Меню

Приказ о страховании транспортных средств

Приказ о комиссии по ДТП

О создании комиссии по проведению служебных расследований дорожно-транспортных происшествий

В целях проведения служебных расследований дорожно-транспортных происшествий для установления причин и условий, способствовавших возникновению дорожно-транспортным происшествиям, во исполнение Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий и во исполнение Приказа Минтранса России от 15 января 2014 г. №7

1.Создать комиссию в составе:

Председатель: Начальника Транспортного отдела ___________________.

Члены комиссии: Специалист Транспортного отдела __________________________ и Начальник Управления по страхованию ____________________________.

2.Начальнику Транспортного отдела ___________________________ обеспечить проведение служебного расследования дорожно-транспортного происшествия, согласно Положению о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий;

3.Результаты оформлять в виде акта служебного расследования дорожно-транспортного происшествия, в соответствии с формой установленной Положением о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий в срок не позднее пяти суток с момента происшествия;

4.Управлению делами довести настоящий приказ до сведения заинтересованных подразделений Банка.

5.Руководителям подразделений довести настоящий приказ до сведения подчиненных сотрудников.

6.Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Начальника Департамента логистики ________________________________.

Приложение 1 к Приказу № _____от «____» ______________201_г.

Название организации _________________________________________________________

Дата составления акта __________________________________________________________

Комиссия в составе:

Членов комиссии _______________________________________________________________

Комиссия, назначенная приказом от «__» ________201_г., № _______, обследовала место происшествия, ознакомилась с документами, осмотрела транспортное средство, опросила участников ДТП и свидетелей, установила следующее:

  1. Происшествие произошло: дата, время, на каком часу работы водителя______________________________
  2. Место происшествия: город, улица, дорога федерального, местного значения_________________________
  3. Модель, государственный регистрационный знак, расположение рулевого управления автомобиля принадлежащего организации:_________________________________________________________
  4. Вид происшествия:____________________________________________________________________________________
  5. Другие участники происшествия: марка, государственный номер, Ф.И.О. водителя, принадлежность транспортного средства__________________________________________________________________
  6. Пострадавшие: Ф.И.О., возраст, погиб, ранен (характер, степень тяжести травмы), водитель, пешеход, пассажир________________________________________________________________________________________________
  7. Материальный ущерб от повреждения транспортного средства составляет: тыс.руб.____________
  8. Водитель, управлявший транспортным средством: Ф.И.О., год рождения, о бщий стаж вождения данной категории транспортного средства, с таж работы в данной организации, с таж работы на данном транспортном средстве___________________________________________________________________________
  9. Состояние водителя (по заключению врача): здоров, трезв, утомлен__________________________________
  10. Дата и время проведения предрейсового медицинского осмотра: ________________________________
  11. Дата медицинского обязательного периодического освидетельствования: ______________________
  12. Количество случаев совершения ДТП________ нарушений Правил дорожного движения________ нарушений трудовой дисциплины________
  13. Лишался ли ранее водительских прав: когда, за какое нарушение_______________________________________
  14. На автомобиле перевозилось: груз, пассажиры, № путевого листа, маршрут_________________________
  15. Техническое состояние транспортного средства перед выездом на линию, наличие неисправностей в момент ДТП (если есть), кто проводил технический осмотр: ___________________
  16. Дата проведения последнего ТО или ремонта (ответственный за его проведение), обнаруженные дефекты и перечень неисправностей, соблюдался ли межсервисный пробег, наличие письменных обращений водителя к организации о неисправностях транспортного средства в процесс эксплуатации: __________________________________________________________________
  17. Ф.И.О. (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства: _______________________________; Ф.И.О. (при наличии) лица, осуществлявшего инструктаж водителей, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение требований к проведению инструктажа: _________________________________; Ф.И.О. (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый медицинский осмотр, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового медицинского осмотра: _________________________________
  18. Как выполняется в организации требования правил, приказов, указаний и инструкций по обеспечению безопасности движения: а) организовано ли повышение профессионального мастерства водителя ____________, б) соблюдены ли условия стажировки водителя _____________, в) соблюдены ли водителем в предшествовавший ДТП период режим труда и отдыха ____________, г) налажен ли контроль за работой водителей на линии _____________, д) правильно ли оформляется путевая документация ___________
  19. Дата последнего повышения проффесионального мастерства по 20 час-ой программе ___________
  20. Дорожные условия: на каком расстоянии просматривается дорога, вид покрытия, состояние проезжей части, подъем или уклон в градусах, кривая радиуса в метрах, наличие дорожных знаков и сигналов.
  21. Описание обстоятельств происшествия _______________________
  22. Нарушения, в результате которых произошло ДТП ____________________
  23. Виновные в ДТП _________________________
  24. Выводы комиссии ____________________________
  25. Предложения комиссии _________________________Приложения: С хема дорожно-транспортного происшествия и фотографии, объяснения водителя и работников организации, приказы по организации с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению ДТП.

Председатель комиссии: ______________________

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями и дополнениями)

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П
«О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

С изменениями и дополнениями от:

24 мая 2015 г., 14 ноября 2016 г., 6 апреля, 11 августа, 25 декабря 2017 г., 16 апреля 2018 г.

О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 58

См. Пояснительную записку к настоящему Положению

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 24 марта 2018 г. — Указание Банка России от 25 декабря 2017 г. N 4664-У

1. На основании статьи 5 и пункта 11 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883; N 27, ст. 4293; 2017, N 14, ст. 2008; N 31, ст. 4746 (далее — Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») настоящее Положение устанавливает правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 1 к настоящему Положению), форму заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 2 к настоящему Положению), форму страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 3 к настоящему Положению), форму документа, содержащего сведения о страховании (приложение 4 к настоящему Положению), форму бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (приложение 5 к настоящему Положению) и форму заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков (приложение 6 к настоящему Положению).

2. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в «Вестнике Банка России» и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 16 сентября 2014 года N 27) вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 20, ст. 1897; 2006, N 36, ст. 3833; N 52, ст. 5593; 2007, N 26, ст. 3193; 2008, N 9, ст. 862; N 14, ст. 1409; N 40, ст. 4549; 2009, N 33, ст. 4085; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 3, ст. 444; N 50, ст. 7055; 2013, N 36, ст. 4578).

3. Абзац четвертый пункта 4.1, абзац второй пункта 4.4, подпункт 4.4.2, подпункт 4.4.3 (в части предельного размера страховой выплаты за вред, причиненный жизни потерпевшего) пункта 4.4, абзац третий пункта 4.22 приложения 1 к настоящему Положению применяются с 1 апреля 2015 года.

4. Абзац второй пункта 1.1, абзац второй пункта 1.3 (в части указания на полис обязательного страхования в форме электронного документа), пункт 1.11 приложения 1 к настоящему Положению применяются с 1 июля 2015 года.

5. Установить, что по 31 марта 2015 года включительно страховщики могут использовать при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств бланки страховых полисов, изготовленные до вступления в силу настоящего Положения.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 14 ноября 2016 г. N 4192-У Положение дополнено пунктом 6, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

6. Если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения, настоящее Положение распространяется на лиц, имеющих намерение заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2014 г.

Регистрационный N 34204

С 1 сентября 2013 г. утверждать правила ОСАГО уполномочен Банк России, а не Правительство РФ. Разработано соответствующее положение с учетом поправок, внесенных в Закон об ОСАГО.

Полис будут выдавать не только в бумажном виде, но и в электронном. Как и ранее, срок действия — 1 год.

Полис выдается в течение дня поступления денежных средств в кассу страховщика наличными, а при уплате премии в безналичном порядке — не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления средств.

Владелец транспортного средства может выбрать любого страховщика. Никто не вправе отказать в процедуре при обращении с заявлением и необходимыми документами.

Страховая премия рассчитывается страховщиком исходя из тарифов, определенных с учетом требований, установленных Банком России.

Закреплены положения о независимой технической экспертизе, об оформлении документов по ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции.

Предусмотрена выдача направления на ремонт при возмещении ущерба в натуре.

Обновлены формы заявления о заключении договора ОСАГО, полиса, сведений о страховании.

Предусмотрен ряд переходных положений в части определения страховых выплат. Так, до 1 апреля 2015 г. за причинение вреда жизни потерпевшего перечисляются 135 тыс. руб. (лицам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего); не более 25 тыс. руб. — на погребение.

По 31 марта 2015 г. включительно страховщики вправе использовать бланки полисов, изготовленные до вступления в силу положения.

Положение вступает в силу с момента признания утратившим силу правил ОСАГО, утвержденных Правительством РФ, за исключением отдельных норм.

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2014 г.

Регистрационный N 34204

Настоящее Положение вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Текст Положения опубликован в «Вестнике Банка России» от 8 октября 2014 г. N 93

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указание Банка России от 16 апреля 2018 г. N 4775-У

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

Указание Банка России от 25 декабря 2017 г. N 4664-У

Изменения вступают в силу с 24 марта 2018 г.

Указание Банка России от 11 августа 2017 г. N 4486-У

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2017 г.

Указание Банка России от 6 апреля 2017 г. N 4347-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания

Указание Банка России от 14 ноября 2016 г. N 4192-У

Указание Банка России от 24 мая 2015 г. N 3649-У

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Указание Банка России от 24 мая 2015 г. N 3649-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного указания

Приложение N 1. ЗАЯВЛЕНИЕ О ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Приложение N 2
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 01.07.2009 N 67н

Скачать ПРИКАЗ Минфина РФ от 01-07-2009 67н ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ФОРМЫ ЗАЯВЛЕНИЯ О ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ. Актуально в 2018 году

  • Рубрикатор
  • Федеральное законодательство
  • Региональное законодательство
  • Налоговый учет
  • Бухгалтерский учет
  • Кадровое делопроизводство
  • Производственный календарь 2017
  • Образец договора дарения
  • Сервисы
  • Формы документов
  • Юридический словарь
  • Cоглашение о разделе имущества супругов
  • План счетов
  • Курсы, ставки, индекс
  • Правила бух. учета
  • Как оформить загранпаспорт
  • Навигация и возможности
  • Помощь
  • Поиск
  • Вступление в наследство по завещанию
  • Как получить материнский капитал
  • Как получить паспорт на квартиру
  • Как оформить развод
  • Образец нового полиса ОМС
  • О сайте
  • О системе
  • Условия использования сайта
  • Технические требования
  • Статьи и обзоры
  • Документы для открытия ИП
  • Регистрация граждан

Сайт использует файлы cookie.Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
© 2010—2019. Справочно-правовая система «ЗаконПрост».

14.4. Страхование транспортных средств (каско)

Понятие и содержание страхования транспортных средств (каско)

Страхование транспортных средств относится к страхованию имущества, оно подразделяется по видам страхования транспортных средств:

  • — водного транспорта (пассажирские, торговые и прочие суда);
  • — средства наземного транспорта (железнодорожного и автомобильного транспорта);
  • — воздушного транспорта (самолеты, вертолеты).

Страхование каско транспортных средств водного, воздушного, автомобильного и железнодорожного транспорта предусматривает страховую защиту от совокупности свойственных для них опасных событий (страховых рисков) и их последствий. Последствиями фактически произошедших неблагоприятных для транспортных средств событий являются их гибель (уничтожение), утрата или повреждение, наносящие убытки (ущерб) страхователям (выгодоприобретателям) и порождающие потребность в денежных средствах для возмещения потерь. Виды страхуемых рисков:

  • o общие для всех видов транспорта, такие как пожар, взрыв, удар молнии, землетрясение, извержение вулкана, наводнение, другие стихийные бедствия; падение летательных аппаратов и их обломков, противоправные действия третьих лиц, и др.;
  • o специфические, присущие отдельным видам транспорта:
  • o для морского транспорта — затопление, посадка судна на мель, выброс судна на берег, поломка валов и др.;
  • o для авиационного транспорта — неудачный взлет или посадка, падение воздушного судна, столкновение с другим судном и др.;
  • o для железнодорожного транспорта, такие как оползни, снежные заносы, сход состава с рельсов;
  • o для автомобильного транспорта — дорожно-транспортное происшествие, перевертывание, наезд на неподвижный объект и др.

Страхователь — юридическое или физическое лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся транспортным средством на правах собственности, по договору аренды, финансового лизинга, имущественного найма, по соглашению о совместной деятельности или по доверенности. Страхователь должен иметь интерес в страховой защите транспортного средства.

Страховщиком является страховая коммерческая страховая компания или объединение страховщиков при значительной стоимости транспортного средства (например, Пул авиационного страхования, Союз авиационных страхователей и др.). Страховщиком могут выступать некоммерческие организации, такие как общества (Клубы) взаимного страхования.

Выгодоприобретателем может быть собственник, арендодатель, эксплуататор, другое лицо, в пользу которого заключен договор страхования. Возможно заключение договора страхования без указания наименования выгодоприобретателя («страхование за счет кого следует»). Страхователю в этом случае выдастся страховой полис «на предъявителя». Предъявитель полиса (сам страхователь или другое лицо) вправе предъявить требование о выплате страхового возмещения страховщику (ст. 939 ГК РФ).

Предметом страхования являются конкретные транспортные средства. Не принимаются к страхованию транспортные средства, у которых истек срок эксплуатации, арестованные, конфискованные, находящиеся в зоне стихийного бедствия и др.

Объект страхования — имущественный интерес страхователя или выгодоприобретателя, связанный с сохранением, восстановлением транспортного средства при наступлении страхового случая и потребностью в дополнительных средствах для этих целей.

Читайте так же:  Негаторный иск это римское право

При заключении договора должны быть согласованы транспортное средство, от каких рисков, на какой срок, на какую сумму, за какую страховую премию производится страхование. В заявлении указываются:

  • o типы, виды, модели, категории страхуемых транспортных средств;
  • o сроки эксплуатации;
  • o номера государственной регистрации;
  • o показатели мощности;
  • o действительная (страховая) стоимость и страховая сумма транспортного средства и др.;
  • o желаемые условие страхования;
  • o период страхования — на определенный срок или рейс и др.

При заключении договора страхования страховщик имеет право провести осмотр страхуемых транспортных средств, проверить достоверность представленных страхователем сведений, назначить экспертизу для установления их действительной стоимости.

Обо всех ставших известными страхователю случаях изменения в страховом риске, например, отклонение от пути следования и т.и., страхователь обязан уведомить страховщика. Изменения в риске, произошедшие после заключения договора страхования и увеличивающие степень риска страховщика, дают ему право на требование дополнительной премии или изменение условий страхования. В случае отказа страхователя договор прекращается с момента наступления изменений в риске.

Объем страховой ответственности страховщика, страховая сумма и срок страхования. В зависимости от обстоятельств, определяющих степень вероятности наступления опасного для транспортного средства события, страхователь обычно заключает договор от наиболее вероятных страховых случаев, например от угона, повреждения автомобиля вследствие ДТП. В этом случае имеет место ограниченный объем страховой ответственности страховщика. Однако для водных, воздушных судов перечень страховых рисков может быть очень обширным.

В целях стандартизации договоров страхования, предоставления выбора страхователю в страховом покрытии в практике страхования применяются различные условия, объединяющие определенную группу рисков.

Например, при страховании водных и воздушных судов применяются следующие виды ответственности страховщика:

  • o с ответственностью за гибель и повреждение судна;
  • o без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения;
  • o с ответственностью за полную гибель, включая расходы по спасению;
  • o с ответственностью только за полную гибель, включая пропажу без вести.

Страхование железнодорожного и автомобильного транспорта бывает:

  • o с ответственностью за повреждение;
  • o ответственностью за гибель (уничтожение);
  • o ответственностью только за утрату (угон).

На международном рынке наиболее распространенными являются английские условия страхования, которые предусматривают следующее.

Условия с ответственностью за гибель и повреждение:

  • o убытки от повреждений или фактической либо конструктивной полной гибели судна вследствие огня, молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения, посадки судна на мель, столкновения судов между собой или со всякими неподвижными или плавучими предметами, включая лед; или вследствие того, что судно опрокинется или затонет, а также вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке и выгрузке груза или при приеме топлива, взрыва на борту судна или вне его, взрыва котлов, поломки валов, скрытого дефекта корпуса, машин и котлов, небрежности или ошибки капитана, механика или других членов команды или лоцмана;
  • o убытки от повреждения судна вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;
  • o убытки от пропажи судна без вести;
  • o убытки, взносы и расходы по общей аварии;
  • o убытки, которые судовладелец обязан возместить владельцу другого судна вследствие столкновения судов;
  • o все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению судна, по уменьшению убытка и установлению сто размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

Условие без ответственности за частную аварию предусматривает возмещение убытков от полной фактической или конструктивной гибели судна по причинам, изложенным выше предшествующего условия; убытков от пропажи судна без вести; убытков, относящихся к общей аварии, однако только в тех случаях, когда убытки причинены оборудованию, механизмам, машинам и котлам, но не корпусу судна и рулю; возмещаются также убытки, причиненные тушением пожара или столкновением с другими судами во время спасательных работ, расходы по спасению судна, по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

Условия без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения по объему ответственности страховщика, более ограничены. При этом же перечне рисков убытки от полной гибели судна возмещаются полностью, а убытки от повреждений — только в тех случаях, если они явились следствием крушения судна (посадки его на мель, пожара или взрыва на борту судна, столкновения с другим судном или со всяким неподвижным или плавучим предметом, включая лед, или вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара). Подлежат возмещению также убытки от пропажи судна без вести; убытки, взносы и расходы по общей аварии; убытки, которые судовладелец обязан оплатить владельцу другого судна вследствие столкновения судов; все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению судна, а также но уменьшению и определению его размера, если убыток подлежит возмещению по условиям страхования.

Условие с ответственностью только за полную гибель судна, включая расходы по спасению, предусматривает возмещение убытков от полной гибели (фактической или конструктивной), пропажи судна без вести, возмещение расходов по спасению судна.

Условие с ответственностью только за полную гибель судна предусматривает возмещение убытков только от полной (фактической или конструктивной) гибели судна вследствие опасностей, перечисленных выше, и от пропажи судна без вести.

Во всех случаях не возмещаются убытки, произошедшие вследствие умысла или грубой небрежности страхователя, выгодоприобретателя или их представителей; немореходности, ветхости или износа судна, его частей и принадлежностей; форсирования льда без проводки ледоколом, погрузки без ведома страховщика веществ или предметов, опасных в отношении взрыва или самовозгорания; всякого рода военных действий или военных мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны; пиратских действий, а также гражданской войны, народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения судна по требованию военных или гражданских властей; потери фрахта, простоя (включая расходы по заработной плате и содержанию команды во время простоя и ремонта судна). Не возмещаются также другие косвенные убытки страхователя, кроме тех случаев, когда по условиям страхования такие убытки подлежат возмещению в порядке обшей аварии.

Все перечисленные условия страхования судов являются базисными, проформами для договоров страхования. По соглашению сторон они могут расширяться за счет включения в них других рисков. За отдельную премию в договор страхования включаются военные, забастовочные риски и т.и.

На практике широко применяется включение в национальные страховые полисы некоторых английских стандартных условий (оговорок) ИЛС, регулирующих взаимоотношения сторон в определенных условиях. Например, оговорка ИЛС предусматривает регулирование взаимоотношений страхователя и страховщика при возникновении убытка вследствие столкновения судов. Так называемая ледовая оговорка, или гарантии ИЛС, представляет собой серию стандартных гарантий или оговорок навигационного порядка, предусматривающих запрет застрахованным судам заходить в опасные воды, особенно в зимнее время, из-за возникающей там ледовой опасности.

Объем страховой ответственности включает перечень рисков, принимаемых на страхование и страховую сумму каждого и всех застрахованных по договору транспортных средств. В случае, когда имущество или предпринимательский риск застрахованы лишь в части страховой стоимости, страхователь (выгодоприобретатель) вправе осуществить дополнительное страхование, в том числе у другого страховщика, но с тем, чтобы общая страховая сумма по всем договорам страхования не превышала страховую стоимость (ст. 950 ГК РФ). Если имеет место двойное страхование, договор является ничтожным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость. В этом случае все страховщики несут ответственность в пределах страховой стоимости страхуемого интереса, и каждый из них отвечает пропорционально страховой сумме по заключенному им договору страхования. Превышение размера общей страховой суммы по всем договорам над страховой стоимостью допускается при страховании транспортных средств от разных страховых рисков как по одному, так и по отдельным договорам страхования, в том числе по договорам с разными страховщиками (ст. 952 ГК РФ).

Действительной (страховой) стоимостью транспортного средства считается «действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования» (ст. 947 ГК РФ). Действительная стоимость определяется как разница между балансовой (восстановительной) стоимостью и величиной износа транспортного средства — амортизационных отчислений.

Например, страховая стоимость судна в РФ — это стоимость постройки судна но ценам, действовавшим к моменту начала страхования, с учетом износа.

Как правило, страховщики устанавливают лимит ответственности по каждому транспортному средству и/или договору в целом. Страховая сумма не может в этом случае превышать установленный лимит ответственности или быть меньше его — для случая установления минимального лимита ответственности. Например, страховая сумма должна быть не менее 40% от стоимости нового транспортного средства при страховании железнодорожного транспорта и не более 75% от стоимости морского судна. При возрастании страховой стоимости за период действия договора страхования страховая сумма может быть увеличена за дополнительную плату по дополнительному договору страхования. Наряду с применением лимитов ответственности может устанавливаться по соглашению сторон франшиза, обычно безусловная (25% стоимости судна).

При страховании дорогостоящих транспортных средств применяется сострахование и перестрахование, позволяющие выровнять страховой портфель и ответственность по различным видам рисков.

Срок страхования транспортных средств устанавливается от одного рейса до одного года. При страховании па срок ответственность страховщика начинается и оканчивается в 24 ч тех чисел, которые указаны в договоре страхования. Однако, если, например, судно в момент окончания срока договора находится в плавании, терпит бедствие или стоит на приколе в порту убежища, договор страхования считается продленным до прибытия в порт назначения, а страховщик имеет право на получение дополнительной премии, пропорционально сроку продления договора.

При страховании на рейс ответственность страховщика (если не оговорено иного) начинается, например, с момента отдачи швартовых или снятия с якоря в порту отправления и оканчивается в момент пришвартовывания или постановки на якорь в порту назначения. Страховщик несет ответственность за убытки, происшедшие только в том районе плавания и только по тому рейсу, который был обусловлен в договоре страхования (полисе). При выходе судна из пределов района плавания или при отклонении (девиации) от обусловленного в договоре пути следования страхование прекращается. Чтобы в таких случаях договор страхования мог оставаться в силе, страхователь должен своевременно заявить страховщику о предстоящем изменении района плавания или рейса и подтвердить готовность уплатить дополнительную премию, если страховщик ее потребует. Не считается нарушением договора страхования отклонение судна от обусловленного пути или выход из района плавания в целях спасения человеческих жизней, судов и грузов, а также отклонение, вызванное необходимостью обеспечения безопасности дальнейшего рейса. Международная конвенция обязывает капитанов судов оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, и при получении сигнала помощи с возможной скоростью следовать на помощь терпящим бедствие (аналогичная норма отражена в ст. 53 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Страховая премия и страховые тарифы. Страховой премией называется плата, которую страховщик взимает за страхование (принятие на себя ответственности за возможное повреждение или гибель судна).

Тарифные ставки определяются на основе актуарных расчетов. В силу большого разнообразия видов, типов и классов транспортных средств, широкой географии их эксплуатации ставки по страхованию также отличаются очень большим разнообразием. Они группируются по видам транспорта, техническому состоянию, территориям эксплуатации, условиям страхования и т.д. При этом существуют базовые тарифные ставки и система повышающих и понижающих коэффициентов. Разброс тарифов очень велик (от 0,4 до 3,5% стоимости корпуса судна) и зависит в первую очередь от типа судна. Например, при страховании судов торгового флота более низкие ставки имеют наиболее совершенные современные суда высшего класса регистра, плавающие в спокойных районах. Помимо условий страхования и широты страхового покрытия, страховщик учитывает степень риска, связанного с качеством судна. К старым судам или вообще лишенным регистра применяются более высокие ставки. Учитываются районы плавания, время года; когда может возникать ледовая обстановка или наступает период штормов и т.д. Так, за плавание в арктических водах, где существует ледовая опасность (суда могут застрять во льдах или получить повреждения от столкновения со льдом), обычно сверх нормальных ставок, установленных для плавания в теплых водах, взимается дополнительная, так называемая экстрапремия. Отсюда понятно, что в страховании судов применяются индивидуальные для каждого судна ставки премии в зависимости от его типа, условий страхования, района и времени года и т.и. Твердые тарифы ставок выработать практически невозможно. Практика знает только отдельные тарифы для судов, плавающих в строго определенных районах, тарифные ставки экстрапремий за выход в районы, оговоренные как опасные. Такая экстрапремия представляет собой определенную сумму, взимаемую с каждой брутто-регистровой тонны судна, плюс определенный процент со страховой суммы. При страховании целых флотов, как правило, устанавливается средняя ставка для всего флота или для более точного расчета все суда этого флота группируются по общим однородным показателям и ставка устанавливается для каждой такой группы отдельно.

Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая. При требовании страхового возмещения страхователь обязан документально доказать наличие страхового случая. Страхователь обязан:

  • o принять все зависящие от него меры к предотвращению убытков, спасению и сохранению поврежденного транспортного средства;
  • o уведомить страховщика о наступлении страхового случая;
  • o сообщить в соответствующие компетентные органы;
  • o составить перечень повреждений, сохранить поврежденное транспортное средство и обеспечить представителю страховщика сюрвейеру (аварийному комиссару) условия для осмотра и установления размера убытков;
  • o получить в соответствующих компетентных органах документы, подтверждающие факт, обстоятельства и причины наступления страхового случая, характер и объем причиненного вреда, для представления их страховщику вместе с заявлением о выплате страхового возмещения.

Если причиной аварии явились непреодолимые стихийные силы, капитан для снятия с судовладельца (с судна) ответственности за убытки должен сделать заявление о морском протесте. Морской протест заявляется нотариусу или иному должностному лицу в порту прибытия и должен содержать описание обстоятельств происшествия и мер, которые капитан принял для обеспечения сохранности вверенного ему имущества. В любом виде морского страхования различаются убытки по общей и частной аварии.

Размер ущерба определяется в зависимости от характера вреда, причиненного транспортному средству страховым случаем. При фактической гибели, утрате или пропаже транспортного средства без вести ущерб равен его страховой действительной стоимости. Ущерб при конструктивной гибели (когда затраты на ремонт превышают 75% стоимости) определяется как разница между страховой его стоимостью и стоимостью пригодных для использования или реализации частей, узлов.

При повреждении транспортного средства ущерб определяется как разница между стоимостью восстановления (ремонта) и стоимостью оставшихся после ремонта пригодных для использования, реализации деталей. Если в договоре страхования не установлено иное, убытки от повреждения транспортного средства подлежат возмещению в сумме, которая не должна превышать стоимость восстановления поврежденной или погибшей части, за вычетом естественного износа этой части к моменту аварии, т.е. действует принцип зачета «старого за новое».

Страховое возмещение выплачивается при страховом случае в соответствии с последствиями, размером убытков, страховой суммой, франшизой и видом ответственности страховщика.

Одна из отличительных особенностей договора морского страхования — абандон. Правовой и экономический смысл абандона заключается в возможности отказа страхователя от своих прав на застрахованное судно и/или перевозимый этим судном груз с целью получения от страховщика всей (100%) страховой суммы. В случае абандона страховая сумма выплачивается страхователю или выгодоприобретателю, а права на застрахованное имущество переходят к страховщику. В соответствии со ст. 278 КТМ основанием для заявления абандона со стороны страхователя или выгодоприобретателя по договору морского страхования служат:

  • o пропажа судна без вести;
  • o уничтожение судна и/или груза (полная фактическая гибель);
  • o экономическая нецелесообразность восстановления или ремонта судна;
  • o экономическая нецелесообразность устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения;
  • o захват судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более чем шесть месяцев.
Читайте так же:  Алименты на неработающих родителей

Заявление об абандоне (notice of abandonment) должно быть сделано страховщику в течение шести месяцев с момента окончания срока или наступления обстоятельств, удостоверяющих юридический факт пропажи судна без вести, полной фактической или конструктивной гибели и т.д. Правовые нормы требуют от страхователя или выгодоприобретателя по договору морского страхования, чтобы заявление об абандоне было сделано в безусловной форме.

Это значит, что заявление об абандоне не может быть взято страхователем или выгодоприобретателем обратно. Страхователь лишен права аннулировать абандон, но такое право предоставлено страховщику. При этом к страхователю (выгодоприобретателю) возвращаются его нрава на застрахованное имущество, а страховщику возвращается выплаченная страховая сумма, за исключением части суммы, соответствующей фактически понесенным страхователем документально подтвержденным убыткам (ст. 280 КТМ).

После уплаты страхового возмещения к страховщику в пределах уплаченной суммы переходят все претензии и права, которые страхователь или выгодоприобретатель имеет к третьим лицам, виновным или ответственным за причинение вреда. Страхователь или выгодоприобретатель при получении страхового возмещения обязан передать страховщику все имеющиеся у него документы и доказательства, связанные с убытком, и выполнить все формальности, необходимые для осуществления права регресса к виновной стороне.

ПРИКАЗ БЕЛОРУССКОГО БЮРО ПО ТРАНСПОРТНОМУ СТРАХОВАНИЮ

от 10 июня 2014 года №17-од

О внесении изменений и дополнений в приказ Белорусского бюро по транспортному страхованию от 12 октября 2000 года №27-од

На основании Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2014 г. №165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности» и Устава Белорусского бюро по транспортному страхованию, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 декабря 1999 г. №701, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в приказ Белорусского бюро по транспортному страхованию от 12 октября 2000 г. №27-од «Об утверждении Инструкции о порядке проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №111, 10/44; 2002 г., №73, 10/53; 2004 г., №126, 10/66; №171, 10/68; 2007 г., №4, 10/78; 2008 г., №171, 10/105; 2009 г., №121, 10/115; 2010 г., №82, 10/124) следующие изменения и дополнения:

1.1. преамбулу изложить в следующей редакции:

«На основании Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. №530 «О страховой деятельности», в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2014 г. №165 и Устава Белорусского бюро по транспортному страхованию, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 декабря 1999 г. №701, ПРИКАЗЫВАЮ:»;

1.2. Инструкцию о порядке проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденную этим приказом, изложить в новой редакции (прилагается).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2014 г.

Утверждена Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 12 октября 2000 года №27-од

(в редакции Приказа Белорусского бюро по транспортному страхованию от 10 июня 2014 года №17-од)

Инструкция о порядке проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев

Глава 1. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок оформления документов при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и выплате страхового возмещения потерпевшим, владельцам транспортных средств — резидентам Республики Беларусь, заключившим договоры комплексного внутреннего страхования, в результате дорожно-транспортных происшествий.

2. В Республике Беларусь в соответствии с Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. №530 «О страховой деятельности», в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2014 г. №165 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №143, 1/7866; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.04.2014, 1/14942) (далее — Положение о страховой деятельности) заключаются в письменной форме следующие виды договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: договор внутреннего страхования, договор комплексного внутреннего страхования, договор пограничного страхования и договор страхования «Зеленая карта».

Глава 2. Порядок заключения договора внутреннего страхования

3. Договор внутреннего страхования заключается с владельцем транспортного средства — резидентом Республики Беларусь или владельцем транспортного средства — нерезидентом Республики Беларусь, временно находящимся на территории Республики Беларусь, либо с водителем от имени владельца транспортного средства — нерезидента Республики Беларусь, временно находящегося на территории Республики Беларусь, по всем транспортным средствам, используемым в дорожном движении на территории Республики Беларусь.

4. Договор внутреннего страхования заключается, как правило, на один год.

При сезонном использовании транспортного средства этот договор может быть заключен на срок от одного до двенадцати месяцев.

При приобретении или получении транспортного средства до его регистрации указанный договор должен быть заключен владельцем этого транспортного средства на пятнадцать дней.

5. Для заключения договора внутреннего страхования владелец транспортного средства обращается к страховщику с заявлением по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции следующего содержания:

фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии) и место жительства (место пребывания) страхователя — физического лица (согласно регистрации по месту жительства (месту пребывания) или полное наименование и место нахождения страхователя — юридического лица (согласно месту государственной регистрации, указанному в учредительных документах) и номер телефона;

основание на право владения транспортным средством (в силу права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления, по договору аренды, по доверенности на управление транспортным средством либо по иным основаниям, предусмотренным законодательством или договором);

сведения о транспортном средстве: тип, марка (модель), регистрационный знак, номер кузова (шасси), технические характеристики (рабочий объем двигателя или вместимость, грузоподъемность, количество мест, мощность двигателя, электромобиль или гибридный автомобиль);

срок страхования, вступление договора страхования в силу, порядок (единовременно или в два этапа) и форма (наличными денежными средствами или в безналичной форме в виде банковского перевода либо в безналичной форме с использованием банковской платежной карточки) уплаты страхового взноса;

использование легкового автомобиля в качестве такси, а автобуса — для перевозок пассажиров в регулярном сообщении;

наименование, серия, номер и дата выдачи документов, подтверждающих возможность уплаты страхового взноса по договору внутреннего страхования (договору комплексного внутреннего страхования) с физическим лицом — резидентом Республики Беларусь в размере 50 процентов (решение органа по труду, занятости и социальной защите о бесплатном или на льготных условиях выделении транспортного средства или Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» (далее — Белгосстрах) о бесплатном или на льготных условиях выделении транспортного средства в связи с осуществлением обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; удостоверение инвалида или участника Великой Отечественной войны; водительское удостоверение; справка, подтверждающая совместное проживание по одному адресу с лицом, которому выдана доверенность на право управления транспортным средством, или другой документ, подтверждающий личное пользование транспортным средством);

наименование страховщика, с которым был заключен предыдущий договор страхования, серия и номер страхового свидетельства и срок страхования;

сведения о совершении в предшествующий заключению договора страхования год дорожно-транспортных происшествий и причинении вреда владельцем транспортного средства или лицами, на которых распространялся договор страхования;

сведения о возрасте страхователя — физического лица и его стаже вождения по соответствующей категории транспортного средства.

6. Одновременно с заявлением, указанным в пункте 5 настоящей Инструкции, владелец транспортного средства представляет свидетельство о регистрации (технический паспорт) транспортного средства, а в случае отсутствия либо невыдачи свидетельства о регистрации (технического паспорта) транспортного средства — иной документ, подтверждающий владение транспортным средством.

Физическое лицо также представляет страховщику документ, удостоверяющий личность (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца).

7. При наличии у владельца двух и более единиц транспортных средств сведения о транспортных средствах прилагаются к заявлению по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции. При этом в разделе «Сведения о транспортном средстве» заявления учиняется запись: «См. приложение».

8. В случае получения заявления от юридического лица о заключении договора внутреннего страхования страховщик выписывает счет с указанием суммы страхового взноса в евро, который в трехдневный срок с момента получения заявления направляется данному лицу для оплаты.

9. Документом установленного образца, удостоверяющим заключение договора внутреннего страхования, является страховое свидетельство по форме, утверждаемой Белорусским бюро по транспортному страхованию (далее — Белорусское бюро) по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь (далее — Министерство финансов).

Одновременно со страховым свидетельством, указанным в части первой настоящего пункта, страхователю выдается один бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии по форме, утвержденной Белорусским бюро по согласованию с Министерством финансов и Министерством внутренних дел Республики Беларусь (далее — Министерство внутренних дел).

Глава 3. Порядок заключения договора комплексного внутреннего страхования

10. Договор комплексного внутреннего страхования, включающий обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства и его транспортного средства на случай причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия, заключается с владельцем транспортного средства — резидентом Республики Беларусь. При этом владелец транспортного средства — резидент Республики Беларусь заключает договор внутреннего страхования либо договор комплексного внутреннего страхования по своему выбору.

11. Договор комплексного внутреннего страхования заключается на срок от шести месяцев до одного года.

12. Для заключения договора комплексного внутреннего страхования владелец транспортного средства обращается к страховщику с заявлением, указанным в пункте 5 настоящей Инструкции.

13. Одновременно с заявлением владелец транспортного средства представляет свидетельство о регистрации (технический паспорт) транспортного средства, а в случае отсутствия либо невыдачи свидетельства о регистрации (технического паспорта) транспортного средства — иной документ, подтверждающий владение транспортным средством.

Физическое лицо также представляет страховщику документ, удостоверяющий личность (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца).

14. При наличии у владельца двух и более единиц транспортных средств сведения о транспортных средствах прилагаются к заявлению по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции. При этом в разделе «Сведения о транспортном средстве» заявления учиняется запись: «См. приложение».

15. В случае получения заявления от юридического лица о заключении договора комплексного внутреннего страхования страховщик выписывает счет с указанием суммы страхового взноса в евро, который в трехдневный срок с момента получения заявления направляется данному лицу для оплаты.

16. Документом установленного образца, удостоверяющим заключение договора комплексного внутреннего страхования, является страховое свидетельство по форме, утверждаемой Белорусским бюро по согласованию с Министерством финансов.

Одновременно со страховым свидетельством, указанным в части первой настоящего пункта, страхователю выдается один бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии по форме, утвержденной Белорусским бюро по согласованию с Министерством финансов и Министерством внутренних дел.

17. При заключении договора комплексного внутреннего страхования страховщик производит осмотр транспортного средства, при необходимости — его фотографирование и составляет справку об осмотре транспортного средства по форме согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.

При этом страхователь обязан предоставить транспортное средство в указанное страховщиком время и место. В случае невозможности предоставления страхователем транспортного средства в указанное страховщиком время и место его осмотр производится в месте, день и время, согласованные со страховщиком.

Глава 4 Порядок заполнения страхового свидетельства

18. Страховые свидетельства, указанные в пунктах 9 и 16 настоящей Инструкции, заполняются в следующем порядке:

18.1. в строке «Наименование страховой организации (подразделения), место нахождения и телефон» указываются наименование страховой организации (обособленного подразделения), выдавшей страховое свидетельство, адрес места нахождения, контактный телефон и учетный номер плательщика (УНП);

18.2. в строке «Выдано» указываются фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии) и место жительства (место пребывания) (согласно регистрации по месту жительства (месту пребывания) страхователя — физического лица либо наименование и место нахождения (согласно месту государственной регистрации, указанному в учредительных документах) страхователя — юридического лица;

18.3. в графе «Срок страхования» указывается срок, на который заключается договор внутреннего страхования (договор комплексного внутреннего страхования) (например, договор внутреннего страхования — 1 месяц, 1 год; договор комплексного внутреннего страхования — 6 месяцев, 1 год).

Далее указывается, с какого и по какое число, месяц и год договор внутреннего страхования (договор комплексного внутреннего страхования) действует (например, с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г.);

18.4. в графе «время» указывается время уплаты страхового взноса (при уплате страхового взноса в два этапа — его части) наличными денежными средствами либо время выдачи страхового свидетельства (при уплате страхового взноса (его части) в безналичной форме в виде банковского перевода или в безналичной форме с использованием банковской платежной карточки) в случае, когда с этого же дня устанавливается срок страхования. Если срок страхования устанавливается с любого другого дня в течение месяца с момента уплаты страхового взноса (его части) и при заключении договора внутреннего страхования (договора комплексного внутреннего страхования) на новый срок до истечения действия предыдущего договора, в данной графе указывается время 00.00. Время окончания срока действия договора внутреннего страхования (договора комплексного внутреннего страхования) соответствует 24 часам дня окончания его действия;

18.5. в графе «Тип» указывается тип транспортного средства, закодированный следующим образом:

легковые автомобили (ВАЗ, ЗАЗ, «Москвич», АЗЛК, ИЖ, ГАЗ, ЛУАЗ, УАЗ) с рабочим объемом двигателя:

до 1200 куб. см включительно — N1;

свыше 1200 до 1800 куб. см включительно — N2;

свыше 1800 до 2500 куб. см включительно — N3;

свыше 2500 до 3500 куб. см включительно — N4;

свыше 3500 куб. см — N5;

легковые автомобили, включая микроавтобусы, с числом посадочных мест до 8 включительно (не считая места водителя), за исключением автомобилей ВАЗ, ЗАЗ, «Москвич», АЗЛК, ИЖ, ГАЗ, ЛУАЗ, УАЗ, с рабочим объемом двигателя:

до 1200 куб. см включительно — A1;

свыше 1200 до 1800 куб. см включительно — A2;

свыше 1800 до 2500 куб. см включительно — A3;

свыше 2500 до 3500 куб. см включительно — A4;

свыше 3500 куб. см — A5;

легковые автомобили-такси (тип М1*) — A6;

гибридные автомобили — Р2;

прицепы к легковым автомобилям:

грузовые и складные жилые — B1;

прицепы-дачи (караван) — B2;

грузовые и грузопассажирские автомобили**, их шасси грузоподъемностью:

до 1 т включительно — C0;

свыше 1 до 2 т включительно — C1;

свыше 2 до 8 т включительно — C2;

свыше 8 до 15 т включительно — C3;

свыше 15 до 25 т включительно — C4;

тягачи и их шасси — D;

колесные тракторы и дорожные машины с мощностью двигателя:

до 50 л. с. включительно — V1;

свыше 50 до 200 л. с. включительно — V2;

свыше 200 л. с. — V3;

гусеничные тракторы — M;

прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям, их шасси, прицепы и полуприцепы к тракторам грузоподъемностью:

до 5 т включительно — E0;

свыше 5 до 10 т включительно — E1;

свыше 10 до 20 т включительно — E2;

квадрициклы (мотоколяски), мотоколяски, мотоциклы, мотороллеры и мопеды с рабочим объемом двигателя:

до 150 куб. см включительно — F1;

свыше 150 до 750 куб. см включительно — F2;

свыше 750 куб. см — F3;

автобусы с числом посадочных мест:

до 20 включительно — L1;

от 21 до 40 включительно — L2;

автобусы, используемые для перевозок пассажиров в регулярном сообщении (тип М2***) — L4;

троллейбусы, трамваи — W.

При заключении договоров внутреннего страхования с нерезидентами Республики Беларусь, временно находящимися на территории Республики Беларусь, для заполнения данной графы используются коды типов транспортных средств, указанные в пункте 23 настоящей Инструкции;

Читайте так же:  Судебная экспертиза институт сербского

* К типу М1 относятся транспортные средства категории М1, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя не более восьми мест для сидения и оформленные в соответствии с СТБ 13892003, на которые выданы регистрационные знаки типа 13 (СТБ 914-99 (ИСО 7591:1982).

** Грузопассажирские автомобили относятся к типу С в соответствии с их грузоподъемностью.

*** К типу М2 относятся транспортные средства категории М2, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т, оформленные в соответствии с СТБ 1389-2003, на которые выданы регистрационные знаки типа 13 (СТБ 914-99 (ИСО 7591:1982).

18.6. в графе «Марка» указываются марка, модель, модификация транспортного средства (например, ВАЗ-21061);

18.7. в графе «Регистрационный знак» указывается присвоенный транспортному средству регистрационный знак (например 5446 АА7).

В случае, если на транспортное средство органами Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел выданы дублирующие регистрационные знаки (на желтом фоне с серией ТАХ, ТВХ, ТЕХ и т.п.), то договор страхования в отношении этого транспортного средства заключается по типу А6, а в графе страхового свидетельства «Регистрационный знак» указывается регистрационный знак с серией ТАХ, например, 7 ТАХ 5820;

18.8. в графе «Техническая характеристика» указываются в зависимости от типа транспортного средства рабочий объем двигателя или грузоподъемность, число посадочных мест, мощность. При этом грузоподъемность транспортного средства определяется разницей между разрешенной максимальной (полной) массой транспортного средства и его массой без нагрузки, которые указаны в свидетельстве о регистрации (техническом паспорте) транспортного средства.

При отсутствии в свидетельстве о регистрации (техническом паспорте) транспортного средства данных характеристик грузоподъемность транспортных средств определяется по техническим характеристикам транспортного средства, установленным изготовителем.

Грузоподъемность грузовых автомобилей специального назначения определяется исходя из модели, на базе которой они сконструированы.

По автомобилям специального назначения, не имеющим аналогов, грузоподъемность определяется применительно к подобной модели.

По легковым автомобилям-такси (тип М1), электромобилям, прицепам к легковым автомобилям, гусеничным тракторам, тягачам, автобусам, используемым для перевозки пассажиров в регулярном сообщении, троллейбусам и трамваям данная графа не заполняется;

18.9. в графе «Номер кузова (шасси)» указывается согласно свидетельству о регистрации (техническому паспорту) транспортного средства номер кузова транспортного средства, а при заключении договора страхования по прицепу указывается номер шасси;

18.10. в графе «Установленный страховой взнос» указывается размер страхового взноса в евро. Размер установленного страхового взноса определяется в зависимости от типа транспортного средства и срока его страхования.

При заключении договора внутреннего страхования (договора комплексного внутреннего страхования) сроком на один год страховой взнос может уплачиваться в два этапа: 50 процентов — при заключении этого договора и 50 процентов — в течение шести месяцев со дня его вступления в силу;

Об участии военных организаций в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

(«За права военнослужащих», 2007)

ОБ УЧАСТИИ ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ

ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Баландин В. С., преподаватель Голицынского пограничного института ФСБ России, капитан.

С 1 января 2004 г. военные организации участвуют в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Данный вид страхования был введен Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 г. (далее — Закон).

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, в том числе транспортных средств военных организаций (п. 1 ст. 4 Закона).

Интересна позиция законодателя, в соответствии с которой некоторые категории транспортных средств военных организаций все же освобождаются от обязательного страхования.

В п. 3 ст. 4 Закона перечислены владельцы транспортных средств, на которых обязанность по страхованию не распространяется. Особое внимание следует уделить подп. «в» указанного пункта. Следует отметить, что данный подпункт 23 июня 2003 г. претерпел изменения (Федеральный закон «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 23 июня 2003 г. N 77-ФЗ). Так, если ранее от обязанности страхования транспортных средств освобождались только Вооруженные Силы Российской Федерации, то в новой редакции подп. «в» освобождает от обязанности страхования владельцев транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба (в том числе и федеральной службы безопасности), за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Важно заметить, что подп. «в» п. 3 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263, освобождает от обязанности страховать транспортные средства только Вооруженные Силы Российской Федерации, к которым в соответствии с разд. IV Федерального закона «Об обороне», например, федеральная служба безопасности никакого отношения не имеет. Разумеется, необходимо привести вышеназванные Правила в соответствие с Законом.

Возникает вопрос: какие транспортные средства обеспечивают хозяйственную деятельность?

На примере пограничных органов федеральной службы безопасности можно привести вариант толкования данной правовой нормы. Все транспортные средства пограничных органов в зависимости от предназначения делятся на следующие группы эксплуатации: боевую, строевую, транспортную, учебную и неприкосновенного запаса (Приказ ФПС России «Об утверждении Наставления по танкотехническому и автотехническому обеспечению органов пограничной службы Российской Федерации» от 26 марта 1996 г. N 210 (ст. 71)). Предполагается страховать не все, а отдельную группу — транспортную, которая и предназначена для удовлетворения хозяйственных нужд военных организаций. Очевидно, что боевую технику никак нельзя отнести к обеспечивающей хозяйственную деятельность, т. е. исходя из смысла подп. «в» п. 3 ст. 4 Закона ее страховать не надо. Что касается строевой группы, то к ней относятся машины, предназначенные для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов, военно-технического имущества, для эвакуации техники и вооружения (Приказ ФПС России «Об утверждении Наставления по танкотехническому и автотехническому обеспечению органов пограничной службы Российской Федерации» (ст. 71)). Транспортные средства данной группы в повседневных условиях используются редко, поскольку в большей степени предназначены для участия в военных мероприятиях. А так как подп. «в» п. 8 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств указывает на то, что вред, причиненный в результате военных действий, а также маневров и других военных мероприятий, возмещаться страховщиком не будет, то транспортные средства, предназначенные для участия в указанных выше мероприятиях, страховать не обязательно.

Что касается учебной группы эксплуатации, то к ней относятся машины, предназначенные для обучения личного состава практическому вождению. А обучение относится к хозяйственной деятельности? Автор считает необходимым страховать транспортные средства данной группы эксплуатации в том случае, если они выезжают за пределы территории военной организации.

Таким образом, обязательному страхованию на данный момент подлежат транспортные средства транспортной группы эксплуатации, и, по мнению автора, в существующих условиях должны быть застрахованы транспортные средства учебной группы, принимающие участие в дорожном движении за пределами территории военной организации.

По вопросу об участии военных организаций в указанном страховании существует мнение о том, что необходимо страховать транспортные средства не только транспортной группы эксплуатации, но и строевой, поскольку данные транспортные средства периодически выезжают за пределы территории военных организаций и могут стать участниками ДТП, а в перспективе предполагается переход военных организаций и на добровольное страхование транспортных средств. Согласно данному мнению, государство должно брать на себя ответственность за возможный вред от использования транспортных средств военными организациями. Данная точка зрения обосновывается необходимостью соблюдения имущественных прав военнослужащих по призыву, назначаемых помимо их воли на должности водителей. На наш взгляд, с данной точкой зрения можно согласиться, однако наметившаяся тенденция перехода военных организаций к комплектованию военнослужащими по контракту позволяет говорить о том, что в недалеком будущем необходимость гарантирования прав военнослужащих по призыву отпадет. Что же касается добровольного страхования, то в силу высоких тарифов в данном виде страхования для военных организаций оно неприемлемо.

Мы придерживаемся мнения о том, что участие военных организаций в указанном выше страховании вообще нецелесообразно.

Общая целевая направленность Закона заключается в обеспечении гарантии возмещения вреда потерпевшим в результате ДТП. Бесспорно, наличие такой гарантии в ряде случаев необходимо. Так, Н. М. Копылкова справедливо отмечает: «При реализации положений п. 3 ст. 1083 (ГК РФ. — В. Б.), когда суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, и возникала проблема возмещения вреда, причиненного потерпевшему в результате ДТП. Исполнение решения суда могло растянуться на годы, поскольку сумма возмещения вычиталась из месячного заработка виновника в размере не более установленного процента».

Очевидно, что подобная ситуация не может иметь отношения к военным организациям.

Согласно п. 3 ст. 56 ГК РФ в отношении военных организаций действуют общие правила ГК РФ о субсидиарной ответственности собственника имущества юридического лица по обязательствам последнего в случае, если несостоятельность юридического лица вызвана собственником и имущества юридического лица недостаточно. Также для гражданско-правовых отношений с участием военных организаций характерно установление по ее обязательствам на случай недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения (п. 2 ст. 120 ГК РФ, п. 2 ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ), а также при отказе учреждения удовлетворить требование кредитора или при оставлении его без ответа (абз. 2 п. 1 ст. 399 ГК РФ) субсидиарной ответственности государства как собственника имущества, закрепленного за учреждением.

Значение института субсидиарной ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам нельзя переоценить, и в настоящее время он является надежным гарантом соблюдения прав кредиторов государства, так как государство не может быть банкротом и всегда способно покрыть долг перед кредиторами. В связи с этим на сегодняшний день представляется возможным сделать важный вывод о том, что возлагать на военные организации обязанность страховать свои транспортные средства оснований нет. Усилия законодателя должны быть направлены на развитие института субсидиарной ответственности, чтобы сделать его более эффективным гарантом соблюдения прав кредиторов государственных учреждений, нежели заставлять их вкладывать бюджетные средства в страховые организации, т. е. в частный бизнес, что, на наш взгляд, по крайней мере, нецелесообразно.

С финансово-экономической точки зрения участие военных организаций в вышеназванном страховании также нецелесообразно. Так, например, сумма материального ущерба от ДТП, возмещаемого одной из военных организаций, составляет в среднем 200 тыс. руб. в год, в то время как сумма страховой премии по договорам указанного страхования составляет в среднем 252 тыс. руб. (при штатной численности автомобилей, застрахованных по договору вышеназванного страхования, 56 штук и средней страховой премии 4500 руб.).

Следующим аргументом в пользу нашей позиции о нецелесообразности участия военных организаций в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств является необходимость сохранения государственной тайны.

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. N 5485-1 государственную тайну составляют сведения о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке. В приложении 4 к Правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств содержится перечень необходимых для такого страхования сведений, который включает, в частности, такие сведения о страхователе и о собственнике, как их полное наименование, адрес и другие сведения. Таким образом, военной организации для того, чтобы застраховать свое транспортное средство, необходимо передавать страховщику сведения, часть из которых составляет государственную тайну, например сведения о дислокации военной организации. В то же время страховщику становится известным штат транспортных средств, стоящих на вооружении конкретной военной организации.

В законодательстве ничего не сказано о порядке предоставления страховщиками информации о страхователях. В абз. 3 п. 1 ст. 30 Закона есть упоминание о том, что страховщики и их профессиональное объединение обязаны соблюдать установленные законодательством Российской Федерации режимы защиты, режим обработки получаемой конфиденциальной информации и порядок ее использования, а в случае их нарушения несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. Однако, на наш взгляд, данная норма не является препятствием к распространению такой информации, поскольку она носит общий отсылочный характер.

Перспектива создания единой информационной базы вышеназванного страхования усугубляет данную проблему.

Таким образом, участие военных организаций в указанном страховании способствует распространению некоторых сведений, составляющих государственную тайну.

В сложившейся ситуации представляется необходимым либо освободить военные организации от обязанности страховать свои транспортные средства, либо ввести специальный порядок предоставления информации о страхователе и собственнике застрахованного транспортного средства, например, строго по запросу суда либо иного компетентного органа. Также в отношении военных организаций необходимо ограничить объем предоставляемой страховщикам информации, например, ограничить информацию об адресе собственника лишь регионом нахождения (что необходимо для определения размера страхового платежа исходя из территориального коэффициента) без указания конкретного адреса.

Анализ правовых оснований участия военных организаций в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств позволяет сделать ряд выводов:

1. В настоящее время военные организации участвуют в данном виде страхования на равных условиях с остальными участниками гражданского оборота. Однако в их отношении установлены некоторые ограничения, касающиеся категорий транспортных средств, подлежащих страхованию. Так, некоторые категории транспортных средств страховать необязательно, что связано со спецификой выполняемых военными организациями задач.

2. Участие военных организаций в вышеназванном страховании необоснованно и нецелесообразно. На это указывают следующие аргументы:

во-первых, нет необходимости создавать двойные гарантии для кредиторов военных организаций, поскольку существует эффективный институт субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения, которым в нашем случае является государство в лице главного распорядителя бюджетных средств;

во-вторых, участие военных организаций в вышеназванном страховании нецелесообразно с финансово-экономической точки зрения;

в-третьих, необходимость передачи страховщику определенных сведений о военной организации может повлечь за собой разглашение сведений, составляющих государственную тайну.

Читайте так же:

  • Бухгалтерская отчетность банка россии Бухгалтерский учет и отчетность в кредитных организациях Положение Банка России от 25 ноября 2013 года № 409-П «О порядке бухгалтерского учета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов» Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 декабря 2013 […]
  • Сколько материнский капитал за 3 ребенка Правила получения материнского капитала за третьего ребенка С рождением третьего малыша материальный аспект – настоящее испытание для семейного бюджета. Так что финансовая поддержка от государства всегда кстати. Программа материнского капитала является значимым подспорьем для ячейки […]
  • Нотариус зеленограда ул гоголя Зеленоград 14 микрорайон нотариус Нотариус зеленоград выезд на дом цена Бпоказать на карте Тел.: 8(499)731-12-10 / 8(499)731-00-08Адрес.: Россия, Москва, Зеленоград, р-н Силино, 10 микрорайон, корп. 1004показать на карте Тел.: 8(499)738-32-94 / 8(499)733-04-01Адрес.: Россия, Москва, […]
  • Будут ли выплачивать материнский капитал в 2019 году включительно Изменения в материнском капитале в 2018 году В 2018 году программы материнский капитал коснется целый ряд изменений в связи со вступлением в силу новых законов «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» и о внесении изменений в ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки […]
  • Нужна ли доверенность к врачу ДОВЕРЕННОСТЬ ДЛЯ БАБУШКИ ДОВЕРЕННОСТЬ ДЛЯ БАБУШКИ В случае невозможности законных представителей (отец, мать, опекун, приемные родители) сопровождать своего ребенка в больницу, представлять его интересы при оказании ему медицинской помощи (ФЗ №323 от 21.11.2011 «Об основах охраны […]