Меню

Нк рф госпошлина ст 33324

Государственная пошлина

  • Налоги и налоговая система
  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Налоговые органы
  • Налоговые проверки
  • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
  • Налоговое администрирование и налоговый контроль
  • Упрощенная система налогообложения
  • Принципы налогообложения
  • Функции налогов

Государственная пошлина

Государственная пошлина — денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы и т. п.) за совершение действий в интересах организаций и отдельных физических лиц и выдачу документов, имеющих юридическое значение (рассмотрение исковых заявлений, жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридического лица, проспекта эмиссии ценных бумаг и т.д.).

А современных условиях взимание государственной пошлины регулируется главой 25.3 Налогового кодекса России и определяется как сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям, а выдача копий документов не признается таковыми.

Государственная пошлина включена в российскую налоговую систему, поэтому ее можно считать разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключается в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на нее общих условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 Налогового кодекса. Отличие же госпошлины от налогов состоит в целевом ее характере и возмездное™.

Являясь федеральным сбором, государственная пошлина обязательна к уплате на всей территории России. Суммы пошлины, согласно статьям 50, 56, 61,611 и612 Бюджетного кодекса, зачисляются по нормативу 100% в доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Плательщики государственной пошлины

Плательщиками государственной пошлины признаются организации, в том числе иностранные, и физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) в случае, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса;
  • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В случае обращения за совершением юридически значимого действия одновременно нескольких плательщиков, не имеющих права на льготы, госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если же среди лиц, одновременно обратившихся за совершением юридически значимого действия, есть лица, освобожденные от уплаты госпошлины, размер последней уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от ее уплаты.

Объектом госпошлины являются услуги государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц. Налоговым кодексом установлен закрытый перечень объектов взимания пошлины, состоящий из 230 видов юридически значимых действий, которые можно объединить в четыре группы (табл. 20).

Характеристика государственных пошлин. Таблица 20

Запросы, ходатайства и жалобы, подаваемые в Конституционный суд (5 видов, ст. 33323)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в арбитражные суды (13 видов, ст. 33321)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции и мировым судьям (14 видов, ст. 33319)

Государственная регистрация актов гражданского состояния (7 видов, ст. 33326)

Государственная регистрация программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы (7 видов, ст. 33330)

Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и прочая государственная регистрация (126 видов, ст. 33333)

Выдача документов, связанных с приобретением (выходом из) гражданства, въездом (выездом) из России (26 видов, ст. 33328)

Осуществление федерального пробирного надзора (6 видов, ст. 33331)

С 29 декабря 2010 г. пошлина не взимается в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных органом или должностным лицом, выдавшим документ, при совершении им юридически значимого действия.

Налоговой базой государственной пошлины является либо сама услуга по совершению юридически значимого действия, либо цена предъявляемого иска.

Налоговый период, определяемый ст. 55 Налогового кодекса, применительно к госпошлине, как правило, отсутствует, что объясняется установленными Кодексом сроками ее уплаты.

Сроки уплаты пошлины предполагают, как правило, ее уплату в предварительном порядке, т. е. до совершения юридически значимого действия. Однако есть два исключения из этого правила, когда пошлина взимается в последующем порядке и когда можно говорить о налоговом периоде, а именно:

  1. в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда, если организации и физические лица выступают ответчиками в судах и решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты госпошлины;
  2. не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в Российском международном реестре судов или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение, в случае обращения за ежегодным подтверждением регистрации судна. Налоговым кодексом установлены индивидуальные размеры (ставки) государственной пошлины в зависимости от органов, совершающих юридически значимые действия, а также характера сделок или выдаваемых документов. Установлены как специфические (твердые), так и адвалорные, а также смешанные ставки налогообложения. Преобладают специфические (твердые) ставки, установленные в рублях. В числе адвалорных, составляющих смешанные ставки, имеют место как пропорциональные, так и прогрессивные ставки.

Пропорциональная пошлина по документам имущественного характера может быть дифференцирована в зависимости от степени родства. В прогрессивной государственной пошлине ставка растет по мере увеличения базы обложения (суммы в исковых заявлениях имущественного характера, образуя сложную прогрессию).

Размеры пропорциональной (прогрессивной) государственной пошлины могут быть дополнительно ограничены минимальным и максимальным пределами. Иногда размер госпошлины дополнительно учитывает единицу объема (постраничное удостоверение документов). Так как объектом госпошлины являются 230 видов юридически значимых действий, приведем лишь некоторые примеры ставок государственной пошлины.

Налоговые льготы при уплате государственной пошлины

По уплате в бюджет государственной пошлины главой 25.3 Налогового кодекса установлено около 90 льгот, которые изложены в статьях 333.35 — 333.39 и которые классифицируются как в разрезе совершаемых юридически значимых действий, так и в зависимости от категории плательщиков и форм совершаемых действий. При этом органам власти субъектов Федерации и муниципалитетами не представлено право устанавливать дополнительные льготы.

Льготы могут быть: условные (проживание совместно с наследодателем на день смерти) и безусловные; частичные (50% для инвалидов 1-й и 2-й групп по нотариальным действиям) и полные.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы и организации, полностью финансируемые из бюджета, учреждения культуры. От уплаты всех видов государственной пошлины освобождены следующие категории физических лиц: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы; участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Льготы установлены также в зависимости от форм совершаемых действий. В частности, от уплаты пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков; истцы — инвалиды I и II группы.

Полное изложение всех льгот в силу их многочисленности не представляется возможным в рамках учебного пособия, поэтому при необходимости следует обращаться к упомянутым выше статьям 333.35 — 333.39 Налогового кодекса.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Безналичная форма уплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении. Наличная форма уплаты госпошлины подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Статьей 333.40 Налогового кодекса предусмотрены основания и порядок возврата или зачета уплаченной государственной пошлины. В частности, уплаченная пошлина должна быть возвращена плательщику частично или полностью в случае:

  • уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса;
  • возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма за- считывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
  • прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Налоговым кодексом предусмотрены также отдельные случаи, когда уплаченная государственная пошлина не возвращается плательщику. В частности, не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.

Не подлежит возврату и государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации. В случае же прекращения государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины. Возврат излишне уплаченной или взысканной суммы госпошлины производится по заявлению плательщика, которое подается в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, к заявлению прилагаются подлинные платежные документы, если же она подлежит возврату частично, — копии платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Читайте так же:  Татищевский район приставы

Плательщик государственной пошлины имеет также право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса.

Согласно Налоговому кодексу, плательщику государственной пошлины предоставлено право получать отсрочку или рассрочку уплаты по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 Кодекса. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении пла- телыциков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина. При этом все эти органы и организации обязаны в порядке, установленном Министерством финансов РФ, представлять в налоговые органы информацию о совершенных ими юридически значимых действиях.

Новая глава НК РФ «Государственная пошлина»

С 1 января 2005 года вступает в силу новый Федеральный закон от 02.11.2004 № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Статьей 2 этого Закона НК РФ дополнен главой 25.3 «Государственная пошлина». Работа над проектом этого Закона, продолалась почти четыре года. Она изобиловала дебатами, столкновениями интересов и точек зрения, компромиссами.//И.Е. Смирнов, Издательская группа «БДЦ-пресс». Методический журнал «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке» № 12/2004

Новая глава НК РФ, введенная в него Федеральным законом от 02.11.2004 № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Закон № 127-ФЗ), впервые была внесена на рассмотрение Госдумы четыре года назад. Отвечая на вопросы корреспондента «БДЦ-пресс» заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам С.И. Штогрин, участвовавший во внесении законопроекта в палату, заметил, что «депутатам удалось остановиться на оптимальном варианте правового документа, представляющего весьма большой интерес для всего нашего общества».

Глава 25.3 «Государственная пошлина», по сути, сводит в один законодательный акт все нормативные положения о порядке и размерах уплаты государственной пошлины, которые были рассредоточены по многим другим правовым документам. Это соответствует проводимой Госудмой и Правительством РФ политике кодификации российского законодательства. Новая глава НК РФ включает в себя следующие положения, по которым уплачивается государственная пошлина:
— по делам, рассматриваемым в судах обшей юрисдикции, мировыми судьями (ст. 33319 НК РФ);
— по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (ст. 33321 НК РФ);
— по делам, рассматриваемым Конституционным судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации (ст. 33323 НК РФ);
— за совершение нотариальных действий (ст. 33324 НК РФ);
— за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами (ст. 33326 НК РФ);
— за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации (ст. 33328 НК РФ);
— за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральных схем (ст. 33330 НК РФ);
— за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора (ст. 33331 НК РФ);
— за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий (ст. 33333 НК РФ).

Как уже указывалось выше, в главе 25.3 «Государственная пошлина» проведена систематизация сборов за совершение различных юридически значимых действий, которые и ранее были предусмотрены российским законодательством. Причем дело не ограничилось только систематизацией. Новой главой расширен и конкретизирован перечень видов юридически значимых действий и документов, за совершение или выдачу которых должностными лицами или органами, взимается государственная пошлина. Юридически значимых действий очень много.

За что же взимается государственная пошлина? Приведем несколько примеров:
— за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц;
— за совершение действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг;
— за совершение регистрационных действий, связанных с паевыми инвестиционными фондами и с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг;
— за совершение действий, связанных с выдачей разрешений на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами территории Российской Федерации;
— за государственную регистрацию морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного плавания, воздушных судов, за выдачу свидетельств о праве собственности на судно, о праве плавания и другие юридически значимые действия;
— за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, когда такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации;
— за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством;
— за право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по палеонтологии и минералогии;
— за совершение действий, связанных с регистрацией политических партий, средств массовой информации.

Глава 25.3 НК РФ значительно отличается от от действовавшего до 1 января 2005 года Закона РФ от 09.12.91 № 2025-1 «О государственной пошлине». Новая глава НК РФ значительно дополнила перечень юридически значимых действий, за совершение которых будет взиматься государственная пошлина. Так, в частности, дополнение указанного перечня повлекло за собой взимание государственной пошлины за следующие действия:
— государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества;
— внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
— государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных с транспортными средствами; за государственную регистрацию воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и т.д. (ст. 33330, 33331, 33333 НК РФ).

В новых ст. 33320, 33322, 33325, 33327, 33329, 33332, 33334 НК РФ установлены особенности порядка уплаты государственной пошлины в условиях всех возможных для нашей экономической реальности ситуаций. В ст. 33335 — 33339 определены льготы по уплате государственной пошлины.

В ст. 33340 подробно прописаны особенности основания и порядка возврата или зачета государственной пошлины.

Принципиально важно то правовое обстоятельство, что в новой главе НК РФ, наконец-то, уточнено понятие государственной пошлины, т.е. это понятие приведено в соответствие с положением п. 2 ст. 8 НК РФ.

При рассмотрении главы в Совете Федерации было особо отмечено, что в данном документе депутаты Госдумы отошли от определения ставок государственной пошлины исходя из минимального размера оплаты труда, и ставки даны в рублевом эквиваленте. В результате, по мнению сенаторов, теперь не совсем ясно, как будут меняться указанные ставки с учетом инфляции. В Госдуме же по этому поводу беспокойства не проявляют. Там считают, что проблем с изменением ставок не возникнет.

Приведем размеры пошлины за некоторые юридически значимые действия:
— за рассмотрение заявления о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг — 1 000 руб.;
— за рассмотрение заявления о регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг — 1 000 руб.;
— за рассмотрение заявления о регистрации проспекта ценных бумаг (в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта) — 1 000 руб.;
— за рассмотрение заявления о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и о регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в случае, если такая регистрация осуществляется одновременно, — 1 000 руб.;
— за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, — 0,2% номинальной суммы выпуска (дополнительного выпуска), но не более 100 000 руб.;
— за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых иными способами, за исключением подписки, — 10 000 руб.;
— за государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, за исключением случая регистрации такого отчета одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, — 10 000 руб.;
— за регистрацию проспекта ценных бумаг (в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта) — 10 000 руб.

По вполне понятным причинам, в новой главе НК РФ (в ст. 33324) учтены изменения, принятые законом от 20.08.2004 № 104-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О государственной пошлине»». Этот документ был принят в пакете федеральных законов по развитию рынка доступного жилья.

И еще один характерный факт. Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» за получение ресурса нумерации был введен сбор в размере и в порядке, установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. На основании этого п. 1 ст. 33333 НК РФ дополнен подп. 81 и 82, в которых установлены размеры государственной пошлины, касающиеся вопросов регулирования ресурса нумерации. Читая текст новой главы НК РФ, многие обратят внимание на то, что подп. 4 п. 1 ст. 33326 НК РФ государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию перемены имени, а не фамилии и отчества, как было указано в действующем законодательстве. Так произошло потому, что данное положение приведено в соответствие со ст. 19 ГК РФ, и под именем понимается фамилия и отчество.

В Совете Федерации было также отмечено, что в настоящее время существует три вида стоимости: инвентаризационная (по БТИ); рыночная, а также стоимость для целей налогообложения. Однако в подп. 7 — 10 п. 1 ст. 33325 НК РФ, в котором речь идет об особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий, не совсем ясно о каком виде стоимости идет речь. При обсуждении данного вопроса на заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам была поддержана редакция без указания вида стоимости. Депутаты полагают, что на практике проблем с этим не должно возникнуть.

Читайте так же:  Требования знака движение запрещено

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в главе предусмотрено довольно большое количество льгот для различных категорий налогоплательщиков.

Например, органы государственной власти, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (подп. 19 п. 1 ст. 33336 НК РФ), в арбитражных судах (подп. 1 п. 1 ст. 33337НК РФ), а также при обращении за совершением нотариальных действий (п. 1 ст. 33338НК РФ). Но в этом нет ничего удивительного. В таких делах чересчур спешить с изменением «правил игры» было бы, пожалуй, нецелесообразно.

Принятие новой главы НК РФ, разумеется, потребовало внесения корректив в действующие законы. Так, в частности, в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 № 4462-1 внесены следующие существенные изменения: дана новая редакция ст. 22, касающейся оплаты нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами, и введено понятие нотариального тарифа; документ дополнен новой ст. 221 о размерах нотариального тарифа, взимаемого за совершение нотариальных действий, указанных в этой статье, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма.

Расширение перечня юридически значимых действий, за совершение которых взимается государственная пошлина, повлекло за собой внесение изменений в следующие действующие федеральные законы: «О банках и банковской деятельности», «О средствах массовой информации», «О животном мире», «О рекламе», Воздушный кодекс Российской Федерации, «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О лицензировании отдельных видов деятельности», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и др. Как видно из перечисленного, проделана огромная законотворческая работа.

Общий объем государственной пошлины в 2005 году прогнозируется в размере 39,4 млрд руб., из них в федеральный бюджет должно поступить 18,6 млрд руб., а в бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления — 20,8 млрд руб.

Предполагаемый общий объем поступлений в 2004 году — 9,4 млрд руб. Из них: в федеральный бюджет Российской Федерации — 3,16 млрд руб., в бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления — 6,24 млрд руб.

Конечно, упорядочение системы сбора государственной пошлины, подробное и четкое описание юридически значимых действий и фиксированных размеров государственной пошлины упростит работу служащих, обеспечивающих процесс ее сбора.

Оформление прав на жилье и сделок с ним

Нотариальное оформление сделок с жилыми помещениями. Государственная пошлина

Еще несколько лет назад оформление сделок на жилье не практиковалось без участия нотариуса. Однако Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» допустил оформление сделок с жильем без участия нотариуса. Это положение не мешает участникам жилищных правоотношений на практике часто прибегать к услугам нотариуса. Оформив договор в отношении жилья нотариально, стороны страхуют себя: при уклонении от регистрации сделки одной стороны другая сторона может осуществить эту регистрацию, подав заявление только от своего имени. Между тем нотариальное удостоверение сделки увеличивает расходы, связанные с ней.

О порядке нотариального оформления сделок с жильем нужно знать следующее:

  • а) такое оформление совершается путем удостоверения сделок;
  • б) удостоверение сделки осуществляется путем выполнения нотариусом удостоверительной надписи на договоре о сделке;
  • в) удостоверению сделки предшествует проверка:
    • – соответствия сделки действующему законодательству;
    • – наличия необходимых юридических фактов для совершения сделки;
    • – правоспособности юридических лиц и дееспособности физических лиц, участвующих в совершении сделки;
    • – содержания, действительности и подлинности правоустанавливающих документов на предмет сделки (договора дарения, мены, купли-продажи, о праве застройки, разделе строения, об участии в долевом строительстве; свидетельства о праве на наследство, о собственности на жилище или на долю в общем имуществе супругов; решения суда о разделе дома между супругами; акта о приобретении жилого дома с публичных торгов и др.);
    • – справки БТИ об оценке стоимости жилья;
    • – справки ЖСК о сумме выплаченного пая, если предметом сделки является кооперативная квартира;
  • г) до совершения удостоверительной надписи нотариус обязан разъяснить сторонам юридический смысл и значение сделки и убедиться в правильности понимания сторонами всех условий сделки;
  • д) текст документов, оформляющих совершение сделки, составляется в нескольких экземплярах. Количество их зависит от числа участников сторон и является строго определенным. Например, завещание, будучи односторонней сделкой, оформляется в двух экземплярах, а договор купли-продажи, будучи двусторонней сделкой, – в трех экземплярах. Удостоверительная надпись осуществляется нотариусом на всех экземплярах документа;
  • е) каждому из участников сделки выдается под расписку один экземпляр удостоверенного нотариусом документа, и один экземпляр остается в нотариальной конторе. Сторона сделки может получить дубликат документа, удостоверенный нотариусом, но за отдельную плату [1] .

Оформление сделок с жилыми помещениями в случаях, когда участниками их являются несовершеннолетние лица, имеет ряд особенностей [2] .

За совершение нотариальных действий нотариусом или уполномоченным должностным лицом органа исполнительной власти, а также за составление этими лицами проектов документов, выдачу их копий или дубликатов взимается государственная пошлина.

Взимание государственной пошлины регулируется НК РФ. Размеры пошлины определяются в рублях и в подавляющем большинстве случаев (исключение составляет только удостоверение доверенности) не зависят от родственных отношений участников сделок.

Так физические лица уплачивают за государственную регистрацию:

  • – земельного участка, предназначенного для жилищного строительства,– 200 руб. (подп. 24 п. 1 ст. 33333 НК РФ);
  • – прав на недвижимое имущество и договоров об его отчуждении – 1000 руб. (организации – 15000 руб.) (подп. 22 п. 1 ст. 33333 НК РФ);
  • – доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме – 100 руб. (подп. 23 п. 1 ст. 33333 НК РФ);
  • – договора об ипотеке – 1000 руб., а организации 4000 руб. (подп. 28 п. 1 ст. ЗЗЗ33 НК РФ);
  • – соглашения об изменении или расторжении договора об ипотеке – 200 руб., а организации – 600 руб. (подп. 28 п. 1 ст. 33333 НК РФ);
  • – смены залогодержателя в обязательстве, обеспеченном ипотекой,– 1000 руб. (подп. 29 п. 1 ст. 33333 НК РФ).

За внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним физические лица уплачивают 200 руб., а организации – 600 руб. (подп. 27 п. 1 ст. 33333 НК РФ).

За выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников уплачивается 6000 руб. (подп. 23 п. 1 ст. 33328 НК РФ).

За удостоверение доверенности, требующей нотариальной формы, уплачивается 200 руб., доверенности на право пользования чужим имуществом, выдаваемой чужому лицу,– 500 руб., а выдаваемой родственнику–100 руб. (подп. 15 п. 1 ст. 33324 НК РФ).

За совершение нотариальных действий вне нотариальной конторы размер госпошлины увеличивается в полтора раза (подп. 1 п. 1 ст. 33325 НК РФ).

Плательщику госпошлины (по его ходатайству) может быть предоставлена отсрочка или рассрочка платежа госпошлины. Проценты на сумму госпошлины за период отсрочки или рассрочки не начисляются (ст. 33341 НК РФ).

Правило исчисления размера госпошлины за подаваемый в суд иск по жилищному спору иное. Размеры ее зависят от цены иска. Например, при цене иска до 10000 руб.– 4%, но не меньше 200 руб., при цене иска свыше 500000 руб.– 6600 руб. + 0,5%, но не более 20 000 руб.

Льготы по уплате госпошлины состоят в освобождении определенных категорий физических лиц от их уплаты при совершении определенных действий нотариусом. Например, освобождается от уплаты госпошлины малоимущее лицо при регистрации своей доли в праве общей собственности на недвижимое имущество в многоквартирном доме (подп. 15 п. 1 ст. 33335 НК РФ), а также Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, кавалеры ордена Славы при их обращении к должностным лицам, совершающим юридически значимые действия (подп. 11 п. 1 ст. 33335 НК РФ) и др.

  • [1] Примером сделки, требующей нотариальной формы оформления, является договор ренты (см., например: Забелов Л.Б., Карпухин Д. В. Правоприменительные аспекты договора пожизненного содержания с иждивением // Жилищное право. 2009. № 4. С. 67–77.
  • [2] См.: Ефремова А. Дети в сделках с недвижимостью (ч. 1) // Семейное и жилищное право. 2005. № 1. С. 12–20; Волохова Н. Дети в сделках с недвижимостью (ч. 2) // Семейное и жилищное право. 2005. № 1. С. 20–26; Решетникова С. П. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с недвижимостью // Семейное и жилищное право. 2004. № 1. С. 17, 18.

Расходы наследников при приобретении наследства

Несмотря на то что наследование является безвозмездной сделкой, закон обязывает лиц, приобретающих чужое имущество путем наследования, нести определенные расходы. Среди них главное место занимают два вида расходов: уплата государственной пошлины и уплата налогов.

Уплата государственной пошлины

Понятие государственной пошлины. Государственная пошлина – платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Платеж этот обязательный. Совершается он на всей территории РФ одинаково, поскольку регулируется гл. 25.3 НК РФ.

Объекты взимания государственной пошлины. Государственная пошлина уплачивается наследниками за совершение нотариальных действий нотариусами или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти за выдачу ими:

  • • свидетельства о праве на наследство;
  • • копий свидетельства о праве на наследство;
  • • протокола, удостоверяющего вскрытие конверта с завещанием и содержащего полный текст закрытого завещания.

Кроме того, госпошлину уплачивает и наследодатель за совершение и удостоверение завещания, а также за распоряжение об отмене завещания.

Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий в связи с получением наследства (ст. 33324 НК РФ):

  • а) за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию (п. 1.22):
    • • детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя – 0,3% стоимости наследуемого имущества, но не более 100 тыс. руб.;
    • • другим наследникам – 0,6% стоимости наследуемого имущества, но не более 1 млн руб.;
  • б) за принятие мер по охране наследства – 600 руб. (п. 1.23).
  • в) за удостоверение завещания и за принятие закрытого завещания – 100 руб. (п. 1.13);
  • г) за вскрытие конверта с закрытым завещанием и оглашения закрытого завещания – 300 руб. (п. 1.14);
  • д) за выдачу дубликатов документов, хранящихся в делах государственных нотариальных контор, органов исполнительной власти – 100 руб. (п. 1.24);
  • е) за совершение действий, нотариальное оформление которых обязательно – 100 руб. (п. 1.26).

Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий в связи с получением наследства (ст. 33325 НК РФ):

  • а) при наличии нескольких наследников (в частности, наследников по закону и по завещанию или наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве) государственная пошлина уплачивается каждым наследником (п. 1.3);
  • б) за выдачу свидетельства о праве на наследство, выдаваемого на основании решения суда о признании ранее выданного свидетельства о праве на наследство недействительным, государственная пошлина уплачивается в соответствии с порядком и размерами, установленными НК РФ (п. 1.4). (При этом сумма государственной пошлины, уплаченной за ранее выданное свидетельство, подлежит возврату в порядке, установленном ст. 33340 НК РФ);
  • в) по заявлению плательщика государственная пошлина, уплаченная за ранее выданное свидетельство, подлежит зачету в счет государственной пошлины, подлежащей уплате за выдачу нового свидетельства, в течение одного года со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;
  • г) за совершение нотариальных действий вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза (п. 1.1);
  • д) при наличии нескольких наследников государственная пошлина уплачивается каждым из них (п. 1.3);
  • е) нотариус и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять способ оценки имущества в целях исчисления государственной пошлины. Это может сделать только плательщик государственной пошлины (он может указать инвентаризационную, рыночную, кадастровую или иную стоимость имущества, предоставив соответствующие документы (абз. 2 п. 1.5));
  • ж) в случае, если стоимость имущества в представленных документах различна, при расчете государственной пошлины применяется наименьшая из указанных стоимостей (абз. 3 п. 1.5);
  • з) оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из его стоимости на день открытия наследства (п. 1.6);
  • и) стоимость транспортных средств может определяться как организациями, осуществляющими оценку транспортных средств, так и судебно-экспертными учреждениями органов юстиции (п. 1.7);
  • к) стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться как организациями, осуществляющими оценку недвижимости, так и организациями по учету объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.8);
  • л) стоимость земельных участков может определяться как организациями, осуществляющими оценку земельных участков, так и федеральным органом, осуществляющим кадастровый учет, и его территориальными подразделениями (п. 1.9).
Читайте так же:  Договор купли продажи автомобиля правила заполнения

В этой же статье НК РФ предусмотрены правила оценки стоимости патента, переходящего по наследству, промышленной собственности (изобретений, промышленных образцов и полезных моделей) (п. 1.11), а также оценки наследственного имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации (п. 1.13).

Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию (ст. 33333 НК РФ):

  • а) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество: физическим лицам – 500 руб. (п. 1.20);
  • б) за повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество (взамен утерянного, пришедшего в негодность, в связи с внесением в содержащуюся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве изменений, в том числе исправлением в данной записи технической ошибки, за исключением ошибок, допущенных по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним): для физических лиц– 100 руб. (п. 1.26).
  • в) за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме – 1000 руб. (п. 1.23);
  • г) за государственную регистрацию права собственности физических лиц на земельный участок – 200 руб. (п. 1.24);
  • д) за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним для физических лиц – 200 руб. (для организаций – 300 руб.) (п. 1.27);
  • е) за государственную регистрацию прав, ограничений прав на недвижимость, договоров, направленных на отчуждение недвижимого имущества физическим лицом –1000 руб. (для организаций – 15 000 руб.) (п. 1.22);
  • ж) за повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество для физических лиц – 200 руб., для организаций – 600 руб. (п. 1.33).

Льготы для отдельных категорий физических лиц при государственной регистрации (ст. 33335 НК РФ):

От уплаты государственной пошлины освобождаются Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы (п. 1.11), а также участники и инвалиды Великой Отечественной войны (п. 1.12) – по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде РФ, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния. Основанием для предоставления льгот физическим лицам служит удостоверение установленного образца (п. 2);

Уменьшается размер госпошлины за государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества при переходе права собственности на него или сделки об отчуждении его при условии, что право собственности на недвижимое имущество возникло до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В случаях, предусмотренных п. 2 ст. 6, государственная пошлина взимается в размере, равном половине государственной пошлины, установленной ст. 33333 НК РФ за государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Льготы для отдельных категорий физических лиц при обращении за совершением нотариальных действий (ст. 33338 НК РФ).

От уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются:

  • а) инвалиды I и II группы – на 50% по всем видам нотариальных действий (п. 2);
  • б) физические лица – за удостоверение завещаний имущества в пользу РФ, субъектов РФ и (или) муниципальных образований (п. 3);
  • в) физические лица – при получении ими свидетельств о праве на наследство при наследовании следующих видов имущества (п. 5):
    • • жилого дома и земельного участка, на котором расположен жилой дом; квартиры, комнаты, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти;
    • • имущества лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка, а также имущества лиц, подвергшихся политическим репрессиям. К числу погибших относятся также лица, умершие до истечения одного года вследствие ранения (контузии), заболеваний, полученных в связи с вышеназванными обстоятельствами;
    • • вкладов в банках, денежных средств на банковских счетах физических лиц, страховых сумм по договорам личного и имущественного страхования, сумм оплаты труда, авторских прав и сумм авторского вознаграждения, предусмотренных законодательством РФ об интеллектуальной собственности, пенсий;
  • г) наследники, не достигшие совершеннолетия ко дню открытия наследства, а также лица, страдающие психическими расстройствами, над которыми установлена опека, при получении свидетельства о праве на наследство во всех случаях независимо от вида наследственного имущества (п. 5);
  • д) наследники работников, которые были застрахованы за счет организаций на случай смерти и гибели в результате несчастного случая по месту работы (службы), – при получении свидетельств о праве на наследство, подтверждающих право наследования страховых сумм (п. 6);
  • е) финансовые и налоговые органы – при получении ими свидетельств о праве на наследство Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований (п. 7);
  • ж) наследники сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, и военнослужащих Вооруженных сил РФ, застрахованных в порядке обязательного государственного личного страхования, погибших в связи с осуществлением служебной деятельности либо умерших до истечения одного года со дня увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы,– за выдачу свидетельств о праве на наследство, подтверждающих право наследования страховых сумм по обязательному государственному личному страхованию (п. 11).

Основания возврата или зачета государственной пошлины (ст. 33340 НК РФ).

Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в следующих случаях:

  • а) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено законом (п. 1);
  • б) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины (п. 2);

  • в) прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции (п. 3);
  • г) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (должностному лицу), совершающему (совершившему) данное юридически значимое действие (п. 4).

Порядок возврата или зачета государственной пошлины следующий (ст. 33340 НК РФ).

а) возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня излишне уплаченной пошлины.

К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы госпошлины прилагаются следующие документы: решения, определения и справки судов, органов (должностных лиц), осуществляющих действия, за которые уплачивается (взимается) государственная пошлина, об основаниях для полного или частичного возврата излишне уплаченной суммы госпошлины.

Возврат суммы излишне уплаченной госпошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата (п. 3);

  • б) не подлежит возврату госпошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации (п. 4);
  • в) плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной суммы госпошлины в счет суммы госпошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, подаваемому в уполномоченный орган, в который он обращался за совершением юридически значимого действия в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате госпошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет (п. 6).

Читайте так же:

  • Куда можно пожаловаться анонимно Жалоба на работодателя - иногда необходимая мера Если не оплачивают больничный, не предоставляют отпуск, заставляют трудиться сверхурочно, задерживают зарплату, вы можете пожаловаться на работодателя. Ведь в его обязанность входит, к примеру, хотя бы раз в полмесяца в одно и то же число […]
  • Приказ распоряжение о поощрении работника т-11 Приказ о поощрении работника. Формы № Т-11 и Т-11а Руководитель организации издаёт приказ о поощрении (премировании или награждении). Этот приказ оформляется в отделе кадров по унифицированной форме № Т-11 или Т-11а (для группы сотрудников). Приказ служит для документирования факта […]
  • Инструкция по заполнению реестра в фсс Программа "Подготовка расчетов для ФСС" Программа предназначена для предприятий и организаций Версия: 2.0.4.73 Дата: 05.02.2019 Имя файла: setup_arm_fss_single_2_0_4_73.zip - локальная однопользовательская версия Размер, байт: 25 520 409 отчетность: заполнение расчетов "Форма 4-ФСС" и […]
  • Разрешение на временное проживание как выглядит Разрешение на временное проживание РВП — разрешение на временное проживание. Является первой ступенью на пути получения гражданства РФ. Подавать документы на РВП можно имея распространенные основания, такие как: Свидетельство переселенца брак с гражданином России рождение на […]
  • Заявление на закрытия ип р26001 Закрытие ИП в 2019: бланк заявления Р26001 и образец Чтобы расстаться со статусом индивидуального предпринимателя, нужно подать в свою «родную» налоговую заявление на закрытие ИП. И лучше с этим не тянуть, поскольку формальное прекращение деятельности не избавит вас от уплаты страховых […]