. показатель достигнет 25%. Это связано с резким увеличением продолжительности жизни и значительным сокращением рождаемости (доля детей до 14 лет в общей численности населения снижается с 35% в 1950 г., до 18 в 1990 г. и 15% в 2025 г.).

Демографические сдвиги поставили перед системой социального обеспечения проблемы изыскания дополнительных средств для выплат увеличивающейся категории лиц пожилого возраста и создания достойных условий жизни для тех из них, кто проживает отдельно от детей (следствие изменения внутрисемейных отношений).

Читайте так же:  Наследственный договор в рф

Приступая к реформе системы социального обеспечения, правительство пошло по пути унификации различных форм страхования здоровья и пенсионного обеспечения, чтобы создать примерно одинаковые условия для различных категорий населения при снижении бремени его затрат в целом. Особое внимание уделяется лицам пожилого возраста и подрастающему поколению.

В 1986 г. введен в действие Закон о стабилизации найма для лиц пожилого возраста. Это связано со старением рабочей силы, с одной стороны, и желанием этой категории наемных работников продолжать трудиться — с другой. Кроме того, правительство считало необходимым разработать специальные государственные программы по совершенствованию системы социальной защиты и обеспечению хороших условий жизни пожилых людей

В результате лица пожилого возраста не только получают дополнительный доход, но и остаются в системе привычных социальных связей. Поскольку им приходится часто менять профессию, создаются специальные центры переподготовки. Многие пожилые люди находят затем работу на мелких предприятиях, в ремонтных мастерских, сфере общественного питания, розничной торговле.

В 1989 г. правительство приняло «золотой план» — 10-летнюю стратегию улучшения медицинского обслуживания и повышения благосостояния лиц пожилого возраста. Она нацелена на создание системы обслуживания людей этой возрастной категории на дому и строительство домов-пансионатов с полным набором услуг. Принятие Закона об оказании помощи на дому вошло в программу всех политических партий на последних выборах в палату представителей в октябре 1996 г. С 1993 г. к реализации «золотого плана» подключились органы местного самоуправления, которые разрабатывают конкретные программы на местах (создаются, например, специальные станции для оказания медицинской помощи престарелым на дому).

Данный план, расширенный и дополненный в 1994 г., назван «Новым золотым планом» и предусматривает увеличение набора услуг, оказываемых пожилым людям. В частности, к 1999 г. предполагается увеличить число лиц, занятых их обслуживанием на дому, до 170 тыс. против 31,5 тыс. в 1989 г. Для подготовки соответствующего законодательства при министерстве здравоохранения и социального обеспечения создан Исследовательский центр по выработке комплексной системы оказания помощи лицам пожилого возраста.

Предметом особой заботы в системе социального обеспечения является создание условий для повышения рождаемости и защиты детства. Низкий уровень рождаемости связан наряду с другими причинами с желанием многих японских женщин получить высшее образование, отложить обзаведение семьей на более позднее время, работать не только для повышения материального уровня, но и самовыражения. Поэтому важной социальной проблемой стала необходимость обеспечить женщине условия, позволяющие рожать и воспитывать детей не бросая работы.

Первую лепту в ее решение внес закон по обеспечению равных возможностей найма для мужчин и женщин (1985 г.), который формально создавал юридическую базу для социальной защиты женщин. Закон об отпусках по уходу за детьми (1991 г.) предусматривал предоставление такого отпуска одному из родителей до достижения ребенком одного года. Согласно поправкам к Закону о страховании наемных работников, принятым в 1994 г., во время отпуска по уходу за детьми гарантируются выплаты в размере 25% заработной платы. Внесенные в 1994 г. изменения в законы о страховании здоровья и пенсионном страховании наемных работников предусматривали освобождение от взносов в страховые фонды на период отпуска по уходу за детьми, что составляет примерно 12% общей суммы выплат наемных работников.

Финансовая база

Хотя расходы на социальное обеспечение нередко обгоняли темпы экономического роста, достигнув в 1992 г. 15% национального дохода (против 4,9% в 1960 г.), Япония до сих пор по данному показателю отстает от других развитых стран. Это связано с тем, что пенсионная система в ее нынешнем виде существует сравнительно недавно и поэтому не так много людей получает высокие пенсии. Кроме того, в Японии значительно ниже сумма выплат на оказание вспомоществования людям преклонного возраста и детям. Невелики также расходы на выплаты по безработице ввиду ее незначительного уровня.

Финансовая база расходов на социальное обеспечение складывается из страховых взносов наемных работников и предпринимателей (в 1992 г. — свыше 60%), государственных средств (около 20%), доходов от активных финансовых операций (свыше 12%) и пр. Эта структура за последние десятилетия не претерпела существенных изменений за исключением роста доходов от активных финансовых операций (за счет увеличения пенсионного фонда) и снижения доли средств государственного бюджета (при постоянном повышении удельного веса затрат на социальное обеспечение в расходной его части).

В структуре выплат в системе социального обеспечения с начала 80-х годов произошли серьезные изменения: размеры пенсионных средств превысили расходы на страхование здоровья, составив в начале 90-х годов свыше 50% выплат. Подобная ситуация характерна для всех развитых стран. Особенностью Японии является небольшая сумма выплат по линии общественного вспомоществования неимущим.

Из общей суммы, выделяемой на социальную защиту населения, около 88% тратились в 1992 г. на социальное страхование (против 70% в 1965 г.). Оно включает в себя страхование здоровья, страхование лиц пожилого возраста при повторном найме (еще не существовавшего в середине 60-х годов), пенсии (которые за это время увеличились в несколько раз), страхование наемных работников и компенсации при несчастных случаях. Оставшиеся средства идут на выплаты пособий на детей (таких выплат не существовало до принятия закона 1971 г.), программы временного обеспечения прожиточного минимума для лиц, потерявших трудоспособность, помощь жертвам войны и пр.

В соответствии с правительственной стратегией превращения Японии в «сверхдержаву качества жизни» на базе ее экономических достижений к 2025 г. планируется поднять расходы на социальное обеспечение до 28,5 — 32,5% национального дохода (теперешний уровень таких стран, как Германия или Франция). Для этого предусмотрено повысить общую сумму налоговых поступлений и выплат на социальное страхование. Их доля по отношению к национальному доходу достигнет к этому сроку 49,5-53,5% (в 1960 г. — 22,3%, в 1992 г. — 38,1%).

Кроме того, предполагается изменить структуру расходов в системе социального обеспечения. Если сейчас затраты на выплату пенсий, страхование здоровья и вспомоществование нуждающимся составляют соотношение 5:4:1, то к 2025 г. оно примет вид 5:3:2. Имеется в виду повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся, в частности детей и пожилых людей.

Для реализации этих планов в 90-е годы проводится налоговая реформа, основная цель которой содействовать созданию общества благосостояния. Реформа предусматривает сокращение с 1995 г. подоходного налога и увеличение с 1997 г. потребительского (с 3 до 5%). Предполагается, что последний будет повышаться по мере необходимости. Серьезное внимание обращается на поддержание баланса между затратами на социальное обеспечение и налоговым бременем.

Структура социального обеспечения

Структура социального обеспечения носит комплексный характер. Она включает выплаты, гарантирующие минимальный доход (пенсии, обеспечение нетрудоспособных), страхование здоровья, вспомоществование нуждающимся. Концепция системы социального обеспечения базируется на том, что для ее нормального функционирования необходимы усилия не только государства и бизнеса, но и каждого отдельного человека.

n Наибольшие суммы в структуре социального обеспечения идут на пенсионные выплаты. Начиная с середины 80-х годов осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы, которая достаточно сложна и многослойна. Задача реформы — унифицировать ее и сделать двухслойной, т.е. состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам.

Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 1/3 обеспечивается средствами государственного бюджета, 2/3 — различными страховыми пенсионными фондами (имеются, например, фонд базовой пенсии по старости или фонд потерявших кормильца). Каждый вносит в тот или иной фонд около 100 долл. в месяц (1994 г.). На создание пенсионных фондов работает практически все население в возрасте от 20 до 60 лет. В середине 90-х годов базовая пенсия составляла 65 тыс. иен (примерно 600 долл.). Таким образом, семейная пара пенсионеров располагала доходом в 1200 долл.

Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсия составляет около 70% месячной заработной платы (без бонусов) работника-мужчины. В этом случае доход семейной пары пенсионеров складывается из базовых пенсий мужа и жены плюс пенсия по страхованию наемного работника. В 1994 г. в совокупности это составляло в среднем свыше 2200 долл.

Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций.

Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний страховой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет.

n Второй компонент системы социального обеспечения — страхование здоровья. Существуют шесть альтернативных систем, которые охватывают все население:

• страхование здоровья наемных работников частного сектора;

Государственные социальные пособия в 2019 году

Государственные социальные пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ и служат дополнением к основному источнику средств к существованию.

Система государственных пособий в России за последние годы претерпела существенные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни — в экономике, политике, социальной структуре общества. В сложных экономических условиях принимались меры, направленные на совершенствование системы пособий с целью усиления социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, граждан, потерявших работу.

Многочисленные виды пособий в системе социального обеспечения классифицируются по различным основаниям:

  • По целевому назначению пособия:
    • Пособия, компенсирующие заработок полностью или частично;
    • Пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь.
  • По продолжительности выплаты пособия:
    • Единовременные выплаты
    • Ежемесячные пособия
    • Ежегодные выплаты
  • По категории получателей:
    • Пособия на детей
    • Пособия детям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы
    • Пособия по безработице
    • Социальные пособия вынужденным переселенцам
Читайте так же:  Приказ мвд от 11 марта 2012 года

Помимо государственных социальных пособий, назначаемых отдельным категориям граждан по вышеприведенным ссылкам, отдельными федеральными нормативными актами предусмотрены также следующие виды социальных пособий:

Размер социальных пособий в 2019 году

  • Пособие по временной нетрудоспособности

При заболевании или травме застрахованного лица, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения — выплата пособия за счет средств ФСС РФ производится с четвертого дня, в остальных случаях — с первого дня нетрудоспособности при страховом стаже

  • до 5 лет — 60% среднего заработка;
  • от 5 до 8 лет — 80% среднего заработка;
  • 8 и более лет — 100% среднего заработка,

за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, на который начисляются страховые взносы в ФСС, не превышающего предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленную на 2017-2018 годы (755 000 руб. и 815 000 за соответствующие календарные годы).

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев — в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ*.

Основание для назначения:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 183)
  • Федеральный закон от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»
  • Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ст. 3, 7, 14)
  • Пособие по безработице
    • Для граждан, признанных в установленном порядке безработными, – в размере 1500 и 8000 рублей (минимальный и максимальный размер соответственно);
    • Для граждан предпенсионного возраста, признанных в установленном порядке безработными, – в размере 1500 и 11 280 рублей (минимальный и максимальный размер соответственно).

    Основание для назначения:

    • Федеральный закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
    • Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2018 года №1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год»
  • Единовременное пособие гражданам при возникновении поствакционального осложнения
    • при возникновении поствакцинального осложнения — 10000 руб.;
    • в случае смерти гражданина, наступившей вследствие поствакцинального осложнения — 30000 руб. каждому члену его семьи

    Основание для назначения:

    • Статья 19 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»
    • Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1013
  • Социальное пособие на погребение
    • В размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 5946,47 руб.** В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.

    Основание для назначения:

    • Статья 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2010 г. N 813 «О сроках индексации предельного размера стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, подлежащей возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также предельного размера социального пособия на погребение»
  • *) Применение минимального размера оплаты труда регулируется Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». С 1 января 2019 года МРОТ установлен в размере 11 280 руб.

    **) Размер социального пособия на погребение проиндексирован с 1 февраля 2019 года исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2018 год. Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 24 января 2019 г. N 32 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2019 году” в размере 1,043.

    В субъектах РФ назначается ряд региональных социальных пособий. Подробнее познакомиться с правилами назначения, категориями получателей и размерами социальных пособий в своем регионе проживания можно в разделе «Социальная поддержка в регионах».

    Новости по теме

    Когда речь заходит об иждивенцах, то в первую очередь вспоминаются дети, хотя иждивенцами могут быть и престарелые родители.Сейчас мы поговорим о детях. Иждивенцами могут быть не обязательно родные дети. Старшие могут взять опеку над младшими братьями и сестрами, внуками при условии отсутствия у них родителей.

    Эксперты института Минфина считают, что бюджетников и силовиков следует вывести из системы соцподдержки.

    Согласно результатам исследования Высшей школы экономики (ВШЭ) и Российского государственного социального университета (РГСУ), только 13% молодых людей готовы воспитывать трех и более детей. 39% заявили о желании иметь двух детей, 48% — одного ребенка.

    социальная политика / Социальная политика в Японии

    Социальная политика: Учебник для студентов и слушателей ВУЗов экономических и неэкономических специальностей/ Волгин, Н.А. — М.: Экзамен, 2003.- 736 с.: ил.

    Глава 4.7 Зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики // Волгин, Н.А Социальная политика.- Москва, 2003.- C. 645-663 / Национальные основы и особенности формировании и реализации социальной политики в Японии

    Национальные основы и особенности формирования и реализации социальной политики в Японии

    Социальная политика в Японии на стадии формирования и реализации рас сматривается в общей концепции государтсвенного регулирования национальной экономики обеспечивающей условия для ее развития, роста благосостояния гpaж дан и социальной безопасности населения Однако иногда считают, что в Японии ослаблена роль государства в регулировании экономики и развитии социально-трудовых отношений Действительно, поверхностный взгляд на опыт этой страны вроде бы подтверждает сказанное Государство например, не является напрямую субъектом трипатизма и социального партнерства Но более глубокий анализ-японского опыта свидетельствует об обратном — государственное влияние присутствует везде и во всем Другое дело (и это японские традиции) формы, методы и механизмы влияния государства на экономику и социальные отношения не за метны, ненавязчивы, эластичны и оригинальны В частности в области профобу чения, государство устанавливает единые стандарты, которые все обязаны выпол нять Такой же инструмент оно использует при регулировании проблем занятости найма, оплаты труда и т д

    Опыт Японии свидетельствует о том, что в этой стране успешно, с пользой для дела, используется очередной пятилетний плaн. Егo характерные особенно сти — прозрачность, коллективизм в процессе разработки и выполнения, большое воспитательное значение Проекты пятилетних планов активно обсуждаются в коллективах, на предприятиях, в учебных и научных организациях В ходе этого японцы понимают, что в конечном счете все что там запланировано, направлено на развитие человека, рост ею благосостояния и качества жизни По этому отсутствует формализм, все население заинтересовано в реализации пла нов социально-экономического развития, которые объединяют людей, интегри руют их интересы, творчество, интеллект и действия При таком подходе нерешаемых задач не бывает Ведущая роль в разработке процедуре принятия и реализации планов и социальных программ принадлежит институту государст венной службы

    Формирование и реализация социальной политики, развитие социально-трудовых отношений в Японии происходит под воздействием пяти известных во всем мире систем, основанных на традициях и философии народа Утверждают, что именно на их основе и зиждется так называемое «японское чудо» — стреми тельное вхождение Японии в состав самых высокоразвитых стран мира.

    В их структуру входят

    система пожизненного найма,

    система кадровой ротации,

    система подготовки на рабочем месте,

    система оплаты труда

    Прежде чем дать краткий анализ перечисленным системам, отметим одно общее принципиально важное обстоятельство Ценность и причина действенно сти этих систем в том, что это не набор отдельных элементов а системы в единой системе. Каждая из них, дополняя другую, является основой и условием сё функционирования, способствует запуску следующих и эффективной их работе. Одна сис-тема не существует без другой. В сумме они составляют единый сложный механизм, формирующий мощную мотивационную среду, направленную на подготовку высокопрофессиональных работников и полную реализацию их физических, творческих и интеллектуальных способностей, что обеспечивает повышение производительности труда, экономически рост стране и высокий уровень жизни населения.

    Первым, ключевым элементом единого механизма японской системы подготовки и использования кадров является система пожизненного найма. В классическом виде в настоящее время она применяется лишь на некоторых крупных предприятиях и государственной службе. В остальных случаях нет юридически оформленного официального пожизненного найма. Скорее, речь идет о джентель-ментском соглашении между работодателем и наёмным работником. Однако па практике все предприятия, включая средние и малые, работают в режиме пожизненного найма. Это объясняется тем, что устроившись в организацию, на человека «обрушивается» поток различных материальных льгот и стимулов, которые усиливаются и добавляются пропорционально его стажу в данной фирме. Поэтому уходить из нее до предельного возраста — значит много потерять.

    Следующая важная составляющая единого японского механизма подготовки кадров на предприятиях — система ротации. Её суть в перемещении работников по горизонтали и вертикали через каждые 2-3 года выполнения функций на определенном рабочем месте. Ротация проводится без согласия работника. Критерий здесь прост и понятен — он поступил на предприятие и с ним могут делать всё, что приносит эффект компании.

    Согласие профсоюза требуется лишь в том случае, если перемещение работника связано с переездом в другой город, регион. Ежегодно один раз в год (в аи-реле) выпускники школ, колледжей, высших учебных заведений трудоустраиваются на предприятия, в организации и учреждения. Даже выпускники вузов, в том числе самого престижного Токийского университета, попав в ту или иную компанию, не ставятся сразу на руководящие должности, а начинают трудовую биографию с самых неквалифицированных рабочих мест. В этом есть свое бесспорное преимущество. В последствии такого специалиста, руководителя, в тонкостях знающего всю специфику своей организации, сложно завести в заблуждение и меньше вероятности принятия им непрофессиональных решений. Система ротации обеспечивает гибкость рабочей силы и повышает уровень ее компетентности, квалификации и конкурентоспособности. Как правило, после нескольких (двух-трех) перемещений «белых» и «синих воротничков» по горизонтали, следует ротация по вертикали, т.е. повышение в должности, перевод на более высокооплачиваемую должность. Ротация способствует расширению кругозора, развитию более широкого взгляда работника на свою организацию. Приведем лишь один пример. Не секрет, как правило, госслужащие наших министерств и ведомств могут достаточно квалифицированно и обстоятельно говорить о проблемах, которыми занимается их структурное подразделение. Налицо узкая специализация. В Японии, например, начальник отдела занятости Министерства труда глубоко и профессионально знает весь спектр социально-трудовых вопросов (само собой, проблемы занятости не хуже — оплат труда социальною партнерства, рынка труда и т д и т п ) Он в процессе ротации изучал и прошел все эти участки работы и знаком с ними достаточно обстоятельно.

    Читайте так же:  Можно оформить 2 сотки земли

    Критики системы ротации говорят что она в какой то мере «душит» инициативу, является тормозом работы на перспективу Мол, человек знает, что будет работать на этом участке два-три года поэтому зачем ему думать о новых идеях и технологиях на будущее Таких аргументов недостаточно для подобной оценки Во-первых, как показывает наш российский опыт работа специалиста десятилетиями на одном месте гасит его творчество и инициативу, работать ему неинтересно так как он не видит перспективы Есть и другое весомое обстоятельство, гарантирующее в условиях ротации не только добросовестную, качественную но и творческую, перспективную деятельность всего персонала Это система репутаций Суть ее в том, что где бы не работал сотрудник, специалист, он обязан выполнять свои обязанности так, чтобы при переходе через два-три года на новое место за ним за крепилась репутация прекрасного, инициативною работника и порядочного чело века Для этого на каждого из них составляется письменная характеристика Объективность характеристик обеспечивается ежедневными проверками человека в форме опроса коллег, подчиненных начальников, клиентов и т. д. Характеристика, следуя за специалистом влияет на ротацию и определяет как правило его даль нейшую трудовую карьеру

    Решающая роль в обеспечении эффективности работы персонала принадле жит обучению и переподготовке работников Хотя ключевое значение при этом отводится подготовке на рабочем месте, которую в Японии называют системой ОЧТ Это элемент системы пожизненного найма Японские организации пред приятия и госслужба не требуют от школ и вузов специальной подгоювки Они сами затем «доводят» обучение своего работника (бывшего выпускника школы) до уровня, нужного этой организации В Японии образовательные функции четко разделены между школьным образованием, обеспечивающим фундаменталь ное обучение, и внутрифирменным, обеспечивающим профессиональное обучение Кроме ОЧТ подготовкой, например госслужащих также занимается институт повышения квалификации при Управлении по делам персонала При чем, что характерно и отличается от российской практики, как говорится, с гоч ностью до наоборот, в Японии переподготовку и повышение квалификации во внешних организациях проходят госслужащие уровня до начальника отдела ми нистерства, ведомства, управления и заместителя мэра провинции включительно Как известно в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, как правило, обучаются руководители начиная с долж ности начальников отделов федеральных органов управления (высшие главные и ведущие категории госслужащих) И в этом нет никакою противоречия, ибо в Японии на госслужбу не попадают случайные люди Начальники департаменте министры и их заместители, мэры провинций и тд в свое время, прохочя ступе ни ротаций, занимали более низкие должности Поэтому все они неоднократно имели уже подготовку на рабочем месте и повышали квалификацию во внешних учебных заведениях Занимающих высокие должности считают в Японии, учить нецелесообразно Они проходят лишь стадии самоподготовки и самообразова ния

    Высокая результативность труда персонала, в том числе государственных слу жащих, во многом обеспечивается созданием действенных систем их мотиваций и, прежде всего, оплаты труда Размер заработной платы (оклада) госслужащих опре деляется двумя обстоятельствами фадацией (разрядом), соответствующей должности работника (квалификации) и ступенью, определяемой возрастом (стажем) сотрудника В разрабатываемых типовых сетках по оплате труда госслужащих одиннадцать градаций и тридцать две ступени Учет результатов работы госслу жащего осуществляется периодичностью (скоростью) перевода ею из одной гра дации в другую

    Следующая, более высокая ступень по оплате труда, присваивается через каж дый год (максимум два) работы Например, госслужащий по своей должности имеет шестую градацию, а по стажу работы — 21 степень Тогда его должностной оклад в месяц составит 410 2 тыс. йен Через год он перешет на 22 ступень Долж ностной оклад увеличивается до 4283 тыс йен Оплата труда государственных служащих имеющих уровень градации выше одиннадцатого производится по другой сетке (это министры заместители министров, начальники департаментов и их заместители)

    Для государственных служащих Японии, как и для работников частного секто ра, кроме оплаты труда предусмотрены выплаты некоторых видов пособий (семейное пособие, в том числе на детей, транспортное пособие или оплата стоимо сги бензина личного автомобиля, региональные пособия, пособия за особые условия груда) Пять должностных окладов в год выплачивают в виде бонусов (08 — в марте, 2 — в июле, 22 — в декабре)

    Ежегодно Управление по делам персонала изучает уровень оплаты труда гос служащих по всем градациям и ступеням с учетом их квалификации, образования и тд в сравнении с заработками работников производственного (частного) секто ра Для этого обследуются частные предприятия с численностью работающих бо лее 100 человек В Японии всею свыше четырех миллионов предприятий из них для корректировки уровня оплаты труда государственных служащих изучается 38107 предприятий (производственных единиц) В соответствии с Законом о ста тистике частный сектор обязан предоставить достоверную информацию по зара бот ной плате сотрудников ибо от этою зависит динамика и оплата труда госспу жащих

    Эти данные публикуются в печати, сравниваются с уровнем оплаты труда на государственной службе и приводят их в соответствие Те уровень оплаты труда госслужащих прямо пропорционально зависит от оплаты труда в сфере материаль ного производства Думается, что это вполне разумно и научно обосновано Логи ка рассуждений здесь следующая в конечном счете основная задача госслужбы — через экономический рост обеспечить высокие заработки и достойный уровень жизни населения Если растет зарплата в производственной сфере, то увеличива ются макроэкономические показатели страны (ВВП, ВНП и г д ), поскольку оплата труда работников предприятий тесно связана с конечными производственными ре зультатами Следовательно, есть экономическая и моральная основа для адекват ного повышения окладов государственным служащим, которое утверждается решением парламента Еспи заработная плата работников производственного сектора сокращается, соответствующие пересчеты в сторону уменьшения делаются по окладам госслужащих

    В заключении данной главы на примере регулирования оплаты труда отметим еще одно принципиальное положение, которое распространяется и на многие другие направления государственной социальной политики (социальной защите, пенсионной системе, охране труда и т.д.), проводимой в этой стране.

    В частности, в Японии — сколько предприятий и организаций, ориентировочно столько же форм, систем и моделей оплаты труда. Однако это не означает полной анархии в системах стимулирования персонала. Просто подходы здесь иные. Государство задает ключевые требования к системам оплаты труда (ее зависимость от квалификации, стажа, реальных результатов работы человека и т.д.), а конкретные механизмы их реализации выбирает само предприятие или учреждение 1 . Кто, как не оно, знает лучше свои особенности, сильные и слабые стороны, качественный состав и т.д. Ему (учреждению, предприятию) и только ему и карты в руки -довести идеи и требования государства до конкретных методик и инструментов их выполнения.

    Волгин Н А Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем -М Экономика, 1998

    Кейзы как эффективная форма обучения экономистов и менеджеров фено мен, методика составления и использования -М РАУ, 1994

    Государственная служба за рубежом Социальная политика стран FC При оритеты, механизмы совершенствования Реферативный бюллетень (W Hanesch. Soziale Sicherung im europaischen Vergleich «Aus Pohtik und Zeitgeschithte» 1408 1998, s. 15-26)

    Социальные реформы в странах с переходной экономикой Проблемы и опыт /Подред С В Кадомцевой М ИКЦ «ДИС», 1997

    Социальная сфера жизни общества и политика Учебно-методическое посо бие — М РАГС, 1998

    Реформы здравоохранения в Европе анализ нынешних стратегий Резюме Всемирная организация здравоохранения Европейское региональное бюро Ко пенгаген 1996

    Экономика труда и социальные отношения Курс ключевых лекций / Под ред Волгина Н А , Ракитского Б В — М Изд-во РАГС, 1998.

    Читайте так же:

    • Куда можно пожаловаться анонимно Жалоба на работодателя - иногда необходимая мера Если не оплачивают больничный, не предоставляют отпуск, заставляют трудиться сверхурочно, задерживают зарплату, вы можете пожаловаться на работодателя. Ведь в его обязанность входит, к примеру, хотя бы раз в полмесяца в одно и то же число […]
    • Заявление на закрытия ип р26001 Закрытие ИП в 2019: бланк заявления Р26001 и образец Чтобы расстаться со статусом индивидуального предпринимателя, нужно подать в свою «родную» налоговую заявление на закрытие ИП. И лучше с этим не тянуть, поскольку формальное прекращение деятельности не избавит вас от уплаты страховых […]
    • Приказ росаэронавигации 119 2007 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Росаэронавигации от 28.11.2007 N 119 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "РАЗМЕЩЕНИЕ МАРКИРОВОЧНЫХ ЗНАКОВ И УСТРОЙСТВ НА ЗДАНИЯХ, СООРУЖЕНИЯХ, ЛИНИЯХ СВЯЗИ, […]
    • Заявление на почту о возврате денег Как написать заявление на возврат товара Возврат недавно приобретенных покупок – явление не такое уж редкое. Связать это можно с тем, что процедура возврата достаточно проста – нужно всего лишь прийти в магазин, где было куплено изделие и написать соответствующее заявление. Что можно, а […]
    • Онлайн страховка ресо Электронный полис ОСАГО в РЕСО-Гарантия Электронный полис ОСАГО в Ресо Ресо-Гарантия – универсальная страховая компания, появившаяся на рынке финансовых услуг в 1991 году. За все время своей деятельности фирма получила лицензию более чем на 100 видов страховых услуг. Отдельное внимание […]