Меню

Приказ на создание резерва по сомнительным долгам образец

Оглавление:

Приказ на создание резерва по сомнительным долгам образец

Образец приказа о создании резерва по сомнительным долгам образец

Так, величину резерва определяют отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Обратите внимание, что в качестве сомнительной задолженности не рассматриваются обязательства поставщика, связанные с отгрузкой за перечисленную ему предоплату.

А значит, резерв по такой задолженности не создают. Данное мнение высказал Минфин России (письмо Минфина России от 15 октября 2003 г.№ 16-00-14-316) еще в 2003 году.

Резерв по сомнительным долгам: порядок создания и расчет отчислений

То есть если у компании есть встречное обязательство перед контрагентом-должником, то сомнительным долгом считается только та сумма, которая превышает величину этого обязательства. При этом уменьшение таких долгов на кредиторку хозсубъекта осуществляется начиная с первой по времени возникновения задолженности (п. 1 ст. 266 НК РФ). См. также: .

Следует отметить, что при создании резерва по сомнительным долгам организация не должна учитывать те суммы дебиторской задолженности, которые возникли в период применения системы налогообложения, отличной от общей, например ЕНВД (письмо Минфина России от 21.12.2012 № 03-11-06/3/90). См. также:

По каждому сомнительному долгу определить процент отчислений и рассчитать общую расчетную сумму отчислений (РСО) по следующему принципу:

  1. если задолженность возникла менее 45 дней назад, то по ней резерв не создается.
  2. если с момента возникновения сомнительного долга прошло более 90 дней, то задолженность в полной сумме (100%) включается в резерв,
  3. если срок сомнительной задолженности составляет от 45 до 90 дней (включительно), то в резерв отчисляется 50% от суммы долга,

Резерв по сомнительным долгам

Например, задолженность по перечисленной предоплате (авансу), если товары не были отгружены (работы не выполнены, услуги не оказаны) поставщиком в срок, установленный договором, по уплате санкций за нарушение договорных условий, по договорам займа, , , ;

  1. задолженность не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
  2. задолженность не погашена в сроки, установленные договором;

Дальше смотрите на период просрочки:

  1. просрочка от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в резерв включается 50% от суммы задолженности;
  2. просрочка менее 45 календарных дней — задолженность в резерв не включается;
  3. просрочка более 90 календарных дней — в резерв включается вся сумма долга.

Обратите внимание, что задолженность учитывается вместе с НДС.

Резерв по сомнительным долгам

В конце отчетного года проводится инвентаризация дебиторской задолженности – создается приказ о создании комиссия, об инвентаризации, далее бухгалтер формирует инвентаризационные ведомости с указанием всей задолженности (не только по реализованным товарам, работам услугам). Затем комиссия предоставляет служебную записку, протокол, пр.

с проведённым анализом и выявленным сомнительным долгом в структуре задолженности. И бухгалтер на основании данных обоснованных суждений создает резерв по сомнительной задолженности.

В налоговом учете установлены строгие правила игры: рассматриваем просроченную задолженность только по реализованным товарам, работам, услугам количество дней просрочки должно быть более 45 дней.

Обязательно ли создавать резерв по сомнительным долгам в 2019 году

Вносить в резерв авансы, переданные , нельзя

  1. если величина отчислений в резерв по бухучету превосходит учрежденный налоговым учетом 10 % предел, то организация оперирует стабильными финансовыми разницами
  2. когда несоответствия касаются временного отличия сопоставления периодов задолженности, то разница обуславливает отложение налоговых активов;

Но для чего нужно создавать резервный фонд, не проще ли просто списать непогашенные долги в убытки компании?

Формирование РСД дозволяет:

Суть создания резерва по сомнительным долгам в том, что наличие резерва позволяет списывать невозвратные долги.

Резерв по сомнительным долгам перед отчетностью

При использовании резерва важно различать сомнительную и безнадежную дебиторскую задолженность.

11 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Операции, связанные с созданием и использованием резерва по сомнительным долгам, учитываются на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам». При этом в бухгалтерском учете делается проводка: ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 63 – произведены отчисления в резерв по сомнительным долгам.

>>> Приказ на создание резерва по сомнительным долгам образец

You could be submitting a large number of automated requests to our search engine. В протоколе члены комиссии принимают решение о признании просроченной задолженности сомнительной. В течение пяти лет после списания безнадежной дебиторской задолженности необходимо следить за возможностью ее взыскания при изменении имущественного положения должника п.

Размер резерва по сомнительным долгам

70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н

Резерв формируется по любой дебиторской задолженности, отнесенной к сомнительной.

При этом сомнительной можно признать и ту задолженность, по которой срок погашения еще не наступил.

Относительно налогового учета законодательство предусматривает:

  • создание резерва по сомнительным долгам только по задолженности покупателей и заказчиков за выполненные работы, услуги или за реализованные товары (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ)
  • право налогоплательщика, использующих метод начисления, создать резерв по сомнительным долгам (п. 3 ст. 266 НК РФ). Поскольку размер резерва по сомнительным долгам относится к внереализационным расходам, организации стремятся использовать данное право и снизить тем самым налогооблагаемую прибыль.

Приказ о создании резерва по сомнительным долгам образец

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (499) 455 09 86 (Москва) +7 (812) 332 53 16 (СПБ) Это быстро и бесплатно! Помощь юриста на сайте

  1. Задайте вопрос и получите ответ в течение 10 минут
  2. Составим качественно юридический документ
  3. Специализируемся во всех областях права

Договоры по группам Договоры по тегам С людьми бывает то же, что с благами сего мира: чем ближе их знают, тем меньше их ценят.

Приказ о создании резерва по сомнительным долгам (образец)

В процессе деятельности предприятию, как правило, удается быть как кредитором, так и заемщиком. Это может произойти, когда партнер по какой-либо причине не выплачивает долг своевременно, а то и вовсе отказывается от своих обязательств по финансам. Данные события необходимо отражать прозрачно в учете фирмы. Этой цели служит формирование резерва по сомнительным долгам.

Таковым называется не выплаченная компании задолженность от дебиторов или же та, которая возможно не будет оплачена своевременно и плюс к этому не надежна. Другими словами, это долги, которые могут быть не выплачены организации в итоге. Так, резерв по сомнительным долгам создается по всем видам ненадежных долгов от дебиторов, выплатам контрагентам, а так же авансам и займам.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 511-91-49 . Это быстро и бесплатно !

Как происходит создание резерва по сомнительным долгам?

Законодательством прописан только универсальный регламент создания резерва. Фиксированные правила расчетов сумм не прописаны. Согласно нормам учета в бухгалтерии, чтобы определить весь объем финансового запаса по компании, необходимо провести инвентаризацию всякого сомнительного долга.

Необходимо учитывать финансовое положение и состоятельность каждого дебитора и способность выплатить задолженность. Организация определяет методы расчетов размера запаса с помощью учетной политикой.

Если руководствоваться принципами, прописанными ниже, то можно достичь максимального соответствия учетов в компании (бухгалтерского и налогового):

  • учитывать всю задолженность, которая просрочена больше чем на девяносто дней;
  • учитывать 50% от задолженности, если она просрочена от сорока пяти до девяноста дней включительно.

Создание финансового запаса по неблагонадежным задолженностям дает шанс любой компании с долгами от дебиторов, сроки выплат которых прошли, обзавестись послаблениями по налогам.

Для этого нужно представить резервы как расходы, в дальнейшем их можно будет восстановить (в случае оплаты долга), либо списать. При составлении плана выгод от налогов, нужно обратить внимание, что туда могут попасть только те долги, которые возникли после продажи товаров или услуг.

Приказ на создание денежного запаса выпускается от имени руководителя компании. Предварительно требуется подробно прописать, как формируется резерв по сомнительным долгам в организации. Величина финансового запаса не должна превышать десять процентов выручки. Если просрочка составляет от сорока пяти до девяноста дней, тогда в резерв относится 50% суммы, если свыше девяноста дней, то вся. Этим принципом необходимо руководствоваться независимо от его наличия в приказе руководителя.

Несмотря на то, что в НК не указано, что для подсчета суммы резерва можно брать сумму с НДС, практика судебных заседаний показывает, что это возможно. Поэтому организация может занести это в приказ.

В случае, когда договором не фиксируется дата оплаты, могут возникнуть проблемы с отнесением суммы к сомнительным долгам. Тогда можно руководствоваться НК, по которому задолженность должна быть погашена в течение 7 дней после направления требования.

От подачи требования идет отсчет задержки платежа с целью планирования резерва. После нужно принять решение: переводить ли оставшуюся часть денежного запаса на будущий отчетный период или нет.

Как написать приказ о создании финансового запаса?

Обязательно необходимо записать в приказе, когда планируется создание резерва – или же по окончании всякого отчетного периода, либо только в конце года. Сотрудники налоговой службы утверждают, что компания, планирующая создание финансового запаса, обязана делать отчисления по окончании каждого отчетного периода.

Однако формулировка НК РФ позволяет сделать выводы, что в случае, когда основная часть прибыли поступает в компанию в конце года, организация имеет право формировать резерв исключительно по окончании года. Значит, фирма не будет проводить излишнюю работу по проведению инвентаризации всякий отчетный период перед тем, как создать резерв по сомнительным долгам.

Кроме того, компания имеет право указать в приказе, что сумма задолженности включается в резерв только после согласования с определенным должностным лицом, к примеру, главным бухгалтером. Благодаря этой уловке, появляется возможность контроля резервного фонда на протяжении года, но исключительно в меньшую сторону. Зато это поможет уйти от чрезмерных убытков в декларации.

Образец приказа о создании резерва по сомнительным долгам вы можете скачать на нашем сайте по ссылке.

Как документально оформить резервный фонд?

Для создания резерва по сомнительным долгам используется справка-расчет. Оформляется этот документ бухгалтером. Это не нормативный документ, потому необходимо подобрать и отдать на утверждение руководству форму. Безусловно, в справке-расчете по неблагонадежным долгам должны присутствовать все обязательные реквизиты.

В учете задействуется счет 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Формирование резерва по сомнительным долгам отражается записью: Дт 91 (субсчет «Прочие расходы») Кт 63.

Отчисления в финансовый запас относятся на счет «Прочие расходы». Для этой проводки основание – Справка-расчет.

Как восстановить резерв по сомнительным долгам?

Восстановление резерва по сомнительным долгам возможно в таких ситуациях:

  • если происходит выплата задолженности частично или полностью;
  • при ликвидации резерва, если закончился предельный срок.

Руководства, Инструкции, Бланки

образец приказ на создание резерва по сомнительным долгам

Скачать образец бесплатно

28 Сентября 2016

Если налоговые платежи перечисляются в бюджет с опозданием (то есть с нарушением установленных сроков), то помимо самих налогов необходимо дополнительно уплатить еще и пени. Расчет пеней является, пожалуй, одной из самых рутинных задач, которую приходится решать бухгалтеру. Впрочем, для ее успешного выполнения ему нужно учесть ряд нюансов.

Торговое предприятие (применяющее УСНО) планирует принять участие в региональной выставке-ярмарке «Школьный базар». Должно ли оно оборудовать торговое место ККТ либо торговлю можно осуществлять без применения кассового аппарата (выдавать покупателям по их требованию квитанции)?

Спор между компанией и налоговиками начался после того, как у ООО была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации общества по НДС за II квартал 2014 года, после которой инспекторы выписали штрафы на сумму 7,8 млн руб. (ст. 122 НК РФ). ООО обратилось в арбитражный суд с требованием признать это решение налоговиков недействительным в связи с наличием смягчающих обстоятельств, а именно тяжелого финансового положения ООО.

27 Сентября 2016

Законодатели обратили внимание на то, что в Российской Федерации остается значительной суммарная задолженность по заработной плате. Например, по данным Крымстата на 20.07.2016 такая задолженность по предприятиям Республики Крым составила 116,3 млн руб. С целью повышения защищенности работников от недобросовестных работодателей в части оплаты труда принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 272‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда».

В условиях кризиса индексация заработной платы порой становится непосильной ношей для работодателей. Тем не менее индексация зарплаты в связи с инфляцией является обязанностью работодателя, а не его правом. В этом единодушны и Роструд, и Конституционный Суд РФ.

Семинары

образец приказ на создание резерва по сомнительным долгам:

  • образец приказа на списание гсм по нормам

    образец приказ прием на работу по совместительству образец

    образец приказа об удержании за телефонные переговоры

    образец приказ о наставничестве в доу

    образец приказа о проведении еженедельных планерок

    образец приказа об увольнении за прогулы

    образец приказ о спонсорской помощи

    образец приказ о введении режима неполного рабочего времени

    наложение обеспечительных мер в гражданском процессе образец

    Резерв по сомнительным долгам: учет, создание и формирование

    Добавлено в закладки: 0

    Сомнительным долгом называют дебиторскую задолженность покупателей, неоплаченную ко времени, оговоренному в контракте и при этом у этой задолженности нет никакого обеспечения. Гарантиями по сомнительному долгу могут выступать залог, задаток, поручительство. Тем не менее, если у организации есть основания полагать, что долг будет оплачен в течение года, начиная с даты отчета, то этот долг можно не относить к сомнительным.

    Согласно положению по ведению бухгалтерского учета (пункт 70) организация обязана иметь специальный резерв по сомнительной дебиторской задолженности. Сейчас это обязательное условие, оно должно выполняться в независимости, обозначено это в политике организации или нет. До начала 2011 года компания имела право образовывать такой резерв, но это не было ее обязанностью. Резерв по сомнительным долгам 2014 формируется в обязательном порядке.

    Еще одно изменение касается объекта задолженности. До 2012 года резерв формировался только относительно задолженности покупателей за оказанные услуги или полученные товары. Долгов, возникших в связи с перечислением авансов поставщикам, это не касалось.

    Резерв образуют с целью создания возможности списывать дебиторские задолженности, признанные невозможными для взыскания. Каждая организация ведет учет резерва по сомнительным долгам. Они подлежат учету на счете номер 63, они включаются в список прочих расходов организации. Если этот резерв был сформирован, то сумма дебиторской задолженности, которая учитывается на счете 62 (под названием «Расчеты с покупателями и заказчиками») записывают в балансе в строке 1230 за вычетом суммы резерва.

    Читайте так же:  Социальные пособия рождение ребенка

    Как формировать резерв

    В бухгалтерском законодательстве не содержится подробной информации о том, как конкретно рассчитывать сумму резерва. То есть этот вопрос остается на усмотрение компании. Как правило, порядок расчета отражают в политике фирмы. Общие правила указывают лишь на то, что создание резерва по сомнительным долгам производится в зависимости от данных инвентаризации относительно каждого долга, признанного сомнительным. При этом фирма должна учесть возможность погашения долга дебитором.

    Если учесть все вышесказанное, то есть смысл сформировать резерв согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 266):

    • на 100% суммы долга, если со срока оплаты прошло больше, чем 90 дней;
    • на 50% суммы долга, если со срока оплаты прошло от 45 до 90 дней.

    Важно учесть, что просрочку в оплате отсчитывают с даты, как возникла обязанность заказчика заплатить за товар, а не с того дня, как товар был отгружен. Тот же самый порядок действует и относительно авансов, которые были перечислены поставщиками.

    Пример расчета резерва дебиторской задолженности

    Компания поставила товар 15 июня. В контракте указано, что заказчик должен оплатить этот товар через 10 дней после отгрузки. Поэтому просрочка в их оплате должна отсчитываться не с 15 июня (с даты, когда возникла задолженность), а с 25 июня (с даты, когда наступило обязательство по оплате).

    • 1300000 рублей (с НДС). Просрочка в оплате– 133 дня;
    • 3700000 рублей (с НДС). Просрочка в оплате– 62 дня;
    • 530000 рублей (с НДС). Просрочка – 17 дней.

    Компания согласно своей учетной политике формирует резерв в порядке, установленным налоговым законодательством. Таким образом, сумма резерва составит:

    • 1300000 рублей по 1-ой задолженности;
    • 1850000 рублей (3700000 *50%) по 2-ой задолженности;

    По третьей задолженности резерв не создается.
    Итак, общая сумма резерва по сомнительным долгам составит: 1300000+1850000=3150000 рублей.

    При создании резерва делается следующая запись:

    Дебет 91-2 Кредит 63 – 3150000 создан резерв по сомнительным долгам.

    Эти задолженности отражаются в бухгалтерском балансе фирмы по строке 1230 в сумме:
    1300000 + 3700000 + 530000 – 3150000 = 2380000 руб.

    Как списать резерв

    В том случае, когда долг остается непогашенным (например, если истекла исковая давность или организация-должник была ликвидирована), то он списывается за счет ранее сформированного резерва. Если же компания расплатилась, то сумма резерва вносится в список доходов.

    Еще одно правило: когда резерв не используется до конца года, который наступает за годом его формирования, то востребованная сума также подлежит списанию. Она обозначается как один из прочих доходов фирмы. В конце года организация должна сформировать резерв снова.

    Пример списания резерва

    Возьмем за основу уже использованный пример. Допустим, что в конце отчетного года фирма, с которой связан первый долг, была ликвидирована. Ее задолженность (1300000) была списана за счет резерва. Вторая организация-должник заплатила по своим долгам самостоятельно.

    В этом случае оставляют следующие записи:

    • Дебет63-Кредит62 – 1300000 – списан долг ликвидированной организации;
    • Дебет51-Кредит62 – 370000 – погашена задолженность;
    • Дебет63-Кредит91-1 – 1850000 – списана сумма резерва по оплаченному долгу.

    В итоге у поставщика не остается неизрасходованного резерва:

    3150000 – 1850000 – 1300000 =0

    В этом же году создается резерв по 3-ей задолженности в сумме 530000 рублей.

    Дебет 91-2 Кредит 63
    — 530000 рублей — образован резерв.

    Бизнес-Прост.ру создан в помощь малому и среднему бизнесу России. На сайте собраны лучшие бизнес идеи, примеры бизнес планов с видео, полные пошаговые руководства по открытию бизнеса с нуля, выбор старого и нового оборудования, каталог франшиз, образцы шаблонов документов, бланков и форм за 2016 год.

    Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите нажмите здесь чтобы оповестить нас.

    Спасибо за ваше сообщение. В ближайшее время мы исправим ошибку.

    Копирование страницы, переписывание полностью или частично — приветствуется, только с активной ссылкой на источник. Карта сайта

    Подпишитесь на наши новости

    Спасибо за ваше сообщение. В ближайшее время мы исправим ошибку.

    Создание резерва по сомнительным долгам

    Нет, приказ составлять не нужно. Т.е. для создания данного резерва для бухгалтерии достаточно первичных документов, по которым можно определить момент возникновения просроченной дебиторской задолженности и учетной политики, в которой прописано, что создается резерв по истечении 90 дней с момента просрочки платежа. Так как при наличии сомнительных долгов в бухучете организация обязана создать одноименный резерв (п. 70 положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Так же порядок формирования резерва организация должна разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике для целей бухучета. Подробно см. 1,2. Рекомендация.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбухvip-версия

    1. Рекомендация:Как создать резерв по сомнительным долгам

    Когда создавать резерв

    При наличии сомнительных долгов в бухучете организация обязана создать одноименный резерв (п.70 положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности ). И не имеет значения, создавался аналогичный резерв в налоговом учете или нет (письмо Минфина России от 16мая 2011г. №03-03-06/1/295 ).

    Если организация относится к субъектам малого предпринимательства . то создавать резерв по сомнительным долгам ей также необходимо. Никаких особых указаний по освобождению малых предприятий от создания резерва пункт 70 положения по ведению бухучета и отчетности не содержит.

    Резерв не создавайте, когда в отношении просроченной дебиторской задолженности у организации на отчетную дату имеется уверенность в ее погашении (письмо Минфина России от 27января 2012г. №07-02-18/01 ).

    Определение суммы резерва

    Порядок формирования резерва организация должна разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике для целей бухучета .

    Резерв по сомнительным долгам формируйте следующим образом:

    • определите задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);
    • отдельно по каждому сомнительному долгу определите сумму, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

    Такой порядок предусмотрен пунктом 70 положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

    Ситуация:можно ли в бухучете формировать резерв по сомнительным долгам в порядке, установленном налоговым законодательством

    При формировании резерва по сомнительным долгам важно учитывать, что правила его создания в бухгалтерском и налоговом учете имеют отличия, в частности:

    • по праву создания. В бухучете создание резерва по сомнительным долгам является обязанностью (абз.1 п.70 положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности ). В налоговом учете создание такого резерва является правом, причем воспользоваться таким правом организация сможет, если будет применять метод начисления (п.3 ст.266 НКРФ );
    • по предмету задолженности. В бухучете резервы создаются по любой дебиторской задолженности, признаваемой организацией сомнительной (п.70 положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности ). В налоговом учете резервы создаются только по задолженности покупателей и заказчиков за продукцию, товары, работы и услуги (абз.1 п.1 ст.266 НКРФ ). Например, в налоговом учете нельзя формировать резерв по договору займа (письмо Минфина России от 12мая 2009г. №03-03-06/1/318 );
    • по сроку возникновения задолженности. В бухучете сомнительной может быть признана не только задолженность с наступившим сроком погашения, но и задолженность, срок погашения которой еще не наступил (абз.2 п.70 положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности ). В налоговом учете к сомнительной задолженности относится задолженность, которая не погашена в сроки, предусмотренные договором (п.1 ст.266 НКРФ ).

    Таким образом, разница в методологии учета резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете не позволяет формировать в бухучете резервы по правилам статьи 266 Налогового кодекса РФ.

    Резерв по сомнительным долгам в бухучете является оценочным значением . Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в бухучете в составе расходов или доходов. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 21/2008.

    Отчисления в резерв по сомнительным долгам учитываются в составе прочих расходов (п.11 ПБУ10/99 ). Операции, связанные с созданием и использованием резерва по сомнительным долгам, учитываются на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».

    Создание, а также периодические отчисления в резерв в бухучете отражайте проводкой:

    Дебет 91-2 Кредит 63
    – создан (увеличен) резерв по сомнительным долгам.

    Контрагент может погасить задолженность, по которой организация создавала резерв, полностью или частично. В этом случае восстановите часть резерва, которая относится к этой задолженности. В бухучете сделайте проводки:

    Дебет 51 (50) Кредит 62 (58-3, 71, 73, 76. )
    – погашена задолженность контрагента;

    Дебет 63 Кредит 91-1
    – восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности.

    Аналитический учет дебиторской задолженности по счету 62 (58-3 . 71 . 73 . 76 . ) организуйте таким образом, чтобы была возможность получить всю необходимую информацию о задолженности, которая не оплачена в срок. Такие требования установлены Инструкцией к плану счетов .

    Ситуация:как отразить разницу между бухгалтерским и налоговым учетом, если в налоговом учете резерв по сомнительным долгам не создавался

    Разницу отразите как временную.

    Это объясняется следующим.

    Отчисления в резерв по сомнительным долгам отражаются в качестве прочих расходов с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы», поэтому в бухучете созданный резерв уменьшает бухгалтерскую прибыль отчетного периода. Если в налоговом учете резерв не создается, то, соответственно, расходов в отчетном налоговом периоде не возникает. В таком случае между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) возникает разница (п.3 ПБУ18/02 ). Расходы, связанные с созданием резерва в текущем отчетном периоде, оказывают влияние на прибыль (убыток) последующих отчетных периодов, в которых задолженность либо будет погашена, либо будет списана как безнадежная. Следовательно, разница, возникающая в бухучете, по своему определению является временной (п.8 ПБУ18/02 ).

    Временная разница, возникающая в периоде создания резерва по сомнительным долгам, приводит к образованию отложенного налогового актива, который уменьшает сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в периоде, следующем за отчетным, или в последующих отчетных периодах (п.11 ПБУ18/02 ).

    В бухучете возникновение отложенного налогового актива отразите проводкой:

    Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
    – отражен отложенный налоговый актив.

    В дальнейшем созданный резерв может быть:

    • восстановлен при погашении задолженности. При этом сумма восстановленного резерва включается в состав прочих доходов с отражением на счете 91 «Прочие доходы и расходы»;
    • восстановлен в связи с отсутствием оплаты со стороны покупателя по итогам года, следующего за годом создания резерва (абз.4 п.70 положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности ). Сумма восстановленного резерва включается в состав прочих доходов на счет 91 «Прочие доходы и расходы»;
    • использован, то есть за счет резерва будет списана безнадежная дебиторская задолженность (п.77 положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности ).

    В периодах восстановления (использования) резерва ранее возникшая временная разница будет уменьшена или полностью погашена. Это связано с тем, что в случае восстановления резерва в бухучете возникнут доходы, которые не будут признаны в налоговом учете. А в случае использования резерва в налоговом учете возникнут расходы (п.7 ст.265 НКРФ ), которые уже были признаны в бухучете в периоде создания резерва (п.18 ПБУ10/99 ). При уменьшении или полном погашении временной разницы соответствующим образом будет уменьшаться или полностью погашаться отложенный налоговый актив. Такой порядок следует из пункта 17 ПБУ 18/02.

    Погашение (уменьшение) отложенного налогового актива в учете отразите проводкой:

    Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
    – погашен (уменьшен) отложенный налоговый актив.

    Пример создания резерва по сомнительным долгам в бухучете. В налоговом учете резерв не создается

    Согласно договору поставки ОАО «Производственная фирма «Мастер»» должно производить оплату ЗАО «Альфа» за поставленный товар в течение 30 дней с даты отгрузки. 15 мая «Альфа» отгрузила товар в адрес «Мастера» на сумму 1 200 000 руб. По состоянию на 15 июня оплата от «Мастера» в адрес «Альфы» не поступила. Согласно оценке вероятности погашения долга «Альфа» принимает решение, что задолженность «Мастера», не обеспеченная гарантией и не оплаченная по договору в срок, является сомнительной и по ней должен быть создан резерв в полной сумме. В налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам не предусмотрено.

    При составлении бухгалтерской отчетности за полугодие задолженность «Мастера» признана сомнительной, поэтому бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки:

    Дебет 91-2 Кредит 63
    – 1 200 000 руб. – создан резерв по сомнительным долгам согласно приказу ;

    Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
    – 240 000 руб. (1 200 000 руб. 20%) – отражен отложенный налоговый актив.

    25 сентября «Мастер» частично погасил задолженность в сумме 600 000 руб. На эту же дату бухгалтер «Альфы» сделал проводки:

    Дебет 51 Кредит 62 субсчет «Расчеты по отгруженным товарам»
    – 600 000 руб. – частично погашена задолженность покупателя;

    Дебет 63 Кредит 91-1
    – 600 000 руб. – восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности;

    Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
    – 120 000 руб. (600 000 руб. 20%) – уменьшен отложенный налоговый актив в части восстановленного резерва.

    Ни в текущем, ни в следующем году по состоянию на 31 декабря года «Мастер» задолженность не погасил. Поэтому ранее созданный резерв подлежит восстановлению. 31 декабря следующего года в учете «Альфы» будут отражены проводки:

    Дебет 63 Кредит 91-1
    – 600 000 руб. – восстановлен резерв в части непогашенной дебиторской задолженности;

    Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
    – 120 000 руб. (600 000 руб. 20%) – погашен отложенный налоговый актив в части восстановленного резерва.

    Одновременно на эту же дату «Альфа» оценивает задолженность «Мастера» как сомнительную, так как нет оснований признавать ее нереальной для взыскания. Поэтому организация создала резерв сомнительных долгов в части этой непогашенной задолженности:

    Дебет 91-2 Кредит 63
    – 600 000 руб. – создан резерв по сомнительным долгам;

    Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
    – 120 000 руб. (600 000 руб. 20%) – отражен отложенный налоговый актив.

    Пример создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете

    Согласно договору поставки ОАО «Производственная фирма «Мастер»» должно производить оплату ЗАО «Альфа» за поставленный товар в течение 30 дней с даты отгрузки. 13 апреля «Альфа» отгрузила товар в адрес «Мастера» на сумму 1 200 000 руб. По состоянию на 14 мая оплата от «Мастера» в адрес «Альфы» не поступила. Согласно оценке вероятности погашения долга «Альфа» принимает решение, что задолженность «Мастера», не обеспеченная гарантией и не оплаченная по договору в срок, является сомнительной и по ней должен быть создан резерв в полной сумме. «Альфа» платит налог на прибыль ежеквартально, применяет метод начисления. Учетной политикой организации предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете.

    Читайте так же:  Государственный совет российской федерации порядок формирования полномочия

    Выручка нарастающим итогом составила:

    • на конец II квартала – 18 000 000 руб.;
    • на конец III квартала – 25 000 000 руб.

    По состоянию на конец II квартала задолженность «Мастера» признана сомнительной, поэтому при составлении бухгалтерской отчетности за полугодие бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки:

    Дебет 91-2 Кредит 63
    – 1 200 000 руб. – создан резерв по сомнительным долгам согласно приказу .

    По состоянию на конец II квартала организация вправе создать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете в размере 50 процентов от суммы задолженности (срок задолженности – более 45 дней, но менее 90). Максимальный размер резерва на конец II квартала не должен превышать 1 800 000 руб. (18 000 000 руб. 10%).

    По итогам II квартала в налоговом учете бухгалтер, на основании приказа . отразил создание резерва по сомнительным долгам в размере 600 000 руб. (1 200 000 руб. 50%).

    В бухучете была сделана запись:

    Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
    – 120 000 руб. ((1 200 000 руб. – 600 000 руб.). 20%) – отражен отложенный налоговый актив.

    По состоянию на конец III квартала организация вправе увеличить размер резерва по сомнительным долгам в налоговом учете до 100 процентов от суммы задолженности (срок задолженности – более 90 дней). Максимальный размер резерва на конец III квартала не должен превышать 2 500 000 руб. (25 000 000 руб. 10%). Сумма резерва составила 1 200 000 руб. (600 000 руб. + 600 000 руб.).

    При составлении бухгалтерской отчетности за девять месяцев бухгалтером «Альфы» были сделаны следующие записи:

    Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
    – 120 000 руб. (600 000 руб. 20%) – погашен отложенный налоговый актив в части созданного резерва по сомнительным долгам.

    В декабре «Альфой» получена информация, что «Мастер» ликвидирован, поэтому задолженность признана нереальной к взысканию.

    Сумма накопленного резерва в бухучете составляет 1 200 000 руб. в налоговом учете – 1 200 000 руб.

    При составлении бухгалтерской отчетности за год бухгалтер сделал следующую запись:

    Дебет 63 Кредит 62 субсчет «Расчеты по отгруженным товарам»
    – 1 200 000 руб. – списана безнадежная дебиторская задолженность за счет резерва.

    В налоговом учете резерв по сомнительным долгам использован организацией на покрытие убытков от безнадежных долгов в сумме 1 200 000 руб.

    Ситуация: с какой периодичностью нужно делать отчисления в резерв по сомнительным долгам в бухучете (mod = 112, id = 51683)

    Периодичность отчислений в резерв зависит от сроков формирования бухгалтерской отчетности.

    Отчисления в резерв по сомнительным долгам являются изменением оценочного значения (п.4 ПБУ21/2008 ). Изменения оценочных значений отражаются в бухучете в составе расходов того отчетного периода, в котором эти изменения произошли. Таким образом, отчисления в резерв нужно отражать в бухучете с той периодичностью, с которой организация формирует бухгалтерскую отчетность . (ст.15 Закона от 6декабря 2011г. №402-ФЗ ).

    Отражение резерва в бухгалтерской отчетности

    В бухгалтерской отчетности дебиторскую задолженность показывайте за вычетом образованного резерва. Информацию о созданном резерве раскрывайте в пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах . Такой порядок установлен пунктом 35 ПБУ 4/99.

    О том, как расходовать созданный резерв, см. Как использовать резерв по сомнительным долгам .

    О том, как учитывать создание резерва при налогообложении прибыли, см. Как создать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете .

    действительный государственный советник РФ 3-го класса

    2. Рекомендация:Как создать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

    Чтобы заранее учесть возможные убытки по безнадежным долгам, организация может создать специальный резерв (п.3 ст.266 НКРФ ). В налоговом учете (в отличие от бухгалтерского ) создание подобного резерва является правом, а не обязанностью организации. То есть, даже если в бухучете резерв по сомнительным долгам создан, для целей налогообложения прибыли его можно не формировать. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 16мая 2011г. №03-03-06/1/295 . от 23октября 2008г. №03-03-06/1/597 . УФНС России пог.Москве от 9апреля 2007г. №20-12/031921 .

    Условия создания резерва

    Резерв может быть создан, если для расчета налога на прибыль организация применяет метод начисления. Организации, применяющие кассовый метод, резервы не создают. Объясняется это тем, что любые расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, они могут учитывать только после их оплаты (п.3 ст.273 НКРФ ).

    Ситуация:нужно ли в учетной политике для целей налогообложения прибыли отражать решение о создании резерва по сомнительным долгам. Организация рассчитывает налог на прибыль методом начисления

    Представители контролирующих ведомств считают, что в учетной политике нужно отражать решение о создании резерва по сомнительным долгам. Причем такое решение должно быть принято до начала очередного налогового периода по налогу на прибыль. Следовательно, если организация решит создать резерв по сомнительным долгам в середине текущего года, формировать и использовать этот резерв она сможет только со следующего года. Такой вывод следует из писем Минфина России от 21октября 2008г. №03-03-06/1/594 и УФНС России пог. Москве от 9апреля 2007г. №20-12/031921 . Свою позицию контролирующие ведомства мотивируют тем, что принятая учетная политика должна применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Менять ее в связи с изменением применяемых методов учета можно лишь с начала нового налогового периода (ст.313 НКРФ ).

    Главбух советует: есть аргументы, которые позволяют не фиксировать решение о создании резерва по сомнительным долгам в учетной политике и начинать его формирование в течение отчетного года. Они заключаются в следующем.

    Статья 266 Налогового кодекса РФ не устанавливает сроков принятия решения о формировании резерва по сомнительным долгам. При этом появление сомнительной дебиторской задолженности можно квалифицировать как факт хозяйственной деятельности, отличный от фактов, имевших место ранее (возникший впервые). А утверждение способа учета таких фактов изменением учетной политики не признается (п.10 ПБУ1/2008 ). Следовательно, организация вправе начать формирование резерва по сомнительным долгам, не дожидаясь окончания текущего налогового периода и не фиксируя принятое решение в учетной политике. Такую позицию подтверждает арбитражная практика (см. например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 3июля 2008г. №А56-12980/2007 и от 15октября 2007г. №А56-26468/2006 . Волго-Вятского округа от 19марта 2008г. №А79-3573/2007 ).

    Решив создать резерв по сомнительным долгам, организация должна формировать его ежеквартально или ежемесячно (п.3 ст.266 НКРФ ). Периодичность формирования резерва зависит от отчетного периода, который организация применяет по налогу на прибыль. Им может быть I квартал (первое полугодие, девять месяцев) или месяц (два месяца, три месяца и т. д.) (п.2 ст.285 НКРФ ).

    Определение суммы резерва

    Чтобы определить сумму отчислений в резерв по сомнительным долгам, придерживайтесь следующего алгоритма.

    1. Проведите инвентаризацию дебиторской задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), по состоянию на последний день отчетного (налогового) периода по налогу на прибыль.

    2. Из общей суммы дебиторской задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), выделите сомнительные долги .

    3. Определите срок задержки платежей по сомнительным долгам.

    4. Рассчитайте размер резерва исходя из сроков задержки платежей в следующем порядке:

    • по задержкам со сроком менее 45 дней – резерв не формируется;
    • по задержкам со сроком от 45 до 90 дней (включительно) – включите в резерв 50 процентов от суммы задолженности;
    • по задержкам со сроком более 90 дней – включите в резерв 100 процентов от суммы задолженности.

    5. Определите максимальный размер резерва по сомнительным долгам. Он составляет 10 процентов от выручки организации за отчетный (налоговый) период. При определении максимального размера резерва выручка принимается без учета НДС (письмо Минфина России от 12ноября 2009г. №03-03-06/1/745 ).

    6. Величина резерва, рассчитанная исходя из суммы дебиторской задолженности, не может превышать максимального размера резерва, рассчитанного исходя из выручки. Если такое превышение есть, то резерв создавайте исходя из максимального размера.

    7. Если на конец отчетного периода у организации есть неиспользованный остаток резерва, то применяйте следующие правила:

    • если неиспользованный остаток меньше суммы резерва, созданного в отчетном периоде, разницу между остатком и суммой вновь созданного резерва включите в состав внереализационных расходов;
    • если неиспользованный остаток больше суммы резерва, созданного в отчетном периоде, разницу между остатком и суммой вновь созданного резерва включите в состав внереализационных доходов.

    Такой порядок установлен статьей 266 Налогового кодекса РФ.

    государственный советник налоговой службы РФ I ранга

    С уважением, Наталья Колосова,

    Ваш персональный эксперт.

    Персональные консультации по учету и налогам

    Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.

    Резервы по сомнительным долгам

    К сожалению, на практике организации нередко сталкиваются с просроченной дебиторской задолженностью своих покупателей (заказчиков), а возможно и других дебиторов. Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны. Поэтому при наличии сомнительного долга надо создать резерв, даже если организация является субъектом малого предпринимательства.

    Для того, чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений. В отношении дебиторской задолженности оценочным значением является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва.

    Обратите внимание! Резерв включается в налоговые расходы, следовательно, организациям выгодно воспользоваться таким правом и сформировать резерв по сомнительным долгам для целей налогового учета.

    Основные нормативные документы по формированию резервов по сомнительным долгам:

    1. НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.03.2015).
    2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н
    3. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н
    4. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
    5. Положение по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменения оценочных значений», утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

    Определимся с понятиями

    Сомнительная задолженность — дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток).

    Просроченная задолженность—дебиторская задолженность, не погашенная в сроки, установленные договорами и (или) судебными актами или иными документами, устанавливающими или изменяющими срок погашения задолженности.

    Безнадежная задолженность — дебиторская, по которой истек установленный срок исковой давности, а также та задолженность, по которой в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

    Реструктуризированная задолженность — задолженность, по которой дебитору предоставлена рассрочка или отсрочка погашения задолженности, в том числе в рамках соглашения о реструктуризации задолженности, мирового соглашения, утвержденного судом и вступившего в законную силу.

    Бухгалтерский и налоговый учет. Есть отличия!

    При формировании резерва по сомнительным долгам важно учитывать, что правила его создания в бухгалтерском и налоговом учете имеют отличия, в частности:

    • По праву создания. В бухучете создание резерва по сомнительным долгам является обязанностью (абз. 1 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). В налоговом учете создание такого резерва является правом, с учетом того, что организация применяет метод начисления (п. 3 ст. 266 НК РФ);
    • По предмету задолженности. В бухучете резервы создаются по любой дебиторской задолженности, признаваемой организацией сомнительной (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). В налоговом учете резервы создаются только по задолженности покупателей и заказчиков за продукцию, товары, работы и услуги (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ);
    • По сроку возникновения задолженности. В бухучете сомнительной может быть признана не только задолженность с наступившим сроком погашения, но и задолженность, срок погашения которой еще не наступил (абз. 2 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). В налоговом учете к сомнительной задолженности относится задолженность, которая не погашена в сроки, предусмотренные договором (п. 1 ст. 266 НК РФ).

    Рассмотрим правила формирования резерва для бухгалтерского и налогового учета.

    Правила для целей бухгалтерского учета

    Бухгалтерский учет

    Величина резервов определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (абз. 4 п. 70 Положения). Данная величина является оценочным значением (п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н,), изменением которого признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности (п. 2 ПБУ 21/2008).

    Способы расчета резерва по сомнительным долгам:

    Выбранный способ и методику расчета резерва по сомнительным долгам необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Например, если выбран способ экспертной оценки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно прописать конкретные критерии (например, показатели платежеспособности и финансового состояния должника), на которых основывается такая оценка. Если выбран способ расчета резерва в зависимости от периода просрочки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно установить соответствующие процентные значения отчислений в резерв (они могут совпадать с применяемыми в налоговом учете, а могут и не совпадать).

    При формировании резерва по сомнительным долгам должны быть соблюдены следующие условия:

    1. Резерв создается по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги. В резерв не включаются суммы перечисленных поставщикам авансов (Письмо Минфина РФ от 15.10.2003 N 16-00-14/316 «О сомнительном долге организации). Таким образом, резерв создается только под задолженность покупателей (заказчиков).
    2. Резерв создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации.
    3. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

    После создания резерва организация должна постоянно отслеживать движение тех долгов, по которым был создан резерв, так как бухгалтерские записи оформляются в разрезе аналитического учета по каждому дебитору.

    Отметим, что законодательство по бухучету не предусматривает ограничений ни по величине создаваемого резерва, ни по сроку возникновения сомнительного долга. При этом действующее бухгалтерское законодательство не препятствует использовать способ признания дебиторской задолженности безнадежной, установленный ст. 266 НК РФ, и для целей бухгалтерского учета.

    Поэтому если порядок формирования резервов в налоговом и бухгалтерском учете различается, то:

    • по расхождениям, возникшим из-за разного определения сроков для резервирования, (т.е. в бухучете сумма резерва создается, например, в размере 100 % по непогашенной задолженности по истечении 45 дней), в бухучете будут возникать вычитаемые временные разницы, которые приводят к образованию отложенного налогового актива (п. п. 8, 11, 14 ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).
    • по расхождениям, возникшим когда расчетная величина отчислений в резерв в бухгалтерском учете превышает 10% суммы выручки от реализации, у организации образуются постоянные разницы (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).
    Читайте так же:  Когда продавец должен выписаться из квартиры

    Отчисления в резерв по сомнительным долгам являются изменением оценочного значения (п. 4 ПБУ 21/2008). Изменения оценочных значений отражаются в бухучете в составе расходов того отчетного периода, в котором эти изменения произошли. Таким образом, отчисления в резерв нужно отражать в бухучете с той периодичностью, с которой организация формирует бухгалтерскую отчетность, (ст. 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

    Суммы созданных резервов по сомнительным долгам относятся на финансовые результаты и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам».

    Списание безнадежного долга, ранее признанного в учете сомнительным, по которому был сформирован резерв, отражается бухгалтерской проводкой по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

    Безнадежный долг в сумме, превышающей резерв, созданный по данной задолженности, списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

    Списанная по истечении срока исковой давности задолженность отражается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

    В случае поступления оплаты по дебиторской задолженности, на которую ранее были образованы резервы (или изменения данных надежности контрагента в положительную сторону), суммы резервов подлежат восстановлению. В бухгалтерском учете суммы восстановленных резервов отражаются по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

    Инвентаризация резерва по сомнительным долгам

    Основные требования к инвентаризации резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете определены в пункте 3.54 Методических указаний о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

    Мониторинг дебиторской задолженности по каждому долгу на предмет создания или использования резерва по сомнительным долгам необходимо производить постоянно. Проводится он обязательно на дату составления бухгалтерской отчетности.

    В течение пяти лет после списания безнадежной дебиторской задолженности необходимо следить за возможностью ее взыскания при изменении имущественного положения должника.

    Отражение резерва в бухгалтерской отчетности

    В бухгалтерской отчетности дебиторскую задолженность показывайте за вычетом образованного резерва. Информацию о созданном резерве раскрывайте в пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. Такой порядок установлен ПБУ 4/99 п. 35.

    В дальнейшем созданный резерв может быть:

    • восстановлен при погашении задолженности (при этом сумма восстановленного резерва включается в состав прочих доходов с отражением на счете 91 «Прочие доходы и расходы»);
    • восстановлен в связи с отсутствием оплаты со стороны покупателя по итогам года, следующего за годом создания резерва (абз. 4 п. 70 Положения по ведению бухучета и отчетности), при этом сумма восстановленного резерва включается в состав прочих доходов на счет 91 «Прочие доходы и расходы»;
    • использован, то есть за счет резерва будет списана безнадежная дебиторская задолженность (п. 77 Положения по ведению бухучета и отчетности).

    Перенос резерва на следующий год

    В соответствии с Положением по ведению бухучета и отчетности в РФ № 34н п. 70, если до конца года, следующего за годом создания резерва, его величина не будет израсходована полностью, то остаток резерва подлежит включению в финансовые результаты отчетного года. Из этого следует, что если задолженность будет оставаться сомнительной на конец 2015, то неиспользованный остаток резерва должен быть отнесен на счет 91 субсчет «Прочие доходы». Требования ПБУ № 34н определяют, что сумма сомнительной задолженности должна быть снова учтена перед составлением годовой отчетности при формировании резерва на конец 2015 года.

    Предлагаем сделать только корректировку резерва по итогам года, т.е. увеличить или уменьшить сумму резерва, а не списывать полностью сумму неиспользованного резерва с последующим восстановлением. Такая схема позволит избежать дополнительных записей по счету 91 и не завышать показатели, отражаемые также в отчете о финансовых результатах.

    Организация ООО «Сомнительный» заключила с ООО «Фантом» договор поставки №451 от 16.06.2014 г на общую сумму 525 750 руб. (в т.ч. НДС 18% — 80199 руб.). Покупатель нарушил условия договора, пропустив срок оплаты. На момент оплаты ООО «Сомнительный» оплатил сумму 229 800 руб. (в т.ч. НДС 18% — 35054 руб.).

    ООО «Фантом» признал сомнительную дебиторскую задолженность и на оставшуюся часть долга (после оплаты части кредиторской задолженности (525750 — 229 800 = 295950 руб.)) и начисляет резерв по сомнительной задолженности: на 31.08.2014 года в размере 50% от суммы задолженности (срок возникновения от 45 до 90 календарных дней ). Сумма резерва составила 147975 руб.

    При поступлении частичной оплаты от покупателя в счет долга в размере 200 000,00 руб. (в т.ч. НДС 18% — 30 508,47 руб.) резерв по оплаченной части долга восстанавливается.

    Реализованы товары ООО «Сомнительный»

    Дебет 62.01 Кредит 90.01 — 525750

    Начислен НДС с реализации

    Дебет 90.03 Кредит 68.02 — 80199

    Отражена себестоимость реализованных товаров

    Дебет 90.02 Кредит 41.01 — 375000

    Оплачена часть задолженности покупателем ООО «Сомнительный»

    Дебет 51 Кредит 62.01 – 229800

    Начислен резерв по признанной задолженности ООО «Сомнительный» (срок возникновения от 45 до 90 дней)

    Дебет 91.02 Кредит 63 — 147975

    Поступила оплата от покупателя ООО «Сомнительный»

    Дебет 51 Кредит 62.01 – 200000

    Восстановление резерва по оплаченной части долга

    Дебет 63 Кредит 91.01 — 200000

    Справка-расчет резервов по сомнительным долгам

    Рассмотрим еще один пример, характеризующий списание безнадежной дебиторской задолженности (за счет резерва).

    ООО «Барс» выполнил и сдал проектные работы ООО «Безнадежный», который не произвел оплату по договору. ООО «Барс» по результатам инвентаризации расчетов признал сомнительную дебиторскую задолженность, которая не была погашена в установленный срок. Согласно учетной политике ООО «Барс» применяет метод начисления и создает резерв по сомнительной задолженности в бухгалтерском учете и в налоговом учете. По истечении срока исковой давности выявленная задолженность правомерно признана безнадежной (нереальной к взысканию) и списана.

    Через год после списания задолженности ООО «Безнадежный» погашает свою задолженность.

    31.12.2014 г. Списан безнадежный долг за счет созданного резерва по сомнительным долгам

    Дебет 63 Кредит 62.01 — 1250407 руб.

    Списанный безнадежный долг ООО «Безнадежный» учтен за балансом.

    Дебет 007 – 1250407 руб.

    ООО «Безнадежный» оплатил задолженность

    Дебет 51 Кредит 62.01 – 1250407 руб.

    Ранее списанная задолженность учтена в составе прочих доходов

    Дебет 62.01 Кредит 91.01 – 1250407 руб.

    Списана сумма погашенной задолженности с забалансового счета

    Налоговый учет

    Сомнительным долгом для формирования резервов в налоговом учете признается задолженность перед налогоплательщиком в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

    Суммы резервов по сомнительным долгам определяются по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода. Налогоплательщики, уплачивающие авансовые платежи исходя из фактической прибыли, выполняют расчет резервов на конец каждого месяца, остальные налогоплательщики – на конец 1, 2, 3 квартала и на конец года. Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов

    Размер отчислений в резерв определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от периода просрочки:

    Срок возникновения сомнительного долга

    Внимание! Следует помнить что в налоговом учете существует ограничение максимальной суммы резерва – она не должна превышать 10% выручки того периода, за который создается резерв. При этом организация по своему усмотрению может установить меньший предельный размер отчислений в резерв (например, 5% от выручки).

    При списании задолженности в связи с истечением срока исковой давности, списание для целей налогового учета должно производиться в том отчетном периоде, когда истек указанный срок, а не когда организация провела инвентаризацию и издала приказ (Письмо Минфина России от 28.01.2013 № 03-03-06/1/38).

    Таким образом, своевременное проведение инвентаризации задолженности (не реже, чем на последнее число каждого отчетного периода по налогу на прибыль) в интересах самой организации, чтобы не вносить корректировки в сданные налоговые декларации, а также, чтобы данные о списании задолженности в налоговом и бухгалтерском учете совпадали.

    Как вы помните, резерв вы формируете исходя из размера той задолженности, которую НК РФ позволяет отнести к сомнительной.

    Поэтому вам нужно выявить долги, которые отвечают одновременно следующим условиям:

    • связаны с реализацией товаров, работ, услуг;
    • не погашены в срок, установленный договором;
    • не обеспечены залогом, поручительством или банковской гарантией.

    Далее пределяется сумма резерва, создаваемого в следующем отчетном (налоговом) периоде (с учетом ограничения в размере 10 процентов суммы выручки). Обратите внимание, что показатель выручки определяют без учета НДС.

    Затем необходимо определить предельную сумму отчислений в резерв (ПСО).

    Воспользуемся формулой: ПСО = В x 10%,

    где В — сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученная по итогам отчетного (налогового) периода.

    Вы можете создать резерв и в меньшем размере, чем 10% выручки отчетного (налогового) периода. Этого НК РФ не запрещает, а суды подтверждают (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.10.2004 N Ф08-5008/2004-1902А). Такое решение может быть целесообразно в ситуациях, когда отчисления в резерв по общему нормативу в 10% приведут к получению убытка или нулевого финансового результата (например, при высокой выручке, но небольшой прибыли). Свой норматив следует указать в учетной политике для целей налогообложения.

    Наконец, следует скорректировать резерв с учетом остатка за прошлый период

    РСО > или = ПСО, в резерв включается сумма отчислений, соответствующая ПСО.

    Определенная таким образом сумма отчислений включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266, пп. 7 п. 1 ст. 265, пп. 2 п. 7 ст. 272 НК РФ).

    ООО «Бриз» зафиксировало в учетной политике на 2014 год создание резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения. На начало IV квартала остаток резерва составил 36 500 руб. Размер выручки за 2014 год — 12567 тыс. руб.

    На 31 декабря бухгалтер определил просроченную дебиторскую задолженность по оплате поставленных товаров по контрагентам

    Кроме того, у ООО «Бриз» имеется кредиторская задолженность перед ООО «Мельхиор» по оплате рекламных услуг в сумме 57000 руб.

    Затем бухгалтер определил размер отчислений в резерв — их он привел в таблице. Лимит резерва составляет 1 256700 руб. (12567 000 руб. × × 10%).

    Рассчитанные отчисления в резерв по сомнительным долгам (321390 руб.) не превышают его предельного размера. Поэтому сумма резерва составит 321390 руб.

    Во внереализационных расходах на 31 декабря 2014 года бухгалтер учел отчисления в резерв в размере 321390 руб. Безнадежных долгов, которые можно списать за счет резерва, бухгалтер не выявил. Поэтому на следующий год ООО переносит неиспользованный остаток резерва в сумме 321390 руб.

    Если резерв по сомнительным долгам в налоговом учете в следующем году не создается, то сумму неиспользованного остатка резерва на конец года необходимо включить в состав внереализационных доходов.

    Пользователи бухгалтерской отчетности видят действительную величину дебиторской задолженности с учетом рассчитанного резерва и могут корректно оценить финансовое состояние организации.

    эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА «Клерк.Ру»

    Специально для Клерк.Ру

    Спасибо, интересная статья. Хотелось бы узнать компетентное мнение о том, как быть с сомнительной задолженностью, выраженной в иностранной валюте. Насколько я понимаю положения ПБУ 3, проведение переоценки перенесенной с прошлого года задолженности не является обязательным, однако, учитывая скачки курса, отсутствие переоценки может существенно исказить как структуру актива, так и финансовый результат (положительные скуловые разницы). Чем следует руководствоваться бухгалтеру в подобной ситуации?

    Статья понравилась. Нужная информация

    Статья действительно очень обстоятельная. Разжевали и положили прямо в рот, осталось только проглотить (то есть воплотить на месте). СПАСИБО.

    Спасибо, статья полезна. Единственный момент: создали резерв на 147 т.р. а после оплаты восстанавливаем на 200 т.р. Почему?

    Сомнительная задолженность — дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток).

    Просроченная задолженность—дебиторская задолженность, не погашенная в сроки, установленные договорами и (или) судебными актами или иными документами, устанавливающими или изменяющими срок погашения задолженности.

    Безнадежная задолженность — дебиторская, по которой истек установленный срок исковой давности, а также та задолженность, по которой в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

    Реструктуризированная задолженность — задолженность, по которой дебитору предоставлена рассрочка или отсрочка погашения задолженности, в том числе в рамках соглашения о реструктуризации задолженности, мирового соглашения, утвержденного судом и вступившего в законную силу.

    Очень полезны Ваши статьи. СПАСИБО за помощь.

    Для того, чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений. В отношении дебиторской задолженности оценочным значением является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва.

    Обратите внимание! Резерв включается в налоговые расходы, следовательно, организациям выгодно воспользоваться таким правом и сформировать резерв по сомнительным долгам для целей налогового учета.

    Основные нормативные документы по формированию резервов по сомнительным долгам:

    НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.03.2015).
    Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н
    Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н
    Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
    Положение по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменения оценочных значений», утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

    Господи, когда резерв в б/у сделают правом, а не обязанностью организаций. Надоел этот ненужный бред.

    Читайте так же:

    • Осаго на октябрь 2019 Цены на осаго в октябре 2019 Какие важные изменения ждут ОСАГО в 2019 году В 2003 году в России вступил в силу закон, обязывающий водителей страховать свою автогражданскую ответственность – ОСАГО. За 15 лет вокруг него ходило множество споров о том, как усовершенствовать законодательство […]
    • Как оформить выставку монет В Москве открылась выставка редких российских монет 20:33, 19 Январь 2015 Среди них - уникальный поддельный пятак 1787 года, выпущенный шведским монетным двором накануне русско-шведской войны. Такими пятикопеечными монетами солдаты армии короля Густава Третьего расплачивались с русскими […]
    • Приказ рф 183 Приказ МЧС России от 15 апреля 2015 г. N 183 "О признании утратившим силу приказа МЧС России от 31.12.2002 N 630" Приказ МЧС России от 15 апреля 2015 г. N 183"О признании утратившим силу приказа МЧС России от 31.12.2002 N 630" 1. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 31.12.2002 N […]
    • Приказ мвд 611 Приказ МВД РФ от 7 августа 2003 г. N 610 "Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с […]
    • Налог за 250лС Продажа Subaru Legacy B4, 2003 год в Комсомольске-на-Амуре Автомобиль продан! Налог на 2019 год 18 750 руб. Расчет произведен на легковой автомобиль по калькулятору транспортного налога для Москвы (изменить регион). Дополнительно: Полная пошлина. 250лс налог 15тр в год. Довольно редкий […]