Меню

Концессионное соглашение гражданский кодекс

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 N 115-ФЗ ст 4 (ред. от 27.12.2018)

Статья 4. Объекты концессионного соглашения

1. Объектами концессионного соглашения являются:

1) автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;

2) объекты железнодорожного транспорта;

3) объекты трубопроводного транспорта;

4) морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

5) морские и речные суда, суда смешанного (река — море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;

6) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских и государственных воздушных судов инфраструктура воздушного транспорта и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;

7) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 04.12.2007 N 332-ФЗ;

9) гидротехнические сооружения;

10) объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии;

11) объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем;

12) метрополитен и другой транспорт общего пользования;

13) объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения;

14) объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения;

15) здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений;

16) объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, определенные согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации;

17) объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;

18) объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, не указанные в пунктах 10, 11 и 17 настоящей части, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий;

19) объекты социального обслуживания граждан;

20) объекты газоснабжения;

21) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), базы данных, информационные системы (в том числе государственные информационные системы) и (или) сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо совокупность указанных объектов (далее — объекты информационных технологий), либо объекты информационных технологий и имущество, технологически связанное с одним или несколькими такими объектами и предназначенное для обеспечения их функционирования или осуществления иной деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее — технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий);

22) совокупность зданий, частей зданий или помещений, объединенных единым назначением с движимым имуществом, технологически связанным с объектами информационных технологий, и предназначенных для автоматизации с использованием программ для ЭВМ и баз данных процессов формирования, хранения, обработки, приема, передачи, доставки информации, обеспечения доступа к ней, ее представления и распространения (центры обработки данных).

2. В случае, если объект концессионного соглашения и иное не принадлежащее концеденту имущество предназначены для использования их по общему назначению, обеспечения единого технологического процесса и осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, концедент вправе заключать с собственником указанного имущества гражданско-правовой договор, который определяет условия и порядок предоставления указанного имущества концессионеру (договор в пользу третьего лица), но обязан поставить возникновение прав и обязанностей по указанному договору в зависимость от возникновения отношений по концессионному соглашению.

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанный перечень носит информационный характер. Отсутствие в перечне какого-либо объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой заключения концессионного соглашения, в соответствии с частью 4.1 статьи 37 и статьей 52 настоящего Федерального закона.

4. В случае включения объекта концессионного соглашения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в документ планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, или муниципального имущества на период, соответствующий окончанию срока действия концессионного соглашения, концессионер имеет преимущественное право на выкуп этого объекта концессионного соглашения при условии добросовестного исполнения им условий концессионного соглашения. Порядок реализации преимущественного права на выкуп определяется Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

5. Концессионное соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов концессионных соглашений, указанных в части 1 настоящей статьи. Заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов концессионных соглашений допускается, если указанные действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

6. Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют мониторинг заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения. Порядок проведения указанного мониторинга утверждается Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 N 115-ФЗ ст 40 (ред. от 27.12.2018)

Статья 40. Стороны концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем

1. Сторонами концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионером не могут являться иностранное юридическое лицо (в том числе посредством заключения договора доверительного управления имуществом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации), организация и другое корпоративное образование, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, не имеющие аккредитованных филиала, представительства на территории Российской Федерации, либо два и более юридических лица, которые действуют по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) и в числе которых имеются указанные иностранные юридические лица.

2. В случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и если концедентом по такому концессионному соглашению является муниципальное образование, которому не переданы в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации полномочия по тарифному регулированию, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения в обязательном порядке участвует субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) такого субъекта Российской Федерации. В случае неподписания субъектом Российской Федерации концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, такое концессионное соглашение считается незаключенным.

Читайте так же:  Органы опеки и попечительства железнодорожного района пензы

3. Права и обязанности, осуществляемые субъектом Российской Федерации, участвующим в концессионном соглашении в качестве самостоятельной стороны, устанавливаются настоящим Федеральным законом, таким концессионным соглашением на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсной документацией.

4. Субъект Российской Федерации, участвующий в концессионном соглашении, несет следующие обязанности по концессионному соглашению:

1) установление тарифов в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования деятельности концессионера и методом регулирования тарифов, установленных концессионным соглашением, за исключением случаев, если соответствующими полномочиями в области регулирования цен (тарифов) наделен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законом субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении, орган местного самоуправления поселения или городского округа;

2) утверждение инвестиционных программ концессионера в соответствии с установленными концессионным соглашением заданием и мероприятиями, плановыми показателями деятельности концессионера, предельным уровнем расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, за исключением случаев, если соответствующими полномочиями наделен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законом субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении, орган местного самоуправления поселения или городского округа;

3) возмещение недополученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера, подлежащих возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в случае принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении, в области государственного регулирования тарифов решения об изменении долгосрочных тарифов и (или) необходимой валовой выручки концессионера, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера и предусмотренных концессионным соглашением в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, и (или) долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, установленных органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении, и (или) решения об установлении тарифов концессионера на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, отличных от долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, установленных либо согласованных органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении, в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласование долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) иные обязанности, устанавливаемые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении.

5. По концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, могут быть установлены следующие права субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении:

1) предоставление концессионеру государственных гарантий субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении;

2) иные права, устанавливаемые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении.

Концессионное соглашение — что это такое простыми словами

Концессионное соглашение – это взаимовыгодная форма партнерства между государством и частным сектором.

Благодаря ей государство получает возможность снять с себя часть нагрузки, а частные лица (организации и ИП) – получить прибыль и реализовать определенные проекты.

Концессия простыми словами

Если Вам так удобнее,
напишите онлайн-консультанту!

Все консультации бесплатны.

Само слово происходит от латинского «concessio» — разрешение или уступка.

Простыми словами, это вид договора, регулируемый Гражданским Кодексом, по которому инвестор (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) получает возможность использовать государственное имущество и получать с него доход.

Взамен он обязуется либо создать его (например, проложить дорогу), либо реконструировать бесплатно или за определенную плату со стороны государства.

Доход от концессии для инвесторов может заключаться в:

  1. Разовых или регулярных выплатах от государства: полное возмещение затрат или частичное погашение (например, капитальный или эксплуатационный гранты).
  2. Процентах от выручки, полученной от эксплуатации.
  3. Наценке на цену продаваемого товара.

В качестве передаваемого ресурса могут выступать:

  1. Природные ресурсы.
  2. Государственные предприятия и недвижимость, которые имеют социальное значение, но не могут быть приватизированы: аэродромы, железнодорожные станции, ЖКХ, общественный транспорт, объекты здравоохранения, культуры и образования.
  3. Оборудование и техника.
  4. Права на использование фирменного названия или обозначения, охраняемой информации, товарных и других знаков.

Что такое концессионное соглашение (договор)

Это документ, регулирующий все вопросы о передаче имущества. Он заключается на определенный срок, на который новый владелец получает право пользоваться и владеть имуществом.

Договор обычно касается строительства нового имущества (например, возведения здания) или реконструкции имеющегося.

В последнем случае речь может идти о:

  1. Переоборудовании всего комплекса по новым технологиям, капитальном ремонте.
  2. Замене устаревшей или износившейся техники на новую.
  3. Автоматизации производства.
  4. Изменение самого функционала или технических свойств переданного имущества: например, вместо вырубки леса на определенном участке владелец будет добывать лекарственные травы, если это покажется ему более выгодным.
  5. Любые другие мероприятия, направленные на улучшение характеристик объекта.

Документ регулируется Федеральным Законом №115, в котором говорится о:

  1. Основных положениях: сторонах, передаваемых вещах, условиях и т.д.
  2. Гарантиях прав сторон.
  3. Заключении договора: порядке проведения конкурса среди юридических лиц и порядке подписания соглашения.
  4. Особенностях регулирования возникших отношений среди определенных объектов. К последним относятся объекты теплоснабжения, системы подачи горячей и холодной воды, водоотводы и их отдельные части.

Соглашение заключается после проведения конкурса среди претендентов. Оно должно быть составлено на взаимовыгодных условиях: они заранее обсуждаются и прописываются в тексте. В зависимости от конкретных ситуаций условия могут быть разными.

Концедент и концессионер кто это

Оба понятия относятся к сторонам сделки.

Концедент – это тот, кто передает права на собственность: государство, муниципалитет или любая местная власть, обладающая правами на данный объект.

Концессионер – это юридическое лицо, которому передают права. Это может быть организация, ИП или несколько (более двух) коммерческих компаний, между которыми заключен договор простого товарищества.

Если в процессе эксплуатации объекта обязанности юрлица были переданы другой фирме, переход прав происходит в соответствии с требованиями, указанными в решении о заключении.

Концессионер не может передавать свои права на объект в качестве залога. А вот их переход к другому лицу из-за задолженности возможен, но только при согласии концедента.

Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества

Муниципальное имущество – это имущество, которым владеет муниципалитет (местный орган управления).

Сюда входят любые МУП (муниципальные унитарные предприятия):

  1. Жилые постройки, если он не были приватизированы.
  2. Нежилые сооружения различного назначения: больницы, школы, дворцы культур, музеи, и т.д.
  3. Объекты ЖКХ: водоснабжение, электросети, канализация и т.д.
  4. Объекты культурного и исторического значения, парки, ландшафты, детские площадки.
  5. Дороги и полезные ископаемые.

При пользовании имуществом недопустимо изменение его статуса (приватизировать объект или зарегистрировать в Росреестре нового владельца), а также оставлять его в качестве залога, сдавать в аренду или выставлять на торги.

При заключении концессионного договора необходимо помнить о том, что любые повреждения объекта или его гибель возмещается концессионером, если в договоре не указано иное.

Также в договоре необходимо указать:

  1. Объем производства, если такое имеется.
  2. Объем инвестиций.
  3. Правила установления или изменения цен на продукцию, если объект что-то производит или указывает услуги. Временный владелец не имеет права без какой-либо весомой причины повысить стоимость товара, так как это негативно отразится на дальнейшей деятельности объекта, когда тот вернется в руки муниципалитета.

Образец предложения о заключении соглашения

Его Вы можете скачать здесь, но в каждом случае соглашение составляется индивидуально, поскольку обе стороны должны прийти к соглашению.

В договоре обязательно должно быть указаны:

  1. Все обязательства концессионера: характеристики будущего объекта, что должно быть реконструировано, в какие сроки и т.д.
  2. Если передается земля, отмечают все правила, на основании которых будет вестись деятельность на них.
  3. Описание объекта и его состав: если дело касается недвижимости, то его точный адрес и характеристики, если машин – то номера и другие отличительные нюансы. Это необходимо для исключения мошенничества. Тут же указывают экономические характеристики.
  4. Цели и задачи пользования объектом: восстановление, разработка рудников и т.д. Этот пункт не позволит концессионеру использовать объект в своих целях и причинить ему вред.
  5. Период действия бумаги и срок эксплуатации самого объекта. Это разные даты: договор может действовать дольше, чем длится сама эксплуатация.
  6. Любые другие важные нюансы: например, возможность страхования объекта, при каких условиях возможно расторжение и т.д.
Читайте так же:  Требования к сети передачи данных

Концессионное соглашение заключается в передаче определенного объекта от государства юридическим лицам и его дальнейшей модернизации или эксплуатации.

Это позволяет повысить заинтересованность юрлиц в инвестициях в муниципальную собственность и принести им определенный доход.

Предлагаем вашему вниманию видео, в котором специалист разъясняет актуальное положение дел с концессионными соглашениями в России:

Концессионное соглашение в российском праве

В. Н. Лисица, старший научный сотрудник Института философии и права СО РАН, кандидат юридических наук

С начала экономических преобразований в нашей стране концессии рассматривались как одно из эффективных средств по привлечению крупномасштабных инвестиций в российскую экономику. О них упоминалось в ст. 40 Закона РСФСР от 04.07.1991 г. № 1545‑I «Об ино­странных инвестициях в РСФСР» 1 , затем в ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174‑ФЗ «Об экологической экспертизе» 2 , ст. 37 Лесного кодекса Российской Федерации 3 , п. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.02.1999 г. № 39‑ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» 4 . И только спустя более 10 лет был принят Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115‑ФЗ «О кон­цессионных соглашениях (о кон­цессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами)» 5 (далее – Закон о концессионных соглашениях), который урегулировал отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений.

Итак, что же представляет собой концессионное соглашение? В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение – это договор, в силу которого одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности на срок, установленный этим соглашением.

К основным особенностям концессионного соглашения федеральный закон о концессионных соглашениях относит следующие его черты. Во-первых, продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное (ч. 6 ст. 3).

Во-вторых, право собственности на объект концессионного соглашения принадлежит или будет принадлежать концеденту. Концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объектов концессионного соглашения, если иное не установлено концессионным соглашением (ч. 7 ст. 3). Однако имущество, созданное или приобретенное концессионером при исполнении концессионного соглашения и не являющееся объектом концессионного соглашения, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением (ч. 8 ст. 3). Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, принадлежат концеденту, если иное не установлено концессионным соглашением (ч. 9 ст. 3).

В-третьих, концессионер несет расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению, если концессионным соглашением не установлено иное (ч.10 ст. 3).

В юридической науке концессионные соглашения обычно рассматриваются как разновидность инвестиционных соглашений, заключаемых между государством и инвестором. К последним также относят соглашения о разделе продукции и соглашения о предоставлении услуг (сервисные контракты). Разграничение всех этих упомянутых соглашений обычно проводят по двум критериям 6 :

1) право собственности на доходы, плоды, продукцию, полученные инвестором в результате осуществления предпринимательской деятельности;

2) применение общего или специального налогового режима.

Так, если сравнивать концессионное соглашение с соглашением о разделе продукции, то в концессионном соглашении продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления своей деятельности, являются собственностью концессионера, и применяется обычный налоговой режим. В соглашениях о разделе продукции инвестор получает в собственность только часть добытой продукции, а остальная продукция поступает в государственную собственность, и применяется специальный налоговый режим для инвесторов, т. е. взимание всех налогов и сборов, иных обязательных платежей (за исключением ­отдельных налогов и платежей) заменяется разделом продукции. Более того, в отличие от концессионного соглашения соглашение о разделе продукции заключается в сфере недропользования. В соглашениях о предоставлении услуг инвестор не приобретает право собственности на доходы, плоды, продукцию, полученные им в результате осуществления предпринимательской деятельности.

В доктрине существуют разные точки зрения на правовую природу концессионного соглашения (как и соглашения о разделе продукции). Одни ученые – сторонники цивилис­тической концепции (Н. Н. Возне­сенская, Н. Г. Доронина, М. Махлина, А. И. Перчик и др.) 7 рассматривают такого рода соглашения как гражданско-правовые договоры, дру­гие (М. И. Кулагин, В. Г. Розенфельд, Ю. Н. Старилов и др.) 8 – как административно-правовые догово­ры, третьи – как сложные договоры, сочетающие в себе элементы гражданских и административных договоров 9 . Поэтому не случайно, что в ч. 2 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях закреплено, что концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон по концессионному соглашению применяются в соответствующих частях нормы гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или ­существа концессионного соглашения.

Если давать юридическую характеристику концессионному соглашению, то оно является двусторонним, возмездным, взаимным и консенсуальным договором. Двусторонний характер концессионного соглашения заключается в том, что его сторонами являются:

1) концедент – Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;

2) концессионер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Признак возмездности проявляется в том, что, с одной стороны, концессионер обязуется уплачивать концеденту концессионную плату (ст. 7 Закона о концессионных соглашениях) и передать концеденту на праве собственности объект концессионного соглашения, а, с другой стороны, кон­цедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом концессионного соглашения.
Взаимный характер договора вы­текает из того, что права и обязанности по концессионному соглашению возникают как у концессионера, так и у концедента.

Наконец, концессионное соглашение является консенсуальным, поскольку для его заключения достаточно соглашения сторон (т. е. без условия передачи вещи одним из участников).

Объектом концессионного соглашения, как следует из ст. 4 Закона о концессионных соглашениях, является недвижимое имущество, создание и (или) реконструкция которого предусмотрены концессионным соглашением. Оно может входить в состав следующего имущества:

1) автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пунк­ты пропуска ­автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств;

2) объекты железнодорожного транспорта;

3) объекты трубопроводного транс­­порта;

4) морские и речные порты, в том числе гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

5) морские и речные суда, суда смешанного (река – море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;

6) аэродромы либо здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, стоянки воздушных судов и руления ими;

7) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

8) объекты единой системы организации воздушного движения;

9) гидротехнические сооружения;

10) объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

11) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий;

12) метрополитен и другой транс­порт общего пользования;

13) объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма;

14) объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.

Как видно, если инвестор планирует осуществить предпринимательскую деятельность в сфере недропользования (поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр и ведение связанных с этим работ), то с ним заключается не концессионное соглашение, а соглашение о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225‑ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» 10 .

Читайте так же:  Форма 21001 инструкция по заполнению

В соответствии со ст. 6 Закона о концессионных соглашениях срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема и срока окупаемости инвестиций в создание и (или) ­реконструкцию объекта концессионного соглашения, других обязательств концессионера по концессионному соглашению.

В силу ст. 7 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение предусматривает концессионную плату, уплачиваемую концессионером концеденту в период эксплуатации объекта концессионного соглашения. Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.
Другими элементами концессионного соглашения как и любого договора являются права и обязанности сторон. Так, согласно ст. 8 Закона о концессионных соглашениях к правам концессионера относятся:

1) право распоряжаться объектом концессионного соглашения в порядке, установленном федеральным законом о концессионных соглашениях и концессионным соглашением;

2) право исполнять концессионное соглашение своими силами и (или) с привлечением других лиц. При этом концессионер несет ответственность за действия других лиц как за свои собственные;

3) право пользоваться на безвозмездной основе в порядке, установленном концессионным соглашением, и при соблюдении установленных этим соглашением условий конфиденциальности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученными концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, в целях исполнения своих обязательств по концессионному соглашению.

При исполнении концессионного соглашения концессионер обязан:

1) осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации);

2) использовать (эксплуатировать) объекты концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением;

3) осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента;

4) обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения ­потребителями соответствующих товаров, работ, услуг;

5) предоставлять установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы потребителям, в том числе по оплате товаров, работ услуг, в случаях и в порядке, установленных концессионным соглашением;

6) поддерживать объекты концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этих объектов, если иное не установлено концессионным соглашением.

К правам концедента следует отнести контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, осуществлению инвестиций в их создание и (или) реконструкцию, обеспечению техни­ко-экономических показателей объек­тов концессионного соглашения, осу­ществлению деятельности, предус­мотренной концессионным соглашением, использованию (эксплуатации) объектов концессионно­го соглашения в соответ­ствии с целя­ми, установленными концессионным соглашением. Он осуществляется соответственно ­Правительством ­Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в лице представителей указанных органов, которые в соответствии с концессионным соглашением имеют право беспрепятственного доступа на объекты концессионного соглашения, а также к документации, относящейся к осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. В силу ч. 3 ст. 9 Закона о концессионных соглашениях представители этих органов не вправе:

1) вмешиваться в осуществление хозяйственной деятельности концессионера;

2) разглашать сведения, отнесенные концессионным соглашением к сведениям конфиденциального характера или являющиеся коммерческой тайной.

Как известно, договорные условия принято делить на три группы условий: суще­ственные, обычные и случайные. Определение существенных условий вытекает из ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации 11 . К ним относятся те условия, по достижении согласия по которым в требуемой в подлежащих случаях форме договор считается заключенным. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Закон о концессионных соглашениях (ч. 1 ст. 10) к существенным условиям концессионного соглашения относит:

1) обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, соблюдению сроков их создания и (или) реконструкции;

2) обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

3) срок действия концессионного соглашения;

4) состав и описание, в том числе технико-экономические показатели объектов концессионного соглашения;

5) порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с ­концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением);

6) цели и срок использования (экс­плуатации) объектов концессионного соглашения;

7) иные существенные условия, предусмотренные федеральными законами.

С некоторыми формулировками закона здесь трудно согласиться. Дело в том, что сами по себе обязательства как правоотношения не следует смешивать с другой юридической ка­те­горией – условиями договора. Скорее всего, в данном случае к существенным условиям концессионного соглашения необходимо отнести саму деятельность концессионера, которая включает создание и (или) реконструкцию объектов концессионного соглашения.

Нет в ч. 1 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях упоминания о концессионной плате. Ввиду специфики и единичности заключаемых концессионных соглашений здесь не получится применить положение п. 3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ о порядке определения цены в возмездном договоре при отсутствии в нем соответствующего условия.

1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1008.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4556.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 5. Ст. 610.

4 Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 9. Ст. 1096.

5 Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 30. Ст. 3126.

6 Более подробно см.: Лисица В. Н. Международные инвестиционные соглашения / В. Н. Лисица. Новосибирск, 2004. С. 28–42.

7 См., например: Вознесенская Н. Н. Смешанные предприятия как форма международного экономического сотрудничества/Н. Н. Вознесенская. М.: Наука, 1986. С. 87; Доронина Н. Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций: Постановка пробл. и варианты решения: Автореф. дис. докт.юрид. наук / Н. Г. Доронина. М., 1996. С. 24.

8 См., например: Кулагин М. И. Правовая природа инвестиционных соглашений, заключенных развивающимися странами / М. И. Кулагин // Политические и правовые системы стран Азии, Африки и Латинской Америки: Сб. научных трудов. М., 1983. С. 48–51; Розенфельд В. Г., Старилов Ю. Н. Современные проблемы формирования теории административного договора / В. Г. Розенфельд, Ю. Н. Старилов // Правовая наука и реформа юридического образования. Воронеж. 1995. Вып. 3. С. 27.

9 Более подробно см.: Лисица В. Н. Международные инвестиционные соглашения / В. Н. Лисица. Новосибирск, 2004. С. 63–93.

10 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 18.

11 Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

Читайте так же:

  • Приказ минобрнауки рф 115 Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 г. N 115 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 […]
  • Частная жалоба на определение районного суда о возврате искового заявления Частная жалоба на определение районного суда о возврате искового заявления В Кировский районный суд г. Омска Истец: П., зарег: г. Омск, ул. . д. . кв. . фактически проживает: г. Омск, ул. . «а», кв. . Ответчик: Е., зарег: г. Омск, ул. . д. . кв. . цена иска: 1 115 500 частная жалоба на […]
  • Образец заполнения заявления на получение квоты на рвп Образец заявления на квоту на РВП: правила заполнения, как получить Образец заявления на квоту на РВП не входит в перечень обязательных документов, которые предоставляются иностранцу при обращении в ОВМ ОМВД, поэтому не следует его требовать от инспектора уполномоченных органов. Образец […]
  • Типовой трудовой договор с иностранным гражданином Образец трудового договора с иностранным гражданином inostrannyy_grazhdanin.jpg Похожие публикации Сложности с подбором персонала на низкоквалифицированные работы или специалистов узкой специализации нередко вынуждают работодателей производить прием на работу иностранных граждан. […]
  • Судебная практика по ч2 ст115 ук рф Приговоры судов по ст. 115 УК РФ Умышленное причинение легкого вреда здоровью ФИО3 совершил убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку; умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья, с применением предмета, […]