Меню

Единый налог в сельском хозяйстве

Об экономической целесообразности спецрежима НДС и единого налога в сельском хозяйстве

Спецрежим НДС для аграриев отменили в начале этого года, зато ввели дотации в режиме «квазиспецрежима НДС» преимущественно для отдельных отраслей животноводства, однако до сих пор ведутся разговоры о возвращении спецрежима. Кроме того, агропроизводители пользуются еще одной льготой — единым налогом 4-й группы упрощенной системы налогообложения. Какова же эффективность такой поддержки/льгот для агропроизводителей?

В прошлом году на VoxUkraine была опубликована моя статья о влиянии налоговых льгот на производительность в сельском хозяйстве. Расчеты показали отсутствие связи между налоговыми льготами и темпами роста производительности.

Одним из недостатков статьи было то, что расчеты проводились на уровне всей области, то есть используя агрегированные данные, и было очень мало наблюдений. Учитывая это, я продолжил исследования с данными на уровне сельхозпредприятий Украины с 1995 по 2014 годы (получилось 165 777 наблюдений за весь период). Результаты представил на XV Конгрессе Европейской ассоциации аграрных экономистов в Парме . В качестве показателя роста производительности использовался индекс Совокупной производительности факторов производства (Total Factor Productivity growth — TFP). Влияние налоговых льгот рассматривалось через призму специализации, типа хозяйства, размера, других характеристик и через отсроченное во времени влияние льгот.

Основные интересные результаты исследования оказались такими:

1) Налоговые льготы действительно демонстрировали определенное совокупное положительное влияние на темпы роста производительности в сельском хозяйстве, однако такое влияние оказалось крайне неэффективным инструментом, учитывая эффективность использования государственных средств, ведь налоговые льготы — это фактически недополученные государственным бюджетом налоги. В частности:

а) совокупный эффект спецрежима НДС на производительность оказался на уровне 0,034%, то есть среди сельхозпредприятий за исследуемый период наблюдалась такая закономерность: с ростом объема выгод от спецрежима НДС на 1% темп роста производительности увеличился только на 0,034%. Что это означает в абсолютных цифрах? Например, у предприятия урожайность пшеницы на уровне 4 тонны на гектар. При нынешней цене на пшеницу на уровне около 4700 грн/т (3-й класс, например) 1% роста выгод от спецрежима означал бы дополнительные 37,6 грн/га, что повысило бы производительность только на 1,3 кг/га, это, в свою очередь, эквивалентно лишь дополнительным 6,4 грн/га выручки, что абсолютно не соизмеримо с 37,6 грн/га, о которых мы говорили выше;

б) по единому налогу 4-й группы упрощенной системы налогообложения эффект на производительность оказался вдвое меньше, в частности среди сельхозпредприятий с ростом объема выгод от единого налога 4-й группы на 1% производительность увеличивалась лишь на 0,016%.

2) Налоговые льготы мешают сельхозпредприятиям повышать свою эффективность. За исследуемый период расчеты показывают, что менее эффективные предприятия имеют более высокие темпы роста производительности, другими словами, менее эффективные догоняют или подтягиваются к более эффективным. Однако расчеты показывают, что налоговые льготы замедляют этот процесс почти вдвое.

Конечно, эффект от «квазиспецрежима НДС» не фигурирует в вышеуказанных результатах, но поскольку механизм начисления этих дотаций идентичен бывшему спецрежиму, то можно сделать логический вывод об их неэффективности (вместе с существующим сейчас единым налогом 4-й группы).

Олег Нивьевский, старший экономист проекта «Поддержка реформ в сельском хозяйстве и земельных отношениях в Украине» Киевской школы экономики, член Экспертного совета УКАБ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Единый налог в сельском хозяйстве

Госдума в четверг, 16 ноября, одобрила в третьем чтении изменения в налоговом законодательстве, которые одним плательщикам единого сельхозналога (ЕСХН) дают право уплачивать НДС, а другим, более крупным плательщикам ЕСХН, фактически вменяют НДС в обязанность. Новые нормы могут вступить в силу уже 1 января 2018 года, рассчитывает Минфин.

Подвести под НДС

Поправки изменяют действующий механизм особого налогового режима для сельхозпроизводителей — единый сельхозналог. Сейчас предприниматели, которые работают на этом режиме, освобождены от уплаты всех обычных налогов, включая НДС. С принятием поправок компаниям и индивидуальным предпринимателям на ЕСХН будет предоставлен выбор — остаться на едином сельхозналоге, как сейчас, или же работать по схеме «ЕСХН+НДС». Но такого выбора не будет у плательщиков сельхозналога, чей доход в 2018 году превысит 100 млн руб., — им придется уплачивать НДС. В последующие годы планка по доходу будет снижаться с шагом в 10 млн руб., охватывая все больше сельхозпроизводителей, пока не достигнет 60 млн руб. к 2022 году.

Замминистра финансов Илья Трунин в ходе заседания комитета Госдумы по бюджету и налогам акцентировал внимание на том, что главное — это «возможность выбора налогового режима для сельхозпроизводителей, применяющих ЕСХН».

Плательщики ЕСХН, которые станут уплачивать НДС (как добровольно, так и обязательно) смогут получать налоговые вычеты, предусмотренные действующей ст. 171 Налогового кодекса. Уплата НДС и применение вычетов могут быть выгодны только крупным сельхозпроизводителям, которые имеют большое количество входящих затрат с НДС, считает Александр Лемчик, управляющий партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры». В целом для предпринимателей налоговое бремя, скорее, возрастет, что в конечном счете отразится на цене самой сельхозпродукции, говорит руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов.

«Учитывая, что у предприятий этой отрасли возможных источников налоговых вычетов обычно совсем немного (основная часть затрат — заработная плата и аренда за землю), в качестве налоговой базы фактически будет выступать продажная цена сельхозпродукции. Другими словами, налоговые обязательства таких производств увеличатся почти на 10% от всей выручки», — оценивает Овеснов.

Перейти на единый сельхозналог могут компании и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, но не переработкой или поставкой. К сельхозпродукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйств, животноводства, в том числе полученная в результате разведения рыб и других водных биоресурсов. Доля дохода от реализации перечисленных услуг должна составлять не менее 70%. Ставка ЕСХН в России составляет 6% от выручки (4% для Крыма и Севастополя).

По данным Казначейства, в 2016 году в консолидированные бюджеты регионов от единого сельхозналога было собрано 11,4 млрд руб. Всего в стране на 1 января 2017 года было зарегистрировано 99,7 тыс. плательщиков ЕСХН, свидетельствуют данные ФНС.

Сроки перехода под вопросом

Как пояснил Трунин, правительство изначально хотело ввести изменения с 1 января 2018 года, но менять налоговый режим за месяц до вступления в силу технически невозможно. В результате был найден следующий выход: наделить плательщиков ЕСХН возможностью перейти на схему уплаты НДС с 1 января 2018 года, но освободить от него на первые два квартала. По словам Трунина, это по сути не изменит режим в первом полугодии, но создаст условия для администрирования НДС со второго. Чтобы ввести такую норму, Минфин готов принять дополнительные переходные приложения, добавил он.

Профильный комитет по бюджету и налогам одобрил такой вариант поправки 14 ноября, накануне второго чтения, однако в тексте одобренного законопроекта эти изменения не прописаны.

Узнать отношение ФНС к принятым поправкам не удалось, ведомство не ответило на запрос РБК, направленный в среду. В Минфине также не ответили РБК.

По мнению Лемчика, долгосрочный эффект от предоставления такой возможности аграриям будет отрицательным, поскольку им придется столкнуться с процессами, которые до этого были им неведомы, — необходимостью проверки каждой сделки и каждого контрагента, увеличением штата на сопровождение этого процесса, налоговыми рисками, которые возникают не по истечении нескольких лет, а каждый квартал при подаче каждой декларации по НДС. Правительство, считает эксперт, хочет повысить собираемость налогов за счет выведения в поле НДС крупных сельхозпроизводителей и применения к ним хорошо зарекомендовавшей себя системы администрирования НДС.

Фактически это может рассматриваться как дополнительный налог, рассуждает Лемчик. «Не до конца понятно, каким образом предоставление права уплачивать НДС будет стыковаться с уплатой других налогов, ведь ЕСХН предусматривает освобождение от остальных налогов», — добавил он.

​Председатель правления Союзмолока Андрей Даниленко отметил, что в последние годы между закупщиками и производителями зерна возникло очень много посредников, которые по факту не уплачивали НДС. «В связи с этим возникло компромиссное решение между правительством и участниками рынка, чтобы определить тех, кто может работать с НДС, а кто — без него. Таким образом, если у тебя оборот больше 100 млн руб., то, как и в случае с индивидуальными предпринимателями, ты не имеешь права работать без НДС», — добавил он. Теперь, выбрав новый режим налогообложения, предприниматель продолжит получать прежние преимущества в виде льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество, но также начнет добровольно уплачивать НДС, пояснил Даниленко.

Президент Национальной ассоциации экспортеров сельхозпродукции Сергей Балан считает, что ЕСХН давно следует отменить, а НДС ввести для всех участников рынка, независимо от объема выручки. «То, что сегодня было принято [в Госдуме], — уже движение по направлению к перестройке налогового инструмента в сельском хозяйстве, хоть и промежуточное. Все гиганты, крупнейшие фабрики в стране фактически работают по упрощенной схеме налогообложения, поэтому такое решение очень важно для бюджета», — сказал он.

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

Опубликовано: Асiповiцкi Край

Понедельник, 16.11.2015 08:27. Рубрика: «АК»: полезная папка Tags: налоги

Применять единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции вправе организации, указанные в п. 1 ст. 302 НК, у которых выручка от реализации произведенной продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), первичной переработки льна, пчеловодства, животноводства и рыбоводства составляет не менее 50 процентов в общем объеме выручки за предыдущий календарный год (в том числе имеющие филиалы или иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, у которых выручка от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50 процентов выручки, исчисленной от всей деятельности филиала или иного обособленного подразделения, за предыдущий календарный год) (ч. 1 п. 1 ст. 302 НК).

Читайте так же:  Приказ о присвоении разряда кмс

С 2015 года при расчете указанной процентной доли следует учитывать следующее:

— за календарный год, в котором применялся единый налог либо общий порядок налогообложения, выручка от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и общая выручка организации принимаются исходя из порядка определения выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и ее включения в валовую выручку, установленного п. 2 ст. 304 НК, действующего в году, за который производится указанный расчет (абз. 2 ч. 2 п. 1 ст. 302 НК);

— за календарный год, в котором применялся налог при упрощенной системе налогообложения, выручка от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и общая выручка организации принимаются исходя из порядка определения выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и ее включения в валовую выручку, установленного ст. 288 НК, действующего в году, за который производится указанный расчет (абз. 3 ч. 2 п. 1 ст. 302НК).

В случае перехода в течение календарного года с налога при упрощенной системе налогообложения на общий порядок налогообложения данные положения применяются по отношению к периодам применения соответственно общего порядка налогообложения и налога при упрощенной системе налогообложения (ч. 3 п. 1 ст. 302 НК).

Приведенный порядок применяется в отношении выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и общей выручки организации за календарный год начиная с 2015 года (ч. 4 п. 1 ст. 302 НК).

Начиная с 2015 года уплата единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции заменяет уплату арендной платы (если иное не предусмотрено п. 4 ст. 302 НК и (или) иными законодательными актами) только за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон (абз. 2 п. 3 ст. 302 НК). При этом освобождение от уплаты арендной платы за землю не применяется, если процентная доля выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, установленная ч. 1 п. 1 ст. 302 НК, не соответствует размеру, указанному в этой части (если доля выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции составляет менее 50% от общей выручки, то в этом случае для плательщиков сохраняется общий порядок исчисления и уплаты арендной платы за землю по всем земельным участкам за календарный год, в котором имело место указанное несоответствие) (абз. 13 ч. 1 п. 4 ст. 302 НК).

С 2015 года предусмотрено, что плательщикам единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции также необходимо уплачивать арендную плату в отношении земельных участков, используемых не по целевому назначению, не используемых в течение сроков, определенных законодательными актами, занятых до оформления правоудостоверяющих документов (абз. 14 ч. 1 п. 4 ст. 302 НК).

С 2015 года дополнительно установлено, что плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции должны в общем порядке исчислять и уплачивать земельный налог за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению (абз. 14 ч. 1 п. 4 ст. 302 НК).

Сохраняются также ранее действовавшие нормы, согласно которым плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции в общем порядке исчисляют и уплачивают земельный налог, если процентная доля выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, определенная ч. 1 п. 1 ст. 302 НК, не соответствует размеру, указанному в этой части (если доля выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции составляет менее 50% от общей выручки, то в этом случае возникает необходимость исчисления и уплаты земельного налога по всем объектам налогообложения этим налогом за календарный год, в котором допущено указанное несоответствие) (абз. 13 ч. 1 п. 4 ст. 302 НК).

Для плательщиков единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции сохраняется общий порядок исчисления и уплаты утилизационного сбора, введенного на территории Республики Беларусь с 1 марта 2014 г. Указом Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 N 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» (абз. 17 ч. 1 п. 4 ст. 302 НК).

Обязанность по исчислению и уплате хозяйственными обществами части прибыли (дохода) в соответствии с

Указом Президента Республики Беларусь от 28.12.2005 N 637
Обращаем внимание, что исчисление и уплата единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции не освобождает от перечисления в соответствии с законодательством части прибыли (дохода) в бюджет республиканские и коммунальные унитарные предприятия, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами. Исчисление и уплата хозяйственными обществами части прибыли (дохода) осуществляется в соответствии с
Указом Президента Республики Беларусь от 28.12.2005 N 637 (ред. от 24.07.2014) «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития» (далее Указ).

Хозяйственные общества, основными видами деятельности, которых являются растениеводство, животноводство, растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство), рыболовство и рыбоводство, перечисляют в бюджет часть прибыли (дохода) в размере пяти процентов.

Исчисление части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет в соответствии с Указом, осуществляется ежеквартально как разница между суммой прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет нарастающим итогом с начала года, и суммой прибыли (дохода), перечисленной в бюджет за предыдущий отчетный период.

Хозяйственным обществом в установленном законодательными актами порядке может быть определен иной период исчисления прибыли (дохода), в том числе ее части, перечисляемой в бюджет в соответствии с пунктом 1 Указа.

Если хозяйственным обществом решением собрания акционеров либо иным нормативным документом определена дата выплаты дохода (дивидендов) то обязанность по предоставлению деклараций наступает не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором участникам хозяйственного общества объявлена дата выплаты дивидендов за отчетный период. Перечисление в бюджет части прибыли (дохода) производится в таком случае не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором участникам хозяйственного общества объявлена дата выплаты дивидендов за отчетный период.

Форма декларации утверждена Постановлением Министерства Финансов Республики Беларусь от 05.02.2013 № 7 «Об утверждении форм расчетов части прибыли (дохода) подлежащей перечислению в бюджет.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг),имущественных прав

С 2015 года при исчислении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции в валовую выручку плательщиков включаются средства, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции, заготовленной у населения и сданной государству, а также выручка, полученная в течение трех лет со дня регистрации, при реализации крестьянскими (фермерскими) хозяйствами произведенной продукции растениеводства, пчеловодства, животноводства и рыбоводства. Отметим, что при получении таких средств и выручки в 2014 году они не учитывались при определении налоговой базы единого налога (абз. 2, 4 ч. 2 п. 2 ст. 304 НК (в редакции, действующей в 2014 году)).

Отдельно предусмотрено, что в валовую выручку при исчислении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции не включаются (абз. 8 — 11 ч. 2 п. 2 ст. 304 НК):

— стоимость материальных ценностей, остающихся (полученных) в результате ликвидации (разборки, демонтажа) основных средств или иного имущества организации, в период до реализации таких ценностей;

— суммы, полученные в виде возмещения абоненту субабонентами стоимости всех видов энергии, газа, воды;

— суммы средств, безвозмездно полученные организацией в рамках целевого финансирования из республиканского и местных бюджетов либо бюджетов государственных внебюджетных фондов, из бюджета Союзного государства и использованные по целевому назначению, за исключением указанных средств, покрывающих затраты (расходы), учтенные данной организацией при определении налоговой базы налога на прибыль;

— выручка от отчуждения находящегося в государственной собственности имущества, при котором полученные денежные средства подлежат направлению в бюджет в соответствии с законодательством, регулирующим порядок распоряжения государственным имуществом, и (или) на цели, определенные таким законодательством, либо подлежат распределению согласно указанному законодательству.

Отметим, что с 2015 года исключена норма, предусматривающая включение в налоговую базу единого налога средств (субсидий), получаемых из бюджета в связи с удешевлением стоимости льняного волокна, поставляемого в счет государственных нужд.

С учетом особенностей деятельности отдельных организаций установлено, что в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей исчисления единого налога включаются (ч. 4 п. 2 ст. 304 НК):

— при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или совершении иных сделок, других юридически значимых действий на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров у комиссионера (поверенного), иного аналогичного лица — сумма вознаграждения, а также дополнительной выгоды;

— при сдаче имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)) — сумма арендной платы (лизинговых платежей), а также сумма возмещаемых расходов, не включенных в арендную плату (лизинговый платеж). Данное положение распространяется также на случаи сдачи имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)) с привлечением комиссионера (поверенного) и иного лица, действующих на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров. Суммы возмещаемых расходов, не включенных в арендную плату (лизинговый платеж), независимо от даты фактического осуществления таких расходов плательщиком единого налога учитываются в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на дату поступления возмещения этих расходов (в том числе в натуральной форме) либо на дату иного прекращения обязательства по возмещению указанных расходов, в том числе в результате зачета, уступки права требования, перечисления денежных средств на счета третьих лиц;

— суммы, полученные сверх цены реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в том числе суммы возмещения расходов, связанных с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), передачей имущественных прав, не включенных в цену товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая суммы возмещения покупателем товаров их продавцу стоимости приобретенных услуг по доставке (перевозке) товаров, не включенных в стоимость этих товаров), если иное не установленопунктом 2 статьи 304 НК. Включение указанных сумм в выручку производится в порядке, установленном третьим предложением абзаца третьего части 4 пункта 2 статьи 304 НК для возмещаемых расходов, не включенных в арендную плату (лизинговый платеж);

Читайте так же:  Заявление на модуль орксэ

— при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров у комитента (доверителя), иного аналогичного лица — стоимость (цена), по которой реализованы товары (работы, услуги), имущественные права.

Внереализационные доходы

Уточнено, что при исчислении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции дата отражения внереализационных доходов определяется в соответствии со ст. 128 НК.

У плательщиков единого налога к внереализационным доходам относятся доходы, включаемые в соответствии с НК в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль, если иное не установлено гл. 36 НК (ч. 7 п. 2 ст. 304 НК).

Отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 128 НК внереализационными доходами признаются доходы, полученные плательщиком при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав. Согласно ч. 2 п. 2 ст. 128 НК дата отражения внереализационных доходов определяется плательщиком на дату признания доходов в бухгалтерском учете, а в отношении доходов, по которым в п. 3 ст. 128 НК указана дата их отражения, — на дату, указанную в п. 3 ст. 128 НК.

Порядок корректировки суммы выручки при увеличении стоимостиреализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав,а также в случаях их возврата (отказа) или уменьшения стоимости

Введена норма, устанавливающая, что при увеличении стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением указанных в абз. 11 ч. 1 п. 4 ст. 302 НК), произведенном в период применения единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции после даты отражения выручки от их реализации (в том числе если отражение выручки произведено при применении общего порядка налогообложения или иного особого режима налогообложения), увеличение выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав осуществляется в том отчетном периоде, в котором произведено указанное увеличение стоимости (ч. 5 п. 2 ст. 304 НК).

Пример.В 2015 году организация применяет единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции с отчетным периодом календарный месяц. В феврале 2015 г. произведено увеличение стоимости товаров, выручка от реализации которых была отражена в ноябре 2014 г. Увеличение выручки от реализации этих товаров следует произвести в феврале 2015 г., в том числе если отражение выручки по ним в ноябре 2014 г. произведено при применении общего порядка налогообложения или иного особого режима налогообложения.

Уточнено, что в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, возврат которых (отказ от которых) или уменьшение стоимости которых произведены в отчетном периоде календарного года, в котором применяется единый налог, и выручка от реализации которых учитывалась при исчислении налоговой базы единого налога в предшествующем отчетном периоде того же календарного года, соразмерное уменьшение выручки от реализации этих товаров (работ, услуг), имущественных прав осуществляется в том отчетном периоде, в котором произведены указанный возврат (отказ) или уменьшение стоимости (ч. 6 п. 2 ст. 304 НК).

Пример.Организация в 2015 году применяет единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции с отчетным периодом календарный месяц. В январе 2015 г. были реализованы товары, выручка от реализации которых в этом же месяце учтена при исчислении налоговой базы единого налога. Возврат указанных товаров произведен в марте 2015 г. Соразмерное уменьшение выручки от реализации этих товаров следует произвести в месяце их возврата, то есть в марте 2015 г.

Определен порядок корректировки суммы единого налогадля производителей сельскохозяйственной продукции и внесенияизменений в налоговую декларацию (расчет) при возврате(отказе от) товаров (работ, услуг), имущественных правили уменьшении их стоимости

В отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, возврат которых (отказ от которых) или уменьшение стоимости которых произведены в отчетном периоде календарного года, в котором применяется единый налог, и выручка от реализации которых учитывалась при исчислении налоговой базы единого налога в предшествующем календарном году, производится уменьшение суммы единого налога в том отчетном периоде, в котором произведен возврат (отказ) или уменьшение стоимости, на сумму единого налога, исчисленную исходя из стоимости (части стоимости, на которую произведено уменьшение) этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, включенной в налоговую базу единого налога, и ставки единого налога, примененной в отношении выручки от реализации указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав (абз. 2 ч. 2 п. 3 ст. 305 НК).

Пример.Организация в 2014 и 2015 годах применяет единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции с отчетным периодом календарный месяц. В октябре 2014 г. были реализованы товары, выручка по которым при исчислении налоговой базы единого налога учтена в 2014 году (в октябре). Возврат (отказ) или уменьшение стоимости указанных товаров осуществлены в феврале 2015 г. Следовательно, уменьшение суммы единого налога производится в феврале 2015 г. на сумму единого налога, исчисленную исходя из стоимости (части стоимости, на которую произведено уменьшение) этих товаров, включенной в налоговую базу единого налога в октябре 2014 г., и ставки единого налога, примененной в отношении выручки от реализации указанных товаров в октябре 2014 г.

В отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, возврат которых (отказ от которых) или уменьшение стоимости которых произведены в период применения общего порядка налогообложения или упрощенной системы налогообложения и выручка от реализации которых учитывалась при исчислении налоговой базы единого налога, изменения вносятся в налоговую декларацию (расчет) по единому налогу за последний отчетный период того календарного года, в котором при исчислении налоговой базы единого налога учтена выручка от реализации указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав (абз. 3 ч. 2 п. 3 ст. 305 НК).

Особенности налогообложения в сельском хозяйстве

БашатоваЕлена Николаевна,судентгр. ОО4110,филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г.Чистополе

Особенности налогообложения в сельском хозяйстве

Аннотация. В данной статье рассматриваются Российские особенности налогообложения в сельском хозяйстве. За последние двадцать лет оно пережило долгий путь от стандартного подхода для всех отраслей до создания специальных условий для сельского хозяйства, и, в итоге, к введению специального налогового режима.Ключевые слова:инвестиционные вложения, налоговый режим, налоговая система, финансовые ресурсы.

Налогообложениеэто система взимания имущества,созданный государством РФ.В порядке налогообложения государство взимаетдолю имущества у подвластного члена РФ. Взимание имеющейся собственности сопутствует принудительным операциям,отныне оно совершается по причине согласия между работодателем и работником,вместо конкретного предпочтения имеющего второстепенное от первостепенного. Соответственно к властному налогообложение оказывает порядок субсидирования власти аз счет элементов считающих эту власть оптимальной и сочтивших еёза самозащиту.На сегодняшний день сельское хозяйство касается некоторых разделов,т.к.государство должно вмешиваться в ситуации сельскохозяйственного рынка.Также оно отражается в специальных ситуациях налоговых льготах,налогообложенияа также по разным видам налогов использование распоряжение налогообложения.Единая схема налогообложения сельского хозяйства в России была введена в 1992 г., но с тех времен изменилась. Ссамого начала реформ сельскому хозяйству был дан ряд налоговых льгот: сельхозпроизводители не платили налог на прибыль и налог на имущество, сборы в пенсионный и дорожный фонды платились с пониженной ставкой, фермерские хозяйства первые 5 лет с момента создания были освобождены от земельного налога. В результате сельхозпроизводители получали налоговые льготы.

Но с другой стороны, налоговый режим уплаты другихналогов для сельскохозяйственного сектора был такой же, как и для других отраслей экономики, что конечно не учитываетсезонность сельскохозяйственного производства. Это привело к накоплению штрафов и пени по платежам в бюджеты всех уровней, которыенеоднократносписывались и реструктуризировались, что ослабилоналоговую дисциплину в отрасли[1].В итоге, не выявленной проблемой осталось налогообложение фермерских хозяйств, которые были вынуждены вести полноценную бухгалтерию для налоговых целей. Сельхозпроизводители страдали от множественности взимаемых налогов. В связи с этим в сельском хозяйстве возникло устойчивое представление о сложности системы налогообложения в сельском хозяйстве и о необходимости введения упрощенного единого налога, рассчитываемого на 1 га земли или на 1 рубль валовой продукции. Налогообложение сельского хозяйства постоянно реформируется, однако это не гарантирует его совершенства. Нестабильность, сложность и многозначность налогового законодательства, выраженный взимаемый характер, недостаточное использование налоговых методов целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства не позволяют налоговой системе с полной эффективностью выполнять свои функции в сельском хозяйстве.Особенности сельскохозяйственного производства связаны с объективными условиями, не играющими значительной роли для большинства других отраслей. Зависимость от природных условий, сезонность, невысокий уровень доходности, нерегулярность поступления доходов оказывают значительное влияние на организацию и эффективность отрасли, обуславливают порядок налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.Высокий риск получения убытков в производстве от природных условий ведет к необходимости дополнительных возможностей наличий в налоговой системе. Это отсрочка налоговых платежей,кредитов и займов,перенос убытков. Перенос уплаты налогов на конец года определяет сезонность производства и неравномерность получения дохода. Льготныйпорядок налогообложения определяет низкий уровень доходностив хозяйстве. А это значит,что налоговое давление в сельском хозяйстве должно быть ниже.Если в сельском хозяйстве будут низкие налоги,то распределение в обществе обеспечится.Основная цельналогообложения

механизмы налогового регулирования в сельском хозяйстве, которые должны оказывать финансовую помощь для определенных групп налогоплательщиков; создавать экономические стимулы, побуждающие налогоплательщиков к определенным видам действий, таких как инвестирование в основной капитал и развитие многих видов землепользования; проводить политику уменьшение расходов на налоговое администрирование за счет упрощения процесса сбора налогов.Низкое развития институтов землевладения и землепользования, неэффективность институтов государственного регулирования земельного рынка приводят к недооценке земли как актива, изменяют воспроизводственныеподходы, рентные позиции[2].Налог на землю продуктивного направляемого земельного участия не важны. На часть земельного налога необходимопримерно 6 %всего количестваналогов,зачисленных товаропроизводителями сельского хозяйства.Развитие системы налогообложения идет по путиоблегчения, уменьшения действующих налогов, падение уровня ставок иувеличенияналогооблагаемой базы. Опыт Украины, Польши идлядругих стран показывает, что в процессе внедрения и функционирования единого налога в сельском хозяйстве активно обговариваются следующие вопросы: списокналогов, которые включаютв единый налог; база исчисления единого налога в сельском хозяйстве; возможность в то же время функционирования с другими системами налогообложения. Отсутствие гибкости и возможности регулироватьпроцессы в производственной сфере это недостаток экономической функции налогообложения. Без оценки эффекта,которое оказывает на экономическое поведение производителей сельскохозяйственных товаров невозможно применение налоговых стимулов и регуляторов в сельском хозяйстве.Экономический результат оценки ЕСХНозначает,что этапы разработки экономической политики оценивает систематический процесс получения и воспроизводства полученных результатов способов исследованияв целях качественного анализа.ЕСХН в целях оценки показала абсолютную и частичную нехватку для начальных целей внедрения[3].НедостаткиЕСХНэто:1.В процессеразработки законодательства по этому налогу просчеты и ошибки .Необходимость начальной оценки экономического эффекта заключается во внедрении новых налогов в законодательстве ,чтобы предотвратить критическое состояние и выбрать самое результативное средство чтобы совершить начальные пути.2.Результат Вторичного ранга сельскохозяйственной системы налогов изучены и обнаружены в одной из функций ЕСХН.В ситуации, когда сельскохозяйственное производствоотстранено от налога на прибыль, ЕСХН долженоказывать определенный положительный эффект на уровень инвестиций, обусловленный тем, что стоимость приобретаемых основных средств должна быть включена в расходы быстрее по сравнению с общей системой налогообложения. Механизм амортизации, применяемый плательщиками ЕСХН, рассматривается как результативныйинструмент для умножения уровня инвестиций. Вследствие этогоинвестирование наводит наналоговуюэкономию.Еслисказатьо природоохранной составляющей налогообложения в сельском хозяйстве, то нужно отметить, что экологическая и налоговая политика имеют сферу пересечения, которая определяется использованием экологических налогов и определенной мотивацией к природоохранной деятельности. В сопоставлении с мировой практикой российская налоговая система не содержит специальных сельскохозяйственных налогов или других форм ограничения использования ресурсов. При этом существующая экологическая ситуация в отрасли предопределяет потребность в широком применении экологического налогообложения в сельском хозяйстве России.В условиях неблагоприятного экономического состоянияв отрасли и кризиса в экономике в целом момент для введения новых экологических налогов, сборов за использование энергии и топливных отходов, сборов за использование грунтовых вод, за применение пестицидов, гербицидов, сборов за отходы животноводческих производств и т. д. не является подходящим, даже несмотря на тяжелую экологическую обстановку в отрасли. В качестве первого шага можно сосредоточить внимание не на введение новых налогов и корректировку налоговых ставок, а на мерах стимулирования инвестиционных вложений в природоохранные и энергосберегающие мероприятия. Переоборудование производства с целью соответствия экологическим критериям и нормам [4].Недостаток собственных финансовых средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также ограниченные во
зможности областных и региональных бюджетов приводят к снижению эффективности функционирования агропромышленного комплекса. В АПК Урала существует проблема создания и функционирования эффективной системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации.Чтобы ускорит 5 % ставки,за вычетом типа действийзакон №3103к плательщику налогов принят следующий спрос.Отдельное значение прибыли от реализации этих действий в общей совокупности прибыли до их снижения наразмер прибыли составляет больше 70% .Свободный порядок уплаты налогов в сельскохозяйственном секторе,и как,что массовая сельхозпродукция отрасли довольно большая часть сельскохозяйственной продукции своих служебных ферм жителей страны,не должны платить налоги ,всё это свидетельствует о том что вложение сельского хозяйстваво всеобщую величину налогов меньше ,чем вложение в валовый внутренний продукт.Главная цель налоговой политики в сельском хозяйстве—создание благоприятных условий для экономического развития отрасли. При этом основным направлением должно стать снижение неопределенности изменений в системе налогообложения для сельхозтоваропроизводителей, и гармонизация основных принципов налоговой политики в сельском хозяйстве с Государственной программой развития и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия[5].Налогообложение налогов должно быть осмотрено на так как единственное преобладающее началосоздания акцентированных денежных методов страны но и единственное средство власти управления экономикой в целях побуждения и поднятия разных функций экономики.Российская система сельскохозяйственного налогообложения характеризуется частыми изменениями. За последние двадцать лет она пережила путь трансформации от унифицированного подхода для всех отраслей до создания специальных условий для сельского хозяйства, и, в конечном итоге, к введению специального налогового режима.С целью стимулирования развития сельскохозяйственного производства и повышения его экономической эффективности необходимо совершенствовать налоговый механизм с учетом специфики отдельных отраслей. Специальный налоговый режим, как одна из организационных форм налогового регулирования, должен быть построен таким образом, чтобы механизм налогообложения, с одной стороны, обеспечивал налоговые поступления в бюджет, а с другой стороны —стимулировал тот вид деятельности, который государство решило перевести на особые условия налогообложения.Таблица 1

Читайте так же:  Расписка от родителей для несовершеннолетних

Налоги, уплачиваемые сельскохозяйственными организациями на общем режиме налогообложения

НалогиНалоговые ставкиКомментарииНалог на прибыль20082009гг. –6%20102011гг. –12%20122014гг. 18%с 2015 24%В соответствии с ФЗ от 13.03.2006г. № 39ФЗ Налоговые ставки увеличиваютсяНалог на имущество организаций0 –2,2%. В Хакасии 2,2%Ряд основных регионовпроизводителей сельскохозяйственной продукции установили нулевую ставку, если выручкапо сельскохозяйственному производству составляет не менее 5070% общей выручки. ЕСН20%С учетом вычета взносов на пенсионное страхование, уплачиваемого при всех специальных режимах максимальная ставка 10,3%, итоговая ставка ЕСН составит 9,7% (20% 10,3%)НДС018% или сумма возврата из бюджетаВеличина НДС колеблется от нуля, так как входящий НДС уплачивается по ставке 18%, а исходящий для производителей большинства видов продукции по ставке 10%. Кроме того, суммы к возврату присутствуют у хозяйств, которые приобретают основные средства, занимаются строительствомнаходятся в стадии активной модернизации. У данных налогоплательщиков суммы к возмещению достигают нескольких десятков миллионов рублей.Земельный налог, арендная плата за землю0,10,3%В Хакасии дифференцированные ставки по районам и городам Транспортный налогНе установленаСельскохозяйственная техника не является объектом налогообложения

По данным таблицы 1можносделать вывод, что сельскохозяйственные организации, находящиеся на специальном режиме налогообложения уплачиваютземельный налог. Налоговые ставки в налогах на прибыль в 2014 году увеличились на 12% по сравнению с 2088 годом.В налогах на имущество организаций установилась нулевая ставка,в ЕСНналоговая ставка установиласьв 20%,в НДС налоговая ставка колеблется от 018% налоговой ставки,в земельном налоге арендная плата за землю составляет от 0,10,3%,в транспортном налоге налоговая ставка не учитывается [6].В итоге, общая максимальная нагрузка в 2008г. составила18,2%, а минимальная 15,7%. Но к 2015 году нагрузка по плану будет увеличиваться, вместе с тем, организация, исходя из положений главы 25 НК РФ,имеет возможность минимизировать налог на прибыль путем проведения законных операций по учету расходов, так как перечень расходов в данной главе шире, нежели в гл.26.1 НК РФ. Данные расчеты являются приблизительными, для любого хозяйствующего субъекта в сельском хозяйстве, необходимо проведение анализа расчетов платежей в бюджет, потому что каждый субъект имеетиндивидуальные особенности деятельности, технологии производства, владеет объемом имущества, широким перечнем наименования выращиваемой сельхозпродукции. Налоговая нагрузка при уплате ЕСХН составляет 16,6%, то есть разница в нагрузке незначительна [6].

Во второй таблице проанализируем общие недостатки и преимущества единого сельскохозяйственного налога.Таблица 2Преимущества и недостатки единого сельскохозяйственного налога

ПризнакиПреимуществаНедостаткиЗамена единым налогом ряда налогов1.Налог на прибыль, за исключением обязанностей налоговых агентов2.НДС, за исключением обязанностей налоговых агент, также при ввозе товаров на таможенную территорию РФБез комментариевКассовый метод учетадоходов и расходов1.Доходы признаются только после поступления денежных средств или иным способом1.В качестве доходов признаются полученные авансы2.Расходы принимаются только после их оплатыУчет основных средств и НМАОсновные средства и НМА, приобретенные до перехода на ЕСХН, списываются быстрее, чем при общем режиме налогообложения1.В случае реализации ОС и НМА до истечения 3х лет с момента учета расходов на их приобретениеналогоплательщик должен пересчитать налоговую базу за весь период эксплуатации и уплатить дополнительную сумму налога на прибыль и пени за эти годыДоходы и расходыБез комментариев1.Предельное минимальное значение –70%2.Ограниченный перечень расходов, чем при общем режиме налогообложенияОсвобождение от уплаты НДСОсвобождены от обязанности выписывать налоговые регистры по НДСВысокая вероятностьпотери партнеров –плательщиков НДСУбытки, полученные до перехода на ЕСХНБез комментариевНе уменьшает налоговую базу в период применения ЕСХНПредставление отчетностиТолько одна декларация по ЕСХНОтсутствие возможности получения достоверной информации о финансовом положении и др.

По данным таблицы 2 преимущества, даваемые ЕСХН, не так уж и важны. Принципы налогообложения сельскохозяйственного сектора вгосударственном производствеи принимает главное место в экономике государства.А это значит,чтопроцесс роста этой доли экономикиэто и есть основная проблема нашего государства.Важно сделать общий вывод,что характеристика налога на землю ЕСХН,налог на прибыль,налог на имущество и все элементы наряду с его спецификой РФрешает и выводит недостатки и трудности налогов в политике и этапах роста сельского хозяйства ,созданы и представлены сосредоточение и конкретные планы для усовершенствования агропромышленного комплекса.

Ссылки на источники1. Борхунов Н. А., Сагайдак Э. А., Зарук Н. Ф., Бондаренко Т. Г., Маслова В. В. Государственная поддержка и механизмы ее реализации в АПК. М.: ВосходА, 2009. 224 с.2. Гончаренко Г. А. Система налогообложения в сельском хозяйстве России в современных условиях. М., 2010. 16 с.3. Иванова Д. Ю. Формирование эффективной системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации Челябинской области // Аграрный вестник Урала. 2009. № 3. С. 33.4. Субаева А.К., Постнова М.В. Экономика отрасли.Учебное пособие.

Ульяновская ГСХА им.П.А.Столыпина,2014.182с.5.Субаева А.К.Экономика предприятия.Учебное пособие.Ульяновска ГСХА им.П.А.Столыпина,2015.300с.6.СубаеваА.К. Влияние технической базы сельскохозяйственных организаций на производственные результаты// Бизнес.ОбразованиеПраво.Вестник Волгоградского института бизнеса .2014.№1.С.7782.

Читайте так же:

  • Договор продажа гаража с земельным участком Договор купли продажи гаража с земельным участком Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон договора купли-продажи гаража с земельным участком за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу юридическую помощь, в том числе и по заполнению данного […]
  • Приказ 136-н Приказ Минфина России от 24 декабря 2013 г. № 136н "О Порядке ведения реестра соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг)" В целях реализации части 8 статьи 7 Федерального […]
  • Приставы оренбург дзержинский район Приставы оренбург дзержинский район Адрес: 460038, Россия, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 28, Время работы: Вт с 09.00 по 15.00, Чт с 14.00 до 18.00 Телефон для справок: +7(3532)36-98-60 Начальство ОСП Дзержинского района г. Оренбурга Леготина Ирина Федоровна В настоящее время в […]
  • Судебные приставы царицынский отдел города москва Судебные приставы царицынский отдел города москва Судебные приставы в районе Царицыно Отдел судебных приставов района Царицыно Обслуживает районы Москвы: Царицыно, Братеево, Москворечье-Сабурово, Орехово-Борисово Южное, Орехово-Борисово Северное, Бирюлево Восточное, Зябликово Старший […]
  • Аксай судебные приставы телефон Служба судебных приставов по г. Аксаю Спасибо за сообщение. Служба судебных приставов по г. Аксаю занимается: обеспечением исполнения судебных решений. Компания Служба судебных приставов по г. Аксаю находится в городе Аксае, по адресу: Аксай, Гулаева, 127. Предложения и заявки […]