Меню

Почему пособие по безработице такое маленькое

Оглавление:

«Мы находимся глубоко в яме»

Российский рынок труда остается ненормальным: любые невзгоды предприятия преодолевают за счет урезания зарплат, а не путем сокращения штата. Цена за низкий уровень безработицы — низкие доходы населения. «Лента.ру» побеседовала с научным сотрудником лаборатории исследований рынка труда ВШЭ Павлом Травкиным о том, какие карьерные изменения ждут россиян после того, как страна окажется в демографической яме.

О цене низкой безработицы

«Лента.ру»: Приятное известие: число безработных в России немного сократилось. Если верить Росстату, до 5,2 процента — это почти 4 миллиона человек. Я помню времена, когда мы тыкали такими процентами в морду Западу, сокрушаясь о том, как там живется рабочему классу. А может быть, этот процент нормален для такой экономики, как у нас?

Травкин: 5,2 процента — это на самом деле очень низкий уровень, и мы можем смело тыкать им кому угодно. Хотя в развитых экономиках, где все хорошо, примерно такие же проценты. Проблема в чем? Россия расплачивается за низкий уровень безработицы зарплатами.

Материалы по теме

«Социальная помощь становится бессмысленной»

У наших фирм есть проблемы, когда им нужно высвободить рабочую силу. Есть законодательство о защите занятости, Трудовой кодекс. Компании никого не могут уволить просто так. А вот зарплату сократить могут. Даже просто могут оставлять ее на прежнем уровне — из-за инфляции она начинает резко падать, из-за чего ценность труда снижается. Вот этим расплачивается Россия за низкий уровень безработицы.

Для молодежи безработица намного выше среднего уровня. Скажем, для людей, два года назад окончивших свое образование (например, высшее), безработица составляет 10-15 процентов. В то же время чем выше уровень образования у человека, тем легче ему найти новую работу. И средний период в статусе безработного у него короче, чем у человека без образования, поскольку у него есть какие-то знания, навыки, которые помогают ему устроиться на рынке труда.

Странно, потому что, насколько я понимаю, у нас на рынке труда в большей степени не хватает токарей и водителей, чем экономистов и юристов. По этой логике молодому водителю легче найти работу?

Когда мы говорим, что нам кого-то не хватает — это слова руководителей предприятий. Они говорят: «Нам не хватает инженеров, вузы не выпускают достаточного количества хороших инженеров». Что происходит с точки зрения рынка труда? Приходит к такому руководителю молодой инженер, и выясняется, что ему готовы предложить зарплату 10-15 тысяч рублей. А соседний салон сотовой связи предлагает сразу в два раза выше. И у человека возникает дилемма: заниматься работой, на которую он выучился, или кормить себя и семью.

Либо об этом заявляют какие-то неэффективные предприятия, либо они сталкиваются с тем, что к ним приходят некачественные работники. Сейчас действительно стало много выпускников вузов, и уровень образования у них очень разный. Работодатель хочет всего и сразу за небольшие деньги. И когда не находит — вслух заявляет, что все плохо. На самом деле нужно соблюдать некий баланс: поднимать зарплату, быть конкурентоспособным по сравнению с тем же ларьком сотовой связи, как бы печально это ни звучало.

О низкой производительности труда и демографической яме

Есть еще одна больная тема, связанная с трудом: производительность. Сейчас все бьют в колокола по поводу того, что она у нас низкая. Мы уступаем многим развитым странам по этому показателю. Вот Минэкономразвития предлагает «купить» производительность за 29 миллиардов рублей. Идея такая: правительство выбирает компании, где она низкая, за бюджетный счет направляет туда эксперта (подозреваю, что это будет называться «коучем»), и за счет наших с вами налогов он учит это предприятие правильно работать и повышать эффективность. Что из этого получится?

Цель вполне благородная. Если производительность труда у нас повысится, нам понадобится меньше работников. Часть из них придется уволить или устроить на другие предприятия в других секторах экономики. Это отдельная проблема, с которой придется столкнуться. Почему это полезно и важно? Потому что в ближайшие 15 лет Россию ждет демографическая яма. У нас закончился бэби-бум и скоро снизится доля населения в самом работоспособном возрасте. Снизится катастрофически — процентов на 20. Соответственно, число пожилых — тех, кто находится на обеспечении государства, — вырастет. Поэтому тематика повышения производительности труда очень важна.

Способ не самый плохой, он вынуждает предприятия искать варианты повышения производительности. Почему многие предприятия даже не задумываются об этом? Потому что есть дешевый труд. Разговаривая с представителями крупных торговых сетей, можно услышать: «А зачем нам вставлять электронные ценники, автоматическую подачу товара, если я могу нанять дешевых работников, которые за ночь мне быстро все раскидают?» Им это не нужно. А если бы работник стоил дороже — тогда они начали бы задумываться о внедрении технологий, и на одного работника производительность труда была бы выше.

Про эту производительность говорят уже довольно давно. В 2012-м президент поручил правительству увеличить ее в полтора раза к 2018 году. Удалось ли это сделать?

Мне кажется, не особо удалось. Но я опять-таки повторюсь: в ближайшее время жизнь нас заставит. Несмотря на помощь товарищей из ближнего зарубежья, у нас будет очень большой провал в рабочей силе.

О бедности и жизни на пособие

Мы обогатили мировой экономический словарь новым термином — «бедность рабочего человека». Называются цифры — пять миллионов таких граждан или даже больше. Что за механизм такой порождает работающих бедных?

Сразу обозначим, что часть этих «работающих бедных» таковыми являются чисто номинально. У него есть официальная зарплата по минимальной ставке, но это просто способ ухода от налогов. К сожалению, есть и такие, кто работает на работах, которые приносят им слишком мало денег. Их не хватает, чтобы выйти за грань бедности. Человек вынужден трудоустраиваться там, где хоть сколько-нибудь платят.

А пособия по безработице, которое позволяет ему спокойно жить и искать нормальную работу, нет. Хотя если бы оно было, может быть, он и нашел бы такую работу. В реальности пособия у нас от 800 до 4900 рублей. А ведь у этих работников есть еще и семьи. В итоге у него нет денег, чтобы дать пропитание своему ребенку. Соответственно, мы закладываем проблемы со здоровьем в будущем, которые потом лягут на государство. На образование у него тоже нет средств: как только он получил какой-то минимум — он вынужден сразу идти работать.

Маленькие пособия по безработице — это от бедности? Или когда они вводились, закладывался какой-то умысел?

Просто потому, что нет денег. Нужно помогать предприятиям инвестировать в человеческий капитал. Нужно помогать и самим работающим бедным, в основном это люди без образования, нужно обучить их работать с более высокими технологиями. Все это требует очень больших инвестиций.

Если повышать пособия по безработице, не приведет ли это к ситуации, с которой сталкиваются бывшие наши соотечественники, уехавшие в США или Германию, — когда пособия позволяют не шиковать, но худо-бедно жить?

И в таком случае резко прыгнет уровень безработицы — потому что зачем мне работать за 7 тысяч рублей, если я буду получать пособие в ту же сумму? Но сейчас ряд стран начали активно экспериментировать с таким понятием, как безусловный доход. Они выплачивают определенной группе граждан сколько-то денег ежемесячно и смотрят на их поведение: пойдут ли они работать, учиться или еще что-то. Поскольку эти группы находятся под пристальным вниманием, они пока ведут себя благопристойно: продолжают работать или получают образование, на которое у них раньше не было ни денег, ни возможностей. Всем все нравится, но что будет дальше — неизвестно.

Почему важен этот безусловный доход? Потому что быстрое развитие технологий приведет к тому, что часть профессий исчезнет. К примеру, Герман Греф заявляет, что на следующий год мы уволим еще три или пять тысяч клерков, потому что наш компьютер справляется лучше, чем все эти люди. Если раньше в каждом салоне техники сидел кредитный менеджер, то сейчас такой профессии вообще не осталось.

Я вам больше скажу: только что был на Ставрополье и видел там, что остался один шаг до беспилотного трактора, который будет один пахать поле — без тракториста.

Ну или один будет где-то сидеть и управлять 40 тракторами сразу. Но для этого ему нужны соответствующие навыки и компетенции. Такого человека еще надо обучить. Хотя я не верю, что в краткосрочной перспективе все водители заменятся автопилотами — дороги в России такие, что без интуиции не проедешь. Но шаги к этому делаются очень активные.

Материалы по теме

«Дети рождаются не из-за денег»

Ну тогда порадуйте или огорчите нас какими-нибудь прогнозами. Когда наступит демографическая яма?

А что будет в ближайшее время? Ждать ли нам роста безработицы, массовых увольнений?

Я бы был очень оптимистичен. Помимо безработицы нужно смотреть на реальные заработки. Они наконец-то начали расти. Пока рост — только пара процентов, но все равно есть позитивные наметки. Как-никак, экономика потихоньку восстанавливается. Да, мы находимся глубоко в яме, но все маркеры показывают, что массовых сокращений или резкого падения зарплат ждать не стоит.

Как получить пособие по безработице?

  • Как быстро после увольнения я могу получить пособие?
  • Мне будут платить пособие всё время, пока я ищу работу?
  • От чего зависит размер пособия?
  • Почему пособие по безработице такое маленькое?
  • Какие документы понадобятся для постановки на учёт?
  • Как быстро меня поставят на учёт?
  • Могут ли меня не поставить на учёт?
  • Мне нужно что-то делать, чтобы получать пособие?
  • Где в Кирове находятся отделения ЦЗН?

Объясняем, как стать официально безработным и какие выгоды и неудобства даёт этот статус.

Так получилось, что недавно я потерял работу. Новую найти пока не могу. Имею ли я право получать пособие по безработице? Что вообще для этого нужно?

Чтобы оформить пособие по безработице, необходимо встать на учёт в центре занятости населения по месту регистрации. Это могут сделать лишь те, кому уже исполнилось 16 лет, кто не учится на очной форме обучения, у кого нет работы и кто не занимается предпринимательской деятельностью. Стоит отметить, что главная цель службы занятости — помощь в трудоустройстве, а не выплата пособия.

Ещё один момент. Встать на учёт в ЦЗН через официальный сайт или портал госуслуг не получится, для этого нужно обращаться непосредственно в отделение по месту регистрации. Кроме того, встав на учёт, вам нужно будет периодически лично посещать центр занятости.

Как быстро после увольнения я могу получить пособие?

По общему правилу пособие начисляется со дня постановки на учёт. Однако в законе «О занятости населения в РФ» из этого правила есть исключения. Если вы потеряли работу из-за ликвидации организации, прекращения деятельности ИП, у которого были трудоустроены, или из-за сокращения штатов, то в течение 2-3 месяцев за вами сохраняется средняя зарплата, и в этот период пособие по безработице начисляться не будет.

Мне будут платить пособие всё время, пока я ищу работу?

Пособие выплачивается в течение определённого срока, который установлен законодательством. Он может отличаться в зависимости от того, получаете вы пособие в процентах от предыдущей зарплаты или же вам выплачивают минимальное пособие.

Читайте так же:  Приказ на 0 25 ставки

Для первой категории пособие начисляется в течение 12 месяцев, затем следует перерыв в полгода. Если вы так и не сможете найти работу за этот период, то вам будет назначено пособие ещё на 12 месяцев, но уже в минимальном размере.

Если же вы сразу получаете минимальное пособие, то в таком случае оно вам будет выплачиваться в течение 6 месяцев, а дальше также следует перерыв в полгода. После этого вы снова можете получать пособие, но опять же не более 6 месяцев.

Почему детское пособие такое маленькое?

Я никогда не получала детское пособие. Поэтому не могу сказать насколько оно маленькое.

Но, во первых мы детей рождаем не для президента и государства, а для себя и воспитать и содержать должны своими усилиями. Это в первую очередь наша ответственность.

Потому что содержать ребенка должны родители.

Ну а государство уже чем может, тем поможет.

Было бы не верно требовать, что бы оно ребенка полностью обеспечивало. Мама и папа то на что.

Другое дело, по моему мнению, пособие до трех лет. Если мама работала, исправно налоги платила, а сейчас не может это сделать, потому что в садик не берут, то государство должно ее в это время поддержать.

Что бы люди скорее на работу бежали на на помощь от государства больше никогда не рассчитывали.

Я бы сказала, что детское пособие не просто маленькое, а позорно мизерное. Мизерное настолько, что мне просто лень было собирать все необходимые бумаги для оформления этого пособия. Я здраво рассудила, что с голоду мой ребенок без этого пособия точно не умрет, а вот время мне потратить для сбора всяких нужных справок придется немало. А я свое время очень ценю, и лучше потрачу его не семью, чем на беготню по всяким инстанциям за справками и бумагами.

Почему в России нельзя прожить на пособие по безработице?

Почему в России нельзя прожить на пособие по безработице?

Пособие от 850 до 4900 рублей — это факт невозможности существования на такой доход.

Так почему же в такое пренебрежительное отношение к безработным в России?

Между прочим, безработица — это неизбежное явление в условиях рыночной экономики, которое играет важную роль. Прежде всего это конкуренция, а также поддержка предпринимательства, когда большое число граждан могут купить произведенную продукцию или воспользоваться услугой.

А у нас вообще хоть на какое-то пособие можно прожить!? Пособие на ребенка двести с копейками рублей, позорище одним словом. В прошлом году в Германию ездили, мне как сказали сколько им платят за ребенка, так я и обомлела, это полноценная зарплата по нашим меркам, на такую сумму можно и прокормить и одеть нормально ребенка.

А про безработицу тоже смешно, я как узнала, даже и суетиться не стала, чтобы на биржу встать. Больше с бумагами провозишься.

У нас наверное только коммуналку и налоги могут повышать, но не пособия.

Начну ответ на ваш вопрос с конца – безработица для любого государства неприемлема. Дело в том, что на безработных тратятся из бюджета больше деньги, а в бюджет они попадают от налогоплательщиков. Разумеется, государству куда выгоднее иметь выхлоп от тех, кто работает, чем платить тому, кто живет в буквальном смысле за чужой счет. Как это иронично не прозвучит, но, по мнению государства, безработные зря коптят воздух в этом мире. Либо ты работаешь и отстегиваешь налоги государству, либо живи на 3 копейки. По сути дела такое маленькое пособие, это как бы открытый намек на то, что люди как рабы должны работать, а халява в этой жизни для них непозволительная роскошь.

Между тем наши чиновники совершенно не осознают того, что среди этого огромного числа безработных больше половины людей с желанием работать, но для них, увы, отсутствуют вакантные места. Вот и получается замкнутый круг.

Ну а прожить на пособие по безработице в размере, эх, даже смешно перепечатывать, в 850 – 4900 рублей в месяц, не реально от того, что на эти деньги даже коммуналку не оплатишь, не говоря уже о том, что кушать нужно еще что-то. Хотелось бы мне посмотреть на те расчеты, которые производились для того чтобы высчитать такой прожиточный минимум и спросить у наших чиновников что они в него включали.

Вообще как мне кажется этот прожиточный минимум не индексировался со времен царя гороха, хотя все остальные платежи, тарифы и цены растут не просто ежегодно, а ежедневно и ежечасно.

Из всего выше написанного могу сделать лишь один простой вывод: «сытый (государство) голодного (безработных) не уразумеет». Это тоже самое, что депутаты за 6к миллионов рублей катаются куда-то на дорогостоящий отдых, и мамочка с маленьким ребенком получает пособие в 70 рублей.

«С таким мизерным пособием выглядим посмешищем». Почему и как надо поднять выплаты безработным

27 рублей в месяц. Такое пособие в среднем получает официально безработный белорус. На эту сумму могут рассчитывать как оставшийся без работы чиновник, так и уволенная доярка. Здесь все равны. Продуктовая корзина на эти деньги получится более чем скудная: к примеру, мешок картошки (30 кг), бутылка подсолнечного масла, 5 пачек овсянки и пакет нежирного молока. В Минтруда признают, что нынешнее пособие — «достаточно маленькая величина», и власти уже не первый год обещают придумать, как его повысить, но пока изменения не приняли.

FINANCE.TUT.BY спросил у экспертов, почему, на их взгляд, у нас такое маленькое пособие по безработице на фоне других стран, каким оно должно быть, а также кому и в каких ситуациях его стоит платить.

О возможном страховании белорусов от безработицы в Минтруда заявляли еще в 2012 году. Но через год в ведомстве решили, что вводить его преждевременно. В 2015 году тогдашний министр труда Марианна Щеткина заявляла, что пособие по безработице поднимать не будут, «никто с голоду не умрет».

В 2016 году в Минтруда заявляли, что в Беларуси хотят увеличить размер пособия по безработице до бюджета прожиточного минимума и что специалисты ведомства также продумывают, как внедрить страхование по безработице. В 2017 году ведомство предложило несколько схем, как увеличить пособие. Один из вариантов: человек лишается работы по уважительным причинам, становится на учет в службу занятости и полгода получает страховку. После этого ему выплачивают пособие по безработице — получать его будут только те, кто зарегистрировался в службе занятости.

Но вопрос с увеличением пособия по безработице до сих пор остается нерешенным. В соседних странах эту проблему постепенно решают.

Профсоюз: «Для решения проблемы нужно выплачивать достойное пособие по безработице»

— Мы постоянно поднимаем этот вопрос, потому что несуразность издевательски низкого пособия по безработице очевидна. Сегодня оно около 13 долларов, — говорит председатель ассоциации профсоюзов «Белорусский конгресс демократических профсоюзов» Александр Ярошук. — Пособие собираются повышать в течение последних нескольких лет. Были сделаны заявления с самого верха, к этой теме возвращалась министр труда Ирина Костевич. Было твердо заявлено, что к 1 января 2018 года пособие будет повышено. Даже озвучили цифры, что оно должно быть порядка 70 долларов в эквиваленте. А воз и ныне там. И мне тяжело верится, что в ближайшее время что-то изменится.

Председатель ассоциации предполагает, что пособие не повышают потому, что «это противоречит философии белорусского государства, идеологии».

— Суть ее в том, что у нас должны все работать, поэтому принимается декрет № 3. У нас безработица — это не беда, а вина. Это значит, что человек не хочет работать, ведь в стране достаточно работы, — поясняет свою мысль Александр Ярошук.

Ассоциация профсоюзов «Белорусский конгресс демократических профсоюзов» пару лет назад составила петицию и собирала подписи за то, чтобы повысить пособие по безработице до размеров минимального потребительского бюджета. Сейчас для трудоспособного населения он составляет 451 рубль. Были в петиции и другие предложения. К примеру, установить максимальный размер пособия в процентном отношении к среднему заработку за три последних месяца по последнему месту работы. Но не ниже его 50 процентов. Предлагалось выплачивать пособия по безработице людям, уволенным по любым основаниям, а также частично тем, кто работает неполный день. Кроме того, составители петиции были за увеличение периода выплаты пособий до 36 месяцев.

Александр Ярошук говорит, что «в наши службы занятости обращаются только наивные люди или те, кто не знает о полной их несостоятельности, что они реально никак не помогают».

— Если человек там зарегистрировался, он обязан каждый месяц приходить и отчитываться, что сделали для того, чтобы найти себе работу. Кроме того, те, кто там зарегистрирован, обязаны даже для получения такого мизерного пособия отработать на общественных работах, — рассказывает председатель ассоциации.

По поводу того, что увеличение пособий по безработице может лечь дополнительной нагрузкой на бюджет, Александр Ярошук считает, что «лишних денег никогда и ни у кого нет, даже при фантастических доходах. Их всегда будет на что-то не хватать. Но если мы социально ответственное государство, их нужно найти».

— Нужно проводить реструктуризацию экономики, которая сопровождается высвобождением рабочих рук на целом ряде предприятий, особенно на крупных промышленных. Там лишняя занятость. Для решения проблемы нужно выплачивать достойное пособие по безработице, — заключил председатель ассоциации. — При всем желании ничего другого придумать нельзя. Либо мы уходим от командно-административной экономики и у нас появляется шанс сделать ее эффективной, либо по-прежнему сохраняем архаичные методы управления ею. Нам не нужно изобретать велосипед, будто мы единственные на планете аккумулируем какой-то уникальный опыт. Через эти процессы проходили все страны, которые находились на стадии трансформации.

Аналитик: «Разумно сделать дифференциацию в зависимости от места проживания человека»

Старший аналитик форекс-брокера «Альпари» Вадим Иосуб считает, что предложения, изложенные в петиции, в таком виде выглядят несколько популистски.

— Что касается увеличения пособия до уровня минимального потребительского бюджета или бюджета прожиточного минимума, то до одной из этих цифр поднимать, конечно, надо, — уверен аналитик. — Даже исходя из того, что человеку, который потерял работу, не должна грозить голодная смерть. Кому-то родители помогут, кому-то — супруг или дети. А если представить одинокого человека, который жил на зарплату, а ее не стало? Другой вопрос — сроки выплаты этого пособия. С одной стороны, пособие должно поддержать человека в самый трудный момент, с другой — оно должно стимулировать его искать работу.

Вадим Иосуб говорит, что в других странах есть примеры, когда люди принципиально не работают и живут на пособие, «не шикуют, но на пропитание хватает».

— С этой точки зрения, 36 месяцев платить пособие — чрезмерный срок. Тут, вероятно, было бы разумно сделать дифференциацию в зависимости от места проживания человека. Если в каком-то небольшом населенном пункте есть монопроизводство, которое закрылось, не ясно, как найти альтернативу и сколько времени это займет. С другой стороны, в Минске искать работу 3 года и не найти — это нонсенс. Вероятно, разумно дифференцировать и размеры пособия в зависимости от места проживания, состава семьи и других частностей. Если человек потерял работу и у него есть дети, имеет смысл ему выплачивать большее пособие.

По мнению аналитика, увеличить пособие можно за счет закрытия убыточных госпредприятий.

— У нас, чтобы не плодить безработных, регулярно оказывается помощь убыточным предприятиям. Суммы, которые нужны для их поддержки, огромные. Если неэффективные предприятия закрыть, а работникам некоторое время платить пособие, бюджет может сэкономить на этом, — предполагает эксперт.

Читайте так же:  Можно ли вернуть окна пвх

По поводу повышения, ну или значительного повышения пособия в ближайшее время аналитик выразил сомнения.

— Все, как мне кажется, упирается в политическую волю. Такие решения, как у нас принято говорить, должны приниматься на самом высоком уровне. Добро на это дать или, скорее, не дать может только глава государства, — говорит Вадим Иосуб. — Мне кажется, на самом высоком уровне есть какие-то укоренившиеся опасения, что, если дать пособие, которое не позволяет умереть с голоду, тут же расплодятся тунеядцы, все перестанут работать и начнут жить на пособие. Пока лицо, принимающее решения, не поменяет свое мнение, пока его кто-то не переубедит, думаю, серьезного роста пособий мы не увидим.

Исследователь: «Разумнее было бы ввести страхование от безработицы»

Заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси Анастасия Боброва говорит, что разумнее было бы ввести страхование от безработицы, а не просто так взять и повысить пособие.

— Для чего мы будем увеличивать это пособие? Для того, чтобы было проще в период, когда человек остался без работы, — это да. Но тогда пойдут все регистрироваться как безработные. Нагрузка на бюджет вырастет. Насколько Беларусь себе это может позволить с финансовой точки зрения? — задается вопросом эксперт. — В данном случае разумнее было бы ввести страхование от безработицы. Такое предложение уже вносили. Мне кажется, это наиболее четкий механизм. Пособие получает только тот, кто работал. То есть сумму, которая могла бы его поддержать в период поиска работы, он заработал. У нас же есть безработные, которые не нацелены на поиск работы.

Анастасия Боброва говорит, что работу можно найти за год, даже за более короткий срок.

— 36 месяцев на поиски работы, мне кажется, — это много для человека, который действительно в ней заинтересован. У нас достаточно много вакансий, рынок открыт. Да и у нас чаще люди работают на местах до тех пор, пока не будет все договорено на новом. Они не становятся безработными, а находятся в поиске, пока работают, — подмечает эксперт. — Еще один вопрос: если выплачивать такое большое пособие, то что эти люди должны будут дать взамен? Сейчас у нас есть общественные работы и маленькое пособие, и с безработных мало требуется. А что они должны будут сделать, чтобы получить минимальный потребительский бюджет? Отработать, либо это будет безвозмездно?

Как и Вадим Иосуб, Анастасия Боброва говорит, что целесообразно сделать пособие по безработице адресным, а его размер высчитывать для каждого конкретного случая.

— Если, к примеру, человек проживает один с детьми — это один размер пособия. Если живет вдвоем с мужем или женой и второй работает, то средства на пропитание он может получать от супруга.

Александра Квиткевич, TUT.BY

«Предприятия к еще одному обязательному побору не готовы»

Вопрос о повышении пособия по безработице уже давно стоило включить в повестку общественно-консультативного совета Минтруда, чтобы услышать мнения всех его членов и представителей, убежден вице-председатель общественного объединения «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Андрей Карпунин.

— Ситуацию с размером, конечно, нужно изменить, потому что сейчас с таким мизерным пособием мы выглядим посмешищем, — говорит Андрей Карпунин. — Параллельно нужно смотреть на эффективность тех действий, которые государство предпринимает в сфере переобучения, получения людьми новой квалификации, создания новых рабочих мест и занятости безработных. Стоит проанализировать объемы средств, которые выделяются предпринимателям на покупку оборудования и материалов при открытии своего дела, и возвратных займов, которые выдаются юридическим лицам для создания новых рабочих мест.

Андрей Карпунин уверен, что «необходимо проверить эффективность всех этих программ, убедиться, что мы нигде ничего не упускаем. При анализе обязательно родятся какие-то новые идеи для решения вопроса с пособием, тем более что мировой опыт очень богат». Однако идею, которую раньше озвучивало Минтруда, со страхованием от безработицы, взносы на которое будут платить предприятия, экономист не поддерживает.

— Ни в коем случае нельзя вернуться к идее переложить нагрузку с бюджета и ФСЗН на реальный сектор экономики, ввести дополнительное обязательное страхование для нанимателей. То есть наниматели должны будут отчислять средства — какой-то процент от всего нашего фонда оплаты труда, наверное, «Белгосстраху» или еще кому-то. А потом этот «кто-то» будет распоряжаться этим огромным фондом и выплачивать пособия по безработице, — поясняет эксперт.

По словам Андрея Карпунина, предприятия к еще одному обязательному побору не готовы. Кроме того, предприятия никогда не видели отчетности по расходованию средств, которые они отчисляют в «Белгосстрах» на страхование от несчастных случаев на производстве.

— Эти отчисления делаются уже около 10 лет. Объем их колоссальный, потому что отчисляют все наниматели. Целевое расходование средств оттуда явно незначительное, потому что, к счастью, несчастных случаев на производстве становится все меньше. Хотелось бы посмотреть, сколько там денег накопилось. Но эти сведения нигде не публикуются, — рассказывает эксперт. — Можно именно эти деньги задействовать в момент, когда нужно поддержать наших безработных и создать новые рабочие места. А то получается, что эти деньги приносят кому-то дополнительный доход, а остальная экономика их не видит и не чувствует. А неведение порождает сомнения.

Со сроками выплаты пособия, которые предлагаются в петиции, Андрей Карпунин тоже не согласен.

— 36 месяцев — это много. Но наверняка мы придем к тому, что в первые 3 месяца будет один размер пособия, следующие 3 месяца — другой, меньше. Если будем видеть, что безработный не предпринимает никаких усилий, чтобы найти работу, то на седьмом месяце будет резкое уменьшение пособия и совершенно другие подходы к этому человеку, — говорит эксперт. — А по размеру, думаю, первые 3 месяца пособие должно быть равно заработной плате человека, которую он имел на предыдущем месте работы. Потому что мы социально ответственное государство. А раз у нас самый крупный наниматель по численности нанятых — это государство: органы управления, армия, милиция, госпредприятия и так далее, — то оно должно понимать свою ответственность при увольнении. И не перекладывать ее на чужие плечи, в том числе и на плечи своих работников.

Как отличается пособие в Беларуси и других странах

На фоне других стран белорусское пособие по безработице действительно выглядит очень скромно: максимальное — 51 рубль, или 2 базовые величины, а среднее — всего 27 рублей. У соседей-россиян суммы значительно больше. Минимальное пособие в пересчете на наши рубли составляет чуть больше 49, а максимальное — 262 рубля с лишним. К слову, в России пособие повысили только в этом году. До этого оно около 10 лет не менялось.

В Украине с 1 января тоже выплаты по безработице подросли. Теперь те, кому они назначаются с учетом страхового стажа и заработной платы, получают 129 белорусских рублей. А те, кому без учета страхового стажа и заработной платы, — 48 рублей.

В Литве пособие по безработице состоит из постоянной и переменной частей. Переменная зависит от доходов, а постоянная составляет 30% действующей минимальной зарплаты — 120 евро, или 292 рубля.

В Польше с 1 января этого года сумма пособия не может быть ниже, чем 1 941,53 злотого, или 1091 белорусский рубль.

Размер пособия по безработице в Германии напрямую зависит от зарплаты, которую человек получал до увольнения. Сумма может равняться 58−60% от последней зарплаты, полученной работником. Средняя зарплата в Германии — 2500 евро, это 6085 рублей. Можно прикинуть, что пособие будет около 1500 евро, или 3651 рубль.

Максимальный размер пособия во Франции — 6161 евро, или 14 996 рублей в месяц. Но такие суммы получают немногие. Чаще всего безработным платят от 1000 до 1500 евро в месяц, или 2434−3651 рубль.

«С таким мизерным пособием выглядим посмешищем». Почему и как надо поднять выплаты безработным

27 рублей в месяц. Такое пособие в среднем получает официально безработный белорус. На эту сумму могут рассчитывать как оставшийся без работы чиновник, так и уволенная доярка. Здесь все равны. Продуктовая корзина на эти деньги получится более чем скудная: к примеру, мешок картошки (30 кг), бутылка подсолнечного масла, 5 пачек овсянки и пакет нежирного молока. В Минтруда признают, что нынешнее пособие — «достаточно маленькая величина», и власти уже не первый год обещают придумать, как его повысить, но пока изменения не приняли.

FINANCE.TUT.BY спросил у экспертов, почему, на их взгляд, у нас такое маленькое пособие по безработице на фоне других стран, каким оно должно быть, а также кому и в каких ситуациях его стоит платить.

Александра Квиткевич, TUT.BY

О возможном страховании белорусов от безработицы в Минтруда заявляли еще в 2012 году. Но через год в ведомстве решили, что вводить его преждевременно. В 2015 году тогдашний министр труда Марианна Щеткина заявляла, что пособие по безработице поднимать не будут, «никто с голоду не умрет».

В 2016 году в Минтруда заявляли, что в Беларуси хотят увеличить размер пособия по безработице до бюджета прожиточного минимума и что специалисты ведомства также продумывают, как внедрить страхование по безработице. В 2017 году ведомство предложило несколько схем, как увеличить пособие. Один из вариантов: человек лишается работы по уважительным причинам, становится на учет в службу занятости и полгода получает страховку. После этого ему выплачивают пособие по безработице — получать его будут только те, кто зарегистрировался в службе занятости.

Но вопрос с увеличением пособия по безработице до сих пор остается нерешенным. В соседних странах эту проблему постепенно решают.

Профсоюз: «Для решения проблемы нужно выплачивать достойное пособие по безработице»

— Мы постоянно поднимаем этот вопрос, потому что несуразность издевательски низкого пособия по безработице очевидна. Сегодня оно около 13 долларов, — говорит председатель ассоциации профсоюзов «Белорусский конгресс демократических профсоюзов» Александр Ярошук. — Пособие собираются повышать в течение последних нескольких лет. Были сделаны заявления с самого верха, к этой теме возвращалась министр труда Ирина Костевич. Было твердо заявлено, что к 1 января 2018 года пособие будет повышено. Даже озвучили цифры, что оно должно быть порядка 70 долларов в эквиваленте. А воз и ныне там. И мне тяжело верится, что в ближайшее время что-то изменится.

Председатель ассоциации предполагает, что пособие не повышают потому, что «это противоречит философии белорусского государства, идеологии».

— Суть ее в том, что у нас должны все работать, поэтому принимается декрет № 3. У нас безработица — это не беда, а вина. Это значит, что человек не хочет работать, ведь в стране достаточно работы, — поясняет свою мысль Александр Ярошук.

Ассоциация профсоюзов «Белорусский конгресс демократических профсоюзов» пару лет назад составила петицию и собирала подписи за то, чтобы повысить пособие по безработице до размеров минимального потребительского бюджета. Сейчас для трудоспособного населения он составляет 451 рубль. Были в петиции и другие предложения. К примеру, установить максимальный размер пособия в процентном отношении к среднему заработку за три последних месяца по последнему месту работы. Но не ниже его 50 процентов. Предлагалось выплачивать пособия по безработице людям, уволенным по любым основаниям, а также частично тем, кто работает неполный день. Кроме того, составители петиции были за увеличение периода выплаты пособий до 36 месяцев.

Александр Ярошук говорит, что «в наши службы занятости обращаются только наивные люди или те, кто не знает о полной их несостоятельности, что они реально никак не помогают».

— Если человек там зарегистрировался, он обязан каждый месяц приходить и отчитываться, что сделали для того, чтобы найти себе работу. Кроме того, те, кто там зарегистрирован, обязаны даже для получения такого мизерного пособия отработать на общественных работах, — рассказывает председатель ассоциации.

По поводу того, что увеличение пособий по безработице может лечь дополнительной нагрузкой на бюджет, Александр Ярошук считает, что «лишних денег никогда и ни у кого нет, даже при фантастических доходах. Их всегда будет на что-то не хватать. Но если мы социально ответственное государство, их нужно найти».

Читайте так же:  Возмещение морального ущерба при незаконном увольнении

— Нужно проводить реструктуризацию экономики, которая сопровождается высвобождением рабочих рук на целом ряде предприятий, особенно на крупных промышленных. Там лишняя занятость. Для решения проблемы нужно выплачивать достойное пособие по безработице, — заключил председатель ассоциации. — При всем желании ничего другого придумать нельзя. Либо мы уходим от командно-административной экономики и у нас появляется шанс сделать ее эффективной, либо по-прежнему сохраняем архаичные методы управления ею. Нам не нужно изобретать велосипед, будто мы единственные на планете аккумулируем какой-то уникальный опыт. Через эти процессы проходили все страны, которые находились на стадии трансформации.

Аналитик: «Разумно сделать дифференциацию в зависимости от места проживания человека»

Старший аналитик форекс-брокера «Альпари» Вадим Иосуб считает, что предложения, изложенные в петиции, в таком виде выглядят несколько популистски.

— Что касается увеличения пособия до уровня минимального потребительского бюджета или бюджета прожиточного минимума, то до одной из этих цифр поднимать, конечно, надо, — уверен аналитик. — Даже исходя из того, что человеку, который потерял работу, не должна грозить голодная смерть. Кому-то родители помогут, кому-то — супруг или дети. А если представить одинокого человека, который жил на зарплату, а ее не стало? Другой вопрос — сроки выплаты этого пособия. С одной стороны, пособие должно поддержать человека в самый трудный момент, с другой — оно должно стимулировать его искать работу.

Вадим Иосуб говорит, что в других странах есть примеры, когда люди принципиально не работают и живут на пособие, «не шикуют, но на пропитание хватает».

— С этой точки зрения, 36 месяцев платить пособие — чрезмерный срок. Тут, вероятно, было бы разумно сделать дифференциацию в зависимости от места проживания человека. Если в каком-то небольшом населенном пункте есть монопроизводство, которое закрылось, не ясно, как найти альтернативу и сколько времени это займет. С другой стороны, в Минске искать работу 3 года и не найти — это нонсенс. Вероятно, разумно дифференцировать и размеры пособия в зависимости от места проживания, состава семьи и других частностей. Если человек потерял работу и у него есть дети, имеет смысл ему выплачивать большее пособие.

По мнению аналитика, увеличить пособие можно за счет закрытия убыточных госпредприятий.

— У нас, чтобы не плодить безработных, регулярно оказывается помощь убыточным предприятиям. Суммы, которые нужны для их поддержки, огромные. Если неэффективные предприятия закрыть, а работникам некоторое время платить пособие, бюджет может сэкономить на этом, — предполагает эксперт.

По поводу повышения, ну или значительного повышения пособия в ближайшее время аналитик выразил сомнения.

— Все, как мне кажется, упирается в политическую волю. Такие решения, как у нас принято говорить, должны приниматься на самом высоком уровне. Добро на это дать или, скорее, не дать может только глава государства, — говорит Вадим Иосуб. — Мне кажется, на самом высоком уровне есть какие-то укоренившиеся опасения, что, если дать пособие, которое не позволяет умереть с голоду, тут же расплодятся тунеядцы, все перестанут работать и начнут жить на пособие. Пока лицо, принимающее решения, не поменяет свое мнение, пока его кто-то не переубедит, думаю, серьезного роста пособий мы не увидим.

Исследователь: «Разумнее было бы ввести страхование от безработицы»

Заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси Анастасия Боброва говорит, что разумнее было бы ввести страхование от безработицы, а не просто так взять и повысить пособие.

— Для чего мы будем увеличивать это пособие? Для того, чтобы было проще в период, когда человек остался без работы, — это да. Но тогда пойдут все регистрироваться как безработные. Нагрузка на бюджет вырастет. Насколько Беларусь себе это может позволить с финансовой точки зрения? — задается вопросом эксперт. — В данном случае разумнее было бы ввести страхование от безработицы. Такое предложение уже вносили. Мне кажется, это наиболее четкий механизм. Пособие получает только тот, кто работал. То есть сумму, которая могла бы его поддержать в период поиска работы, он заработал. У нас же есть безработные, которые не нацелены на поиск работы.

Анастасия Боброва говорит, что работу можно найти за год, даже за более короткий срок.

— 36 месяцев на поиски работы, мне кажется, — это много для человека, который действительно в ней заинтересован. У нас достаточно много вакансий, рынок открыт. Да и у нас чаще люди работают на местах до тех пор, пока не будет все договорено на новом. Они не становятся безработными, а находятся в поиске, пока работают, — подмечает эксперт. — Еще один вопрос: если выплачивать такое большое пособие, то что эти люди должны будут дать взамен? Сейчас у нас есть общественные работы и маленькое пособие, и с безработных мало требуется. А что они должны будут сделать, чтобы получить минимальный потребительский бюджет? Отработать, либо это будет безвозмездно?

Как и Вадим Иосуб, Анастасия Боброва говорит, что целесообразно сделать пособие по безработице адресным, а его размер высчитывать для каждого конкретного случая.

— Если, к примеру, человек проживает один с детьми — это один размер пособия. Если живет вдвоем с мужем или женой и второй работает, то средства на пропитание он может получать от супруга.

Александра Квиткевич, TUT.BY

«Предприятия к еще одному обязательному побору не готовы»

Вопрос о повышении пособия по безработице уже давно стоило включить в повестку общественно-консультативного совета Минтруда, чтобы услышать мнения всех его членов и представителей, убежден вице-председатель общественного объединения «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Андрей Карпунин.

— Ситуацию с размером, конечно, нужно изменить, потому что сейчас с таким мизерным пособием мы выглядим посмешищем, — говорит Андрей Карпунин. — Параллельно нужно смотреть на эффективность тех действий, которые государство предпринимает в сфере переобучения, получения людьми новой квалификации, создания новых рабочих мест и занятости безработных. Стоит проанализировать объемы средств, которые выделяются предпринимателям на покупку оборудования и материалов при открытии своего дела, и возвратных займов, которые выдаются юридическим лицам для создания новых рабочих мест.

Андрей Карпунин уверен, что «необходимо проверить эффективность всех этих программ, убедиться, что мы нигде ничего не упускаем. При анализе обязательно родятся какие-то новые идеи для решения вопроса с пособием, тем более что мировой опыт очень богат». Однако идею, которую раньше озвучивало Минтруда, со страхованием от безработицы, взносы на которое будут платить предприятия, экономист не поддерживает.

— Ни в коем случае нельзя вернуться к идее переложить нагрузку с бюджета и ФСЗН на реальный сектор экономики, ввести дополнительное обязательное страхование для нанимателей. То есть наниматели должны будут отчислять средства — какой-то процент от всего нашего фонда оплаты труда, наверное, «Белгосстраху» или еще кому-то. А потом этот «кто-то» будет распоряжаться этим огромным фондом и выплачивать пособия по безработице, — поясняет эксперт.

По словам Андрея Карпунина, предприятия к еще одному обязательному побору не готовы. Кроме того, предприятия никогда не видели отчетности по расходованию средств, которые они отчисляют в «Белгосстрах» на страхование от несчастных случаев на производстве.

— Эти отчисления делаются уже около 10 лет. Объем их колоссальный, потому что отчисляют все наниматели. Целевое расходование средств оттуда явно незначительное, потому что, к счастью, несчастных случаев на производстве становится все меньше. Хотелось бы посмотреть, сколько там денег накопилось. Но эти сведения нигде не публикуются, — рассказывает эксперт. — Можно именно эти деньги задействовать в момент, когда нужно поддержать наших безработных и создать новые рабочие места. А то получается, что эти деньги приносят кому-то дополнительный доход, а остальная экономика их не видит и не чувствует. А неведение порождает сомнения.

Со сроками выплаты пособия, которые предлагаются в петиции, Андрей Карпунин тоже не согласен.

— 36 месяцев — это много. Но наверняка мы придем к тому, что в первые 3 месяца будет один размер пособия, следующие 3 месяца — другой, меньше. Если будем видеть, что безработный не предпринимает никаких усилий, чтобы найти работу, то на седьмом месяце будет резкое уменьшение пособия и совершенно другие подходы к этому человеку, — говорит эксперт. — А по размеру, думаю, первые 3 месяца пособие должно быть равно заработной плате человека, которую он имел на предыдущем месте работы. Потому что мы социально ответственное государство. А раз у нас самый крупный наниматель по численности нанятых — это государство: органы управления, армия, милиция, госпредприятия и так далее, — то оно должно понимать свою ответственность при увольнении. И не перекладывать ее на чужие плечи, в том числе и на плечи своих работников.

Как отличается пособие в Беларуси и других странах

На фоне других стран белорусское пособие по безработице действительно выглядит очень скромно: максимальное — 51 рубль, или 2 базовые величины, а среднее — всего 27 рублей. У соседей-россиян суммы значительно больше. Минимальное пособие в пересчете на наши рубли составляет чуть больше 49, а максимальное — 262 рубля с лишним. К слову, в России пособие повысили только в этом году. До этого оно около 10 лет не менялось.

В Украине с 1 января тоже выплаты по безработице подросли. Теперь те, кому они назначаются с учетом страхового стажа и заработной платы, получают 129 белорусских рублей. А те, кому без учета страхового стажа и заработной платы, — 48 рублей.

В Литве пособие по безработице состоит из постоянной и переменной частей. Переменная зависит от доходов, а постоянная составляет 30% действующей минимальной зарплаты — 120 евро, или 292 рубля.

В Польше с 1 января этого года сумма пособия не может быть ниже, чем 1 941,53 злотого, или 1091 белорусский рубль.

Размер пособия по безработице в Германии напрямую зависит от зарплаты, которую человек получал до увольнения. Сумма может равняться 58−60% от последней зарплаты, полученной работником. Средняя зарплата в Германии — 2500 евро, это 6085 рублей. Можно прикинуть, что пособие будет около 1500 евро, или 3651 рубль.

Максимальный размер пособия во Франции — 6161 евро, или 14 996 рублей в месяц. Но такие суммы получают немногие. Чаще всего безработным платят от 1000 до 1500 евро в месяц, или 2434−3651 рубль.

Читайте так же:

  • Договор об обеспечении уплаты таможенных платежей Договор поручительства по обеспечению уплаты таможенных платежей таможенным брокером (представителем) поручительства по обеспечению уплаты таможенных платежей таможенным брокером (представителем) ______________________ "__" ____________ 200_ г. Федеральная таможенная служба (далее - ФТС […]
  • Приказ минздравсоцразвития 984 н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. N 984н "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на […]
  • Закон 20 о внесении изменений в фз 191 Закон 20 о внесении изменений в фз 191 Федеральный закон от 10.11.06 N 191-ФЗ «О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федераци» Статью 35 Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-1 […]
  • Годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества утверждают Утверждение бухгалтерской отчетности Годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, который установлен учредительными документами организации (п. 2 ст. 15 Закона «О бухгалтерском учете», п.86 Положения по ведению бухгалтерского учета). Утверждение бухгалтерской […]
  • Приказ фстэк 21 от 11022019 Нормативные правовые акты, организационно-распорядительные документы, нормативные и методические документы и подготовленные проекты документов по технической защите информации Приказ ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. N 21 Зарегистрировано в Минюсте России 14 мая 2013 г. N […]