Меню

Пенсии и пособия как вид социального обеспечения

Оглавление:

3. Виды социального обеспечения

Право социального обеспечения — одна из самых молодых отраслей российского права, представляющая собой совокуп­ность норм, регулирующих экономическое, правовое и иное обеспечение граждан, нуждающихся в социальной защите. В зависимости от источника денежных средств различают два вида соци­аль­ного обеспечения: 1) государственное: а) государственное социальное страхование (за счет страховых взносов);

б) государственная социальная помощь (за счет бюджетов разных уровней).

Первостепенной задачей государства является уменьшение риска и неопре­деленности, связанных с экономической деятельностью. Эту задачу обеспечивает экономический рост. Необходимо создать разумные меры государственного контроля и организации, находящиеся в области между индивидом и современным государством. При разумном регулировании капитализм может стать более эффек­тивным в достижении экономических и иных целей, чем любая другая мыслимая система, но как таковой он имеет много отталкивающих черт. Государственный социализм более привлекателен, но в чистом виде губит личную инициативу. В то же время деятельность государства должна быть направлена на разумное перерас­пределение доходов с целью повышения платежеспособного спроса населения.

Уменьшение заработной платы и доходов (гибкая политика номинальной заработной платы) является плохим лекарством от кризиса, да и может быть в резких формах проведена без социального взрыва только в условиях сильной авторитарной власти, что несовместимо с демократическим устройством. Наоборот, увеличение эффективного спроса через увеличение денежной массы выражается четко пропорционально росту занятости. Таким образом, масштабная безработица является не результатом рыночной экономики, а последствием ошибочной экономической политики государства.

Прогресс покоится на экономическом росте и на выделении внутри государ­ства полуавтономных органов, каждый из которых действует в своей области, ру­ко­водствуясь исключительно своим пониманием общественного блага. Это пред­полагает корпоративную автономию, в рамках которой согласовывались бы инте­ре­сы определенных групп, классов, профессий. Эти автономии имеют рамки, но все они в конечном счете подчиняются демократии в лице парламента. Данная си­туация возможна только при расширении функций государства как регулятора со­ци­ально-экономических отношений. Такое расширение видится единственно воз­можным средством избежать полного разрушения нынешних экономических ин­сти­тутов и условием плодотворного осуществления индивидуальной инициативы.

2) Негосударственное (за счет средств юридических и физических лиц).

Один из элементов системы социальной защиты населения — госу­дар­ст­венное социальное страхование, осуществляемое на основании законодательства в целях защиты граждан от нега­тивного изменения их социального (в том числе материального) положения по независящим от них обстоятельствам.

В Российской Федерации существует четыре вида обяза­тельного социального страхования: 1) пенсионное; 2) медицинское; 3) социальное на случай временной нетрудоспособности; 4) социальное от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Участниками правоотношений по обязательному социаль­ному страхованию выступают: страхователи; застрахованные лица; страховщики; иные органы, организации и граждане, определяемые на основании законодательства.

В целях осуществления обязательного социального страхо­вания страховщикам необходимо уплачивать страховые взносы, или обязательные платежи на соци­аль­ное страхование в соот­ветствии с установленными тарифами, т.е. ставками обяза­тель­ного платежа, определяемыми для каждого вида социального страхования.

Граждане, застрахованные по программе обязательного со­циального стра­хо­ва­ния, ощущают себя более уверенно при возникновении социальных рисков, т.е. пред­­полагаемых собы­тий, которые влекут за собой изменение их социального (в том числе материального) положения.

Социальный страховой риск возникает при наступлении страхового случая, т.е. события, в связи с которым страховщик обязан обеспечить застрахованное лицо, а последнее имеет право на данное обеспечение. Согласно ст. 7 Федерального закона от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» существуют следующие виды соци­альных страховых рисков:

— необходимость получения медицинской помощи;

— трудовое увечье или профессиональное заболевание;

— смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об основах обязатель­ного социального страхования» каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховое обеспечение по отдельным видам обя­зательного социального страхования:

— оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

— пенсия по старости;

— пенсия по инвалидности;

— пенсия по случаю потери кормильца;

— пособие по временной нетрудоспособности;

пособие в связи с трудовым увечьем или профессиональ­ным заболеванием;

пособие по беременности и родам;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достиже­ния им возраста полутора лет;

пособие по безработице;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

пособие на санаторно-курортное лечение;

социальное пособие на погребение;

оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздо­ровление работников и членов их семей.

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основах обязатель­ного социального страхования» существуют следующие основ­ные принципы осуществления обязательного социального страхования:

— устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквива­лентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

— всеобщий обязательный характер социального страхова­ния, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

— государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполне­ние обязательств по обязательному социальному страхова­нию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

— паритетность участия представителей субъектов обяза­тельного социального страхования в органах управления системы обязательного страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взно­сов и (или) налогов;

— ответственность за целевое использование средств обя­зательного социаль­но­го страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного соци­ального страхования.

Государственная социальная помощь — это предоставление малоимущим семь­ям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств бюд­жетов социальных пособий, суб­сидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров.

Социальное пособие — это безвозмездное предоставление гражданам опреде­лен­ной денежной суммы за счет средств бюджета.

Субсидия это оплата предоставляемых гражданам благ и услуг, имеющая целевое назначение.

Компенсация — это возмещение гражданам произведенных ими расходов.

Социальная помощь оказывается определенным группам граждан, которые имеют доход ниже величины прожиточно­го минимума.

Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потре­бительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина — это минимальный набор про­дуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необ­ходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Социальное страхование и обеспечение

Что такое обязательное социальное страхование

Согласно статье 1 Федерального закона № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» четко определяет виды социальных страховых рисков (статья 7) и страхового обеспечения (статья 8). Видами социальных страховых рисков являются:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

9) пособие по безработице;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Что такое страховой взнос на обязательное социальное страхование

Согласно статье 3 Федерального закона № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховой взнос является обязательным платежом на обязательное социальное страхование. При этом сущность и признаки этого обязательного платежа не раскрываются, что позволяет государству при необходимости корректировать его содержание как обязательного платежа, исходя из соответствующей политической или экономической конъюнктуры в каждый конкретный момент развития страны.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование не могут быть отнесены к налогу или сбору ни по целям, ни по задачам, ни по содержанию, ни по признакам (индивидуальной безвозмездности, безвозвратности и т.д.) и будучи обязательными платежами не входят ни в систему налогов, ни в систему сборов. С учетом этого можно дать обобщенное понятие страховых взносов: страховые взносы на обязательное социальное страхование — это обязательные, индивидуально-возмездные платежи, составляющие доход бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, образуемые из отчислений страхователей в пользу застрахованных лиц в целях формирования страхового социального обеспечения застрахованных лиц, неуплата которых влечет принудительное взыскание в установленном федеральным законом порядке.

Понятие и виды социального обеспечения

Социальное обеспечениеэто забота государства о своих гражданах, которые являются нетрудоспособными и по независящим от них причинам не могут иметь достаточно средств к существованию.

Существует много видов классификации видов социального обеспечения: по виду социальных выплат, субъекту, органу выплаты и пр.

Главная цель социального обеспечения состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в трудной жизненной ситуации.

Примечание: трудная жизненная ситуация — обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (статья 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в ред. Федерального закона от 28 ноября 2015г. № 358-ФЗ)

Классифицировать виды социального обеспечения можно: по виду социальных выплат, субъекту, органу выплаты и пр.

Основными видами социального обеспечения являются:

содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;

другие меры социальной поддержки:

профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.

Понятие и виды пенсий

Пенсия (от лат. pensio, платёж) — это ежемесячная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), либо в целях предоставления им средств к существованию.

Согласно Закону № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях» и Закону № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» все пенсии в России разделены на две группы – трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, различающиеся основаниями назначения, а также порядком определения размера пенсии:

Право на получение трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа;

по инвалидности

Право на получение трудовой пенсии по инвалидности имеют лица, признанные в установленном порядке инвалидами I, II, III группы

по случаю потери кормильца

Право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семей погибших (умерших):

граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф

пенсии по государственному пенсионному обеспечению (государственные пенсии)

Критерий для разграничения трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению является источник, за счет которого выплачивается пенсия: пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается за счет средств федерального бюджета, а трудовая пенсия в значительной части за счет средств обязательного пенсионного страхования.

за выслугу лет – это пенсия, предоставляемая гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы; либо в целях компенсации вреда, нанесенного их здоровью при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Право на получение пенсии за выслугу лет имеют:

федеральные государственные служащие;

государственные служащие субъектов РФ;

военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин);

работники летно-испытательного состава;

по старости – назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

по инвалидности

Право на получение государственной пенсии по инвалидности имеют:

участники Великой Отечественной войны;

граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

по случаю потери кормильца

Право на получение государственной пенсии по случаю потери кормильца имеют следующие категории нетрудоспособных граждан:

граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

социальные

Право на получение социальной пенсии имеют те нетрудоспособные, которые по каким-либо причинам не приобрели права на трудовые пенсии (например, у гражданина нет необходимого трудового стажа):

инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства;

дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;

граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Понятие и виды пособий

Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически, либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказание дополнительной материальной помощи.

Пособия делятся на следующие виды:

по временной нетрудоспособности;

беременности и родам:

единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

многодетным и одиноким матерям;

Ежемесячная денежная выплата на ребенка до 1,5 лет с 2018 года

Понятие и виды социального обеспечения

Государственные пособия гражданам, имеющим детей. Пенсии как вид социального обеспечения. Условия назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям. Расчет размера трудовой пенсии. Процедура защиты прав на социальное обеспечение.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Читайте так же:  Алименты с узбека

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Страховой стаж и его юридическое значение. Анализ видов деятельности, засчитываемых в страховой стаж. Изучение порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей. Право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

контрольная работа [26,8 K], добавлен 07.12.2013

Понятие пособий по праву социального обеспечения. Порядок назначения и выплаты отдельных их видов. Методика начисления и выплаты. Основания выдачи и размер пособия по временной нетрудоспособности. Пособия гражданам, имеющим детей. Пособие по безработице.

курсовая работа [27,6 K], добавлен 25.02.2015

Понятие и значение государственной социальной помощи, её место в современном обществе, законодательстве РФ. Виды, размер, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам.

курсовая работа [840,6 K], добавлен 09.12.2016

Понятие социального обеспечения и его место в жизни государства и общества. Основная цель введения социальных пенсий, круг лиц, обеспечиваемых ими, условия назначения выплат. Начисления социальной пенсии по случаю потери кормильца и по инвалидности.

курсовая работа [24,8 K], добавлен 25.03.2011

Порядок назначения и выплаты государственных пособий. Пособия по беременности, родам, уходу за ребёнком и иные дополнительные меры социальной помощи. Пути совершенствования законодательства Российской Федерации о пособиях гражданам, имеющим детей.

дипломная работа [117,6 K], добавлен 01.06.2015

Юридические признаки и значение трудового стажа, его роль в правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения. Подсчет периодов, засчитываемых в трудовой стаж. Назначение и выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей.

контрольная работа [52,5 K], добавлен 20.05.2011

Социальная поддержка граждан, имеющим детей. Понятие и основные виды пособий, право на их получение. Порядок назначения и выплаты государственных пособий: пособия по беременности и родам, по уходу за ребёнком. Особенности пособий многодетным семьям.

дипломная работа [111,6 K], добавлен 10.07.2017

Типы распределительных отношений в сфере социального обеспечения. Субъекты и объекты социально-обеспечительных правоотношений, основания для их возникновения, изменения или прекращения. Понятие и виды трудового стажа. Пособия гражданам, имеющим детей.

контрольная работа [30,4 K], добавлен 24.01.2009

Пособия по временной нетрудоспособности: понятие, виды, юридическое значение. Определение расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Порядок назначение пенсии по инвалидности.

контрольная работа [1,8 M], добавлен 18.06.2014

Основные этапы становления систем социального обеспечения, понятие трудовых пенсий в Российской Федерации и правовое регулирование назначения пенсии за выслугу лет на современном этапе. Круг граждан, имеющих право на нее и условия ее назначения, размер.

курсовая работа [32,9 K], добавлен 23.06.2008

Виды социального обеспечения: пенсии, пособия, услуги

Законодательная база в области социального обеспечения в Российской Федерации, его функции и классификация. Определение понятия «пенсия» как ежемесячной государственной денежной выплаты нетрудоспособным гражданам. Порядок назначения пособий и компенсаций.

Подобные документы

История развития и общая характеристика пособий в Российской Федерации. Особенности исчисления и размеры пособий в Российской Федерации. Пути решения проблем законодательства о пособиях социального обеспечения, связанных с социальными пособиями.

дипломная работа, добавлен 09.07.2015

Принципы права социального обеспечения. Понятие пенсий и их классификация. Право на трудовую пенсию. Трудовая пенсия по инвалидности. Оформление заявления в орган социальной защиты населения о назначении ежемесячной денежной выплаты ветерану труда.

контрольная работа, добавлен 01.02.2012

Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Проблемы финансирования пенсионной сферы и пути их решения. Обязательное пенсионное обеспечение. Социальная пенсия нетрудоспособным гражданам. Основные пенсионные схемы. Фонд социального страхования.

реферат, добавлен 24.03.2011

Понятие, функции, виды социального обеспечения. Роль государства по обеспечению права на социальное обеспечение. Значение социального обеспечения для различных групп населения. Анализ технологии социального обеспечения за рубежом и в Российской Федерации.

курсовая работа, добавлен 11.02.2009

Теоретические основы социального обеспечения. История выделения функций социального обеспечения в Российской Федерации. Реализация функций социального обеспечения на примере ГУСО ЧКЦСОН «Берегиня» Забайкальского края. Анализ предоставляемых услуг.

курсовая работа, добавлен 02.06.2016

История, понятие и виды материального обеспечения граждан имеющих детей. Порядок, способы и размеры выплат единовременных и ежемесячных пособий и пособий по беременности и родам. Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.

курсовая работа, добавлен 26.10.2014

Социальная политика как воздействие государства на условия жизни людей. Понятие, виды функций социального обеспечения и порядок их осуществления. Порядок осуществления функций органом социальной защиты и Пенсионным фондом в сфере социального обеспечения.

курсовая работа, добавлен 24.04.2013

Государственные пенсии в РФ. Изменение условий и норм пенсионного обеспечения. Основания для пенсионного обеспечения. Виды пенсий. Категории работников и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет. Выплата пенсии работающим пенсионерам.

контрольная работа, добавлен 12.10.2008

Понятие, предмет исследования социального обеспечения. Основные формы и виды социального обеспечения. Виды социальной помощи для определенных групп населения. Формы и средства защиты права граждан в сфере социального обеспечения.

курсовая работа, добавлен 11.08.2007

Система социальной защиты: гарантии, помощь, обеспечение и страхование. Основные виды социального обеспечения. Организационно-экономические основы и функции социального обеспечения. Модели пенсионного обеспечения, формирование средств Пенсионного фонда.

Пенсии и пособия как вид социального обеспечения

Пенсии и пособия как вид социального обеспечения

  • Главная &nbsp / &nbspСтатьи &nbsp / &nbsp
  • Пенсии и пособия как вид социального обеспечения

Пенсии и пособия как вид социального обеспечения

Государственные социальные пособия в 2018 году

Государственные социальные пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ и служат дополнением к основному источнику средств к существованию.

Система государственных пособий в России за последние годы претерпела существенные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни — в экономике, политике, социальной структуре общества. В сложных экономических условиях принимались меры, направленные на совершенствование системы пособий с целью усиления социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, граждан, потерявших работу.

Многочисленные виды пособий в системе социального обеспечения классифицируются по различным основаниям:

  • По целевому назначению пособия:
    • Пособия, компенсирующие заработок полностью или частично;
    • Пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь.
  • По продолжительности выплаты пособия:
    • Единовременные выплаты
    • Ежемесячные пособия
    • Ежегодные выплаты
  • По категории получателей:
    • Пособия на детей
    • Пособия детям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы
    • Пособия по безработице
    • Социальные пособия вынужденным переселенцам

Помимо государственных социальных пособий, назначаемых отдельным категориям граждан по вышеприведенным ссылкам, отдельными федеральными нормативными актами предусмотрены также следующие виды социальных пособий:

Размер социальных пособий в 2018 году

  • Пособие по временной нетрудоспособности

При заболевании или травме застрахованного лица, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения — выплата пособия за счет средств ФСС РФ производится с четвертого дня, в остальных случаях — с первого дня нетрудоспособности при страховом стаже

  • до 5 лет — 60% среднего заработка;
  • от 5 до 8 лет — 80% среднего заработка;
  • 8 и более лет — 100% среднего заработка,

за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, на который начисляются страховые взносы в ФСС, не превышающего предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленную на 2016-2017 годы (718 000 руб. и 755 000 за соответствующие календарные годы).

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев — в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ*.

Основание для назначения:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 183)
  • Федеральный закон от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»
  • Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ст. 3, 7, 14)
  • Пособие по безработице
    • Минимальная величина — 850 руб.;
    • Максимальная величина — 4900 руб.

    Основание для назначения:

    • Федеральный закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
    • Постановление Правительства РФ от 12.11.2015 N 1223 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год»
  • Единовременное пособие гражданам при возникновении поствакционального осложнения
    • при возникновении поствакцинального осложнения — 10000 руб.;
    • в случае смерти гражданина, наступившей вследствие поствакцинального осложнения — 30000 руб. каждому члену его семьи

    Основание для назначения:

    • Статья 19 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»
    • Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1013
  • Социальное пособие на погребение
    • В размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 5701,31 руб.** В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.

    Основание для назначения:

    • Статья 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2010 г. N 813 «О сроках индексации предельного размера стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, подлежащей возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также предельного размера социального пособия на погребение»
  • *) Применение минимального размера оплаты труда регулируется Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». С 1 января 2018 года МРОТ установлен в размере 9489 руб.

    **) Размер социального пособия на погребение проиндексирован с 1 февраля 2018 года исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2017 год. Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 26 января 2018 г. N 74 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году” в размере 1,025.

    В субъектах РФ назначается ряд региональных социальных пособий. Подробнее познакомиться с правилами назначения, категориями получателей и размерами социальных пособий в своем регионе проживания можно в разделе «Социальная поддержка в регионах».

    Новости по теме

    Когда речь заходит об иждивенцах, то в первую очередь вспоминаются дети, хотя иждивенцами могут быть и престарелые родители.Сейчас мы поговорим о детях. Иждивенцами могут быть не обязательно родные дети. Старшие могут взять опеку над младшими братьями и сестрами, внуками при условии отсутствия у них родителей.

    Эксперты института Минфина считают, что бюджетников и силовиков следует вывести из системы соцподдержки.

    Согласно результатам исследования Высшей школы экономики (ВШЭ) и Российского государственного социального университета (РГСУ), только 13% молодых людей готовы воспитывать трех и более детей. 39% заявили о желании иметь двух детей, 48% — одного ребенка.

    Пособия по системе социального обеспечения

    Пособия, как и пенсии, являются денежной формой обеспе­чения Одним из основных видов пособий является пособие по временной нетрудоспособности. Оно предназначено для тех граждан, которые работают по найму (на основе трудового до­говора), а также иным лицам, если они в период работы подле­жали обязательному государственному социальному страхова­нию.

    Право на получение пособия у работников возникает, если их временная нетрудоспособность наступила в период работы и факт освобождения от работы удостоверен листком нетрудо­способности. Этот вид пособия выдается как в случае заболева­ния работника, так и в некоторых иных случаях предусмотрен­ных законом (например, в случае болезни члена семьи и необхо­димости ухода за ним).

    Размер пособия соизмеряется со средним заработком работ­ника и зависит от причины нетрудоспособности и длительности заболевания.

    B целях улучшения материального положения семей, имею­щих детей, принят Закон «О государственных пособиях семьям воспитывающим детей». Этот Закон предусматривает более де­сяти видов пособий, которые назначаются гражданам в связи с рождением и воспитанием детей. K ним относятся: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение до 12-недельного срока беременности; единовременное пособие в связи с рожде­нием ребенка; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; по ухо­ду за больным ребенком; по уходу за ребенком-инвалидом в воз­расте до 18 лет и др.

    Государственные пособия назначаются и выплачиваются постоянно проживающим на территории Республики Беларусь семьям, воспитывающим детей. Наравне с гражданами Респуб­лики Беларусь право на пособия имеют лица без гражданства, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами. Иностранные граждане, имеющие детей, пользуются правом на пособия, если это предусмотрено международными договорами и соглашениями.

    Назначение и выплата пособий осуществляется, как прави­ло. по месту работы, учебы (службы) матери ребенка, а если мать не работает и не учится — по месту работы (службы) или учебы отца (усыновителя, опекуна) или иного родственника, имеющего право на пособие в связи с воспитанием ребенка или уходом за ним.

    Порядок назначения и выплаты пособий устанавливается Правительством Республики Беларусь.

    Основным нормативно-правовым актом, регулирующим выплату пособия по безработице, является Закон «О занятости населения Республики Беларусь». Для безработных предусмот­рено две выплаты — пособие по безработице и оплата безработ­ным периода временной нетрудоспособности. Обе выплаты осу­ществляются за счет средств Фонда занятости.

    Правом на получение пособия по безработице имеют лица, не получающие пенсий, пособий (за исключением пособий семь­ям, воспитывающим детей) либо компенсаций за ущерб, нане­сенный здоровью увечьем либо иным повреждением, связанным с выполнением трудовых обязанностей, в размере, превышаю­щем размер пособия по безработице.

    Размер пособия в процентах к средней заработной плаге (до­ходу) по последнему месту работы составляет; в первые 13 ка­лендарных недель безработицы — 70%,последующие 13 недель — 50%, но не ниже минимальной заработной платы и не выше уд­военной ее величины в случае, если безработный в течении 12 календарных месяцев, предшествующих началу безработицы, имеет оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня. B других случаях (на­пример, впервые ищущим работу) пособие устанавливается в процентном отношении к минимальной заработной плате.

    Виды социального обеспечения

    Пенсии – это наиболее значимый как по числу обеспечиваемых, так и по объему расходуемых средств, вид обеспечения.

    Это одна из форм денежных выплат, которая осуществляется государством через специально предназначенные для этого органы и производится из определенного пенсионного фонда. Субъектом данного вида обеспечения является лицо, признанное нетрудоспособным по причине достижения определенного возраста, по признанию нетрудоспособным по медицинским критериям (инвалидность), либо из-за выполнения каких-либо социальных функций (уход за инвалидом 1-ой гр., ребенком — инвалидов, престарелым и т. д.).

    Важными чертами пенсии является ее связь с бывшей трудовой деятельностью пенсионера и с размером получаемой ранее заработной платы, ее обязательный характер. Цель пенсии — материальное обеспечение граждан, предоставление им единственных или основных средств к существованию. Существует точка зрения, что пенсия — отложенное на время вознаграждение за труд.

    Таким образом, пенсия — это государственная выплата, производимая из пенсионного фонда с целью материального обеспечения нетрудоспособных граждан в связи сих прошлой трудовой и иной общественно-полезной деятельностью в размерах, как правило, соизмеримых с размером прошлого заработка.

    Этот вид социального обеспечения не является монолитным, он подвергается дифференциации, в основе которой лежат нормативно-правовые акты — закон «О пенсионном обеспечении военнослужащих», «О государственных пенсиях в РСФСР» и т.д. Пенсии иногда сопровождаются другим видом обеспечения — социальным обслуживанием, т.е. предоставлением за счет общества бесплатно ряда услуг. Цель — оказать нуждающимся дополнительную помощь в виде действий бытового характера. Социальное обслуживание, как вид социального обеспечения, включает в себя услуги по санаторно-курортному лечению, содержанию в домах — интернатах, трудовой реабилитации и трудоустройству инвалидов, некоторые услуги здравоохранения, услуги по образованию, по содержанию детей в дошкольных и внешкольных и учреждениях.

    Пособия — это ряд видов социального обеспечения, различающихся по целям, источникам выплат, субъектам.

    Трудовые пособия, которые выплачиваются лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием (государственным, муниципальным, кооперативным и т. д.) и утратившим заработную плату временно в связи с нетрудоспособностью.

    Выплачиваются они за счет средств социального страхования. Наличие трудовых связей между субъектом обеспечения пособием и страхователем, в роли которого выступает предприятие или иной аналогичный объект, обязательно. Цель трудовых пособий — полное или частичное возмещение утраченного заработка, с которым их размер соизмерим, т. е. в период нетрудоспособности лицо, не совершая никаких действий в пользу предприятия, получает от него денежное содержание. К трудовым пособиям относятся, например, пособия по беременности и родам.

    Социальные пособия не связаны с трудовой деятельностью. Для данных пособий характерно отсутствие общественно-полезной деятельности получателя или наличие ее в размерах, не дающих права на другие виды обеспечения. Цель — предоставление средств, которые были бы источником существования или материальной поддержкой. Они выплачиваются в твердых, установленных законодательством размерах. Для лиц, освобожденных от обязанностей трудится (инвалиды 1-ой гр., инвалиды 1-ой и 2-ой гр.), данные пособия приравниваются к минимальной трудовой пенсии. Для других лиц их размер таков, чтобы обеспечить удовлетворение лишь незначительного круга жизненно — необходимых потребностей. Социальные пособия являются выразителем заботы общества о лицах, оставшихся в силу тех или иных причин без средств к существованию. Их установление следует рассматривать как проявление гуманизма общества. Источник выплаты данных пособий — государственный бюджет. Таким образом, социальное пособия — это ежемесячные денежные выплаты из специальных государственных фондов в установленные законом случаях нетрудоспособным лицам, которые не работают и не имеют права на трудовые пенсии и другие денежные виды обеспечения (кроме семейных пособий). К их числу относятся социальные пенсии. Отнесение в законодательстве социальных пособий к пенсиям вызвано сложившейся мировой законной практикой.

    Семейные пособия. Субъектами их получения является семьи. Основное социальное назначение семейных пособий — оказание государственной материальной помощи семьям, несущим дополнительные расходы в связи с воспитанием и содержанием несовершеннолетних детей и в некоторых других случаях. Они выплачиваются в качестве дополнительной помощи независимо от других доходов семьи из государственного бюджета в размерах, определяемых исходя из суммы минимальной заработной платы, установленной действующим законодательством. К ним относятся пенсии на детей-инвалидов, пособия по уходу за малолетними детьми, одиноким матерям, на детей малообеспеченным семьям, по случаю рождения ребенка, на погребение и т. д.

    Следующий вид обеспечения — предоставления льгот, облегчающих материальное положение некоторых категорий лиц в результате того, что часть необходимых денежных трат общество берет на себя. Данный вид обеспечения используется достаточно широко. К нему относится частичная оплата лекарственных средств и коммунальных услуг, оплата частичной стоимости путевок для отдыха детей в санаториях и лагерях, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т. д.

    Еще одним видом обеспечения является натуральное обеспечение, т. е. передача некоторым категориям граждан в собственность или в пользование материальных ценностей. Речь идет о бесплатном обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения, лекарственными препаратами некоторых групп инвалидов, о предоставлении жилья за счет государственного жилого фонда.

    Распределение данных видов социальной защиты должно идти в широком соответствии с нормативно правовыми актами, принятыми как на уровне РФ, так и на уровне субъектов федерации.

    Проверка налогов
    Налоги ИП
    Система налогов
    Ставки налогов
    Налог на имущество

    Назад | | Вверх

    Понятие пособий и их классификация. Единовременные и ежемесячные пособия

    Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

    В отличие от пенсий — постоянного и основного источника средств к существованию — пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).

    Пособия, как и пенсии, являются денежными выплатами, предоставляемыми гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения.

    Давая понятие пособия, необходимо выделить те признаки, которые отличают данную выплату от пенсий и иных пособий, выплачиваемых гражданам не по системе социального обеспечения (например, от выходного пособия при увольнении и др.).

    В частности, следует обратить внимание на то, что пособия могут быть как ежемесячными, так и периодическими выплатами, а в некоторых случаях выплачиваются единовременно; право на их получение может быть связано с трудовой деятельностью гражданина (например, право на пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам) либо не зависит от этого обстоятельства (пособия на детей, по безработице, социальные пособия на погребение); в одних случаях пособие предоставляется в целях возмещения утраченного заработка и размер его соизмеряется с этим заработком, в других — пособие выполняет роль дополнительной материальной поддержки и устанавливается в твердых размерах (например, пособие при рождении ребенка, единое ежемесячное пособие на каждого ребенка и др.).

    1) пособие по временной нетрудоспособности;

    2) пособие по беременности и родам;

    3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

    4) единовременное пособие при рождение ребенка;

    5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

    6) ежемесячное пособие на ребенка;

    7) единовременное пособия для граждан из числа детей — сирот;

    8) пособие по безработице;

    9) единовременное пособие гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;

    10) единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;

    11) ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих;

    12) ежемесячное пособие супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

    13) единовременное и ежемесячное пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы:

    14) пособие на погребение и др.

    Многочисленные виды пособий по системе социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям:

    * по целевому назначению пособия (пособия, компенсирующие заработок полностью или частично, и пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь);

    * по продолжительности выплаты пособия (единовременные, ежемесячные, периодические);

    * по источнику их выплаты (пособия из внебюджетных фондов, пособия из государственного бюджета) и др.

    57. Пособия по временной нетрудоспособности: условия назначения, сроки выплаты.

    Пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются в соответствии с ФЗ «Об обязательном социальном страховании» на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 года.

    Право на пособие по временной нетрудоспособности имеют: граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие иностранные граждане и лица без гражданства:

    1) Работающее по трудовым договорам;

    2) Государственные гражданские служащие и муниципальные служащие;

    3) Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, субъекта РФ, а также муниципальные должности на постоянной основе;

    4) Члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

    6) Лица, осуждённые к лишению свободы и привлечённые к оплачиваемому труду;

    7) Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, нотариусы, занимающиеся частной практикой, добровольно вступившие в отношения по социальному страхованию и уплачивающие за себя страховые взносы.

    Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в следующих случаях:

    1. Заболевание или травма, связанное с утратой трудоспособности.

    2. Необходимость ухода за больным членом семьи.

    3. Протезирование с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия.

    4. В случае карантина застрахованного лица, а также карантина ребёнка в возрасте до семи (7) лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение.

    5. В случае долечивания в санаториях, расположенных на территории РФ непосредственно после стационарного лечения.

    Основанием для предоставления пособия является выданный в установленном порядке больничный лист.

    Размер пособия определяется в процентном отношении к заработку в зависимости от страхового стажа:

    1) Застрахованным, имеющим страховой стаж 8 и более лет – сто процентов заработка (в таком же размере – сто процентов, независимо от стажа, если трудовое увечье или профессиональное заболевание)

    2) При страховом стаже от 5 и до 8 лет – 80% заработка.

    3) Страховой стаж до 5 лет – 60% заработка (в таком же размере пособие выплачивается если временная нетрудоспособность наступила в течение 30-ти календарных дней после увольнения с работы).

    Заработок для исчисления размера пособия учитывается за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности.

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

    Виды социального обеспечения: пенсии, пособия, услуги

    Законодательная база в области социального обеспечения в Российской Федерации, его функции и классификация. Определение понятия «пенсия» как ежемесячной государственной денежной выплаты нетрудоспособным гражданам. Порядок назначения пособий и компенсаций.

    Подобные документы

    Общемировые стандарты в области защиты социальных прав. Степень их реализации на территории Ярославской области. Приоритетные направления развития законотворческой деятельности региона. Основные виды социального обеспечения в Российской Федерации.

    курсовая работа, добавлен 21.01.2015

    Проблемы организации социальной работы, отраженные в научной литературе. Отличительные особенности социальной работы и системы социального обеспечения в Канаде. Сущность канадской системы социальной помощи безработным Welfare, порядок выплаты пособий.

    презентация, добавлен 20.09.2011

    Конституционные гарантии Испании в сфере социального обеспечения. Выявление проблемы безработицы, сокращения прироста населения. Опыт бесплатного государственного здравоохранения. Изучение видов пенсий, пособий. Основы деятельности социальных работников.

    презентация, добавлен 13.04.2015

    Нормативно правовые акты социальной защиты населения. Принцип правового социального обеспечения. Виды социального обеспечения. Социальная ситуация в РФ. Социальная защита населения Нижегородской области. Социальная защита населения Дзержинска.

    курсовая работа, добавлен 21.07.2003

    Понятие социального риска по праву социального обеспечения, его классификация. Содержание и виды нетрудоспособности; юридические факты, которые ее предопределяют. Признаки и причины инвалидности, ее установление. Сущность безработицы и малообеспеченности.

    реферат, добавлен 08.06.2011

    Исследование социальной защиты населения и финансирования программ социального развития, опеки и попечительства Жигаловского района. Характеристика финансового обеспечения расходов на выплату пособий гражданам, имеющим детей, ветеранам войны и труда.

    дипломная работа, добавлен 19.06.2011

    Выплата пособий гражданам, имеющим детей. Рекомендации по совершенствованию работы Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска в сфере оказания поддержки, назначения, выплаты пособий семьям, имеющим детей.

    курсовая работа, добавлен 20.02.2012

    Причины реформирования существующей распределительной пенсионной системы РФ. Проблемы пенсионного обеспечения граждан в разных государствах. Виды трудовых пенсий и их структура. Условия их назначения по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

    курсовая работа, добавлен 28.02.2015

    Понятие, сущность, цели, задачи, виды и пути развития социального обеспечения, его роль в социальной работе. Анализ основных функций государственного социального обеспечения. Адресность социальных выплат как важнейший принцип социальной политики в России.

    реферат, добавлен 27.07.2010

    Понятие и виды социальных пенсий. Социальная пенсия по возрасту (право на пенсию, размер пенсии). Социальная пенсия по инвалидности (право на пенсию, размер пенсии). Социальная пенсия по случаю потери кормильца (право на пенсию, размер пенсии).

    контрольная работа, добавлен 04.01.2009

    Социальные пособия и компенсационные выплаты. Материнский (семейный) капитал

    Социальные пособия, их виды и классификация

    Социальное пособие является денежной формой обеспечения. Согласно ст. 39 Конституции РФ социальные пособия, как и пенсии, устанавливаются законом. Денежные пособия являются одним из значимых по своему объему видов социального обеспечения. Давая определение социального пособия, необходимо указать признаки, которые отличают его от пенсий и иных выплат, назначаемых гражданам. В качестве особых признаков пособий отдельные авторы называют различные признаки, которые, как правило, берутся за основу определения термина «пособие», «социальное пособие».

    Социальное пособие и пенсия различаются по основаниям их предоставления, иначе говоря, по тем жизненным обстоятельствам, которые объективно вызывают необходимость их предоставления. Социальное пособие выплачивается обычно сравнительно непродолжительное время или единовременно, пенсия же — всегда длительная выплата. Различаются эти выплаты и по целевому назначению. Цель социального пособия — компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств — рождением ребенка, смертью члена семьи и т.д. Целевое назначение пенсий иное — они, как правило, являются основным и, подчас, единственным источником средств к существованию для тех граждан, которые оставили трудовую деятельность. Пенсии рассчитаны преимущественно па неработающих граждан, пособия — на всех: их получают как работающие, так и неработающие граждане, в том числе и пенсионеры. В науке неоднократно делались попытки обосновать общее понятие пособий и провести их классификацию. В разных источниках дается различное определение пособий (социальных пособий).

    Наиболее универсальное определение предложено М. Л. Захаровым и Э. Г. Тучковой: «Социальные пособия — это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки».

    Анализ нормативных правовых актов, регулирующих предоставление отдельных видов пособий, показывает, что для пособий свойственны следующие специфические признаки:

    • 1) пособия представляют собой денежные выплаты гражданам в установленных законом случаях и размерах;
    • 2) пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей оплату по труду либо служащей дополнением к основным источникам средств к существованию в связи с обстоятельствами, поименованными в законе;
    • 3) пособия выплачиваются из нескольких источников;
    • 4) пособия различных видов существенно отличаются друг от друга по целевому назначению, основаниям предоставления, способам определения их размера, периодичностью их выплаты;
    • 5) пособия исчисляются либо на основе индивидуального заработка, либо устанавливаются в твердом размере.

    В научной литературе существуют различные варианты классификации пособий: по их целевому назначению, по кругу обеспечиваемых, по периодичности выплаты, по источникам финансирования.

    Наиболее приемлемой можно считать классификацию пособий по целевому назначению, предложенную М. Л. Захаровым и Э. Г. Тучковой:

    • 1) пособия, компенсирующие полностью или частично временно утраченный заработок;
    • 2) пособия, пополняющие доход в связи с наступлением различных обстоятельств.

    Следующим критерием классификация социальных пособий является продолжительность их выплаты. Различают ежемесячные и единовременные социальные пособия. Типичным ежемесячным является пособие по уходу за ребенком, его размер определен в расчете на календарный месяц, и выплачивается оно каждый месяц. Единовременным является пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка; размеры этих пособий определены в твердой сумме, выплачиваются они единовременно. Отдельными авторами выделяются периодические пособия, которые устанавливаются па определенный период, — на период временной нетрудоспособности, ухода за ребенком и т.д.

    Одним из возможных критериев классификации может являться источник средств, за счет которых выплачиваются пособия. Различают пособия, выплачиваемые за счет средств внебюджетного фонда обязательного социального страхования, а также пособия, выплачиваемые за счет бюджетных ассигнований — из средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ. Одно и то же пособие различным категориям граждан может выплачиваться за счет разных источников. Например, пособия, назначаемые в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», выплачиваются за счет трех этих источников в зависимости от их вида и различными органами. Так, пособие по беременности и родам женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплачивается за счет средств государственного социального страхования, а женщинам, проходящим военную и некоторые другие службы, — за счет бюджетных ассигнований. То же касается пособия по уходу за ребенком. Выплата ежемесячного пособия на ребенка производится за счет бюджета субъектов РФ.

    1 Пособие – основа социального обеспечения в российской федерации

    История развития пособий в Российской Федерации

    Социальное обеспечение в целом подразумевает собой некую «социальную защищенность человека», что в свою очередь отображает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей 1 . Пособие в Российской Федерации является одним из основных видов социального обеспечения граждан. Для того чтобы изучить историю развития пособий, как вида социального обеспечения необходимо для начала раскрыть аспекты истории развития права социального обеспечения.

    На протяжении всего развития человечества люди сталкивались с многочисленными проблемами, которые касаются содержания людей преклонного возраста, инвалидов, детей. В условиях первобытно – общинного строя немощные и больные члены рода были обречены на смерть, так как человек еще с трудом добывал пищу себе, а содержать больных община была не в состоянии. Преимущество было у беременных женщин и малолетних детей, которые пытались сохранить род 2 . В рабовладельческий период содержание стариков, женщин и детей главным образом исполнялось членами семьи: заботиться о своих престарелых родителях должны были дети, достигшие определенного возраста, а за малолетними детьми — их родители. В I веке до н.э. веке в Риме начинают зарождаться прообразы отдельных элементов социального обеспечения 3 . Тогда существовали так называемые «коллегии самопомощи» для средних и бедных слоев свободных граждан Рима. За счет средств этих организаций выделялось денежные средства больным, пожилым и лицам, которые получили увечья. Данные «социальные объединения помощи гражданам» или «коллегии самопомощи» были основаны на личном обеспечении самих работников и рабовладельцы не принимали в них никакого участия.

    В Риме в рабовладельческий период происходило достаточное количество войн поэтому в данный период царило порабощение народов, завоевание, грабеж областей и целых государств 1 . Соответственно, было много смертей, жены и дети оставались без кормильцев. В связи с этим возникли первые пособия. Их выдавали увечным и старым воинам, вдовам и сиротам, в связи со смертью воинов. Воинам выдавали в виде земельных наделов. Вдовы и сироты в свою очередь получали диплом о привилегиях, в соответствии с которым они освобождались от уплаты налогов, торговых пошлин и всех повинностей. Данным дипломом обладали также старые военные — бывший воин и вся его семья.

    После рабовладельческого периода последовал следует феодальный период, который характеризовался господством натурального хозяйства. Основой в данный период является семья. Семья несла ряд обязанностей по материальному обеспечению пожилых и нетрудоспособных. В данный период появляется подобие социальных пособий, оно распространялось на тех людей, кто не мог производить работу и не имел какого-либо хозяйства 2 . Эти «пособия» не были закреплены указом. Затем появились другие денежные выплаты, но они имели характер награды. Они выдавались крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, которые имели те или иные заслуги перед монархом. Скорее всего, это были первые прообразы пенсий.

    Таким образом, появилась и оказывалась первая социальная помощь гражданам и первые пособия. Надо отметить, что ни один из существовавших прообразов современного социального обеспечения не был формально закреплен в каком-либо правовом источнике.

    Любое общество развивалось, в том числе и Российская Федерация, оно и в наше время продолжает стремительно развиваться. Важный элемент любого общества, на каком бы этапе развития оно ни находилось, является оказание помощи и поддержки отдельным группам населения, тем людям, которые не могут осуществлять какую-либо трудовую деятельность, а значит, и обеспечить себя, в частности, пожилым людям, инвалидам, детям и другим нуждающимся 1 . В России социальное развитие положило свое начало в конце IX века. Это был период введения христианства на Руси. Ключевое значение в помощи нуждающимся (начиная с этого периода и до начала XX века) играла церковь. Помощь церквей и монастырей была разнообразной. Она определялась материальными и финансовыми возможностями нуждающихся. Наиболее распространенными формами такой помощи были: бесплатное кормление нищих и убогих, устройство особых приютов и богаделен для бедных, искалеченных, престарелых, учреждение сиротских домов и приютов. Среди форм помощи, оказываемой частными лицами, в частности князьями были: кормление нищих на княжеском дворе, раздача бедным одежды, денежная раздача милостыни, снабжение питанием заключенных 2 . Все это являлось прообразом первых социальных пособий на Руси.

    В эпоху феодальных отношений появляются новые способы социального обеспечения нетрудоспособных людей, а также тех, кто нуждается в какой-либо помощи. Появляется правовой источник «Судебник Ивана IV», который установил Иван IV в 1589 году. В Судебнике указывалось, что бездетная вдова, потерявшая мужа, после его смерти имела право на получение обратного приданого, что в наше время бы называлось пособием. Обратное приданое позже получило свое название. Оно называлось «полетное» и выплачивалось в размере 2 гривны в год 3 .

    В 1649 году был введен новый правовой акт по оказанию социальной помощи — «Соборное уложение царя Алексея Михайловича». Данный акт содержит значительно большее количество статей, посвященных социальному обеспечению. В этом правовом источнике закреплялось право на прожиток, то есть, часть поместья, выделяемого после смерти его владельца на содержание вдовы, детей и престарелых родителей. Размер его зависел от величины оклада и причины смерти кормильца (от военной травмы, в полку на государственной службе, а также вне службы). Дворяне имели право на получение прожитка в случае отставки или увечья, а также при отсутствии прямых наследников в размере полного оклада. Полвека спустя, в период царствования Елизаветы (1740 – 1750 гг.) получили распространение «приходы», которые осуществляли попечение детей-сирот, стариков и инвалидов.

    В условиях капитализма в России социальное обеспечение не было развитым на хорошем уровне. Пожилым, инвалидам, гражданам, получившим увечья, гражданам, потерявшим кормильца, приходилось самим справляться со своим проживанием. Тогда появились кассы рабочей взаимопомощи, средства которых состояли не только из вносов самих рабочих, но и из определенных доплат предпринимателей и направлялись на обеспечение нуждающихся. Такие же кассы были созданы так же в Германии, Франции, Италии и Австрии.

    В конце XVIII века в России было увеличено число лиц, нуждающихся в помощи государства. Важным этапом на пути становления системы государственной помощи в России было принятие указа Екатерины II в 1775 году «О создании приказов общественного призрения в губернских правлениях». Они были созданы на губернском уровне, под председательством губернатора, что повышало их статус и расширяло возможности деятельности. Ветераны войны, семьи, оставшиеся без кормильцев, вдовы, дети из бедных семей получали помощь от первых теоретических работников и организаций помощи нуждающимся 1 .

    С развитием машинного производства во всем мире, в том числе и в России, участились несчастные случаи на производстве, что привело к тому, что численность инвалидов начала стремительно развиваться. В связи с этим в Германии был принят Закон Бисмарка (1871-1884 гг.) «Об ответственности предпринимателей» и «О страховании при несчастных случаях». В соответствии с ними рабочий, получивший увечье на производстве получал пособие на лечение из специальных фондов за счет уплаты предпринимателем взносов, размер которых исчислялся в процентах от заработной платы.

    В России был принят свод Законов Российской империи, который содержал аналогичные нормы об ответственности работодателя за увечье, причиненное работнику. В этом документе, а также в принятом в 1903 году Законе «О вознаграждении потерпевших рабочих впоследствии несчастных случаев» речь шла о гражданско-правовой ответственности предпринимателя. Все покрытие ущерба от несчастных случаев, то есть выдача пособия или компенсаций оставалась именно за предпринимателями 1 .

    С 1918 года государство в полной мере берет на себя ответственность по социальному обеспечению и поддержке нуждающихся, а с 1920-х годов формируется государственная система социального обеспечения граждан.

    В 1920-е годы был издан кодификационный акт – «Сводка правил по выдаче пособий и пенсий». Принятые сводки были первыми попытками видовой кодификации законодательства о социальном обеспечении. В России сложились и функционировали следующие виды пособий: по беременности и родам; по временной нетрудоспособности; по инвалидности и по случаю потери кормильца.

    В настоящее время система социального обеспечения в России приобрела значительные масштабы и включает в себя множество видов и способов оказания помощи нуждающимся лицам, в том числе и пособия. Дипломная работа посвящена именно этому виду социального обеспечения. В следующем параграфе данной главы нами будет изучена общая характеристика пособий в России.

    Общая характеристика пособий в Российской Федерации

    Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам на определенный срок с целью предоставления им утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых социально значимыми.

    На основании п. 2 ст. 39 Конституции РФ социальные пособия, как и государственные пенсии, устанавливаются законом. 2 Пособия являются одним из видов государственной социальной помощи наравне с субсидиями и другими денежными выплатами, а также натуральной помощью.

    Предоставление пособий регламентируется Федеральным законом 19.05.1995 г. № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» и другими источниками. Указанными нормативными актами установлены следующие виды государственных пособий:

    единовременные пособия (женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; при передаче ребенка на воспитание в семью; беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву);

    пособие по беременности и родам;

    ежемесячные пособия (на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву).

    По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на частичное возмещение утраченного заработка. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу. Единовременное пособие при рождении ребенка, при передаче ребенка на воспитание в семью предназначены для оказания помощи семье в содержании и воспитании детей. С 2007 г. особой поддержкой пользуются семьи военнослужащих по призыву в период выполнения мужьями своего конституционного долга. В целях улучшения демографической ситуации и стимулирования семьи к рождению детей с 2007 г. Правительство РФ проводит эксперимент по предоставлению дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского капитала при рождении второго, третьего и каждого следующего ребенка.

    Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса получателя: лица, работающие по трудовому договору, индивидуальные предпринимателя, адвокаты и нотариусы при добровольной уплате взносов получают их из средств социального страхования; занятые иными видами деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие – из бюджетов различных уровней.

    В 2008 г. выплата пособий женам военнослужащих по призыву осуществляется органами власти субъектов РФ за счет субвенций из федерального бюджета.

    В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122 правовое регулирование и финансирование пособия на ребенка до 16 лет (учащихся – до 18 лет), предоставляемое в зависимости от среднедушевого дохода семьи, передано на уровень субъектов РФ. Это пособие рассмотрено в главе, посвященной государственной социальной помощи. Получателями пособий по беременности и родам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинском учреждении могут быть только занятые женщины.

    Право на указанные пособия имеют граждане РФ, военнослужащие по контракту и по призыву, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории РФ.

    Государственные пособия на детей не назначаются:

    — гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

    — гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;

    — гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.

    Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, назначаются в твердых размерах.

    С 01.01.2007 г. средний заработок для расчета пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет исчисляется в таком же порядке, как и для пособия по временной нетрудоспособности.

    С 01.01.2008 г. один раз в год производится индексация пособий исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

    В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

    В случае переплаты по вине получателя (предоставление заведомо неверных сведений, сокрытие данных и др.) или счетной ошибки органы, осуществляющие назначение и выплату пособий, имеют право производить удержания в размере не свыше 20%. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

    Правовое регулирование отношений по социальной поддержке семей находится в совместном ведении, поэтому органы государственной власти субъектов РФ могут увеличивать размеры государственных пособий за счет средств бюджетов субъектов РФ.

    Решение о назначении любого из указанных пособий принимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

    Таким образом, пособием считается денежная выплата, назначаемая гражданам с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых государством социально зна­чимыми независимо от наличия у них каких-либо иных источ­ников дохода. Перечень пособий не является исчерпывающим и дополняется в связи с возникновением необходимости осуществления со­циальной поддержки какой-либо категории граждан. В следующем параграфе данной главы будет изучена классификация пособий в Российской Федерации.

    Читайте так же:

    • Образец заявления соседей на установку забора Установка забора Здравствуйте! Как примерно выглядит письменное согласие соседей на строительство глухого забора высотой 2метра Ответы юристов (1) На самом деле, по этому вопросу существуют строительные нормы и правила РФ (СНиП 30-02-97 с изменениями от 12.03.2001г.). В этом документе, […]
    • Договор между застройщиком и инвестором Договор инвестирования в строительство Необходимым условием нового строительства выступает наличие землеотвода. По этой причине «ключевой фигурой» строительной деятельности выступает лицо, обладающее правом на земельный участок, предназначенный для этой цели. В Градостроительном кодексе […]
    • Куда можно пожаловаться анонимно Жалоба на работодателя - иногда необходимая мера Если не оплачивают больничный, не предоставляют отпуск, заставляют трудиться сверхурочно, задерживают зарплату, вы можете пожаловаться на работодателя. Ведь в его обязанность входит, к примеру, хотя бы раз в полмесяца в одно и то же число […]
    • Штраф за несделанный паспорт Штраф за несделанный паспорт Как только юному гражданину Российской Федерации исполняется 14 лет, с этого момента свидетельство о рождении больше не может служить подтверждением его личности: оно становится недействительным, и ему на смену необходимо оформлять паспорт. Паспорт – это […]
    • Приказ росаэронавигации 119 2007 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Росаэронавигации от 28.11.2007 N 119 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "РАЗМЕЩЕНИЕ МАРКИРОВОЧНЫХ ЗНАКОВ И УСТРОЙСТВ НА ЗДАНИЯХ, СООРУЖЕНИЯХ, ЛИНИЯХ СВЯЗИ, […]