Меню

Следственный комитет функции полномочия

II. Основная задача и функции Следственного отдела

7. Основной задачей Следственного отдела является оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

8. Во исполнение основной задачи Следственный отдел в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:

1) рассматривает поступившие сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях;

2) осуществляет производство предварительного расследования:

по уголовным делам о преступлениях, совершенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, или о преступлениях, вызвавших широкий общественный резонанс, — по поручению Председателя Следственного комитета или заместителя Председателя Следственного комитета, курирующего работу Следственного отдела;

по другим уголовным делам — по поручению Председателя Следственного комитета;

3) осуществляет процессуальный контроль за производством предварительного расследования по уголовным делам, находящимся в производстве Следственного отдела;

4) обеспечивает законность при производстве предварительного расследования и принимает меры, направленные на защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства;

5) выявляет причины и условия, способствующие совершению преступлений, и принимает меры к их устранению;

6) рассматривает обращения должностных лиц, организаций и граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Следственного отдела;

7) обеспечивает эффективное взаимодействие с общественностью и средствами массовой информации в целях формирования положительного общественного мнения о Следственном комитете и информирования общества о деятельности его следственных органов;

8) участвует в подготовке планов работы Следственного комитета;

9) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Следственного комитета и организационно-распорядительных документов Председателя Следственного комитета, а также в совершенствовании порядка их подготовки, согласования и утверждения;

10) участвует в разработке и осуществлении мер по реализации государственной политики и совершенствовании нормативно-правового регулирования в сфере уголовного судопроизводства;

11) осуществляет иные функции в пределах своей компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Следственного комитета.

9. Следственный отдел в пределах своей компетенции имеет право:

1) запрашивать по поручению Председателя Следственного комитета или его заместителей в территориальных и специализированных следственных органах Следственного комитета в федеральном округе (кроме военных следственных органов Следственного комитета) информацию о состоянии предварительного следствия и процессуального контроля, обобщать и анализировать полученные данные, а также данные о состоянии преступности в федеральном округе, информировать о результатах проведенного анализа другие соответствующие структурные подразделения центрального аппарата Следственного комитета для последующей подготовки ими предложений о повышении качества предварительного следствия и эффективности процессуального контроля;

2) участвовать по поручению Председателя Следственного комитета или его первого заместителя в комплексных и иных проверках деятельности территориальных и специализированных следственных органов Следственного комитета в федеральном округе (кроме военных следственных органов Следственного комитета);

3) участвовать по поручению Председателя Следственного комитета или его заместителей в разрешении обращений, в которых обжалуются решения руководителей территориальных и специализированных следственных органов Следственного комитета в федеральном округе (кроме военных следственных органов Следственного комитета).

Следственный комитет функции полномочия

22 апреля в 12-00 часов в Информационном агентстве «ГАРАНТ» состоялось интернет-интервью с заместителем Председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководителем Главного военного следственного управления генерал-лейтенантом юстиции Сорочкиным Александром Сергеевичем.

Тема интернет-интервью: «Деятельность военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации в современных условиях».

Ведущая интернет-интервью — Наталия Карпунина ( ИА «ГАРАНТ»).

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя — Александра Сергеевича Сорочкина, заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководителя Главного военного следственного управления, генерал-лейтенанта юстиции.

Уважаемый Александр Сергеевич, позвольте поблагодарить вас за то, что вы нашли время прийти сегодня в ИА «ГАРАНТ» и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.

Тема интернет-интервью: «Деятельность военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации в современных условиях».

Позвольте напомнить, что сегодняшнее интернет-интервью транслируется в on-line режиме на сайте www.garant.ru.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», военные следственные органы Следственного комитета осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Создание, реорганизация и упразднение военных следственных органов Следственного комитета, определение их структуры и штатов осуществляются Председателем Следственного комитета в пределах своей компетенции.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют другие следственные органы Следственного комитета, а также за пределами территории Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление функций по исполнению законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве может быть возложено Председателем Следственного комитета на военные следственные органы Следственного комитета.

Офицеры военных следственных органов Следственного комитета имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», обладают правами, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

В ходе проведения интернет-интервью планируется обсудить актуальные вопросы деятельности военных следственных органов Следственного комитета России в современных условиях, их место в системе следственных органов страны, перспективы совершенствования законодательной базы в сфере уголовного судопроизводства, рассказать о ходе расследования наиболее актуальных уголовных дел и пр. На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответит заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководитель Главного военного следственного управления генерал-лейтенант юстиции Сорочкин Александр Сергеевич.

К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Сорочкин А.С.: Позвольте, прежде чем начать отвечать на вопросы, сказать несколько слов о том, что же представляют из себя военные следственные органы. Военные следственные органы, являющиеся составной частью Следственного комитета Российской Федерации, созданы 15 января 2011 года в соответствии с Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации».

Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 38 установлена предельная численность военных следственных органов Следственного комитета в количестве 2034 единицы. Три четвертых от указанного количества составляет штатная численность офицеров.

Структура военных следственных органов приведена в соответствие с новым военно-административным делением Российской Федерации, установленным Президентом Российской Федерации. В частности, помимо Главного военного следственного управления, организационно входящего в состав центрального аппарата Следственного комитета, она включает в себя 9 военных следственных управлений по военным округам и флотам, в состав которых входят 140 военных следственных отделов гарнизонного звена. Шесть из них в настоящее время дислоцируются на территории иностранных государствах, где в соответствии с международными договорами находятся российские войска, в их числе:
— Армения (г. Гюмри),
— Украина (г. Севастополь),
— Таджикистан (г. Душанбе),
— Абхазия (г. Гудаута),
— Южная Осетия (г. Цхинвал),
— Казахстан (г. Приозерск).

В соответствии с Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации» военные следственные органы Следственного комитета осуществляют свои полномочия в сфере уголовного судопроизводства в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Ведущая: Каждый из нас зачастую сталкивается с разрозненной информацией по тем или иным уголовным делам. Вам же видна общая картина состояния преступности в силовых ведомствах. Если, конечно, это не военная тайна, то какой она была в 2010 году?

Сорочкин А.С.: Согласно требованиям федерального законодательства сведения о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами не подлежат засекречиванию. Так что в этой информации нет ничего секретного.

В минувшем году в производстве военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации находилось более 24 тысяч уголовных дел. Из этого количества непосредственно в 2010 году принято к производству около 21 тысячи уголовных дел, окончено производство по 11 тысячам уголовных дел.

Общее количество преступлений, зарегистрированных в 2010 году, сократилось более чем на 17 %. Впервые за много лет лидером этого процесса стали Вооруженные Силы РФ – уровень преступности за минувший год снизился здесь почти на 20 %. Второй год подряд позитивные сдвиги на этом направлении демонстрируют внутренние войска МВД России – здесь снижение составило более 11 %. Улучшилась криминогенная обстановка в Спецстрое России, несколько ухудшилась в пограничных органах ФСБ России, организациях МЧС России и ФСО России.

Ведущая: Какие преступления совершались чаще всего?

Сорочкин А.С.: В 2010 году во всех федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, совершено немногим более 14 тысяч преступлений. Почти 37% от этого количества составили преступления против военной службы, четверть – преступления против собственности, около 23% – преступления против интересов государственной службы.

Ведущая: Какие тенденции выявило подведение итогов работы военных следственных органов за минувший год?

Сорочкин А.С.: Продолжилось снижение количества преступлений, совершенных офицерами. Так, если в 2009 году по сравнению с 2008 годом было зарегистрировано на 4% меньше преступлений, совершенных этой категорией военнослужащих, то в минувшем году этот показатель уменьшился уже на 17 %.

Следует отметить также снижение уровня преступности среди рядового и сержантского состава, проходящего военную службу по контракту. В 2010 году за этой категорией военнослужащих зарегистрировано на 44% меньше преступлений, чем годом ранее. Одновременно с этим во всех военных округах и флотах произошел всплеск числа преступлений, совершенных военнослужащими по призыву. По некоторым составам преступлений этой категорией лиц совершено основное количество уголовно наказуемых деяний. Ими, например, совершено более 90% из всех учтенных нарушений уставных правил взаимоотношений и вымогательств.

Мне самому довелось служить срочную службу в пограничных органах. Поэтому не понаслышке знаю, на чем и как строятся отношения между ровесниками в воинском коллективе. Но тогда все служили два года и основное количество случаев «казарменного хулиганства» приходилось на долю военнослужащих последнего (четвертого) периода службы, количество которых не превышало 25% личного состава. Сокращение срока службы до одного года привело к тому, что теперь «старослужащими» себя считают чуть ли не половина из тех, кого призвали. А если на эти амбиции еще накладываются пробелы в воспитании, с которыми молодой человек уже пришел в армию, то командиру за таким «защитником Отечества» глаз да глаз нужен.

Читайте так же:  Енвд налог федеральный региональный или местный

Отчасти эти изменения произошли вследствие сокращения численности офицеров-воспитателей в войсках. Свято место, как известно, пусто не бывает. Анализ следственной практики показывает, что образовавшуюся брешь в системе воспитания неминуемо занимают неформальные лидеры, которые влияют на психологический климат в воинских коллективах.

Ведущая: Коррупционные проявления в нашей стране отнесены к системным угрозам безопасности самого нашего существования. Как военные следователи защищают наше общество от этой угрозы?

Сорочкин А.С.: Активной работой на этом направлении. Судите сами, несмотря на тенденцию последних лет к снижению общего количества учтенных преступлений, ситуация с этой категорией преступлений отличается с точностью до наоборот. В общей массе удельный вес преступлений коррупционной направленности постоянно растет. Так, если в 2007 году он составлял 7 %, в 2008 – 11,3 %, в 2009 – 14,3 %, то в 2010 – уже 17,5 %. Цифры, что называется, говорят сами за себя.

Только за 1 квартал т.г. размер материального ущерба, причиненного государству преступлениями коррупционной направленности, по уголовным делам возбужденным военными следственными органам Следственного комитета превысил 176 миллионов рублей.

В 2010 году военные следователи возбудили 16 уголовных дел в отношении высших офицеров, совершивших коррупционные преступления. В этот же период в суд направлено 12 уголовных дел в отношении указанной категории лиц, в текущем году еще 1 уголовное дело. В настоящее время в производстве военных следователей находится 11 уголовных дел в отношении 11 высших офицеров.

Ведущая: Раньше считалось, что офицерский корпус — это становой хребет российской армии. Теперь же получается, что он все более начинает смахивать на её «могильщика». Неужели офицерская преступность захлестнула нашу армию?

Сорочкин А.С.: Давайте для начала разберемся в понятиях. Я, например, считал и считаю, что выражение «офицерская преступность», которое с легкой руки журналистов стало распространяться в нашем обществе, мягко говоря, неточно. Это ведь не то же самое, что воинские преступления. Их круг строго очерчен Уголовным кодексом Российской Федерации, где они, кстати сказать, именуются преступлениями против военной службы. К их числу отнесены такие специфические преступления как, например, неисполнение приказа, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства, оставление погибающего военного корабля и целый ряд других. Коррупционные же преступления, о которых мы с вами говорили, не относятся к тем преступлениям, которые совершают исключительно военнослужащие.

Не так давно, например, стало известно, что согласно статистики больше всего мздоимцев среди врачей, преподавателей вузов и рядовых сотрудников органов внутренних дел. Но даже после этого никому и в голову не придет начать использовать выражение типа «учительская преступность» или «врачебная преступность». В свете этого, скажите мне, в чем провинились офицеры? Чем вызвано такое неуважение к ним?

Безусловно, есть в офицерском корпусе те, кто позорит это высокое звание. Например, почти 87% всех коррупционных преступлений, учтенных за первый квартал т.г., совершили военнослужащие и гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации. Вместе с тем, на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось количество данного вида преступлений в Спецстрое России, на 46% — в пограничных органах ФСБ России, на 45% — во внутренних войсках МВД РФ.

Да и в самих Вооруженных Силах не все столь однозначно. Так, например, за три месяца т.г. наибольшее количество преступлений коррупционной направленности зарегистрировано в военных следственных органах по Южному, Восточному, Западному и Центральному военным округам. В то же время в военных следственных органах по Балтийскому и Северному флотам этот показатель по сравнению с аналогичным периодом 2010 года сократился на 44 и 16% соответственно.

Ведущая: Итогом работы любого следователя является направление уголовного дела в суд. Скажите, чего добились в борьбе с коррупцией военные следователи за прошедший год?

Сорочкин А.С.: В суд направлено 775 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 879 лиц. Если же говорить не только о коррупционных преступлениях, то всего в 2010 году военные следователи направили в суд чуть более 9 тысяч уголовных дел в отношении почти 10 тысяч обвиняемых.

Ведущая: Опыт показывает, что даже реальная угроза лишения свободы не удерживает коррупционеров от совершения преступления. Они больше боятся потерять наживу, нежели свою свободу. Выступая осенью минувшего года перед членами Федерального Собрания Президент высказался за введение кратных штрафов за взятки. А есть ли у Вас предложения, которые, на Ваш взгляд, помогли бы переломить ситуацию в этом вопросе?

Сорочкин А.С.: Прежде всего, хочу сказать, что мы полностью поддерживая идею Президента о введении кратных штрафов. Судите сами, только за 2010 год преступлениями коррупционной направленности, предварительное следствие по которым вели военные следователи, составил 1,5 млрд. рублей. По сравнению с 2009 года данная сумма выросла более чем в 2 раза!

На наш взгляд, для повышения эффективности борьбы с коррупционными проявлениями нужно «реанимировать» механизм конфискации имущества преступников. До 2003 года, например, конфискация применялась в отношении всего имущества виновного лица, сегодня же, в соответствии с положениями ст. 44 УК РФ, она даже не является видом наказания.

Состав преступлений, на которые распространяется конфискация сегодня, предусмотрен главой 15.1 УК РФ. Однако он носит ограниченный перечень и не охватывает основные составы коррупционной направленности, в том числе, например, легализацию доходов, полученных преступным путем.

В этой связи полагаю было бы целесообразно ввести конфискацию имущества в качестве вида наказания за совершение особо тяжких преступлений, а также преступлений коррупционной направленности. К слову сказать, аналогичная норма заложена в рекомендациях группы государств против коррупции (ГРЕКО) о введении в уголовное законодательство Российской Федерации понятия «конфискация in rem».

Ведущая: В последнее время в СМИ все чаще стали появляться сообщения о конфликтах между военнослужащими на межнациональной почве. Насколько остро стоит сегодня этот вопрос в армейской среде?

Сорочкин А.С.: Действительно, конфликты на межнациональной почве имеют место в воинских коллективах. У каждого из них свое начало, а вот финал зачастую одинаков.

В свое время, например, много шума наделала история с появлением в Интернете фотографии на которой телами 26 военнослужащих на земле было выложено слово «KAVKAZ». По результатам рассмотрения в суде данного уголовного дела, предварительное следствие по которому провел военный следственный отдел Следственного комитета России по Калининградскому гарнизону, семеро военнослужащих Балтийского флота, проходивших военную службу по призыву, признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного п.п. «б» и «в» ч. 2 ст. 335 УК РФ (нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, совершенное группой лиц в отношении двух и более лиц). Шестеро из них приговорены к лишению свободы на срок от 1 года до 3 лет, один осужден к 1,5 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года.

Или другой пример. В том же Интернете появилась фотография на которой «горе-вояка» сфотографировался на фоне восьми своих сослуживцев на головах которых латинскими буквами пеной для бритья было написано слово «Dagestan». По результатам рассмотрения в суде данного уголовного дела, предварительное следствие по которому провел военный следственный отдел Следственного комитета России по Тоцкому гарнизону, указанный военнослужащий признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 335 УК РФ и приговорен к лишению свободы сроком на 1,5 года с содержанием в дисциплинарной воинской части.

Военным следственным отделом Следственного комитета России по Псковскому гарнизону окончено предварительное следствие по уголовному делу в отношении четырех военнослужащих войсковой части 29760. Как установило следствие, под угрозой насилия указанные лица забрались на плечи к четырем своим сослуживцам, вручили одному из них флаг республики из которой они родом, после чего начали фотографироваться. В настоящий момент данное уголовное дело направлено в Псковский гарнизонный военный суд для рассмотрения по существу.

Зачастую средства массовой информации очень бурно реагируют на каждый подобный случай. Порой даже можно услышать призывы к созданию воинских формирований по национальному принципу. Сразу оговорюсь, это не наша компетенция. Уверен, что Министерство обороны может и способно самостоятельно разобраться с этим вопросом.

Со своей стороны хочу обратить ваше внимание на один очень важный момент. С легкой руки некоторых журналистов в нашем обществе начало складываться мнение о том, что в последнее время нашу армию захлестнула волна конфликтов на межэтнической почве. При этом в несколько одиозном свете выставляются призывники из республик Северного Кавказа, якобы они главная причина всех этих неурядиц. Должен Вас разочаровать. Проведенный нами анализ показывает, что на протяжении последних трех лет количество неуставных посягательств, совершенных указанными лицами в отношении военнослужащих других национальностей, остается практически неизменным (в 2008 году – 359, в 2009-м – 330, в 2010-м – 337). Годовые колебания этого показателя изменяется в пределах от одного до двух десятков преступлений.

В то же время, должен отметить, что у самих конфликтов на национальной почве нет «национальности». И вот тому самый простой пример. В минувшем году на основании доказательств, собранных военным следственным управления Следственного комитета Российской Федерации по Сибирскому военному округу, суд признал военнослужащего войсковой части 3481 старшего лейтенанта Евгений Халепчука виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 и п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, в том числе с использованием своего служебного положения).

Следствие и суд установили, что используя свой персональный компьютер офицер разместил в сети Интернет видеоматериалы, направленные на возбуждение ненависти и вражды, на унижение человеческого достоинства по признакам расы, национальности, языка и происхождения. Идеологию превосходства одной нации над другой офицер высказывал и в беседах со своими подчиненными. Находясь на территории воинской части, носил одежду с изображением нацисткой символики. За совершение указанных преступлений суд приговорил офицера к штрафу в размере 160 тысяч рублей, а также лишил его права занимать на государственной службе и в органах местного самоуправления должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных полномочий сроком на 5 лет. После вступления приговора в законную силу офицер был уволен.

Согласно данным социологического исследования, проведенного в конце 2010 года, каждый пятый опрошенный военнослужащий с неприязнью относился к своим сослуживцам других национальностей, примерно такое же количество опрошенных отметили, что данная неприязнь сформировалась у них именно во время прохождения военной службы. Подобные настроения в нашем многонациональном государстве и тем более в армейской среде не могут не вызывать беспокойство. Безусловно, данному вопросу нужно уделять как можно больше внимания и военные следственные органы не стоят в стороне от этой работы.

Читайте так же:  Судебные приставы нижнекамск рт узнать задолженность

Ведущая: Александр Сергеевич, по роду деятельности Вам приходится знакомиться с огромным количеством уголовных дел. Изучая их фабулу, мотив, в соответствии с которым действовал преступник, Вам, случайно, не приходил в голову рецепт сокращения количества преступлений?

Сорочкин А.С.: Рецепт есть, и он известен всем: каждому нужно честно исполнять свои обязанности. Одно только это позволило бы нам избежать огромного количества преступлений. Смотрите что происходит. Сейчас в производстве военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Балтийскому флоту находится уголовное дело в отношении служащего, а также командира одной из воинских частей, обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ (хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере). Предварительно установлено, что с июля по декабрь минувшего года с территории склада незаконно вывезено около 50 тонн дизельного топлива, которое в последующем реализовано сторонним лицам. Указанными действиями государству причинен ущерб на сумму свыше 700 тысяч рублей.

Первые несколько месяцев злоумышленники использовали для этих целей гражданский автомобиль. Единственным препятствием, которое у них при этом возникло, явились матросы, несущие службу на контрольно-пропускном пункте. Добросовестно исполняя свои обязанности, они всякий раз останавливали гражданскую машину и требовали у водителя документы, подтверждающие законность въезда-выезда с территории склада. Командиру части приходилось лично всякий раз «решать» возникающую проблему, отдавая незаконные распоряжения о пропуске данного автомобиля.

Если обычные матросы смогли создать столько проблем у расхитителей, то можете представить себе, как могла бы измениться ситуация, если бы хотя бы один из тех, кому по долгу службы доверено охранять государственное имущество, не смалодушничал.

Или взять другой пример. Решением суда контролер пограничного управления ФСБ России по Омской области прапорщик Альберт Осепьян признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки за незаконные действия).
В ходе предварительного следствия, проведенного военным следственным отделом Следственного комитета России по Омскому гарнизону установлено, что в январе минувшего года военнослужащий за 1,5 тысяч рублей незаконно проставил в 3 паспортах и 3 миграционных картах граждан Республики Узбекистан оттиски, закрепленного за ним дата-штампа, свидетельствующего о якобы произведенном ими пересечении указанными лицами Государственной границы Российской Федерации. Полученными в качестве взятки денежными средствами военнослужащий распорядился по своему усмотрению. Решением суда Осепьян А.Р. приговорен к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Вот и судите теперь сами, кому чего не хватает для того, чтобы честно исполнять свой воинский и служебный долг.

Ведущая: Как бы Вы охарактеризовали работу своих подчиненных?

Сорочкин А.С.: Результативной и напряженной. На протяжении последних нескольких лет, например, нам удалось добиться раскрытия практически всех тяжких и особо тяжких преступлений.

При этом следственная нагрузка на военных следователей заметно превышает аналогичный показатель работы их гражданских коллег. Так, по находящимся в производстве уголовным делам в среднем она составила 4,5 уголовного дела на одного следователя в месяц, а по оконченным производством – 1,9 уголовного дела в месяц на одного следователя.

Ведущая: Применялись ли в минувшем году меры государственной защиты в отношении участников уголовного судопроизводства?

Сорочкин А.С.: Если говорить в абсолютных цифрах, то практически каждый день. Судите сами, в течение 364 дней военные следователи вынесли постановления в отношении 358 лиц, нуждающихся в государственной защите.

Учитывая специфику нашей деятельности, в 9 из 10 случаев мы прибегали к переводу лица из одной воинской части в другую. В минувшем году данная мера применялась в отношении 334 лиц.

По понятным причинам чаще всего ее использовали в отношении потерпевших – 181 человек. Применяли ее и в отношении свидетелей – 101 человек. Реже всего в отношении лиц, от которых могла исходить угроза защищаемому лицу, – 52 случая. Использование этой меры позволило эффективно нейтрализовать круговую поруку, а также предотвратить оказание давления на участников уголовного судопроизводства.

Еще одной мерой, которую применяли в минувшем году военные следователи, явилось обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице. Ее использовали в отношении 24 лиц. Зачастую это очевидцы совершения преступления. Данная мера защиты применялась к ним не только на стадии проведения предварительного следствия, но и в ходе рассмотрения уголовного дела в суде. С этой целью обеспечивалась явка указанного лица в судебное заседание отдельно от других свидетелей и подсудимых. А его допрос происходил в режиме реального времени, но при этом «засекреченный» очевидец находился в отдельной комнате и давал показания через микрофон, подключённый к аппаратуре, изменяющей голос.

Не обошлось в минувшем году и без применения мер государственной защиты в отношении 3 работников военных следственных органов. Во всех случаях угроза их жизни и жизни родных и близких явилась следствием выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Для ее нейтрализации нам пришлось применять все установленные законом меры, вплоть до обеспечения личной вооруженной охраны указанных лиц.

Возможно, именно поэтому считаю, что главным итогом нашей работы на этом направлении в 2010 году является тот факт, что нам не пришлось применять меры социальной поддержки, потребность в которых, как известно, возникает в случае гибели или смерти защищаемого лица либо причинения ему телесного повреждения или иного вреда здоровью.

Ведущая: 15 января т.г. Следственный комитет Российской Федерации вышел из системы органов прокуратуры. Какие еще изменения ждут военных следователей в этом году?

Сорочкин А.С.: Вы абсолютно верно описали главные для нас события наступившего года. Действительно, впервые за всю историю Советского Союза и Российской Федерации образован абсолютно независимый следственный орган, в функции которого входит осуществление предварительного следствия по очень широкой категории дел. С легкой руки Ваших коллег-журналистов его уже окрестили следственным локомотивом страны.

Мы гордимся тем, что руководство страны считает нас его неотъемлемой частью. В принятом Государственной Думой Федеральном законе «О Следственном комитете Российской Федерации» военным следственным органам, например, посвящена целая глава, статус нашего центрального аппарата поднят до уровня Главного военного следственного управления. Штатная численность военных следственных органов оставлена неизменной, что лично для нас является свидетельством высокого доверия, которое нам оказано. Не менее важным обстоятельством явилось и сохранение военной службы в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации. Мы твердо убеждены, что качественно расследовать преступления в отношении военнослужащих могут только те, кто знает об этой самой службе не понаслышке.

Что же касается Вашего вопроса относительно того, что же нас ждет дальше. Ответ один – трудная и кропотливая работа.

Ведущая: Большое спасибо, Александр Сергеевич за Ваши ответы и за то, что нашли время приехать в ИА «ГАРАНТ» и ответить на вопросы нашей аудитории. От ИА «ГАРАНТ» мы желаем Вам успехов в Вашей работе, и желаем, чтобы преступлений в военной сфере было как можно меньше!

Сорочкин А.С.: Спасибо Вам!

Компетенция органов Следственного комитета России

Анализ поступающих в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области обращений показал, что имеется необходимость разъяснения заявителям пределов компетенции следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (далее — СК России).

Основной задачей следственных органов СК России является проведение проверок сообщений о преступлении и расследование преступлений, отнесенных в соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) к подследственности следователей СК России.

Это тяжкие и особо тяжкие преступления – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, похищение человека, террористические акты, захват заложников, коррупционные преступления – получение и дача взятки, должностные преступления – злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий, налоговые преступления.

Кроме того, к подследственности следователей СК России отнесены отдельные преступления небольшой и средней тяжести – нарушение неприкосновенности жилища, нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Также следователями СК России расследуются тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними или в отношении них, и преступления, совершенные специальными субъектами – депутатами и кандидатами в депутаты различных уровней власти, судьями, прокурорами, следователями всех правоохранительных органов, адвокатами и др.

Соответственно, по существу в следственных органах СК России будут рассмотрены поступающие сообщения о преступлениях, отнесенных к подследственности следственных органов СК России, ходатайства и жалобы по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в производстве, жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц следственных органов СК России, предложения о совершенствовании их деятельности.

Обращаем внимание, что следственные органы СК России не являются контролирующими органами и не наделены правом рассмотрения гражданско-правовых и административных споров, а также функциями по надзору за деятельностью иных правоохранительных органов. Следственные органы СК России не вправе давать оценку законности действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей организаций и граждан, не связанных с подготовкой или совершением преступлений.

Просим также учитывать, что следователи, дознаватели, оперативные службы органов полиции и иных правоохранительных органов не находятся в подчинении СК России, поэтому решения, принятые работниками иных органов правопорядка, следует обжаловать непосредственно в орган, принявший решение (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд. Поступающие обращения граждан по вопросам несогласия с действиями (бездействием), процессуальными решениями органов полиции, прокуратуры, суда не могут быть рассмотрены по существу органами СК России и подлежат направлению в компетентные органы в течение 7 дней со дня их поступления.

К компетенции следственных органов СК России не относятся также обращения граждан по вопросам разрешения трудовых споров, некачественного обеспечения коммунальными услугами, предоставления жилья, компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, жалобы на неэффективное рассмотрение обращений граждан иными государственными органами.

Разъясняем, что обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов и следователями, и в связи с этим ставят вопрос о привлечении их к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении указанными лицами должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления, не требуют проверки в порядке, предусмотренномст.ст. 144, 145 УПК РФ.

Проверка законности и обоснованности решений, принятых указанными должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

В целях оперативного разрешения по существу обращений по вопросам, не относящимся к предмету ведения следственных органов СК России, гражданам рекомендуется обращаться непосредственно в государственные органы, уполномоченные решать соответствующие вопросы.

Читайте так же:  Перерасчет по услуге водоотведение

Чем занимается следственный комитет? Основные задачи и принципы деятельности

Следственный комитет – это орган власти на государственном уровне. На основе законодательства РФ он имеет полномочия в сфере судопроизводства, а также другие права, которые предусмотрены федеральными законами. Большое количество задач удалось решить благодаря сотрудникам данного управления. Чем занимается следственный комитет, какие цели и задачи поставлены перед его сотрудниками? На эти вопросы постараемся ответить в нашей статье.

История создания комитета

Еще со времен Петра Первого идет история следственного комитета. В 1713 году появилась идея создать такой орган, который бы помогал предотвращать преступления и регулировать порядки в государстве. Только спустя 4 года эта идея воплотилась в жизнь и появились следственные канцелярии, подчинявшиеся только царю. В обязанности их сотрудников входило устранять наиопаснейшие преступления.

До 1860 года канцелярия не имела высокого статуса, особое значение орган приобрел только в 20-е годы 20 столетия. В то далекое время в стране появлялись новые должности, а спустя 5 лет СК был переведен в органы прокуратуры. В послевоенное время объем раскрытых дел очень быстро рос, и, как следствие, количество должностей также увеличивалось. В 1963 году появилась новая должность – министр охраны порядка в обществе. В течение долгих лет пересматривалась и изменялась структура следственных комитетов. Стабильность появилась только несколько лет назад. Чем занимается Следственный комитет РФ, какие цели стоят перед работниками этого ведомства?

Основные задачи, поставленные перед Следственным комитетом

Орган создавался для того, чтобы выполнять основные задачи:

  • Оперативно и качественно расследовать преступления в соответствии с установленными уголовными и процессуальными законами РФ.
  • Обеспечивать соблюдение законов при приеме всей поступившей в орган информации о преступлениях, а также защищать права и свободу человека.
  • Осуществлять контроль над работой следственных органов и должностных лиц СК.
  • Одной из задач комитета является выявление обстоятельств, которые помогают доводить расследование преступных деяний до конца и принимать все возможные меры по их устранению.
  • Осуществлять в рамках своих полномочий сотрудничество с органами других государств в сфере судопроизводства.
  • Разрабатывать все меры по реализации политики в государстве в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве.
  • Совершенствовать нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.
  • Определять порядок и представлять отчеты по проведению следственных мероприятий.
  • Организовывать проведение мероприятий, которые направлены на защиту прав гражданина.
  • Принуждать граждан не только знать, но соблюдать и выполнять все законы нашего государства.
  • Осуществлять постоянный контроль над работой нижестоящих сотрудников.

Чем занимается следственный комитет и на каких принципах основана деятельность данной организации?

Принципы деятельности государственного органа

Следственные органы и учреждения, входящие в состав следственного комитета, придерживаются следующих принципов в своей работе:

  1. Главой над всеми структурами следственного комитета является Председатель Следственного комитета. Он дает указания всем нижестоящим работникам, которые должны неукоснительно выполняться. Далее распоряжения доводятся до следователей.
  2. Свои полномочия Следственный комитет должен осуществлять независимо от органов государственной власти или местного самоуправления. А также не могут оказывать влияние на работу СК различные общественные организации и объединения.
  3. Нужно сделать все возможное, чтобы работа сотрудников следственных органов велась в одном направлении, но при этом она не должна нарушать права и свободу человека.
  4. Обо всех результатах работы Следственного комитета должно быть доложено в федеральные органы государственной власти.

Но какими делами занимается Следственный комитет, какие требования предъявляются к его сотрудникам? Рассмотрим этот вопрос далее.

Какие дела ведут сотрудники следственного комитета?

Следственный комитет имеет право рассматривать любое дело о преступлениях, которые предусмотрены действующим законодательством, ранее уже рассматривались в прокуратуре или в СК. Если задать вопрос, чем занимается следственный комитет РБ, например, то можно перечислить те же самые дела:

  • Убийства.
  • Изнасилования.
  • Умышленное причинение вреда здоровью человека, которое закончилось летальным исходом.
  • Похищение человека.
  • Преступные деяния, которые совершаются лицами с особым правовым статусом, к ним относятся работники внутренних органов, судьи, адвокаты, депутаты, должностные лица.
  • Налоговые преступления.

Какими вопросами занимается следственный комитет, известно, но для их решения очень важно, чтобы в этом управлении работали сотрудники с определенным набором личных качеств.

Требования, предъявляемые к сотрудникам комитета

Если человек принял решение заниматься следственной деятельностью и работать в следственном комитете, то он должен понимать, что к каждому сотруднику предъявляются особые требования. Среди профессиональных и личных качества можно отметить следующие:

  • Отличное знание законодательной базы.
  • Широкий кругозор.
  • Свободное владение юридическим языком.
  • Ответственное отношение к своему делу.
  • Стрессоустойчивость.
  • Умение работать с информацией и выделять из нее главное.
  • Дисциплинированность.
  • Умение налаживать контакт с людьми.
  • Вежливость.
  • Трудолюбие.
  • Самоотверженная преданность своему делу.

Но имеется также то, на что работник СК не имеет права:

  • Сотруднику нельзя входить в политическое объединение, выдвигать свою кандидатуру на выборную должность и заниматься общественной деятельностью.
  • Совмещать работу в СК с другими видами деятельности.
  • Входить в состав органов управления на территории государства.

Но чем занимается следователь следственного комитета, какие полномочия на него возложены?

Особенности работы следователя в СК

Главная цель следователя – это предупреждение и быстрое оперативное раскрытие деяний преступников. Следователь может по горячим следам раскрыть сложное преступление, а бывает, что приходится несколько месяцев, а иногда и лет вести дело без каких-либо зацепок по нему.

Деятельность следователя очень опасна, так как им приходится иметь дело с маньяками, наркоторговцами и убийцами. Нередки угрозы самому сотруднику комитета или членам его семьи, покушения и попытки подкупа.

Ошибочное мнение складывается у тех, кто считает, что работа следователя – это погони, перестрелки или засады. Ему также приходится пересматривать много информации, имеющей отношение к делу, писать большое количество отчетов о проделанной работе, планов, протоколов, а это рутинная работа, которая отнимает много времени и сил.

Как охарактеризовать хорошего сотрудника СК, чем занимается следственный отдел следственного комитета?

Какие качества помогают в работе

В первую очередь от работника следственного комитета требуют бдительности и внимательности. Он должен увидеть даже самые мелкие детали на месте преступления, которые в дальнейшем могут помочь быстро раскрыть дело. У него должна быть хорошо развита интуиция.

В настоящее время каждый работник следственного комитета должен уметь обращаться с техникой и электронными устройствами, помогающими в работе. Благодаря инновациям в настоящее время стало легче изобличать бандитов.

Очень хорошо, если следователь будет еще и хорошим психологом, который сможет по мимике, оговоркам и повадкам преступника распознать, говорит ли тот правду или лжет. Получить вакансию может только тот человек, который имеет отличную характеристику и юридическое образование.

Чем занимается следственный комитет, понятно, но теперь надо разобраться, какие функциональные структуры находятся в подчинении у СК.

Кто подчиняется следственному комитету?

В состав центрального аппарата следственного комитета входит много структур, не только главных управлений, но и второстепенных:

  • Следственное управление.
  • Организационно-инспекторское управление.
  • Управление криминалистики.
  • Управление обеспечения деятельности.
  • Следственные управления по федеральным округам.
  • Управление процессуального контроля над расследованием особо важных дел в федеральных округах.
  • Военное следственное управление.

У следственного комитета есть и дополнительные структуры, которые помогают в решении второстепенных вопросов. Структур по всей территории России огромное количество, каждая из них знает, чем занимается Следственный комитет и какие задачи ставит перед ним президент страны.

За последний год сотрудниками Следственного комитета и другими структурами было раскрыто много громких дел.

Громкие дела, раскрытые сотрудниками Следственного комитета

Каждый день на территории страны совершается много преступлений, многие из них мелкие и раскрываются сразу по горячим следам. Но есть и такие, которые возмущают все общество и требуют особого подхода к расследованию. Чем занимается Следственный комитет МВД? Ответ прост: самыми резонансными и запутанными делами. В последнее время были раскрыты такие преступления:

  • Дело малолетних нацистов, когда подростки растерзали тело жертвы и издевались над ним.
  • Была раскрыта группировка, за которой гонялись более 6 лет, она занималась ограблением фур дальнобойщиков.
  • Дело о нападении на сотрудника полиции.
  • Убийство восьмилетней девочки.

Перечислять этот список можно до бесконечности, так как каждый день сотрудники Следственного комитета находят новые улики и свидетелей по самым запутанным делам и становятся на шаг ближе к их раскрытию.

Особые даты и события

Всем ясно, что то, чем занимается Следственный комитет при прокуратуре очень важно, поэтому за такую работу необходимо поощрять. Как правило, работники различных отраслей получают заслуженные награды в дни своих профессиональных праздников. У работников СК такие также имеются, каждый год сотрудники праздную две главные даты:

  • 25 июля. В этот день всех отличившихся сотрудников Следственного комитета благодарят за отвагу и награждают за их нелегкий труд.
  • 19 октября. Это профессиональный праздник сотрудников подразделений криминалистики.

Но именно в свои рабочие будни сотрудники Следственного комитета делают важную работу.

Подводя итоги и отвечая на главный вопрос, интересующий многих — чем занимается СК — можно точно сказать, что главная задача, которая поставлена перед ним – это раскрытие самых резонансных преступлений совместно с другими структурами правоохранительных органов.

За все время работы сотрудники этой структуры пересмотрели много старых нераскрытых дел и смогли довести их до логического завершения.

Читайте так же:

  • Образец заявления соседей на установку забора Установка забора Здравствуйте! Как примерно выглядит письменное согласие соседей на строительство глухого забора высотой 2метра Ответы юристов (1) На самом деле, по этому вопросу существуют строительные нормы и правила РФ (СНиП 30-02-97 с изменениями от 12.03.2001г.). В этом документе, […]
  • Договор между застройщиком и инвестором Договор инвестирования в строительство Необходимым условием нового строительства выступает наличие землеотвода. По этой причине «ключевой фигурой» строительной деятельности выступает лицо, обладающее правом на земельный участок, предназначенный для этой цели. В Градостроительном кодексе […]
  • Куда можно пожаловаться анонимно Жалоба на работодателя - иногда необходимая мера Если не оплачивают больничный, не предоставляют отпуск, заставляют трудиться сверхурочно, задерживают зарплату, вы можете пожаловаться на работодателя. Ведь в его обязанность входит, к примеру, хотя бы раз в полмесяца в одно и то же число […]
  • Штраф за несделанный паспорт Штраф за несделанный паспорт Как только юному гражданину Российской Федерации исполняется 14 лет, с этого момента свидетельство о рождении больше не может служить подтверждением его личности: оно становится недействительным, и ему на смену необходимо оформлять паспорт. Паспорт – это […]
  • Приказ росаэронавигации 119 2007 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Росаэронавигации от 28.11.2007 N 119 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "РАЗМЕЩЕНИЕ МАРКИРОВОЧНЫХ ЗНАКОВ И УСТРОЙСТВ НА ЗДАНИЯХ, СООРУЖЕНИЯХ, ЛИНИЯХ СВЯЗИ, […]