Меню

Ораторское искусство речь адвоката

Ораторское искуство

Главная > Реферат >Культура и искусство

Понятие об ораторском искусстве _____________________________5

Личность оратора __________________________________________7

Роды и виды ораторского искусства ___________________________10

Подготовка речи: выбор темы, цель речи _______________________12

Основные приемы поиска материала ___________________________14

Начало, завершение и развертывание речи _____________________16

Список используемой литературы________________________________19

Ораторское искусство имеет огромное влияние на жизнь нынешнего общества, так как умение убеждать и владеть ситуацией в разговоре значительно облегчает жизнь многих Людей. Использование своих навыков красноречия, помогает людям добиться высокого карьерного роста и много другого. Ведь каждый оратор является лидером. Даже, рассказывая какой либо доклад в аудитории, оратор будет являться лидером ситуации. Ораторское искусство проявляет себя во многих сферах. Будь то торговые отношения, производство или даже научная деятельность.

Цель данной работы заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы: что же такое ораторское искусство? Какие природные данные нужны человеку, который мечтает об успехе на поприще риторики? Как правильно подготовить речь для публичного выступления?

Задачи достижения поставленной цели

Для реализации поставленной цели я определил следующие задачи: во-первых, определить сущности понятия ораторского искусства; во-вторых, выделить основные роды и виды ораторского искусства; в-третьих, определить из чего должна состоять речь оратора.

Анализ использованной литературы

При работе мной были изучены труды ученых О.А. Баева, Л.А. Введенской, А.В. Медведева, а так же некоторые из статей различных интернет источников.

1. Понятие об ораторском искусстве

Выражение «ораторское искусство» имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения, а также публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым должен каждый, кто профессионально связан с устным словом.

Термин «ораторское искусство» имеет латинские корни. Его синонимами являются греческие слова: риторика, красноречие. На протяжении много вековой истории ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества. Наиболее широкое применение оно всегда находило в юриспруденции, в политической деятельности. Многие юристы и политики были известными ораторами.

(Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1990. Стр 20)

Необходимо иметь в виду, что ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных групп, классов, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, быть использовано в нравственных либо безнравственных целях. Кому и как служит ораторское искусство – основной вопрос, который решается на протяжении всей истории развития науки, начиная с Древней Греции. Поэтому в ораторском искусстве очень важна нравственность оратора, его моральная ответственность за содержание речи.

Ораторское искусство – явление историческое. Каждая эпоха предъявляет свои требования к ораторам, возлагает определенные обязанности, имеет свой риторический идеал. Однако в целом ораторскому искусству присущи конкретные особенности:

1) сложный синтетический характер. Философия, логика, педагогика, языкознание, эстетика, этика – науки, на которые опирается ораторское искусство;

2) неоднородность. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные виды и роды. В отечественной риторике выделяют следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное. Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом ее функций, а также ситуации, цели и темы.

История свидетельствует, что важным условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Отсюда название ораторского искусства как «духовного детища демократии». Неудивительно, что сегодня в связи с демократическими процессами, происходящими в стране, наблюдается новый всплеск интереса к риторике.

Пункт статьи № 20”

2. Личность оратора

Русский государственный деятель, мыслитель и писатель М.М. Сперанский утверждал: «Основания красноречия суть страсти … Сильное чувствование и живое воображение для оратора необходимы совершенно. И как сии дары зависят от природы, то, собственно говоря, ораторы столько же родятся, как и пииты». М.В. Ломоносов писал о том, что оратор должен обладать остроумием и памятью, которые питают красноречие, как плодородная земля всходы. В отличие от Сперанского он полагал, что ораторское искусство можно постичь, и, кроме природных дарований, которые делил на душевные и телесные, называл следующие средства к постижению ораторского искусства: изучение науки о красноречии, подражание лучшим ораторам, упражнения в сочинении (речей), знание других наук.

Что же думают современные специалисты о возможности стать оратором? Они отмечают необходимостью общих и специальных способностей. Способности формируются из природных задатков. К ним относятся особенности нервной системы, функциональной деятельности мозга, строения организма (голосовых связок, двигательного аппарата и др.). Общие способности – это благоприятное сочетание у человека таких интеллектуальных и других особенностей психики, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Для развития интеллектуальных способностей важна возбудимость, подвижность нервных процессов, скорость образования нервных связей. Лектору необходимы такие общие способности, как развитое произвольное внимание, его бвстрое переключение и четкое распределение, высокая концентрация; хорошая образная и логическая память, сообразительность, гибкость глубина и широта мышления и др.

Оратору необходимы и специальные способности:

— наблюдательность позволяет правильно и полно воспринимать окружающую действительность, события, факты, выделять в них главное; помогает правильно оценивать состояние аудитории и, следовательно, адекватно реагировать на него;

— развитое мышление позволяет оратору логически мыслить, что дает возможность анализировать информацию, проникать в сущность явлений, глубоко, целенаправленно и последовательно излагать тему;

— самостоятельность ума – необходимое качество оратора, которое дает возможность критически относиться к различным источникам информации, выносить свои суждения и оценки на суд аудитории, что всегда вызывает уважение;

— творческое воображение помогает оратору вжиться в ситуацию, о которой он повествует, наглядно и образно рассказать о ней;

— способность к сильным эмоциональным переживаниям проявляется в увлеченности темой, экспрессивности изложения, что положительно воздействует на слушателей;

— речевые способности определяют культуру речи оратора, его умение доносить свои мысли ясно, живо, впечатляюще.

Способность – необходимое, но не достаточное условие становления оратора. В человеке, который берет слово, чтобы влиять на других, хотят видеть Личность. Собственно, только Личность и может влиять на других!

Можно развить и специальные способности.

В ораторской деятельности можно выделить три основных этапа: докоммуникативный (до встречи с аудиторией), коммуникативный (сам процесс выступления перед слушателями), посткоммуникативный (анализ выступления после встречи).

Выступлению оратора предшествует большая предварительная работа. Кроме непосредственной подготовки к выступлению, нужна общая подготовленность, широта кругозора, эрудиция.

При подготовке к выступлению оратору необходимо знание основ диалектической и формальной логики, чтобы выступление было глубоким по содержанию, логически выстроенным и обоснованным.

И при подготовке, и при проведении выступления оратор нуждается в психологических знаниях, которые помогают устанавливать контакт со слушателями, организовывать их внимание и управлять им.

Донести свои мысли до аудитории, произвести впечатление красотой слога помогает оратору владение культурой речи.

Навыки оратора – это усвоенные в результате многочисленных повторений интеллектуальные, двигательные и сенсорные действия, исполнение которых не требует значительного напряжения памяти и внимания, то есть выполняется почти автоматически. Это навыки анализа явлений действительности, изучения литературы, составления выписок, распределения внимания во время выступления, навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени.

Кроме того, к коммуникативным навыкам, необходимым оратору, относят профессиональную наблюдательность, владение мимикой и жестами, способность выражать свои эмоции и управлять ими.

Умения оратора складываются из приобретенных знаний и навыков и позволяют ему решать сложные творческие задачи в процессе подготовки и проведения выступления. Одно из самых сложных умений, в котором, собственно, и проявляется искусство оратора, — соразмышление с аудиторией, когда аудитория вслед за оратором задумывается, умолкает, размышляет, приходит к выводам. Словом, ведет себя как собеседник в процессе сотворчества.

Риторика М.В. Ломоносова, М.М. Сперанского, И.С. Рижского

Пункт статьи № 22”

3. Роды и виды ораторского искусства

С древнейших времен живое слово сопровождает все формы общественной жизни. В соответствии с тем, где оно звучит и целью воздействия, роды и виды ораторского искусства.

Отличительной чертой социально-политического красноречия – общественно значимые темы, обращения к аудитории в целом. К социально-политическому красноречию относятся: отчетный доклад, политическая речь, парламентское выступление, речь на митинге.

Особенностью церковно-богословского красноречия (проповедь, речь на соборе) – задушевный характер, обращенность к сердцу каждого слушающего, образная, иносказательная форма выражения мыслей, красота слога.

Особенностью судебного красноречия – строгая логическая аргументация, апелляция к законам. Речь прокурора носит обвинительный характер и содержит четкие выводы в конце. Речь адвоката учитывает психологию восприятия слушателей, в ней обычно говорится о мотивах совершения преступления.

Особенностью академического красноречия (научный доклад, лекция, выступление на научных конференциях) – предназначенность для узкого круга специалистов, информационная насыщенность, научность стиля языка. Некоторые виды академического красноречия предполагают использование текста. Выступление при защите диплома и диссертации требует тщательной аргументации, владения искусством полемики.

Особенность дипломатического красноречия — текст выступления согласован с правительством, он зачитывается.

Военное красноречие – речь-приказ, инструктаж, воодушевляющая речь и др.

Особенность торгового красноречия (устная реклама, выступление на презентации) – использование психологических приемов убеждения.

Особенность делового красноречия (выступление на деловых совещаниях, в процессе деловой беседы и деловых переговоров) – деловой стиль речи, использование специальных терминов, слов в прямом значении, коротких фраз; отсутствие экспрессии.

Особенность социально-бытового красноречия (застольная речь, поздравление юбиляра, напутствие молодоженам, речь на собрании выпускников, надгробное слово и др.) – эмоциональность, ярко выраженная ориентация на одобрительную реакцию собравшихся, изложение мыслей в разговорной непринужденной манере, ситуативный характер.

Особенность лекционно-пропагандистского красноречия (научно-популярная лекция, научно-методическая лекция-экскурсия) – сочетание научности и популярности изложения, назначение – сделать научные сведения доступными неспециалистам.

Понимание специфики каждого рода и вида ораторского искусства дает возможность сделать конкретное выступление адекватным речевой ситуации по форме и стилю.

Роды и виды ораторского искусства

4. Подготовка речи: выбор темы, цель речи

Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При выборе темы, прежде всего, следует исходить из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.

Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название темы должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению.

(Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. ,2005. Стр 56)

Следует избегать и слишком общих названий, так как общие названия требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий.

Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам, например: «Поговорим о себе» (для вас, молодые матери), ( для вас, будущие мужья) и др.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушатель добивается.

В.В Маяковский, выступая на одном из собраний в 1929 г., говорил, что все споры и с врагами, и с друзьями о том, что важнее – «Как делать» или «Что делать», перекрываются теперь литературным лозунгом: «Для чего делать?», т. е. устанавливается примат цели и над содержанием, и над формой.

Так и оратор, готовясь к выступлению должен установить примат цели над содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении.

Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей. Именно так и поступали выдающиеся ораторы разных времен.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ УСТАНОВКИ

5. Основные приемы поиска материала

После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала.

В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:

— научная, научно-популярная литература;

— справочная литература: энциклопедия, энциклопедические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари, таблицы, библиографические указатели;

— статьи из газет и журналов;

— передачи радио и телевидения;

— результаты социологических опросов;

— собственные знания и опыт;

— личные контакты, беседы, интервью;

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

( Соловьев Н.В. Основы риторики. М., 2005. Стр 165)

Важнейший этап подготовки ораторской речи – изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, т. е. прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал и т. д.

Работу с книгой советуют начинать с предварительного знакомства с ней. Сначала читается титульный лист книги. На нем напечатаны название книги, которое дает представление о ее содержании; фамилия автора; классификационная характеристика.

Важно обратить внимание на год издания книги. Если заинтересовавшая книга выпущена десять-двадцать лет назад, то приведенные в ней сведения могли устареть, поэтому следует ознакомиться и с новой литературой по интересующему вопросу.

Следует просмотреть оглавление книги, дающее представление об основных вопросах, которые в ней затрагиваются, обратить внимание на рисунки, схемы, таблицы.

Если в книге есть предисловие и послесловие, рекомендуется прочитать их.

Читайте так же:  Приказ фсин россии 5 от 11012012

Таким образом, первичный просмотр отобранных книг является очень важным моментом в подготовке выступления. Он позволяет определить какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы.

Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного. При подготовке к лекции, докладу нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного.

Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами – трудоемкий этап подготовки публичного выступления, требующий много времени. Но вместе с тем именно этот этап во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи; критически осмысливает материал; выясняет основные проблемы, возникающие при освещении данной темы.

Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу.

(Баев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2002. Стр 71)

6. Начало, завершение и развертывание речи

Выступление состоит из трех частей: вступления, доказательства и заключения. Вступление должно включать в себя краткое содержание той идеи, правильность, которой будет доказана во второй части речи. Существуют различные виды вступления. И его выбор зависит от сверхзадачи и аудитории, в которой оратор выступает.

Основная часть выступления — доказательство. Оно может быть логическим, когда оратор логически доказывает аудитории правильность идеи. Информационное доказательство опирается на фактический и справочный материал. Эмоциональное доказательство требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты отсылочное доказательство.

(Михайличенко Н.А. Риторика. М., 1994. Стр 147)

В заключении оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей речи, еще раз излагает главную идею выступления, а также может призвать слушателей к конкретным действиям по ее реализации.

При публичном выступлении нельзя забывать о голосовой акустике: градуировании вектора звуковой волны в вертикальной плоскости в зависимости от расстояния до аудитории, динамике вектора в трехмерном пространстве («универсальная восьмерка»). Если оратор выступает с трибуны, он должен учитывать ее высоту при градуировании вектора. Также нельзя забывать о «эффекте мортиры» — субъективном ощущении слушателя того, что сзади него находятся люди лояльные оратору. Немалое значение имеет и тембр голоса.

Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.

Почти всегда при публичном выступлении оратору необходимо отстаивать свою точку зрения перед оппонентами. При этом надо не оправдываться, а обвинять; не объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно. Разгромленного оппонента необходимо дожимать на протяжении всей дискуссии.

При опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной гамме. Свою идею нужно повторять как можно чаще для того, чтобы она отложилась в подсознании слушателей.

Подготовка к выступлению

Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.

Из всего сказанного ясно, что нельзя стать оратором без постоянной практики выступлений. И способности, и навыки, и умения оратора формируются на основе знаний в процессе его деятельности. Нужно развивать наблюдательность, копить и шлифовать впечатления, много читать, вдумываться в прочитанное, рассуждать и спорить, делиться своими мыслями и впечатлениями с друзьями, использовать любую возможность, чтобы выступить перед аудиторией, извлекать уроки из каждого выступления.

Совершенствование в ораторском искусстве, делая жизнь человека полнее и интереснее, способно принести величайшую радость. Но это и необходимость, ибо, как заметил еще более ста лет тому назад А.П. Чехов: «Дурно говорить должно бы считаться для интеллигентного человека таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следует считать неизбежным»

Список используемой литературы

Соловьев Н.В. Основы риторики. М., 2005.

Баев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2002.

Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2005.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

Ораторское искусство речь адвоката

Искусство судебного красноречия зародилось еще в Древней Греции. С развитием государственности усили­лась деятельность народных масс во внутренней жизни греческих полисов. Политическим деятелям приходилось публично отстаивать свои позиции и интересы. Полити­ческая судьба многих граждан во многом зависела от уме­ния говорить публично. Этому учились, и эти знания ценили.

Первые теоретики судебного красноречия — Горгий, Лисий, Исократ, Демосфен. В Древнем Риме расцвет су­дебного красноречия совпадает с последним периодом Рес­публики — Марк Порций Катон, Гальба, Марк Антоний, Марк Красс, Марк Тулий Цицерон.

XIX век в России дал большое число гениальных ора­торов-адвокатов. Речи Ф.Н. Плевако, С.А. Андриевско­го, А.И. Урусова, К.Д. Хартулари, В.Д. Спасовича и др. вошли в классику судебных речей мирового уровня.

Их выступления отличались безупречной логикой, ос­троумием, выдержкой, глубиной познаний, всесторонним исследованием дела.

Все это позволяло им выигрывать безнадежные, каза­лось бы, дела, потому что судебная речь — это момент истины, концентрация усилий защитника или предста­вителя, итог упорного труда и надежд. Можно с уверен­ностью сказать, что в определенный момент человечес­кая судьба так или иначе ставится в зависимость от двух составляющих: знания закона и способности убеждения, основанных на искусстве красноречия. Особенно это важно в суде с участием присяжных, где человеческий фактор играет немаловажную роль.

Речь, построенная по всем правилам ораторского ис­кусства на основе знаний закона, приемов судебного крас­норечия, по законам логики и здравого смысла, да еще произнесенная талантливым оратором, может изменить ход судебного процесса в сторону, нужную адвокату. Вот в чем значение ораторского искусства.

§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА АДВОКАТА

Давно известно, что настоящим «адвокатом-воином» можно назвать только того, кто в совершенстве владеет таким мощным оружием, как ораторское искусство, и умело применяет его в состязательном процессе.

В этой связи можно вспомнить статью А.П. Чехова «Хорошая новость», в которой он в 1893 г. по поводу введения в Московском университете курса декламации писал: «Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство

1 Гаррис Р. Школа адвокатуры: Руководство к ведению гражданских и уголовных дел. — СПб., 1911. — С. 156.

у нас в совершенном загоне. У нас совсем нет людей, умеющих выражать свои мысли ясно, коротко и просто.

Такие пробелы в воспитании и образовании особенно ощутимы в деятельности адвокатов, от неадекватной речевой деятельности которых страдают публичные интересы и частные интересы потерпевшего и подсудимого. Не случайно у Р. Гарриса некачественная речь адвоката ассоциируется с различными проявлениями человеческой глупости, абсурдного, ненадежного поведения: «Плохая речь подточит самое прочное дело. Это все равно, что нарядить миллионера в тряпки. Плохой оратор — это моряк, который при самом отплытии уже выкидывает сигнал бедствия; многие пожалеют о нем, но никто не пойдет к нему на помощь. плохая речь может погубить самое верное дело, как кутила может промотать огромное состояние, тогда как хорошая речь придает и ненадежному делу действительные или кажущиеся преимущества. В речах заурядных адвокатов совсем не бывает искусства, но при умелом пользовании им против того, кто им пользоваться не умеет и при равенстве прочих условий, едва ли можно сомневаться в исходе процесса».

Судебная речь жанр ораторского искусства

Главная > Реферат >Культура и искусство

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская правовая академия

Министерства юстиции Российской Федерации»

Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал)

Судебная речь – жанр ораторского искусства.

Выполнил: студент 3 курса

полного срока обучения

г. Саратов, ул. Пономарёва, 2/8

Судебная речь существенно отличается от других видов публичных выступлений. Это официальная профессиональная речь, она является обязательным компонентом важнейшей судебной процедуры – судебных прений.
Судебные прения – часть судебного разбирательства, в которой стороны подводят итоги проведенного исследования фактических обстоятельств дела, анализируют собранные доказательства, высказывают и обосновывают каждый свое мнение по поводу вопросов, подлежащих разрешению судом.

Судебные прения состоят из речей лиц, представляющих сторону обвинения или защиты, а судебная речь – это публичная речь, обращенная к суду, а также ко всем участвующим и присутствующим при рассмотрении уголовного или гражданского дела, произнесенная в судебном заседании и представляющая собой изложение выводов оратора по данному делу и его возражения другим ораторам.

Судебная речь – жанр ораторского искусства.

В судебных прениях по уголовному делу участвуют: государственный обвинитель, защитник, подсудимый, если дело рассматривается без участия защитника, а также гражданский истец, гражданский ответчик или их представители. По делам частного обвинения (оскорбление, клевета, побои, причинение легкого телесного повреждения) в судебных прениях в качестве обвинителя участвует потерпевший или его представитель. По гражданскому делу в судебных прениях принимают участие: истец, ответчик, их представители; третьи лица; прокурор, а также уполномоченные органов государственного управления и других организаций, обратившихся в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов других лиц; уполномоченные органов государственного управления, привлеченных судом к участию в процессе или вступивших в процесс по своей инициативе; представители общественных организаций и трудовых коллективов, если они допущены к участию в судебном разбирательстве.
Судебная речь должна быть направлена на обеспечение полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, содействовать вынесению законного, обоснованного и справедливого приговора.

Цель судебной речи – способствовать формированию внутреннего убеждения судей, убедительно и аргументировано воздействовать на народных и присяжных заседателей, присутствующих в зале суда граждан.

Предметом судебной речи является деяние, за которое подсудимый привлекается к уголовной или иной ответственности.

Содержание судебной речи представляет собой совокупность вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора.

Материалом для судебной речи служат обстоятельства, связанные с конкретным уголовным или гражданским делом, факты, доказательства.
Специфическая особенность судебной речи – строгая процессуальная регламентированность. Например, обвинители и защитники, потерпевший и подсудимый, участвующие в судебных прениях по уголовному делу, высказывают соображения об установленных в ходе судебного следствия фактических

обстоятельств дела, доказанности или недоказанности обвинения, наступивших в результате преступления последствий, юридической оценки преступлений и т.д. Для профессиональных участников процесса (прокурора, обвинителя, адвоката-защитника) изложение и обоснование своей позиции по данным вопросам – процессуальная обязанность. В их речах должен быть сделан вывод о виновности или невиновности подсудимого, о юридической квалификации преступления, о наказании подсудимого или освобождении от наказания, о разрешении гражданского иска, а также других возникающих по делу вопросов. А вот для подсудимого или для потерпевшего по делам частного обвинения выступление в суде – это право, которым они могут воспользоваться или нет.
Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители могут касаться в своих речах только вопросов, связанных с разрешением гражданского иска.
Судебные прения в суде присяжных тоже подчиняются определенному порядку. Они как бы разделяются на две части: в первой участники, включая потерпевшего, высказываются лишь по вопросу о виновности или невиновности подсудимого. В случае признания подсудимого виновным обсуждаются вопросы, связанные с определением меры наказания.

При рассмотрении гражданского дела прокурор, адвокаты, юрисконсульты обязаны опираться на правовые нормы, которыми регулируются возникшие правоотношения.

Как по уголовному, так и по гражданскому делу участники судебных прений не вправе ссылаться на доказательства, которые не рассматривались в судебном заседании или признаны судом недопустимыми. Если возникает необходимость предъявить новые доказательства, они могут ходатайствовать о возобновлении судебного следствия.

Последовательность выступлений определяется ГПК и УПК. Продолжительность судебных прений не ограничивается определенным временем, но председательствующий может останавливать выступающих, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу.
Особенностью судебной речи является ее состязательный характер. Обвинение

и защита на равных основаниях отстаивают свою точку зрения перед судом. Принцип состязательности – важнейший принцип судопроизводства, закрепленный в Конституции РФ (глава 7, ст.123). Он предполагает: 1) отделение функций обвинения и защиты от функции правосудия и их размежевание между собой; 2) наделение сторон равными процессуальными правами для осуществления их функций; 3) руководящее положение суда в процессе и предоставление только суду права принимать по делу решение.
Состязательный характер судебных прений помогает суду всесторонне и объективно проанализировать все обстоятельства дела, принять обоснованное, взвешенное решение и вынести справедливый приговор.
Чтобы оказать желаемое воздействие на судей и других участников процесса, судебная речь должна быть обязательно доказательной и убедительной, содержать обоснованные выводы по вопросам, надлежащим разрешению судом.
Речи обвинителей и защитников носят преимущественно оценочный характер и отличаются нравственно-правовой направленностью.

Ораторы рассматривают мотивы, причины совершения преступления, действия подсудимого, все доказательства по делу, руководствуясь нормами права, дают юридическую квалификацию преступления.

Судебные речи призваны играть важную воспитательную роль, особенно когда судебное заседание идет при открытых дверях, а рассматриваемое дело является социально значимым. Очень важно показывать присутствующим в зале судебного заседания общественную опасность совершенного преступления, прививать чувство уважения к закону и правопорядку.

Необходимо также иметь в виду, что судебная речь, как справедливо отмечают исследователи, это не просто уголовно- или гражданско-процессуальное действие, а творческий процесс, требующий от выступающего не только юридических знаний, но и владения риторическими навыками и умениями, ораторским искусством, большой, напряженной работы над собой.

В юридической практике обычно выделяются различные виды судебных речей, а именно:

– прокурорская, или обвинительная, речь;

– адвокатская, или защитительная, речь;

– самозащитительная речь обвиняемого.

Каждый вид судебной речи имеет свое процессуальное и функциональное назначение, отличается особенностями построения и содержания.
После произнесения речей участники судебных прений могут выступить еще по одному разу с репликой по поводу сказанного. Реплика – это самостоятельная речь, ответ; возражение одного участника судебных прений на заявление другого. Своеобразным видом судебной речи является напутственное слово председательствующего в суде присяжных.

Характеристика судебной аудитории. Аудитория, в которой приходится выступать судебному оратору, очень разнородна по своему составу и функциональным ролям. В нее входят следующие группы:
– профессиональные участники процесса (судья, прокурор, адвокат, принимающие участие в рассмотрении дела в силу своих профессиональных и процессуальных обязанностей);

Читайте так же:  Здоровье залог будущего успеха

– народные заседатели (граждане РФ, избранные в установленном законом порядке для участия в отправлении правосудия судами первой инстанции по уголовным и гражданским делам). Созданием системы арбитражных судов экспериментально начали вводить институт арбитражных заседателей, куда включаются лица, компетентные в рассмотрении экономических споров;

– присяжные заседатели (граждане РФ, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела). Присяжные заседатели составляют коллегию из 12 человек. В совещательной комнате без участия профессионального судьи они самостоятельно принимают решение (вердикт) лишь по вопросу о виновности или невиновности подсудимого, а также о том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения;

– представители общественности (общественный обвинитель, общественный защитник, представители общественных организаций и трудовых коллективов, выполняющие в судебном заседании общественные обязанности);

– иные участники процесса (подсудимый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, свидетели, эксперты, специалисты, защищающие свои интересы или оказывающие помощь в рассмотрении дела, исполняющие возложенные на них законом процессуальные обязанности);

– родственники, близкие, друзья подсудимого и потерпевшего, заинтересованные в исходе дела;

– публика (лица, пришедшие в суд по различным мотивам, — это может быть профессиональный интерес, озабоченность социальными проблемами, праздное любопытство и т. д.).

Каждая группа выполняет свои процессуальные обязанности или играет определенные функциональные роли. Присутствие разных адресатов в зале суда значительно осложняет деятельность оратора, обязывает его тщательно продумывать свое выступление, отбирать соответствующие языковые средства, использовать специальные приемы воздействия на слушателей. Его речь должна быть, с одной стороны, достаточно профессиональной, отражать юридические тонкости дела, а с другой стороны, быть понятной даже самому неискушенному слушателю.

Кроме того, следует иметь в виду, что находящиеся в зале суда представляют собой два противоположных лагеря – обвинения и защиты. Все участники судебных прений в той или иной степени испытывают также давление общественного мнения, руководствуются социально-политическими и нравственными установками общества. Важной особенностью судебной аудитории является ее повышенная эмоциональная напряженность. На суде сталкиваются, переплетаются горе и радость, правда и ложь, любовь и ненависть. Нередко стороны стараются возбуждать у присутствующих нужные им чувства: жалость, презрение, гнев, страх и т. п. Особой экспрессивностью обычно отличается поведение родственников потерпевших и обвиняемых. Их слезы, выкрики

отчаяния, вздохи, мимика, жесты накаляют обстановку в зале суда, психологически действуют на всех участников процесса, в том числе и на выступающих с речью в судебном заседании.

Одним из видов ораторского искусства является судебное красноречие. Его возникновение было вызвано потребностями общественного развития, в частности повышением роли суда в жизни государства. Ведение устного судебного процесса в состязательной форме способствовало развитию судебного красноречия.
Корни судебного красноречия находятся в Древней Греции, в жизни которой особое значение приобрел суд. Именно в Древней Греции выросло немало выдающихся ораторов, внесших существенный вклад в развитие ораторского искусства: Сократ, Платон, Демосфен, Ликург, Исократ, Исей, Эсхил, Филократ.
В Афинском суде при рассмотрении любого дела каждая из спорящих сторон должна была самостоятельно доказывать свою правоту. Это требовало от выступающих умения логично и ясно представлять суду доказательства, производить должное воздействие в суде своим публичным выступлением. В связи с этим в этот период возникла профессия логографа, который помогал гражданам составлять судебную речь и с использованием правил ораторского искусства выступить с нею в судебном разбирательстве.

Основоположниками судебного красноречия по праву считаются Коракс и Лисий, которые впервые основали школу красноречия. Главным способом обучения в ней являлось изучение правил и методических приемов красноречия, а также заучивание образцов речей судебных ораторов.
Почетное место в истории ораторского искусства занимает Сократ (469-399 гг. до н.э.). Это был мастер в искусстве спора, он буквально завораживал людей своей манерой вести дискуссию. Его речи не только по содержанию, но и по форме были довольно привлекательными, ему легко удавалось определить, что, в какой момент и как именно сказать. Самой блестящей была его заключительная речь в свою защиту на суде. Сократ считал полемику диалогической формой обсуждения предмета и поиска истины.

Одним из лучших учеников Сократа был Платон (427-347 гг. до н.э.). По его мнению, красноречие должно быть деловым, истинным и высоконравственным, оно должно не только убеждать слушателей, но и приобщать их к знаниям. Важным вкладом в развитие теории красноречия явился его труд «Теэтет». В нем Платон под видом спора своего учителя Сократа с вымышленным собеседником развил свои основополагающие взгляды о сущности красноречия, его важнейших принципах и обобщил опыт античной риторики. Платон рассматривал красноречие как общественное явление, как средство знания, воспитания мудрости и добродетели.

Как мы уже отмечали ранее, звездой первой величины среди древнегреческих ораторов являлся Демосфен (384-322 гг. до н.э.). Он блестяще доказал, что оратором может стать любой человек, если он будет учиться этому искусству и не пожалеет для этого времени и своих сил.
В Древнем Риме значительный вклад в развитие теоретических основ красноречия внес Марк Туллий Цицерон. В своих трудах «Про оратора», «Оратор», «Брут» он развил теорию ораторского искусства, обосновал требования к оратору и дал исторический очерк развития ораторского мастерства. Цицерон успешно выступал с политическими речами в сенате, а также с речами по уголовным и гражданским делам.

Опыт древнегреческого и римского красноречия обобщил известный оратор, преподаватель риторики, адвокат Марк Фабий Квинтилиан. В своем труде «Наставление в ораторском искусстве» он защищал принципы и нормы ораторского мастерства, выдвинутые Цицероном.

После периода упадка в эпоху Средневековья судебное красноречие получило наибольшее развитие в XIX в. во Франции. Этому способствовало введение суда присяжных с состязательной формой рассмотрения уголовных дел (16 сентября 1791 г.). На судебных ораторов большое влияние оказали политические ораторы Великой французской революции (Марат, Робеспьер, Дантон и др.). Многие французские адвокаты сами нередко принимали активное участие в политической жизни страны и использовали опыт политических выступлений

в своих профессиональных целях. К числу судебных ораторов Франции XIX в. можно отнести Беррье, Лабори, Демэнже, Лашо, Морнара и многих других.

Судебным ораторам Франции были присущи такие черты, как ясность и точность судебной речи, последовательность в оценке доказательств, критический анализ речи обвинителя. Их речи носили острый политический характер, четко соблюдалось корректное отношение к процессуальному противнику, к суду и своим коллегам по защите.

В России судебное красноречие значительного расцвета достигло в конце XIX — начале XX столетия. Этому способствовала судебная реформа 1864г., которая открыла путь для развития ораторского искусства после длительного периода господства крепостничества.

«. Отчего имеем мы так мало ораторов? — спрашивал Д.И. Фонвизин в «Письмах от Стародума», — никак нельзя положить, чтоб сие происходило от недостатка национального дарования, которое способно ко всему великому, ниже от недостатка российского языка, которого богатство и красота удобны ко всякому выражению. Истинная причина малого числа ораторов — есть недостаток в случаях, при коих бы дар красноречия мог показаться». После судебной реформы 1864 г. с введением суда присяжных и провозглашением новых процессуальных правил судопроизводства — устность, гласность, непосредственность, состязательность, участие прокурора и адвоката при рассмотрении уголовных дел — в значительной мере оживились судебные заседания.

В печати стали широко освещаться судебные процессы. В этот период выходят «Сборник интереснейших уголовных процессов всех стран прежнего и новейшего времени», ежемесячный журнал «Судебные драмы. Иллюстрированные процессы всех стран» (1866-1912 гг.), юридические газеты «Судебный вестник» (1866-1877 гг.) и «Право» (1898-1917 гг.). Большое внимание со стороны общественности к судебным процессам требовало от их участников более тщательной подготовки, умения глубоко анализировать доказательства, способности производить должное впечатление своей речью на присяжных и тем

самым влиять на их решение.Видные русские писатели, такие, как Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, проявляли широкий интерес к судебным процессам, часто присутствовали на судебных заседаниях, поддерживали дружеские отношения с виднейшими адвокатами, а нередко исследуемые судами события брали в основу своих литературных произведений.

Блестящими судебными ораторами были адвокаты Федор Никифорович Плевако (1842-1908), Владимир Данилович Спасович (1829-1906), Петр Акимович Александров (1836-1893), Александр Иванович Урусов (1843-1900), Сергей Аркадьевич Андреевский (1847-1919), Николай Платонович Карабчевский (1851-1925), Александр Львович Боровиковский (1844-1905). Для их ораторского творчества характерны были такие черты, как глубокое знание предмета, содержательность и оригинальность мысли, отказ от вычурности и банальности. Все они в совершенстве владели словом, умели виртуозно использовать богатейшие стилистические и интонационные возможности живой русской речи.
Однако создателем русской школы судебного красноречия по праву называют Анатолия Федоровича Кони (1844-1927). Л.Ф. Кони — известный русский юрист и общественный деятель. Он участвовал во многих судебных процессах. А.Ф. Кони много внимания уделял нравственным началам судопроизводства, вопросам ораторского мастерства. Широко известны его труды «Приемы и задачи обвинения», «Советы лекторам» и др. Будучи блестящим оратором, речи А.Ф. Кони всегда были глубокими по содержанию и безупречными по форме. Они отличались ярким литературным языком, оригинальностью.
Исследуя творчество выдающихся русских юристов, академик В.В. Виноградов характеризовал многие из их выступлений как образцы художественной речи.
В период расцвета русского судебного красноречия большое внимание уделяется разработке его теоретических основ. Этим вопросам посвящены труды А.Г. Тимофеева «Судебное красноречие в России», Н.П. Карабчевского «Около правосудия». В 1910г. выходит оригинальный труд по теории русского судебного красноречия «Искусство речи на суде» П.С. Пороховщикова (псевдоним –

П. Сергеич). Петр Сергеевич Пороховщиков, будучи членом Петербургского окружного суда, был известен своими статьями в юридических журналах, яркими выступлениями в Обществе любителей ораторского искусства. В своем труде «Искусство речи на суде» П.С. Пороховщиков впервые обобщил опыт русского судебного ораторского искусства. Основываясь на своих наблюдениях и примерах из судебной практики, он показал значение предварительной подготовки речи, использование в ней данных судебного следствия, раскрыл схему речи судебного оратора, основные правила ведения спора на суде. Он глубоко исследовал вопросы применения ораторских приемов в судебной речи и ее художественной обработки. Рецензируя книгу П.С. Пороховщикова, А.Ф. Кони писал: «. Читайте со вниманием книгу П.С. Пороховщикова: с ее написанием настоящей любовью к судебному делу, обращающей его в призвание, а не в ремесло. «.

Таким образом, Древний мир являлся колыбелью ораторского искусства, в том числе и судебного красноречия. Дальнейшее развитие судебного красноречия было обусловлено потребностями общественной жизни, возрастающей ролью суда в государстве, введением устного состязательного процесса в судебном разбирательстве.

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д, 1995.

2. Голуб И.Б. Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М.,1993.

3. История русской риторики: Хрестоматия / В.И. Аннушкин: Учебное пособие для вузов и гуманитарных школ. М.: Издательский центр “Academia”, 1996.

4. Казарцева О.М. Культура речевого общения. М., 1998.

5. Клюев Е.В. Риторика. М., 1999.

6. Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. М., 1992.

7. Культура русской речи: Учебник для вузов. М., 1998.

8. Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996.

9. Сопер Пол. Основы искусства речи. М., 1992.

10. Чернышев В.И. Правильность и чистота русской речи. Т. 1-2. М., 1970.

Значение ораторского искусства для деятельности адвоката.

Искусство судебного красноречия зародилось еще в Древней Греции. С развитием государственности усилилась деятельность народных масс во внутренней жизни греческих полисов. Политическим деятелям приходилось публично отстаивать свои позиции и интересы. Политическая судьба многих граждан во многом зависела от умения говорить публично. Этому учились, и эти знания ценили.

Первые теоретики судебного красноречия — Горгий, Лисий, Исократ, Демосфен.

В Древнем Риме расцвет судебного красноречия совпадает с последним периодом Республики — Марк Порций Катон, Гальба, Марк Антоний, Марк Красс, Марк Тулий Цицерон.

XIX век в России дал большое число гениальных ораторов-адвокатов. Речи Ф.Н. Плевако, С.А. Андриевского, А.И. Урусова, К.Д. Хартулари, В.Д. Спасовича и др. вошли в классику судебных речей мирового уровня.

Их выступления отличались безупречной логикой, остроумием, выдержкой, глубиной познаний, всесторонним исследованием дела.

Все это позволяло им выигрывать безнадежные, казалось бы, дела, потому что судебная речь — это момент истины, концентрация усилий защитника или представителя, итог упорного труда и надежд. Можно с уверенностью сказать, что в определенный момент человеческая судьба так или иначе ставится в зависимость от двух составляющих: знания закона и способности убеждения, основанных на искусстве красноречия. Особенно это важно в суде с участием присяжных, где человеческий фактор играет немаловажную роль.

Речь, построенная по всем правилам ораторского искусства на основе знаний закона, приемов судебного красноречия, по законам логики и здравого смысла, да еще произнесенная талантливым оратором, может изменить ход судебного процесса в сторону, нужную адвокату. Вот в чем значение ораторского искусства.

Адвокат, выступающий в прениях, произносит речь, называемую защитительной. Это вид судебной речи. Судебная же речь — это публичное выступление, которое представляет собой изложение выводов оратора по конкретному делу и его возражения оппоненту. Она адресуется определенной аудитории: суду, другим участникам процесса и всем присутствующим в зале судебного заседания, формирует внутреннее убеждение судей, помогает им глубже разобраться во всех обстоятельствах дела, всесторонне, полно и объективно исследовать эти обстоятельства, установить истину по делу и принять правильное решение.

Прения — заключительная часть работы адвоката в суде. Подытоживается вся кропотливая работа в ходе следствия, как предварительного, так и судебного. Главная задача адвоката в прениях состоит в том, чтобы содействовать формированию у суда убеждения, благоприятного для подзащитного. Поэтому судебная речь должна отвечать ряду требований, выработанных адвокатской практикой, хотя в каждом отдельном случае содержание защитительной речи определяется конкретными задачами защиты по делу, которое, в свою очередь, обусловлено характером преступления и другими особенностями дела.

Из каких составных частей, как правило, должна состоять защитительная речь?

1. Позиция по делу.

2. Вступительная часть речи (описательная часть).

3. Анализ и оценка доказательств.

4. Данные, характеризующие личность подсудимого.

5. Анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления.

6. Гражданский иск.

Рассмотрим эти пункты более подробно. Позиция по делу

Читайте так же:  Минэнерго приказ 400

Раз речь идет об уголовном преступлении, то Уголовный кодекс должен содержать те статьи, в которых обвиняется подзащитный. Причем обвинение должно доказать все элементы состава преступления. Если отсутствует хотя бы один элемент, то преступления нет и подозреваемый не виновен. Поэтому очень важно определить, какие элементы состава преступления наиболее слабо доказаны; их следует оспаривать, и на этом строится вер сия защиты и фактическая версия. Фактическая версия призвана объяснить суду, что произошло и почему. Версия должна быть логичной, простой, реальной и соответствовать юридической версии.

Вступительная часть речи

Во времена Древней Греции античные ораторы делили речь на вступительную, главную и заключительную части. Значительная доля успеха адвоката определялась удачным вступлением, которое знакомит с темой выступления и подготавливает к восприятию фактов, подчас сухих и малоинтересных, но, как правило, очень важных. И восприятие этих фактов будет зависеть именно от вступления.

Прежде всего необходимо обратить внимание на здравый смысл, ибо, как писал известный адвокат Р. Гаррис, «. здравый смысл есть основание адвокатского искусства»1.

Второе — это сдержанность в речи. От шума, треска и пены появляется только раздражение, и даже верные вещи очень плохо воспринимаются.

Следующее, на что следует обратить особенное внимание, — это логика рассуждений. Люди лучше усваивают доводы, изложенные в логической последовательности, поэтому следует избегать сложных оборотов речи, непонятных фраз и риторики.

Необходимо толково и просто изложить обстоятельства дела — это вызывает доверие. Нельзя спешить обосновывать свои доводы. Просто выскажите их и пусть над ними думает обвинение. И последнее: примеры. Они нужны, но злоупотреблять ими нельзя. Лучше всего приводить примеры судебной практики из пленумов Верховного суда. Ум человека склонен подчиняться сравнению, особенно, если нарисован красивый образ, да еще подкрепленный фактической стороной дела и законом.

Анализ и оценка доказательств

В соответствии с законом, доказательствами являются любые фактические данные, удостоверяющие в установленном порядке наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, обвиняемого в его совершении, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются показаниями свидетелей, заключением экспертов и т.п.

Каждое в отдельности взятое доказательство анализируется и оценивается с позиции защиты с учетом особенностей данного дела. Затем все собранные по делу доказательства рассматриваются в совокупности, устанавливается их взаимная связь или отсутствие ее.

Анализ и оценка каждого вида доказательств имеет свои особенности.

В ходе проверки показаний свидетелей и их оценки подход к этому выбирается в зависимости от того, свидетель это со стороны обвинения или защиты.

Адвокат должен попытаться найти убедительное объяснение, почему он считает показания свидетеля обвинения недостоверными, и наоборот, почему следует доверять свидетелю защиты. Все свидетельские показания нужно сопоставить между собой, с другими материалами дела. При несоответствии показаний необходимо на это обратить внимание суда и в защитительной речи рассмотреть их с позиции защиты.

Особой оценки заслуживают показания потерпевшего. Иногда обстоятельства дела вынуждают защитника касаться в своей речи морального облика свидетеля или потерпевшего. В этих случаях необходима сдержанность в оценках и тактичность. Есть категория дел, по которым исследование морально-психологического облика потерпевшего в защитительной речи необходимо (например, дела о хулиганстве, побоях, изнасилованиях).

Для правильной оценки показаний потерпевшего необходимо проанализировать поведение последнего в момент совершения преступления, так как иногда сами жертвы своим неправомерным оскорбительным или вызывающим поведением провоцируют на совершение в отношении их противоправных действий.

При оценке экспертиз как доказательств необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) личность эксперта, т.е. его компетентность и его объективность;

2) факты, которые были представлены эксперту;

3) техническая и юридическая обоснованность выводов эксперта в заключении.

Оценку вещественных доказательств необходимо вести также по нескольким позициям, учитывая их наличие или оспаривание (например, нож — он есть или его нет, и если есть, то тот ли это нож).

Обязательно в защитительной речи после оценки собранных доказательств необходимо, обратиться к личности подсудимого. Это данные о прошлой и настоящей жизни подзащитного, его семье, здоровье, психологии и др.

Адвокат должен постараться раскрыть внутренний мир подсудимого, его мировоззрение, проникнуть в его психологию, переживания, объяснить его поступки. Речь будет яркой и убедительной, когда вы будете «болеть» за своего подзащитного, будете искренним в желании помочь ему. Необходимо выявить и показать суду то особенное, что присуще данному человеку, и особенно подчеркнуть факт раскаяния, если он признается в совершении деяния.

В любом, даже очень непривлекательном для защиты деле можно и нужно найти объяснения, почему было совершено то, что вменяется в вину вашему клиенту.

Это объяснение должно быть простым, понятным и убедительным, иначе может получиться эффект, обратный желаемому.

В заключении подводится итог сказанному.

Адвокат, формулируя окончательные выводы, обращается к суду с просьбой оправдать подсудимого или назначить условное наказание и т.д. Это зависит от позиции защитника по конкретному делу. На наш взгляд, в заключении необходимо еще раз кратко, несколькими фразами подчеркнуть самые существенные, узловые моменты речи. Чтобы ваши последние фразы запомнились, они должны быть яркими, выразительными.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 45 ; Нарушение авторских прав

Значение ораторского искусства в деятельности адвоката-защитника

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 02.04.2018 2018-04-02

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Шевченко Т. П. Значение ораторского искусства в деятельности адвоката-защитника // Молодой ученый. — 2018. — №13. — С. 216-219. — URL https://moluch.ru/archive/199/49122/ (дата обращения: 30.11.2018).

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение, а также играло большую роль в жизни общества. Искусство судебного красноречия зародилось еще в Древней Греции. Политическим деятелям приходилось публично отстаивать свои позиции и интересы. От умения говорить публично во многом зависела политическая судьба большинства граждан. Этому учились и эти знания ценили. В Древнем Риме расцвет судебного красноречия совпадает с последним периодом существования Республики.

Латинское слово «оратор» означает лицо, произносящее речь перед аудиторией, а ораторское искусство — это умение произносить публичные речи не только убедительно, но и действенно. Оратор должен искусно пользоваться своей речью для оказания максимального воздействия на слушателей. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов подчинить себе, заставить делать то, что предлагает оратор. Богатый словарный запас, точность и выразительность фраз, умение кратко и просто сформулировать свою мысль — важнейший показатель речевой культуры оратора. Средствами языка судебный оратор акцентирует внимание суда на тех или иных деталях дела, стараясь не упустить ничего из виду, вплоть до мельчайших деталей. Из всего вышесказанного следует сделать вывод: для того чтобы стать хорошим адвокатом, прежде всего нужно стать хорошим оратором, владеть навыками работы над речью, навыками общения с аудиторией, умением убеждать, произносить речь доходчиво, грамотно, эмоционально и со знанием дела.

Талант адвоката как оратора проявляется во время его выступления в суде, в так называемых судебных прениях. Судебные прения — самый ответственный момент всей работы адвоката, поскольку судьба его подзащитного будет зависеть не только от собранных доказательств по делу, но и от того, как он сможет преподнести эти доказательства, чтобы содействовать формированию у суда убеждения, благоприятного для подзащитного. Речь, произносимая адвокатом во время судебных прений, называется защитительной. За время своего существования, адвокатская практика выработала определённые требования, которым должна соответствовать судебная речь защитника, хотя в каждом отдельном случае содержание защитительной речи определяется конкретными задачами защиты по делу. Ещё во времена Древней Греции античные ораторы делили речь на вступительную, главную и заключительную части. Удачное вступление всегда определяло значительную долю успеха адвоката, потому что оно знакомит с темой выступления и подготавливает аудиторию к восприятию фактов по делу, порой малоинтересных, но очень важных. И именно от вступления будет зависеть понимание данных фактов и их оценка. Прежде всего, речь адвоката должна быть сдержанной и опираться на здравый смысл. Несдержанность и горячность могут вызвать только раздражение, и даже верные доводы будут плохо восприниматься. Следующий пункт, на который надо обратить особое внимание — это логика. Доводы, изложенные в логической последовательности, лучше усваиваются слушателями. Также в речи следует избегать сложных оборотов, непонятных фраз и риторики. Не следует спешить аргументировать свои выводы, их нужно просто высказать и пусть над ними думает обвинение. Необходимо просто и толково изложить все обстоятельства по делу. Неотъемлемой частью в речи являются примеры, но ни в коем случае нельзя ими злоупотреблять. Приводить примеры лучше всего из судебной практики Пленумов Верховного суда, так как сравнения, подкреплённые фактической стороной дела, приносят определённые плоды. Человеческий ум склонен подчиняться сравнению. Никогда нельзя пренебрегать мелкими фактами, они всегда бесспорны и их наличие создаёт полную и объективную картину по делу и не вызывает сомнения.

Далее в своей речи адвокат проводит анализ доказательств по данному делу. Доказательствами по делу, в соответствии с законом, являются любые фактические данные, собранные в ходе следствия. Они указывают на наличие или отсутствие общественно опасного деяния и складываются из показаний свидетелей, показаний самого обвиняемого, заключений экспертов и т. д. Анализируется и оценивается каждое доказательство в отдельности, с учётом особенностей данного дела, а затем они рассматриваются в совокупности, устанавливается их взаимная связь или её отсутствие. Показания же потерпевшего удостаиваются особой оценки. Есть категория дел, в которых защитник бывает, вынужден касаться в своей речи морального облика потерпевшего или свидетеля, в таких случаях тактичность и сдержанность в оценках. Что же касается личности подзащитного, то здесь, после оценки всех собранных доказательств, адвокат должен постараться с максимальной объективностью показать его лучшие стороны. Раскрыть его внутренний мир, переживания, проникнуть в его психологию, объяснить поступки. В своём желании помочь своему подзащитному, адвокат должен быть абсолютно искренним. Если человек признаётся в содеянном, необходимо подчеркнуть факт раскаяния. Любому, даже малопривлекательному для защиты делу можно и даже нужно найти объяснение. Оно должно быть понятным, простым и убедительным. После всего подводится итог. Здесь адвокат обращается к суду с просьбой оправдать или назначить условное наказание подсудимому, это будет зависеть от позиции защитника по делу. Адвокат не высказывает своё личное мнение, а опирается на показания свидетелей, заключение экспертов, оценку вещественных доказательств. Он не подчеркивает слабость обвинения, а обращает внимание на сильные позиции защиты. И ещё один важный момент — свою позицию по делу нужно повторять многократно, но в разных вариациях.

Не стоит забывать о том, что время для выступления должно быть ограничено тем временем, которое необходимо для всего изложения того, что адвокат, тщательно взвесив, хотел сказать. Поэтому речь должна быть ясной, последовательной и лаконичной.

Умение говорить красиво — талант и дан он не каждому. Поэтому готовиться к выступлению надо тщательно и продуманно. Подготовка судебной речи — дело творческое. Для этого необходимо овладеть логикой изложения и рассуждения, ораторскими приемами, методами убеждения, методикой подготовки и произнесения воздействующей убедительной речи. Всему этому учит риторика — путь от мысли к слову, наука о многообразных способах убеждения аудитории с помощью речевого воздействия. Это особенно важно в настоящее время, когда в соответствии с судебными реформами ощущается необходимость образного, яркого судоговорения. В наши дни, когда в судебных прениях ежедневно произносятся однообразные, трафаретные, скучные, не всегда убедительные речи, особенно актуальны стали слова, высказанные когда-то Н. П. Карабчевским: «От внешней стороны речи требуется художественная цельность и целесообразная законченность». Современные юристы поднимают вопрос о том, чтобы в суд вернулось «настоящее судебное ораторское искусство, в котором налицо и разумное содержание, и привлекательная изящная форма, когда полезное содержание подается, не только убедительно, но и вызывает восхищение».

  1. Ивакина, Н. Н. Профессиональная речь юриста / Н. Н. Ивакина. — М., 2010.
  2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика для юристов. Ростов н/Д.: Феникс, 2012. — 568с.
  3. Язык и стиль судебных документов. Практические рекомендации по оформлению судебных актов / сост. е. П. Попова, Ю. С. Фадеева, Т. Н. Цыплакова. — СПб., 2003.
  4. Каверин, Б. И. Ораторское искусство: учеб. пособие для вузов / Б. И. Каверин, И. В. Демидов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 255 с.
  5. Риторика: учеб. пособие для вузов / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. — 3-изд. — М.: Дашков и К, 2008. — 572 с.
  6. Фомин, Михаил Анатольевич. Защитник в судебных прениях: речи адвоката / М. А. Фомин. — М.: Юрлитинформ, 2009. — 432 с.

Читайте так же:

  • Ликвидация шевроле в москве Ликвидация шевроле в москве Автоцентры Genser объявляют о ликвидации склада Opel и Chevrolet. Условия окрыляют – убедитесь сами, ознакомившись со списком автомобилей в продаже. Отправьте заявку на заинтересовавший вариант, после чего наш менеджер свяжется с вами для уточнения […]
  • Приказ приема на работу образец заполнения Приказ о приеме на работу Факт принятия работника на работу фиксируется при помощи соответствующего приказа, который издается на основании подписанного между работником и работодателем трудового договора. Приказ о приеме на работу подготавливается и оформляется сотрудником кадровой или […]
  • Как оформить воздушными шарами Как оформить свадьбу воздушными шарами? (идеи с фото) Использование воздушных шариков для украшения свадебных торжеств – отличное решение, ведь с их помощью можно создавать самые разнообразные композиции и вариаций. В руках опытных специалистов охапка воздушных шариков способна за […]
  • Кто имеет право обслуживать электроустановки напряжением до 1000 в Какие работы относятся к работам со снятием напряжения? Работа, когда с токоведущих частей электроустановки, на которой будут проводиться работы, отключением коммутационных аппаратов, отсоединением шин, кабелей, проводов снято напряжение и приняты меры, препятствующие подаче напряжения […]
  • Налог с аренды юридических лиц Сдача офиса в аренду физическим лицом: налоги /Бабицкий Владислав Игоревич/, ООО "ЮС ИнвестЪ" Физическое лицо Республики Беларусь сдает в аренду офис юридическому лицу Республики Беларусь: какие налоги и кто должен уплатить в такой ситуации? 1. Подоходный налог с физических лиц. Исходя […]